Периодизация п.П. Блонского.
Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
Периодизация з. Фрейда.
Зигмунд Фрейд считал главным двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.
Стадии развития детской сексуальности определяются, по Фрейду, смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.
Оральная стадия. На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного 3. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция — «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
Анальная стадия. На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться третья инстанция — «Сверх-Я» как носитель морально-этических норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная стадия. Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
Генитальная стадия. Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Периодизация л. Колберга. Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.
Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.
Первый — доморальный уровень. Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).
Второй уровень — конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет — для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.
Третий уровень — автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), потом — на общечеловеческие этические принципы (6 стадия).
Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.
Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.Периодизации детского развития
по совокупности внутренних критериев.
В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Эрика Эриксона, Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Эрик Эриксон — последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.
Основные понятия теории Эриксона. Одно из центральных понятий теории Эриксона — идентичность личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.
Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.
Еще одно важное положение теории Эриксона —кризисность развития. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом возрасте личностные новообразования, приобретаемые ребенком, могут быть позитивными, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативными, вызывающими отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.
Стадии развития личности. Эриксон выделил несколько стадий развития личности.
1-я стадия. На первой стадии развития, соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.
В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.
2-я стадия. Вторая стадия соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость, возрастает чувство самостоятельности.
Родители ограничивают появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, и стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» — стыд за свои ошибки. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
3-я стадия. На третьей стадии, совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро учится всему, приобретает новые обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
4-я стадия. Младший школьный возраст — предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.
Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.
5-я стадия. Старший подростковый возраст и ранняя юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, завершение этого этапа жизненного пути приводит к формированию идентичности. Объединяются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности.
Периодизации по одному внутреннему критерию развития
- Главная страница 🏠
- 📚 Библиотека
- 👉 Социальная психология 👈
- Основные психологические теории воли org/ListItem»> Периодизации по одному внутреннему критерию развития
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Периодизация П.Блонского
В 20-е годы возрастная периодизация связывалась им в основном с биологическими признаками (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.). Периодизация по развитию зубов (0-8 мес. — 2,5 года — беззубое детство; 2,5 — 6,5 лет — детство молочных зубов; 6,5 и старше — детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). Блонский скоро осознал, что это малопродуктивный путь. Впоследствии он заявлял, что «характеристика каждой возрастной стадии должна быть комплексной: не какой-нибудь один признак, а своеобразная связь признаков характеризует тот или иной признак». Блонскому импонировала свойственная педологии идея целостного изучения ребенка. Выдвинул идею чередования критических и литических периодов в развитии.
Периодизация З.Фрейда
Критерий развития – либидо. В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит ряд динамически дифференцированных стадий, вслед за чем наступает пяти-шестилетний период – латентный период – когда динамика более или менее стабилизируется. С наступлением подросткового периода динамика вновь усиливается и затем постепенно, по мере перехода ко взрослости, спадает. По Фрейду, первые пять лет жизни ребенка играют решающую роль в формировании личности. Каждая стадия развития в течение первых пяти лет жизни определяется особенностями реагирования определенных телесных зон.
За оральной стадией следует развитие катексиса и антикатексиса в связи с функциями выделения, что обозначается как анальная стадия. Она продолжается в течение второго года, за чем следует фаллическая стадия, когда ведущими эрогенными зонами становятся половые органы. Эти стадии – оральная, анальная и фаллическая – называются прегенитальными. Затем ребенок попадает в длительный латентный период – так называемые спокойные с динамической точки зрения годы. В это время импульсы в основном вытеснены и удерживаются в этом состоянии. Динамическое возрождение в подростковом возрасте реактивирует прегенитальные импульсы; если Я успешно смещает и сублимирует их, человек переходит на финальную стадию созревания – генитальную.
Периодизация по нескольким внутренним критерию развития (А.Гезелл)
Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал: за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, ибо темп развития в этот период самый высокий. На этой основе Гезелл создал и периодизацию психического развития, в которой выделялось три периода: от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет. Критерий – темп внутреннего развития ребёнка. Первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй – средним, а третий – низким темпом.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Периодизации по одному внутреннему критерию развития
От 250 руб
Контрольная работа
Периодизации по одному внутреннему критерию развития
От 250 руб
Курсовая работа
Периодизации по одному внутреннему критерию развития
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Поделись с друзьями
- Содержание
- Меню
Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий
Структура волевого действия
Волевые качества человека и их развитие
Личность как метапсихологическая категория.
Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность», «личность».Соотношение биологического и социального в личности.
Методологические основания теории личности.
В.Н. Мясищев.
К.К. Платонов.
А.Н. Леонтьев.
Добавить в избранное (необходима авторизация)
. Р. Артамонова, . Лобанов В. С. «СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО»
Просмотров: 520
УДК 159.9
DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8
СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО
. Р. Артамонова,
ВГУ, г. Владимир,
. В. Лобанова,
МГМСУ, г. Москва,
В статье анализируется вклад П. П. Блонского в развитие системных идей психологической науки. В статье описаны актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии, которые нашли отражение в фундаментальных работах автора. Рассматривается использованный им диалектико-материалистический подход к решению основных методологических проблем психологии. Освещена концептуальная модель решения проблемы психического развития ребенка. Осуществляется теоретический анализ широкого круга проблем, затронутых автором: изучение вопроса о значении детства, об исторической смене темпов и содержания различных возрастных стадий развития человека, выявление различные этапы возрастного развития и конкретные переходы между ними, а также постановка проблемы психологического возраста и разработка конкретного исторического направления ее решения.
Отмечается наличие новаторских идей в работах Блонского, которые послужили основой для возникновения системных концепций для понимания основ психического развития человека. Особое внимание в статье уделено тем взглядам Блонского на вопросы возрастной и педагогической психологии, которые сохраняют свой научный и практический интерес до настоящего времени.
Творческое наследие Блонского дает современным исследователям ключ к пониманию психолого-педагогических закономерностей формирования личности. В его работах звучат идеи психофизиологического единства, а также о необходимости повышения роли генетических исследований в рассмотрении механизмов возрастного развития. При этом подчеркивается важность активной вовлеченности в соответствующие возрасту виды деятельности как необходимое условие гармоничного развития личности ребенка. Все это свидетельствует о понимании Блонским необходимости применения принципа системности к изучению психических явлений.
В работах Блонского выражены идеи о системной взаимосвязи психических процессов. Он постулирует основные принципы организации учебы ребенка. Интересны взгляды автора на психологические особенности обучения и воспитания трудных школьников, а также положения Блонского об особенностях интеллектуального развития детей.
Ключевые слова: П. П. Блонский; системные идеи; педагогическая психология; возрастная психология; диалектико-материалистический подход; активность; закономерности развития; теория игры; психолого-педагогические законы.
Для цитирования: Артамонова . Р., Лобанов. V. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского // Системная психология и социология. 2020. 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8.
Артамонова Елена Романовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия.
Электронная почта: [email protected]
ORCID: 0000-0003-1714-3625
Лобанов Евгений Валерьевич, аспирант Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, Москва, Россия.
Электронная почта: [email protected]
ОРЦИД: 0000-0003-2249-004X
Каталожные номера
1. Ананьев Б. Г. Важная проблема современной педагогической антропологии: Онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь // Советская педагогика. 1966. 1. С. 33–53.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
3.Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе обучения и трудовой деятельности детей. М.: Просвещение, 1986. 251 с.
4.Артамонова Э. Р. Вопросы детской и педагогической психологии в трудах П. П. Блонского: дис. … канд. психол. Проблемы детской и педагогической психологии в трудах П.П. Блонского: дис. … Кандидат психологических наук. наук]. М., 1988. 149 с.
5.Артамонова Э. Р. Научное наследие П. П. Блонского – богатейший источник психологических мыслей // Психологический журнал. 2004. Т. 25. 4. С. 89–99.
6.Бабанский Ю.В. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 80 с.
7.Блонский П.П. Вопросы психологии школьника. Лекция 1-я: Как образуется характер ребенка и как в нем разобратся. Лекция 2-я: Элементы характера и основные недостатки его. Лекция 1: Как формируется характер ребенка и как его понять. Лекция 2: Элементы характера и его основные недостатки // Народный учитель. 1934. 3. С. 33–36; 4. С. 25–27.
8.Блонский П.П. Память и мышление // Наркомпрос, Гос. науч. исслед. инст. психологии [Народный комиссариат просвещения, Гос. научное исследование. Институт психологии. // М.; Л.: Гос. соч.-э`кон. изд-во. 1935. 213 с.
9.Блонский П.П. Психология младшего школьника: избранные психологические тр. / стручок красный. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЕ`К, 2006. 629 с.п.
10.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
11.Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. Петроград: Образование, 1923. 71 с.
12.Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. М.: АПН РСФСР, 1957. 214 с.
13.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
14.Данильченко М.Г. Выдающийся советский педагог и психолог. К 85-летию со дня рождения П. П. Блонского. К 85-летию со дня рождения П. П. Блонского. // Народное образование. 1969. 7. С. 96–98.
15.Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973.150 р.
16. Калмыкова З. И. Некоторые типические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власова, М. С. Певзнер. Дети с временной задержкой развития / под ред. Т. А. Власова, М. С. Певзнер]. М.: Педагогика, 1971. С. 132–138.
17.Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. 96 с.
18.Кострюков В.Я. Некоторые вопросы всестороннего развития личности в трудах П. П. Блонского. // Учен. зап. Горьковский пед. ин-т им. М. Горького [Записи науки. Горьковский педагогический институт им. М. Горького. Серия: Общественные науки. 1970. Вып. 76. С. 173–180.
19.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 303 с.
20.Леонтьев А. А. Вижу революционное наследие // Учительская газета. 1988. 7 ноября.
21.Люблинская А. А. Детская психология. М.: Образование, 1971. 415 с.
22.Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд., испр. и добавить. М.: Педагогика, 1985. 184 с.
23.Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 349–387.
24.Мухина В.С. Детская психология. М.: Образование, 1985. 272 с.
25.Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.
26.Петровский А.В. Проблемы психологии в последних трудах П.П. Блонского // Вопросы психологии. 1964. 3. С. 15–28.
27.Романова Е.С., Рыжов Б.Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. 1 (9). С. 5–15.
28.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. 199 с.
29.Славина С.Л. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М.: АПН РСФСР, 1958. 214 с.
30. Характеристика Государственного института психологии на имя П. П. Блонского (1939) // Научный архив РАО. Личный фонд П. П. Блонского. Ф. 112. Оп. 1. Изд. хр. 215. Л. 1.
31.Шеин А. А. П. П. Блонский как психолог [П. П. Блонский как психолог // Вопросы психологии. 1964. 3. С. 29–39.
32.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. 4. С. 6–20.
Фредрик Джеймсон | Ученые @ Герцог
Фредрик Джеймсон в настоящее время является профессором сравнительного литературоведения, профессором романоведения (французский язык) и директором Института критической теории. Он получил докторскую степень. Он окончил Йельский университет в 1959 году и преподавал в Гарварде, Йельском и Калифорнийском университетах, прежде чем поступить в Дьюк в 1985 году. 0154 (1981 г.) и Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма (1990 г., лауреат премии Лоуэлла MLA). Среди его последних работ: Антиномии реализма (2013, лауреат премии Трумэна Капоте), Древние и постмодернисты (2015), Раймонд Чендлер: обнаружение тотальности (2016), Файлы Бенджамина. (2020 г.) и Аллегория и идеология (2019 г.).
Среди текущих исследовательских проблем профессора Джеймсона — необходимость анализа литературы как кодирования политических и социальных императивов, а также интерпретация модернистских и постмодернистских предположений посредством переосмысления марксистской методологии.
Наиболее часто преподаваемые Джеймсоном курсы охватывают марксизм и психоанализ, экзистенциализм, Франкфуртскую школу, современную французскую теорию, модернистскую литературу и кино, а также романы XIX века.
Он получил премию Хольберга в 2008 году и премию MLA Lifetime Achievement в 2011 году за стипендию.