Что такое парадигма или почему Аристотель был глуп — T&P
Завершив два сезона рубрики «Просто о сложном», «Теории и практики» решили перейти от понятий эмпирических к вещам более теоретическим. В третьем выпуске новой рубрики — рассказ о Томасе Куне, который перевернул представление о прогрессе в науке и первым заговорил о «смене парадигмы».
На запрос paradigm shift Google выдает более десяти миллионов страниц, а на Amazon доступны 18 400 книг с этим словосочетанием в заголовке. На ютьюбе, к примеру, есть видео «Моя парадигма», создатели которого обещают рассказать, «как стать успешным, счастливым, самодостаточным и богатым». Слово парадигма в разговорной речи имеет множество смыслов, чаще всего употребляющий его смысл термина понимает весьма смутно.
В целом, речь чаще всего идет об идеальном мире в сознании собеседника: в блогах можно встретить манифесты с названием типа «Славянская парадигма» или даже «Парадигма домашней фотостудии». Сменой парадигмы в ироническом смысле называют беспричинную и резкую перемену в убеждениях. Но если значение этого понятия в кухонных разговорах бывает в высшей степени расплывчатым, то история проникновения парадигмы в нашу речь вполне себе определенна.
50 лет назад, в августе 1962 года вышла в свет одна из главных книг XX века — «Структура научных революций» Томаса Куна. Ее автора — профессора физики Калифорнийского университета в Беркли — проблемы истории науки заинтересовали еще в студенческие времена. Кун окончил Гарвард в 1943-м и был призван на фронт, а по возвращении продолжил образование, получив через 6 лет докторскую степень по физике. Ученый рассчитывал посвятить жизнь исследованиям в области квантовой механики, но университетское начальство распорядилось иначе: он был направлен читать курс по точным наукам студентам гуманитарных направлений. Тогда-то исследователь и обратил внимание на историю физики. Чем больше он размышлял над механикой Аристотеля и Ньютона, тем больше сомневался в традиционном представлении о поступательном накоплении знаний и постоянном прогрессе в науке. Как физик он понимал, что с точки зрения современной науки механика Аристотеля — просто глупость, и рождение из нее современной науки вовсе не очевидно и не логично.
Парадигма в общем понимании определяет подход человека к любому явлению, его видение мира и взгляд на вещи. Знаменитый анекдот про оптимиста и пессимиста и стакан воды — как раз об этом.
Тогда Кун задался вопросом: «Что же, Аристотель был глуп?». Разумеется, нет. Очевидно, он работал в рамках другой науки и другого представления о человеке, природе и о космосе. Анализируя последовательно историю физики, Кун убеждался, что она развивалась не прогрессивно, методом сложения крупиц знаний в общую сокровищницу человечества, как представляли это позитивисты, а революционно: от одного замкнутого этапа к другому. Такой этап в истории науки он назвал парадигмой (или нормальной наукой), а процесс перехода от одного этапа к другому — сменой парадигмы (или научной революцией). В его парадигме парадигма — это теория, признанная определенным научным сообществом и в нем существующая, правила и стандарты научной практики, а также модель постановки проблем и их решения. Ярче всего существующая парадигма обычно выражается в учебниках.
Например, Ньютоновская физика — это парадигма. Она включает в себя и законы этой физики, и сообщество ученых, принимающих ее постулаты. Но не только. Сама возможность прийти к научному открытию в результате падения яблока на голову — тоже часть этой парадигмы. Такими же парадигмами являются и теория относительности, и Евклидова геометрия, и другие долговечные и общепринятые научные теории.
Но носители парадигмы в широком смысле — это не только ученые, а все люди. Парадигма в таком понимании определяет подход человека к любому явлению, его видение мира и взгляд на вещи. Знаменитый анекдот про оптимиста и пессимиста, видящих наполовину полный или пустой стакан воды — как раз про парадигму. В самом примитивном значении парадигма — это ваш взгляд на вещи.
У новой теории, разумеется, нашлось много оппонентов. Дело в том, что от умозаключений Куна оставался один шаг к нескольким опасным с точки зрения научного эстеблишмента выводам. Если одна теория сменяет другую, переворачивая каждый раз основные постулаты и фундаментальные принципы, то, следовательно, наука вовсе не стоит на пути бесконечного прогресса. Кроме того, Кун нигде не дает понять, что современная западная парадигма лучше или даже «научнее» всех остальных. Теория научных революций действительно имела огромное влияние на историю и социологию науки, которая стала рассматривать научные сообщества и принятые ими парадигмы вместе — совсем как этнографы анализируют примитивные племена и их мифологию.
Еще хуже, чем теории научных реолюций в целом, пришлось самому понятию парадигмы. Его просто разгромили философы, обвиняя в расплывчатости и неоднозначности. Профессиональных мыслителей, видимо, раздражал сам факт, что такими понятиями оперирует физик. Томас Кун, однако, принял к сведению замечания философов и пересмотрел свои термины, стараясь конкретитизировать их. Но само слово «парадигма» вышло далеко за пределы истории науки и стало использоваться повсеместно в своем широком значении мировоззрения или образа мыслей. Пока физик подтягивал философскую базу, бизнес-аналитики и консультанты уже повсеместно внушали клиентам, что их бизнес нуждается в «смене парадигмы».
Как говорить
Неправильно «Приходить на работу в середине дня — парадигма начальства». Правильно — прерогатива.
Правильно «Когда мы вернулись с Бали, Виктор из либерала сделался коммунистом. Новое место, новая парадигма».
Правильно «В Перми смена парадигмы: здание художественной галереи передано во владение РПЦ».
Grigor Atanesyan
Теги
#словарный запас
#парадигма
43 301
Парадигма — что это такое простыми словами и как это связано с восприятием картины мира
Обновлено 24 июня 2022 Просмотров: 140 534 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть масса слов, с которыми мы сталкиваемся, но не всегда и не до конца понимаем их значение. Примером могут служить когда-то устаревшие, но вновь омолодившиеся комильфо и моветон, а так же расхожее слово перфекционизм или же проскакивающий в рекламе оксюморон.
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на чудесное (можно сказать красивое) слово «парадигма». Как звучит, а? Но что оно означает? В принципе, из контекста можно понять — это что-то такое «о высоком», глобальном и ассоциирующемся с концепцией картины мира, доктриной, толкованием, теорией или учением о чем-то.
На самом деле интуиция нас с вами не подвела (в очередной раз) — весь наш мир технологий и мировосприятия построен именно на парадигмах. Это столпы, без которых не было бы развития и движения вперед. Однако, столпы эти рукотворные, а посему кривоватые, что приводит к их периодической замене.
Что такое парадигма и что это слово означает
Слово парадигма имеет греческие корни и в переводе означает образец, модель или пример. В общем-то, этим все и исчерпывается — можно заканчивать заметку так ее и не начав. Ну, уж нет, не дождетесь…
Парадигма — это модель (чего угодно, но чаще всего это слово употребляется в применении к науке или общему мировоззрению). По сути — это общепризнанный образец или пример того, как на данном этапе развития стоит подходить к решению проблем в данной области.
Понятие парадигмы может быть применено как к глобальным вещам (та самая картина мира, объясняющая мироустройство, которая меняется со сменой вех), так и к довольно узким предметам изучения (отдельные научные дисциплины, философия, морфология и т.п.).
Примером общепризнанных парадигм в языкознании для русского языка могут служить правила сопряжения слов, т.е. те самые падежи, которые мы все учили в школе (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный).
Говоря простыми словами, парадигма — это та самая печка, от которой все сейчас пляшут. Она является устоявшимся на данный момент времени шаблоном, используя который можно решать стоящие перед наукой или любой другой областью применения знаний проблемы. Она помогает получаемые знания и опыт «раскладывать по уже имеющимся полочкам», систематизировать их и упрощать работу.
Например, главная парадигма, формирующая нашу сегодняшнюю картину мира — теория большого взрыва (не путать с одноименных сериалом). Примером устаревшей парадигмы может служить еще относительно недавно популярная модель плоской земли (как ни странно, но и сейчас есть те, кто ее придерживается) или земли находящейся в центре мироздания.
Обычно, смена научных взглядов (революционные изменения) связана именно со сменой парадигмы. Как правило, в любой модели изначально есть изъяны, которыми пренебрегают, стараются не замечать или даже намерено замалчивают.
Но когда количество выявленных изъянов превышает определенное значение, то могут начаться процессы приводящие к поиску новой парадигмы, которая на данном этапе будет иметь более общий характер и меньшее число изъянов. По закону диалектики — количество переходит в качество.
Эта модель становится потихоньку общепризнанной, пока не накопится опять достаточное число противоречий для ее всеобщего отрицания и перехода к новой модели, лучше удовлетворяющей новой реальности (имеющей большее число подходящих полочек, на которые можно расставить новые знания полученные о предмете изучения). Так происходит смена парадигм.
Например, картина мира сформулируемая во времена Аристотеля была заменена на новую парадигму классического естествознания во времена Ньютона. А сейчас уже больший вес имеет релятивистская теория Эйнштейна. Таким же революционным явлением приведшим к смене модели была теория Дарвина о происхождении видов. Сейчас ее активно пытаются оспаривать, но пока еще смены вех не произошло.
Однако, далеко не всегда парадигмы сменяют друг друга. Иногда они успешно сосуществуют и дополняют друг друга. Например, волновая и квантовые теории, а так же ряд других теорий, которые стараются устранить их дуализм. Хотя, это может быть только затянувшийся этап смены модели, когда «идеал» удовлетворивший большинство пока еще не найден.
Парадигмы — это наши очки для восприятия картины мира
Откуда появляются парадигмы? Ну, они формируются людьми и ни кем иным. По сути, это плод прихода к консенсусу (что это?), когда большинство «людей в теме» начинает считать данную модель наиболее состоятельной, т. е. наилучшим образом объясняющей предмет изучения (суть вещей вообще или в какой-либо частности — физике, химии, антропологии, биологии, мировоззрении, языкознании и т.п.).
Само собой, что все парадигмы ошибочны (не точны или имеют очень узкую область срабатывания). Мы опираемся на костыли (модели), но они не совершенны и со временем их приходится менять. Это, можно сказать, априори, даже не вдаваясь в подробности. Почему? Ну, потому что невозможно до конца понять суть вещей и картину мира. Мы сами являемся частью всего этого, а познать самого себя априори не возможно.
Модели лишь позволяют на данном этапе сделать возможным целенаправленное развитие, чтобы было на что опереться, что считать догмой. Мы пытаемся вместить реальность в прокрустового ложе парадигмы. Какое-то время нам кажется, что это удалось, но при более внимательном и скрупулезном рассмотрении выходит, что мы опять «попали пальцем в небо».
Мир гораздо сложнее (или проще), чем мы даже можем себе представить. И это замечательно!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
- Философия
Перспектива: о восприятии, перспективах и парадигмах. | Нирадж Алавелли
Сегодня миру нужно больше свечей, чем мороженого. Если вы не знаете, что я хочу сказать, надеюсь, вы поймете это к концу этого поста.
восприятие (сущ.): способ, которым что-то рассматривается, понимается или интерпретируется.
перспектива (сущ.): особое отношение или способ отношения к чему-либо
парадигма (жизни) (н): способ смотреть на вещи.
СЕГОДНЯ я не тот, кем я себя считаю.
Я не то, что вы думаете обо мне.
Я то, что я думаю, что вы думаете обо мне.
— Чарльз Хортон Кули
Прочтите и перечитайте приведенную выше цитату и дайте ей усвоиться. Итак, мы живем в этом восприятии восприятия самих себя. Мы создаем нашу идентичность на основе этих представлений.
Благодаря нашему восприятию мы получаем перспективы. И по мере того, как перспективы глубоко укореняются в нашем сознании, они становятся нашей парадигмой. И снова наша парадигма решает наше восприятие.
Парадигма — это слой, через который мы воспринимаем правильность решения и делаем соответствующий выбор. Это становится настолько неотъемлемой частью нашего подсознания, что мы редко бросаем им вызов.
Здесь я представляю вам две широкие парадигмы жизни, которые есть у каждого из нас.
Когда я учился в 7-м классе — первый год в школе-интернате. Раньше у нас были большие учебные доски, и многие из них были заполнены различными цитатами — философскими и мотивирующими — их соответствующих владельцев. Одна из популярных цитат на этих планках — 9.0003
«Жизнь похожа на мороженое, наслаждайся им, пока оно не растаяло».
Наша жизнь ограничена во времени и удовольствиях, поэтому мы должны наслаждаться ею до того, как она закончится. Это называется парадигмой удовольствия ( бхога-вртти )
Звучит красиво. Верно? Но с некоторым образованием и практическим мышлением становится очевидным, что, если каждый занят тем, что наслаждается своим собственным мороженым, общество становится хаотичным и делает счастье поверхностным — подробнее об этом я подробно рассказал в «Пароле к счастью 9».0003
Позже в своей жизни я наткнулся на другую похожую цитату, но с совершенно новой парадигмой —
«Жизнь как свеча, зажги свет, пока он не растаял».
У нас ограниченная жизнь с безграничной радостью и возможностью служить. Итак, разделите радость, пока она (жизнь) не закончилась. Это называется парадигмой служения ( сева-вртти )
. Эта парадигма обеспечивает беспроигрышное решение, тогда как парадигма удовольствия всегда представляет собой выигрыш-проигрыш. Позвольте мне объяснить вам это — Когда ваша мама готовит блюдо, которое все дома любят есть. Сначала она кормит всех остальных, прежде чем браться за себя — Она счастливее видеть, что вы едите, чем она сама — Это лучший пример сева-вритти — ВЫГОДНО-ВЫИГРЫШНО .
Тогда как, если вы сорвете несколько орехов кешью с тарелки вашего брата или сестры для собственного удовольствия, это бхога-вртти — ВЫИГРЫШ-ПРОИГРЫШ.
Мать в приведенном выше примере имеет парадигму служения в пределах семьи. А у патриота она в меру страны. А у альтруиста она есть во всем мире. Но только истинный спиритуалист, который идентифицирует себя как духовную душу, а любое другое живое существо как неотъемлемую частицу божественного, может иметь парадигму служения на универсальном уровне.
Мы все разные оттенки Серого между Черным и Белым цветами Бхога-вритти и Сева-вритти. Одни темнее, другие светлее — то есть у всех нас есть обе парадигмы, но в разном соотношении. Осветление наших оттенков серого называется «Смена Парадигмы»
Мы все свечи на разных уровнях, Я-Семья-Общество-Страна-Мир. Интересно, каким удивительным будет наш мир, если каждый из нас постарается увеличить радиус своей «парадигмы круга служения» — В мире больше свечей и меньше мороженого.
Давайте постараемся сделать наш серый оттенок светлее, чтобы сделать мир ярче и лучше.
Увидимся с новым постом на следующей неделе, а пока Сайонара!
Моя искренняя благодарность Его Милости Гауру Гопалу Дасу, Джею Шетти за мудрость, которую я почерпнул из их видео, и Его Милости Амалу М. Дасу за его удивительный вклад в его книгу «Искусство концентрации. Отвлечения»
Парадигмы восприятия | Цель и процедура в философии восприятия
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЦель и процедура в философии восприятияМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЦель и процедура в философии восприятияМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
FISH, WILLIAM,
‘PARADIGMS’
,
в Logue Heather, и Луиза Ричардсон (EDS)
,
Назначение и процедура в философии
(
,
,
,
,
,
,
,
,
,
.
2021;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 20 мая 2021
), https://doi.org/10.1093/oso/9780198853534.003.0002,
, по состоянию на 3 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЦель и процедура в философии восприятияМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЦель и процедура в философии восприятияМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Каждый согласится с тем, что современное философское мышление и теоретизирование о восприятии должны учитывать и согласовываться с открытиями визуальной науки. Тем не менее, несмотря на этот консенсус, мало дискуссий — и еще меньше согласия — о том, как это должно работать на практике. В этой главе предполагается, что мы можем получить полезную информацию, используя некоторые инструменты философии науки для решения этого вопроса. Сосредоточившись на разногласиях между Берджем и Макдауэллом относительно того, «прямо противоречит ли дизъюнктивизм в философии восприятия научному знанию» (Burge 2005, 29), глава предполагает, что интересные идеи могут быть получены, если посмотреть на эти дебаты через призму Куна — как на столкновение парадигм (или, точнее, лакатосовских исследовательских программ) — и затем исследовать методологические последствия, которые вытекают из этого. Утверждается, что рассмотрение этих дебатов через эту призму не только проливает свет на то, почему они могут казаться такими неразрешимыми, но и дает нам уверенность в том, что это может быть хорошо.
Ключевые слова: восприятие, наука о видении, несогласие, дизъюнктивизм, Кун, Лакатос, парадигмы, Бердж, Макдауэлл
Предмет
Метафизика Философия Разума
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотрите свою личную учетную запись и получите доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.