Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

По функциям речь делят на: Виды и функции речи

Виды и функции речи

28.04.2011

Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения, сложный психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний, а также как специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта — формирующий речевое высказывание и воспринимающий его. Речевая деятельность -процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой. Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Важнейшим механизмом речевой деятельности является механизм осмысления.

Существуют следующие виды речевой деятельности:

  • говорение,
  • слушание,
  • письмо,
  • чтение.

Эти виды взаимодействия выступают в процессе вербального общения.

По определению И.А. Зимней, есть три формы речи:


1. внешняя устная речь,

  • экспрессивная (разговорная) речь
  • импрессивная речь (восприятие и понимание речи)

2. внешняя письменная речь (письмо и чтение),
3. внутренняя речь (связана с мышлением).

Основными формами устной экспрессивной речи являются:

  • монологическая,
  • диалогическая,
  • групповая речь (полилог).

Эти виды речи можно определить общим понятием как «спонтанная речь». Они образуют живую разговорную речь.

Монологическая речь (монолог) в психологии речи определяется как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких- либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог как наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Основные свойства монологической речи — односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения сообщения.

Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора(беседы) двух или более участников речевого общения, или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов.

В диалоге, наряду с языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты — жест, мимика, средства интонационной выразительности.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания.

Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.

Более полно и обстоятельно психологическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева.

Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью.

История развития письма показывает, что письменная речь является «искусственной памятью человека». О более детальном описании видов речи разговор пойдет далее.

Ключевые слова: Речь

Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Материалы по теме

Характеристика речи

Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с…

Основные механизмы и уровни речеобразования

Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Речь, или вербальные средства общения

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Развитие речи в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Афазии

Мясищев В. Н., Основы общей и медицинской психологии

Причины общего недоразвития речи

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия

Классификация речевых нарушений

Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142…

Речевое развитие детей младшего школьного возраста

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

Сущность, виды и функции речи

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 40Следующая ⇒

Общая характеристика речи. Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь– это процесс общения людей посредством языка.В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык– это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.

В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения. Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, приказания. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется

эмоционально-выразительной стороной речи.

Речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. Когда мы спросили о машине, то тем самым показали собеседнику, что нас интересуют марки автомобилей и всё, что с ними связано. Однако в определённых случаях смысловой подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла, тем самым, зная об увлечении человека машинами, мы можем изменить тему разговора или ещё больше его к себе расположить, показав ему, что нас интересуют те же проблемы, что и его.

Таким образом, речевое общение – это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А. Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного её построения и применения разных речевых средств».

Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека.

У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи существовала примерно около полумиллиона лет тому назад. Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т.е. превращением их в жесты. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь. Таким образом, рука человека оказалась главным средством общения. Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад.

Можно предположить, что развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в общении с помощью звуков. Это происходило потому, что в процессе общения жесты рук сопровождались определёнными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития – на ступень звуковой членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества.

Она не была сразу столь совершенна как сейчас. Первые слова заменяли целые предложения. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего.

Следующим этапом развития речи явилось создание письменности, которая пережила тоже ряд этапов в своём развитии.

Таким образом, человеческая речь является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций:

сигнификативная (обозначения) – отличает речь человека от коммуникации животных;

обобщения – слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков;

коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств) – передача информации, как внешнее речевое поведение. Выделяются три стороны: информационная, выразительная, волеизъявительная.

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рас­сказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Общаясь друг с другом, люди употребляют слова н пользу­ются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь—это процесс ис­пользования языка в целях общения людей. Язык и речь нераз­рывно связаны, представляют собой единство, которое выража­ется в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие обще­ния существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мерт­вым языком стал, например, латинский.

Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека .совершается путем усвоения знаний, вырабо­танных человечеством в процессе общественно-исторического раз­вития и закрепленных с помощью языка, с помощью письмен­ной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обуче­ния усваивает знания, приобретенные всем человечеством и на­копленные исторически.

Итак, одна из функций речи — служить средством общения между людьми.

Другая важнейшая функция речи вытекает из рассмотренного выше положения о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности, внутренняя речь — внутренний без­звучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя) является средством мышления

Виды речи. Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы. В психологии различают два вида речи: внешняя;внутренняя.

1. Внешняя речь включает устную и письменную речь.

Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Её основная задача сообщить всем ос воём состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет принято только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической – это речь поддерживаемая собеседником, в ходе которой собеседник может помочь закончить мысль (беседа), в процессе разговора участвуют двое. Эта речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. Выделяют три основных типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин — основная часть — концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Для диалога характерны:

персональность адресации, т. е. индивидуальное обращение друг к другу;

спонтанность и непринуждённость – собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, возвращаясь к уже сказанному;

ситуативность речевого поведения — непосредственный контакт говорящих;

эмоциональность — ситуативность, спонтанность и непринуждённость речи в непосредственном общении усиливают её эмоциональную окраску.

Другая форма устной речи называется монологической, или монологом – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли и он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три типа:

информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи — лекции, отчёты, сообщения, доклады.

убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога:

1. монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

2. монолог — это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не разщитан на ответную реакцию собеседника.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог — это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.

Характеризуя эти два вида устной речи надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. Они могут быть похожи друг на друга, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалог, т.е. говорящий может обращаться или ко всем слушателям, или к воображаемому аппоненту.

Диалогическая и монологическая речь могут быть активной или пассивной. Активная форма речи – это речь говорящего человека, а пассивная – это речь слушающего человека. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребёнок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной или пассивной форм речи. Очень часто бывает, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передаёт свои собственные мысли. И, наоборот, хорошо говорит, но не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь. Она появилась намного позднее устной. Благодаря письменной речи, люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.

Письменная речь отличается от устной речи тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Она представляет собой разновидность монологической речи, более развёрнута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Письменную речь можно строить произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине её легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково (не редко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим – устно).

2.Внутренняя речьэто особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому, для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Она формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развёртывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими. Внутренняя речь, прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления.

Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности её автора к сообщению.

Понятность речи зависит: от её смыслового содержания; от её языковых особенностей; от соотношения между её сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой стороны.

Выразительность речи предполагает учёт обстановки выступления, ясность и отчётливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒


Читайте также:



Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Рынок недвижимости. Сущность недвижимости

Решение задач с использованием генеалогического метода

История происхождения и развития детской игры



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 38.242.236.216 (0.005 с.)

Что такое части речи и их функции | by Education Help

Слова являются важными элементами каждого предложения, и в зависимости от их функции слова подразделяются на восемь типов частей речи. Однако восемь важных частей речи — это существительное, местоимение, глагол, наречие, прилагательное, предлог, союз и междометие.

Существительное: Это самая простая из восьми частей речи. Слова, обозначающие названия мест, вещей, лиц, животных, событий и т. д., известны как существительные. Учащиеся начальных классов в первую очередь учат эту часть речи.

Пример:
Джон хороший человек.
У моей мамы день рождения.
Здесь Джон и день рождения являются существительными.
Однако в английской грамматике существуют разные типы существительных.

Имя собственное — Оно начинается с заглавной буквы и обозначает названия мест, людей и вещей.

Примеры: Парк Стрит, Роберт Паттинсон, Фортепиано.

Имя нарицательное — Существительное этого типа противоположно имени собственному.

Примеры: автомобиль, сериал, книга и т.д.

Конкретное существительное — Этот тип существительного можно ощутить пятью чувствами.

Примеры: песок, пыль и т. д.

Исчисляемое существительное — Относится к исчисляемым вещам.

Примеры: мяч, цветок, воздушный змей и т. д.

Собирательное существительное — Этот тип существительного относится к группе вещей, людей или животных.

Примеры: класс, факультет, фольклор и т. д.

Массовое существительное — Также упоминается как неисчисляемое существительное. Однако эти существительные употребляются со счетчиками (кило, метр).

Примеры: Мука, ​​рис и т.д.

Абстрактное существительное — Этот тип существительного нельзя ощутить пятью чувствами.

Примеры: счастье, горе, храбрость и т. д.

Местоимение: Всегда используется вместо существительного.

Примеры: Я, он, она, мы, они и т. д.
Эта большая копия моя.
Она не заинтересована в обучении музыке.

Глагол: Является одной из основных частей речи, так как придает законченность предложению. Оно относится к состоянию бытия или действию субъекта.

Примеры: Он умный ученик.
Гаурав опоздал на рейс.

Наречие: Наречие обычно изменяет глаголы и прилагательные, а иногда описывает другое наречие.

Пример: Рия успешно выполнила свои задания.
Однако в английской грамматике существуют разные типы наречий.
Наречие Времени: Вчера она пришла домой.
Наречие манеры: Радха изящно выступала на сцене.
Наречие Степени: Она очень груба по своей природе.
Наречие места: Я искал свой блокнот повсюду, но не смог его найти.

Прилагательное: Эта часть речи описывает существительное или местоимение в предложении. Он добавляет больше информации о размере, качестве и количестве существительного или местоимения.

Примеры: У меня есть два красивых платья.
Торт на день рождения был вкусным.

Предлог: Добавляет место в предложении и больше описывает тему.

Пример: Кошка спрятана под рабочим столом.
Она подошла к ресторану раньше меня.

Союз: Эта часть речи объединяет слова, словосочетания и предложения и делает каждое предложение интересным для чтения.

Пример: Эта конфета имеет приятный вкус и форму.

Междометие: Относится к словам, выражающим эмоции.

Пример: Ура! Мы получили первый приз в конкурсе пародий.

Части речи (значение и типы)

В английской грамматике слова подразделяются на девять основных категорий в соответствии с их функциями в предложениях. Части речи образуют строительные блоки грамматики и также известны как класса слов .

Важно распознавать части речи и понимать их. Это поможет вам анализировать и строить хорошие предложения. Части речи обозначают, как слова функционируют грамматически и по смыслу в предложении.

Понимание частей речи важно для правильного определения слова.

Parts of speech can be divided into nine speeches:

  • Noun
  • Pronoun
  • Verb
  • Adjective
  • Adverb
  • Preposition
  • Conjunction
  • Articles or Determiners
  • Interjection

Every English word falls в одну из девяти частей речи. В зависимости от построения предложения, а не от контекста, некоторые слова можно считать принадлежащими более чем к одной части речи.

Части речи часто делятся на открытых класса (существительные, глаголы, наречия, прилагательные), и закрытых классов (местоимения, союзы, предлоги, артикли/определители и междометия).

Открытые классы можно модифицировать, и по мере развития языка в список можно добавлять новые слова. Однако закрытые занятия не могут быть изменены. Хорошее понимание частей речи позволяет вам понимать правильное построение предложений или использование слов.

Существительное

Мальчик… Дэвис… манго… Онтарио… печаль

Существительное — это слово, обозначающее человека, вещь, место или идею. Они часто используются с артиклем (a, an, the), но не всегда. Существительные могут играть разные роли в предложении. Он может функционировать как субъект, прямой объект, косвенный объект, объект предлога или дополнение субъекта.

Его можно разделить на имен собственных и имен нарицательных . Существительные могут быть в единственном числе, во множественном числе, в конкретной или абстрактной форме.

Местоимение

Мы….она….они…. наш

Местоимение — это слово, используемое в предложении в форме существительного. Часто заменяет существительное в предложении. Местоимения можно разделить на личные местоимения, возвратное местоимение, притяжательное местоимение, относительное местоимение и указательное местоимение.

Глагол

Пой… прыгай… танцуй….убей

Глагол — это слово, используемое для выражения действия. Он рассказывает, что происходит в предложениях. Глаголы показывают состояние субъекта (есть, было). Формы глаголов могут меняться в зависимости от времени (настоящее, прошедшее) и счета (единственное, множественное число).

Наречие

s иногда… лениво… осторожно… чрезвычайно

Наречия — это слова, используемые для описания или модификации глагола, прилагательного или другого наречия в предложении. Наречия обычно отвечают на вопрос « когда, где, почему, как, в какой степени». Часто наречия заканчиваются на -ly.

Прилагательное

f unny…Pretty…bright…old

Прилагательное — это слово, которое изменяет, улучшает или описывает существительное или местоимение. Обычно отвечает на вопрос какой, какой и сколько. Прилагательные помогают читателю лучше понять, как использовать свои чувства для более ясного представления вещей.

Предлог

To…with…by…until

Предлоги — это слова, которые предшествуют существительному или местоимению, образуя фразу, изменяющую другое слово в предложении. Они показывают отношения между существительным или местоимением и другими словами в предложении. Предлог начинается с предложной фразы, которая иногда функционирует как прилагательное или наречие.

Междометие

          Ух!…ой!…ой!…ой!

Междометия — это слова, выражающие эмоции и передающие реакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *