Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Побудитель к деятельности связанный с удовлетворением определенной потребности называется: Побудитель к деятельности, , Психология

мотив | это… Что такое мотив?

1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (см. мотивация).

2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивом, иерархия мотивов, стремление к равновесию, и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.

). Недостаток этих исследований — отрыв от контекста деятельности человека и его Сознания.

В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы — «предметы потребностей». Отсюда — центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У человека источник развития мотивов — это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования — придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой — центральная проблема психологии личности.

Мотив рождается в акте опредмечения потребности (см. потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности — не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив — то, ради чего совершается действие, деятельность.

Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него — если мотив отрицательно валентен.

Типичный признак мотива — множество, «гнездо» действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.

Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность — типичное явление.

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные — мотивами-стимулами.

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

Мотивы образуют иерархическую структуру (см. сфера мотивационная).

Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность — мотив — цель — действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.

То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности — вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.


Тест сұрақтары

Состояние психики, характеризующиеся нарушением мышления и являющееся одной из форм умственной отсталости:


Врожденная   психическая   реакция,   выражающиеся в бессознательном   реагировании   на   биологически   значимые раздражители:


Задержка в развитии; сохранение у подростка или взрослого человека,   образа   мышления,   присущего   детям   (явление, противоположное акселерации:


Способ приспособления к окружающей среде:


Нейрофизиологическая система организма, посредством которой осуществляется анализ и синтез раздражителей внешней  и внутренней среды:


Нервы, по которым передается нервный импульс от         анализаторов (органов чувств) или внутренних органов в центральную нервную систему (головной мозг):


Нервы, которые проводят импульс от коры головного     мозга (центра анализатора) к рабочему органу и обеспечивают ответную реакцию организма на те или иные раздражения:


Направление в психологии, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящая психику к различным формам поведения называется:


Отрасль психологии изучающая психологические особенности людей различных возрастов называется:


Один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения называется:


Высшее, свойственная только человеку, форма психического отражения    объективной    действительности,    опосредованное общественно-исторической деятельностью людей называется:


Направление в психологии, считающее источником активности личности инстинктивные влечения и недооценивающая роль сознания


Прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания называется:


Один из методов психологии, представляющий собой краткое стандартизированное исследование называется:


Свойство мозга, заключающееся в          способности отражать объективную реальность это:


Побудитель к деятельности, связанный с. удовлетворением определенной потребности это:


Основная причина активности человека,         связанная с состоянием нужды — это:


К психическим процессам относится:


К психическим состояниям относится:


Потребность в выполнении действия


Метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях:


Стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом:


Метод самонаблюдения в психологии называется:


Познавательные  процессы  являются  основным  предметов исследования в:


Основателем психоаналитического направления      в психологии является:


Целостная структура психики является предметом   исследования в:


Мифическое наделение всех объектов природы душой:


Осознанное повторное выполнение действий с целью его усвоения:


Автор теории о поэтапном формировании умственных действии:


Автор теории о ведущей деятельности :


Автор теории о двух важнейших типах личности: экстравертов и интровертов:


Автор экспериментальной теории памяти, использовавший метод «бессмысленных слогов» и определивший «кривую забывания»:


Автор теории об установке:


Автор гуманистической теории о самоактуализации, саморазвитии, самосовершенствовании  и иерархии потребностей человека:


Психологическое исследование связанное с использованием технических средств и осведомлённости испытуемых о происходящем:


Согласно теории психоанализа, ведущую роль в детерминации человеческого поведения играет :


В соответствии с теориями гуманистической психологии мотивы поведения человека обусловлены:


Согласно концепциям советской психологии психика формируется в процессе :


Согласно концепции Ж. Пиаже (1896-1980) все дети :


Психологическая наука зародилась в лоне:


Учение о наивысших сущностях и процессах в живом организме отражено в термине:


Из пунктов: 1) внимание, 2)сознание, 3)поведение, 4) память, хронологически вторым и третьим предметами в психологии выступали:


У истоков психологии стоял :


Психика для поведения выполняет функцию:


Житейская психология передает свои достижения:


 Метод – это:


Как называют длительные исследования:


Какой метод используют для изучения межличностных отношении:


На каком этапе исследования выдвигается гипотеза:


Тест- это буквально:


Разорвите цикл зависимости с помощью этих стратегий, чтобы контролировать дофамин: Life Kit: NPR

Когда мы постоянно подвергаемся воздействию доставляющих удовольствие стимулов — социальных сетей, сахара, алкоголя или любого количества легкодоступных веществ — наше тело приспосабливается. Затем нам нужно больше повторного использования, просто чтобы почувствовать прирост предельного удовольствия — и, в конце концов, просто почувствовать себя «нормальным». Мередит Миотке для NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Мередит Миотке для NPR

Когда мы постоянно подвергаемся воздействию доставляющих удовольствие стимулов — социальных сетей, сахара, алкоголя или любого количества легкодоступных веществ — наше тело приспосабливается. Затем нам нужно больше повторного использования, просто чтобы почувствовать прирост предельного удовольствия — и, в конце концов, просто почувствовать себя «нормальным».

Мередит Миотке для NPR

Будь то сахар, социальные сети или секс, наш мозг реагирует одинаково: он вырабатывает «хорошее самочувствие» нейрохимическое вещество, называемое дофамином, которое вызывает чувство удовольствия и мотивации. «Это может быть даже важнее для мотивации, чем для реального удовольствия», — говорит доктор Анна Лембке, психиатр из Стэнфордской медицинской школы, исследователь и автор новой книги « Дофаминовая нация: поиск баланса в эпоху потворства своим желаниям».0024 .

Всплеск дофамина приносит удовольствие, а затем быстро сменяется болью или спадом, чтобы поддерживать мотивацию. Лембке говорит, что это уравновешивание качелей удовольствия и боли имело смысл во времена первых людей, когда нам приходилось постоянно искать наши основные потребности — пищу, воду, кров. «Это действительно гениальный метод убедиться, что независимо от того, что мы делаем, это доставляет удовольствие. Это длится недолго и сопровождается болью, так что мы сразу же начинаем искать снова», — объясняет она.

Даттон

Но в современной жизни мы живем в мире изобилия, а не дефицита, и Лембке говорит, что наш мозг не был разработан для «пожарного шланга дофамина» сахара, социальных сетей, телевидения, секса, наркотиков или чего-то еще. стимулов, запускающих дофамин, так легко доступны. Короче говоря, говорит Лембке, почти каждое поведение стало «одурманенным».

Когда мы постоянно подвергаемся воздействию вызывающих удовольствие стимулов, наш мозг приспосабливается, и, в конце концов, нам нужно все больше и больше просто для того, чтобы чувствовать себя «нормально» или не испытывать боли. Это называется «состоянием дефицита дофамина», и цикл, который приводит нас к этому состоянию, на самом деле может привести к депрессии, беспокойству, раздражительности и бессоннице.

«Мы не можем радоваться более скромным наградам, — говорит Лембке. «Теперь наш любимый наркотик даже не вызывает у нас кайфа. Он просто заставляет нас чувствовать себя нормально. бессонница, дисфория и тяга».

В конечном счете, говорит Лембке, это универсальная проблема — не только для тех из нас, кто борется с болезнью зависимости, — которая возникла в современной жизни. И чтобы восстановить наше здравомыслие, мы все вместе должны переосмыслить, как ориентироваться в мире, перегруженном дофамином.

По словам психиатра доктора Анны Лембке, всплеск дофамина приносит удовольствие, а затем быстро сменяется болью или спадом, чтобы поддерживать нашу мотивацию. Мередит Миотке для NPR скрыть заголовок

переключить заголовок

Мередит Миотке для NPR

Всплеск дофамина приносит удовольствие, а затем быстро сменяется болью или спадом, чтобы поддерживать нашу мотивацию, говорит психиатр доктор Анна Лембке.

Мередит Миотке для NPR

Разорвите порочный круг и восстановите баланс

Начните с дофаминового голодания. Сделайте 30-дневный перерыв от всего, на что вы полагаетесь ради удовольствия: социальные сети, сахар, видеоигры, секс, травку, выпивку — на что угодно, на самом деле. Это не означает, что вы навсегда откажетесь от индейки, но этот первый месяц является ключом к тому, чтобы снова контролировать баланс между удовольствием и болью. Гораздо проще сначала полностью избавиться от аддиктивного поведения, а затем возобновить его в умеренных количествах.

Лембке предупреждает, что вы, вероятно, почувствуете себя намного хуже, прежде чем почувствуете себя лучше. Но она советует придерживаться этого — примерно через две недели колебание удовольствия и боли в вашем мозгу начнет восстанавливаться до своего естественного баланса, и вы сможете наслаждаться более скромными наградами, например, одним шариком мороженого. или только один эпизод телешоу.

Есть одно предостережение: это не тот подход, который следует использовать для веществ, вызывающих сильную зависимость, таких как наркотики и алкоголь. Переход на холодную индейку может фактически вызвать опасную для жизни абстиненцию, и это должно быть сделано под присмотром профессионала.

Установите препятствия между вами и вашим поведением, вызывающим зависимость.

Есть три способа «связать» себя с поведением, от которого вы зависимы, или ограничить его. Использование этих стратегий может помочь вам наслаждаться некоторой версией этого поведения, не позволяя ему взять верх.

  • Физическое связывание себя: Создайте реальную дистанцию ​​между вами и вашей зависимостью. Это может означать просто удаление вызывающего привыкание вещества из вашего дома и помещений. Для тех, кто увлекается видеоиграми, это может означать отдельный ноутбук для работы и один для игр.
  • Хронологическая или связанная со временем привязка: 30-дневное голодание из-за вашего зависимого поведения считается хронологической или связанной со временем привязкой. Это также может выглядеть как прерывистое голодание для тех, у кого есть пищевая зависимость, или ограничение времени в приложениях для социальных сетей.
  • Категорическая привязка: Это означает ограничение себя от определенных видов «веществ» — возможно, реалити-шоу засасывает вас не поддающимся контролю, но ситком можно потреблять в меру. Исключение реалити-шоу из вашей жизни было бы категорическим обязательством.

Ключевыми факторами долгосрочных изменений являются радикальная честность и общность.

Лембке говорит, что в своей работе по лечению наркоманов она видит наибольший успех в долгосрочном выздоровлении, когда люди не умеют лгать. Она объясняет, что хотя мы часто боимся быть радикально честными с другими, потому что думаем, что они сбегут, на самом деле происходит обратное: радикальная честность способствует близости. «А близость — невероятно ценный и мощный источник дофамина», — говорит она. «Мы знаем, что когда мы вступаем в близкие человеческие отношения, окситоцин связывает дофамин, высвобождая нейроны в пути вознаграждения, и высвобождается дофамин, и это действительно приятно».

Другой уровень включает в себя полную честность с самим собой. Лембке объясняет, что если мы будем рассказывать себе истории, которые не соответствуют действительности, мы будем повторять свои ошибки. Но если мы будем безжалостно честны в том, что мы несовершенны и как мы способствовали возникновению наших собственных проблем, мы можем работать над этими ошибками и по-другому ориентироваться в будущем.

«Выздоравливающие — современные пророки, — говорит Лембке. Чтобы поддерживать баланс и искренность, мы должны установить баланс между удовольствием и болью, что во времена изобилия и чрезмерного потребления означает намеренное избегание удовольствия и поиск той целенаправленной боли, которая поддерживает наше здоровье, например, физических упражнений или упражнений. противостоять некоторым соблазнам.

«Сделав это, — говорит Лембке, — мы перезапустим пути вознаграждения и в конечном итоге станем намного счастливее. Это просто, но нелегко, но это того стоит».

Элиза Ху также является ведущей подкаста TED Talks Daily.

Подкаст этой истории был подготовлен Одри Нгуен при инженерной поддержке Квеси Ли.

Мы будем рады услышать от вас. Если у вас есть хороший лайфхак, оставьте нам голосовое сообщение на номер 202-216-9823 или напишите нам по телефону [email protected] . Ваш совет может появиться в следующем эпизоде.

Если вам нравится Life Kit и вы хотите большего, подпишитесь на нашу рассылку новостей .

Путеводитель по роли дофамина в развитии зависимости

Вы, наверное, слышали о дофамине как о «химическом веществе удовольствия», связанном с зависимостью.

Подумайте о термине «прилив дофамина». Люди используют его, чтобы описать поток удовольствия, который приходит от совершения новой покупки или нахождения 20-долларовой банкноты на земле.

Но кое-что из того, что вы слышали, может оказаться скорее мифом, чем фактом.

Эксперты все еще изучают, как дофамин, нейротрансмиттер, действует в контексте зависимости. Многие считают, что это тренирует ваш мозг избегать неприятных переживаний и искать приятные.

Именно эта роль в усилении стремления вашего мозга к удовольствию заставила многих ассоциировать дофамин с зависимостью. Но это не так просто. Хотя дофамин действительно играет роль в развитии зависимости, эта роль сложна и до конца не изучена.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о мифах и фактах, связанных с ролью дофамина в развитии зависимости.

Существует распространенное заблуждение, что люди, испытывающие зависимость, на самом деле зависимы от дофамина, а не от наркотиков или определенных видов деятельности.

Опыт, который заставляет вас чувствовать себя хорошо, в том числе употребление наркотиков, активирует центр вознаграждения вашего мозга, который отвечает выбросом дофамина. Этот выпуск заставляет ваш мозг сосредоточить больше внимания на опыте. В результате у вас останутся сильные воспоминания об удовольствии, которое вы испытали.

Это сильное воспоминание может побудить вас приложить усилия, чтобы пережить его снова, приняв наркотики или ища определенные переживания. Но наркотик или деятельность по-прежнему являются основным источником такого поведения.

Хотя дофамин не является единственной причиной зависимости, считается, что его мотивационные свойства играют определенную роль в развитии зависимости.

Помните, что центр вознаграждения в вашем мозгу вырабатывает дофамин в ответ на приятные переживания. Эта часть вашего мозга также тесно связана с памятью и мотивацией.

Семена зависимости

Вообще говоря, когда вы испытываете положительные ощущения и дофамин высвобождается в проводящих путях центра вознаграждения, ваш мозг отмечает:

  • Что вызвало ощущение: Было ли это вещество? Поведение? Тип еды?
  • Любые сигналы из вашего окружения, которые могут помочь вам найти его снова. Вы испытывали это ночью? Что еще ты делал? Вы были с определенным человеком?

Когда вы подвергаетесь воздействию этих сигналов окружающей среды, вы начинаете чувствовать то же стремление искать такое же удовольствие. Это стремление может быть невероятно мощным, создавая побуждение, которое трудно контролировать.

Имейте в виду, что этот процесс не всегда связан с вредными веществами или действиями.

Хорошая еда, секс, создание произведений искусства и ряд других вещей могут вызывать аналогичные реакции в центре вознаграждения вашего мозга.

Люди иногда называют дофамин «химическим веществом удовольствия». Этот термин связан с ошибочным представлением о том, что дофамин непосредственно отвечает за чувство эйфории или удовольствия.

Дофамин способствует получению удовольствия. Но это не имеет ничего общего с 9Эксперты считают, что 0023 вызывает приятных ощущения.

Вместо этого он помогает усилить приятные ощущения и поведение, связывая вещи, которые доставляют вам удовольствие, с желанием повторить их снова. Эта связь является важным фактором в развитии зависимости.

Нейротрансмиттеры, которые вызывают чувство удовольствия или эйфории, включают:

  • серотонин
  • эндорфины
  • окситоцин

той же степени, к которой вы привыкли, даже если вы потребляете такое же количество препарата.

Если у вас развилась толерантность к веществу, вам нужно будет использовать его больше, чтобы почувствовать эффект, к которому вы привыкли. Дофамин играет роль в этом процессе.

Постоянное злоупотребление наркотиками в конечном итоге приводит к чрезмерной стимуляции в центре вознаграждения. Его пути перегружаются, и ему становится труднее справляться с высоким уровнем высвобождаемого дофамина.

Мозг пытается решить эту проблему двумя способами:

  • уменьшение выработки дофамина
  • уменьшение дофаминовых рецепторов

Любое изменение обычно приводит к уменьшению эффекта вещества из-за более слабой реакции центра вознаграждения мозга.

Все-таки тяга к употреблению осталась. Просто нужно больше наркотика, чтобы удовлетворить его.

Зависимость — это сложное расстройство головного мозга, не имеющее единой очевидной причины. Дофамин играет роль, но это всего лишь маленькая часть большой головоломки.

Эксперты считают, что целый ряд биологических факторов и факторов окружающей среды может значительно увеличить риск зависимости.

Некоторые из этих биологических факторов включают:

  • Гены. По данным Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками, от 40 до 60 процентов риска зависимости связаны с генетическими факторами.
  • История болезни. Наличие в анамнезе определенных заболеваний, особенно психических заболеваний, может увеличить риск.
  • Стадия развития. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, употребление наркотиков в подростковом возрасте увеличивает риск зависимости в будущем.

Факторы окружающей среды, особенно для детей и подростков, включают:

  • Домашняя жизнь. Жизнь с людьми, злоупотребляющими наркотиками, или рядом с ними может увеличить риск.
  • Социальные влияния. Наличие друзей, употребляющих наркотики, повышает вероятность того, что вы попробуете их и у вас может развиться зависимость.
  • Проблемы в школе. Наличие проблем в обществе или учебе может увеличить риск употребления наркотиков и, в конечном итоге, развития зависимости.

Это лишь некоторые из многих факторов, которые могут способствовать возникновению зависимости. Имейте в виду, что они не означают, что зависимость обязательно разовьется.

Если вы или кто-то из ваших близких страдает зависимостью, вам может быть оказана помощь.

Первый шаг к получению помощи — протянуть руку помощи. Вы можете поговорить со своим лечащим врачом о лечении зависимости или попросить направление к другому врачу.

Если вам неудобно поднимать этот вопрос, существует множество организаций, которые могут помочь, не требуя от вас посещения основного лечащего врача. Обратите внимание на следующее:

  • Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками предлагает ресурсы, которые помогут вам решить, готовы ли вы обратиться за помощью.
  • Администрация служб по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA) имеет адрес службы лечения и номера телефонов национальных линий помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *