Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Под термином распределение внимания следует понимать: Виды и свойства внимания

Содержание

Виды и свойства внимания

Информация о материале
Общая психология
Просмотров: 139653
  • Предыдущая статья Понятие о памяти (В. В. Богословский)
  • Следующая статья Внимание и его физиологические основы
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Виды внимания. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова «воля», а не «произвол».

Иначе говоря, различают неволевое и волевое внимание. Непроизвольное внимание в его своеобразных формах свойст­венно и животным.  Произвольное внимание — специфически человеческая форма внимания, исторически оно возникло в трудовой деятельности человека.

 

К. Маркс писал: «Кроме напря­жения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании…» ‘

Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий, назы­вают непроизвольным.

Когда ученик слушает интересный рассказ, смотрит захваты­вающий его кинофильм, читает занимательную книгу, у него возникает сосредоточенное, устойчивое внимание — ему для этого не надо ставить перед собой специальную цель и заставлять се­бя усилием воли быть внимательным.

—————

1 Маркс К. Капитал. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 189.

Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин — особенностей действующих на нас раздражи­телей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направ­ленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие.

1. Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Вспом­ним, например, сцену пз кинофильма «Чапаев», когда ординарец Петька, желая привлечь внимание шумной толпы отдыхающих красноармейцев и понимая, что в общем шуме словесной призыв его не будет услышан, неожиданно для всех стреляет в воздух. Все непроизвольно затихли и повернулись к Петьке. Причем значение имеет не только абсолютная, во и относительная сила раздражителя (в полной тишине и легкий шорох привлечет вни­мание, в абсолютной темноте и огонек спички будет заметен).

2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Не­обычная легковая машина новой марки, новые наглядные пособия, которых учащиеся еще не видели, невольно привлекут внимание школьников. Советские люди, посетившие ботанический сад в Индии, рассказывали, что среди богатых цветов ботанического сада их особое внимание привлекла наша ромашка. Среди малень­ких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т. д.

3. Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прек­ращение действия раздражителя. Поэтому, например, маяки дела­ют мерцающими, рекламу «прыгающей». Привлечь внимание уче­ников учитель может не только резким повышением голоса, но и внезапной паузой: если учитель неожиданно замолчит, это невольно привлечет внимание школьников.

Как указывалось выше, непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями; интересами. Вот пример непроизвольного внимания (из наблюдений учителя):

«Это было 12 апреля 1061 г. В классе стояла рабочая тишина. В коридоре раздался крик: «Человел в космосе!» Работа прекра­тилась, ученики закричали, вскочили с мест. Включили репродуктор. Передавали сообщение ТАСС. Класс замер, ребята как бы застыли, и глаза их были устремлены к репродуктору». Внимание к сообщению о полете космонавта возникло у ребят непроизволь­но и сохранялось без всякого напряжения с их стороны.

Интересами определяется и то обстоятельство, что одип че­ловек не заметит красочной афиши, извещающей о предстоящем футбольном матче, но обратит внимание на скромное объявление о концерте, другой — наоборот. Большую роль в стимуляции не­произвольного внимания школьников играют интересы. У школь­ника проявились большой интерес и любовь к животным. У него возникает потребность удовлетворить этот интерес в деятельности с животными и желание больше знать о жизни животных.

Поэтому у школьника возникло обостренное внимание ко всему, что связано с животным миром. С развитием интереса создается устойчивое внимание: школьник долго может стоять и наблюдать за жизнью, повадками животных. Он с увлечением читает книги о животных, он добился того, что стал активно участвовать в работе кружка при зоопарке, а летом помогать в работе на колхозной ферме.

Большое значение имеет и соответствие раздражителя внутрен­нему состоянию человека, его потребностям. Проголодавшийся человек невольно обратит внимание на запах пищи; плеск воды привлечет внимание человека, испытывающего жажду.

Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилии, называют произвольным или преднамеренным. В этом случае участок с оптимальной возбудимостью поддерживается сигналами, идущи­ми от второй сигнальной системы. Указания со стороны, собст­венная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо де­лать человеку, представляет для него непосредственный интерес.

И в процессе учебной деятельности школьнику требуется произ­вольное внимание, ясная постановка цели. организованность, со­хранение и поддержание внимания в ходе всей работы.

Поддержание устойчивого произвольного внимания у уча­щихся зависит от ряда условий.

1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной дея­тельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения. Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности.

2. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой дея­тельности. Одно дело, если учитель ставит перед учеником самую общую и неопределенную задачу — слушать ответ вызванного к доске товарища. Совсем другое дело, если учитель ставит кон­кретную задачу — следить, как отвечает урок вызванный ученик, фиксировать его ошибки и готовиться исправить их. В этом слу­чае школьник внимательно относится к ответу товарища, необ­ходимость быть внимательным вполне осознана.

3. Привычные условия работы. Если школьник готовит урони в строго определенное время и на постоянном, привычном месте, если его рабочее место и учебные принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы хорошо организован, то уже одно это создает установку на произвольное внимание.

4. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность, которую выполняет ученик, может и не вызывать у него непос­редственного интереса, но у школьника существует устойчивый интерес к результату деятельности. Па этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели. Ежедневные однообразные и утомительные упражнения в фигурном катании вызывают интерес у школьника, по скольку он осознает их роль в достижении заветной цели стать перворазрядником по фигурному катанию.

5. Создание благоприятных условий для деятельности, т. с исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). Многие учащиеся вообще могут поддерживать произвольное внимание только в спокойной обстановке, тишине. Но если даже ученик и привык работать в небла­гоприятной обстановке, при наличии помех, то, как показывают специально организованные опыты, он при этом гораздо быстрее утомляется, затрачивает гораздо больше сил и времени, значитель­но снижается качество (возрастает число ошибок, поправок) и количество (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы учащегося.

Сами учащиеся (особенно младшего школьного возраста) час­то не осознают отрицательного влияния некоторых раздражителей на учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что вниматель­но занимаются и им не мешает радио или телевизор. На самом же деле особенно сильным раздражителем, отвлекающим внима­ние учащихся при подготовке домашних заданий, являются как раз телепередачи. Поэтому надо соблюдать правило: пока школь­ник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен.

Наблюдения и специальные исследования убеждают, что сла­бые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который доносится в комнату, шо­рохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже усиливают его. Еще великий русский физиолог И. М. Сеченов пришел к выводу, что абсолютная, «мертвая» тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно.

Сеченов приводил пример: в одной крупной библиотеке создали комнаты для научной работы. В ком­наты не проникали никакие посторонние звуки извне, а звуки, возникающие в самой комнате, поглощались. Стояла абсолютная тишина. В этих комнатах никто продуктивно работать не мог — постепенно у людей возникало сонливое состояние.

Экспериментально показано, что дети, обучающиеся в классе с совершенно гладкими белыми стенами, без каких-либо рисун­ков и украшений, с матовыми стеклами в окнах усваивают пред­мет хуже, чем школьники, размещенные в классной комнате с окрашенными стенами, картинами, рисунками и таблицами на стенах, цветами на подоконниках и приятным видом за окнами;

Помимо произвольного и непроизвольного внимания, выделяют еще один вид внимания — послепроизволъное внимание. После-произвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.

Вот третьеклассник пишет домашнее сочинение о том, как он провел лето. Сначала работа его совсем не увлекает. Он берется за нее неохотно, то и дело отрывается, делает большие усилия, чтобы заставить себя работать, наконец сосредоточивается (произ­вольное внимание). Но постепенно ученик увлекся, пишет уже охотно, не рассеиваясь. Картины летнего отдыха, приключений, событий встают перед его глазами. Тут и купание, и рыбалка, и походы в лес за грибами, и веселые игры. Школьник, захва­ченный воспоминаниями, торопится отразить их в сочинении. Произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание, как видно из приведенного примера, совме­щает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания, тесно связанные между собой.

Охарактеризовать внимание человека сло­вами «хорошее» или «плохое» нельзя. Такая характеристика бу­дет слишком неопределенной, так как существуют различные проявления, качества или, как говорят, свойства внимания. Поэ­тому и характеризовать внимание человека можно и нужно с разных сторон.

Прежде всего внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряженно, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удается отвлечься от посторонних раздражи­телей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внима­ния. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты — насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответ­ственно различают такие два свойства внимания, как его объем и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко вни­мание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

Итак, различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Разумеется, перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность внимания это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Физиологическое объяснение сосредоточенности вни­мания — это сила очага оптимального возбуждения и соответст­венно сила индуцированного им тормозного поля. Сосредоточен­ность внимания обычно связана с глубоким, действенным инте­ресом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Ученик мастерит модель. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного вни­мания.

Устойчивость внимания это длитель­ное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг опти­мального возбуждения достаточно устой­чив (или колеблется в пределах только тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность). Возника­ет вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте? Все зависит от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль иг­рает при этом человек. На неподвижном, неизменяющемся объек­те пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после. чего начинает отвлекаться. Рассмотрите рисунок.

Что изображено на рисунке? На нем изображена усеченная пирамида, но мы видим ее то обращенной вершиной к нам, то уходящей   вглубь.   Такие   двойственные   изображения объясняются периодическими колебаниями внимания.

Если человек активно действует с объектом (например, не просто пассивно смотрит в одну точку географической карты, а изучает рельеф и ландшафт какого-либо района по карте), то устойчивое внимание может сохраняться 15—20 минут. Дальше могут следовать кратковременные отвлечения (на несколько се­кунд), дающие возможность маленького перерыва в сосредоточен­ности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 и более минут. Чем младше школьник и чем труднее учебный материал, тем чаще должны быть кратковременные перерывы. Но злоупотреб­лять ими не следует, так как при частых -и длительных перерывах все- труднее и труднее будет вновь втягиваться в работу.

Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообраз­ной практической деятельности с предметом, в активной умствен­ной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положи­тельные эмоции: у школьников возникает чувство удовлетворения, радости, появляется желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание. Эту закономерность необхо­димо учитывать при проведении урока.

Состояние противоположное устойчивому вниманию,— частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельно­сти на посторонние объекты — называют неустойчивостью внима­ния. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, а также от неинтересной и никому не нуж­ной работы, механической деятельности. Например, ученик по­лучает задание сделать однотипные примеры по математике или такие же упражнения по русскому языку. Ученик делает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше, когда он уже хорошо усвоил материал, работа теряет для него всякий интерес, и он работает механически, устойчивость внима­ния сильно страдает.

Объем внимания это количество объектов, которые вос­принимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охва­тываются вниманием одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Для определения объема внимания пользуются специальными приборами — тахистоскопа­ми (от греческих слов «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю) которые дают возможность показать человеку несколько объектов (букв, геометрических фигур, знаков) на 0,1 секунды (чтобы внимание не успело переключиться с одного объекта на другой). На рис. 15 изображен бук­венный тахистоскоп.

Опыты показали, что объем вни­мания взрослого человека —от 4 до 6 объектов, школьника (в зависимо­сти от возраста) — от 2 до 5 объек­тов. Это при условии, что показывают отдельные, не связанные между собой буквы. Если же в тахистоскопе показывать короткие слова, то для грамотного человека объектом внимания будет уже не буква, а целое слово (он схватывает слова, а не отдельные буквы). Формально объем внимания останется тем же (4—6 объектов), но букв человек воспри­мет уже не 4—6, а до 16, т. с прак­тически объем внимания увеличит­ся. Отсюда видно, как важно уметь объединять предметы в одно целое. воспринимать их целыми комплексами. Именно поэтому объем внимания ученика, начинающего читать, очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта у ребенка увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Увеличение объема внимания с физиологической точки зрения есть расширение участка с оптимальной возбуди­мостью, сужение объема внимания связано с концентрацией участка с оптимальной возбудимостью.

Распределение внимания это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности.

Распределять внимание необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют непременного распре­деления внимания (шофер, летчик, дирижер). Умение распре­делять внимание совершенно необходимо учителю. Он должен постоянно держать в поле внимания весь класс и каждого учени­ка в отдельности, следить за их поведением и учебной деятель­ностью в классе и в то же время объяснять новый материал. Распределение внимания требуется и ученику во время учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать и одновременно записывать. Умение слушать и понимать лекцию и одновременно записывать ее совершенно необходимо учащемуся, студенту.

При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятель­ности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относи­тельно малую часть внимания, она находится не в центре вни­мания, а на его периферии.

Физиологи распределение внимания объясняют тем, что при­вычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, как указывал И. П. Павлов, участками коры, нахо­дящимися в известкой степени торможения.

При действии, требующем большого и полного сосредоточе­ния, другие действия обычно невозможны. Проводили такой опыт. Нетренированному человеку предлагали идти по гимна­стическому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одно­временно решать простую арифметическую задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу. Однако опытная гимнастка — мастер спорта — свободно выполнит такое задание.

Младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но постепенно надо приучать школьника к распределению своего внимания, ставить его в такие условия, где это делать необхо­димо.

Переключение внимания это перемещение внимания с одно­го объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь, как мы уже отмечали, объем внимания человека не очень велик. И только способность переключать внимание дает ему возможность позна­вать окружающий мир во всем его многообразии. На пульте управления атомным ледоколом «Ленин» находится более 250 приборов и сигнализаторов. Как же должна быть развита у де­журного на пульте способность к переключению внимания!

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом. О человеке со слабой способностью к переключению внимания говорят, что у него «жесткое», «липкое» внимание.

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов, т. е. в конце концов от типа нервной системы.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Потому же не рекомендуется без особой нужды часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у школьников трудности и требует большой пере­стройки характера деятельности. Однако при утомлении и одно­образной работе переключение внимания полезно и необходимо.

Остановимся на таком распространенном недостатке внимания, который называют рассеянностью. Собственно говоря, рассеян­ностью называют совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные недостатки внимания.

Первый вид рассеянности — это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная дея­тельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание. Таким был, например, Хлестаков, герой пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Рассеянность этого типа у школьников проявляется в отвле­чении внимания ученика на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к занятиям в классе. Поэто­му младший школьник допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания слов, путает знаки при решении примеров. У учащегося среднего и старшего школьного возраста подобная рассеянность приводит к серьезным пробелам в знаниях, к поверхностному и неглубоко­му познанию, несерьезному отношению к своим обязанностям.

Подобная рассеянность — результат плохого воспитания. Ребе­нок не приучается к сосредоточенной работе, часто и сами взрослые отвлекают его во время приготовления домашних зада­ний. Многократное повторение подобного состояния становится привычным. Такая рассеянность может быть и временным состоя­нием. Ее вызывает утомление, плохое самочувствие, значительные отвлекающие раздражители. Если эти временные состояния систе­матически повторяются, они также станут привычными. Рассеян­ность может быть и следствием отсутствия каких-либо интересов у школьника. Наконец, она может вызываться и запущенностью учебных занятий, когда ученик попросту не понимает того, что объясняет учитель, и теряет всякий интерес к уроку.

Преодоление рассеянности учащихся требует настойчивости и терпения, долгой работы. Рассеянным учащимся надо создавать такие условия, где бы они могли работать не отвлекаясь, и вы­рабатывать у них привычку не отвлекаться. Очень важно повсед­невно контролировать работу ребенка и постепенно приучать его к самоконтролю, причем приучать контролировать не только ре­зультаты работы, но и осуществлять контроль за работой в процес­се ее выполнения. Важно постараться заинтересовать школьника учебной работой — это может явиться первым шагом в преодоле­нии рассеянности.

Второй вид рассеянности — следствие чрезмерной сосредото­ченности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ни­чего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности наблюдается у людей, увлечен­ных работой, охваченных сильными переживаниями, — у ученых, творческих работников в области искусства.

Как мы видим, указанные два вида рассеянности действитель­но противоположны по своей природе. Первый вид рассеянности есть слабость произвольного внимания, неумение сосредоточиться. Второй вид — чрезмерно сильное внимание и сильнейшее сосре­доточение. В первом случае в коре отсутствует сильный и стойкий очаг оптимального возбуждения, во втором случае имеется очень сильный и стойкий очаг.

Возникает вопрос: почему же столь концентрированное, со­средоточенное и устойчивое внимание считают недостатком? Ведь оно важное условие творческой, продуктивной работы. Все дело в том, что чрезмерная сосредоточенность часто приводит в жизни к серьезным последствиям — наблюдались случаи, когда погру­женные в свои мысли рассеянные люди, ничего не замечая вокруг, получали травмы на улице, принимали не то лекарство, уходя, забывали выключить газ или запереть дверь. Один из ученых, в рассеянности заперев дверь, ключ бросил в урну, а горящий окурок засунул в карман и пришел в себя, когда от его костюма повалил дым.

Разумеется, у школьников второй вид рассеянности проявля­ется несколько в иной форме. Например, когда младший школь­ник или подросток пишет сочинение, он часто весь поглощен его содержанием и не замечает грамматических ошибок. Когда же он сосредоточен на том, чтобы ни в коем случае не сделать ошибок, содержание сочинения бывает бледным и невыразитель­ным. На уроках труда наблюдались случаи, когда чрезмерно увлеченный процессом строгания или опиловки металла школь­ник, вдруг придя в себя, обнаруживал с удивлением, что он почти всю заготовку превратил в стружку или опилки.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.
— М.: Просвещение, 1980. — 352 с. С. 91-101.

  • Предыдущая статья Понятие о памяти (В. В. Богословский)
  • Следующая статья Внимание и его физиологические основы

Внимание и правила наблюдательности: как видеть больше

Содержание
  1. Что такое внимание?
  2. Особенности внимания
  3. Как стать внимательнее?
  4. Упражнения на внимание
    1. Детская игра «Найди лишнее»
    2. Таблица Шульте
    3. Назови цвет
    4. Корректурная проба
  5. Самопроверка

Что такое внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность нашего сознания на какие-либо объекты и явления в мире, которые в данный момент являются для нас ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, подразумевающее под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.

Особенности внимания

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:

  • Объем – выражается в том количестве объектов, которые мы можем воспринимать одновременно. Он зависит от генетических факторов, потенциала кратковременной памяти, имеющегося опыта, профессиональных умений, целей и нюансов воспринимаемых объектов.
  • Концентрация – степень сосредоточенности психики на объекте. В процессе концентрации создается временный фокус нашего сознания на каком-либо объекте или действии. Чем меньше объем воспринимаемых объектов, тем выше концентрация.
  • Распределяемость – способность человека к одновременному выполнению ряда действий, одновременному наблюдению за несколькими объектами или явлениями. Распределение внимания обусловлено тем, что головной мозг может оптимально распределять возбудимость по участкам коры. Это и обеспечивает возможность управлять несколькими процессами одновременно.
  • Устойчивость – длительность направления внимания. Она зависит от типа нервной системы, мотивации и темперамента. Противоположное ей свойство – отвлекаемость.
  • Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать прич=-иной непроизвольного отвлечения.
  • Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.

Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что развитие внимания (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.

Сконцентрировать внимание на чем-то, замечать детали и «складывать» их в логическую цепочку, действуя при этом быстро и безошибочно, некоторым людям удается без труда. Это говорит о том, что внимательность — такое качество, которое у разных людей проявляется по разному. При этом практика показывает, что внимание, внимательность могут быть значительно улучшены с помощью тренировки.

Вспомним, что внимание может быть произвольным, непроизвольным, послепроизвольным. Например, человек не умеет читать, но заметил вывеску, буквы, которые бросаются в глаза. Это внимание непроизвольное. Чтобы учиться читать, потребуется усилие, работа памяти — произвольное внимание. Говоря о том, что внимание можно тренировать, мы имеем ввиду произвольное внимание.

Больше о видах внимания можно прочитать здесь:

К сожалению, фиксировать абсолютно всё в принципе невозможно — у мозга в буквальном смысле будет перегрузка от такого объема информации. Изначально вся поступающая в мозг информация проходит жесткий фильтр, и то, что мозг считает незначительным, отбрасывается. Следствием этого процесса становится то, что вы не чувствуете часы или браслет на руке, если долго их носите (и этим опять же пользуются карманники). Важно вмешаться в этот процесс и самому, сознательно выбирать то, на чем сконцентрироваться. Этому навыку необходимо учиться, однако с течением времени данный процесс — хотя бы в некоторой своей части — будет даваться все легче и легче и позволить вам повысить более внимательным и стать наблюдательным.

К сожалению, как все навыки в нашей жизни, внимание требует комплексного подхода и начать стоит с наиболее важных советов, которые помогают хорошо работать не только вниманию, но и всем познавательным процессам.

  1. Первый совет прост и незамысловат: разнообразное питание, насыщенное микроэлементами и достаточный здоровый сон. Ждать внимательности от уставшего человека, страдающего от недостатка витаминов или чувства голода, невозможно. Недосыпание сказывается на внимательности — это общеизвестный факт.
  2. Поспешность и торопливость — враги внимательности. Если вы хотите развивать внимание, особенно к внутренним процессам, то первое с чем придется расстаться – поспешность. Необязательно скрупулезно и дотошно планировать все задачи. Но набросать краткий план в голове – это простой, но действенный вариант. Всем известно, что рассеянность и невнимательность проявляются наиболее ярко, когда человек действует впопыхах. Здесь важно еще и то, что если мы не будем торопиться, у нас будет время остановиться на всех мелочах, проанализировать их. Ведь, как правило, невнимательность проявляется именно в них – мы упускаем какие-то важные детали.
  3. Мотивация очень важна для тренировки внимания. Устойчивость внимания также зависит от мотивации. Понимание своей мотивации для выполнения той или иной задачи дают шанс улучшить внимательность.
  4. Не стоит заниматься несколькими делами одновременно. Некоторые люди думают, что делая все сразу, они действуют продуктивнее. Многозадачность – это миф, существует лишь хорошая переключаемость внимания, поэтому, как правило, среднестатистическому человеку лучше делать дела по очереди.
  5. Тренировка памяти — еще один важный момент. Можно заметить какую-либо вещь — и забыть ее через секунду. Чтобы тренировать память, можно прибегнуть к различным упражнениям, от игры в «Мемо» до наблюдений за прохожими.

 

Упражнения на внимание

Детская игра «Найди лишнее»

Самый лучший способ тренировки внимания у детей – это игровой. Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

“Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны”

А можно такой вариант:

“Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи”

Таблица Шульте

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Причем искать можно как в обычном порядке, так и в обратном (более сложный вариант). Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Назови цвет

Перед вами лист со словами, написанными разным цветом. Быстро постарайтесь назвать цвет, которым написаны слова. Не читайте слова, только называйте цвет. Вначале это упражнение очень трудно выполнить, так как  за восприятие текста и цвета отвечают разные части головного мозга. Это упражнение помогает устанавливать новые связи между полушариями, помогает мозгу работать более эффективно и отлично тренирует концентрацию и переключаемость внимания.

Корректурная проба

Существует множество задач на корректурные пробы, этим они и хороши – вы в любой момент может найти что-то новое.

Внизу на картинке изображены фигуры 3-4 видов. Всего 10 рядов по 10 фигур в каждом ряду. Можно попробовать один из таких вариантов выполнения этого задания:

Внимание: определение, типы и теории, психология

Как следует из названия, внимание относится к сосредоточению внимания на чем-либо или наблюдению за ним. Несмотря на простое название, реальный процесс далеко не прост. В психологических исследованиях выявлено множество факторов, влияющих на внимание. Знаете ли вы, что если у вас много мыслей, то вы с меньшей вероятностью сможете что-то уделить внимание, или если вы не прилагаете сознательных усилий для запоминания информации, вы, скорее всего, забудете ее?

  • Сначала мы рассмотрим определение внимания в психологии.
  • Затем в объяснении будет рассмотрено восприятие и внимание в когнитивной психологии.
  • Далее будут рассмотрены виды внимания в психологии.
  • После этого будут обсуждаться факторы, влияющие на внимание в психологии.
  • Наконец, будут представлены теории внимания в психологии.

Внимание Определение: Психология

Внимание — это целая область теории и исследований в области когнитивной психологии.

Внимание — это когнитивный процесс, включающий наблюдение или осознание чего-либо; это не должно быть в вашем периферийном поле зрения.

Например, когда мы пытаемся вспомнить воспоминания, мы должны обратить на них внимание, чтобы перенести их из хранилища долговременной в краткосрочную память. Теперь мы на самом деле не видим память, а вместо этого фокусируемся на ней.

Мозг получает огромное количество информации; у него ограниченные ресурсы, поэтому он не может обрабатывать все, что мы видим. Здесь вступает в действие процесс внимания.

Процесс внимания можно сравнить с аналогом фильтра. Во время процесса он фильтрует стимулы, которые мы определяем как важные, например. когда мы сосредотачиваемся на нем и игнорируем не относящиеся к делу стимулы.

Восприятие и внимание в когнитивной психологии

Восприятие и внимание находятся во взаимозависимых отношениях в отношении внимания к стимулам.

Восприятие – это способность наблюдать и осознавать стимулы в окружающей среде, такие как объекты, люди или события. Восприятие не ограничивается тем, что мы видим; это также связано с другими нашими чувствами, т. е. то, что мы слышим, осязаем, обоняем и пробуем на вкус.

Когнитивная психология приложила огромные усилия для объяснения связи между вниманием и восприятием.

Исследования показали, что когда мы что-то воспринимаем, мы должны обратить на это внимание, и тогда мы можем сохранить эту информацию как долговременную память. И когда мы сосредотачиваемся на чем-то, мы можем воспринимать больше деталей.

Это подчеркивает взаимозависимую связь между двумя когнитивными процессами.

Исследования в области когнитивной психологии показали, что, когда мы обращаем внимание на информацию, можно наблюдать различные вещи, например:

  • Во время концентрации внимания можно наблюдать активацию лобной доли (передней части мозга).
  • Тело может находиться в состоянии возбуждения. Общий адаптационный синдром Селеника гласит, что тело автоматически реагирует на стрессоры (возбуждение), заставляя людей концентрироваться или становиться сверхбдительными. Эти симптомы являются формами внимания.
  • Характеристики внимания могут различаться в зависимости от типа внимания.

Характерной чертой устойчивого внимания является интенсивная концентрация. С другой стороны, избирательное внимание характеризуется способностью фиксироваться на чем-либо, игнорируя фоновый шум.

Типы внимания в психологии

Хотя внимание представляет собой единый когнитивный процесс, психологи обнаружили, что люди обращают внимание на разные виды.

Различают следующие типы внимания:

  1. Сфокусированное внимание относится к сосредоточению внимания на одном стимуле.
  2. Избирательное внимание относится к обращению внимания на один стимул, даже если есть отвлекающие факторы.
  3. Постоянное внимание относится к концентрации внимания на стимуле в течение длительного периода времени.
  4. Распределенное внимание относится к вниманию, направленному более чем на один стимул одновременно.
  5. Перемежающееся внимание возникает, когда внимание переключается между различными стимулами.

Таким образом, ваше внимание при подготовке к экзамену (устойчивое внимание) отличается от того, которое вы используете при просмотре игры в регби (распределенное внимание).

Факторы, влияющие на внимание в психологии

Тип доступного внимания зависит от определенных факторов. Факторами, влияющими на внимание в психологии, являются наличие отвлекающих факторов, таких как фоновый шум.

Наша способность концентрировать внимание может различаться в зависимости от контекста этих отвлекающих факторов и стимулов, на которые мы обращаем внимание. Если что-то особенно важно для вас (например, если у вас хорошая память или личный интерес), вы можете быть более склонны обращать на это внимание, и это может повлиять на вашу способность концентрировать внимание.

Это также верно, если у вас мало интереса или нет личного отношения к теме. В этом случае вам, возможно, придется приложить больше усилий, чтобы уделить внимание теме (произвольное внимание), особенно если стимул требует активного участия, как при чтении.

Другие формы удержания внимания могут быть более непроизвольными. Ваше внимание может быть привлечено, если что-то особенно бросается в глаза или вызывает стресс (например, если вы находитесь в опасной ситуации).

Примеры различных форм внимания: непринужденное, непроизвольное, сфокусированное, пространственное и т. д.

Рис. 1. Изображение школьника, занимающегося сосредоточенным вниманием.

Теории внимания в психологии

Основными теориями, способствующими нашим знаниям о внимании в психологии, являются слуховое избирательное внимание и зрительное невнимание. Слуховое внимание было исследовано и теоретизировано Черри и Морреем в 1959 . Теория зрительного невнимания была исследована Simon and Chabris (1999) .

Слуховое избирательное внимание

Черри разработал теорию слухового избирательного внимания в 1959 году. В этом исследовании Черри (1959) использовал исследовательские методы дихотического затенения. Черри предложил «эффект вечеринки с коктейлем», чтобы объяснить, как может измениться избирательное внимание.

Эта теория объясняет пример слухового внимания в контексте вечеринки.

Когда кто-то разговаривает со своими друзьями, он обращает внимание на этот разговор. Однако, если они вдруг услышат, как их зовут с противоположной стороны комнаты. Внимание человека будет сосредоточено на человеке, который назвал его имя, а не на разговоре.

Избирательное слуховое внимание — это способность сосредотачиваться на звуковом стимуле, который интересует человека, игнорируя при этом другие.

Следуя этим результатам, Морей (1959) провел три эксперимента, чтобы подтвердить выводы Черри. Он попытался сделать это с помощью эмпирических методов. Его исследование также предоставило доказательства того, как работает эффект коктейльной вечеринки.

Например, Морей обнаружил, что участники лучше слышали «отклоненное» сообщение, когда они слышали аффективные сигналы, а не неаффективные. Это открытие предполагает, что люди могут переключать свое внимание, и это может происходить даже тогда, когда они зациклены на стимуле, потому что услышали что-то связанное с ним.

Зрительное невнимание

Похоже, мы обращаем внимание на визуальные стимулы иначе, чем на слуховую информацию. Саймон и Чабрис (1999) отметили это при исследовании преднамеренной слепоты.

Слепота по невнимательности означает, что человек не замечает очевидного стимула. Согласно этой теории, мы пропускаем информацию, потому что люди заняты другими раздражителями.

Зрительная невнимательность, как и слуховое внимание, возникает, когда человек не видит что-то очевидное.

В ходе исследования участников просили сосредоточиться на задаче. Исследователи сказали участникам, что они будут проверены после того, как видео закончится, чтобы убедиться, что они зациклились на задаче.

Целью исследования было выяснить, восприняли ли участники неожиданное событие. Неожиданным событием стала женщина с зонтиком или женщина в костюме гориллы.

Исследование показало, что люди чаще замечают вещи:

  • Когда они сосредоточены на простой задаче, а не на сложной.
  • Ясно видны раздражители, на которые они не обращают внимания.
  • Когда стимулы имеют сходные с ними физические характеристики.

Подобно открытиям Черри и Морей, невнимательность можно преодолеть, если стимулы, на которые они не обращают внимания, связаны с человеком.

Внимание – основные выводы

  • Под вниманием в психологии понимается когнитивный процесс, который включает в себя наблюдение или осознание чего-либо.
  • Вот некоторые примеры типов внимания в психологии: сфокусированное, избирательное, устойчивое, разделенное и чередующееся внимание.
  • В психологических исследованиях было отмечено несколько факторов, влияющих на внимание, таких как концентрация, количество присутствующих стимулов или наличие отвлекающих факторов.
  • Восприятие и внимание в когнитивной психологии предполагают, что эти два когнитивных процесса имеют взаимозависимые отношения.
  • В психологии существуют две основные теории внимания: слуховое избирательное внимание (эффект коктейльной вечеринки) и зрительная невнимательность (преднамеренная слепота).

Маркетинг в бизнесе: объяснение стратегий и типов

Что такое маркетинг?

Маркетинг относится к деятельности, которую компания предпринимает для продвижения покупки или продажи продукта или услуги. Маркетинг включает в себя рекламу, продажу и доставку продуктов потребителям или другим предприятиям. Некоторый маркетинг осуществляется филиалами от имени компании.

Профессионалы, работающие в отделах маркетинга и продвижения корпорации, стремятся привлечь внимание ключевых потенциальных аудиторий с помощью рекламы. Рекламные акции ориентированы на определенную аудиторию и могут включать одобрение знаменитостей, броские фразы или слоганы, запоминающуюся упаковку или графический дизайн и общее освещение в СМИ.

Key Takeaways

  • Маркетинг относится ко всем действиям, которые компания осуществляет для продвижения и продажи товаров или услуг потребителям.
  • В маркетинге используется «маркетинговый комплекс», также известный как «четыре P»: продукт, цена, место и продвижение.
  • Раньше маркетинг основывался на традиционных методах маркетинга, включая телевидение, радио, почту и сарафанное радио.
  • Хотя традиционный маркетинг по-прежнему преобладает, цифровой маркетинг теперь позволяет компаниям использовать стратегии электронной почты, социальных сетей, партнерских программ и контент-маркетинга.
  • В своей основе маркетинг стремится взять продукт или услугу, определить их идеальных клиентов и привлечь внимание клиентов к доступному продукту или услуге.

Понимание маркетинга

Маркетинг как дисциплина включает в себя все действия, предпринимаемые компанией для привлечения клиентов и поддержания отношений с ними. Общение с потенциальными или бывшими клиентами также является частью работы и может включать в себя написание благодарственных писем, игру в гольф с потенциальными клиентами, быстрый ответ на звонки и электронные письма, а также встречи с клиентами за чашкой кофе или обедом.

На самом базовом уровне маркетинг стремится сопоставить продукты и услуги компании с клиентами, которые хотят получить доступ к этим продуктам. Соответствие продуктов клиентам в конечном итоге обеспечивает прибыльность.

Четыре компонента маркетинга

Продукт, цена, место и реклама — четыре составляющих маркетинга. Четыре «П» в совокупности составляют необходимое сочетание, необходимое компании для продвижения продукта или услуги. Нил Борден популяризировал идею маркетингового комплекса и концепцию «Четырех P» в XIX веке. 50-е годы.

Изображение Сабрины Цзян © Investopedia 2020

Продукт

Продукт относится к предмету или предметам, которые бизнес планирует предложить клиентам. Продукт должен стремиться восполнить отсутствие на рынке или удовлетворить потребительский спрос на большее количество уже имеющегося продукта. Прежде чем они смогут подготовить соответствующую кампанию, маркетологи должны понять, какой продукт продается, чем он отличается от своих конкурентов, может ли этот продукт также сочетаться с вторичным продуктом или линейкой продуктов и есть ли на рынке товары-заменители. .

Цена

Цена указывает на то, за сколько компания будет продавать продукт. При установлении цены компании должны учитывать себестоимость единицы продукции, затраты на маркетинг и расходы на распространение. Компании также должны учитывать цену конкурирующих продуктов на рынке и достаточность предлагаемой ими цены, чтобы представлять разумную альтернативу для потребителей.

Место

Место относится к распределению продукта. Ключевые соображения включают в себя, будет ли компания продавать продукт через витрину физического магазина, через Интернет или через оба канала распространения. Когда он продается в магазине, какое физическое продакт-плейсмент он получает? Когда он продается в Интернете, какое цифровое продакт-плейсмент он получает?

Акция

Продвижение, четвертый P, представляет собой интегрированную маркетинговую коммуникационную кампанию. Продвижение включает в себя различные виды деятельности, такие как реклама, продажи, стимулирование сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг, спонсорство и партизанский маркетинг.

Рекламные акции различаются в зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла продукта находится продукт. Маркетологи понимают, что потребители связывают цену продукта и распространение с его качеством, и учитывают это при разработке общей маркетинговой стратегии.

Маркетинг относится к любой деятельности, предпринимаемой компанией для продвижения покупки или продажи услуги. Если количество продукта ограничено, компания может рекламировать себя, пытаясь занять более выгодное положение в качестве одного из немногих, кто может что-то купить.

Типы маркетинговых стратегий

Маркетинг состоит из невероятно широкого и разнообразного набора стратегий. Отрасль продолжает развиваться, и приведенные ниже стратегии могут больше подходить для одних компаний, чем для других.

Традиционные маркетинговые стратегии

До появления технологий и Интернета традиционные рыночные стратегии были основным способом, которым компании продавали свои товары покупателям. К основным типам традиционных маркетинговых стратегий относятся:

  • Наружный маркетинг: Это влечет за собой публичные показы рекламы за пределами дома потребителя. Это включает в себя рекламные щиты, печатную рекламу на скамейках, наклейки на транспортных средствах или рекламу в общественном транспорте.
  • Печатный маркетинг: Это небольшой, легко печатаемый контент, который легко копировать. Компании часто массово производят печатные материалы, поскольку печатные материалы, доставляемые одному клиенту, не должны отличаться от других. Примеры включают брошюры, листовки, объявления в газетах или журналах.
  • Прямой маркетинг: Предоставление определенного контента потенциальным клиентам. Некоторый печатный маркетинговый контент может быть отправлен по почте. В противном случае средства прямого маркетинга могут включать купоны, ваучеры на бесплатные товары или брошюры.
  • Электронный маркетинг: Это предполагает использование телевидения и радио для рекламы. Несмотря на короткие всплески цифрового контента, компания может передать информацию покупателю с помощью визуальных или слуховых средств, которые могут привлечь внимание зрителя лучше, чем печатная форма, описанная выше.
  • Маркетинг событий: Это влечет за собой попытки собрать потенциальных клиентов в определенном месте, чтобы иметь возможность поговорить с ними о продуктах или продемонстрировать продукты. Сюда входят конференции, торговые выставки, семинары, роуд-шоу или частные мероприятия.

Цифровой маркетинг

Индустрия маркетинга навсегда изменилась с появлением цифрового маркетинга. Начиная с первых дней появления всплывающей рекламы и заканчивая таргетированным размещением на основе истории просмотров, теперь компании могут использовать инновационные способы привлечения клиентов с помощью цифрового маркетинга.

  • Поисковый маркетинг: Это означает, что компании пытаются увеличить поисковый трафик двумя способами. Во-первых, компании могут платить поисковым системам за размещение на страницах результатов. Во-вторых, компании могут делать акцент на методах поисковой оптимизации (SEO), чтобы органично занимать высокие позиции в результатах поиска.
  • Маркетинг по электронной почте: Это означает, что компании получают адреса электронной почты клиентов или потенциальных клиентов и распространяют сообщения. Эти сообщения могут включать купоны, скидки или предварительное уведомление о предстоящих распродажах.
  • Маркетинг в социальных сетях: Это влечет за собой создание онлайн-присутствия на определенных платформах социальных сетей. Подобно маркетингу в поисковых системах, компании могут размещать платную рекламу, чтобы обойти алгоритмы и повысить вероятность того, что зрители увидят ее. В противном случае компания может попытаться органически расти, публикуя контент, взаимодействуя с подписчиками или загружая медиафайлы, такие как фотографии и видео.
  • Партнерский маркетинг: Это предполагает использование сторонней рекламы для привлечения внимания клиентов. Часто партнер, который получает комиссию от продажи, занимается партнерским маркетингом, поскольку третья сторона заинтересована в том, чтобы стимулировать продажу товара, который не является их собственным оригинальным продуктом.
  • Контент-маркетинг: Это влечет за собой создание контента, будь то электронные книги, инфографика, видеосеминары или другой загружаемый контент. Цель состоит в том, чтобы создать продукт (часто бесплатный) для обмена информацией о продукте, получения информации о клиентах и ​​поощрения клиентов продолжать работу с компанией помимо контента.

В 1978 году Гэри Терк отправил сообщение примерно 400 людям, используя ARPANET, первую общедоступную компьютерную сеть с коммутацией пакетов. С этим сообщением было отправлено первое в истории спам-сообщение по электронной почте.

Преимущества маркетинга

Четко определенные маркетинговые стратегии могут принести пользу компании несколькими способами. Может быть сложно разработать правильную стратегию или выполнить план; когда все сделано правильно, маркетинг может дать следующие результаты.

  • Формирование аудитории. Маркетинг позволяет компании ориентироваться на конкретных людей, которые, по ее мнению, получат выгоду от ее продукта или услуги. Иногда люди знают, что у них есть потребность. В других случаях они этого не осознают. Маркетинг позволяет компании установить связь с группой людей, которые соответствуют демографическим характеристикам тех, кого компания стремится обслуживать.
  • Внутреннее образование. Маркетинг полезен для сбора информации для внутренней обработки для достижения успеха. Например, рассмотрим исследование рынка, которое показывает, что определенный продукт в основном покупают женщины в возрасте от 18 до 34 лет. Собирая эту информацию, компания может лучше понять, как удовлетворить эту демографическую группу, стимулировать продажи и более эффективно использовать ресурсы.
  • Внешнее образование. Маркетинг также можно использовать для информирования всего мира о том, чем занимается ваша компания, какие продукты вы продаете и как ваша компания может обогатить жизнь других людей. Кампании могут быть образовательными, информируя тех, кто не работает в вашей компании, почему им нужен ваш продукт. Кроме того, маркетинговые кампании позволяют компании представить себя, свою историю, своих владельцев и свою мотивацию для того, чтобы быть компанией, которой она является.
  • Создание бренда. Маркетинг позволяет компании использовать наступательный подход к созданию бренда. Вместо того, чтобы клиент формировал свое мнение о компании на основе своих взаимодействий, компания может упреждающе привлечь клиента с помощью определенного контента или средств массовой информации, чтобы вызвать определенные эмоции или реакции. Это позволяет компании формировать свой имидж еще до того, как покупатель познакомится с ее продукцией.
  • Долговечный. Правильно проведенные маркетинговые кампании могут оказать долгосрочное влияние на клиентов. Рассмотрим Poppin’ Fresh, также известную как Pillsbury Doughboy. Талисман, впервые появившийся в 1965 году, помог создать долговечный, теплый и дружелюбный бренд Pillsbury.
  • Финансовые показатели. Конечной целью и преимуществом маркетинга является увеличение продаж. Когда отношения с клиентами крепкие, четко определенные и позитивные, клиенты с большей вероятностью будут участвовать в продажах. Когда маркетинг сделан правильно, клиенты обращаются в вашу компанию, и вы получаете конкурентное преимущество перед конкурентами. Даже если оба продукта совершенно одинаковы, маркетинг может создать это конкурентное преимущество, благодаря которому клиент выберет вас, а не кого-то другого.

По данным MarTech, поставщика цифрового маркетинга, к 2025 году мир потратит на маркетинг 4,7 триллиона долларов. Эта оценка включает увеличение на 1,1 триллиона долларов с 2021 по 2025 год.

Ограничения маркетинга

Хотя существует множество причин, по которым компания проводит маркетинговые кампании, в отрасли есть несколько ограничений.

  • Перенасыщение. Каждая компания хочет, чтобы клиенты покупали ее продукцию, а не продукцию конкурентов. Следовательно, маркетинговые каналы могут быть конкурентоспособными, поскольку компании стремятся привлечь больше положительного внимания и признания. Если слишком много компаний конкурируют друг с другом, внимание клиентов может сильно рассеиваться, в результате чего любая форма рекламы становится неэффективной.
  • Девальвация. Когда компания продвигает скидки или распродажи, общественность может психологически в конечном итоге увидеть, что этот продукт в будущем будет стоить меньше. Если кампания настолько сильна, клиенты могут даже подождать, чтобы купить хороший товар, зная или помня, какая цена продажи была до этого. Например, некоторые могут намеренно откладывать покупку товаров, если приближается Черная пятница.
  • Успех не гарантирован. Маркетинговые кампании могут повлечь за собой авансовые расходы, которые не обещают успеха в будущем. Это также относится к исследованиям рынка, когда время, усилия и ресурсы тратятся на исследование, которое может не дать полезных или полезных результатов.
  • Предвзятость клиентов. Лояльных, давних клиентов не нужно заманивать покупать бренд или продукт компании. Однако новые, непосвященные клиенты могут. Маркетинг, естественно, ориентирован на нелояльных клиентов, поскольку те, кто уже поддерживает компанию, будут лучше заинтересованы в дальнейших инвестициях в улучшение продуктов.
  • Стоимость. Маркетинговые кампании могут быть дорогими. Кампании цифрового маркетинга могут быть трудоемкими в настройке и дорогостоящими для поддержания планирования, реализации и выполнения плана. Не забывайте о заголовках, рекламирующих коммерческие расходы Суперкубка на миллионы.
  • В зависимости от экономики. Маркетинг наиболее успешен, когда у людей есть деньги, которые они могут потратить. Хотя маркетинг может создавать нефинансовые выгоды, такие как лояльность к бренду и узнаваемость продукта, конечной целью является стимулирование продаж. Во время неблагоприятных макроэкономических условий, когда высока безработица или усиливаются опасения по поводу рецессии, потребители могут меньше тратить, независимо от того, насколько масштабной может быть рыночная кампания.

Что такое маркетинг?

Маркетинг — это подразделение компании, линейки продуктов, лица или организации, которое продвигает свои услуги. Маркетинг пытается побудить участников рынка покупать их продукт и проявлять лояльность к конкретной компании.

Почему так важен маркетинг?

Маркетинг важен по нескольким причинам. Во-первых, маркетинговые кампании могут быть первым случаем, когда клиент взаимодействует с продуктом компании или знакомится с ним. У компании есть возможность обучать, продвигать и поощрять потенциальных покупателей. Маркетинг также помогает формировать имидж бренда, который компания хочет передать. Например, компания-производитель снаряжения для кемпинга, которая хочет прославиться своими прочными и прочными товарами, может провести специальные кампании, воплощающие эти черты и делающие эти эмоции незабываемыми для потенциальных клиентов.

Какова цель маркетинга?

Важной целью маркетинга является стимулирование роста компании. Это видно по привлечению и удержанию новых клиентов.

 Компании могут применять различные маркетинговые стратегии для достижения этих целей. Например, согласование продуктов с потребностями клиентов может включать персонализацию, прогнозирование и, по сути, знание правильной проблемы, которую необходимо решить.

 Еще одна стратегия заключается в создании ценности за счет обслуживания клиентов. Это демонстрируется усилиями по повышению удовлетворенности клиентов и устранению любых проблем с продуктом или услугой.

Каковы 4 принципа маркетинга?

Широко используемая в области маркетинга концепция «четырех составляющих» маркетинга рассматривает четыре ключевых элемента маркетинговой стратегии. Четыре P состоят из продукта, цены, места и продвижения.

Какие существуют виды маркетинга?

Существуют десятки видов маркетинга, и их количество увеличилось с появлением и развитием социальных сетей, мобильных платформ и технологических достижений. До появления технологий маркетинг мог быть ориентирован на почтовые кампании, кампании из уст в уста, рекламные щиты, доставку образцов продукции, телевизионную рекламу или телемаркетинг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *