Место безопасности в жизни человека и общества и её вес в системе потребностей
Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий.
Не случайно безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности.
Потребность — это естественное желание человека. Каждый день, выходя из дома, мы привыкли осматриваться по сторонам. Где-то любуясь чудесными восходами или закатами, где-то осмотреться, что твориться во дворе дома, но по большей части вне зависимости от цели, мы осматриваемся с основной целью — не попасть в какую-либо неприятность. Безопасность себя и своих близких, человека и гражданина, общества и государства — базовые критерии жизни. Безопасность — это то, чему учат с детства.
Согласно общему определению, безопасность — это условия, в которых находится объект, когда действие внешних и внутренних факторов не влечёт последствий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующим на данный момент потребностями, знаниями и представлениями. В более узком смысле, безопасность человека — обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека.
Использование принципа пирамиды иерархии потребностей человека американского психолога Маслоу Абрахама Харольда наглядно показывает место безопасности.
Маслоу А. Х. отнёс потребность в безопасности к базовым потребностям сразу после физиологических потребностей, таких как употребление человеком воды, воздуха, продуктов питания и др. Необходимо учитывать, что безопасность человека можно разделить на два вида: простую физическую безопасность и более сложную — духовную и социальную. Такой подход позволяет утверждать, что удовлетворение физиологических потребностей первого уровня также подразумевает соблюдение естественных жизненно необходимых требований безопасности для сохранения жизни и здоровья человеческого организма.Потребность в безопасности касается всех сторон жизнедеятельности человека и затрагивает все области человеческих отношений: человек-человек, человек-общество, человек — государство, человек — техника, человек — среда. Однако, стремление к безопасности — естественная потребность, которая не должна становиться первостепенной задачей человека.
Понятие безопасность связано с базовыми потребностями жизнедеятельности человека. Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших.
Пирамида потребностей Маслоу А. Х. представляет собой следующие уровни:
- Физиологические потребности
- Потребность в безопасности
- Потребность в любви и в социальных связях
- Потребность в уважении, одобрении и признании общества
- Потребность в самоактуализации и развитии личности
Следовательно, под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей, а все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.
Рассматривая физиолого-биологический уровень продолжительности жизни, мы можем прийти к выводу, что ресурс, заложенный природой, достаточно внушительный, чтобы прожить сто и более лет. Однако различные факторы уменьшают данный срок. Существует три параметра, которые идут в рассмотрение:
- Продолжительность жизни индивида в целом.
- Личная продолжительность жизни.
- Средняя продолжительность жизни в конкретном обществе.
Первый пункт служит исходным показателем. Отведенный срок природой включает классические природы: рождение, становление, развитие, продолжение рода, защита и воспитание детей, старение и смерть.
После того как индивид воспроизведет себе подобных и воспитает полноценного члена общества, базовая функция человека выполнена и он может посвятить оставшееся время на благо общества либо творческое саморазвитие, достигая наивысших ступеней потребностей.
Согласно статистике, большая часть людей до отведенного природой жизненного предела не доживает. Личная продолжительность жизни уменьшается под влиянием различных угроз и опасности, в том числе, которая зависит от их поведения.
Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.
Тем не менее индивидуальный уровень безопасности зависит и от того порядка, превентивных мер безопасности, которые созданы в определенном обществе. Если рассматривать среднюю продолжительность жизни не в отдельно взятом обществе, а по миру, то последнее время она неуклонно растет.
Естественно, что ступень физиологических потребностей является более первостепенной. Человек готов рисковать даже своей безопасностью ради утоления голода или жажды, но в то же время внутри человека происходит внутренняя борьба и, чтобы не подвергаться дополнительной опасности, человек готов отказаться от излишеств, а довольствоваться тем минимумом, который позволит поддерживать жизнеспособность организма в целом.
Человек как личность способен обеспечить свою безопасность, но человек- социальное существо и поэтому объединяется в сообщества. Без лишних доказательств мы придем к выводу, что обобщенный коллектив обеспечит защиту надежнее, чем отдельно взятая личность.
Изначально коллектив представляет собой большую семью, которая со временем увеличивается и становится полноценным сообществом. Кровные связи, основанные на любви и доверии, является самой сплоченной ячейкой коллектива. Со стремлением помогать другим тесно связано желание делиться знаниями и опытом, помогать товарищам в любой деятельности. [2, 59 стр.] Несмотря на то, что потребность в любви идет сразу после личной безопасности, уровень привязанности максимально высокий. Этот факт приводит к тому, что защита и безопасность близких приближенна к личной заинтересованности.
Объединение людей в сообщество благоприятно влияет на безопасность, возрастают социальные связи. Но вместе с тем возникают и новые заботы. Новое противоречие связано с эгоцентристными взглядами личности или определенного круга лиц. На весах оказываются интересы общества, то есть большинства, а также личностный интерес. В ряде критических ситуаций приходится приносить в жертву либо один, либо другой интерес.
Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, иначе сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации, эгоистических интересов.
Поэтому система общественного поощрения выражается в признании правильности действий, по мнению этого общества, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. [1, 59 стр.]Уважение должно стать тем ключом для решения проблем между обществом и индивидом. Чтобы не подвергать сообщество и себя опасности, нужно уметь приходить к консенсусу. Конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека — потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.
Как известно, права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Если бы на планете было бы всего два человека и жили они на разных полушариях, то их права были бы почти безграничны. Но население планеты уже превысило 7 миллиардов человек, а если учесть, что человек — существо социальное, то постоянный контакт и пересечение интересов является неизбежной частью нашей жизни.
Умение находить общий язык, а также разрешение спорных ситуаций повышает уровень безопасности. Ключевой момент в том, что нахождение общих точек соприкосновения происходит под влиянием внешних угроз. Чем выше внешняя опасность, тем быстрее приходит взаимопонимание. Но как еще можно уладить конфликтные ситуации и разрешать ситуации, если внешних угроз нет или почти нет? Что может регулировать внутренние интересы, если уважения может быть недостаточно?
Сформировав определенную форму управления в сообществе, одновременно с этим появляются и первые негласные правила поведения. Обычаи, традиции, а далее и законы, которые на протяжении длительного времени формируются вместе с обществом, призваны обезопасить и сохранить это общество от каких-либо эгоистических интересов. Парадокс заключается в том, что силы индивида, направленные на сохранение общества, приводят к появлению эгоистический привилегий от этого же общества.
Однако, традиций и закона может быть недостаточно. Всё вышеназванное может исполниться лишь при постоянном контроле. Как только появится возможность поступить иначе, в первую очередь в своих личных интересах, то многие именно так и поступили. Поэтому в современном обществе раскручивается культ самоконтроля, различных учений. Самая идеальная форма самоконтроля называется религией. Это комплекс установок и свод правил для каждого, призванный поступать так, а не иначе. И сложно сказать, чем больше руководствуются граждане: законами государства или религиозными сводами.
Вера в идеалы, духовная нравственность контролирует и оберегает лучше, чем любой писанный закон. Каждый человек становится в ответе перед Всевышним, обмануть которого невозможно. В итоге все ступени: от базовых до духовных прямо или косвенно работают на безопасность и это объяснимо. Как отмечает А. Х. Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угроз. Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества».
Развитие индивида позволяет ему подстроиться к постоянно меняющимся условиям существования. Присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека духовных ценностей — это в свою очередь всегда оказываются общественными ценностями. Поэтому потребность в безопасности заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной.
Подводя итог, можно отметить, что при важности всех уровней потребностей все они направлены на удовлетворение безопасности. В этом направлении работает система ценностей, направленных на защиту от прямых угроз жизни и здоровью человека; превентивные меры по преобразования окружающей среды обитания человека, а также меры, направленные на созидание общества в области безопасности с преобладанием интересов общественных перед индивидуальными интересами, что позволит сохранить форму общности и сохранность человеческого рода.
Следовательно, безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности.
Литература:
- Основы практической психологии и педагогики для бакалавров: учеб. пособие для студентов технических вузов / С. А. Дружилов — М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. — 240 с.
- Юридическая психология: учеб. пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытченкова, Л. А. Александрова — М.: ФЛИНТА, 2013. — 392 с.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасность, потребность, интерес, конечная цель, общество, безопасность человека, естественная потребность, здоровье человека, личная продолжительность жизни, первоисточник активности человека.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. МАСЛОУ И ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. МАСЛОУ И ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ОСОБЕННОСТЬ гуманистической психологии А. Маслоу (1908-1970) состоит в том, что в современном обществе он видит две культуры: одна образуется людьми, склонными к высшим переживаниям и ориентирующимися на высшие ценности бытия (красота, истина, добро), другая воплощает технократическо-бюрократическую тенденцию в жизни общества. Ее составляют люди, не склонные к высшим переживаниям. А. Маслоу конструирует в своих исследованиях модель идеальной культуры (эупсихия), позволяющей людям раскрыть их потенциальные возможности. Идеальную культуру создают люди особого склада, основная черта которых — стремление к самоусовершенствованию, самоактуализации. Человек должен стать тем, кем он может быть, — главный принцип создания нового общества.
1. Особенности изучения культуры и модель будущего А. Маслоу
А.МАСЛОУ анализировал такие менее исследованные культурные феномены, как творчество, любовь, игра, чувство юмора, искренность, обаятельность, высшие ценности бытия и экстатические состояния в форме высших переживаний.
Явления сознания, сознательный опыт, переживания сознания, поиски человеком смысла существования и ценностей бытия стали сферой исследований А. Маслоу. В свете теории мотивации А.Маслоу исследовал науку, религию, управление (менеджмент) и организацию производства, обучение, психотерапию, медицину в целом.
В поле зрения Маслоу оказалась относительно новая для науки область: экстатические состояния человека как в религиозных ритуалах, так и в повседневной жизни. А. Маслоу по-новому видит соотношение нормы и патологии, которое он интерпретировал понятиями «метапотребности» и «метапатология». Метапотребности — это стремление к ценностям бытия: истине, красоте, совершенству, всесторонности, самоактуализации. «Их подавление порождает определенный тип патологии, — пишет А. Маслоу, — которой я дал название метапатологии. Это заболевания души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям».
Таким образом, А. Маслоу наряду с традиционными типами патологии (психозы и неврозы) выявляет еще один, специфический, близкий к неврозам тип. «Люди, которых мы называем больными, — это люди, которые не являются тем, кто они есть, люди, которые построили себе всевозможные невротические защиты против того, чтобы быть человеком». Наиболее существенный вопрос, волновавший А. Маслоу во всех направлениях его исследований, — проблема духовного мира человека, бытийных ценностей, которые и составляют его высшую природу.
Он много размышлял о непреходящей ценности человека с его чувствами, переживаниями, умениями видеть и творить красоту. Он не отделял эмоции от разума и считал невозможным существование одного без другого, был убежден, что человек не должен быть ни куклой, ни машиной, ни рабом, ни господином, а должен иметь право на свое уникальное «я».
Фундаментальную роль в своей концепции А. Маслоу отводил анализу отчуждения человека от человека и различным способам его преодоления, разнообразным аспектам коммуникации в современном индустриальном обществе.
По А. Маслоу, существуют два типа людей: способные к высшим переживаниям и неспособные. Первоначально он считал, что люди, не испытывающие высших переживаний, не способны их воспринимать. Но после дальнейших исследований Маслоу изменил свое мнение и стал использовать термин «человек, не имеющий высших переживаний», не по отношению к индивиду, который не может воспринимать такое психологическое состояние, а к тем людям, которые боятся подобных состояний, сопротивляются им и отрицают их, отворачиваются от них или забывают их. Одна из главных черт характера людей такого типа — отрицание эмоций, страх потери контроля над ними. А. Маслоу сравнивал отношения между человеком, испытывающим высшие переживания, и не испытывающим таковых, с «отношениями между одиноким мистиком и религиозной организацией».
А. Маслоу полагал, что в современном обществе важной задачей является установление контакта, коммуникации между двумя выделенными типами людей. Он понимал, что решить подобную задачу не под силу организованной религии ввиду ее сложной бюрократической системы: ключевые посты в ней занимают люди рациональные, не испытывающие высших переживаний, верующие не по убеждению, а по расчету.
Затруднено выполнение этой задачи и для человека, глубоко переживающего, поскольку «каждый индивид имеет свою собственную религию, развиваемую в соответствии со своим собственным озарением, открывающим его личные мифы, символы и ритуалы… не имеющие значения ни для кого другого». Индивидуальная религия не способствует коммуникации и не решает проблему сосуществования двух указанных типов людей.
А. Маслоу поднимал вопрос о понимании людей друг другом, об улучшении коммуникации между индивидами внутри общности и между различными культурами: как достичь понимания между «
Мы» и «Они» и как добиться того, чтобы «Они» воспринимались лишь как «другие», а не как «чужие»? По мнению ученого, для этого необходимо преодолеть эмоционально-психологические барьеры, отчуждение человека от человека и одной этнокультурной общности от другой.
Понимание друг друга на рациональном уровне (разум) неразделимо с общением на эмоционально-чувственном (добро и красота).
Частичное преодоление разобщенности А. Маслоу видел в различных неформальных объединениях, лишенных бюрократической структуры. Но главное, по его мнению, заключается в переустройстве общества. Он был полностью солидарен с Э. Фроммом в том, что необходимо превратить «бюрократически управляемый индустриализм… в гуманистический индустриализм, при котором социальное устройство подчинено целям развития человека и всех его способностей, в том числе способности любить и мыслить».
В таком обществе важную роль должна играть гуманистическая религия, идеология, объединяющая людей, культ Добра, Истины и Красоты, которые заменят религии и квазирелигии современности. А. Маслоу разработал модель идеального, «хорошего общества» — красивого и гармоничного объединения людей.
Существенными чертами такого общества являются высокий уровень безопасности и возможность для человека максимально развивать свои способности, реализовать свое «Я».
Можно по-разному оценивать модель будущего А. Маслоу. По мнению одних, это наивно-утопический проект светлого будущего, и в чем-то они правы. Но можно и нужно оценивать идеальную модель Маслоу в свете возможных реальных преобразований.
Ведь главный предмет его исследований — действительно существующие самоактуализирующиеся личности. Вероятно, наивным кажется и утверждение Маслоу о том, что достаточно 8% людей такого типа для гуманистического преобразования общности, в которой они живут.
В современном обществе люди связаны друг с другом множеством сложнейших взаимодействий.
Поэтому совершенной утопией было бы считать, что этот мир можно кардинально изменить путем быстрых радикальных мер.
Это лишь приведет к катастрофе. В то же время при ближайшем рассмотрении концепция А. Маслоу оказывается более конструктивной, чем другие общефилософские построения, имеющие общесоциологический статус.
2. Иерархия потребностей А. Маслоу
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ концепция А. Маслоу — это поиски синтеза, своеобразная холистская антропология, общефилософская концепция, в центре которой — живой, развивающиеся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и стремлений. Маслоу полагал, что его концепция — «философия природы человека», новый взгляд на человека, «новая общая понимающая философия жизни», приложимая к любой области человеческого знания, к любой профессии, к любым социальным институтам: семье образованию, религии и т. д.
Иерархия основных потребностей человека, предложенная Маслоу была впервые опубликована в журнале «Психологическое обозрение» в 1943 г. Американский психолог выделял пять иерархизированных уровней потребностей: физиологические; безопасности и самосохранения общения и любви; самоутверждения и признания; самоактуализации.
Потребности одновременно являются и целями человека т. с они динамичны. Физиологические потребности (голод, жажда к т. д.) необходимы для функционирования организма. Потребность в самосохранении, безопасности, мире также важнейшее условие человеческого существования на уровне индивида, общности, человечества в целом.
Стремление к общению с людьми и к любви Маслоу счиуал неотъемлемым качеством человека, отсутствие подобных потребностей — патологией. «Кто сказал, — спрашивал Маслоу, — что недостаток любви менее важен, чем недостаток витаминов?» При этом психолог-гуманист подчеркивал, что любовь — это не синоним секса. Секс он относит к физиологическим потребностям, сексуальное поведение подчинено любви и привязанности как наиболее развитым формам взаимодействия людей. Проявлением потребностей этого же типа является необходимость общения человека с другими людьми, без которого он не может существовать ни органически (физиологически), ни духовно.
Все люди стремятся к самоутверждению, признанию. А. Маслоу подразделял этот уровень потребностей на два вида: желание самоутвердиться, достичь в выбранной области деятельности свободы и независимости; стремление к достижению престижа, признания в глазах окружающих.
Наконец, высшей потребностью А. Маслоу считал самоактуализацию — желание самовыражения, реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность в творчестве и красоте. «Это не только конечное состояние, нр и процесс актуализации своих возможностей». Это потребность в труд для самоактуализирующихся людей исчезает разделение «труд — радость». Самоактуализация — это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то что человек хочет сделать… Человек всегда хочет быть… настолько хорошим, насколько он может быть».
Одним из моментов самоактуализации являются высшие переживания — способность увидеть мир с детской непосредственностью. Это радость творчества, объединяющая ученого, художника, изобретателя — «мгновения экстаза, которые нельзя купить…».
Проблемы, сформулированные А. Маслоу и его последователями в конце 60-х годов, а именно: реализация потенциальных возможностей, актуализация скрытых резервов человеческого организма, изучение поведения человека в экстремальных условиях — стали предметом разносторонних исследований психологической антропологии, нейро-биологии, биохимии, космической психологии и других наук в последующие годы.
Сюда относятся и проблемы внушения, исследования возможностей народной медицины, способностей человека контролировать процессы, происходящие в его организме, т.е. такие, которые стали предметом не только науки, но массового интереса в конце 80 — начале 90-х годов за рубежом и в нашей стране. Не случайно в наш век сверхстрессов и перенапряжений, нервных срывов значительную и стабилизирующую роль играет психотерапия. Различные формы групповой психотерапии, разработанные в гуманистической психологии, в основном выполняют две функции — развивают способности человека, не нашедшие применения в рамках трудового процесса, и снимают стресс, вызванный темпом развития индустриального общества.
Влияние теории мотиваций А. Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией. И этому есть веские основания, так как изменения затронули фундаментальные аспекты воспроизводства человека в обществе, в частности, образование организацию трудовой деятельности, различные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту, новый подход к медицине.
Тем самым охватываются различные аспекты функционирования человека в единстве его души и тел А Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности, изменениям в области образования. Гуманистический подход подчеркивал важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, в формировании интереса к знаниям, в развитии творческих способностей, необходимость неавторитарного подхода к способам преподавания.
Истинное обучение, полагает Маслоу, должно научить видеть, слышать и создавать красоту духа и природы. «Одна из целей образования — научить тому, что жизнь красива». В гуманистической психологии были разработаны различные формы и техника актуализации способностей. Немаловажное значение имело приобщение к высшим переживаниям, использование измененных состояний сознания.
Естественным продолжением и логичным дополнением представляется применение принципов теории А. Маслоу к управлению и организации производства. Это получило отражение как в фундаментальных исследованиях по теории управления, так и в практической деятельности ряда ведуущих фирм США, таких, как «Кодак», «Леви Страусс» и других, стремлящихся максимально использовать потенциальные способности работников. По мнению ряда ученых, в том числе автора послесловия к книге «Мотивация и личность» Р.Коха, теория Маслоу во многом стала фундаментом для концепции экономического развития Японии в 70-80-е годы.
3. Значение гуманистического подхода к человеку
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ подход к человеку, разработанный американским ученым и его коллегами, оказывал и оказывает влияние на ряд областей научных исследований: религиоведение, межкультурное изучение личности и психологию науки, теорию и практику управления и др.
По мнению А.Маслоу, для изучения духовных ценностей и внутреннего мира человека непригодна позитивистски ориентированная наука. Он отвергал «эмпирический-позитивистский-бихевиористский» подход к внутреннему миру ввиду исключения духовных ценностей человеческого бытия из сферы рассмотрения наукой и декларирования вопросов, связанных с ними, бессмысленными. Другими словами, А. Маслоу выступал против науки, освобожденной от человеческого содержания, а также и против организованной религии, монополизировавшей духовную жизнь. Он был уверен, что следует отбросить «старые претензии организованной религии быть единственным арбитром в вопросе веры и морали». Позитивистская наука игнорировала так называемые религиозные проблемы, объявляя их несуществующими для науки.
А. Маслоу был убежден, что ответы религии на вопросы о смысле жизни, о духовных ценностях наука отвергала справедливо, но сами вопросы отбросить было нельзя. Позитивисты не желали видеть за религиозной оболочкой земное, человеческое содержание проблем, ими затрагиваемым. Маслоу же стремился освободить духовные ценности от религиозных наслоений и раскрывал роль позитивистской науки, которая своим индифферентизмом в значительной степени оказывает поддержку религии.
Изменить такое положение можно, согласно А. Маслоу, лишь добившись перемен в науке, прежде всего в областях, связанных с изучением человека. Эти изменения должны касаться общего подхода к анализу предмета науки и самого предмета. Им должен быть целостный и особенный человек, развивающийся в определенной культуре. Исследовать его необходимо в рамках холистического интеграционного подхода.
Другим важнейшим аспектом трансформации науки должно быть включение в предмет исследования проблемы ценностей, переживаний, красоты и т. п. Религия также должна была стать предметом анализа трансформированной науки, в данном случае гуманистической психологии или философии. Эту задачу А. Маслоу решил в одной из своих наиболее популярных книг «Религии, ценности и высшие переживания» (1964). Ее основная направленность — против бюрократически организованной религии, навязывающей индивиду догматический окостенелый взгляд на мир и человека.
«Организованная религия, церкви, — писал Маслоу, — окончательно могут стать главными врагами религиозного переживания и людей, испытывающих такие переживания, — это основной тезис моей книги». Свою задачу американский психолог видел в доказательстве того, что «духовные ценности имеют естественное происхождение и не являются исключительной принадлежностью организованных церквей». Иными словами, религиозные чувства и ценности — частный случай светских, а не наоборот .
Отвергая организованную религию, А. Маслоу сосредоточивал внимание на религии индивида, на специфических переживаниях верующего с его личностными оттенками. Строго говоря, индивидуальная религия может быть совокупностью ценностных этических установок, норм, предписаний, опосредованных этнокультурными особенностями личности. Сущность религии, по Маслоу, нечто свойственное всем вероучениям: религиозность как таковая, основным моментом которой является «личное озарение, откровение или экстаз некоего остро чувствующего пророка». В религии, таким образом, заключается лишь один из типов высших переживаний, свойственных людям как индустриальных, так и традиционных культур.
Итак, концепция А. Маслоу представляет собой определенную философию жизни, философию человеческой природы и является одной из первых попыток построения синтетической теории Человека. Гуманистический подход ученого к человеку есть определенное мировоззрение, а также общефилософская система видения человека в мире. Существенно при этом, что его теория получила реализацию в различных областях науки и в практической деятельности человека. В работах А.Маслоу и в последующих исследованиях вечные философские вопросы ставятся несколько по-новому: как соотношение индивидуального сознания (Дух, Воля), его влияние на тело (организм) человека, как понимание коммуникации людей, их общения друг с д
Пять потребностей, формирующих основу поведенческой мотивации человека
Психологическая теория относится к управленческому и организационному поведению.
Концептуальное изображение мозга.
Jorm Sangsorn/iStock
В 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу опубликовал статью «Теория мотивации человека» в Psychological Review, , в которой теоретизировал, что принятие решений человеком опирается на иерархию психологических потребностей. Вскоре после этого он предложил теорию под названием «Иерархия потребностей», в которой утверждал, что пять основных потребностей составляют основу поведенческой мотивации человека.
Хотя другие модели человеческого развития были разработаны для объяснения человеческих желаний, Маслоу классифицировал людей таким образом, что сначала отражались основные потребности общества, а затем переходили к более приобретенным эмоциям.
Это физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности (например, потребности в любви и принадлежности), потребности в уважении и потребности в самореализации. Потребности обычно представляются в виде пирамиды (есть наблюдения, что пирамиду создал не сам Маслоу; об этом позже), с базовыми потребностями внизу и сложными потребностями наверху. Согласно Маслоу, потребности возникают в определенном порядке. Когда каждый уровень потребностей удовлетворен, возникает желание удовлетворить следующий набор, так что люди обращаются к потребностям более высокого уровня только после того, как их основные потребности адекватно удовлетворены.
Иерархия потребностей Маслоу
VectorMine/iStock
1. Физиологические потребности:Самые основные человеческие потребности для выживания обычно помещаются в основание пирамиды, что указывает на то, что они являются наиболее важными. Они включают в себя пищу и воду, достаточный отдых, одежду и кров, общее состояние здоровья и размножение. Некоторые из этих потребностей должны быть удовлетворены, чтобы удовлетворить потребности организма в гомеостазе (поддержании постоянных уровней в различных системах организма) и элементарном выживании. По его словам, человек может двигаться вверх по пирамиде только после удовлетворения физиологических потребностей.
2. Потребности в безопасности:После удовлетворения физиологических потребностей следующей потребностью является безопасная среда. Безопасность превыше всего — с самого детства мы тяготеем к безопасным условиям. Небезопасный человек обычно встречается с тревогой или страхом. По Маслоу, потребности в безопасности более очевидны для взрослых, живущих в развитых странах. Эта потребность также может объяснить, почему мы предпочитаем знакомое или почему мы откладываем деньги на сберегательный счет. Потребности в безопасности включают в себя защиту от насилия и воровства, эмоциональную стабильность и благополучие, безопасность здоровья и финансовую безопасность, а также уверенность в том, что основные физиологические потребности будут удовлетворены и в будущем.
3. Потребность в любви и принадлежности:Третий уровень иерархии Маслоу относится к человеческому взаимодействию. Это также последняя из «основных потребностей». Любовь и принадлежность включают дружбу и семейные узы, в том числе узы внутри биологической семьи и избранной семьи (например, супруга). Сюда входит физическая и эмоциональная близость; физические и эмоциональные отношения необходимы для чувства принадлежности и родства. Кроме того, членство в различных социальных группах также способствует удовлетворению этой потребности, например, членство в рабочей команде или профсоюзе, членство в клубе или другой группе.
Самые популярные
4. Потребности в уважении:С этого уровня начинаются более высокие потребности. К основным элементам потребности в уважении относятся самоуважение, признание, статус и самооценка. Маслоу указывал, что самоуважение можно разделить на два типа: уважение, основанное на уважении и признании со стороны других, и уважение, основанное на индивидуальной самооценке. Последнее включает в себя уверенность в себе и независимость.
5. Потребности в самореализации:Самореализация относится к реализации вашего полного потенциала как личности и занимает самый высокий уровень в пирамиде. Эта конкретная потребность выглядит по-разному для всех. В то время как это может включать в себя академические достижения для одного человека, помощь другим может вызвать чувство самореализации для другого. Потребности в самореализации включают образование, развитие навыков, заботу о других и более широкие цели, такие как путешествия и осуществление личных мечтаний. Маслоу считал, что достижение самореализации происходит редко; его примеры включают Альберта Эйнштейна и Мать Терезу. Маслоу сказал о самореализации: «Его можно приблизительно описать как полное использование и эксплуатация талантов, способностей, потенциальных возможностей и т. Д. Такие люди, кажется, реализуют себя и делают все возможное, на что они способны. люди, которые развились или развиваются до полного роста, на который они способны».
Маслоу отделил последнюю потребность — самоактуализацию — от остальных. В то время как последний он назвал потребностью роста, остальные четыре более низких уровня были названы потребностями дефицита. Его теория утверждает, что если человеку не удастся удовлетворить дефицитные потребности, он испытает неприятные последствия, такие как болезнь, неуверенность в себе и одиночество. Хотя самореализация может сделать человека счастливее, она становится приоритетом только после удовлетворения основных потребностей и не является строго необходимой для выживания.
Критика и влияние
Концепция Маслоу определенно подвергалась критике на протяжении многих лет. По мнению некоторых исследователей, потребности не подчиняются иерархии. Было мало доказательств того, что Маслоу ранжировал эти потребности, и еще меньше доказательств того, что они расположены в иерархическом порядке. Другие критики отмечают, что эту теорию довольно сложно проверить с научной точки зрения. Его исследование самоактуализации, по-видимому, основывалось на небольшой выборке людей и включало субъективный анализ самоактуализации известных личностей.
Некоторые другие считают, что потребности «высшего» уровня так же важны, как и низшие. В исследовании, опубликованном в 2011 году, исследователи из Университета Иллинойса попытались проверить иерархию потребностей.
Они изучили данные более 60 000 участников из более чем 120 разных стран и оценили шесть потребностей, схожих с потребностями Маслоу: физиологические потребности, безопасность, любовь, гордость и уважение, мастерство и автономия. Они обнаружили, что удовлетворение этих потребностей действительно связано с благополучием. Удовлетворение физиологических потребностей было связано с общей оценкой людьми своей жизни, а позитивное чувство было связано с удовлетворением потребности чувствовать себя любимым и уважаемым.
Однако они обнаружили, что, хотя удовлетворение потребностей тесно связано со счастьем, люди из разных культур сообщали, что самоактуализация и социальные потребности также важны, даже когда некоторые из их самых основных потребностей не были удовлетворены. . Согласно их анализу результатов, потребности не обязательно должны принимать иерархическую форму, описанную Маслоу.
Тем не менее, теория Маслоу сильно повлияла на некоторых исследователей, а также теории управления бизнесом. Согласно ThoughtCo.com, психологи Кэрол Рифф и Бертон Сингер опирались на теории Маслоу при разработке своей теории эвдемонического благополучия. Эвдемоническое благополучие относится к ощущению цели и смысла, что похоже на идею Маслоу о самоактуализации. Точно так же психологи Рой Баумайстер и Марк Лири основывались на идее Маслоу о любви и потребности в принадлежности. По их мнению, чувство принадлежности является основополагающей и фундаментальной потребностью, и они предполагают, что чувство изоляции может иметь негативные последствия для психического и физического здоровья.
Кроме того, «Нет никаких сомнений в том, что это оказало глубокое влияние на образование и практику управления менеджментом», — говорит Джерард Ходжкинсон, психолог из бизнес-школы Уорика, в интервью Би-би-си. «Одним из выводов является то, что как менеджеры мы можем формировать условия, которые создают стремления людей».
Подожди. Пирамида — это не
Маслоу В статье, опубликованной в 2019 году, Тодд Бриджмен, Стивен Каммингс и Джон Баллард исследовали происхождение использования формы пирамиды для теории Маслоу и то, как эта теория представлена в исследованиях по менеджменту. Они заявляют, что не было никаких доказательств того, что Маслоу представлял свою теорию в виде пирамиды. Во всяком случае, из его работ было ясно, что мы можем ориентироваться на несколько потребностей одновременно и всегда перемещаемся взад и вперед по иерархии, в отличие от представления о том, что потребности формируют период, которому учили годами.
«Мы изучили все его опубликованные книги и статьи, которые смогли идентифицировать, а также его личные дневники, которые были опубликованы. Мы не нашли следов пирамиды ни в одном из сочинений Маслоу», — сообщили авторы Scientific American .
Авторы сообщили, что Кит Дэвис написал популярный учебник по менеджменту, иллюстрирующий теорию в виде последовательности шагов в прямоугольном треугольнике. Однако первую пирамиду, связанную с иерархией потребностей, они проследили до Чарльза Макдермида, психолога-консультанта.
«Это появилось в его статье 1960 года в Business Horizons «Как деньги мотивируют мужчин», в которой он утверждал, что пирамида может применяться бизнес-менеджерами для создания «максимальной мотивации при наименьших затратах». Мы думаем, что пирамида Макдермида была вдохновлена Дэвисом. представление, но взлетел именно образ Макдермида. Если и существует более ранняя пирамида, мы ее не нашли», — сказали они.
Авторы выступали за удаление пирамиды из учебников по менеджменту и замену ее лестницей, которая, по их мнению, будет лучшим представлением иерархии потребностей Маслоу.
Для вас
наука
Международная группа исследователей представила основанный на плазме метод, который может преобразовывать углекислый газ в кислород и производить топливо на Марсе.
Дина Тереза | 16.08.2022
инновацииИтак, вы думаете, что сможете создать свое будущее с помощью носимых устройств?
Дина Тереза| 01.08.2022
инновацияТурецкая клиника обменивает протезы беженцев, сваренные в зоне боевых действий, на бесплатные 3D-печатные протезы
Баба Тамим| 16.09.2022
Еще новости
культура
Исследователи раскрыли секрет «самовосстановления» римского бетона
Рупендра Брахамбхатт| 09. 01.2023
культура
Маск, Безос и другие технологические миллиардеры потеряли более 500 миллиардов долларов в 2022 году
Амейя Палеха| 09.01.2023
культура
Криптовалютная резня: из Silvergate выведено 8 миллиардов долларов
Лукия Пападопулос| 07.01.2023
Технология на вершине пирамиды?
Иерархия потребностей Маслоу, опубликованная в 1943 как часть «Теории мотивации человека» представляет собой психологическую теорию, представленную в форме пирамиды. Предложенная Абрахамом Маслоу, эта теория до сих пор фигурирует в психологических дискуссиях и анализе человеческого поведения. Однако эксперты верят в смелую идею о том, что этот уровень основных потребностей человека теперь включает в себя технологии.
С помощью технологий человек может объединить две разные науки – биологию человека и информатику – в одну. Это включает в себя интеграцию аппаратного и программного обеспечения в человеческую плоть и разум, что является редкой возможностью, которая может позволить людям преодолеть свои известные физические ограничения.
Иерархия потребностей Маслоу — это теория мотивации, охватывающая пять уровней человеческих потребностей и утверждающая, что люди действуют для удовлетворения одних потребностей и что некоторые потребности считаются более важными, чем другие. Согласно этой теории, самая основная человеческая потребность — это физическое выживание, первый мотиватор человеческого поведения. Как только первый уровень выполнен, человек переходит ко второму уровню и так далее.
Пять уровней Маслоу в целом делятся на два: потребности дефицита и потребности роста. Первые четыре уровня снизу пирамиды вверх — это потребности дефицита, а верхний уровень относится к потребностям роста или бытия.
Многие специалисты в области психологии считают, что иерархия Маслоу неполна. Эксперты утверждают, что даже Маслоу в более позднем возрасте начал работать над последней стадией человеческой мотивации. Это означает, что происходит осознание того, что самоактуализация не является вершиной потребностей человека. Это также не вершина человеческих достижений, когда человек, достигнув этой стадии, будет удобно отдыхать и ничего не делать, а только наслаждаться тем, что он сделал в жизни. Это лишает человека мотивации делать что-либо продуктивное.
А потом появились технологии
Маслоу, как сообщается, хотел добавить самопреодоление, чтобы оно стало вершиной пирамиды. Это означает, что человек продвигается дальше стадии самореализации через духовную медитацию, самоотречение, а в последнее время и через технологии, которые бросят вызов определению сознания, чтобы расширить его совокупность знаний. Цель технологии — выйти за пределы самопознания, которое станет конечной стадией человеческого развития.
С помощью технологий человек может объединить две разные науки — биологию человека и информатику — в одну. Это включает в себя интеграцию аппаратного и программного обеспечения в человеческую плоть и разум, что является редкой возможностью, которая может позволить людям преодолеть свои известные физические ограничения.
Наука в настоящее время проводит обширные исследования того, как продлить человеческую жизнь с помощью технологий. В последние десятилетия жизни приносили пользу трансплантации органов, уже передовой технологии, которая представляет собой не что иное, как переработку одной части человека для замены поврежденной части у другого человека. Наука все дальше и дальше раздвигает границы познания. Ведутся исследования по искусственной замене поврежденных органов бионическими сердцами, почками и другими жизненно важными органами тела.
Человеческий интеллект выходит за свои пределы благодаря развитию искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники. Роботы с искусственным интеллектом могут легко выполнять задачи, сложные для человека.
Технологии стали настолько базовыми и фундаментальными, что люди будут чувствовать себя обделенными, когда у них отнимут доступ к ним. Многие люди сегодня не могут представить себе жизнь в мире без Интернета и смартфонов.
Вопрос только в размещении технологий на разных ярусах пирамиды.