Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Почему автор утверждает что права человека это естественное свойство личности: Тест по теме «Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ» с ответами | Тест по обществознанию (11 класс) на тему:

Содержание

Тест по теме «Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ» с ответами | Тест по обществознанию (11 класс) на тему:

Тест по теме «Права и обязанности человека и гражданина»

ПРАВА

1. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обращение в органы государственной власти

2) доступ к государственной службе

3) защита Отечества

4) участие в управлении делами государства

5) получение квалифицированной юридической помощи

6) проведение собраний, митингов и демонстрации, шествий и пикетирований

1,2,4,6

2. Найдите в списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода совести и вероисповедания

2) право на защиту чести и доброго имени

3) право на отдых

4) право на неприкосновенность жилища

5) свобода предпринимательской деятельности

6) свобода труда

3,5,6

3. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду

2,3,4

4. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность частной жизни

2) право на защиту деловой репутации

3) право на социальное обеспечение по возрасту

4) свобода мысли, слова

5) право на жилище

6) право на отдых

1,2,4

5. Что из приведённого ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на частную собственность

2) свобода предпринимательской деятельности

3) право на защиту чести и доброго имени

4) право на жизнь

5) свобода совести, мысли, слова

6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

1,2,6

6. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду

2,3,4

7. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность частной жизни

2) право на труд в нормальных условиях

3) право на тайну переписки, телефонных переговоров

4) свобода совести

5) свобода предпринимательской деятельности

6) право на отдых

1,3,4

8.  Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право обращаться в органы государственной власти

6) право участвовать в референдуме

1,5,6

ОБЯЗАННОСТИ

1. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защита Отечества

2) участие в управлении делами государства

3) выбор рода деятельности, профессии

4) трудоустройство совершеннолетних граждан

5) сохранение исторического и культурного наследия

6) уплата законно установленных налогов и сборов

1,5,6

2. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социальное обеспечение

2) участие в управлении делами государства

3) выбор рода деятельности и профессии

4) сохранение природы и окружающей среды

5) уплата законно установленных налогов и сборов

6) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

4,5,6

3. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение исторического и культурного наследия        

2) уплата законно установленных налогов и сборов

3) сохранение здоровья

4) обеспечение получения детьми основного общего образования

5) выбор рода деятельности и профессии

6) сохранение природы и окружающей среды

1,2,4,6

Другие примеры:

1. Установите соответствие между группами прав человека и гражданина, закреплёнными в Конституции РФ, и их составом:

СОСТАВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

А) право создавать союзы и объединения

Б) право на свободу совести

В) право на тайну переписки

Г) право на мирные собрания

Д) право на равенство перед законом и судом

1) гражданские

2) политические

А

Б

В

Г

Д

2

1

1

2

1

Ответ:

2.  Верны ли следующие суждения о правах гражданина?

А. Права гражданина принадлежат всем людям от рождения, даже не обладающим гражданством

Б. Права гражданина, являясь моральными и социальными категориями, не всегда выступают как категории юридические

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

«Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он не находился. права человека – это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина.

Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. права человека – это гуманизм современной эпохи…

  Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придаёт правам личности многогранность и многоплановость…

  Если отрицать «потенциальные возможности», заложенные в неотъемлемых правах человека, придётся отказаться от всяких попыток изменить существующее положение, преодолеть несправедливость и дискриминацию, законодательно закреплённые в обществе… (А.Д. Гусев. О правах человека и гражданина)

С1. На основании текста выделите основные признаки прав человека.

С2. Как, по мнению автора, соотносятся права человека и права гражданина?

С3. Почему автор утверждает, что права человека – это «естественное свойство личности»? Свой ответ аргументируйте. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три примера прав человека.

С4. В тексте говорится о различиях между правами человека и гражданина. Привлекая обществоведческие знания, сформулируйте два отличия прав гражданина от прав человека.

Ответы:

С1.

—  Носят всеобщий, универсальный характер,

— представляют собой неотъемлемое свойство личности

— носят этический характер

 — представляют собой духовно-нравственный идеал

— носят многогранный и многоплановый характер

С2. По нению автора, права человека составляют духовно-нравственную основу прав гражданина

С3. Автор утверждает, что права человека являются естественным свойством личности, потому что их нельзя передать другому человеку или государству. Если отнять у человека эти права, то человеческая личность просто исчезнет. В качестве примеров прав человека могут быть приведены право на жизнь, свободу, невмешательство в личную жизнь и т.д.

С4. Отличия прав гражданина от прав человека:

— принадлежат только гражданам государства, т.е. лицам, обладающим гражданством

— признаются государством и законодательно закреплены в нормативных правовых актах конкретной страны и т. д.

11 Кл. Практикум по т. «Отрасли права» (1 вариант)

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4. «Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право – часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт – это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе общеобразовательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. (…)

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации.

С тех пор как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. (…_)

Спору нет – «закон» и «право» — тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять»

С 1. Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?

С 2. Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.

С 3. Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса примеры государства с такими правовыми системами.

С 4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «закон» и «право». Какое из них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих обоснования

С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «дееспособность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения , содержащие информацию о дееспособности.

С 6. Приведите три примера деятельности адвокатуры по защите прав граждан

С 7. Лицо, впервые совершившее правонарушение небольшой тяжести, может быть освобождено от юридической ответственности и наказания, если оно примирилось с потерпевшим и возместило причиненный ему вред. Означает ли это, что в результате подобного акта совершенное деяние перестало быть противоправным и общественно опасным? Свой ответ аргументируйте.

Используя знания курса обществознания и учитывая содержание задания, назовите любые три основания освобождения от юридической ответственности и наказания

С 8. Изложите свои мысли(свою точку зрения, отношение) по поводу одной из поднятых в приведённых высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а так же факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьёв.)

2. «Право- это всё то, что истинно и справедливо» (В.Гюго.)

3. «Законы должны искоренять пороки и наслаждать добродетели.» (Цицерон)

4. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)

5. «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства» (Т. Гоббс)

6. «Правосудие есть основание всех общественных добродетелей.» (П.Гольбах)

7. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он- до времени -не превратился в ад» (В.Соловьёв)

8. «Ваш долг есть: сохранять законы, на лица сильных не взирать.» (Г.Державин)

9. «Хотите ли предупредить преступление? Сделайте, чтоб просвещение распространялось между людьми» (Екатерина II)

Практикум по т. «Отрасли права» (2 вариант)

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4. «Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он ни находился. Права человека – это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. (…)

Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал, Права человека – это гуманизм современной эпохи. (…)

Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придает правам личности многогранность и многоплановость. (…)

Если отрицать «потенциальные возможности» , заложенные в неотъемлемых правах человека, придется отказаться от всяких отказаться от всяких попыток изменить существующее положение, преодолеть несправедливость и дискриминацию, законодательно закрепленные в обществе»

С 1. На основании текста выделите основные признаки прав человека.

С 2. Как, по мнению автора, соотносятся права человека и права гражданина?

С 3. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите не менее трех примеров прав человека. Почему автор утверждает, что права человека – это «естественное свойство личности»? Свой ответ аргументируйте.

С 4. Автор признает различия между правами человека и гражданина. Однако их смешение, как показывает исторический опыт, чревато серьезными социально-политическими потрясениями для общества. Приведите соответствующие примеры.

С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «частное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения , содержащие информацию о частном праве.

С 6. Назовите два вида неимущественных отношений и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

С 7. Гражданин К. работая на заводе, совершил прогул без уважительной причины К какому виду юридической ответственности он будет привлечен? Свой ответ аргументируйте. Какие санкции используются в рамках данного вида ответственности? Какие структуры их накладывают.

С 8. Изложите свои мысли(свою точку зрения, отношение) по поводу одной из поднятых в приведённых высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы

для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а так же факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьёв.)

2. «Право- это всё то, что истинно и справедливо» (В.Гюго.)

3. «Законы должны искоренять пороки и наслаждать добродетели.» (Цицерон)

4. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)

5. «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства» (Т.Гоббс)

6. «Правосудие есть основание всех общественных добродетелей.» (П.Гольбах)

7. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он- до времени -не превратился в ад» (В.Соловьёв)

8. «Ваш долг есть: сохранять законы, на лица сильных не взирать. » (Г.Державин)

9. «Хотите ли предупредить преступление? Сделайте, чтоб просвещение распространялось между людьми» (Екатерина II).

естественных прав | Энциклопедия Первой поправки

Томас Гоббс (1588–1679) и Джон Локк (1632–1704) в Англии и Жан-Жак Руссо (1712–1778) во Франции (на фото вверху слева направо) были среди философов, разработавших теорию естественных прав, основанную о правах на жизнь, свободу и собственность (позже Джефферсон расширил их до «стремления к счастью»), которые люди имели бы в дополитическом «естественном состоянии». (Изображение, общественное достояние)

Концепция естественных прав занимает важное место в американской политической мысли, что отражено в Декларации независимости. В Декларации, главным автором которой является Томас Джефферсон, Второй Континентальный конгресс утвердил «самоочевидные» истины о том, что «все люди созданы равными» и имеют право на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Затем Декларация осуждает короля Георга III и парламент за отрицание таких прав человека.

Джефферсон оправдывает колониальную революцию из-за этого отказа в правах.

Ученые считают, что естественные права возникли из естественного права

Многие ученые считают, что идея естественных прав возникла из естественного права, теории, очевидной в философии средневекового католического философа св. Фомы Аквинского (ум. 1274). Считалось, что естественный закон воплощает в себе принципы правильного и неправильного, особенно в отношении отношений между людьми, которые могут быть установлены человеческим разумом, помимо божественного откровения. Однако философы редко были полностью согласны с содержанием таких законов. Например, они расходились во мнениях по поводу того, запрещает ли естественный закон человеческое рабство, как позже утверждали американские аболиционисты.

Идея естественных прав переместилась на притязания на права, которые индивидуумы могут предъявить государству государство. Среди философов, разработавших теорию естественных прав, основанную на правах на жизнь, свободу и собственности (позже Джефферсон расширил ее до «стремления к счастью»), которой люди обладали бы в дополитическом «естественном состоянии».

Некоторые из этих прав, особенно те, что касались отношения людей к их Творцу, были первостепенными и, говоря словами Декларации независимости, «неотъемлемыми».

Концепция естественных прав занимает важное место в американской политической мысли, что отражено в Декларации независимости. В Декларации, главным автором которой является Томас Джефферсон (на фото выше), Второй Континентальный конгресс утвердил «самоочевидные» истины о том, что «все люди созданы равными» и имеют право на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Затем Декларация осуждает короля Георга III и парламент за отрицание таких прав человека. Джефферсон оправдывает колониальную революцию из-за этого отказа в правах. (Изображение с Викисклада, общественное достояние)

Первая поправка касалась основных прав личности

Хотя Первая поправка изначально была третьей в списке первоначальных предложений в Билле о правах, которые Конгресс представил штатам на утверждение, это была первая поправка, касавшаяся личных прав. Почти все без исключения права, закрепленные в Первой поправке, считаются фундаментальными, поскольку они касаются вопросов совести, мыслей и самовыражения.

Положения о двух религиях предназначены для того, чтобы позволить людям следовать своей совести в вопросах веры и поклонения, которые, по мнению некоторых, могут определить вечную судьбу, что является основой для аргумента, который Джеймс Мэдисон привел в своем «Мемориале и Ремонстрации» и в Вирджинии. Статут религиозной свободы.

Положения, касающиеся выступлений, прессы, мирных собраний и петиций, предназначены для стимулирования дискуссий и дебатов о том, какая государственная политика подходит для республиканской или представительной формы правления, и, возможно, для содействия развитию личности человека. Возможно, в результате суды не спешили признавать права, связанные с коммерческой речью.

Некоторые положения Билля о правах созданы руками человека; другие являются естественными правами

Сомнительно, чтобы Джордж Мейсон и авторы положений Первой поправки утверждали, что они создали права, присущие этой поправке; более вероятно, что они восходят к современным документам, включая государственные законопроекты или декларации о правах. Действительно, первоначальная оппозиция федералистов Биллю о правах частично проистекала из убеждения, что такие права являются неотъемлемыми свободами, которые не нужно заявлять. Напротив, есть некоторые положения, такие как запрет Пятой поправки на двойное привлечение к ответственности или требование Шестой поправки о рассмотрении дела судом присяжных, которые явно представляют собой искусственные механизмы для обеспечения соблюдения фундаментальных принципов справедливости, а не морально предписанные права как таковые.

Естественные права Первой поправки приводят к «предпочтительному положению» доктрины

Права, закрепленные в документах, являются конституционными или гражданскими правами, которые служат для формирования ценностей, разделяемых людьми. В системе США физические лица могут подавать иски о таких правах в суды, которые имеют право обеспечивать их соблюдение. За возможным исключением равенства, которое позже было признано в пункте о равной защите Четырнадцатой поправки (1868 г. ), трудно определить какие-либо права за пределами Первой поправки, которые более тесно связаны с концепцией естественных прав; отсюда вытекают аргументы в пользу того, что эти права должны пользоваться «предпочтительным положением» и что они относительно абсолютны.

Воплощение таких прав в письменном тексте предназначено для того, чтобы исключить необходимость прибегать к внеюридическим средствам для обеспечения их защиты, но такие права, возможно, были бы законными моральными требованиями, даже если бы они не были воплощены в тексте конституции. Например, Верховный суд иногда принимал решения на основе не перечисленных общих моральных принципов или естественных прав, а не на основе конкретного конституционного положения. Некоторые считают, что современное право на неприкосновенность частной жизни является таким правом, созданным в судебном порядке.

Джон Вайл — профессор политологии и декан Колледжа с отличием Государственного университета Среднего Теннесси. Он является соредактором Энциклопедии Первой поправки . Эта статья была впервые опубликована в 2009 году.

Томас Джефферсон (Библиотека Конгресса)