Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло называется: Глубинная психология

Глубинная психология

12.07.2012

Глубинная психология выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась исследовать эту независимую от сознания часть психики. Классическая глубинная психологая включает психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

Основные тезисы глубинной психологии таковы:
1) Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное.

Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты.

По Фрейду таких инстинкта два:
Сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). По Адлеру, основной человеческий инстинкт — стремление к превосходству, совершенству, преодолению неполноценности.

Юнг же полагал, что энергия бессознательного может иметь разные формы проявления в разные периоды человеческого развития.

Кроме этого в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).

Содержание бессознательного Энергетически заряжено: инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными.

Эта энергия является «двигателем» человеческого поведения, его устремлений.

2) Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры.
Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы — это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.

3) Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.

4) Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта. Примером защитного механизма может служить вытеснение — изгнание из сознания нежелательного содержания. В этом случае человек не отдает себе отчета в том, что некоторое чувство или побуждение имеет место, как это случается при подавленной враждебности в дето-родительских отношениях.

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов). По Фрейду, главным эффективным защитным механизмом при развитии личности является сублимация. Сублимация (в букв, переводе -«возгонка») — перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Так сексуальный инстинкт может быть сублимирован через художественное творчество, или через заботу о неимущих, или даже через привязанность к домашним животным.

Агрессия может сублимироваться через некоторые профессии (например, профессию военного) или спортивные достижения.

5) Причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения — в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями (что случается при неэффективных защитных механизмах).

В качестве иллюстрации рассмотрим пример из книги Ю. М. Орлова «Восхождение к индивидуальности».

«Врач-кардиолог направил ко мне женщину по поводу повышенного артериального давления, причину которого он не мог точно уяснить. В результате собеседования я пришел к выводу, что ее болезнь является результатом подавленной враждебности (скрытой и неосознаваемой) к собственной дочери (ей 13 лет). Все признаки сверхзаботы и проявлений подавленной вражды были налицо, и я вынужден был ей об этом сказать, чтобы наметить пути оздоровления ситуации. Она была возмущена.

— Это неправда! Я свою дочь люблю. Ради нее я отказалась от выгодного брака с хорошим человеком и живу только ею. Она для меня все. И откуда вы это взяли и как у вас язык повернулся сказать мне об этом? -возмутилась она.

Успокоив ее, я попросил рассказать о том, как она осуществляет контроль за учебой дочери и помогает ей учиться.
— Как вы поступаете, — спросил я, — когда она получает замечания в дневнике или приносит двойку?
— Как? — посмотрела на меня недоуменно собеседница. — Ругаю. Я ей все отдаю! Она должна учиться хорошо. Намного лучше меня. Я только для нее живу и не допущу разгильдяйства. Она должна учиться у меня лучше всех! — закончила она решительно свою мысль.

— А как долго вы ее ругаете? — снова поинтересовался я.
— Не знаю, я времени не замеряла, я же не психолог, чтобы измерять время реакции! — язвительно ответила она.
— Но когда вы перестаете ее ругать? По каким признакам ее поведения вы считаете, что отругали ее сполна и больше не надо? — возвращаю ее к моему вопросу.
— Ну, когда… я перестаю ее ругать, как она заплачет. Дальше ругать ее уже не хочется, а становится даже жалко.
— А если она не заплачет? — донимаю я ее.
— Как не заплачет?! Еще ни разу этого не было. Она раз отказалась плакать, я ее поставила в угол и оставила без сладкого. Потом она все равно раскаялась в своем упорстве. А теперь если виновата, то раскаивается и плачет.
— А почему вы все-таки перестаете ее ругать после того, как она заплачет? — возвращаюсь я снова к неприятному разговору.
— Не знаю. Как-то получается, что дальше ее не хочется ругать, да и все. Да и мне становится спокойнее. Думаю, что она все поняла и больше так не будет, -сказала она спокойно и умиротворенно.

Мне казалось, что она представила, как ее дочь плачет, и тут же ее раздражение, направленное против меня, прошло.

Стратегия «воспитательного воздействия» матери определялась содержанием ее бессознательного, а именно подавленной враждебностью к дочери. Очевидно, что чувство враждебности было вытеснено из сознания женщины в силу того, что неприязнь к собственному ребенку является культурно неприемлемым чувством и противоречит ее представлению о себе как о порядочном человеке. В данном случае использованный «Я» пациента защитный механизм (вытеснение) оказался неэффективным: подавленная агрессия, не имея возможности проявиться открыто, проявлялась окольным путем — через психосоматический симптом (повышенное давление) и через неадекватность поведения («

воспитания» до слез).

Задача психоаналитической терапии всегда заключается в том, чтобы сделать неосознаваемое осознанным. Осознание, признание пациентом подлинной причины невротического симптома должно повлечь за собой исчезновение симптома (и в данном примере психотерапевт вел к тому, чтобы довести до сознания пациентки причины ее повышенного давления).

Стратегия, способ, которым пользуются психоаналитики — это интерпретация проявлений бессознательного. В приведенном примере терапевт интерпретировал поведение пациентки. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают также сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (описки, оговорки, ошибки памяти).

Ключевые слова: Наука

Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Предмет и объект психологии

Константинов В.В., Методологические основы психологии

Место общей психологии в системе психологических знаний, ее роль в формировании психолога-профессионала

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Детство как предмет науки

Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт,…

Наука об управлении

Менеджмент. Учебное пособие

Этапы развития детской психиатрии в России

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Современная психология в системе наук

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Объективные методы психологии

Луковцева А.К., Психология и педагогика

Методологические принципы современной психологии

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Тестовые задания для самопроверки усвоения основных понятий темы — Мегаобучалка

Заполните пропущенные места

1. Согласно теории психоанализа ведущую роль в детерминации человеческого поведения играет     .

2. Перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло называ­ется .

3. Изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта называется      .

4. Согласно психоанализу влечения бессознательного находятся в противо­речии с .

Верны или неверны следующие утверждения

5. В содержание бессознательного входят исключительно желания и аффекты, вытесненные из сознания по причине их культурной неприемлемости.

6. Психоаналитическая теория утверждает, что защитные механизмы психики всегда являются эффективным средством адаптации личности к окружаю­щей действительности.

7. Представители глубинной психологии не сходились во взглядах на то, какие врожденные инстинкты присущи человеку.

В следующих пунктах заполните пропущенные места

8. В школе бихевиоризма мышечные реакции и деятельность желез включаются в понятие .

9. Фактор, вызывающий поведение, называется в бихевиоризме__________ а по­следствие поведения для индивида называется   .

10. В согласии с гуманистической психологией стремление к________ — основной

мотив любого человека.

11. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на
обстоятельства глазами собеседника, называется____________ .

Верны или неверны следующие утверждения с точки зрения гумани­стической психологии

12. Если ребенок видит проявления родительской любви к себе исключительно при условии выполнения нормативных требований, это в дальнейшем спо­собствует лучшей адаптации его к культуре.

13. Результатом неконгруэнтной коммуникации в семье является привычка к недоверию, скрытности.

14. Эмпатия — это отождествление, идентификация себя с собеседником.

15. Ощущение самоценности у человека является непременным условием его благополучного личностного развития.

Тема: Основные направления современной психологии

———————————————————- ■———————————— ► 137

Верно или неверно, что к чертам самоактуализирующейся личности относятся

16. Самостоятельность, независимость.

17. Ощущение превосходства над окружающими.

18. Знание себя, своего внутреннего мира.

19. Уверенность в своих силах.

20. Умение не проявлять негативные чувства, эмоции.

21. Терпимость к недостаткам других.

Заполните пропущенные места

22. Согласно гештальт-теории невыполненное намерение оставляет след в виде      в системе психики.

23. Согласно деятельностному подходу человеческая психика формируется и проявляется через        .

24. Высшие психические функции человека, обладающего сознанием, носят            характер.

25. Понятия, значения, логика усваиваются человеком из социально-культурного наследия путем      .

Ответьте на поставленный вопрос

26. Верно ли, что наличие противоречивых чувств, противоположных тенден­
ций у личности — аномальнее явление, ведущее к патологии?

! Эталоны ответов смотрите в конце методического материала по данной теме.

Работа на занятии

План занятия

1. Контроль исходного уровня подготовленности студентов по мате­риалам лекции и самоподготовки (в форме тестового контроля).

2. Обсуждение контрольных вопросов, приведенных в данном учеб­ном пособии, и вопросов, сформулированных самими студентами.

3. Прослушивание и обсуждение индивидуальных докладов сту­дентов по разным психологическим школам, темы которых они получили заранее.

Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний

Определите, какой психологической школе принадлежит каждый тезис.

А. Использование психикой защитных механизмов является непременной, обязательной частью нормального человеческого развития.

Тема П. Структура психики Практика

138

Б. Условием благополучного развития личности является наличие искрен­них, любящих отношений с близкими.

В. Изучение влечений, аффектов, чувств не входит в компетенцию психо­логии.

Г. Развитие человеческой личности идет через активное усвоение культур­ного опыта.

Д. Между индивидом и культурой существует постоянное противоречие.

Е. Неисполненное намерение оставляет в психике след в виде напряжения, внутренней тенденции.

Ж. В содержание бессознательного входит опыт, предшествующий рожде­нию человеку.

3. Всякий человек способен сам найти решение любой своей проблемы; ему нужно лишь помочь поверить в свои силы.

И. Использование психикой защитных механизмов — признак неблагопо­лучия личности.

К. Между поведением человека и поведением животного нет принципиаль­ного различия.

Л. Активность человека опосредуется культурным опытом.

М. Для выбора психотерапевтического воздействия необязательно знать причину патологического симптома.

К каким направлениям психотерапии относятся данные цели и приемы?

A. Интерпретация действий и высказываний клиента.
Б. Обучение новым формам поведения.

B. Активное слушание и понимание.
Г. Работа с трансовыми состояниями.

Д. «Примирение» конфликтующих частей «Я».

Е. Создание атмосферы доверия и искренности между терапевтом и клиен­том.

Ж. Угашение нежелательного поведения.

3. Достижение осознания человеком своего внутреннего мира и своих про­блем.

И. Символическое «доведение до развязки» незавершенной ситуации.

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Какими фактами, явлениями можно подтвердить стремление пси­хической деятельности к целостности?

2. Каким способом может проявляться энергия бессознательного?

3. Почему в психоанализе сублимация считается эффективным за­щитным механизмом?

4. В чем различие понимания предмета психологии в психоанализе, бихевиоризме, деятельностном подходе?

5. В чем различие взглядов психоанализа и гуманистической психо­логии на защитные механизмы психики?

Тема: Основные направления современной психологии
———————————————————————————————- _> 139

6. В чем различие взглядов гуманистической психологии и психоана­лиза на природу человека, движущие силы его развития?

7. В чем различие взглядов представителей деятельностного подхода и бихевиоризма на роль среды в человеческом развитии?

8. Каковы сходные черты и различия гуманистического и деятель­ностного подходов к проблеме развития личности?

Итоговый контроль

Осуществляется в ходе выполнения текущих контрольных заданий. Контрольные задания даются как в тестовой форме, так и в форме от­крытых вопросов. Материал темы выносится на зачет (экзамен).

 

Психология Глава 14 разделы 1 и 2

Java-игры: карточки, сопоставление, концентрация и поиск слов.
A B
личность модели чувств, мыслей и поведения, отличающие людей друг от друга
черта аспект личности, который считается достаточно последовательным
интроверты человек, который склонен интересоваться своими собственными мыслями и чувствами и который обращается за идеями и идеями к себе, а не к другим людям.
энергия
экстраверты человек, склонный к активности и самовыражению и получающий энергию от взаимодействия с другими
размеры диапазон, на который или степень чего-либо простирается; объем
drive powerful needs or instincts related to selfpreservation that motivate behavior
id in psychoanalytic theory, the reservoir of unconscious psychic energy that strives to satisfy basic sexual and aggressive drives
ego в психоаналитической теории, компонент личности, обладающий сознанием и контролирующий поведение
суперэго по Фрейду, часть личности, которая представляет интернализированные идеалы человека и обеспечивает стандарты для суждений
защитные механизмы психологические искажения, используемые для поддержания психологической стабильности или равновесия
вытеснение в психоаналитической теории, защитный механизм, удаляющий из сознания вызывающие тревогу мысли, чувства и воспоминания56 рационализация
в психоаналитической теории, защитный механизм, с помощью которого человек находит оправдания неприемлемым мыслям, импульсам или поведению
регрессия в психоаналитической теории, защитный механизм, с помощью которого человек отступает на более раннюю стадию развития при столкновении с тревогой
проекция импульсы к другим
коллективное бессознательное Юнговская концепция общей, унаследованной памяти, которой обладают все люди
архетипы оригинальные модели, из которых развиваются более поздние формы; в теории личности Юнга архетипы — это примитивные образы или концепции, находящиеся в коллективном бессознательном
комплекс неполноценности по Адлеру, чувства неполноценности и незащищенности, которые служат центральным источником мотивации
перемещение перенос идеи или импульса от угрожающего или неподходящего объекта к менее опасному объекту
формирование реакции люди действуют вопреки своим истинным чувствам, чтобы скрыть свои истинные чувства люди могут направить свои основные импульсы в социально приемлемое поведение

Защитные механизмы (психология): определение и примеры Люди часто говорят об использовании юмора в качестве защитного механизма. Большинство из нас знает, что это означает, когда мы слышим это, но что означает термин 9?0215 защитный механизм имеется в виду в области психологии?

  • Во-первых, мы установим значение термина защитный механизм.
  • Затем мы рассмотрим защитные механизмы в психологии.
  • Мы рассмотрим различные типы защитных механизмов в психологии.
  • Далее мы обсудим стадии психосексуального развития Фрейда и защитные механизмы.
  • Наконец, мы рассмотрим пример защитных механизмов на психосексуальных стадиях.

В психоаналитической теории Фрейда Эго использует защитные механизмы, чтобы справиться с противоречивыми требованиями двух других частей личности: Ид и Супер-Эго.

Три компонента нашей личности в терминах психодинамики также известны как психика, и каждый работает вместе.

Защитный механизм: значение

В области психологии термин «защитный механизм» имеет особое значение и несколько конкретных примеров.

Защитные механизмы — это психологические тактики бессознательного, которые защищают нас от страха и неприятных или подавляющих мыслей и чувств, таких как преодоление травм и трудных ситуаций.

Мы используем несколько типов защитных механизмов, чтобы преодолевать жизненные неприятности и трудности.

Защитные механизмы в психологии

Зигмунд Фрейд впервые упомянул концепцию защитных механизмов в своем эссе 1894 года « Нейропсихозы защиты» ’. Теория психоанализа Фрейда определяет их как внутренние побуждения, исходящие из нашего разума при столкновении с конфликтными ситуациями.

Эго регулирует конфликтующие потребности между Ид и Супер-Эго с помощью защитного механизма. Однако этот процесс включает в себя искажение реальности, чтобы справиться с этими ситуациями. Слишком частое использование конкретных механизмов может привести к нездоровым и нежелательным психологическим проблемам.

Защитные механизмы Эго естественны и нормальны. Однако при частом использовании у человека могут развиться неврозы, такие как тревога, фобии, навязчивые состояния или истерия.

Типы защитных механизмов в психологии

Защитный механизм представляет собой искажение реальности и распространяется на многие уровни. Фрейд дал нам шесть основных: отрицание, вытеснение, замещение, сублимация, регрессия, и проекция .

Отрицание происходит, когда сознательный разум сталкивается с навязанным стрессовым воспоминанием, таким как травматическое или болезненное воспоминание.

Отрицание — это отказ принять реальность.

Отрицание считается нарциссической и незрелой защитой, потому что его функционирование отвергает реальность.

Жена отказывается видеть, что ее муж больше не заинтересован в том, чтобы делить с ней свою жизнь, и что ей пора с ним развестись.

Подавление считается защитой от страха, потому что даже если чувства не раскрываются, они вызывают страх.

Подавление происходит, когда травматическое воспоминание вытесняется за пределы сознательного осознания в подсознание, т. е. забывается о нем.

Ребенок не помнит случая, когда его отец словесно оскорблял его.

Смещение также считается защитным механизмом от беспокойства.

Смещение происходит, когда мы испытываем к кому-то определенное чувство и не можем его выразить, поэтому переносим его на другого человека или даже на животных или предметы.

Эго не знает, как разрешить неопределенность между Ид и Супер-Эго, тем самым перенаправив энергию на более приемлемую цель.

Подросток может сказать: «Моя мать разозлилась на моего отца и начала кричать на меня без причины».

В отличие от отрицания и подавления реальности, сублимация принимает реальность.

Сублимация больше похожа на подавление, но вместо деструктивного подавления подавляющих чувств она трансформирует чувства в конструктивные каналы поведения, эмоций или действий.

Сублимация превращает неприемлемое импульсивное поведение в приемлемое конструктивное поведение. Это считается здоровой и зрелой защитой.

Вы злитесь на свою мать и вместо того, чтобы начать жаркий спор, решаете выйти на улицу и потренироваться, чтобы направить гнев на что-то другое.

Регрессия – это форма убежища. Человек возвращается к моменту в прошлом, когда он чувствовал себя в безопасности.

Регрессия происходит, когда эго регрессирует к более ранним стадиям развития в ответ на стрессовую ситуацию.

Вы пропускаете комендантский час и поздно возвращаетесь домой. Ваши родители решают лишить вас водительских прав на неделю, а вы топаетесь и дуетесь, как в детстве.

Проекция была предложена Анной Фрейд.

Проекция происходит, когда мы видим свои нежелательные качества в других людях.

Проекция включает в себя мысли, чувства и мотивы, которые мы проецируем на кого-то другого.

Ты просто не любишь Грега с работы. Вы никогда не ссорились и не конфликтовали, поэтому немного стесняетесь своего чувства неприязни к нему. Вы решаете эту проблему, говоря себе, что это он вас не любит. Вы проецируете на него свои чувства и чувствуете себя вправе не любить его.

Психосексуальные стадии и защитные механизмы

Фрейд дал нам одну из первых комплексных моделей развития личности. Это теория психосексуального развития.

психосексуальных стадий развития — пятиступенчатая теория развития, созданная Зигмундом Фрейдом, в центре которой — сексуальные темы и фиксаций .

На каждом этапе есть вызов или конфликт, который нужно преодолеть. Если конфликт разрешен, переходим к следующему этапу. Если это не так, мы можем стать фиксирует на определенной стадии развития. Каждая стадия соответствует определенной эрогенной зоне тела. Это области повышенной чувствительности или возбуждения.



Это действие было создано подписчиком Quia Web.
Узнайте больше о Quia
Создайте свою собственную деятельность
Стадия Эрогенная зона Возраст Конфликт Потенциальная фиксация
Oral EDE . питьевой.
Anal ANUS, Bowels, Bladder 1–3 года Potty Training Анальная личность
PHALLIC 9000
. Влечение и обида Зависть к пенису
Латентное 6 лет до половой зрелости Общая незрелость характера
Половые органы Половые органы От полового созревания до конца жизни Успешные сексуальные и личные отношения и место в обществе. Сексуальные извращения

На каждой стадии эго выступает посредником между функционированием влечений Ид и Суперэго. В раннем жизненном опыте эго помогает ребенку создать ощущение безопасности, которое дает ему ощущение контроля над собой и подавляющими обстоятельствами вокруг него.

Сначала это служит строительным блоком эго, а позже становится гибким защитным механизмом, функционирующим на протяжении всей жизни.

Давайте посмотрим, как защитные механизмы функционируют на определенной стадии развития.

Защитные механизмы: примеры

Форма вытеснения возникает, когда ребенок проходит через Эдипов комплекс на фаллической стадии психосексуального развития.

Согласно Фрейду, на фаллической стадии ребенок борется со своими сексуальными желаниями в отношении одного родителя и обидой на другого.

У мальчиков эта тревога может проявляться как Эдипов комплекс , когда мальчик желает матери и обижается на отца. У мальчика формируются агрессивные представления об отце, и эти чувства вытесняются или вытесняются в подсознание. В результате мальчик борется с кастрационной тревогой или страхом наказания за эти желания и мысли.

Говорят, что психосексуальные стадии Фрейда исходят из мужской точки зрения и основываются на гетеронормативном понимании влечения и сексуального развития. Это ясно из его концепции зависть к пенису , где молодые девушки, как говорят, испытывают зависть и разочарование из-за отсутствия пениса. Фрейд считал, что девочки сохраняют определенный уровень фиксации на фаллической стадии, поскольку зависть к пенису не может быть разрешена.

Защитные механизмы – ключевые выводы