Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Полевое наблюдение: НАБЛЮДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ | это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ?

2.4.3.6. Полевое, лабораторное и лабораторно–полевое наблюдение

Полевое наблюдение проводится в естественных для наблюдаемых условиях, в реальной жизненной ситуации (дома, в школьном классе, в цехе, в помещении для собраний и т.д.). Привычная обстановка, в которой изучается группа, сказывается как на действиях наблюдаемых, так и на правильном понимании их поведения. Однако следует отметить ряд следующих недостатков. Полевые условия не всегда создают благоприятные условия для работы исследователя, могут возникнуть ситуации, когда некоторые наблюдаемые могут пропасть из поля зрения исследователя, какие–нибудь внешние обстоятельства могут затруднить фиксацию происходящего или могут возникнуть внешние факторы, не характерные для данной проблемной ситуации (например, временные перебои с поставкой деталей и т.д.). Обычно оно применяется в разведывательных и аналитических исследованиях и имеет очень широкое распространение.

Лабораторное наблюдение, осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях.

Наблюдаемых приглашают в специально оборудованные классы или отдельные помещения, где организуют их деятельность, результаты которой наблюдатель фиксирует. Например, моделируя деловую игру по какой–нибудь проблематике, исследователь фиксирует поведение участников, мотивы их деятельности, реакцию и многое другое. Если требуется высокая тщательность и подробность в описании наблюдаемых процессов, то для фиксации результатов используются технические средства (магнитофон, фото–, кино–, телеоборудование). Но необходимо учитывать, что сам факт проведения лабораторного наблюдения, непривычная обстановка может определенным образом исказить информацию и снизить ее объективность. Обычно оно применяется в исследованиях экспериментального плана и главным образом заключается в фиксации изменений, которые произошли в результате воздействия на наблюдаемых экспериментальных фактов.

Классическим примером лабораторного наблюдения является хоуторнский эксперимент, о котором уже говорилось выше. Группа, за которой велось наблюдение, помещалась в различные условия, а в результате наблюдений делались выводы о влиянии условий труда на его производительность (16, т.

2, с.156).

Лабораторно-полевое наблюдение — вид сбора социологической информации, который осуществляется в естественных условиях, но с отдельными ограничениями. В данном случае предпринимается попытка снять недостатки, присущие как полевому, так и лабораторному наблюдению.

Систематическое наблюдение позволяет выявить динамику процессов и явлений, происходящих в изучаемом коллективе. Для него характерна регулярность фиксации результатов в течение определенного периода времени. Наблюдение может быть непрерывным, длительным (ежедневным) или проводиться в циклическом режиме (еженедельно, ежемесячно, раз в декаду, квартал и т.п.).

Систематическое наблюдение обычно проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков. Регламент регистрации фактов при эпизодическом наблюдении программой наблюдения обычно строго не фиксируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить их в какой–либо момент исследования. Объектом наблюдения могут быть: а) определенные социальные группы в различные моменты изучаемого процесса; б) определенный процесс в различных социальных группах; в) определенный процесс в определенной группе.

Недостатком такого вида сбора информации является трудность операционализации и сравнения данных за различные сроки, так как возникает риск сделать социологический вывод на основе разнопорядковых данных. Систематическое наблюдение широко применяется во всех исследованиях. Чаще всего используется как основной метод сбора первичных социологических данных при монографическом изучении одного локализованного объекта (например, группы семей, коллектива, жителей поселка).

Случайное (несистематическое) наблюдение связано с изучением заранее не запланированного явления, события, ситуации. При таком наблюдении единицы наблюдения заранее не определяются и фиксируются интересные по мнению исследователя факты. Порядок такого наблюдения не регламентирован его программой. Особым видом случайного наблюдения выступает фиксация событий, которые хотя и происходят в рамках запланированного объекта наблюдения, но не предусмотрены карточкой наблюдения. Например, при изучении социальной активности населения исследователь может столкнуться с деятельностью каких-нибудь неформальных объединений и зафиксировать их характеристики, представляющие научный интерес.

“От случайного наблюдения, — как указывает Э.П. Петров, — следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации запланированного наблюдения. Выявление такого рода фактов — основная задача неструктурированного наблюдения за заранее определенной ситуацией, но оно может происходить и в процессе контролируемого наблюдения. Так, фиксируя содержание труда по заранее разработанной программе в карточке, социолог может обнаружить, что не все факты, касающиеся процесса труда, нашли в ней отражение. Как самостоятельная процедура сбора первичной информации случайное наблюдение обычное не планируется” (16, т.2, с.156).

Случайное наблюдение обычно не бывает самостоятельной процедурой исследования и чаще всего встречается в разведывательных исследованиях для формулировки гипотез предстоящего планомерного исследования или для контроля и пополнения данных, полученных иными видами социологического исследования.

Полевые исследования — что это такое, зачем нужны, методы и этапы.

Полевое исследование — это вид маркетингового исследования, при котором объект изучается в реальных рыночных условиях.

В полевых исследованиях источник информации — люди, которые непосредственно связаны с проблемой или изучаемым вопросом: клиенты, сотрудники, эксперты.

Результат полевого исследования — информация, которую можно использовать для решения проблем, увеличения прибыли, снижения издержек, улучшения сервиса или иных положительных изменений в компании.

Фокус-группа — один из методов полевых исследований. Источник

Зачем нужны полевые исследования

Компании проводят полевые исследования чтобы:

  • снизить риски при принятии решения;
  • разработать стратегию развития и продвижения;
  • оценить эффективность маркетинговых воздействий;
  • изучить поведение, потребности и мотивацию потребителей;
  • узнать о восприятии рекламы и бренда целевой аудиторией;
  • выявить причину проблем и разработать антикризисные меры;
  • оценить обслуживание и работу сотрудников;
  • найти слабые места и точки роста компании;
  • изучить конкурентов и поставщиков.

Полевые исследования стоят дороже, чем кабинетные, для них требуется больше времени и подготовленные сотрудники. Поэтому полевые исследования используют, когда финансовые риски от принятия решения без дополнительной информации превышают затраты на сбор и анализ данных. 

Крупные предприятия создают собственные исследовательские отделы, но большинство фирм обращаются в маркетинговые агентства.

Методы полевых исследований

Полевые исследования можно разделить на:

  • опросы;
  • наблюдения;
  • эксперименты;
  • комбинированные.

Опросы

Самый распространенный, универсальный и недорогой метод. Опросы помогают изучить предпочтения и мотивы потребителей, оценить удовлетворенность обслуживанием, узнать мнение о бренде или товарах. 

Респондентами выступают потребители, эксперты, сотрудники — все кто имеет прямое отношение к проблеме или изучаемому вопросу.

Анкетирование. Респонденту после покупки или в момент посещения магазина предлагают небольшую анкету с вопросами и вариантами ответов. За участие клиент получает вознаграждение или подарок, например пробник товара.

Организовать опрос можно с помощью приглашенного интервьюера или сотрудника, который опрашивает клиента и заполняет анкету самостоятельно. Бумажные анкеты сложно заполнять и обрабатывать. Поэтому все чаще используют электронные опросы, например на планшете, телефоне или терминале. 

Особенность: потребители предпочитают короткие анкеты, которые можно заполнить за 1-2 минуты.

Онлайн-опросы. Участнику исследования предлагают пройти опрос на сайте или в приложении без оффлайн-встречи. Это экономит время респондента и деньги заказчика — не нужно платить интервьюерам за работу. По данным сервиса «Анкетолог», на заполнение онлайн-анкеты пользователи готовы уделить 10-20 минут.

Минус: в онлайн-опросе принимают участие только активные пользователи интернета.  

Где создать онлайн-опрос:

  • В специальном сервисе, например «Яндекс.Взгляд», «Анкетолог». Сервис самостоятельно найдет аудиторию по заданным характеристикам и разошлет приглашения потенциальным участникам За заполнение анкеты респонденты получают деньги, поэтому их заинтересованность в участии выше, чем у обычных пользователей.
  • С помощью конструкторов, например Google Forms, Survio. В этом случае нужно самостоятельно собрать аудиторию для опроса и разослать ссылку на электронную анкету.
  • В приложении или на сайте компании. В таком опросе примут участие текущие клиенты или пользователи.

Пример опроса, созданного в Google Forms

Телефонные. Сценарий и формулировки вопросов разрабатывают заранее. Респондент выбирает из предложенных вариантов или отвечает в свободной форме. Телефонный опрос дешевле и быстрее провести с помощью роботов.

Минус: высокая доля отказов, невозможно показать демонстрационные материалы, рекламу, упаковку.

Глубинное интервью — это разновидность опроса. У интервьюера есть сценарий с заготовленными вопросами, презентационные материалы или образцы продукции. В ходе беседы он задает дополнительные, заранее не подготовленные вопросы. Интервью позволяет получить более развернутые ответы, обнаружить непредвиденные мотивы или взаимосвязи. 

Минус: личность и субъективный взгляд интервьюера влияют на развитие беседы и интерпретацию ответов.

Фокус-группа — это интервью, на котором группа людей, отражающая целевую аудиторию бренда, обсуждает продукт или рекламный ролик. Ведущий модерирует дискуссию, задает вопросы, направляет обсуждение в нужное русло. 

Минус: озвученные мотивы и мнения не всегда соответствуют действительности, так как люди стремятся выставить себя в лучшем свете, проявить экспертность, произвести впечатление на группу или интервьюера.

Наблюдение

Маркетологи наблюдают за действиями и поведением потребителей в естественной обстановке. При этом никак не влияют на ситуацию и не контактируют с участниками. Наблюдатель только фиксирует события: что делает и говорит покупатель, как использует продукт, с какими сложностями сталкивается.

Минус: сложно интерпретировать истинные мотивы потребителя. Как понять, покупатель прошел мимо акционного стенда, потому что не заметил его или не заинтересован в этой группе продуктов? Точный ответ можно получить с помощью опроса.

Для наблюдения за поведением потребителей все чаще используют технологии. Камеры и датчики фиксируют действия и даже эмоции покупателей. Например, айтрекер позволяет оценить удобство интерфейса, реакцию на рекламу или упаковку.

Мобильный айтрекер предназначен для фиксации и анализа движения глаз.
1 — ИК светодиоды; 2 — камеры, которые смотрят в глаза; 3 — камера, записывающая то, что видит человек, микрофон; 4 — записывающее устройство. Источник

Эксперимент

Цель эксперимента — обнаружить, как те или иные изменения скажутся на результате. Например, влияет ли на продажи и выбор покупателя музыка и запах выпечки в торговом зале, цвет и размер ценников, форма и объем упаковки. Условия эксперимента контролируются, и за один раз меняется только один фактор.

Минусы: высокая стоимость, менее естественное поведение потребителя, если он знает об участии в эксперименте.

Хоум-тест — это эксперимент в реальной среде, тестирование продукта в естественных условиях использования. Потребители используют товар в привычной среде и заполняют дневник наблюдений, где фиксируют результаты и впечатления. Хоум-тесты подходят для стиральных порошков, шампуней, обуви и других товаров, где необходимо длительное исследование.

Холл-тест — это эксперимент, который проводится в специально подготовленном помещении. Обычно это комната в нейтральных цветах, тихая, с удобной мебелью. Спокойная обстановка помогает сконцентрироваться на свойствах оцениваемого продукта, не отвлекаясь на раздражители. Метод используют для оценки качеств продукта, упаковки, рекламных материалов.

«Магнит» в 2021 году открыл тест-студию для дегустации товаров. Источник

Комбинированные методы

Комбинированные методы полевых исследований включают в себя несколько приемов одновременно. Это позволяет получить более полную и достоверную картину. 

«Тайный покупатель». Этот метод полевых исследований используют для оценки работы сотрудников и изучения конкурентов. 

Для наблюдателя создается легенда: причина, по которой он обращается за услугой и товаром. Тайный покупатель проигрывает заданный сценарий, наблюдает за сотрудниками, скрыто записывает происходящее на диктофон или камеру, а после эксперимента заполняет отчет.

Пример сводного отчета по результатам «Тайного покупателя». Источник

Сопровождение покупки помогает изучить поведение покупателя или клиента. До посещения магазина покупатель участвует в опросе или интервью. В торговом зале наблюдатель фиксирует его действия и реакции. После завершения покупки проводится повторное интервью. В отличие от простого наблюдения, метод помогает не только увидеть действия покупателя, но и узнать мотивы и впечатления.

Метод позволяет выявить общее впечатление о компании, восприятие рекламы или выкладки, удовлетворенность сервисом.

Этапы полевого исследования

Рассказываем, как поэтапно провести полевое маркетинговое исследование.

Сформулируйте цель. Цель исследования определяет, какую информацию нужно собрать и каким способом. Например, чтобы выбрать самый продающий дизайн упаковки, хорошо подойдет фокус-группа. А выяснить причину падения продаж в конкретном дилерском центре помогут опросы клиентов и исследование «тайный покупатель». 

Определите аудиторию. Группа респондентов должна отражать целевую аудиторию продукта. Для проведения глубинного интервью или фокус-группы достаточно от 5 до 20 участников. 

А вот число респондентов для массового опроса или наблюдения зависит от размера целевой аудитории. Рассчитать размер выборки поможет онлайн-калькулятор. Если выборка будет маленькая или неверная, то результаты опроса нельзя «переносить» на всю аудиторию. 

Важную роль играет не только количество, но и состав участников. Если вашим продуктом пользуются 70% мужчин и 30% женщин, то важно соблюдать эту пропорцию при наборе респондентов. Особенно это касается опросов и наблюдений, то есть количественных методов исследования. 

Выберете метод исследования. Формат и способ коммуникации с респондентами зависит и от целевой аудитории, и от информации, которую нужно собрать. Если клиенты компании редко пользуются интернетом, то онлайн-опрос стоит заменить телефонным. Наблюдения подходят для изучения поведения, а интервью — для сбора мнений и изучения мотивации людей.

Разработайте инструменты. Подготовьте анкеты, сформулируйте вопросы, пропишите сценарий беседы. Разработайте презентации и сопроводительные материалы. Изучите технические инструменты и сервисы, которые потребуются в работе. Пропишите инструкции для интервьюеров и наблюдателей.

Контрольный лист наблюдения содержит перечень критериев оценки

Соберите данные. На этом этапе проводят опрос, наблюдение или эксперимент. Вся информация фиксируется и собирается в единый массив. В маркетинговых исследованиях данные могут быть количественными, то есть выражаться в числах, или качественными, содержать описание событий и взаимосвязей.

Проанализируйте результаты. Для работы с количественными данными используют математический анализ, статистику и графические методы. Качественные данные всегда анализируют люди, они изучают информацию и делают выводы.

Пример таблицы с анализом результатов интервью. Источник

Главные мысли

Что такое полевое наблюдение? — Smartpedia

Оглядывание через плечо целевых лиц

Полевое наблюдение — это вариант полевого исследования, при котором делается попытка наблюдать за целевым человеком или группой целевых лиц в их окружении, чтобы получить представление о поведении, действиях и процессах.

Он используется во многих областях, таких как психология, педагогика или социология. Полевое наблюдение также используется в ходе компаний, например. чтобы

  • определяют организацию рабочих операций и рабочих мест.
  • определяют этапы работы, уровни загрузки производственных мощностей и стресс на рабочем месте.
  • узнают, как работают команды.
  • оценить усилия, необходимые для выполнения действий.
  • определяет материалы и количества, необходимые для осуществления деятельности.
  • определяет типы и частоты связи.

Полученные знания можно использовать в различных дисциплинах: например, в разработке требований они помогают выводить требования к программному обеспечению и системам; в организации процессов они дают возможность оптимизировать и автоматизировать рабочие процессы; а в области охраны труда и техники безопасности они позволяют определять меры безопасности и т. д.

Типы полевого наблюдения

При полевом наблюдении есть два типичных представителя или вида:

  • При непрерывном наблюдении окружающая среда, условия труда и методы работы пользователя, заинтересованного лица или сотрудника наблюдаются в течение определенного, более длительного периода времени. Выводы обычно оформляются письменно. Документация с помощью видео- или звукозаписи также возможна, но ее всегда следует заранее обсуждать с целевым лицом.
  • В процедуре выборки, также называемой в контексте полевых наблюдений множественной выборкой, информация получается посредством наблюдений через заранее определенные интервалы времени. Значимость полученной информации затем должна быть определена статистически и стохастически.

 

Вариантом полевого исследования является ученичество, в котором ученик выполняет действия пользователя под наблюдением пользователя, чтобы собрать больше знаний.

Изменения в поведении во время полевых наблюдений

Полевые наблюдения часто показывают, что целевые лица меняют свое поведение – сознательно или бессознательно. В частности, в случае долгосрочных наблюдений эта адаптация поведения (а также первоначальная неуверенность целевого человека) со временем выравнивается. Однако, поскольку длительное наблюдение часто воспринимается как психологическое бремя, цели должны быть очень точно проинформированы о продолжительности и подходе. В принципе, рекомендуется вместе согласовывать даты полевого наблюдения, открыто общаться друг с другом и подчеркивать преимущества для целевого лица. Работа с «известными» наблюдателями или обращение наблюдения во время обучения также помогает уменьшить нервозность.

Чем занимается t2informatik?

Полевое наблюдение | FRA

Уведомление о местоположении

Министерство транспорта США Министерство транспорта США IconUnited States Department of Transportation

United States Department of Transportation

Узнайте, как на самом деле выполняется работа в реальных условиях.

Наблюдение за людьми в контексте их рабочей среды может быть использовано для получения представления о том, как отдельные лица и группы выполняют свою работу. При внимательном наблюдении в реальной рабочей обстановке понимание «возникает из собственных наблюдений и интервью исследователя в реальном мире, а не в лаборатории или академии» (Patton, 2002: 11).

Наблюдение может позволить понять и получить доступ к информации, которую трудно получить другими методами. Наблюдения могут позволить из первых рук обнаружить эксплуатационные и экологические требования, такие как тепло и вибрация кабины локомотива. Это может позволить понять, как происходит общение в команде и что препятствует эффективному обмену информацией (например, уровень шума, ненадежная радиосвязь). Это также может показать, что влияет на внимание оператора и стратегии, которые они используют для управления им.

Полевые наблюдения могут быть особенно полезны для выявления различий между «работой как сделано» и «работой как воображаемо» (Hollnagel, 2012). Работа в воображении относится к тому, что, по мнению менеджеров или авторитетных лиц, происходит (или , если  происходит) на работе на основе того, как она была обучена или предписана правилами и рабочими процедурами. Выполненная работа — это то, что на самом деле  происходит в реальности, когда операторы адаптируются, идут на компромиссы и принимают обходные пути для эффективного и безопасного выполнения своей работы.

Полевые наблюдения наиболее полезны в сочетании с другими методами для понимания действий человека, включая опрос операторов или анализ устных протоколов.

Советы по проведению полевых наблюдений:  

Определите, возможно ли полевое наблюдение. В некоторых случаях это может быть невозможно из-за логистики или опасений по поводу вмешательства в работу операторов. В этих ситуациях вы можете изучить возможность видеозаписи или использовать альтернативные методы сбора данных.

Разработайте руководство по наблюдению, содержащее набор тем или вопросов, чтобы сосредоточить внимание во время наблюдения. Возможные темы включают:  

  • Использование технологий, инструментов и физических артефактов
  • Координация и общение в команде
  • Обходные пути

Руководство по наблюдению может быть полезным, но также важно оставаться открытым для открытий.

  • Опишите цель вашего наблюдения тем, за кем вы наблюдаете. Наблюдатели, которые кажутся информированными, искренними и помогают улучшить инструменты оператора и рабочую среду, с большей вероятностью будут приняты операторами (Crandall et al. , 2006).
  • Будьте максимально ненавязчивы, чтобы не прерывать и не мешать работе, за которой наблюдают. Если операторы понимают цель вашего наблюдения, они с меньшей вероятностью изменят свое поведение из-за вашего присутствия и с большей вероятностью будут работать в обычном режиме. .
  • Делайте подробные заметки о событиях и поведении, которые вы наблюдаете. Часто бывает полезно фиксировать ход активности по мере ее возникновения, а затем систематизировать или классифицировать информацию позднее
  • .

 

Источники

  • Холлнагель, Э. (2012). FRAM: Метод функционально-резонансного анализа: моделирование сложных социотехнических систем. Фарнхэм, Великобритания: Ашгейт.
  • Паттон, М. (2002). Качественные методы исследования и оценки. 3-е издание. Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.

Для получения дополнительной информации о полевых наблюдениях см.:

  • Crandall, B., Klein, G.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *