Глубинная психология
12.07.2012
Глубинная психология выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась исследовать эту независимую от сознания часть психики. Классическая глубинная психологая включает психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.
Основные тезисы глубинной психологии таковы:
1) Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное.
Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты.
По Фрейду таких инстинкта два:
Сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). По Адлеру, основной человеческий инстинкт — стремление к превосходству, совершенству, преодолению неполноценности.
Юнг же полагал, что энергия бессознательного может иметь разные формы проявления в разные периоды человеческого развития.
Кроме этого в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).
Содержание бессознательного Энергетически заряжено: инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными.
Эта энергия является «двигателем» человеческого поведения, его устремлений.
2) Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры.
Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы — это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.
3) Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.
4) Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта. Примером защитного механизма может служить вытеснение — изгнание из сознания нежелательного содержания. В этом случае человек не отдает себе отчета в том, что некоторое чувство или побуждение имеет место, как это случается при подавленной враждебности в дето-родительских отношениях.
Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов). По Фрейду, главным эффективным защитным механизмом при развитии личности является сублимация. Сублимация (в букв, переводе -«возгонка») — перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Так сексуальный инстинкт может быть сублимирован через художественное творчество, или через заботу о неимущих, или даже через привязанность к домашним животным.
5) Причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения — в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями (что случается при неэффективных защитных механизмах).
В качестве иллюстрации рассмотрим пример из книги Ю. М. Орлова «Восхождение к индивидуальности».
«Врач-кардиолог направил ко мне женщину по поводу повышенного артериального давления, причину которого он не мог точно уяснить. В результате собеседования я пришел к выводу, что ее болезнь является результатом подавленной враждебности (скрытой и неосознаваемой) к собственной дочери (ей 13 лет). Все признаки сверхзаботы и проявлений подавленной вражды были налицо, и я вынужден был ей об этом сказать, чтобы наметить пути оздоровления ситуации. Она была возмущена.
— Это неправда! Я свою дочь люблю. Ради нее я отказалась от выгодного брака с хорошим человеком и живу только ею. Она для меня все. И откуда вы это взяли и как у вас язык повернулся сказать мне об этом? -возмутилась она.Успокоив ее, я попросил рассказать о том, как она осуществляет контроль за учебой дочери и помогает ей учиться.
— Как вы поступаете, — спросил я, — когда она получает замечания в дневнике или приносит двойку?
— Как? — посмотрела на меня недоуменно собеседница. — Ругаю. Я ей все отдаю! Она должна учиться хорошо. Намного лучше меня. Я только для нее живу и не допущу разгильдяйства. Она должна учиться у меня лучше всех! — закончила она решительно свою мысль.— А как долго вы ее ругаете? — снова поинтересовался я.
— Не знаю, я времени не замеряла, я же не психолог, чтобы измерять время реакции! — язвительно ответила она.
— Но когда вы перестаете ее ругать? По каким признакам ее поведения вы считаете, что отругали ее сполна и больше не надо? — возвращаю ее к моему вопросу.
— Ну, когда… я перестаю ее ругать, как она заплачет. Дальше ругать ее уже не хочется, а становится даже жалко.
— А если она не заплачет? — донимаю я ее.
— Как не заплачет?! Еще ни разу этого не было. Она раз отказалась плакать, я ее поставила в угол и оставила без сладкого. Потом она все равно раскаялась в своем упорстве. А теперь если виновата, то раскаивается и плачет.
— А почему вы все-таки перестаете ее ругать после того, как она заплачет? — возвращаюсь я снова к неприятному разговору.
— Не знаю. Как-то получается, что дальше ее не хочется ругать, да и все. Да и мне становится спокойнее. Думаю, что она все поняла и больше так не будет, -сказала она спокойно и умиротворенно.
Мне казалось, что она представила, как ее дочь плачет, и тут же ее раздражение, направленное против меня, прошло.
Стратегия «воспитательного воздействия» матери определялась содержанием ее бессознательного, а именно подавленной враждебностью к дочери. Очевидно, что чувство враждебности было вытеснено из сознания женщины в силу того, что неприязнь к собственному ребенку является культурно неприемлемым чувством и противоречит ее представлению о себе как о порядочном человеке. В данном случае использованный «Я» пациента защитный механизм (вытеснение) оказался неэффективным: подавленная агрессия, не имея возможности проявиться открыто, проявлялась окольным путем — через психосоматический симптом (повышенное давление) и через неадекватность поведения («
Задача психоаналитической терапии всегда заключается в том, чтобы сделать неосознаваемое осознанным. Осознание, признание пациентом подлинной причины невротического симптома должно повлечь за собой исчезновение симптома (и в данном примере психотерапевт вел к тому, чтобы довести до сознания пациентки причины ее повышенного давления).
Стратегия, способ, которым пользуются психоаналитики — это интерпретация проявлений бессознательного. В приведенном примере терапевт интерпретировал поведение пациентки. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают также сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (описки, оговорки, ошибки памяти).
Ключевые слова: Наука
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Предмет и объект психологии Константинов В.В., Методологические основы психологии |
Место общей психологии в системе психологических знаний, ее роль в формировании психолога-профессионала Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008. |
Детство как предмет науки Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт,… |
Наука об управлении Менеджмент. Учебное пособие |
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб… |
Современная психология в системе наук Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Объективные методы психологии Луковцева А.К., Психология и педагогика |
Методологические принципы современной психологии Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Тестовые задания для самопроверки усвоения основных понятий темы — Мегаобучалка
Заполните пропущенные места
1. Согласно теории психоанализа ведущую роль в детерминации человеческого поведения играет .
2. Перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло называется .
3. Изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта называется .
4. Согласно психоанализу влечения бессознательного находятся в противоречии с .
Верны или неверны следующие утверждения
5. В содержание бессознательного входят исключительно желания и аффекты, вытесненные из сознания по причине их культурной неприемлемости.
6. Психоаналитическая теория утверждает, что защитные механизмы психики всегда являются эффективным средством адаптации личности к окружающей действительности.
7. Представители глубинной психологии не сходились во взглядах на то, какие врожденные инстинкты присущи человеку.
В следующих пунктах заполните пропущенные места
8. В школе бихевиоризма мышечные реакции и деятельность желез включаются в понятие .
9. Фактор, вызывающий поведение, называется в бихевиоризме__________ а последствие поведения для индивида называется .
10. В согласии с гуманистической психологией стремление к________ — основной
мотив любого человека.
11. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на
обстоятельства глазами собеседника, называется____________ .
Верны или неверны следующие утверждения с точки зрения гуманистической психологии
12. Если ребенок видит проявления родительской любви к себе исключительно при условии выполнения нормативных требований, это в дальнейшем способствует лучшей адаптации его к культуре.
13. Результатом неконгруэнтной коммуникации в семье является привычка к недоверию, скрытности.
14. Эмпатия — это отождествление, идентификация себя с собеседником.
15. Ощущение самоценности у человека является непременным условием его благополучного личностного развития.
Тема: Основные направления современной психологии
———————————————————- ■———————————— ► 137
Верно или неверно, что к чертам самоактуализирующейся личности относятся
16. Самостоятельность, независимость.
17. Ощущение превосходства над окружающими.
18. Знание себя, своего внутреннего мира.
19. Уверенность в своих силах.
20. Умение не проявлять негативные чувства, эмоции.
21. Терпимость к недостаткам других.
Заполните пропущенные места
22. Согласно гештальт-теории невыполненное намерение оставляет след в виде в системе психики.
23. Согласно деятельностному подходу человеческая психика формируется и проявляется через .
24. Высшие психические функции человека, обладающего сознанием, носят характер.
25. Понятия, значения, логика усваиваются человеком из социально-культурного наследия путем .
Ответьте на поставленный вопрос
26. Верно ли, что наличие противоречивых чувств, противоположных тенден
ций у личности — аномальнее явление, ведущее к патологии?
! Эталоны ответов смотрите в конце методического материала по данной теме.
Работа на занятии
План занятия
1. Контроль исходного уровня подготовленности студентов по материалам лекции и самоподготовки (в форме тестового контроля).
2. Обсуждение контрольных вопросов, приведенных в данном учебном пособии, и вопросов, сформулированных самими студентами.
3. Прослушивание и обсуждение индивидуальных докладов студентов по разным психологическим школам, темы которых они получили заранее.
Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний
Определите, какой психологической школе принадлежит каждый тезис.
А. Использование психикой защитных механизмов является непременной, обязательной частью нормального человеческого развития.
Тема П. Структура психики • Практика
138
Б. Условием благополучного развития личности является наличие искренних, любящих отношений с близкими.
В. Изучение влечений, аффектов, чувств не входит в компетенцию психологии.
Г. Развитие человеческой личности идет через активное усвоение культурного опыта.
Д. Между индивидом и культурой существует постоянное противоречие.
Е. Неисполненное намерение оставляет в психике след в виде напряжения, внутренней тенденции.
Ж. В содержание бессознательного входит опыт, предшествующий рождению человеку.
3. Всякий человек способен сам найти решение любой своей проблемы; ему нужно лишь помочь поверить в свои силы.
И. Использование психикой защитных механизмов — признак неблагополучия личности.
К. Между поведением человека и поведением животного нет принципиального различия.
Л. Активность человека опосредуется культурным опытом.
М. Для выбора психотерапевтического воздействия необязательно знать причину патологического симптома.
К каким направлениям психотерапии относятся данные цели и приемы?
A. Интерпретация действий и высказываний клиента.
Б. Обучение новым формам поведения.
B. Активное слушание и понимание.
Г. Работа с трансовыми состояниями.
Д. «Примирение» конфликтующих частей «Я».
Е. Создание атмосферы доверия и искренности между терапевтом и клиентом.
Ж. Угашение нежелательного поведения.
3. Достижение осознания человеком своего внутреннего мира и своих проблем.
И. Символическое «доведение до развязки» незавершенной ситуации.
Вопросы для обсуждения на занятии
1. Какими фактами, явлениями можно подтвердить стремление психической деятельности к целостности?
2. Каким способом может проявляться энергия бессознательного?
3. Почему в психоанализе сублимация считается эффективным защитным механизмом?
4. В чем различие понимания предмета психологии в психоанализе, бихевиоризме, деятельностном подходе?
5. В чем различие взглядов психоанализа и гуманистической психологии на защитные механизмы психики?
Тема: Основные направления современной психологии
———————————————————————————————- _> 139
6. В чем различие взглядов гуманистической психологии и психоанализа на природу человека, движущие силы его развития?
7. В чем различие взглядов представителей деятельностного подхода и бихевиоризма на роль среды в человеческом развитии?
8. Каковы сходные черты и различия гуманистического и деятельностного подходов к проблеме развития личности?
Итоговый контроль
Осуществляется в ходе выполнения текущих контрольных заданий. Контрольные задания даются как в тестовой форме, так и в форме открытых вопросов. Материал темы выносится на зачет (экзамен).
|