Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

По э эриксону стадия средней взрослости охватывает возраст: Высшее образование БГПУ

8 стадий развития личности по Э. Эриксону

Содержание статьи

1. Основные положения теории развития личности по Э. Эриксону

2. 8 стадий развития личности по Э. Эриксону

Основные положения теории развития личности по Э. Эриксону

Эрик Эриксон является известным ученым, который внес существенный вклад в развитие психологии.

В своей работе Э. Эриксон опирался на исследования З. Фрейда и был сторонником его концепции, однако, акцентировал внимание на развитии Эго личности. Его теория развития личности получила название психосоциальной, так как ее базисом является положение о росте компетентности личности в процессе коммуникаций с социумом. Так же он ввел такое понятие, как личностная идентичность.

Замечание 1

Личностная идентичность по Э. Эриксону – это совокупность определенных черт и индивидуальных особенностей личности индивида, которая позволяет отличить его от других людей.

Теория развития Я, созданная Э. Эриксоном, включает в себя весь жизненный путь человека от младенчества и до самой старости. Эриксон подчеркивал особую важность периода детства в жизни человека, но в отличие от отца классического психоанализа полагал, что проблемы, возникшие на данной стадии, возможно решить на других более поздних периодах развития личности индивида.

Э. Эриксон широко использовал психоисторический метод, проводя исследования личностей известных людей, таких как Мартин Лютер и Махатма Ганди. Он соотносил основные аспекты жизни этих личностей с историческими событиями. Также Э. Эриксон занимался изучением здоровых детей, детей с психическими нарушениями, а также особенностей воспитания детей американских индейцев, что позволило ученому выявить влияние разных культур на развитие личности.

Э. Эриксон выделил восемь стадий, которые человек проходит на протяжении всей жизни. На каждой стадии к личности выдвигаются определенные социальные требования. Эти требования приводят к возникновению кризисов, которые представляют собой определенные моменты развития, подразумевающие разрешение конфликта. Исход конфликта может быть благоприятным, тогда личность приобретает новое позитивное качество, либо неблагоприятным, тогда личность приобретает негативное качество, а проблема переходит на следующую стадию, где ее решение требует больших усилий. Из этого следует эпигенетический принцип концепции Эриксона, который выражается в разной успешности и скорости преодоления кризисов индивидами.

Рассмотрим все восемь стадий более подробно.

8 стадий развития личности по Э. Эриксону

  1. Младенчество: базальное доверие или недоверие.

    Представляет собой период жизни человека от его рождения до конца первого года жизни. Важным моментом в этот период является формирование у человека чувства доверия и внутренней определенности. На эффективность выработки этих чувств оказывает влияние качество материнской заботы. При успешном разрешении конфликта «доверие-недоверие» младенец начинает переносить отсутствие матери безболезненно и менее тревожно, так как он воспринимает окружающее как надежное и предсказуемое. Если мать не надежна и отвергает ребенка, то у него закладывается чувство недоверия и страха.

  2. Раннее детство: автономия или стыд и сомнение.

    Данный период охватывает возраст человека от одного до трех лет. Ребенок уже способен к самостоятельному выполнению определенных действий, например, ходить, есть, одеваться и т.д. Если родители слишком сильно опекают ребенка или ожидают от него чрезмерной самостоятельности, это может привести формированию таких чувств, как стыд, сомнение в себе, слабоволие. При умеренной дозволенности у ребенка закрепляются чувства самоконтроля и воли.

  3. Возраст игры: инициативность или вина.

    Этот возраст является дошкольным и представляет собой период от трех до шести лет. Ребенок начинает интересоваться новым и активно взаимодействовать с ровесниками. При поощрении родителями проявлений любознательности, творческих способностей и самостоятельности у ребенка развивается инициативность. Родители, которые чересчур контролируют, наказывают и ограничивают своих детей, вызывают у них чрезмерное чувство вины.

  4. Школьный возраст: трудолюбие или неполноценность.

    Для данного периода характерен возраст от шести до двенадцати лет. Основным видом деятельности для ребенка становится учеба, а он становится часть коллектива в школе. На данном этапе дети начинают следовать правилам осознанной дисциплины и активного участия. Проблемами зачастую становятся чувства неполноценности, сомнение в своих способностях или положении среди одноклассников.

  5. Юность: эго-идентичность или ролевое смешение.

    По мнению Э. Эриксона период юности является определяющим в психосоциальном развитии личности. У подростка возникает ряд вопросов, которые связаны с конфликтом идентичности. Главной задачей является формирование всех имеющихся знаний о себе в целостный образ. Если задача не решена, возникает «ролевое смешение» или расплывчатость идентичности субъекта. Если кризис пройден успешно, то личность способна сделать свой выбор и определить свой жизненный путь.

  6. Молодость: достижение близости или изоляция.

    Указанный период охватывает раннюю зрелость, т.е. возраст от 20 до 25 лет. Человек получает профессию, заключает ранний брак и начинает самостоятельную семейную жизнь. По мнению Э. Эриксона ключевым моментом является достижение интимности, которая определяется, как слияние с идентичностью другого субъекта без опасения потерять самого себя. Если субъект избегает межличностных отношений и излишне сосредоточен на себе, то у него может возникнуть чувство одиночества и изоляции.

  7. Зрелость: продуктивность или инертность.

    Данная стадия охватывает возраст от 26 до 64 лет. Проявлением продуктивности является забота старшего поколения над младшим. Если человек не заботится о ком-то, то он становится поглощенным заботами о самом себе. У него возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни.

  8. Старость: целостность эго или отчаяние.

    Завершающая стадия начинается в 65 лет и длится до смерти индивида. С приходом старости человек начинает переосмыслять свою жизнь, вспоминает о своих достижениях и неудачах, обдумывает прошлый опыт. Ключевым является приобретение чувства целостности и удовлетворенности прожитой жизнью.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 26.05.2022

Взрослость

Таким образом, в период взрослости (25-30 – 40-45 лет) происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности. Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности с.

40.

Ближе к сорока годам человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты, жизненные планы с ходом и результатами их осуществления [с.37].

Серьезные изменения претерпевает область сексуальных отношений (одни охладевают к интимной жизни, другие смотрят на представителей своего пола как на потенциальных «соперников»). В целом, в массе своей взаимоотношения полов становятся более спокойными, качественно меняются личностные отношения, становясь более глубокими и весьма интересными по содержанию. Вместе с тем потеря внешней привлекательности и вообще расставание с молодостью для многих красивых мужчин и очаровательных женщин сопровождается периодом тяжелой депрессии, при которой человек субъективно испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние, общую пассивность поведения и т.п. (Япко М. Помоги себе сам. Депрессия: пер. с англ. – М., 1996) [с.38].

Специалисты утверждают, что самым опасным в период взрослости следует считать состояние застоя, при котором прогрессивного развития личности не происходит. И, напротив, разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период – период зрелости (40-45 – 55-60 лет), к росту удовлетворенности не только в период зрелости, но и на более поздние годы [с.39].

Обратим внимание на то, что кризис взрослости (как и другие возрастные кризисы) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям в психике. А вот каким будет это переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию, будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека с.40.

Хронологически средний возраст охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет, но специалисты значительно расходятся в определении начала и конца среднего возраста. Многое зависит от стадии жизни, которую проживает в это время конкретный человек (родился ли ребенок в 41, курсы переподготовки) с. 745.

  1. Древняя китайская классификация: от 40 до 50 лет – познание собственных заблуждений [с.9].

  2. Средний (зрелый) возраст, второй период – 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г. Москве в 1965 году.

  3. Периодизация Дж. Биррена: 25-50 – зрелость.

  4. Возрастная периодизация Д.Б.Бромлей: 40-55 – поздняя взрослость.

  5. Стадии развития личности по Э. Эриксону: 40-45 – 60 – средняя взрослость.

  6. Схема В.В.Бунак: зрелый период, второй возраст – 46-55 лет для мужчин, 41-50 лет для женщин [с.9-13].

Средний возраст – это промежуточный период, своего рода мостик между двумя поколениями. Достигшие середины жизни сознают свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости.

Другие признаки являются физическими и биологическими. Существуют и психологические признаки; большая их часть связана с вопросами преемственности и изменением жизни с. 745.

Обычно люди склонны отмечать начало среднего возраста в соответствии с классическим семейным циклом, — когда их дети начинают покидать родной дом или, если они бездетны, когда те сделали бы это, будь они у них. Определяющие признаки могут быть связаны и с профессиональной карьерой: люди более не продвигаются по службе с. 745.

Психологи, социологи и сами представители этой возрастной группы расходятся во мнении о том, может ли человек рассматривать этот жизненный этап как время реализации своих возможностей, стабильности или потенциального лидерства или же для него это период неудовлетворенности, внутреннего смятения и депрессии с. 746. Одни способны принимать решения с такой легкостью и уверенностью в своих силах, которые ранее им были недоступны. Вот почему возрастную категорию 40 – 60-летних называют поколением руководителей и вот почему большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, в промышленных корпорациях и обществе в целом, принадлежит к этой возрастной категориис.

746. Другие чувствуют, что они не в состоянии распорядиться собственной жизнью, не то что управлять другими. По-видимому, некоторые люди после 40 лет начинают утрачивать свою жизненную энергию. Френкель – Брунсвик, например, не считает людей среднего возраста «поколением руководителей». Она рассматривает этот период жизни как фазу снижения жизненной активности, наступление которой, приходящееся примерно на 48-летний возраст, бывает обычно отмечено как психологическими, так и биологическими кризисами. Левинсон (Levinson, 1978) и его коллеги также полагают, что «переход середины жизни – это время умеренного или даже тяжелого кризиса»с. 746.

Большинство людей двояко относится к среднему возрасту (Chiriboga, 1981;Sherman, 1987). Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями. Каждое значительное событие – рождение ребенка, смерть, перемена работы, развод – заставляет взрослого человека посмотреть на свою жизнь под новым углом зрения (Sherman, 1987). Для некоторых девизом в этот период становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас» (Gould, 1978). То, как люди относятся к этому настоятельному внутреннему зову, наряду с происходящими в их жизни событиями, определяет, станет ли средний возраст этапом плавного перехода и переоценки ценностей или же периодом кризиса середины жизнис. 746 — 747.

Психосоциальное развитие в среднем возрасте | Продолжительность жизни Развитие

Результаты обучения

  • Опишите Эриксоновскую стадию продуктивности и стагнации
  • Оцените понятие кризиса среднего возраста Левинсона
  • Изучение основных теорий старения, включая теорию социально-эмоциональной избирательности (SSC) и теорию отбора, оптимизации и компенсации (SOC)

Какой этап жизни вы считаете самым счастливым? А как насчет самых грустных этапов? Удивительно, но Бланчфлауэр и Освальд (2008) обнаружили, что зарегистрированные уровни несчастья и депрессивных симптомов достигают пика в начале 50-х годов для мужчин в США и, что интересно, в конце 30-х годов для женщин. В Западной Европе минимальное счастье отмечается примерно в середине 40-х годов как для мужчин, так и для женщин, хотя и с некоторыми значительными национальными различиями. Стоун, Шнайдер и Брадок (2017) сообщили о резком снижении воспринимаемого стресса у мужчин в США с начала 50-летнего возраста. В настоящее время существует мнение, что «пожилые люди» (50+) могут быть «счастливее» молодых людей, несмотря на некоторые когнитивные и функциональные потери. Это часто называют «парадоксом старения». Позитивное отношение к продолжению когнитивной и поведенческой деятельности, межличностному взаимодействию и их оживляющему влиянию на нейронную пластичность человека может привести не только к увеличению продолжительности жизни, но и к продолжительному периоду как самоудовлетворения, так и продолжительного участия в жизни общества. [1]

Теория Эриксона

Как вы уже знаете, теория Эриксона основана на идее, называемой эпигенезом, означающей, что развитие является прогрессивным и что каждый человек должен пройти через восемь различных стадий жизни, все время находясь под влиянием по контексту и окружению. Каждый этап формирует основу для следующего этапа, и каждый переход к следующему отмечен кризисом, который необходимо разрешить. Самоощущение, каждое «сезонное время» вырывалось из этого конфликта и благодаря ему. Возраст 40-65 лет ничем не отличается. Человек по-прежнему стремится продуктивно заниматься, но воспитание детей и получение дохода приобретают меньшее функциональное значение. Откуда человек будет черпать свое чувство собственного достоинства и собственного достоинства?

Генерация против стагнации — так Эриксон характеризует фундаментальный конфликт взрослой жизни. Это седьмой конфликт его знаменитых «8 сезонов человека» (1950), и преодоление этого конфликта приводит к добродетели осторожности. Генерация — это «в первую очередь забота о создании и руководстве следующим поколением» (Эриксон, 1950, стр. 267). Генеративность — это забота об обобщенном другом (а также о близких человеку) и возникает, когда человек может направить свою энергию на заботу о следующем поколении и наставничество. Одним из очевидных мотивов такого генеративного мышления может быть отцовство, но другие предполагают намеки на собственную смертность. Джон Котре (1984) предположил, что генеративность — это эгоистичный акт, заявив, что его основная задача — пережить себя. Он рассматривал генеративность как форму инвестиций. Тем не менее, приверженность «вере в виды» может быть принята во многих направлениях, и, вероятно, правильно будет сказать, что большинство современных трактовок генеративности рассматривают ее как совокупность граней или аспектов, включая творчество, продуктивность, приверженность, межличностную заботу. , и так далее.

По ту сторону генеративности застой . Это чувство вялости, отсутствия энтузиазма и участия как в личных, так и в общественных делах. Это может также означать недоразвитое чувство собственного достоинства или некоторую форму раздутого нарциссизма. Эриксон иногда использовал слово «неприятие», говоря о серьезном застое. глубокого кризиса, лежащего в основе середины взрослой жизни. Концепция кризиса среднего возраста настолько распространена, что более 9 лет0% американцев знакомы с этим термином, хотя тех, кто действительно сообщает о таком кризисе, значительно меньше (Wethington, 2000).

Левинсон основывал свои выводы о кризисе среднего возраста на биографических интервью с ограниченной выборкой из 40 мужчин (без женщин!), причем полностью американской выборки. Несмотря на эти серьезные методологические ограничения, его выводы оказались чрезвычайно влиятельными. Левинсон (1986) определил пять основных стадий или «сезонов» жизни человека следующим образом:

  1. Предвзрослый возраст: от 0 до 22 лет (с 17 до 22 лет — переходный возраст)
  2. Ранняя взрослость: 17–45 лет (40–45 лет — переходный возраст)
  3. Средняя взрослость: возраст 40–65 лет (60–65 лет — поздний переходный возраст)
  4. Поздняя взрослость: 60–85 лет
  5. Поздняя поздняя взрослость: возраст 85+

Рисунок 1 . По словам Левинсона, мы переживаем кризис среднего возраста. Хотя большинство людей слышали о кризисе среднего возраста и часто ассоциируют его со спортивными автомобилями, присоединением к группе или поиском новых отношений, теория, предложенная Левинсоном, очень мало поддерживает.

Теория Левинсона известна как стадийно-кризисный взгляд. Он утверждал, что каждый этап перекрывается и состоит из двух отдельных фаз — стабильной фазы и переходной фазы к следующему периоду. Последний этап может включать в себя вопросы и изменения, и Левинсон считал, что 40-45 лет были периодом глубоких изменений, кульминацией которых могла быть только переоценка или, возможно, переутверждение целей, обязательств и предыдущего выбора — время для подведения итогов и перекалибровки. что было важно в жизни. Важно отметить, что Левинсон утверждал, что гораздо более широкий спектр факторов, включая, в первую очередь, работу и семью, повлияет на эту оценку — чего он добился, а чего нет; то, что он считал важным, но принесло лишь ограниченное удовлетворение.

В 1996 году, через два года после его смерти, было опубликовано исследование, которое он проводил со своим соавтором и женой Джуди Левинсон, о «временах жизни», переживаемых женщинами. Опять же, это было небольшое исследование с участием 45 женщин, которые были профессионалами / деловыми женщинами, учеными и домохозяйками в равной пропорции. Изменение места женщины в обществе Левинсон считал важным моментом в социальной эволюции человеческого вида, однако оно привело к фундаментальной полярности в том, как женщины формировали и понимали свою социальную идентичность. Левинсон называл это «мечтой». У мужчин «мечта» формировалась в возрастной период 22-28 лет и во многом была связана с профессиональной ролью и профессиональными амбициями. Левинсон понимал женскую «мечту» как фундаментально расколотую между этой ориентированной на работу ориентацией и желанием/императивом замужества/семьи; полярность, которая предвещала как новые возможности, так и фундаментальную тревогу.

Левинсон обнаружил, что мужчинам и женщинам, с которыми он беседовал, иногда было трудно примирить свои «мечты» о будущем с реальностью, которую они переживали в настоящее время. «Что я действительно получаю и даю своей жене, детям, друзьям, работе, сообществу и себе?» — может спросить мужчина (Левинсон, 1978, с. 192). Задачи перехода среднего возраста включают:

  1. окончание раннего взросления;
  2. переоценка жизни в настоящем и внесение изменений при необходимости; и
  3. примирение «полярностей» или противоречий в самоощущении.

Возможно, ранняя взрослость заканчивается, когда человек больше не стремится к взрослому статусу, а чувствует себя полноценным взрослым в глазах окружающих. Это «разрешение» может привести к другому выбору в жизни — выбору, который делается для самореализации, а не для общественного признания. В то время как люди в возрасте 20 лет могут подчеркивать, насколько они стары (чтобы заслужить уважение, чтобы их считали опытными), к тому времени, когда люди достигают 40 лет, они, как правило, подчеркивают, насколько они молоды (немногие 40-летние режут друг друга за то, что они такой молодой: «Тебе всего 43? Мне 48!!»).

Этот новый взгляд на время вызывает новое ощущение безотлагательности жизни. Человек становится сосредоточенным больше на настоящем, чем на будущем или прошлом. Человеку становится не терпится оказаться в «зале ожидания жизни», откладывая дела, которые он всегда хотел сделать. «Если это когда-нибудь произойдет, то лучше сделать это сейчас». Прежняя сосредоточенность на будущем уступает место акценту на настоящем. Neugarten (1968) отмечает, что в среднем возрасте люди больше не думают о своей жизни с точки зрения того, как долго они прожили. Скорее, жизнь мыслится с точки зрения того, сколько лет осталось. Если взрослый человек не удовлетворен в среднем возрасте, у него появляется новое чувство срочности, чтобы начать вносить изменения сейчас.

Изменения могут включать прекращение отношений или изменение ожиданий от партнера. Эти модификации легче, чем изменение себя (Levinson, 1978). Средний возраст — это переходный период, когда человек сохраняет прежние образы себя, формируя новые представления о себе будущего. Ощущение молодости сопровождает более глубокое осознание старения, и вред, который мог быть нанесен ранее в отношениях, преследует новые мечты о содействии благополучию других. Эти полярности представляют собой более тихую борьбу, которая продолжается после исчезновения внешних признаков «кризиса».

Левинсон охарактеризовал средний возраст как время кризиса развития. Однако, как и любое произведение, оно подвергалось критике. Во-первых, размер выборки населения, на котором он основывал свои первичные выводы, слишком мал. По какому праву мы обобщаем результаты интервью с 40 мужчинами и 45 женщинами, какими бы продуманными и хорошо проведенными они ни были? Во-вторых, Chiriboga (1989) не смог найти каких-либо существенных доказательств кризиса среднего возраста, и можно утверждать, что это, а также дальнейшие неудачные попытки воспроизведения указывают на когортный эффект. Выводы населения Левинсона указывают на общую историческую и культурную принадлежность, а не на кросс-культурную универсальность, с которой сталкиваются все или даже большинство людей. Середина жизни — это время переоценки и перемен, которые могут ускользать от точного определения как во времени, так и в географическом пространстве, но люди выходят из него и, похоже, наслаждаются периодом удовлетворенности, примирения и принятия себя.

Смотреть

В этом видео рассказывается об исследованиях и дискуссиях вокруг концепции кризиса среднего возраста.

Вы можете просмотреть стенограмму выступления «У всех ли бывает «кризис среднего возраста»?» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Теория социально-эмоциональной избирательности (SST)

Неотвратимая судьба человека — знать, что его жизнь ограничена. По мере того, как люди движутся по жизни, цели и ценности имеют тенденцию меняться. То, что мы считаем приоритетами, целями и устремлениями, подлежит пересмотру. Привязанность к другим, текущим и будущим, ничем не отличается. Время не является неограниченным благом, как его воспринимает ребенок в нормальных социальных условиях; это очень ценный товар, требующий тщательного рассмотрения с точки зрения вложения ресурсов. Это стало известно в академической литературе как значимость смертности.

Mortality salience утверждает, что напоминания о смерти или конечности (на сознательном или подсознательном уровне) наполняют нас ужасом. Мы пытаемся отрицать его реальность, но осознание растущей близости смерти может иметь сильное влияние на человеческое суждение и поведение. Это стало очень важным понятием в современной социальной науке. Именно с таким пониманием Лаура Карстенсен разработала теорию теории социально-эмоциональной избирательности , или СТП. Теория утверждает, что по мере сокращения временных горизонтов, как это обычно происходит с возрастом, люди становятся все более избирательными, вкладывая больше ресурсов в эмоционально значимые цели и действия. Согласно теории, мотивационные сдвиги также влияют на когнитивную обработку. Старение связано с относительным предпочтением позитивной информации негативной. Это избирательное сужение социального взаимодействия максимизирует положительный эмоциональный опыт и минимизирует эмоциональные риски по мере взросления человека. Они систематически оттачивают свои социальные сети, чтобы доступные социальные партнеры удовлетворяли их эмоциональные потребности. Адаптивный способ поддержания положительного аффекта может состоять в том, чтобы уменьшить контакты с теми, кто, как мы знаем, может негативно повлиять на нас, и избегать тех, кто может.

SST — это теория, которая делает акцент на временной перспективе, а не на хронологическом возрасте. Когда люди воспринимают свое будущее как бесконечное, они, как правило, сосредотачиваются на перспективном развитии или целях, связанных со знаниями. Когда они чувствуют, что время уходит, а возможность пожинать плоды реализации целей, ориентированных на будущее, сокращается, их внимание, как правило, смещается в сторону целей, ориентированных на настоящее, эмоций или удовольствия. Исследования по этой теории часто сравнивают возрастные группы (90–100, например, 9 лет).0101, юношеская взрослость по сравнению с пожилой взрослостью), но изменение приоритетов целей — это постепенный процесс, который начинается в раннем взрослом возрасте. Важно отметить, что теория утверждает, что причиной этих сдвигов целей является не сам возраст, , т. е. , не само течение времени, а скорее связанный с возрастом сдвиг во временной перспективе. Теория также фокусируется на типах целей, которые люди мотивированы для достижения. Цели, связанные со знаниями, направлены на приобретение знаний, планирование карьеры, развитие новых социальных отношений и другие усилия, которые окупятся в будущем. Цели, связанные с эмоциями, направлены на регулирование эмоций, стремление к эмоционально приятному взаимодействию с социальными партнерами и другие занятия, преимущества которых могут быть реализованы в настоящем.

Это смещение акцента с долгосрочных целей на краткосрочное эмоциональное удовлетворение может помочь объяснить отмеченный ранее «парадокс старения». То есть, несмотря на заметные физиологические ухудшения и некоторые заметные самоотчеты о снижении удовлетворенности жизнью в это время, после 50 лет, по-видимому, наблюдается значительное увеличение субъективного благополучия. SST не защищает социальную изоляцию, которая вредна для здоровья человека, но показывает, что повышенная избирательность в человеческих отношениях, а не воздержание, приводит к более позитивному влиянию. Возможно, «кризис среднего возраста и выздоровление» может быть более подходящим описанием периода 40–65 лет.

Смотреть

Смотреть Лаура Карстенсен в этом выступлении TED объясняет, как счастье на самом деле увеличивается с возрастом.

Стенограмму выступления «Пожилые люди стали счастливее — Лаура Карстенсен» можно посмотреть здесь (откроется в новом окне).

Рисунок 2. Итальянский футболист Пауло Мальдини в 2008 году, всего за год до ухода на пенсию в возрасте 41 года. За свою 25-летнюю карьеру он участвовал в невероятных 8 финалах лиги чемпионов. Защитные игроки, такие как Мальдини, как правило, имеют более долгую карьеру из-за их опыта, компенсирующего снижение темпа, в то время как нападающие обычно пользуются спросом за их ловкость и скорость.

Отбор, оптимизация, компенсация (SOC) 

Немецкие психологи развития Пол и Маргрет Балтес определили другой взгляд на старение. Их текст Successful Aging (1990) ознаменовал сейсмический сдвиг в движении социальных исследований старения от точки зрения, в основном основанной на недостатках, к более новому пониманию, основанному на целостном взгляде на сам жизненный путь. Первые, как правило, сосредотачивались исключительно на том, что было утрачено в процессе старения, а не рассматривали это как баланс между потерями и приобретениями в таких областях, как регуляция эмоций, опыта и мудрости.

Модель успешного старения Балтес утверждает, что на протяжении всей жизни люди сталкиваются с различными возможностями или проблемами, такими как работа, возможности получения образования и болезни. Согласно модели SOC, человек может выбирать определенные цели или опыт, или обстоятельства могут навязывать им себя. В любом случае процесс выбора включает в себя сдвиг или изменение целей в зависимости от выбора или обстоятельств в ответ на эти обстоятельства. Изменение направления может происходить на подсознательном уровне. Эта модель подчеркивает, что постановка целей и направление усилий на достижение конкретной цели благотворно влияют на здоровое старение. Оптимизация заключается в том, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся у нас ресурсы для достижения целей. Компенсация, как следует из ее названия, заключается в использовании альтернативных стратегий для достижения этих целей. [2]

Процессы отбора, оптимизации и компенсации можно обнаружить на протяжении всей жизни. С возрастом мы выбираем области, в которые размещаем ресурсы, надеясь, что этот выбор оптимизирует имеющиеся у нас ресурсы и компенсирует любые дефекты, возникающие в результате физиологических или когнитивных изменений. Предыдущие описания старения недооценивали степень, в которой возможности, из которых мы выбираем, были устранены, а не уменьшены или даже просто изменены. Когда мы выбираем области для инвестиций, всегда есть альтернативные издержки. Мы хозяева своей судьбы, и наша индивидуальная ориентация на процессы SOC будет диктовать «успешное старение». Вместо того, чтобы рассматривать старение как процесс постепенного отказа от социальных и общественных ролей, выполняемых группой, Балтес утверждал, что «успешное старение» — это вопрос постоянной индивидуальной вовлеченности, сопровождаемой верой в индивидуальную самоэффективность и мастерство.

Модель SOC охватывает ряд функциональных областей — мотивацию, эмоции и познание. Мы могли бы стать более искусными в игре SOC с течением времени, поскольку мы работаем, чтобы компенсировать и приспосабливаться к меняющимся способностям на протяжении всей жизни. Например, у футболиста в 35 лет уже может не быть той сосудистой и мышечной подготовленности, которая была у него в 20, но ее «чтение» игры может компенсировать это снижение. Она вполне может быть лучшим игроком, чем в 20 лет, даже с меньшим количеством физических ресурсов в игре, которая якобы отдает им приоритет. Работа Пола и Маргарет Балтес оказала большое влияние на формирование очень широкой перспективы развития, которая объединилась вокруг центральной идеи устойчивости. [3]

Попробуйте

Глоссарий

Генерация:
способность выйти за рамки личных интересов и мотивировать себя заботиться о благополучии следующего поколения и способствовать его благополучию
теория социально-эмоциональной избирательности:
теория, связанная со специалистом по развитию Лаурой Карестенсен, которая постулирует сдвиг в жизненном пути в это время, вызванный сдвигом временных горизонтов. Время, оставшееся в нашей жизни, теперь короче, чем время, потраченное ранее. Сознательно или подсознательно это влияет на большее нежелание «с удовольствием терпеть дураков» или терпеть неудовлетворительные ситуации на работе или в другом месте. Эмоциональная регуляция и удовлетворение, которое она дает, становятся все более важными и требуют реализации в настоящем.0143
теория выбора, оптимизации, компенсации (SOC):
, которая утверждает, что наблюдаемые в настоящее время спады не являются простыми или абсолютными потерями. Или, скорее, они не должны быть. Балтес утверждает, что жизнь представляет собой серию адаптаций и что выбор меньшего количества целей, оптимизация наших личных и социальных ресурсов для их достижения, а затем компенсация любой потери жизненным опытом должны компенсировать эти потери. Они не отрицают их полностью, но позитивный настрой может привести и приводит к успешному старению
сцена-кризис вид:
теория, связанная с Левинсоном (и Эриксоном раньше), что каждая стадия жизни характеризуется фундаментальным конфликтом (конфликтами), который необходимо разрешить, прежде чем переходить к следующему. На каждом этапе есть свои проблемы, которые решаются, инициируя переходный период, который готовит почву для следующего
.
застой:
чувство оторванности от более широкого общественного опыта у тех 40-65 лет, которые не могут развить отношение заботы, связанное с генеративностью

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Бланчфлауэр, Д. Г., и Освальд, А. Дж. (2008, апрель). Является ли благополучие U-образным на протяжении жизненного цикла? Получено с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18316146 ↵
  2. Стефани Р., Марджи Л. и Элизабет Р. (2015). Стратегии саморегуляции в повседневной жизни: выбор, оптимизация и компенсация и повседневные проблемы с памятью. Международный журнал поведенческого развития, 40(2), 126-136. ↵
  3. Вайс, Л. А., Вестерхоф, Г. Дж., и Болмейер, Э. Т. (2016). Можем ли мы улучшить психологическое благополучие? Влияние вмешательств на психологическое благополучие: метаанализ рандомизированных контролируемых испытаний. PloS 1, 11(6), e0158092. doi:10.1371/journal.pone.0158092 ↵

Введение в средний возраст | Развитие продолжительности жизни

Цели обучения

Цели: В конце этого урока вы сможете

  1. Объяснять тенденции ожидаемой продолжительности жизни и ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
  2. Перечислите развивающие задачи среднего возраста.
  3. Кратко опишите физические изменения, происходящие в среднем возрасте.
  4. Объясните физические изменения, происходящие во время менопаузы.
  5. Опишите различия в культурных реакциях на менопаузу.
  6. Контраст менопаузы и андропаузы.
  7. Объясните взаимосвязь между климактерическим периодом и сексуальным выражением.
  8. Обсудите влияние физических упражнений на здоровье в среднем возрасте.
  9. Опишите идеальную диету для взрослых среднего возраста.
  10. Опишите когнитивное развитие в среднем возрасте.
  11.  Сравните учащихся среднего возраста с учащимися младших классов и их подход к обучению.
  12.  Сравните эксперта и новичка.
  13.  Оцените понятие кризиса среднего возраста.
  14.  Определите сохранение родства и влияние заботы.
  15.  Опишите Эриксоновскую стадию продуктивности и стагнации.
  16. Сравните типы синглов.
  17. Противопоставьте внутренние и утилитарные браки.
  18. Классифицировать типы браков на основе модели Кубера и Харроффа.
  19.  Обсудить общение в браке.
  20.  Опишите стадии развода.
  21.  Обсудите вопросы, связанные с повторным браком, включая повторный брак и сожительство.
  22.  Опишите изменения личности в среднем возрасте.
  23. Обсудить вопросы, связанные с работой в среднем возрасте.

Введение

Средняя взрослость (или средний возраст) относится к периоду жизни между юношеством и старостью. Этот период длится от 20 до 40 лет в зависимости от того, как культурно определяются эти этапы, возрасты и задачи. Наиболее распространенное определение возраста — от 40 до 65 лет, но может быть диапазон до 10 лет (возраст 30–75 лет) по обе стороны от этих чисел. Нашим ориентиром может быть середина тридцатых или сороковых годов – конец 60-х годов. Исследования этого периода жизни относительно новые, и многие аспекты среднего возраста все еще изучаются. Возможно, это наименее изученный период жизни. И это разнообразная группа. Мы можем видеть значительные различия между людьми на этой стадии развития. Об этой группе можно многое узнать. В Соединенных Штатах большая когорта бэби-бума (родившиеся между 19 и46 и 1964) в настоящее время являются взрослыми людьми среднего возраста, и это привело к повышенному интересу к этой стадии развития.

Это относительно новый период жизни. Сто лет назад продолжительность жизни в США составляла около 47 лет. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась во всем мире примерно на 6 лет с 1990 года и в настоящее время составляет 68 лет и колеблется от 57 лет в странах с низким уровнем дохода до 80 лет в странах с высоким уровнем дохода (Всемирная организация здравоохранения, 2011). Это число отражает увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Африке благодаря наличию антиретровирусных препаратов для снижения заболеваемости ВИЧ/СПИДом и ее снижение в Европе и странах бывшего Советского Союза. Ожидаемая продолжительность жизни в США для тех, кто родился в 2007 году, сейчас составляет 75,9 лет. для белых мужчин, 80,8 для белых женщин, 70,0 для черных мужчин и 76,8 для черных женщин (Национальный центр статистики здравоохранения США, 2010 г.). США занимают 42-е место в мире и постепенно снижаются. Дети, рожденные сегодня в США, могут быть первым поколением, чья продолжительность жизни короче, чем у их родителей. Большая часть этого снижения была связана с увеличением сидячего образа жизни и ожирения. Более подробную информацию см. в статье Washington Post «Увеличение числа смертей в США на 50 000 в 2005 году».

Конечно, долговечность — это не единственное соображение. Как долго мы можем вести здоровый образ жизни? Ожидаемая продолжительность здоровой жизни, или количество лет, в течение которых можно прожить с хорошим здоровьем, составляет 67 лет для мужчин и 71 год для женщин в Соединенных Штатах. Он выше в Японии, где ожидаемая продолжительность здоровой жизни составляет 72 года для мужчин и 78 лет для женщин. Конечно, целью является вести более здоровый образ жизни. В Соединенных Штатах, Канаде и других странах, где люди среднего возраста живут хорошо, возникают новые проблемы, связанные с процессом старения, влиянием образа жизни на здоровье, продуктивностью на работе и тем, как лучше всего провести вторую половину жизни.

Задачи развития

Lachman (2004) представляет всесторонний обзор проблем, с которыми сталкиваются взрослые среднего возраста. К ним относятся:

  1. Потеря родителей и связанное с этим горе.
  2. Впуск детей в собственную жизнь.
  3. Приспособление к семейной жизни без детей (часто называемое пустым гнездом).
  4. Работа со взрослыми детьми, которые возвращаются домой (известными в США как дети-бумеранги).
  5. Стать бабушкой и дедушкой.
  6. Подготовка к поздней взрослой жизни.
  7. Выполнение функций по уходу за престарелыми родителями или супругами.

Давайте рассмотрим эти задачи и этот этап жизни.

ССЫЛКИ:

Андерсон, С. А., и Сабателли, Р. М. (2007). Семейное взаимодействие: перспектива развития нескольких поколений. Бостон: Pearson/A & B.

Barnett, RC (1997). Гендер, занятость и психологическое благополучие: исторические и жизненные перспективы. В Лахман и Джеймс (ред.), Множественные пути развития среднего возраста (стр. 325–343). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Бенгстрон, В.Л. (2001). Семьи, отношения между поколениями и родство в среднем возрасте. В Н. М. Путни (автор) и М. Э. Лахман (ред.), «Справочник по развитию среднего возраста» (стр. 528–579). Нью-Йорк: Уайли.

Бергер, К. С. (н. д.). Развивающийся человек на протяжении всей жизни. (6-е изд.). Нью-Йорк: Стоит.

Берк, Л. (2007). Развитие на протяжении всей жизни (4-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.

Боханнан, П. (1971). Развод и после. Нью-Йорк: Даблдей.

Бампасс, Л.Л., и Акилино, В.С. (1995). Социальная карта среднего возраста: семья и работа на протяжении всей жизни. Подготовлено для Исследовательской сети Фонда Макартуров по успешному развитию среднего возраста.

Cuber, JF, & Harroff, PB (1965). Секс и значимые американцы: исследование сексуального поведения богатых. Балтимор: Книги пингвинов.

Ферт, К. (2004). Адаптивное значение чувства контроля в среднем возрасте. В М. Э. Лахман (автор) и О. Д. Брим, К. Д. Рифф и Р. Кесслер (ред.), Насколько мы здоровы: национальное исследование здоровья в среднем возрасте. (стр. 320-349). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Глобальная обсерватория здравоохранения: Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. (Респ.). (2011). Получено 21 февраля 2011 г. с веб-сайта Всемирной организации здравоохранения: http://www.who.int/gho/mortality_burden_disease/life_tables/situation_trends_life_expectancy/en/index.html

Готтман, Дж. М., и Сильвер, Н. (1999). Семь принципов, как заставить брак работать. Нью-Йорк: Корона.

Хохшильд, А. Р., и Мачунг, А. (1989). Вторая смена: Работающие родители и революция дома. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Викинг.

Ноулз, Массачусетс (1998). Взрослый ученик: забытый вид. Хьюстон: паб Gulf, книжный отдел.

Лахман, М.Э. (2004). Развитие в среднем возрасте. Ежегодный обзор психологии, 55 (1), 305–331. doi: 10.1146/annurev.psych.55.090902.141521

Низкий уровень тестостерона: MedlinePlus Interactive Health Tutorial от Института обучения пациентов. (н.д.). Национальная медицинская библиотека — Национальные институты здоровья. Получено 07 мая 2011 г. с http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/tutorials/lowtestosterone/htm/index.htm

Маркс, Н. Ф. (1998). Больно ли заботиться? Уход, конфликт между работой и семьей и благополучие среднего возраста. Журнал брака и семьи, 60 (4), 951–966.

МакКрей, Р. Р., и Коста, П. Т. (2003). Личность во взрослом возрасте: перспектива пятифакторной теории. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Менопауза: Медицинская энциклопедия MedlinePlus. (2007, 11 января). Национальная медицинская библиотека — Национальные институты здоровья. Получено 07 мая 2011 г. с http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/ency/article/00089.4.htm

Neugarten, B.L. (1968). Осознание среднего возраста. В Б. Л. Нойгартен (ред.), «Средний возраст и старение» (стр. 93–98). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

NIH Research Matters переехал. (2007, 12 января). Национальные институты здоровья (NIH). Получено 7 мая 2011 г. с http://www.nih.gov/news/research_matters/january2007/01122007skills.htm

Reid, JD (1999). Женское здоровье в зрелом возрасте. В Н. Э. Авис (автор) и С. Л. Уиллис (редактор), «Жизнь в середине: психологическое и социальное развитие в среднем возрасте» (стр. 105–147). Сан-Диего, Калифорния: академический.

Исследовательская сеть по успешному развитию среднего возраста. (2007, 7 февраля). Исследования среднего возраста — веб-сайт MIDMAC. Получено 07 мая 2011 г. с http://midmac.med.harvard.edu/research.html

Rossi, A.S. (2004). Менопаузальный переход и процесс старения. В Насколько мы здоровы: национальное исследование здоровья в среднем возрасте. (стр. 550-575). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Шайе, К.В. (2005). Влияние развития на интеллект взрослых, продольное исследование в Сиэтле. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Секкомб, К., и Уорнер, Р.Л. (2004). Браки и семьи: Отношения в социальном контексте. Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта/Томсона.

Шапиро, С. М. (2006). Жизнь без целей: как жить так, как вы хотите прямо сейчас! Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

Шуре, Дж., и Кахан, В. (1998 г., 10 сентября). Запустите программу упражнений сегодня, говорит Институт старения, сенатор Джон Гленн. Национальный институт старения. Получено 07 мая 2011 г. с http://www.nia.nih.gov/NewsAndEvents/PressReleases/PR19.980910Launch.htm

Штейн, Дж. (1981). Одинокая жизнь: неженатые взрослые в социальном контексте. Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина.

Статистический обзор за 2011 год: ожидаемая продолжительность жизни. (н.д.). Домашняя страница Бюро переписи населения. Получено 07 мая 2011 г. с http://www.census.gov/compendia/statab/cats/births_deaths_marriages_divorces/life_expectancy.html

США, Национальный институт старения. (2005, 20 декабря). Сексуальность в дальнейшей жизни. Получено 3 февраля 2007 г. с http://www.niapublications.org/agepages/sexuality.asp 9.0015

США, Национальная медицинская библиотека США и Национальный институт здравоохранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *