Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Пирамида дилтса с вопросами: Пирамида Дилтса: как пользоваться | Модель логических уровней

Содержание

Пирамида Дилтса — быстрое решение жизненных проблем

Пирамида Дилтса помогает получить ответы на ряд серьезных вопросов. Наверняка, вы не раз спрашивали себя: почему я, прилагая столько усилий, до сих пор не достиг поставленных целей? Или почему жизнь сложилась именно так? Часто такие размышления заводят в тупик. С помощью пирамиды вы сможете разобраться с самыми сложными ситуациями. А также поймете цель своего существования и смысл жизни.

Содержание

  • Определение пирамиды
  • В чем необходимость
  • Уровни пирамиды Дилтса
    • Уровень первый
    • Уровень второй
    • Третий уровень
    • Четвертый уровень
    • Пятый уровень
    • Шестой уровень
  • Дополнительные вопросы
  • Принцип работы пирамиды Дилтса
  • Почему задачи нужно записывать
  • Заключение

Определение пирамиды

Пирамида Дилтса – инструмент для разрешения многих жизненных дилемм и давно интересовавших вопросов. Это возможность определиться со смыслом жизни.

Создатель пирамиды – Роберт Дилтс, лидер современного течения нейролингвистического программирования. Является автором более 40 книг по НЛП. Известен изучением человеческой личности, а также работой со многими бизнес-компаниями. Среди них Lucasfilm Ltd, Fiat, Xerox.

Для того, чтобы понять суть пирамиды Дилтса, нужно ее мысленно представить. Для примера вспомните египетские пирамиды, состоящие из нескольких уровней. Самая верхняя часть представляет собой гробницу.

Пирамида Дилтса выглядит так же. У нее тоже есть уровни. Их 6. Они не имеют физического воплощения. Это ментальное строение, связанное с разумом и сознанием человека. Каждая часть — большое хранилище, в котором собраны внутренние составляющие каждой личности.

В чем необходимость

Зачем нам нужна какая-то модель пирамиды Дилтса и ее логические уровни, — спросите вы? В жизни каждого человека бывают сложные ситуации. Возможно, это проблемы на работе или во взаимоотношениях, неудовлетворительный уровень жизни, круг общения. Вариантов сотни. И это нормально. Пирамида Дилтса поможет во всех этих случаях:

  1. Даст возможность осознать, что в жизни нужно что-то изменить. Также покажет, какие именно сферы нуждаются в корректировке.
  2. Позволяет расставить проблемы по сложности и важности. Их решение начинается с нижнего уровня. Благодаря этому человек видит, в каком направлении ему нужно двигаться. Это сродни тому, как происходит движение по карьерной лестнице.

Пирамида логических уровней Дилтса применима практически во всех сферах жизни. Это карьера, финансовое состояние, личностный рост, построение личных отношений и в коллективе.

Уровни пирамиды Дилтса

А у вас было ощущение, что вы запутались в жизни? Часто решение каких-либо задач и проблем напоминает хождение по запутанному лабиринту. Иногда вы идете в правильном направлении, а иногда заходите в тупик. Выбраться, не используя карту или хотя бы подсказки, практически невозможно. Но как только вы подниметесь на одну из стен и посмотрите на лабиринт сверху, все станет на свои места.

То же самое происходит в реальности. Почти невозможно решить проблему сразу после ее появления. В большинстве случаев для поиска наиболее подходящего решения нужно подняться над ней на пару уровней выше. Сделать это помогут правильные вопросы. Они расположены на каждом уровне модели пирамиды Дилтса.

Уровень первый

По-другому называется окружением или реакцией. Это нижний уровень пирамиды. Представляет собой все, что окружает человека, внутренняя и наружная среда. По сути, это сам человек со всеми своими особенностями, внешностью, чертами характера и т.д. Сюда же можно дописать людей, с которыми индивидууму приходится общаться, жить, вести совместную деятельность.
Главный вопрос первого уровня – что я имею на данный момент? Из второстепенных можно выделить:

  1. Насколько комфортно я себя ощущаю?
  2. Что происходит в моем окружении?
  3. Где я нахожусь сейчас и где хотел бы находиться?
  4. Какую роль я играю в моем окружении? Нравится ли мне такое положение вещей? Этого ли я хотел?
  5. Какие люди находятся возле меня? Кого бы я хотел видеть, а от кого быть подальше?
  6. Кто-нибудь из моего окружения помогает мне идти вперед к поставленным целям?

Получается, что этот уровень пирамиды Дилтса – это повседневность, быт, отношения и материальные аспекты каждого человека.

Уровень второй

Следующий уровень — это поведение. Здесь себя следует спросить о том, что вы делаете. Причем речь идет не только о действиях. Важен их результат.

Рассмотрим действие нейро-логической пирамиды Дилтса на примере человека, который жалуется на плохое материальное положение. При детальном рассмотрении проблемы выясняется, что он виноват в ней сам. Он просто не может признаться себе и другим, что работает слишком мало, безответственно.

Если копнуть глубже, оказывается, что человек из всего рабочего дня тратит на выполнение прямых обязанностей всего несколько часов. Он не проявляется активность, не работает на результат, не растет профессионально.

В этом примере причина низких доходов – лень. Использование здесь пирамиды Дилтса помогает понять простую истину – зарплата не вырастет из-за лени.

На этом уровне спросите себя: что я делаю и что получаю взамен? Из этого вопроса плавно вытекает следующий: в происходящем виновата сама жизнь или все же мы несем за это ответственность?

Третий уровень

Означает способности и направление движения. На этом уровне стоит спросить себя: какой я сделаю выбор? Обычно его определяют десятки различных факторов. Это жизненные цели, приоритеты, состояние здоровья, увлеченность каким-либо занятием и т.д.

На третьем уровне пирамиды Дилтса вы сможете понять, к чему нужно стремиться, чего хочет ваша душа. Такой анализ поможет поставить и достичь цели. В этом посодействуют и 3 вопроса:

  1. Какие сильные стороны моего характера помогут мне добиться успеха?
  2. Чему мне нужно научиться, какие навыки и умения освоить для достижения нужного результата?
  3. Могу ли я при достижении своих целей использовать возможности других людей?

Если вы выбрали направление движения, не останавливайтесь, несмотря ни на какие трудности. Задумайтесь о том, какие из способностей вы могли бы развить или улучшить. Это не займет много времени и сил, ведь у вас есть стимул к действию.

Четвертый уровень

На этом уровне пирамида Дилтса рассматривает ценности, приоритеты и мотивацию. Они разные у каждого человека. И не всегда бывают правильными. Возьмем, к примеру, будущего студента, который не может решиться поступать в понравившийся ВУЗ. Он считает, что там все исключительно по знакомству. Или представьте предпринимателя, который работает честно. Но при этом считает, что все остальные нагло врут.
Четвертый уровень помогает избавиться от шаблонов и стереотипов, которые в той или иной мере могут помешать в достижении цели.

По мнению психологов, этот уровень является самым важным. Он позволяет ближе познакомиться с собственным восприятием мира, своим подсознанием. Здесь вы поймете, что ваши ценности могут не совпадать с ценностями окружающих. И это нормально. Люди не могут смотреть на вещи на 100% одинаково.

На этом уровне пирамиды Дилтса вы получите ответы на такие вопросы:

  1. Насколько важна для меня эта цель?
  2. Насколько ценным будет для меня достигнутый результат?

Также можно спросить себя: как достижение цели повлияет на мои ценности, взгляды, приоритеты?

Пятый уровень

Пятый уровень называют идентификацией, определением своего места в жизни. Его важность значительно выше, чем у предыдущих уровней. Все из-за того, что он так или иначе оказывает на них влияние. Он помогает понять, какую роль вы играете в жизни. Главное в этом вопросе – научиться адекватно себя оценивать. Ни в коем случае не занижайте свои достоинства и достижения. А также помните о недостатках, качествах, которые было бы неплохо улучшить или развить.

Осознание того, кем вы являетесь на самом деле, играет важную роль в жизни. Если вы будете считать себя ни на что не способным неудачником, то так и не сможете добиться успеха. Будьте уверены, что у вас все получится.

Шестой уровень

На этом уровне логической пирамиды Дилтса человек понимает цель существования. Смысл жизни – то, что помогает идти вперед, несмотря ни на какие трудности и препятствия. Главное — знать, чего вы хотите и зачем это нужно.
Здесь стоит спросить себя: зачем я живу?

Дополнительные вопросы

Вопросы, задаваемые на каждом отдельном уровне пирамиды Дилтса, помогают увидеть общую картину происходящего. Чтобы добраться до сути вещей, увидеть все нюансы и мелкие детали, спросите себя еще кое о чем:

  1. Какой будет реакция окружающих на то, что я добился желаемого? Будут ли они рады за меня?
  2. Как достижение цели повлияет на мой внутренний мир?
  3. Принесет ли мой результат пользу родным и близким для меня людям?
  4. Изменится ли смысл моей жизни, цель существования после того, как цель будет достигнута?
  5. Могу ли я в ближайшие 2 дня сделать что-то в направлении цели?
  6. Смогут ли окружающие помочь мне с выбором направления, возможно, исправить мои ошибки?

Интересно, что подобные вопросы рассматриваются даже на семинарах по коучингу.

Принцип работы пирамиды Дилтса

Пользоваться моделью пирамиды Дилтса с логическими уровнями не сложно. Процесс ее заполнения выглядит так:

  1. Точно определить задачу. Но не мысленно, а на бумаге. Почему письменно? Зачастую мозг воспринимает мысли как нечто временное, несерьезное. Записанная же от руки проблема станет осязаемой. Альтернатива – записать ее на диктофон.
  2. Найти, на каком уровне пирамиды прячется проблема.
  3. По очереди подниматься по всем уровням, пытаясь найти решение, ответы на свои вопросы. В самом верху представьте, что проблема решена. Хотя бы на пару минут ощутите вкус победы, удовлетворения.

Для наглядности рассмотрим часто встречающуюся ситуацию: женщина считает, что руководство компании ее не ценит, не уважает. Иногда ей хочется забыть мечты о карьерном росте и все бросить. Как здесь поможет пирамида Дилтса?
Заполним уровни по порядку:

  1. Окружение. Кто должен уважать и ценить женщину? Руководители, коллеги. Не стоит забывать и об уважении самой себя, адекватной самооценке.
  2. Поведение. На этом уровне нужно выяснить, как окружающие должны показывать уважение. От руководства ожидается похвала, интересные и значимые поручения. От коллег — это, возможно, внимание к предложениям.
  3. Способности.
    Здесь женщине стоит составить список навыков и умений, которые покажут коллективу ее опыт, квалификацию.
  4. Ценности. На этом уровне следует разобраться, зачем нужно уважение. Чаще всего оно ведет к карьерному росту. Кроме того, человек чувствует себя ценным сотрудником, видит свою значимость.
  5. На пятом уровне женщине нужно задуматься, какой она должна быть, чтобы ее уважали?
  6. Здесь стоит задать главный вопрос – а зачем женщине нужно уважение коллег и начальства? В этом примере — для того, чтобы доказать себе и близким свою состоятельность.

В данном примере проблема находится на 4 уровне, а ее решение на последнем 6. Получается, что начальство и коллеги здесь совсем ни при чем. Женщина пытается убедить родных и себя в том, что она – квалифицированный специалист. При решении других проблем решение так же расположено на пару уровней выше.

Почему задачи нужно записывать

Решая проблемы с помощью пирамиды Дилтса, нужно соблюдать одно условие: цели, рассуждения и результаты фиксируйте на бумаге.

Зачем? Есть 4 причины:

  1. Мозг лучше воспринимает информацию. Вспомните, как в школе вы писали конспекты.
  2. При написании головной мозг начинает работать активнее. Благодаря этому получается точнее обозначить задачу и быстрее найти способ ее решения.
  3. Проблема из ментальной становится осязаемой, физической. При этом человек может даже представить, что он ее уже решил. Это станет мотивацией к дальнейшим действиям.
  4. Записывая свои размышления, вы видите ситуацию со стороны. Это позволяет быстро проанализировать и решить ее.

После того, как вы сделаете записи, ответьте на вопросы каждого уровня. Ответы также запишите. Вы увидите, что проблема устраняется как бы сама собой.

Заключение

Пирамида Дилтса – это возможность повернуть жизнь в нужном вам направлении. Отличный инструмент для решения серьезных проблем. Она помогает не только разобрать их на составные части. Но и увидеть корень, саму суть. Заполняйте уровни пирамиды один за другим. Чаще всего решение лежит на 1-2 «этажа» выше проблемы.

Пирамида Дилтса — это мощный инструмент решения многих вопросов

Практически каждого из нас одолевали философские вопросы – «почему я живу именно так?» или «Почему у меня есть то, что я имею?». Нередко посещают мысли, которые могут поставить нас в затруднительное или безвыходное положение. Так или иначе, о жизни мы начинаем задумываться, когда представится удобный случай.

Любой человек без исключения сталкивался с различными трудностями на протяжении всей жизни. И не каждый может грамотно их решить и поэтому в ряде случае ничего не остается, как заручится поддержкой специалиста из области психологии.

И когда проблемы берут верх, справиться с ними помогают специальные занятия, куда относится направление коучинг. С английского термин coaching обозначает способы, сочетающие консультирование и обучение.

Их цель – помочь человеку достигнуть определенных целей – улучшить качество жизни или обрести карьеру мечты. Немного напоминает менторство (наставничество), но коучинг подразумевает не общее развитие личности, а достижение поставленных целей.

Один из инструментов, применяемый на практике на таких занятиях – это пирамида Дилтса, позволяющая решить многие жизненные дилеммы, а также отыскать ответы на давно мучившие вопросы. Это неплохой шанс для понимания своего истинного предназначения. Но прежде чем перейти к ознакомлению с этим «сооружением», стоит вкратце познакомиться с биографией создателя.

Биографическая справка

Имя Роберта Дилтса знакомо не всем, а между тем это лидер современного течения НЛП (нейролингвистическое программирование). Его учителями были два признанных метра психологии Джон Гриндер и Ричард Бэндлер.

Неисчерпаемые таланты Роберта Дилтса практически не имеют границ и актуальны во многих областях человеческой деятельности. Это не только моделирование человека как личности, но и консультирование бизнес партнеров.

Также Роберт занят созданием программ, которые относятся к взаимодействию человека с компьютером. Среди других достижений Роберта Дилтса – сотрудничество со многими известными компаниями:

  • Авиакомпания «Alitalia»!
  • Компьютерная фирма «Apple Computer»!
  • Известная большинству киноманов компания «Lucasfilm Ltd.»!
  • Популярный производитель автомобилей «Fiat»!
  • Корпорация «Xerox»!
  • Итальянская компания «State Railway»!

Пирамида Роберта Дилтса не единственное творение автора, недавно он завершил создание проекта развития фирмы «IBM Europe».

Кроме того, Дилтс имел дело и с остальными мировыми гигантами различной индустрии. Из-под его пера вышло больше 40 книг с общей тематикой НЛП. Словом, человек в своей жизни добился многих успехов и помог большому количеству людей решить их проблемы.

Определение пирамиды

Для понимания особенностей этой ментальной конструкции стоит обратиться к ее форме. Любой из нас видел реальные египетские сооружения древности благодаря телеканалу Discovery, где не единожды транслировались документальные фильмы, посвященные секретам гробниц фараонов, живших многие тысячелетия назад.

Внутри реальных пирамид несколько уровней, а самый верхний отведен специально под гробницу. Роберт Дилтс разработал форму, где тоже имеются «этажи» — их 6. Собственно на этом основана пирамида Дилтса в коммуникации, отношениях, а также прочих аспектах.

Творение автора книг по НЛП следует отнести к «сооружению» ментального характера, поскольку полноценного физического воплощения как у египетских гробниц здесь нет, но к разуму оно имеет прямое отношение.

Каждая такая ступень символизирует полочку или скорее даже целый этаж, где находятся внутренние составляющие человеческого индивидуума или какого-нибудь «коллективного разума». Уже наблюдается небольшое сходство с реально существовавшими гробницами Египта.

Имея четкое представление о том, что конкретно характеризуют эти уровни, а также тщательная проработка проблемы позволит детально рассмотреть собственное отношение к задаче и отыскать причины, исходя из чего, она кажется не решаемой.

В чем необходимость?

Данное ментальное «сооружение» обладает весомым значением в такой сфере человеческой деятельности, как психология. Бывают такие ситуации, когда что-либо не устраивает – качество жизни, работа, окружение и т. д. С подобным сталкивалось очень много людей, иначе самой психологии (включая специалистов) вовсе бы не существовало.

Так вот рассматриваемая пирамида может оказать существенную пользу:

  • Позволяет осознать ситуацию, сложившуюся не лучшим образом. При проведении экспресс-анализа обнаруживаются места, требующие корректировки.
  • Есть возможность расставить имеющиеся проблемы по ступеням, после чего начинать решать те, что расположены на самом нижнем ярусе. Тем самым человек придерживается нужного направления, что немного напоминает подъем по карьерной лестнице. То есть движение вверх позволяет вывести свою жизнь на новый уровень

Пирамида логических уровней Дилтса актуальна для решения многих вопросов – это не только самореализация в жизни, включая построение карьеры, денежные моменты. Она способствует детальной проработке личных качеств. А они весьма цены для построения гармоничных отношений с партнерами (коллегами) по работе, друзьями (дворовыми или по месту учебы), родственниками, новым окружением.

Уровни египетского аналога

Поиски ответов на жизненно важные вопросы напоминает блуждание по лабиринту с его бесконечными запутанными коридорами и тупиками. Без какой-либо карты или подсказки отыскать выход очень трудно, если это вообще возможно. Но стоит только подняться на уровень выше, над лабиринтом — как будут видны все пути – входы, выходы.

Наша жизнь похожа на блуждание по такому лабиринту – любую проблему невозможно решить качественно на уровне ее создания. Иными словами, для решения сложившейся проблемы следует подняться на этаж или два выше. Только таким образом можно определить наилучший сценарий дальнейшего развития событий.

С этой целью необходимо задавать правильные вопросы, что будет подталкивать к нахождению верных ответов. Многие из нас просто не в состоянии задавать себе вопросы и получать ответы. С этой целью оптимальной воспользоваться творением Роберта Дилтса.

Все уровни пирамиды Дилтса включают главные и второстепенные вопросы, которые помогают понять собственное течение жизненных ситуаций.

Уровень первый – окружение (реакция)

Самый нижний первый уровень основывается на реальном окружении каждого человека. Сюда относятся все составляющие внутренней и наружной среды. Главным образом это сам человек, его особенности, внешность (включая одежду) и прочие индивидуальные черты.

Сюда же стоит отнести и всех прочих людей, с кем приходится иметь дело, материальных блага, возможности, семья и остальные вещи. То есть главный вопрос этого уровня – «что у меня есть на данный момент?». Однако, чтобы понять всю суть лишь этого вопроса недостаточно, следует задавать ряд прочих:

  • Комфортно ли мне?
  • Что творится в окружении?
  • Где я нахожусь или желаю быть?
  • Какое место я занимаю в своем окружении, комфортно ли мне от этого и соответствует оно желанному?
  • Кто находится рядом со мной, кого бы мне хотелось видеть, а кого лучше отсеять из своего окружения?
  • Кто-нибудь из окружающих меня лиц помогает мне достигнуть определенной цели?

Словом, здесь охватываются все аспекты быта и повседневности, включая материальное благополучие и межличностные отношения (включая родственные, партнерские и прочие).

Уровень второй – поведение (действия)

На этом уровне основополагающий вопрос звучит так – что я делаю? То есть он позволяет рассмотреть поведение каждого индивида. Причем это касается не только действия или бездействия, но и достижения каких-либо результатов.

Вот показательный пример того, как пирамида нейро-логических уровней может рассматриваться в случае, когда человек начинает жаловаться на недостаток финансов. Здесь его главная проблема заключается в нем самом, и у него просто нет желания или сил признаться, что он мало уделяет времени работе.

Вдобавок при расспросе, чем он занимается весь день, выясняется его сокращенный рабочий день. Вместо положенных 8 часов, как это бывает у многих других успешных людей, человек тратит не более 4. Это свидетельствует об отсутствии активности с его стороны, которая была бы направлена на развитие профессиональных качеств.

Можно сделать определенный вывод – зачастую проблема обусловлена элементарной ленью. Этим недостатком страдают многие люди по всему миру! В чем собственно и помогает ментальная пирамида – доход не может увеличиться из-за лени!

Стоит задать себе вопрос касательно того, что я делю и получаю. Очевидный ответ дает понять, почему у нас имеется то, что есть. И тут закономерно задать еще один актуальный и интересный вопрос – это жизнь так сама складывается или же мы сами несем ответственность за все то, что происходит с нами?

Уровень третий – способности (направление)

Здесь уже пирамида логических уровней Роберта Дилтса базируется на стратегии и его главный вопрос – каков мой выбор? В жизни каждого индивидуума сделанный выбор занимает далеко не последнее место. Причем на это оказывают влияние различные факторы:

  • здоровье;
  • цель;
  • в какой степени человек чем-либо увлечен, и прочее.

Находясь на третьем этаже своей пирамиды, есть возможность подробно разобрать собственные установки и осознать причины жизненных неудач. Кто-то отдает предпочтение изнуряющей работе, чтобы скопить денежные средства на приобретение жилья либо пройти обучение в другой стране. Многие девушки мечтают об удачной женитьбе.

Третьи вообще делают ставку на поиск хорошей работы или открытие собственной деятельности. Также выбор допустимо сделать в пользу занятий спортом или изучения иностранных языков после трудового дня. А еще проще просто попивать пиво, лежа на диване у телевизора. По крайне мере, так поступает большинство.

Пирамида Дилтса и правда может предоставить большой выбор – главное понять, к чему стремиться душа. Только так достигаются определенные успехи при анализе своей жизненной позиции. В этом также может помочь ряд дополнительных вопросов:

  • какие у меня есть сильные стороны и можно ли, опираясь на них, добиться желаемого результата?
  • Какие навыки и умения я могу приобрести для достижения желаемого?
  • Могу ли я воспользоваться способностями и возможностями остальных?

Каждому индивидууму, прежде всего, необходимо определится со своими способностями. Это по силам каждому человеку на земле, причем как разительно расширить их, так и серьезно ограничить в пределах разумного. Главное – отыскать причину и стимул к действию!

Уровень четвертый – ценности (мотивации)

На этом уровне рассматриваются убеждения и ценности. И здесь у каждого человека собственные мнения и суждения на этот счет. Только вот ряд жизненных позиций или даже убеждений работает лишь во вред. К примеру, как стать предпринимателем человеку, если себя он считает честным, но уверен, что все остальные бизнесмены воруют средства с целью собственной наживы?!

Другой пример – абитуриент считает, что место в престижном ВУЗе достается лишь по блату. Поэтому нет даже смысла пробовать сдать вступительные экзамены.

Иными словами, пирамида Дилтса на этом уровне способствует раскрытию шаблонов и стереотипов восприятия различных жизненных обстоятельств, служащих препятствием на пути к достижению цели.

Пожалуй, это уже более важный уровень, позволяющий определить собственное восприятие. Из приведенных выше примеров несложно сделать вывод касательно того, что каждый человек определяет сугубо свои ценности, а ведь они могут не совпадать с восприятием других индивидуумов, что, в общем-то, закономерно. То есть одним вещам придается больше значения, другим меньше или они вовсе игнорируются.

Это относится к так называемому базису личности, а от него человеку не так просто отказаться даже под сильным воздействием извне. И причина заключается в том, что убеждения следует относить к бессознательному восприятию человеческой сущности. Оно и управляет поведением индивидуума, определяя его жизненный путь.

На данном уровне легко получить ответы на подобные вопросы:

  • Какой важностью для меня обладает данная цель?
  • Насколько ценным окажется результат?
  • Укрепит ли достижение цели мои жизненные убеждения?

Тут так и просится один вопрос, который стоит отнести к разряду риторических высказываний: почему мы собственно верим во все то, чего придерживается наша вера?

Уровень пятый – идентификация (жизненная роль)

Важность этого уровня еще выше, нежели предыдущего, поскольку он оказывает заметное влияние на этажи, располагающиеся ниже. Здесь речь идет о самосознании и самопонимании. Благодаря этим определениям пирамида Дилтса способствует определению своей веры.

Кто-то уверен в своей гениальности художника либо дизайнера. Поэтому он успешно может проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах. Другой посчитает себя неудачником или бездарем.

Иными словами, пятый уровень позволяет человеку осознать свое место, и какую он играет при этом роль. Главное реалистично оценивать себя – то есть не занижать достоинства и в то же время принимать во внимание свои недостатки, требующие дальнейшей проработки.

Что характерно, здесь ответы не лежат на поверхности. Роль и жизненная позиция каждого человека не зависит от половых признаков, семейного положения, социального статуса, процессии. Эта категория много обширнее!

Вникнуть в суть или хотя бы частично иметь представление, о чем все же идет речь, помогут следующие вопросы:

  • Каково мое отношение к тем личностям, у которых цели и убеждения совпадают с моими?
  • Какова ценность моих целей по отношению к людям, входящим в ближайший круг окружения?

Самоидентификация – это ценное качество любого из нас! Во многом этим фактором обусловлены наши многие успехи.

Уровень шестой – миссия (духовное постижение)

Здесь логическая пирамида Дилтса венчается уровнем, способствующим осознанию индивидуумом своей миссии. Четкое осознание того, ради чего он собственно живет – это не что иное, как мощный инструмент, позволяющий преодолевать различные препятствия и трудности, возникающие на жизненном пути.

При этом миссия должна быть выражена простыми и понятными изъяснениями. Сложные высокопарные выражения здесь не работают, поскольку не несут никакой практической значимости.

Здесь хорошо привести один значимый пример. Главный принцип успешной деятельности большинства компаний, находящихся в стране восходящего солнца – это четкое осознание ценностей и миссии, с учетом актуальности на 100-200 лет вперед. А разве жизнь каждого человека на земле создана с целью тратить ее впустую?!

Таким образом, если правильно подойти к анализу своей жизненной позиции в этом мире, без утайки от самого себя, отвечая на все поставленные вопросы, можно определить те или иные пробелы.

Самосовершенствование – это путь к достижению к цели, а значит и успеху. Ведь каждый из нас в душе стремится к этому. При этом четкое осознание своих слабых сторон существенно облегчает этот процесс.

Ряд дополнительных вопросов

Давая ответы на ключевые вопросы каждого из уровней, пирамида Дилтса позволяет объективно оценить картину всего происходящего. Однако все видится лишь в общем свете, чтобы четко разглядеть суть происходящего и отыскать верное решение сложившихся проблем, следует воспользоваться помощью ряда дополнительных вопросов:

  • После того, как я достигну цели, что будут предпринимать окружающие? Обрадует или это их?
  • В какую сторону должно измениться личное восприятие окружающих после достижения целей?
  • Окажется ли результат плодотворным для моих коллег и близких людей?
  • Если я достигну цели, изменится ли моя миссия?
  • Могу ли я делать к направлению моей цели какие-то простые действия в течение 48 часов?
  • Как мои близкие люди отнесутся к моим намерениям? Смогут ли они при необходимости внести соответствующие корректировки?

Нечто подобное разбирается на многих дополнительных занятиях по коучингу.

Принцип работы

Общая картина теперь становится яснее, но как работать с пирамидой Дилтса? Одно дело теория, а практика это уже нечто другое.

Вот об этом и далее и пойдет речь. Вопросы каждого уровня позволяют понять, где и когда произошла смена ценностей и отклонение от заданного курса. Это своего рода сигнальные маячки, указывающие, на каком уровне застрял человек.

В основе любой коучинг-техники глубокий самоанализ – решения проблем не лежать на поверхности, поэтому требуется, как следует «покопаться в себе».

Алгоритм применения творения Роберта Дилтса на практике выглядит следующим образом:

  • Четко и внятно сформулировать задачу, но сделать это необходимо в письменной форме. Наши мысли, конечно, материальны, но и мимолетны, а потому не всегда могут восприниматься всерьез. Но то, что написано рукой на бумаге приобретет тональности и послужит толчком к действию. Как вариант – взять на вооружение диктофон.
  • Определить на каком «этаже» находится настоящая проблема.
  • Теперь следует заняться анализом ситуации по отношению каждого из уровней. Постепенно добравшись до самого верха, стоит представить себе, что цель уже достигнута. Следует хотя бы несколько минут наслаждаться этой победой. А вот теперь к сути – в этот момент необходимо осознать свои ощущения и определить, появилось ли чувство удовлетворения.
  • Теперь работа с пирамидой Дилтса должна вестись в обратном направлении – к низу «египетского сооружения». Это позволит внести соответствующую корректировку для каждого уровня. Результат – план станет более детализированным, что позволяет легко выявить для себя ряд новых полезных ценностей.

Ценность ментальной модели Дилтса кроется в том, что каждый ее уровень ведет к раскрытию причинно-следственной закономерности. Если серьезно отнестись к постановке вопросов и получению на них ответов, то человек сможет довольно быстро провести ревизию собственных жизненных условий и обстоятельств.

При этом можно обойтись без сторонней помощи, хотя помощь со стороны не помешает. Только для этого стоит найти человека, к кому есть полное доверие. Его роль будет сведена к задаванию наводящих вопросов и записыванию ответов.

Важность физического фиксирования задач

На многих занятиях коучинга пирамида Дилтса имеет наибольшее значение, поскольку к ней обращаются все чаще. Что характерно при этом должно соблюдаться одно важное и обязательное условие – все цели, включая обработку результатов по каждому конкретному уровню, фиксируются письменно. Этому есть вполне закономерное и логичное объяснение:

  • При написании текста многие существенные моменты усваиваются легче. В результате проще отыскать решение проблемы или выход из сложившейся ситуации. Возможно, поэтому на уроках все ученики пишут конспекты – для лучшей усвояемости поступающей информации.
  • Написание текста приводит к возникновению новых нервных импульсов, которые поступают в мозг. Это способствует более точной формулировке проблемы, что позволяет быстрее найти нужное решение.
  • В ходе написания цели она приобретает визуальные очертания, что происходит невольно. Если индивидуум представит себя на месте человека с уже решенной проблемой, то он приобретает весомый стимул к действию.
  • По ходу фиксирования задачи на бумаге видение ситуации иногда меняется. Но если перед глазами находится фактическое описание проблемы, то есть возможность с легкостью внести соответствующие коррективы.

Чтобы понять все особенности следует от теории сразу переходить к практике, то есть посвятить время ответам на задаваемые вопросы. Исходя из степени ответственности к такой работе и честности перед самим собой, все начнет проясняться самой собой. Для этого стоит держать поблизости листок бумаги с ручкой (карандашом) или диктофон.

В качестве заключения

В процессе применения творения Дилтса на практике иной раз задумываешься, почему кому-то все дается легко и непринужденно, а другим приходится прилагать немало усилий. Вполне очевидно, что все дело кроется не в количестве затраченного времени и размерах оклада, если речь идет о рабочих вопросах. Здесь таинство заключено в чем-то ином, что сокрыто в глубине каждого из нас на уровне подсознания. И пирамида Дилтсаэто шанс изменить направление течения своей жизни по нужному руслу.

Если кого-то не устраивает материальное или финансовое обеспечение, отношения с родными и коллегами натянуты, следовательно, необходимо пересмотреть личные действия. Но если все выполняется правильно, но результат все равно не удовлетворительный, значит стоит пересмотреть стратегию, убеждения и прочие моменты по уровням.

Пирамида Дилта — Неврологические уровни

Пирамида Дилта или «модель логических уровней» представляет собой объяснительную модель для процессов изменений. Логические уровни Дилта основаны на идее о том, что динамика изменений людей, команд и целых организаций характеризуется шестью уровнями, которые строятся друг на друге.

В этой статье мы познакомимся с происхождением, структурой и применением логических уровней этой модели.

Происхождение пирамиды Дилтса

Модель логических уровней была разработана Робертом Дилтсом, одним из соучредителей НЛП (нейро-лингвистического программирования). Вот почему логические уровни также известны под названием пирамиды НЛП.

Дилтс разработал свою модель логических уровней в 1980-х годах на основе теории обучения Грегори Бейтсона. В понимании Бейтсона опыт обучения всегда зависит от контекста и может быть представлен как иерархический процесс обучения на четырех уровнях (здесь есть отличная статья о теории обучения Бейтсона).

Логические уровни

Dilt претерпели несколько изменений с момента его первого выпуска. Таким образом, модель Дилтса в настоящее время является важным объяснительным подходом для позитивного проектирования изменений в социальных системах и организациях.

Уровни пирамиды Дилтса

Пирамида Дилтса разделена на шесть уровней, которые работают сверху вниз. Это означает, что если вы хотите добиться изменения на одном уровне, вмешательство должно происходить как минимум на том же уровне, а лучше на одном из уровней выше.

С помощью пирамиды Дилтса вы можете объяснить, почему agile-обучение неэффективно, почему сотрудники игнорируют цифровую трансформацию или почему призывы к большей культуре ошибок исчезают. Сначала объясним структуру модели логических уровней снизу вверх.

Окружающая среда

Нижний уровень пирамиды Дилтса описывает окружающую среду или соответствующий контекст. Таким образом, пирамида Дилтса относится к теории обучения Бейтсона. Это означает, что каждое взаимодействие зависит от контекста и встроено в пространственно-временной контекст. Вы можете подключиться к окружающей среде с помощью вопросов «Кто», «Когда», «Где» и «С кем» и наблюдать за ней со стороны.

Поведение

На следующем логическом уровне вы описываете поведение. Поведение всегда следует классифицировать в контексте или в соответствующем окружении. Подобно окружающей среде, вы можете наблюдать и описывать поведение постороннего. Соответственно, уместны вопросы «Как ведут себя люди/команды», «Что вы видите?», «Что вы слышите» и «Что именно делается?».

Навыки

Навыки расположены на следующем уровне разветвлений. В отличие от окружающей среды и поведения, навыки не видны напрямую. Это означает, что вы можете делать выводы только из поведения о необходимых для него навыках и компетенциях. Таким образом, подходящие вопросы для навыков: «Что ты умеешь делать?» или «Какие навыки вам нужны, чтобы показать поведение?» или «Какие процессы и стратегии выполняются, чтобы можно было показать наблюдаемое поведение?».

Значения

Самое позднее на уровне ценностей и верований логические уровни больше не могут быть объяснены исключительно наблюдением. Ценности и убеждения представляют собой вещи, которые важны для вас и за которые вы стоите. Это означает, например, что вы не будете демонстрировать поведение, которое противоречит вашим ценностям. Соответственно, правильными вопросами для раскрытия логического уровня ценностей и убеждений являются «Что для вас важно?», «Во что вы верите?» и «На что вы обращаете особое внимание?».

Личность

Следующий уровень dilts — это личность человека, коллектива или организации. Этот образ себя выражает то, кто вы есть, и то, как другие видят или должны видеть вас. Однако образ самого себя может значительно отличаться от образа других. Поэтому правильные вопросы для самоидентификации: «Кто ты?» и «Как другие воспринимают вас/вашу команду/вашу организацию?».

Видение

Вершина пирамиды Дилтса — главный вопрос видения и цели. На этом уровне Дилтса вы отвечаете на вопросы о том, для чего это важно и какие цели вы преследуете с помощью меры, команды или всей организации. То есть приверженцы теории систем находят цель команды или организации именно на этом уровне Дилтса.

Вопросы и примеры

Уровень Вопрос Пример
Окружающая среда Где ты здесь? Кто с тобой? Что ты слышишь? Что ты видишь? Что вы чувствуете на вкус Что вы чувствуете на запах Шум в комнате мешает написанию диктантов. Якоря можно легко установить во время группового упражнения. «Рак атаковал меня».
Поведение Что ты здесь делаешь? Вы плохо написали эту диктовку. Вы привязались к этому человеку. «Иногда я просто не могу вести себя здоровой».
Способности и навыки Как вы делаете то, что делаете? Как вы относитесь к другим здесь? Какие специальные навыки у вас есть здесь? «Ты плохо пишешь.» «Вы можете заякорить других людей». «Я не могу быть в хорошей форме».
Ценности и убеждения Что для вас здесь важно? Почему вы делаете то, что делаете? Во что ты здесь веришь? Что вас мотивирует Что вы думаете о себе, других, своей работе и т.д.? «Если ты не умеешь писать по буквам, ты никогда не проучишься в школе.» «Умение ставить якорь делает вас влиятельным человеком». «Это неправильное отношение — хотеть бунтовать против неизбежного».
Личность Каково ваше представление о себе? Как понять себя, кто ты? «Глупый ты ребенок, неспособный к обучению. » «Ты хороший специалист по НЛП». «Я жертва рака».
Видение Где ты принадлежишь? Есть ли здесь что-то, кто-то или группа на профессиональном, личном, идеальном, духовном уровне, к которым, как вы знаете, вы принадлежите? Какая у тебя задача, какая миссия? «Вы принадлежите к неспособным к обучению, к инвалидам.» , «Вы одна из жертв рака, которых постигла та же участь».

Пирамида Дилтса на примере

В качестве примера мы хотим использовать неврологические уровни после разбавлений, чтобы идентифицировать стрессоры и активировать ресурсы, которые помогают нам противодействовать стрессу. Существует множество техник вмешательства НЛП на каждом уровне, которые помогают добиться желаемых изменений.

Окружающая среда

  • Что в окружающей среде вызывает стресс?
  • Возможные ответы: шумный офис, ссора с коллегами, встреча утром и т. д.

Для снижения стресса помогает, например, не выполнять определенную работу в шумной обстановке или перейти на другое время дня, когда в офисе еще тихо. На этом уровне человек ищет ресурсы, которых не хватает в индивидуальной среде, которые помогают избежать стресса.

Поведение

  • Что в моем поведении способствует стрессу?
  • Возможные ответы: Я постоянно меняю свои повседневные дела, записываюсь на встречи в последнюю секунду и т. д.

После ответа на этот вопрос он будет искать полезное поведение, которое может служить ресурсом. Например, можно было бы найти время, чтобы расслабиться во время обеденного перерыва или заняться спортом после работы. В НЛП имеется обширный набор инструментов для изменения поведения. Стресс можно эффективно уменьшить, только воздействуя на собственную физиологию (например, изменяя позу, дыхание, голос).

При работе с сильными стрессорами очень полезной оказалась так называемая VK-диссоциация. С помощью этой техники вы наблюдаете, как вы сталкиваетесь со стрессором на экране кинотеатра. Благодаря целенаправленному влиянию теперь можно спокойно смотреть на ситуацию и таким образом подготовить почву для изменения поведения, которое может быть реализовано.

Навыки

  • Как вы осуществляете деятельность, какие внутренние процессы и программы работают?
  • Возможные ответы: Я не могу сосредоточиться. Я не могу быть вовремя, потому что всегда что-то случается.

Чтобы активировать ресурсы и на этом этапе, полезно, если клиент научится представлять себе, как он может развивать навыки, которых ему не хватает, например, вовремя приходить на встречи, а затем спрашивать, что он сделал. чтобы они достигли положительной цели.

На этом уровне стратегии играют особую роль в НЛП. Те описывают внутренние процессы, которые приводят к определенному результату. Важно прерывать неподходящие стресс-стратегии и изучать новые эффективные альтернативы. Они получены из уже успешных моделей. Таким образом, вы сможете очень эффективно развить новые навыки борьбы с собственными факторами стресса за относительно короткое время.

Значения

  • Какие убеждения могут вызвать стресс?
  • Возможные ответы: Я должен уметь читать желания других по их губам. Я всегда должен делать все идеально.

«Любая ценность, которая ставит вас в зависимость от благодати других людей, от определенных событий или не оставляет открытым альтернативный курс действий, способствует развитию стресса», — сказали Иэн Макдермотт и Джозеф О’Коннор, написавшие в своей книге «НЛП и здоровье» посвятили теме стресса очень подробную главу. Они утверждают, что любое убеждение, усиливающее чувство влияния, является ресурсом.

Личность

  • Кто я (если я живу этими убеждениями, способностями)?
  • Возможные ответы: Я раб своего графика. Я слуга других.

Здоровая уверенность в себе — хороший источник энергии для предотвращения стресса. Уверенные в себе люди знают, кто они и, следовательно, знают, что они могут сделать для себя. Стресс возникает на этом уровне, когда собственная личность не проживается. Это может выражаться в том, что он скрыт и не проявляет никаких чувств, или в ношении маски, защищающей от других, но и от самого себя.

Здесь важно углубиться в истинную личность. Так что вы можете, например. очень сознательно спросите: «Кто я на самом деле?» и «Как я?». Также многое можно узнать о себе из демаркации: «Как я не?», «Как я не хочу быть?». В методах НЛП вы можете более подробно исследовать свою личность. При этом человек осознает свои характеристики (например, страстность, терпеливость, уязвимость и т. д.), которые проверяются следующим образом: Где есть эталонные переживания, которые «доказывают», что кто-то обладает этими характеристиками? Как кто-то их исправляет? Есть ли также опыты, в которых верно обратное? Эти переживания ставятся под сомнение. Постепенно ваше собственное представление о себе проясняется.

Видение

  • Есть ли что-то, кто-то или группа на профессиональном, личном, идеальном, философском уровне, к которым, как вы знаете, вы принадлежите? Какова моя работа в этом мире?
  • За ответами на эти вопросы стоят огромные ресурсы.

Любой, кто найдет здесь хорошие ответы для себя и сможет жить по ним, больше не будет воспринимать свой стресс как таковой. Он будет счастлив и благодарен за то, что каждый день немного больше проживает свое предназначение.

Границы текущей идентичности могут быть разрушены этим осознанием и интегрированы в всеобъемлющее ощущение себя. Этого можно достичь различными способами, такими как медитация, духовный опыт, любовь и т. д.

3 великие модели для ответа на вопрос «Что мне делать до конца (или следующего этапа) моей жизни?» – Дэн Спира

данспира Бизнес, Карьера, Коучинг, Обучение, Жизнь, Талант Creative Commons, Информационная графика, Джон Венн, Млечный Путь, Роберт Дилтс, Студент, США, Диаграмма Венна 0

Карьерный коучинг — н. — Вечная проблема курицы и яйца.

В основе многих советов по карьере лежит следующая предпосылка: «Прежде всего, вы знаете, чего хотите».    

Конечно, в этом есть смысл. Поставьте цель, создайте план, реализуйте план, оцените, пересмотрите, повторите. Ага, понял.

Проблема в том, что многие ищущие советы по карьере имеют следующую основную проблему:  «Я не знаю, чего хочу».

Я слышу это от людей все время, с любым уровнем опыта, от начинающего профессионала с ограниченным опытом до опытного руководителя, который не уверен, стоит ли пробовать что-то новое, или кто устал от биться головой о пресловутую стену.

..и я сочувствую им, потому что долгое время я был разочарован предпосылкой «сначала ты должен знать, чего хочешь» . Мне часто хотелось крикнуть:

«Как, черт возьми, я должен знать, чего я хочу, если я еще не пробовал? “

Вскоре мы вернемся к этому вопросу. Чтобы получить ответ, давайте рассмотрим несколько инструментов, которые я использую как коуч, чтобы помочь кому-то разобраться в неясностях:

  1. Йе Олде Венн Диаграмма
  2. Структура логических уровней
  3. А.В.О.К.А.Д.О. Модель

Я использую эти модели по-разному в разных обстоятельствах, чтобы помочь клиентам получить ясность относительно их текущей ситуации, их желаемой ситуации и их потенциального пути реализации этой желаемой ситуации.

(ПРИМЕЧАНИЕ. Эти модели также очень хорошо работают для групп людей, например, для команд, которые определяют свои цели и стратегии как организация, но я оставлю это приложение вне этой записи в блоге… и рекомендую вам нанять меня через rogenSi, чтобы помочь вашей команде в следующем сеансе согласования групповой стратегии/лидерства.)

1)  Ye Olde Venn Diagram

Это простой классический подход к определению вашего «золотого пятна» с точки зрения вашей карьеры. Ответьте на три вопроса:

  1. В чем я хорош?
  2. Что мне нравится?
  3. За что люди готовы мне компенсировать?

Ключ в том, чтобы найти элементы, которые больше всего перекрываются в середине получившейся диаграммы Венна:

Просто? Да… ну вроде того.

Должен признаться, меня иногда коробит, когда люди размахивают этой моделью, как будто она решает все проблемы, связанные с выбором карьеры и/или пути выхода на рынок.

Во-первых, нет, эта диаграмма Венна работает не для всех. Во-вторых, нюанс этой модели заключается в том, как задается каждый из трех вопросов и как коуч помогает с ответами. Например:

  1. Насколько хорошо вы сейчас это делаете? Насколько хорошо вы могли бы добиться этого в будущем? Насколько это отличает вас, т. е. как ваши действия соотносятся с тем, что другие могут предложить на вашем рынке?
  2. Насколько вам нравится это делать? Какие аспекты этой работы вам нравятся больше всего? Какие виды удовольствия вы получаете от этого: Удовольствие? Страсть? Цель?
  3. Какую компенсацию вы должны получить за это? Какие формы может принимать эта компенсация? Каков прогноз рынка для этой сферы деятельности?

..и так далее.

Обратите также внимание, что, когда человек получает очень сильное перекрытие только между двумя кругами, могут быть заданы определенные дополнительные вопросы: инструмент самопознания.

Готовы к следующему? Пошли!

2. Схема логических уровней

Схема «Логические уровни», основанная на работе психолога Роберта Дилтса, является мощным инструментом для достижения ясности и согласованности с интеллектуальной, эмоциональной (поведенческой) и стратегической точек зрения.

Дилтс построил эту простую, но элегантную модель для размышлений о личных изменениях, выравнивании, обучении и общении. Он объединяет идеи контекста, уровней обучения и позиции восприятия. Он обеспечивает процесс организации и сбора информации, чтобы человек мог определить наилучшие точки для вмешательства, чтобы внести любые желаемые изменения.

Логические уровни включают:

  • Цель – Для кого или для чего я делаю то, что делаю?

  • Личность – Кто я?

  • Убеждения – Почему то, что я делаю, важно?

  • Возможности – Как это сделать?

  • Поведение – Что мне делать?

  • Окружающая среда – Где, когда и с кем мне это делать?

По словам Дилтса, действие каждого уровня заключается в организации и контроле информации на уровне ниже него. Изменение чего-либо на верхнем уровне потребует изменений на более низких уровнях. Изменение чего-либо на более низком уровне может, но не обязательно, повлиять на верхние уровни.

Одна вещь, на которую я хотел бы обратить внимание при использовании этой модели для коучинга , заключается в том, что Окружающая среда человека может оказывать огромное влияние на всех уровнях, от поведения до личности и цели. Некоторые люди спорят о необходимости иерархии и рисуют ее концентрическими кругами или в виде сетевой диаграммы. Бред какой то. Мы достаточно сообразительны, чтобы не обращать внимания на чрезмерное упрощение модели и использовать иерархию как способ вести коучинговую дискуссию. Правильно? Мы достаточно умны, не так ли?

Также обратите внимание, что в некоторых версиях модели Ценности выделяются как отдельный шаг прямо над Убеждениями, а другие версии включают уровень Духовности выше Цели и наполняют Духовностью всю пирамиду ниже и вокруг нее. Мощная штука, на самом деле.

Даже в большей степени, чем диаграмма Старого Венна, модель логических уровней требует, чтобы разговор был эффективным.

Говоря о разговоре…

3. A.V.O.C.A.D.O. Модель

Да, этот зеленый плод, произрастающий в Центральной Мексике, — основной ингредиент гуакамоле и других вкусных блюд — можно использовать для определения карьерного пути.

Если вы давние читатели Meme Menagerie, вы, возможно, помните сообщение в блоге наполовину ироничное (наполовину виляющее языком?) некоторое время назад… ладно, ладно… может быть, вы его не помните… ну вот он: A.V.O.C.A.D.O. Модель эффективности

Нет, я редко «провожу людей через это» в качестве модели… но да, я использую эту модель как способ информирования коучинговых бесед. A.V.O.C.A.D.O. имеет все элементы предыдущих двух моделей, а также некоторые из них:

( A Spirations + V ) + O Pportunities + C Apabilities + A TTITUDES + D ISCIPLINE :

  • Каково мое идеальное зрение?
  • По каким правилам я хочу играть?
  • Какие возможности могут быть доступны мне?
  • Каковы мои таланты и способности?
  • Какое у меня отношение/личность?
  • Какие у меня привычки?
  • Как у меня дела?

Схематически это выглядит примерно так, где A + V образуют ядро:

A. V.O.C.A.D.O. представляет собой нелинейный, систематический подход к обнаружению, диагностике и развитию текущего и желаемого состояния человека. Таким образом, этот плод вида persea americana работает лучше всего, если вы можете реализовать его с помощью ряда циклов обратной связи.

Другими словами, это не модель для одного-двухчасового коуч-сессии, а скорее способ наведения и проверки предположений в ходе серии встреч и взаимодействий. Мой предпочтительный подход с A.V.O.C.A.D.O. заключается не в том, чтобы подходить ко всему сразу, а в том, чтобы постепенно создавать картину и проверять ее с помощью ряда заданий.

Что возвращает нас к вопросу:

«Как, черт возьми, я должен знать, чего я хочу, если я еще не пробовал? «

Да, реализовать план сложно, если цель неясна, но иногда нужно просто пойти и попробовать.

Иногда это очень похоже на обучение танцам: весь анализ в мире не научит вас ничему, пока вы просто не начнете это делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *