Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Периодизация возрастного развития по выготскому: Высшее образование БГПУ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО.

  1. Главная страница 🏠
  2. 📚 Библиотека
  3. 👉 Психология развития и возрастная психология 👈
  4. Ответы к экзамену по возрастной психологии и психологии развития
  5. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Рассматривая вопрос периодизации психического развития,  Л.

С.Выготский ввел понятия  психологические новообразования и социальная ситуация развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Он считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.

Выгодский выделил два пути развития:

критический (возникает внезапно, протекает бурно) этот период имеет позитивные сдвиги — переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

1) предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения;

2) критический — идет поиск новых форм поведения;

3) посткритический — отработка усвоенных форм поведения.

литический (спокойный)

Чередование стабильных и критических периодов по Л.

С. Выготскому:

кризис

возраст

Кризис новорожденности.

Младший возраст

(2 месяца — 1 год).

Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.

Кризис 1 года

Раннее детство

(1-3 года).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест,ходьба, речь.

Кризис 3 лет.

Дошкольный возраст

(3-7 лет).

Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».

Кризис 7 лет.

Школьный возраст

(8-12 лет).

Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст

(14-18 лет).

Чувство взрослости — ощущение своей личности, развитие самосознания.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Материалы 5
  • Меню

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ.
ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ И БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

БИОЛОГИЗАТОРСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.
СОЦИОЛОГИЗАТОРСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.

Материалы по теме:

Современные периодизации психического развития. Шпаргалка

Периодизация психического развития Шпаргалка

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина Шпаргалка

Периодизации психического развития Шпаргалка

Периодизация психического развития взрослой жизни Шпаргалка

Добавить в избранное (необходима авторизация)

Возрастная периодизация психического развития

Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагогической практики. Ее решение, с одной стороны, связано с представлениями о движущих силах и условиях психического развития, а с другой — влияет на стратегию построения системы образования подрастающего поколения.

Исторически первой была предложена — в рамках теории рекапитуляции — периодизация, основанная на биогенетическом законе. Но, будучи построенной на одном внешнем признаке психического развития, она не могла раскрыть его сущность. Позднее была предложена довольно удачная периодизация, основывающаяся на ступенях воспитания и обучения детей, поскольку, действительно, процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка, а оно само опирается на огромный педагогический опыт. Если же за основу периодизации выбирается какой-нибудь один, пусть и объективный, внутренний признак или какая-либо сторона развития (например, психосексуальное в психоанализе З.Фрейда), то такая периодизация затрагивает лишь эту одну сторону психического развития. Так, чрезвычайно популярные в современной психологии периодизации психического развития Ж.

Пиаже и Э.Эриксона раскрывают закономерности становления одна — интеллекта, а другая — личности ребенка.

В отечественной психологии впервые научную периодизацию на основе существенных признаков детского развития предложил Л. С. Выготский. Для возраста как объективной категории, по его мнению, характерны следующие моменты: хронологические рамки отдельного этапа развития, специфическая социальная ситуация развития, качественные новообразования. Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский понимал складывающееся к началу каждого возрастного этапа развития своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной средой. На всем протяжении периода возрастного развития социальная ситуация определяет динамику психического развития и возникающие новообразования, а также формы и путь, по которому они приобретаются.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь.

Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждый возраст представляет собой целостную структуру, а не совокупность отдельных особенностей. В нем есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку личности ребенка на новой основе. Вокруг центрального новообразования группируются все остальные, частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка. С центральным новообразованием связаны центральные линии развития, а все остальные — с побочными. На следующей стадии центральные линии развития предыдущего возраста становятся побочными, а побочные выдвигаются на первый план. Таким образом, значение и удельный вес отдельных линий развития в структуре возраста меняются, перестраиваются на каждой стадии.

В процессе развития происходит чередование стабильных и критических периодов. В стабильных периодах постепенно, медленно и неуклонно накапливаются количественные изменения, чтобы обнаружиться в критических периодах в виде скачкообразно возникающих необратимых новообразований. В критические периоды происходит перестройка социальной ситуации развития, связанная с изменением взаимоотношений ребенка с социальной средой и его отношением к самому себе. Критические периоды характеризуются прежде всего тем, что границы, определяющие начало и конец кризиса, неотчетливы. Они начинаются и заканчиваются незаметно. Но хотя кризисы — относительно краткие стадии, при неблагоприятных стечениях обстоятельств они могут растягиваться.

Критические периоды достаточно бурные, поскольку изменения, происходящие в развитии, оказываются очень значительными. Для взрослых ребенок в эти периоды трудновоспитуем. Он находится в постоянном конфликте с окружающими, а также зачастую с самим собой. Упрямство, капризы, аффективные вспышки и подобные формы поведения становятся типичными. Педагогические воздействия, которые раньше успешно применяли взрослые по отношению к ребенку, теперь оказываются недейственными. Развитие во время кризиса имеет как бы негативный характер: то, что приобретено на предыдущей стадии, распадается, исчезает. Кризисные периоды характеризуются обострением противоречий между новыми потребностями ребенка и старыми, отжившими формами его взаимоотношений со взрослыми.

Теоретические представления о сущности детства и возрастной периодизации Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в трудах Д.Б.Эльконина. Он считал, что следует говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять ребенка обществу. Детство имеет конкретно-исторический характер, а все деятельности ребенка — социальное происхождение. Они общественны не только по происхождению, но и по содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений человеческой культуры имеет активный, деятельностный характер. Он активно познает окружающий мир — мир предметов и взаимоотношений между людьми, включаясь в две системы отношений: «ребенок—вещь» и «ребенок—взрослый». При этом вещь содержит в себе кроме физических свойств общественно выработанные способы действия с ней, т. е. о ней можно говорить как об общественном предмете, которым ребенок должен научиться действовать, а взрослый не только имеет индивидуальные особенности, но и выступает как представитель какой-то профессии, носитель каких-то видов общественной деятельности, их задач, мотивов и норм отношений, т. е. как общественный взрослый.

Деятельность ребенка внутри систем «ребенок—общественный предмет» и «ребенок—общественный взрослый» представляет собой единый процесс, в котором формируется личность ребенка, но этот единый процесс расщепляется, раздваивается на две группы деятельностей.

Первую составляют деятельности, развертывающиеся в системе «ребенок— общественный взрослый». Внутри них происходит ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми.

Вторую составляют деятельности, развертывающиеся в системе «ребенок — общественный предмет». Внутри них происходит усвоение ребенком общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства. В деятельности первого типа в основном развивается мотивационно-потребностная сфера, а в деятельности второго типа формируются операционально-технические возможности ребенка.

Д. Б. Эльконин формулирует закон чередования, периодичности разных видов деятельности в психическом развитии: за деятельностью одного типа следует деятельность другого типа, за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов.

Таким образом, в развитии ребенка есть три эпохи: раннее детство, детство и подростничество. Каждая их эпох делится на два периода, характеризующихся тем, что ребенок усваивает. К каждому периоду ребенок приходит с определенным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «ребенок—общественный взрослый», и тем, что он усвоил из системы отношений «ребенок—общественный предмет».

Под возрастом Д. Б. Эльконин понимал соответствующий относительно замкнутый период в жизни ребенка, значение которого определяется прежде всего его местом в общем ходе детского развития. Каждый возраст характеризуется следующими показателями: социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями и кризисами как переломными моментами в развитии. Таковыми выступают кризисы отношений трех и одиннадцати лет и кризисы, связанные с ориентацией в мире вещей, одного года и семи лет. В соответствии с указанными показателями рассмотрим в дальнейшем характеристики возрастных периодов младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Теории детского развития Фрейда и Выготского

Предметом психоаналитической теории являются человеческие эмоции и межличностные отношения. Зигмунд Фрейд объяснял развитие личности биологическими факторами и опытом раннего семейного общения. Он считал, что дети проходят пять стадий психического развития. На каждом этапе интересы ребенка сосредоточены вокруг определенного тела, которое служит источником удовольствия. В концепции развития показано, что ведущую роль в развитии человека играет другой человек, а не окружающие его предметы. При этом личность состоит из трех компонентов: «Оно» — носитель инстинктов, «кипящий котел влечений» (Вишня, 2021). Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия, «Я» — принципу реальности, «Сверх-Я» — носитель нравственных норм.

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы доставим заказную Теории развития человека бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой на том, что большинство функций в культурном развитии ребенка проявляются дважды, в двух плоскостях, сначала социальной, затем психологической — сначала между людьми, затем внутри ребенка. Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: возникают опосредованные социальные контакты ребенка со взрослыми, а затем «прокручиваются» в его сознание, что подтверждается следующими фактами (Вишенка, 2019).). Во-первых, ведущая деятельность ребенка должна быть значимой для ребенка: бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Во-вторых, в контексте этой деятельности формируются первичные отношения со взрослыми и сверстниками (McLeod, 2020). Наконец, в связи с развитием ведущих действующих лиц возникают основные возрастные новообразования (ряд способностей, позволяющих реализовать эту деятельность, например, речь).

Сходство и преимущества этих теорий сосредоточены на взаимодействии с другими людьми и делают это взаимодействие ключевым. В процессе общения у ребенка формируются принципиальные отношения, которые могут стать основополагающими в его мыслительном процессе. Отличие теорий заключается в углублении изучения различных аспектов: Фрейд более подробно описывает личность, а Выготский – смысл ее деятельности. Я больше согласен с теорией Выготского, так как он более подробно описывал периодизацию этапов детского развития и придавал большое значение так называемой «зоне ближайшего развития», высоко оценивал пластичность психики детей и соблюдение ими воспитательно-образовательных педагогические изменения, что более выгодно для непосредственного воспитания ребенка.

Черри, К. (2019). Социокультурная теория когнитивного развития.

Черри, К. (2021). Работы и теории Зигмунда Фрейда.

Маклеод, К. (2020). Социокультурная теория Льва Выготского.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную Бумагу без плагиата всего за 3 часа

Приступим

322 Специалисты онлайн

АПА-6

Справочник

ПсихологияПисьмо. (2022, 7 октября). Теории развития ребенка Фрейда и Выготского. Получено с https://psychologywriting.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/

Ссылка

PsychologyWriting. (2022, 7 октября). Теории развития ребенка Фрейда и Выготского. https://psychologywriting.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/

Процитированная работа

«Теории развития ребенка Фрейда и Выготского». PsychologyWriting , 7 октября 2022 г., психология письма.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/.

Список литературы

ПсихологияПисьмо . (2022) «Теории развития ребенка Фрейда и Выготского». 7 октября.

Список литературы

ПсихологияПисьмо . 2022. «Теории развития ребенка Фрейда и Выготского». 7 октября 2022 г. https://psychologywriting.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/.

1. ПсихологияПисьмо . «Теории развития ребенка Фрейда и Выготского». 7 октября 2022 г. https://psychologywriting.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/.

Библиография

ПсихологияПисьмо . «Теории развития ребенка Фрейда и Выготского». 7 октября 2022 г. https://psychologywriting.com/freuds-and-vygotskys-theories-of-child-development/.

Выготский и культурно-исторический подход к развитию человека

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/view/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-522

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Содержание статьи

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.522
  • Опубликовано онлайн: 30 октября 2019 г.

Резюме

Лев Семёнович Выготский (наст. и другие психологические дисциплины. Выготский охарактеризовал свой подход как «психологию высоты» (в отличие от «психологии глубины») и постулировал, что высшие формы разума должны быть отправной точкой для изучения человеческого развития. По его мнению, необходимо изучать психологические процессы в их исторической динамике; эту динамику можно было раскрыть с помощью разработанного им каузально-генетического подхода, предполагающего управляемое формирование сознания в ходе его изучения или экспериментальное развертывание онтогенеза. Выготский утверждал, что механизмы человеческого развития не детерминированы генетически и что мы должны искать его источник в культуре и социальной среде. Развитие человека опосредовано культурными артефактами и знаковыми системами, которые осваиваются в диалоге с другими людьми в спонтанном или управляемом взаимодействии, что стимулирует развитие, создавая зону ближайшего развития. Важнейшим средством превращения врожденного разума в разум высший является язык, позволяющий сохранять и передавать опыт поколений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *