Как решить проблему любой сложности с помощью «пирамиды Дилтса»
Бизнесхак
Как решить проблему любой сложности с помощью «пирамиды Дилтса»
5 ноября 2019 91 228 просмотров
Лариса Парфентьева
Если бы существовал подорожник, с помощью которого можно быстро решить проблему, он был бы похож на пирамиду Дилтса.
Считается, что с помощью нее можно получить ответы, избавиться от вредных привычек, решить проблемы и упорядочить хаос в жизни и бизнесе. Универсальная вещь.
Пирамида Дилтса
Кто-то даже считает эту пирамиду волшебной, потому что она творит чудеса — люди понимают, почему имеют то, что имеют, и живут так, а не иначе. Пирамида раскрывает глаза, дает надежду и смысл жизни. Странно, что такой простой факт считается чем-то магическим.
Придумал ее Роберт Дилтс — эксперт и разработчик техник НЛП — и в ней ничего магического, только логичная структура.
Источник
Пирамида состоит из 6 уровней. Снизу вверх:
Окружение
Поведение
Способности
Ценности и убеждения
Идентичность
Миссия
Все уровни взаимосвязаны. Если изменяются верхние, с ними меняются и остальные.
Главный секрет пирамиды звучит так: решение проблемы всегда находится на один-два уровня выше самой проблемы.
Характеристика уровней
Первый уровень — «Окружение». На этом уровне находится все то, что нас окружает:
- условия жизни;
- место, где мы живем;
- предметы, которые нас окружают;
- люди, с которыми мы контактируем.
Это уровень всего, до чего мы «прикасаемся» ежедневно.
Второй уровень — «Поведение». Здесь все наши действия: что делаем, когда контактируем с другими людьми и с самим собой.
Большинство целей человека находится на этих двух уровнях. Найти вторую половину, стать признанным и уважаемым экспертом, купить машину, выплатить ипотеку, получать удовольствие от работы. Все, что касается течения жизни, находится здесь.
На уровне «Способности» все, что человек умеет. От мастерского приготовления лазаньи до божественного умения координировать проекты. Все знания, навыки, секретные «фишки» — все «лежит» на этом уровне.
Уровень «Ценности и убеждения» — это все, что влияет на опыт человека. Условия воспитания в семье, менталитет окружения, образование, культурный контекст.
Уровень «Идентичность». Здесь находится ответ на вопрос «Кто я?». На этом уровне роль, которую играет человек в обществе, кем он себя видит и как ощущает в той или иной компании.
И наконец, на вершине пирамиды — «Миссия». Уровень желаний и целей. Ответ на вопрос: «Зачем я живу?».
Источник
Алгоритм работы с пирамидой
Определяем, что не устраивает в жизни. Что хотелось бы поменять.
1 шаг. Записываем проблему.
Многие считают лишней работой записывать то, что и так крутится в голове. Ведь надо скорее переходить к разрешению проблемы. При записывании вы стараетесь подобрать формулировку максимально точно, и может найдете нюансы, которые раньше не замечали.
2 шаг. Определяем, к какому уровню пирамиды относится проблема.
Например:
Уровень «Окружение».
Мне не нравятся условия моей жизни.
Хочу работать в новом и крутом коллективе.
Хочу зарабатывать больше.
Уровень «Поведение».
Хочу перестать «заедать» стресс.
Хочу стать непревзойденным оратором.
Уровень «Способности».
Хочу, чтобы мои тексты «разбирали» на цитаты
3 шаг. Поднимаемся по уровням пирамиды и находим, на каком из них решение проблемы.
Однажды мы с подругой решили попробовать пирамиду Дилтса в действии. У нее была проблема — начальство не уважало ее заслуги в работе настолько, что ей хотелось бросить все и забыть о мечте стать директором фирмы.
Мы начали с самого основания пирамиды:
- Окружение. На вопрос «Кто именно должен меня уважать?» подруга назвала имена руководителей и нескольких коллег. Потом добавила к этому списку свое имя.
- Поведение. Следующий вопрос звучал так: «Что значит для тебя уважение? Что должны делать твои коллеги, чтобы ты поняла: меня уважают?».
Она ответила: «Они должны быть внимательны к моим предложениям. Начальство должно хвалить меня за мои заслуги и давать более сложные задачи и интересные проекты». - Способности. Мы составили список новых компетенций, чтобы ее опыт и знания приняли коллеги.
- Ценности. «Почему тебе так важно, чтобы тебя уважали?», — спросила я. «Хочу повышения. Хочу, чтобы к женщине в моем бизнесе относились с таким же уважением, как и к мужчине. А еще мне важно понимать, на что я способна. И знать, что я ценный сотрудник».
- Идентичность. «Какой ты должна быть, чтобы тебя уважали?». Список был длинный, она несколько раз повторила слово «нужной».
- Миссия. Самый сложный вопрос: «Зачем тебе это?». «Наверное, так я буду понимать, что нужна миру, стану любить себя и докажу родителям, себе и школьным учителям, что могу добиться успеха».
Решение проблемы всегда лежит на 1-2 уровня выше, чем сама проблема.
В примере моей подруги проблема в том, чтобы стать уважаемой, лежит на уровне «Ценности». Решение на два уровня выше — на уровне «Миссии».
Оказалось, желание стать признанным экспертом исходит из потребности доказать своим родным и себе, что она молодец. Коллеги оказались здесь ни при чем.
Любую ситуацию можно разложить по пирамиде Дилтса, чтобы найти рациональное решение. На каком уровне ваша проблема?
Источник обложки
Логическая пирамида Дилтса: как понять свою жизнь
Логическая пирамида Дилтса – это шесть уровней вопросов, каждый из которых позволяет лучше понять ситуацию конкретного человека.
Как известно, никакая проблема не может быть качественно решена на том уровне, на котором она создана. То есть для поиска выхода нам нужно подняться на уровень выше. Именно тогда можно будет понять наилучший сценарий развития событий.
Ситуация похожа на блуждания в лабиринте в поисках света. Почти невозможно отыскать выход без карты или подсказки. Но если подняться выше, то будут видны все входы, выходы и пути.
Вот почему так важно уметь задавать себе вопросы, которые подталкивают к правильным ответам. В обычной жизни мы почти не способны спрашивать себя сами и получать ответы, которые все поменяют. Именно поэтому стоит присмотреться к пирамиде Дилтса.
Пирамида логических уровней Дилтса
Первый уровень отвечает на вопрос «что я имею».
Это касается всех аспектов жизни: материальных благ, возможностей, семьи. Например, какой у вас сейчас бизнес, сколько вы зарабатываете, какие у вас отношения с родителями, есть ли семья. Этот вопрос затрагивает все аспекты быта и повседневной жизни, материального благополучия и отношений.
Второй уровень пирамиды задает вопрос «что я делаю».
То есть, вы можете понять что-то относительно своей реальности в том случае, если зададите вопрос о личных действиях. Например, человек жалуется, что у него не хватает денег.
Он не может честно признаться себе, что просто мало работает, халтурит и не уделяет время для профессионального развития. Если спросить его в лоб о том, что он делает каждый день, то окажется, что рабочая смена длится всего 4 часа, хотя любой другой человек работает 8 часов.Логическая пирамида Дилтса дает понять, что лень не позволяет увеличить доход в 2 раза. Вы тоже можете задать себе вопрос о том, что делаете и что получаете. Когда ответ очевиден, то намного четче приходит понимание того, почему мы имеем то, что имеем. И встает более конкретный вопрос: это жизнь так складывается или мы ее так складываем?
Третий уровень отвечает на вопрос «как я выбираю».
Третий уровень пирамиды касается стратегии. Модель пирамиды Дилтса позволяет подробно разобрать свои установки и докопаться до причин неудач в жизни.
Одни предпочитают работать в поте лица, чтобы накопить на жилье или учебу в другой стране. Кто-то выбирает удачно выйти замуж. Человек может сделать ставку на поиск работы или открытие своего дела.
Можно выбирать учить языки и заниматься спортом после работы или пить пиво у телевизора.Четвертый уровень задает вопрос «во что я верю».
Этот вопрос затрагивает убеждения и ценности. Согласитесь, что невозможно стать предпринимателем, если человек считает себя честным, но убежден, что предприниматели только воруют. Или же абитуриент верит, что место в ВУЗе можно получить только по блату, а потому не нужно даже пытаться сдавать экзамены. На этом уровне раскрываются шаблоны и стереотипы восприятия, которые не дают получить желаемое.
Пятый уровень пирамиды задает вопрос «кто я такой».
Один уверен, что он гениальный художник и дизайнер, а потому ему по плечу любые выставки, конкурсы, соревнования и показы. Другой считает себя неудачником и бездарной личностью. Самоидентификация – определяющий фактор успеха в жизни.
Шестой уровень пирамиды спрашивает о вашей миссии.
Этот уровень помогает осознать важность и ценность конкретного человека в масштабах вселенной. Например, японские компании базируются на принципах ценностей и миссии, которая будет актуальной и через 100-200 лет. Ваша жизнь аналогично создана не для того, чтобы пройти впустую, не так ли?
Пирамида логических
уровней Дилтса:
как с ней работать?
Вопросы позволяют шаг за шагом понять то, где у вас происходит подмена понятий, где вы сбились с пути. Они – как воронка, определяющая, на каком уровне вы застряли.
Вначале нужно задать себе честный вопрос о том, что по факту вы имеете. Затем переходим на уровни действий, стратегии, убеждений. Почему-то одним людям все дается просто, а другим — в разы сложнее. Очевидно, что вопрос не в затраченном на работу количестве времени, не в более высоких окладах, а в чем-то принципиально другом.
Пирамида Дилтса: как пользоваться?
Если вы хотите понять, как использовать пирамиду Дилтса для понимания собственной жизни, то сразу приступайте к практическому заданию и ответам на вопросы. Все прояснится само, в зависимости от того, насколько подробно вы будете отвечать на вопросы. Возьмите бумагу и записывайте все ответы, будучи максимально честным с собой.
Модель пирамиды Дилтса выстроена таким образом, что каждый последующий вопрос раскрывает причинно-следственную закономерность. В этом и заключается ценность данной схемы.
Если вы отнесетесь серьезно к постановке вопросов и ответам на них, то сможете довольно быстро и без посторонней помощи провести экспресс-ревизию собственной жизни и того, что имеете.
Читайте по теме Генеральная уборка: наводим порядок в жизни
Не устраивает финансовое обеспечение, отношения с родными или коллегами? Тогда что-то явно не так с вашими действиями. Если действия вроде правильные, но результата все нет, то нужно разобраться со стратегией, убеждениями (и далее по списку вопросов). Учитесь пользоваться пирамидой Дитлса и применяйте полученные ответы в жизни.
Теориялогических уровней (Бейтсон и Дилтс)
Логические уровни: в этой статье дается практическое объяснение логических уровней Джорджа Бейтсона и Роберта Дилтса. После прочтения вы поймете основы этого мощного инструмента связи .
Что такое логические уровни?
Термин «логические уровни» относится к теории, согласно которой некоторые процессы, события и другие явления создаются посредством их взаимосвязей с другими процессами, событиями и явлениями. Логические уровни представлены в виде иерархии.
Грегори Бейтсон сформулировал концепцию логических уровней обучения как механизма в науках о поведении на основе исследований Бертрана Рассела.
Хотите неограниченный доступ без рекламы?
Бейтсон определил четыре основных уровня обучения и изменения, после чего Роберт Дилтс дополнил их до шести: идентичность, ценности и стандарты, возможности, поведение и среда.
Шестой уровень, духовный, определяется как поле отношений, потому что оно содержит множество идентичностей, которые могут заставить человека чувствовать себя частью большой системы, которая выходит за рамки чьей-либо индивидуальной идентичности.
Роберт Дилтс обнаружил, что обучение на более высоких уровнях иерархии использует больше возможностей мозга, чем обучение на более низких уровнях.
Работа и обучение на более высоких логических уровнях более сложны и трудны, чем работа и обучение на более низких логических уровнях.
Это проявляется, например, в работе тренера или психолога. Напряжение часто возрастает, когда фокус в разговоре перемещается с низкого уровня, например, окружающей среды и поведения, на более высокий логический уровень, такой как идентичность и убеждения.
Роберт Дилтс — автор, консультант, тренер и разработчик в области нейролингвистического программирования (НЛП). НЛП — это модель человеческого поведения, обучения и общения.
Шесть логических уровней, включая примеры
Основная идея логических уровней заключается в том, что каждый уровень имеет прямое отношение к более низкому уровню в иерархии. Изменение на более низком уровне не обязательно меняет уровни выше. Однако изменение на высоком уровне всегда меняет нижние уровни.
Пример: когда меняется личность человека, абсолютно очевидно, что это повлияет на его или ее поведение. С другой стороны, если среда человека меняется, его или ее убеждения и идентичность могут остаться прежними, но они также могут измениться.
Окружающая среда
Окружающая среда относится к внешним обстоятельствам, в которых проявляется поведение и в которых люди активны. В частности, речь идет о времени и географическом местоположении, где произошли изменения.
Человек, действующий с этого уровня, вероятно, объяснит изменение, точно указав, что произошло и кто был вовлечен. Это объяснение может сопровождаться жалобой.
Поведение
Поведение — это то, что люди делают и говорят. Если бы наблюдатель наблюдает за другим человеком, поведением будет то, что наблюдатель увидит, почувствует или услышит, когда наблюдаемый человек выполняет какое-либо действие.
Под поведением понимается действие и реакция человека в определенной среде. На этом уровне человек описывает, что он думал, делал и какой эффект имело это действие в определенной ситуации.
Навыки
Навыки относятся к возможностям, компетенциям, качествам и стратегиям, которые люди могут применять для участия или инициирования изменений.
Это могут быть технические компетенции в своей области, но они также могут относиться к «мягким навыкам», таким как способность адаптироваться к новой, меняющейся ситуации. Это считается уровнем «как». Компетенции и навыки направляют поведение через личную стратегию.
Убеждения
Убеждения, ценности и стандарты поддерживают более высокое чувство личности человека. Этот уровень посвящен «почему». Убеждения и убеждения касаются причин определенного поведения. Согласно логическим уровням, вера и убеждения могут укреплять или подрывать способности и навыки.
Если человек убежден, что плохо рисует, это может подорвать его попытки научиться рисовать. Убеждения касаются того, верит ли кто-то, что что-то возможно, является ли что-то необходимым или ненужным, стимулируется ли мотивация.
Идентичность
Идентичность связана с вопросом: «Кто мы?». Это позволяет людям, переживающим перемены, формировать общую идентичность. Разговоры на этом уровне часто касаются личных тем. Что мне нравится? Что мной движет? В чем моя страсть?
Логические уровни описывают уровень идентичности как чувство собственного достоинства; самореализация, с которой человек идентифицирует себя. Отождествление с чем-то или кем-то может осуществляться разными способами: работа, брак, религия и т. д.
Миссия или цель (духовность)
Этот уровень из теории логических уровней касается более глубоко укоренившегося вопроса: «Что еще мы здесь?» Этот уровень также можно назвать духовным, имея в виду большую систему, частью которой мы можем быть. Это может вызвать множество фундаментальных вопросов, особенно у молодых людей.
Эта часть не всегда включается в логические уровни, потому что она выходит за рамки личности. Некоторые будут использовать термин «мудрость» для обозначения этого уровня, другие полностью его исключат. Суть этого уровня в том, что он использует мотивацию людей для поддержки изменений.
Пример логических уровней
Мы используем пример для поддержки теории логических уровней. Допустим, у Джереми часто возникают проблемы на работе. Это не в первый раз, и в очередной раз Джереми решает сменить работодателя. Он принимает опрометчивое решение покинуть свое окружение, первый логический уровень.
Однако у своего следующего работодателя Джереми вскоре оказывается в такой же ситуации. Но на этот раз он начинает задаваться вопросом, может ли он что-то изменить в своем поведении, второй уровень. Возможно, ему следует изменить свое поведение по отношению к другим, так как он постоянно оказывается в одной и той же ситуации.
Если Джереми не знает, как предотвратить такие ситуации, возможно, ему следует изучить новый навык на третьем уровне. Лучший способ справляться с конфликтами, возможно, более напористый стиль общения.
Однако это непросто. Изменения на более высоких уровнях всегда требуют больших усилий, так как фундаментальные вещи должны измениться. Джереми должен избавиться от убеждения, что то, как он себя ведет, может быть не лучшим образом.
Когда эти убеждения согласуются с его личностью, ему, возможно, придется подумать о том, кто он такой, чтобы прийти к долгосрочному решению. Если он не может это сделать, изменения на таком уровне сложны, и ему следует подумать, что еще важнее для него, чем он сам.
Духовность, миссия или цель в его жизни могут заставить его осознать, что не так, и как он может изменить ситуацию, изменившись.
Применение шести логических уровней на практике
Развитие навыков использования логических уровней способствует развитию разнообразных межличностных качеств. Это добавляет точности и глубины как стилю общения, так и пониманию других людей.
Теория логических уровней предоставляет пользователю структурированный способ понять, что происходит в системе, такой как человеческая личность, партнерство или другие отношения, команда, отдел или даже вся организация.
На каком уровне функционирует тот или иной человек, можно определить по используемому им языку. Когда человек продолжает работать на одном уровне, проблема или ситуация может легко оказаться неразрешимой.
Однако, если уровень меняется, проблема также меняется и внезапно рассматривается с разных точек зрения. Изменив язык и подняв его на более высокий уровень, проблема изменится, и появится новая перспектива.
Получайте обновления от Toolshero о новых методах, моделях и теориях!
Теперь ваша очередь
Что вы думаете? Узнаете объяснение Шести Логических Уровней? Как вы считаете, какие факторы препятствуют переходу с определенного уровня на следующий? Как, по вашему мнению, логические уровни можно применять на практике? Есть ли у вас какие-либо советы или дополнительные комментарии?
Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.
Дополнительная информация
- Салливан В., Салливан Р. и Баффтон Б. (2001). Согласование индивидуальных и организационных ценностей для поддержки изменений . Журнал управления изменениями, 2(3), 247-254.
- Този, П., и Мэтисон, Дж. (2003). Нейролингвистическое программирование и теория обучения: ответ . Учебный журнал, 14 (3), 371–388.
Как цитировать эту статью:
Janse, B. (2019). Логические уровни (Бейтсон и Дилтс) . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/communication-methods/logical-levels/
Опубликовано: 03.04.2019 | Последнее обновление: 04.07.2022
Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:
Toolshero: Logical Levels (Bateson & Dilts)
Была ли эта статья интересной для вас?
Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!
Средняя оценка 4 / 5. Количество голосов: 8
Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.
Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!
Давайте улучшим этот пост!
Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?
Уровни обучения НЛП Роберта Дилта
Изучающие НЛП будут знакомы с «Логическими уровнями» Роберта Дилтса (также известными как Неврологические уровни). Я нашел это невероятно полезным во многих отношениях — это одна из тех концепций, которые, кажется, проливают свет почти на все.
Для тех из вас, кто не в курсе: этот пост предназначен для того, чтобы дать вам обзор логических уровней и того, как вы можете использовать их для улучшения своей жизни.
Логические уровни: Обзор
. Логические уровни состоит из:
- Окружающая среда
- Поведение
- убеждения и значения
- Идентификация
- Миссия
Окружающая среда
Очень важна хорошая обучающая среда. Вокруг него должны быть четкие границы; обучение особенное, и окружающий мир не должен вмешиваться. Конечно, тогда обучение должно быть применено во внешнем мире, но я очень верю в особое пространство, в котором можно учиться в первую очередь. Компания единомышленников тоже важна: обучение — это совместное путешествие.
Поведение
НЛП является как физическим, так и умственным, поэтому Поведение имеет значение. Не только вежливость и уважение к другим ученикам, но и физическое состояние участников. Вот почему мне нравится начинать занятия с медитации, чтобы во время перерывов отвлечь внимание от любого чата (такой чат — важная часть обучения, но теперь пришло время вернуться).
Способности
Способности приходят с практикой. НЛП — это то, что нужно практиковать, чтобы иметь реальное представление о том, как оно работает и что происходит. Я всегда заставляю студентов работать над процессами, которым я обучаю — сначала я демонстрирую, а затем они делают это сами. Лучшие студенты часто формируют группы после курса и ежемесячно встречаются, чтобы повторить процессы или освежить свои знания, «находя ресурсы» на курсе.
Убеждения и ценности
НЛП придает большое значение тому, что оно не является системой убеждений или ценностей. Нам говорят, что это всего лишь набор моделей, которые человеку предлагается попробовать и посмотреть, «что работает». Я всегда считал это немного наивным. В первый день обучения мы говорим о предпосылках НЛП — наборе убеждений. Если вы не принимаете большинство из них, то, вероятно, НЛП не для вас. Ни один из них не является страшным или авторитарным, но мне нравится чувствовать, что они бросают вызов общепринятому мнению.
Точно так же мне нравится думать, что в основе того, как я преподаю НЛП, лежит набор ценностей: уважение к моим ученикам, широта взглядов и легкий скептицизм даже в отношении самого НЛП (это замечательные вещи, но это не Священное Писание). НЛП содержит отличные процессы для изменения бесполезных убеждений и предубеждений. Ценности более сложны: я учу людей перечислять свои ценности, а затем ранжировать их — часто это поучительный опыт.
Идентичность
Уровень Идентичности, вероятно, тот, на котором труднее всего учиться или изменяться. Информация в нашем сознании о том, «кто мы есть», кажется, спрятана в труднодоступных местах, подобно мощному набору инструкций глубоко в ядре сложной компьютерной программы. С этой позиции тайного, необъяснимого влияния Идентичность осуществляет огромный контроль над нашей жизнью. На курсе «Практик» мы используем такие процессы, как «Путешествие героя» и мой собственный «Процесс перескриптинга», чтобы работать на этом уровне. Я углубляюсь в эту тему еще глубже в курсе Master Practitioner.
Миссия
Наконец мы подошли к Миссии. Это более сознательно и менее сложно, чем Идентичность. Умение с Миссиями состоит в том, чтобы создать ту, которая действительно будет работать: что-то, что соответствует тому, кто вы есть на самом деле (Идентичность, Убеждения / Ценности) и что вы в состоянии выполнить на самом деле (Возможности, Окружающая среда).