Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Digital
13.02.2019 19:15
Поделиться
Наталья Лебедева
Знакомство с интернетом маленькие россияне начинают в два-три года. В пять они уже свободно ориентируются в игровом и развлекательном онлайн-пространстве. А в 13-15 лет проводят в Сети минимум 4 часа в день. Чем занимаются дети в виртуальном пространстве, решили выяснить участники Всероссийской видеоконференции «Вместе за лучший интернет: библиотеки, обслуживающие детей и их партнеры».
— Интернет — главное достижение человечества, и дети должны иметь возможность пользоваться им в полной мере. Тем более, что впервые в истории именно дети стали передовым отрядом по освоению всего нового, прогрессивного, непонятного и опасного. И мы не имеем право оставлять их в Сети одних, — обозначила главную проблему директор Фонда Развития Интернет, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова, доктор психологических наук Галина Солдатова.
По данным общероссийского исследования, подростки в возрасте 14-17 лет практически не имеют запретов и ограничений для выхода в интернет. Это привело к тому, что 45 процентов из них ежедневно проводят в сети от 1 до 4 часов, а 39 процентов — более 4 часов. Не сильно отстают от детей и родители, более 4 часов онлайн проводит каждый пятый.
Чем же занимаются дети в Сети? 69 процентов большую часть времени проводят в социальных сетях и мессенджерах. Каждый второй использует интернет для развлечения и, что не может не радовать, для поиска материалов для учебы. И лишь 4 процента опрошенных пытаются создать в Интернете что-то свое.
— Каждый второй ребенок сталкивался с киберрисками, — предупреждает Галина Солдатова. — Из них лишь каждый четвертый обращается за помощью к родителям.
Эксперт обращает внимание, что современные дети перестают различать реальные и виртуальные миры. Существование в смешанном мире становится для них нормой.
— Все нормативные модели по психологии и педагогики, принятые у нас и на Западе, в этой новой смешанной реальности перестают работать, — говорит Галина Солдатова. — Живое общение перестает быть главной ценностью, дети одинаково комфортно общаются и с живыми людьми, и с виртуальными друзьями, и с искусственным интеллектом. 80 процентов российских подростков имеют профили в соцсетях, которые стали важнейшей площадкой для самопрезентации и социализации. интернет-среда больше влияет на формирование личности ребенка, чем родители или учителя.
Координатор Центра безопасного Интернета, директор фонда «НеДопусти» Урван Парфентьев говорил о новых виртуальных угрозах и, в частности, о киберунижении.
— Буллинг, шейминг, унижение чести и достоинства пользователя становятся сегодня угрозой номер один. Мы научились противостоять кибермошенничеству, вовлечению подростков в противоправную деятельность и склонению к суицидам. Но киберунижениям пока противопоставить нечего как на законодательном уровне, так и на этическом, — объясняет он. — Мы теряем контроль над воспитанием детей. Этика формируется фрагментарно и под воздействием цифрового пространства.
На этот процесс можно было бы повлиять с помощью позитивного интернет-контента. Но в Рунете зарегистрировано более шести миллионов доменов, а детских ресурсов среди них — лишь несколько тысяч.
— С точки зрения бизнеса, развивать такие ресурсы не выгодно, а государственная поддержка и гранты быстро заканчиваются, — говорит Урван Парфентьев. — По сути, единственным надежным источником позитивного контента для детей становятся сайты детских библиотек. Они научились делать конкурентоспособные и востребованные ресурсы. Теперь нужно, чтобы об этом узнали как можно больше людей.
Директор по специальным проектам Института Исследований Интернета Дмитрий Чистов добавил, что ежегодно 24,5 миллиона пользователей, включая детей и их родителей, посещают сайты, специализирующиеся на детском контенте. Если учесть еще соцсети и видеохостинги, то их количество возрастет до 41 миллиона.
— Это большая аудитория, которая должна заинтересовать бизнес, — намекает он.
В увлечении подростками соцсетями Дмитрий Чистов заметил новый тренд — мобильные социальные видео-платформы, вроде like.video или tiktok. Молодые люди уже не хотят просто переписываться, они хотят снимать происходящее вокруг в режиме реального времени. Проблема в том, что эти новые коммуникаторы почти не известны взрослой аудитории, и подрастающее поколение предоставлено там самому себе.
По словам Чистова, родители признают свою ответственность за безопасность детей в интернете. За последние три года доля семей, использующие настройки безопасного интернета, возросла с пяти процентов до 23. Но большинство пока предпочитают перекладывать ответственность на кого-то другого, например, школу.
Поделиться
ИнтернетСемья и дети
Интернет зависимость у детей и подростков SkyDNS
Интернет зависимость – болезнь XXI века. Чаще всего с ней сталкиваются дети и подростки. Проблема возникает при стрессах, недостаточном внимании к ребенку внутри семьи, а также из-за гиперопеки родителей. И привести интернет-зависимость может не только к ухудшению психологоческого, но и физического здоровья ребенка.
Проблема интернет зависимости
В 2013 году сотрудники Фонда развития интернета и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова провели совместные исследования интернет зависимости. По результатам тестов выяснилось, что:
- 54% опрошенных школьников бесцельно «блуждают» по интернету более 6-8 часов в день, причем у каждого четвертого это вошло в привычку;
- у 52% респондентов появляются признаки апатии и депрессии из-за временного отсутствия интернета;
- 43% подростков пытаются самостоятельно контролировать время пребывания онлайн.
Более тревожные результаты получили сотрудники «Лаборатории Касперского» в 2016 году. Выяснилось, что по показателю интернет увлеченности российские подростки побили все рекорды: 56% против 51% в США и 40% в Европе. Причем на младшую возрастную группу (8-10 лет) приходится 40%, а на подростков от 14 до 18 лет – все 68%. И если в 2010 году ежедневно в интернет выходило 82% детей, то в 2016 – уже 92%.
К аналогичным выводам пришли и аналитики Daily Storm, включив Россию в топ-15 зависимых от интернета наций. При ежедневном использовании цифрового пространства по 7 часов 17 минут россияне уступают филиппинцам, которые смотрят видео, общаются не меньше девяти часов.
С наличием проблемы и результатами статистики интернет зависимости согласны психологи и других стран. Например, в Австралии, Индии, Китае, Японии, Италии и Южной Корее интернет-аддикция официально признана заболеванием.
Хотя многие психиатры отказываются признавать интернет зависимость психическим расстройством, в мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) пересмотрела и опубликовала новый классификатор МКБ-11, включив в него диагноз «игровое расстройство».
Причины интернет зависимости
Психологи выделяют несколько причин интернет зависимости людей.
У детей младшей возрастной группы увлечение начинается с изучения окружающего мира, а первые симптомы появляются:
- при стрессах, которые возникают из-за частых ссор в семье, развода или смерти родителей. При периодическом использовании цифрового пространства эмоции становятся более яркими, особенно при получении виртуальных призов, лайков в социальных сетях.
- при попытке избежать излишней опеки со стороны родителей. Интернет становится единственным безопасным местом, где нет запретов, упреков и нравоучений.
- при недостатке внимания. Одна из самых причин интернет зависимости школьников. Именно в интернете ребенок пытается найти новых друзей, с кем можно поговорить, пообщаться, получить одобрение и поддержку.
В группе максимального риска обычно оказываются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности интернет зависимость у подростков возникают из-за нестабильного гормонального фона. Им также не хватает внимания и одобрения со стороны близких. Чаще всего психологи называют следующие причины:
- попытки отстраниться от реального мира из-за отсутствия взаимопонимания со сверстниками. Так ребенок пытается вернуть уверенность в общении, найти единомышленников.
- застенчивости. В виртуальном мире намного проще примерить новый образ, придумать игрового персонажа, изменить внешность, а при навыках работы с графическими программами и выдать себя за ребенка состоятельных родителей.
- агрессии со стороны сверстников. В этом случае у подростка появляется страх признаться родителям в эмоциональном или физическом насилии, но желание найти поддержку заставляет его окунуться в виртуальный мир.
Симптомы интернет зависимости схожи с психологическими признаками зависимостей других типов. При длительном отсутствии интернета быстро и часто меняется настроение. Часто подросток пытается оправдать необходимость и пристрастие к гаджетам, а при попытке родителей лишить их возникают конфликты. Кроме пренебрежения к собственному внешнему виду у подростка появляется апатия, нежелание общаться со сверстниками, расстройство внимания.
Виды интернет зависимости
Психологи выделяют пять основных типов интернет зависимости молодежи:
- Зависимость от веб-серфинга. Под этим видом подразумевается бессистемный и непрерывный поиск потоков информации. При посещении сайта с целью получения данных по конкретной теме через некоторое время внимание пользователя переключается, и он оказывается на постороннем ресурсе. Подобное поведение приводит к снижению продуктивности, перегрузу ненужной информацией, неспособности глубоко погрузиться в изучение темы. Основная причина кроется в хаотичном перечитывании обзоров, статей, форумов и комментариев.
- Зависимость от онлайн-общения. Выражается в избыточном количестве друзей в социальных сетях, постоянном общении на форумах, в чатах, больших объемах переписки. В отличие от рядовых пользователей виртуального пространства, зависимые постоянно пытаются расширить свой круг общения, следят за количеством подписчиков, ежедневно заводят новые знакомства.
- Игровая зависимость. Обычно характеризуется навязчивым увлечением сетевыми онлайн-играми. И если некоторые игроки так пытаются отдохнуть от перенапряжения, для других турниры становятся манией из-за отсутствия хобби, скуки, желания повысить самооценку при получении виртуальных или реальных призов, почетных мест.
- Игровая зависимость от тотализаторов, лотерей, онлайн-казино обычно появляется из-за финансовых проблем или жажды острых эмоций. Самый опасный вид зависимости – ощущение азарта и близость выигрыша еще активнее подталкивают игрока делать ставки, пополнять баланс игрового счета.
- Киберсексуальное влечение выражается в посещении порносайтов, просмотре видеороликов и фотографий сексуального содержания, онлайн-общении с обменом интимными подробностями, тяге к киберсексу. Такая зависимость может стать причиной сексуальных расстройств, фертильности или импотенции в будущем.
Последствия интернет зависимости
Из-за отсутствия единой системы диагностики и лечения психологи сравнивают киберзависимость с бомбой замедленного действия. Если на первых этапах зависимость в сети интернет выражается снижением аппетита, нарушением распорядка дня, фаз сна, то на последней стадии мания может стать причиной суицида.
При оптимистичном развитии сценария у зависимого может пропасть интерес к друзьям, окружению, реальному миру.
На второй стадии обычно появляются проблемы с успеваемостью, запоминанием информации, способностью обучаться. Появление различных синдромов, таких как синдром навязчивых действий, служит сигналом о развитии патологий нервной системы.
Не стоит забывать и о появлении физических заболеваний. Из-за сидячего образа жизни атрофируются мышцы, развивается остеохондроз, сколиоз, заболевания сердечно-сосудистой системы.
Профилактика интернет зависимости
К сожалению, утвержденного метода лечения интернет зависимости пока не существует. При первых признаках интернет зависимости психологи рекомендуют обеспокоенным родителям воспользоваться тестом самодиагностики, которую в 1995 году предложила доктор Кимберли Янг. Методика заключается в изучении 20 вопросов и получении на них ответов.
Во время теста испытуемый должен по каждому пункту поставить оценку по 5-балльной шкале Ликерта. После ответа на вопросы достаточно сложить баллы и сравнить результат с предложенной доктором интерпретацией.В качестве профилактических мер эксперты советуют соблюдать несколько рекомендаций:
- Введите правило «день без интернета». На эти дни можно запланировать семейный отдых, посещение парка, аттракционов, семейный просмотр фильмов или поездки за город.
- Ограничивайте время пользования цифровыми устройствами. Установить лимит можно через настройки роутера или мобильного телефона, установив сервис родительского контроля. В качестве примера рекомендуем вам попробовать сервис SkyDNS.
- Найдите интересное для подростка и родителей хобби.
- Определите и ликвидируйте первопричину увлечения виртуальным миром.
- Мотивируйте ребенка на общение в реальном мире и принятие участия в семейных делах.
- Увеличивайте физическую активность за счет посещения секций, кружков.
- Включайте компьютер только при необходимости.
Подростки, социальные сети и технологии 2022
TikTok зарекомендовал себя как одна из ведущих онлайн-платформ для подростков в США, в то время как доля подростков, использующих Facebook, резко упала
(Maskot/Getty Images)Как мы это сделали
Исследовательский центр Pew провел это исследование, чтобы лучше понять, как подростки используют цифровые устройства, социальные сети и другие онлайн-платформы. Для этого анализа мы опросили 1316 подростков в США. Опрос проводился компанией Ipsos в режиме онлайн с 14 апреля по 4 мая 2022 г.
Это исследование было рассмотрено и одобрено внешним институциональным наблюдательным советом (IRB) Advarra, который является независимым комитетом экспертов, специализирующимся на защите прав участников исследования.
Ipsos набирала подростков через их родителей, которые были частью ее KnowledgePanel, веб-панели, основанной на вероятности, которая набиралась в основном через национальную случайную выборку адресов проживания. Опрос взвешивается, чтобы представлять американских подростков в возрасте от 13 до 17 лет, которые живут с родителями, по возрасту, полу, расе, этнической принадлежности, семейному доходу и другим категориям.
Данные о тенденциях в этом отчете взяты из опроса Центра по той же теме, проведенного с 25 сентября 2014 г. по 9 октября 2014 г. и с 10 февраля 2015 г. по 16 марта 2015 г. Опрос проводился на местах. GfK Group на своей панели знаний, которая позже была приобретена Ipsos.
Вот вопросы, используемые для этого отчета, а также ответы и его методология.
Ландшафт социальных сетей постоянно меняется, особенно среди подростков, которые часто находятся в авангарде этого пространства. Новый опрос, проведенный Pew Research Center среди американских подростков в возрасте от 13 до 17 лет, показал, что популярность TikTok резко возросла с момента его дебюта в Северной Америке несколько лет назад, и теперь она является ведущей социальной платформой для подростков среди платформ, охваченных этим опросом. Около 67% подростков говорят, что когда-либо использовали TikTok, а 16% всех подростков говорят, что используют его почти постоянно. Между тем, доля подростков, которые говорят, что они используют Facebook, доминирующую платформу социальных сетей среди подростков в опросе Центра 2014–2015 годов, резко упала с 71% до 32% сегодня.
YouTube лидирует среди платформ для подростков в 2022 году среди платформ, охваченных новым опросом Центра, поскольку его используют 95% подростков. TikTok является следующей в списке платформ, о которых спрашивали в этом опросе (67%), за ней следуют Instagram и Snapchat, которые используют примерно шесть из десяти подростков. После этих платформ идет Facebook с долей 32% и меньше, который использует Twitter, Twitch, WhatsApp, Reddit и Tumblr. 1
Изменения в ландшафте социальных сетей с 2014–2015 годов не ограничиваются подъемом TikTok и падением Facebook. Все больше подростков говорят, что с тех пор они используют Instagram и Snapchat. И наоборот, в Twitter и Tumblr наблюдается снижение доли подростков, сообщающих об использовании их платформ. И две платформы, которые Центр отслеживал в предыдущем опросе — Vine и Google+ — больше не существуют.
Существуют заметные демографические различия в выборе подростков в социальных сетях. Например, мальчики-подростки чаще, чем девочки-подростки, говорят, что используют YouTube, Twitch и Reddit, тогда как девочки-подростки чаще, чем мальчики-подростки, используют TikTok, Instagram и Snapchat. Кроме того, доля чернокожих и латиноамериканских подростков, использующих TikTok, Instagram, Twitter и WhatsApp, выше по сравнению с белыми подростками. 2
В этом исследовании также изучается частота, с которой подростки находятся на каждой из пяти ведущих онлайн-платформ: YouTube, TikTok, Instagram, Snapchat и Facebook. Целых 35% подростков говорят, что используют по крайней мере один из них «почти постоянно». Подростки-пользователи TikTok и Snapchat особенно заинтересованы в этих платформах, за ними следуют подростки-пользователи YouTube. Четверть подростков, использующих Snapchat или TikTok, говорят, что используют эти приложения почти постоянно, и пятая часть подростков-пользователей YouTube говорит то же самое. Если посмотреть на подростков в целом, 19% говорят, что используют YouTube почти постоянно, 16% — о TikTok, а 15% — о Snapchat.
Говоря о том, сколько времени они проводят в социальных сетях в целом, большинство подростков в США (55%) говорят, что они проводят в этих приложениях и на сайтах достаточное количество времени, в то время как около трети подростков (36%) говорят, что они проводят слишком много времени в социальных сетях. Всего 8% подростков считают, что проводят на этих платформах слишком мало времени.
Отвечая на вопрос об идее отказа от социальных сетей, 54% подростков сказали, что отказаться от них будет как минимум сложно, а 46% ответили, что это будет как минимум легко. Девочки-подростки чаще, чем мальчики-подростки, заявляют, что отказаться от социальных сетей было бы трудно (58% против 49%). %). И наоборот, четверть мальчиков-подростков говорят, что отказаться от социальных сетей было бы очень легко, в то время как 15% девочек-подростков говорят то же самое. Подростки постарше также говорят, что им было бы трудно отказаться от социальных сетей. Около шести из десяти подростков в возрасте от 15 до 17 лет (58%) говорят, что отказаться от социальных сетей будет как минимум сложно. Меньшая доля 13–14-летних (48%) считают, что это будет сложно.
Новое исследование показало, что помимо онлайн-платформ подавляющее большинство подростков имеют доступ к цифровым устройствам, таким как смартфоны (95%), настольные или портативные компьютеры (90%) и игровые приставки (80%). И исследование показывает, что количество ежедневных интернет-пользователей среди подростков увеличилось с 92% в 2014–2015 годах до 97% сегодня. Кроме того, доля подростков, которые говорят, что они почти постоянно находятся в сети, примерно удвоилась с 2014–2015 годов (46% сейчас и 24% тогда).
Вот некоторые результаты онлайн-опроса 1316 подростков, проведенного исследовательским центром Pew Research Center с 14 апреля по 4 мая 2022 года. Более подробная информация о выводах о внедрении и использовании цифровых технологий подростками представлена ниже.
Смартфоны, настольные и портативные компьютеры, а также игровые консоли остаются широко доступными для подростков
С 2014–2015 годов доля подростков, сообщающих о наличии доступа к смартфону, увеличилась на 22 процентных пункта (сейчас 95% и 73%). % затем). В то время как доступ подростков к смартфонам увеличился примерно за последние восемь лет, их доступ к другим цифровым технологиям, таким как настольные или портативные компьютеры или игровые консоли, статистически не изменился.
Опрос показывает, что существуют различия в доступе к этим цифровым устройствам для определенных групп. Например, подростки в возрасте от 15 до 17 (98%) чаще имеют доступ к смартфону, чем их 13–14-летние сверстники (91%). Кроме того, мальчики-подростки на 21 пункт чаще говорят, что у них есть доступ к игровым консолям, чем девочки-подростки — закономерность, о которой сообщалось в предыдущем исследовании Центра. 3
Доступ к компьютерам и игровым консолям также зависит от дохода семьи подростков. У американских подростков, живущих в семьях с годовым доходом 75 000 долларов и более, вероятность доступа к игровым консолям и на 15 пунктов выше, чем у подростков из семей с доходом менее 30 000 долларов, выше на 15 пунктов. Эти пробелы в доступе подростков к компьютерам и игровым консолям согласуются с цифровым разрывом по доходам домохозяйств, который Центр наблюдал в ходе предыдущих опросов подростков.
В то время как 72% подростков в США говорят, что у них есть доступ к смартфону, компьютеру и игровой приставке дома, более обеспеченные подростки, скорее всего, будут иметь доступ ко всем трем устройствам. Целых 76% подростков, живущих в семьях с доходом не менее 75 000 долларов в год, говорят, что у них есть или есть доступ к смартфону, игровой консоли и настольному или портативному компьютеру, по сравнению с меньшей долей подростков из семей с доходом менее 30 000 долларов США или подростки из семей с доходом от 30 000 до 74,9 долларов США. 99 в год, которые говорят, что имеют доступ ко всем трем (60% и 69% подростков соответственно).
Почти все подростки в США сообщают, что пользуются Интернетом ежедневно
Доля подростков, которые говорят, что пользуются Интернетом примерно раз в день или чаще, немного выросла с 2014–2015 годов. Сегодня 97% подростков говорят, что пользуются Интернетом ежедневно, по сравнению с 92% подростков в 2014-2015 годах, которые сказали то же самое.
Кроме того, увеличилась доля подростков, которые говорят, что пользуются Интернетом почти постоянно: 46% подростков говорят, что пользуются Интернетом почти постоянно, по сравнению с примерно четвертью (24%) подростков, которые сказали то же самое в 2014-15.
Чернокожие и латиноамериканские подростки выделяются тем, что находятся в Интернете чаще, чем белые подростки. Около 56% чернокожих подростков и 55% латиноамериканских подростков говорят, что они почти постоянно находятся в сети, по сравнению с 37% белых подростков. Разница между латиноамериканскими и белыми подростками по этому показателю согласуется с предыдущими выводами, когда речь идет о частом использовании Интернета.
Кроме того, подростки старшего возраста почти постоянно находятся в сети. Около 52% подростков в возрасте от 15 до 17 лет говорят, что пользуются Интернетом почти постоянно, в то время как 36% подростков в возрасте от 13 до 14 лет говорят то же самое. Еще одна демографическая модель «почти постоянного» использования Интернета: 53% городских подростков сообщают, что находятся в сети почти постоянно, в то время как несколько меньшие доли подростков из пригородов и сельской местности говорят то же самое (44% и 43% соответственно).
Небольшие различия наблюдаются среди тех, кто говорит, что они «почти постоянно» пользуются Интернетом в зависимости от дохода домохозяйства. Немного большая доля подростков из семей, зарабатывающих от 30 000 до 74 999 долларов в год, почти постоянно пользуются Интернетом, по сравнению с подростками из семей, зарабатывающих не менее 75 000 долларов (51% и 43% соответственно). Подростки, живущие в семьях с доходом менее 30 000 долларов, существенно не отличаются от обеих групп.
В этом опросе задавался вопрос, используют ли подростки в США 10 конкретных онлайн-платформ: YouTube, TikTok, Instagram, Snapchat, Facebook, Twitter, Twitch, WhatsApp, Reddit и Tumblr.
YouTube выделяется как наиболее распространенная онлайн-платформа, которую подростки используют из всех измеряемых платформ: 95% говорят, что они когда-либо использовали этот сайт или приложение. Большинство также говорят, что используют TikTok (67%), Instagram (62%) и Snapchat (59%). Использование Instagram и Snapchat выросло с 2014–2015 годов, когда примерно половина подростков заявили, что используют Instagram (52%), а примерно четверо из десяти сказали, что используют Snapchat (41%).
Доля подростков, использующих Facebook, резко сократилась за последнее десятилетие. Сегодня 32% подростков сообщают, что когда-либо пользовались Facebook, что на 39% меньше.баллов с 2014-15 гг. , когда 71% сказали, что когда-либо использовали эту платформу. Хотя сегодняшние подростки не используют Facebook так широко, как подростки в предыдущие годы, платформа по-прежнему широко используется среди взрослых, как видно из других недавних исследований Центра.
С 2014-2015 годов среди подростков также наблюдается снижение использования других социальных сетей. Около 23% подростков говорят, что когда-либо пользовались Твиттером, по сравнению с 33% в 2014–2015 годах. Tumblr пережил аналогичный спад. В то время как 14% подростков в 2014–2015 годах сообщили об использовании Tumblr, сегодня только 5% подростков говорят, что используют эту платформу.
Подростки стекаются на онлайн-платформы, которые немного различаются в зависимости от пола. Девочки-подростки чаще, чем мальчики-подростки, говорят, что когда-либо использовали TikTok, Instagram и Snapchat, а мальчики чаще используют Twitch и Reddit. Мальчики также чаще используют YouTube, чем девочки, хотя подавляющее большинство подростков используют эту платформу независимо от пола.
Использование подростками определенных онлайн-платформ также различается в зависимости от расы и этнической принадлежности. Чернокожие и латиноамериканские подростки чаще, чем белые подростки, говорят, что когда-либо пользовались TikTok, Instagram, Twitter или WhatsApp. Чернокожие подростки также выделяются тем, что чаще используют TikTok по сравнению с латиноамериканскими подростками, в то время как латиноамериканские подростки чаще, чем их сверстники, используют WhatsApp.
Подростки старшего возраста чаще, чем подростки младшего возраста, говорят, что используют каждую из опрошенных онлайн-платформ, кроме YouTube и WhatsApp. Instagram является особенно ярким примером: большинство подростков в возрасте от 15 до 17 лет (73%) говорят, что когда-либо пользовались Instagram, по сравнению с 45% подростков в возрасте от 13 до 14 лет, которые говорят то же самое (разрыв в 28 баллов).
Несмотря на то, что Facebook теряет свое господство в мире социальных сетей с этой новой группой подростков, более высокие доли тех, кто живет в семьях с низким и средним уровнем дохода, тяготеют к Facebook, чем их сверстники, живущие в более богатых семьях: 44% живущих подростков в домохозяйствах с доходом менее 30 000 долларов в год и 39% подростков из семей, зарабатывающих от 30 000 до менее 75 000 долларов в год, говорят, что они когда-либо пользовались Facebook, в то время как 27 % подростков из семей, зарабатывающих 75 000 долларов и более в год, говорят то же самое. Различия в использовании Facebook в зависимости от дохода домохозяйства были обнаружены и в предыдущих опросах Центра (однако в прошлом различия в зависимости от дохода домохозяйства были более заметными).
Если говорить о частоте использования подростками пяти самых популярных платформ, рассмотренных в ходе опроса, YouTube и TikTok выделяются как платформы, которые подростки используют чаще всего. Около трех четвертей подростков посещают YouTube не реже одного раза в день, в том числе 19% тех, кто почти постоянно использует сайт или приложение. Большинство подростков (58%) посещают TikTok ежедневно, в то время как около половины говорят то же самое о Snapchat (51%) и Instagram (50%).
Что касается подростков, которые используют данную платформу, то TikTok и Snapchat выделяются тем, что имеют большую долю пользователей-подростков, которые регулярно посещают эти платформы. Целых 86% подростков-пользователей TikTok или Snapchat говорят, что они находятся на этой платформе ежедневно, а четверть подростков-пользователей обеих этих платформ говорят, что они находятся на сайте или в приложении почти постоянно. Несколько меньшая доля подростков-пользователей YouTube (20%) и подростков-пользователей Instagram (16%) говорят, что они находятся на этих соответствующих платформах почти постоянно (около восьми из десяти пользователей-подростков используют эти платформы ежедневно).
Мало того, что доля подростков-пользователей Facebook меньше, чем в 2014–2015 годах, подростки, которые делают используют Facebook, также являются относительно менее частыми пользователями платформы по сравнению с другими платформами, охваченными в этом опросе. Всего 7% подростков-пользователей Facebook говорят, что они находятся на сайте или в приложении почти постоянно (что составляет 2% всех подростков). Тем не менее, примерно шесть из десяти подростков-пользователей Facebook (57%) посещают платформу ежедневно.
На этих пяти платформах 35% всех подростков в США говорят, что почти постоянно используют хотя бы одну из них. Хотя это не исчерпывающий список всех подростков, которые почти постоянно используют какие-либо онлайн-платформы, эти 35% подростков представляют собой группу относительно активных пользователей платформ, и у них явно разные взгляды на использование ими социальных сетей по сравнению с теми, кто говорит они используют хотя бы одну из этих платформ, хотя и реже, чем «почти постоянно». Эти результаты рассматриваются в следующем разделе.
Черные и латиноамериканские подростки говорят, что они почти постоянно присутствуют в TikTok, YouTube и Instagram, чем белые подростки. Например, чернокожие и латиноамериканские подростки примерно в пять раз чаще, чем белые подростки, говорят, что они почти постоянно находятся в Instagram.
Латиноамериканские подростки чаще используют Snapchat, чем белые или черные подростки: 23% испаноязычных подростков говорят, что используют эту платформу социальных сетей почти постоянно, в то время как 12% белых подростков и 11% черных подростков говорят то же самое. Нет никаких расовых и этнических различий в частоте использования Facebook подростками.
В целом, латиноамериканские (47%) и чернокожие подростки (45%) чаще, чем белые подростки (26%), говорят, что почти постоянно используют хотя бы одну из этих пяти онлайн-платформ.
Поскольку использование социальных сетей стало обычной частью повседневной жизни многих подростков, Центр спросил американских подростков, что они думают о количестве времени, которое они проводят в социальных сетях. Небольшое большинство (55%) считают, что количество времени, которое они проводят в социальных сетях, является правильным, и меньшее количество людей говорит, что они проводят на этих платформах слишком много или слишком мало времени.
В то время как большинство мальчиков-подростков и половина девочек-подростков говорят, что они проводят достаточное количество времени в социальных сетях, это мнение более распространено среди мальчиков. Девочки-подростки чаще, чем их сверстники-мужчины, говорят, что проводят слишком много времени в социальных сетях. Кроме того, белые подростки с большей вероятностью считают свое время, проведенное в социальных сетях, более правильным по сравнению с латиноамериканскими подростками. Черные подростки не отличаются ни от одной из групп.
В этом анализе также было изучено, как подростки, которые часто используют эти платформы, могут относиться к своему времени на них, и как эти чувства могут отличаться от ощущений подростков, которые используют эти сайты и приложения реже. Для этого были созданы две группы. Первая группа — это 35% подростков, которые почти постоянно используют хотя бы одну из пяти платформ, охваченных этим исследованием — YouTube, TikTok, Instagram, Snapchat или Facebook. Другая группа состоит из подростков, которые говорят, что используют эти платформы, но не так часто, то есть используют хотя бы одну из этих пяти платформ, но используют их реже, чем «почти постоянно».
На вопрос, как они относятся к тому времени, которое они проводят в социальных сетях, 53% подростков, которые почти постоянно пользуются хотя бы одной из платформ, ответили, что проводят в социальных сетях слишком много времени, в то время как примерно трое из десяти подростков (28% ), которые используют хотя бы одну из этих платформ, но реже говорят то же самое.
Подростки, которые почти постоянно находятся в сети, а не только в социальных сетях, также выделяются тем, что проводят в социальных сетях слишком много времени: 51% говорят, что они проводят в социальных сетях слишком много времени. Для сравнения, 26% подростков, которые находятся в сети несколько раз в день, говорят, что они слишком много сидят в социальных сетях.
Размышляя о том, каково было бы попытаться бросить социальные сети, подростки несколько разделились, будет ли это легко или сложно. Около 54% подростков в США говорят, что им было бы очень (18%) или довольно сложно (35%) отказаться от социальных сетей. И наоборот, 46% подростков говорят, что им было бы как минимум легко отказаться от социальных сетей, а пятый сказал, что это было бы очень легко.
Девочки-подростки несколько чаще говорят, что им будет трудно отказаться от социальных сетей, чем мальчики-подростки (58% против 49%).%). Аналогичный разрыв наблюдается между старшими и младшими подростками: подростки в возрасте от 15 до 17 лет чаще, чем 13- и 14-летние, говорят, что отказаться от социальных сетей будет как минимум сложно.
Большинство подростков, которые используют хотя бы одну из платформ, упомянутых в опросе, «почти постоянно», говорят, что им будет трудно отказаться от социальных сетей, при этом 32% сказали, что это будет очень сложно. Меньшая доля подростков, которые используют хотя бы одну из этих онлайн-платформ, но используют их реже, говорят то же самое.
Подростки, которые думают, что проводят слишком много времени в социальных сетях, также сообщают, что им будет трудно полностью отказаться от них. Подростки, которые говорят, что проводят слишком много времени в социальных сетях, на 36 процентных пунктов чаще, чем подростки, которые считают их использование правильным, чтобы сказать, что отказаться от социальных сетей будет сложно (78% против 42%). На самом деле, около трех из десяти подростков, которые говорят, что они слишком много используют социальные сети (29%), говорят, что им было бы очень трудно отказаться от социальных сетей. И наоборот, большинство подростков, которые считают свое использование социальных сетей правильным (58%), говорят, что им было бы как минимум легко отказаться от этого.
Подростковая жизнь в социальных сетях в 2022 году: связь, творчество и драма
Большинство подростков считают, что социальные сети укрепляют их дружбу и оказывают поддержку, а также отмечают эмоциональную сторону этих платформ
(FatCamera/Getty Images)Как мы сделал это
Исследовательский центр Пью провел это исследование, чтобы лучше понять опыт американских подростков в социальных сетях. Для этого анализа мы опросили 1316 подростков в США. Опрос проводился компанией Ipsos в режиме онлайн с 14 апреля по 4 мая 2022 г.
Это исследование было рассмотрено и одобрено внешним институциональным наблюдательным советом (IRB) Advarra, который является независимым комитетом экспертов, специализирующимся на защите прав участников исследования.
Ipsos набрала подростков через их родителей, которые были частью своей Панели знаний, основанной на вероятности веб-панели, набранной в основном через национальную случайную выборку адресов проживания. Опрос взвешивается, чтобы представлять американских подростков в возрасте от 13 до 17 лет, которые живут с родителями, по возрасту, полу, расе, этнической принадлежности, семейному доходу и другим категориям.
Этот отчет также включает цитаты из фокус-групп подростков. Исследовательский центр Pew совместно с PSB Insights провел четыре живые онлайн-фокус-группы с 16 подростками из США в возрасте от 13 до 17 лет. Фокус-группы были проведены 12-13 января 2022 года.
Вот вопросы, использованные в этом отчете, а также ответы. Вот методология опроса и методология фокус-групп.
Общество давно обеспокоено влиянием технологий на молодежь. Но, в отличие от радио и телевидения, гиперсвязный характер социальных сетей привел к новым опасениям, в том числе опасениям, что эти платформы могут негативно влиять на психическое здоровье подростков. Только в этом году Белый дом объявил о планах по борьбе с потенциальным вредом, с которым подростки могут столкнуться при использовании социальных сетей.
Несмотря на эти опасения, сами подростки рисуют более детальную картину подростковой жизни в социальных сетях. Согласно опросу, проведенному исследовательским центром Pew Research Center, большинство приписывают этим платформам углубление связей и предоставление сети поддержки, когда они в ней нуждаются, в то время как меньшие, хотя и заметные, доли признают драму и давление, которые могут возникнуть при использовании социальных сетей. подростков США в возрасте от 13 до 17 лет, проведенный с 14 апреля по 4 мая 2022 года. в то время как 71% говорят, что это заставляет их чувствовать, что у них есть место, где они могут проявить свою творческую сторону. А 67% говорят, что эти платформы заставляют их чувствовать, что у них есть люди, которые могут поддержать их в трудные времена. Меньшая доля — хотя все же большинство — говорят то же самое, потому что чувствуют себя более принятыми. Эти положительные чувства выражают подростки из разных демографических групп.
Отвечая на вопрос об общем влиянии социальных сетей на них лично, больше подростков ответили, что их влияние в основном положительное (32%), чем отрицательное (9%). Наибольшая доля характеризует свое влияние нейтрально: 59% считают, что социальные сети не оказали на них ни положительного, ни отрицательного влияния. Подростки, которые рассматривают влияние социальных сетей на них как в основном положительное, многие описывают поддержание дружбы, установление связей или доступ к информации в качестве основных причин, по которым они так себя чувствуют. Один подросток сказал:
«Он связывает меня с миром, дает возможность узнать то, к чему у меня иначе не было бы доступа, и позволяет мне находить и изучать интересы». – Девочка-подросток
В то время как эти молодые люди описывают преимущества, которые они получают от социальных сетей, их мнение неоднозначно. Действительно, 38% подростков говорят, что чувствуют себя ошеломленными всей драмой, которую они видят в социальных сетях, в то время как примерно трое из десяти говорят, что эти платформы заставили их почувствовать, что их друзья оставили их без вещей (31%) или почувствовали давление, чтобы публиковать контент, который получит много лайков или комментариев (29%). Еще 23% говорят, что эти платформы ухудшают их отношение к жизни.
Девочки-подростки сообщают, что сталкиваются с некоторыми из этих давлений чаще. Около 45% девочек говорят, что чувствуют себя подавленными из-за всей драмы в социальных сетях, по сравнению с 32% мальчиков. Девочки также чаще, чем мальчики, говорят, что социальные сети заставляют их чувствовать, что их друзья оставляют их в покое (37% против 24%) или хуже в их собственной жизни (28% против 18%).
На вопрос, как часто они решают не публиковать сообщения в социальных сетях из-за страха, что это будет использовано против них, выделяются девочки-подростки старшего возраста. Например, половина девочек в возрасте от 15 до 17 лет говорят, что они часто или иногда решают не публиковать что-либо в социальных сетях, потому что опасаются, что другие могут использовать это, чтобы смутить их, по сравнению с меньшей долей девочек или мальчиков младшего возраста.
Вот некоторые из основных результатов онлайн-опроса 1316 американских подростков, проведенного исследовательским центром Pew Research Center с 14 апреля по 4 мая 2022 года. если да, то имеют ли эти сайты отношение к сегодняшней молодежи?
Несмотря на то, что подростки склонны рассматривать влияние социальных сетей на свою жизнь скорее положительно, чем отрицательно, они более критично относятся к их влиянию на своих сверстников. В то время как 9% подростков считают, что социальные сети оказали на них лично негативное влияние, эта доля возрастает до 32%, когда тот же вопрос задается о людях их возраст .
При рассмотрении положительных сторон этих платформ также есть пробелы. Около 32% подростков говорят, что социальные сети оказали положительное влияние на них лично, по сравнению с меньшей долей (24%), которые говорят то же самое о влиянии этих платформ на подростков в целом.
Тем не менее, независимо от того, оценивают ли подростки влияние социальных сетей на себя или на других, чаще всего они описывают их влияние не как положительное и не отрицательное.
Родители часто находятся на переднем крае борьбы с проблемами, с которыми могут столкнуться их дети при использовании социальных сетей. В то время как предыдущие опросы Центра отражают опасения родителей по поводу социальных сетей, лишь меньшинство подростков в этом опросе описывают своих родителей как крайне обеспокоенных использованием ими этих сайтов.
Около 22 % считают, что их родители очень или очень беспокоятся об их использовании социальных сетей, а еще 27 % говорят, что их родители несколько обеспокоены. Однако многие подростки – 41% – говорят, что их родители беспокоятся лишь немного или совсем не беспокоятся. А 9% говорят, что не уверены в том, насколько их родители обеспокоены использованием ими социальных сетей. Эти молодые люди также взвешивали, имеют ли родители в целом, а не только их собственные, точное представление о том, каково это быть подростком в социальных сетях. Некоторые 39% говорят, что опыт подростков лучше, чем думают родители, а 27% говорят, что в социальных сетях жизнь подростков хуже, чем думают родители. Тем не менее треть считает, что оценки родителей почти правильные.
Подростки, которые считают, что социальные сети в основном положительно влияют на людей их возраста, чаще, чем подростки, которые видят в основном негативные эффекты, говорят, что опыт подростков в социальных сетях лучше, чем думают родители. Они также с большей вероятностью скажут, что у них был положительный опыт личного использования этих платформ.
То, считают ли подростки влияние социальных сетей положительным или отрицательным, зависит от их точки зрения на то, совпадают ли взгляды родителей с реальностью. Около шести из десяти подростков, которые говорят, что социальные сети оказали в основном положительное влияние на людей их возраста, говорят, что опыт подростков в социальных сетях лучше, чем думают родители, в то время как множество подростков, которые говорят, что социальные сети были в основном негативными для людей. их возраст говорит, что опыт подростков в социальных сетях хуже, чем думают родители.
Подростки, которые более позитивно оценивают влияние социальных сетей на своих сверстников, сообщают о более позитивном личном опыте использования этих платформ. Более половины (54%) подростков, которые считают, что социальные сети в основном положительно влияют на людей их возраста, говорят, что то, что они видят в социальных сетях, заставляет их чувствовать себя намного более связанными с тем, что происходит в жизни их друзей. Около четырех из десяти говорят, что чувствуют себя так, как будто у них есть место, где они могут проявить свою творческую сторону. Около 35% подростков, которые считают эффект в основном положительным, говорят, что социальные сети заставляют их чувствовать, что у них есть люди, которые могут поддержать их в трудные времена, а 28% говорят, что это заставляет их чувствовать себя намного более принятыми. Для сравнения, гораздо меньшая доля — около четверти или меньше — подростков, которые рассматривают социальные сети как имеющие негативное влияние, говорят, что то, что они видят в социальных сетях, заставляет их сильно ощущать каждый из этих положительных моментов.
В то время как подростки, положительно оценивающие влияние социальных сетей, с большей вероятностью сообщают о личной выгоде от этих сайтов, они, как правило, говорят, что испытали на себе более негативную сторону в тех же пропорциях, что и те, кто оценивает влияние этих сайтов на подростки отрицательно. Есть одно исключение: 12% подростков, которые считают, что социальные сети в основном негативно влияют на подростков, говорят, что они чувствуют себя подавленными всей драмой на этих платформах, по сравнению с 6% тех, кто считает их влияние в основном положительным.
Помимо широкого измерения социальных сетей, это исследование также затронуло две популярные темы в дебатах о социальных сетях: онлайн-активность и цифровая конфиденциальность.
Только небольшая часть подростков участвует в онлайн-активности в социальных сетях, но опыт и взгляды различаются в зависимости от политической принадлежности информацию, мобилизовать и обсуждать важные для них вопросы.
Но этот опрос показывает, что лишь меньшинство подростков заявили, что они проявляли гражданскую активность в социальных сетях в прошлом году с помощью одного из трех способов, которые были заданы во время опроса. Каждый десятый подросток говорит, что за последние 12 месяцев он поощрял других к действиям по политическим или социальным вопросам, которые важны для них, или размещал фотографии, чтобы показать свою поддержку политической или социальной проблемы. Около 7% говорят то же самое об использовании хэштегов, связанных с политическими или социальными причинами, в социальных сетях в этот период. В совокупности 15% подростков участвовали хотя бы в одном из этих действий в социальных сетях за последние 12 месяцев.
Хотя большинство как демократов, так и республиканцев не использовали социальные сети таким образом, среди тех, кто занимается активизмом, существуют некоторые заметные партийные различия. Например, 14% подростков, которые идентифицируют себя как демократы или склоняются к Демократической партии, говорят, что они использовали социальные сети, чтобы побудить других принять меры по важным для них политическим или социальным вопросам за последние 12 месяцев, по сравнению с 6%. подростков, которые являются республиканцами или сторонниками Республиканской партии. И большее количество демократов, чем республиканцев, говорят, что они публиковали фотографии или использовали хэштеги, чтобы выразить поддержку политической или социальной проблеме в прошлом году. В целом, подростки-демократы в два раза чаще, чем подростки-республиканцы, занимались каким-либо из этих видов деятельности в течение этого времени (20% против 10%).
Мало того, что небольшая часть подростков участвует в такого рода деятельности в социальных сетях, относительно немногие говорят, что эти платформы играют решающую роль в том, как они взаимодействуют с политическими и социальными проблемами.
Примерно каждый десятый или меньше подростков говорят, что социальные сети чрезвычайно или очень важны для них лично, когда речь идет о знакомстве с новыми точками зрения, решении важных для них вопросов, поиске других людей, разделяющих их взгляды, помогая им определить свое собственное мнение по проблеме или предоставляя им возможность выразить свое политическое мнение.
Так же, как подростки-демократы чаще, чем подростки-республиканцы, участвуют в этих формах онлайн-активизма, они также рассматривают социальные сети как более неотъемлемый инструмент гражданской активности. Например, 18% подростков-демократов говорят, что социальные сети чрезвычайно или очень важны для них, когда речь идет о знакомстве с новыми точками зрения, по сравнению с 8% подростков-республиканцев. Демократы также чаще, чем республиканцы, говорят, что эти платформы, по крайней мере, очень важны для них, потому что они участвуют в решении важных для них вопросов, находят других, кто разделяет их взгляды, или помогают им определить свой собственный образ мышления.
На вопрос о том, что люди должны делать в более широком смысле, подростки-демократы (22%) чаще, чем подростки-республиканцы (12%), говорят, что независимо от того, занимаются ли они сами онлайн-активностью, это очень или чрезвычайно важно для людей. высказываться о политических или социальных проблемах в социальных сетях.
Подростки чувствуют отсутствие контроля над своими личными данными, но не слишком обеспокоены тем, что компании социальных сетей обладают этой информацией
На фоне продолжающихся дискуссий о конфиденциальности в средствах массовой информации и среди политиков подростки по-разному смотрят на эту тему. Всего 14% подростков сообщают, что чувствуют себя в значительной степени контролем над личной информацией, которую социальные сети собирают о них. Между тем, 60% подростков считают, что они практически не контролируют ситуацию. Еще 26% говорят, что не уверены, насколько они контролируют сбор этой информации компаниями.
Несмотря на то, что подростки чувствуют отсутствие контроля над своими данными, собираемыми социальными сетями, их это в основном не беспокоит. Пятая часть подростков (20%) говорят, что они очень или очень обеспокоены объемом их личной информации, которую могут иметь социальные сети. Тем не менее, значительная часть подростков — 44% — говорит, что их мало или совсем не волнует, как много эти компании могут знать о них.
«TikTok — это скорее место для просмотра видео… тогда Instagram [предназначен] для просмотра того, чем занимаются мои друзья, а затем Snapchat [является] способом более прямого общения». — Девочка-подросток
Чтобы информировать и дополнить этот опрос, Центр провел серию фокус-групп для подростков, чтобы лучше понять, как подростки используют социальные сети и думают о темах, связанных с ними. Эти фокус-группы подчеркивают, насколько тонкими на самом деле являются взгляды подростков на социальные сети.
Подростки рассказывают о том, как разные платформы служат разным целям, когда они ориентируются в онлайн-жизни, и о том, что использование этих платформ может вызывать самые разные эмоции и переживания, от беспокойства до волнения и от улучшения социальных связей до травли: 2
«Мне понравилось, особенно во время пандемии, возможность больше общаться с друзьями, так как я не мог видеть их лично. Кроме того, было что посмотреть, чтобы развлечь меня, и это было хорошо, потому что мы просто застряли дома». — Девочка-подросток
«Ладно, для меня это как хулиганы или как негативные комментарии или что-то в этом роде, вы просто видите много людей, которые хейтят под комментариями, под вашими постами и тому подобное». — Мальчик-подросток
«Я чувствую, что во время пандемии меньше людей использовали социальные сети определенным образом, потому что нечего было публиковать, например, выходить на улицу. Ты просто остаешься дома. Но TikTok был у всех, потому что это был их источник развлечения». – Девочка-подросток
Когда подростки рассказывают нам о своих взглядах, они также рассказывают, как пандемия изменила (и не изменила) их привычки в социальных сетях и какой, по их мнению, была бы их жизнь, если бы социальные сети исчезли в одночасье:
«Я думаю, что это будет немного [запутанно, если исчезнут социальные сети]. Я провожу 99% своего времени в помещении перед своим компьютером, если я не играю в игры, то смотрю пиратские видео.