Ученый объяснил, почему за полигамными отношениями будущее
Комсомольская правда
Результаты поиска
НаукаНаука: Клуб любознательных
Мария БАЧЕНИНА
13 августа 2020 13:30
Об этом в интервью «КП» рассказал доктор биологических наук Денис Ребриков
С точки зрения биологии, полигамия гораздо естественнееФото: Shutterstock
Сложные вопросы половых отношений мы разбирали с проректором по науке медицинского университета имени Н. И. Пирогова, заведующим лаборатории редактирования генома научного центра имени В. И. Кулакова, доктором биологических наук Денисом Ребриковым.
— Как вы думаете, кем лучше быть – мужчиной или женщиной?
— Я не могу ответить на этот вопрос, потому что он не в области научных знаний. Я по-другому отвечу, с точки зрения биологии. Два пола природа предусмотрела для разных целей. Одни особи будут сохранять все самое надежное, ценно накопленное в поколениях. А другие организмы будут отвечать за изменчивость вида, если вдруг изменилась окружающая среда и за несколько поколений нужно убрать хобот, укоротить шею, отрастить волосы, облысеть и так далее… Женских особей природа назначила ответственными за сохранение накопленного, а мужских — за изменчивость.
Если мы посмотрим вариативность любого параметра у женщин и у мужчин, например, насколько разным может быть рост, вес, какие-то биохимические показатели, спортивные показатели, то любой показатель, который бы мы ни взяли, в популяции мужчин будет более широкий разброс. Самый низкорослый человек на земле — это будет мужчина. Самый высокий — мужчина. Кто самый слабый? Мужчина. Самый сильный? Мужчина. И т.д.
Смешаем женщин и мужчин в одном виде спорта: дамы не будут вообще ни в каком виде спорта выигрывать в тех случаях, когда есть объективные показатели того, что мы максимизируем параметры.
— То есть вы хотите сказать, что мужчины лучше?
— Я не мыслю в таких категориях. Вот смотрите, с другой стороны, самцы – это очень дешевый расходный материал с точки зрения эволюционной биологии. Когда мы сказали, что женщины являются носителями неких базовых признаков, а самцы являются драйвером, то есть, они задают направление эволюции в данный момент. Дело в том, что самец может оплодотворить бесконечное число самок.
У него нет никакого лимита по гаметам – это сперматозоиды, они генерируются миллионами. Самки отбирают самцов, наиболее приспособленных к тем условиям, в которых сегодня существует вид. Именно самка выбирает, куда будет двигаться вид с точки зрения эволюции.И таким образом получается, что, если самцов много и они все разные, но самки выбирают из этого разнообразия только тех, кто, условно, на Порше Кайен, то дальше окажется, что со временем все будут ездить на Порше Каейен.
— Вопрос, который занимает многих, состоящих в браке или долгих отношениях: люди все-таки полигамны или моногамны? В жизни, мы, конечно, рассуждаем немного проще: все ли мужья изменяют женам? Или «бывают ли верные жены, или все только на сторону и смотрят»?
— С точки зрения биологии, полигамия гораздо естественнее. Один самец, идеальный, наилучший из всех, должен иметь возможность оплодотворить столько самок, сколько самок его выберут.
Мы сегодня видим массу социумов, где вполне естественно процветае полигамия. Как раз с точки зрения биологии эти общества более приспособлены и они в будущих поколениях дадут лучшие фенотипы, чем общества с моногамией.
— Почему люди часто ошибаются, выбирая не того партнера? Что нам мешает?
— Очень много факторов влияет. И один из главных – это как раз моногамия. Моногамия блокирует у женщины возможность выбирать из всех мужчин. Вообще женщина должна иметь эту возможность… ну просто вот «огласите весь список, пожалуйста»… Социум накладывают массу ограничений. В природе этих ограничений нет.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Харам и халяль. Зачем мужчины в Центральной Азии заводят вторую семью
Харам и халяль. Зачем мужчины в Центральной Азии заводят вторую семью4 апреля 2019 года
Татьяна Ярмощук, Алина Жетигенова
Многоженство в Центральной Азии уголовно наказуемо. Несмотря на это, мужская полигамия здесь снова становится нормой
«Любовницы и пузо для мужчин считалось чем-то обязательным, если ты хорошо зарабатываешь.
У всех в папином кругу были любовницы», – рассказывает 30-летний Болот из Кыргызстана.О второй жене отца ему рассказали одноклассники. Один из них жил в том же подъезде, куда почти каждый день заходил его отец. Он предложил “пошпионить” – мальчики сидели на лавочке во дворе, когда папа Болота вышел с ребенком на руках и женщиной рядом, за ними шел еще один ребенок.
«У меня будто сердце остановилось и вместо того, чтобы подойти, я затрясся и спрятался. Самое обидное, что об этом знал весь наш город, вся моя школа, мама и даже старшие братья. Но я так и не смог поговорить с ним, — вспоминает Болот. — Я уехал в лицей в 13 лет, приезжал на каникулы и все вели себя как ни в чем не бывало – папа также редко бывал дома, мама работала много и вечно хлопотала по дому».
Мать Болота в прошлом году умерла от рака. После ее смерти отец переехал к другой семье. Ни братья, ни Болот с отцом связь не поддерживают.
От полиандрии к полигинии
История Болота типична для центральноазиатского региона.
Полигамия – это форма отношений, при которых человек может состоять в браке одновременно с несколькими супругами. Существуют два вида полигамии: многоженство (полигиния) и многомужество (полиандрия).
Большинство религий запрещают как многоженство, так и многомужество. Но есть страны, где до сих пор существует как первое, так и второе.
Женская полигамия практикуется, в частности, в Тибете, Непале, Меланезии и Нигерии. Мужская существует в том числе в патриархальных странах, жители которых исповедуют ислам.
Ислам допускает многоженство. В Коране сказано: «Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них [женах] одинаково, то женитесь на одной».
Во всех странах Центральной Азии многоженство запрещено законом, понятия «вторая жена» официально не существует, а «брак», заключенный муллой, не признается властями. Но в рассказах героев мы сохраняем терминологию, которую они используют.
Токал против байбише
В Казахстане законодательство не предусматривает возможность регистрации нескольких браков.
В 1921 году Центральный комитет Туркестанской АССР принял декрет о запрете многоженства. Это сохранилось и в законодательстве Казахской, Киргизской, Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР.
В 1998 году в Казахстане исключили многоженство из числа уголовно наказуемых актов. Спустя десять лет в проект кодекса «О браке и семье» внесли норму о многоженстве, но депутаты ее не поддержали. Против тогда выступила депутат Бахыт Сыздыкова, которая требовала узаконить и многомужество.
На практике мужская полигамия в Казахстане очень распространена.
Астану (Нур-Султан) называют «городом токал» («токал» – вторая жена в Казахстане). Алматы – «город байбише», то есть первых жен. В 1998 году, когда Астана стала новой столицей Казахстана, сюда переехали чиновники, а их семьи остались в Алматы. Со временем многие из госслужащих завели здесь вторых жен и начали жить на две семьи.
“Знакомить ли токал с байбише — ваше дело. Но в отпуск нужно возить и ту, и другую“, – звучит реклама популярного в стране поисковика авиабилетов. Сервис рекомендует три направления для отдыха мужчины – с женой, со второй женой и с обеими вместе. На общественное возмущение маркетолог компании ответил, что для их аудитории это важная тема и они просто “обслуживают все возможные интересы“.
Считается, что наличие токал повышает статус мужчины. «Для мужчины это престиж, желание покрасоваться перед друзьями. И очень редко, когда они имеют жену, токал и все. Часто эти любовницы меняются: «чем больше любовниц, тем круче мужик». Со временем мужчина устает бегать на два фронта, но остановиться уже не может», – объясняет психолог из Казахстана Татьяна Педаева.
«Чем моложе женщина, тем сильнее она заряжает сексуально»
Амир пять лет работал водителем у высокопоставленного казахстанского чиновника, у которого были байбише и токал. Он был знаком с обеими семьями. Говорит, если бы у него было столько же денег, то тоже завел бы токал.
«Не только я, любой мужик при деньгах бы завел себе токал. Мужчине нужно набираться сил от женщин, и чем моложе женщина, тем сильнее она заряжает мужика и сексуально, и эмоционально», – считает Амир.
«Женщины сначала очень милые, но через некоторое время они начинают уходить в быт. Ты уже не желаешь ее, но и не бросишь, недостойно бросать женщину. Как ты придешь и скажешь представительнице слабого пола, мол: «Дорогая, я люблю другую, иди и строй свою жизнь»?» – объясняет он.
«Сначала расстроилась, потом поняла»
У Карима четыре жены. Между собой они не знакомы. Он не допускает, чтобы они общались с другими мужчинами или работали в мужском коллективе: «Я обеспечиваю их всем. Если уж так и хотят – пусть работают для души, но не среди мужчин».
Решение стать многоженцем Карим объясняет религией: «В исламе считается, что ты должен поддерживать женщин в нужде, если у тебя есть возможность».
Возможности у него были – Карим родился и вырос в богатой семье. Потом уехал из Кыргызстана в соседний Казахстан, где обосновался и запустил свой бизнес.
Мужская полигамия практиковалась и в его семье: «Моя мама нам говорила, что у отца есть другие женщины и дети, и что не надо быть эгоистами».
С первой женой Карим познакомился еще в университете: «Тогда я и не думал, что женюсь еще раз. Но через семь лет брака я начал помогать одной из сотрудниц – она была молодая, училась в университете и подрабатывала, чтобы оплатить контракт. Я поставил ей только одно условие – хиджаб».
«Перед женитьбой я сообщил жене, она сначала расстроилась, но потом отнеслась с пониманием», – уверяет Карим.
Третья жена Карима – сестра его одноклассника, чей муж уехал на трудовую миграцию и через несколько лет развелся с ней по телефону. Четвертая жена, по его словам, вдова с пятерыми детьми.
С первой женой у Карима три дочери. «Со второй женой нам хотелось завести сына, но долго не получалось. А потом она родила в тот же год, что и третья жена», – говорит Карим.
“Родители меня, в целом, поддерживают. Сестры не очень“, – рассказывает он. — «Я стараюсь проводить время со всеми детьми, но в год, когда у меня со второй и с третьей женой родились сыновья, было тяжело и с женами, и с детьми. Но и я, и мои родители были счастливы, что у меня будут наследники», – рассказывает он.
«Что я, от токал родился, что ли?»
Дети, рожденные от токал, обычно носят фамилию отца, но быть таким ребенком считается унизительным. В казахском языке даже есть выражение: «Что я, от токал родился, что ли?»
«Всегда говорят о чувствах жены или детей в первой семье, но никогда не говорят о том, каково быть ребенком токал. Это даже унизительнее, чем быть токал», – говорит Мария из Казахстана.
Мария вспоминает, что отца они, дети токал, видели редко, «не привязывались и не тосковали». С матерью тоже у всех сложились сложные отношения.
«Мама была одержима своим так называемым мужем, все время искала его, звонила, упрашивала сходить его к ее родителям, подругам. Она так сильно любила его, что на нас у нее уже чувств не оставалось, – говорит женщина. – Ее уже можно назвать пожилой женщиной, но она все еще ведет себя как подросток, влюбленный во взрослого женатого дядю».
Мария уехала на учебу заграницу, так и осталась в другой стране – с родителями за последние десять лет она общалась только два раза.
Девушка хочет забрать сестру, как только та закончит школу: «Не хочу, чтобы она оказалась среди несчастных первых жен, терпящих или живущих в иллюзии, ни среди вторых, которые живут в надежде или страхе».
«Нас воспитывают, что мужики гуляют, и это нормально»
Динаре сейчас 60, она живет одна – ее взрослые дети живут с семьями за границей, муж – в другом конце города с другой семьей.
О том, что у ее мужа есть токалка, Динара узнала во время празднования его 50-летия. В помещение ворвалась молодая женщина и устроила скандал. Она требовала, чтобы ее муж женился на ней потому, что они давно вместе и у них есть маленький ребенок.
“Я всегда подозревала, что он гуляет. Нас воспитывают, что мужики, мол, все гуляют, и что это нормально. Но я и не думала, что он живет с кем-то. Оказалось, что почти все гости знали о его любовнице, он даже знакомил ее со своими родителями и родственниками“, – вспоминает Динара.
После этого муж захотел развестись, но она отказала.
“Самое отвратительное, что он меня раз пять избивал из ревности. Последний раз – когда уже купил любовнице квартиру и несколько раз выезжал с ней за границу“.
Динара познакомилась с мужем в 23, они – коллеги и до сих пор работают вместе на госслужбе.
“В самом начале карьере все ожидали от меня больших успехов, он же работой так не горел как я – его папа засунул на госслужбу, вот и был там. Я помогала ему, не только прикрывая его дома – уборка, стирка, дети, их курсы, их здоровье, но и на работе поддерживала его, помогала с выступлениями, отчетами. В итоге у него лавры на работе, да и дети любят родителя, который по праздникам да с подарками, любовные приключения с разными женщинами, молодая жена и свежий ребенок. Я свою жизнь устрою еще, просто в 50 начинать все по крупицам было очень тяжело”, – признется женщина.
Муллы против закона
В Кыргызстане многоженство уголовно наказуемо. «Двоеженство или многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, наказывается лишением свободы на срок до двух лет», – гласит статья 153 Уголовного кодекса.
Этот закон не работает, а мужская полигамия становится нормой и в этой стране, говорят правозащитники.
Два года назад известный религиозный деятель Кыргызстана Чубак Жалилов заявил, что у него теперь две жены. Он сказал, что хочет подать пример остальным кыргызским мужчинам, которые, по его мнению, тоже должны взять вторую жену.
В МВД тогда заявили, что уголовное дело на Жалилова возбудят лишь в том случае, если заявление напишет его жена или гражданин, который обладает информацией о двоеженстве религиозного деятеля.
Раньше священнослужители уже предлагали узаконить мужскую полигамию в Кыргызстане. Этот вопрос бурно обсуждался в обществе.
Мужчин, у которых несколько жен, в Кыргызстане немало, и никто из них к ответственности никогда не привлекался.
«Не был религиозным, а двух жен захотел»
Самара 12 лет была любовницей женатого мужчины, затем вышла за него замуж, но развелась, узнав, что он ей изменяет с бывшей женой.
Они познакомились, когда она была студенткой первого курса филологического факультета: «Я стояла во дворе и вслух готовилась к зачету. Вдруг замечаю, как на меня смотрит и улыбается мужчина лет 25-ти. Он подошел и на идеальном английском поздоровался, спросил мое имя, что изучаю и пожелал удачи».
Когда Самара вышла с экзамена, он стоял у входа с цветами: «Я влюбилась, мне постоянно хотелось быть с ним».
Вскоре Самара начала что-то подозревать: «После множества вопросов он вытащил из портмоне обручальное кольцо. Он был женат, я была в шоке. Он сказал, что женился по залету и не любил жену. Но я следила за ним и поняла, что он любил свою жену: они держались за руки, целовались на улице, он водил ее туда же, куда и меня».
Все же Самара решила остаться с ним из-за денег: «Мне было 18 лет, я приехала из села, росла у бабушки и дедушки, жила в нищем общежитии. Мне хотелось всего, что есть у городских девушек, – красиво одеваться, снимать квартиру, ходить в кафе. Богатых родителей у меня не было. Был страшный акцент на русском, умение до блеска мыть окна, месить тесто и зашивать носки. Да и с учебой были проблемы: я изучала английский через русский, отставала от всех, мне приходилось понимать русский, потом еще и английский».
Он снял ей квартиру, где они и встречались на протяжении 12 лет.
«Мне исполнилось 30, и я сказала, что не могу уже прятаться. Решила уйти, но он сделал мне предложение. Через полгода он развелся, переехал ко мне», – вспоминает Самара.
С ребенком он виделся в доме бывшей жены. А через три года она позвонила Самаре и попросила, чтобы та отпустила мужа, по ее словам, они давно опять спят вместе.
Мужчина не стал ничего отрицать и предложил Самаре остаться первой женой, а бывшую взять через никах (брачный обряд, проведенный муллой). «Больше всего бесит то, что он никогда не был религиозным, а тут вдруг двух жен захотел».
«Старшая жена сама ходила свататься»
Уголовно наказуемо многоженство и в Узбекистане. За это предусмотрен штраф от 50 до 100 минимальных зарплат либо исправительные работы, или лишение свободы до трех лет.
Два года назад президент Шавкат Мирзиёев заявил, что имамы, которые проводят обряд никах для пар, не предоставивших свидетельства о браке, будут наказаны.
Несмотря на это, мужская полигамия здесь не редкость.
Махмуд – двоеженец из Узбекистана. «У нас чудная жизнь. Когда появляются неожиданные проблемы в жизни, то после ночи со старшей или младшей ты забываешь об этом хотя бы немного», – рассказывает он.
Его жены не только знакомы, но и живут в одной квартире.
«Отношения между ними очень хорошие. [Старшая жена] сама ходила свататься [к младшей]. Там она хвалила нашу семью. Когда младшая спросила, кто она мне, та задумалась и ответила, что жена. Тогда младшая сбежала».
«В первую ночь, когда я входил в комнату младшей, я услышал плач из комнаты старшей. А когда я пошел ее успокоить, то зарыдала младшая. Я разозлился, взял за руку младшую и завел ее в комнату старшей. Я сказал: либо до утра вы подружитесь, либо я утром же отвезу вас по домам. Я закрыл их на ключ, а утром они вышли подругами», – рассказывает двоеженец.
По словам Махмуда, с первой женой его «потребности были удовлетворены лишь на 25%». «У меня было два способа решить эту проблему: халяльный и харамный. Я выбрал халяльный», – говорит он.
Подполковник и жены
Уголовное законодательство Таджикистана за многоженство предусматривает штраф до 50 тысяч сомони ($5300) или до двух лет исправительных работ.
В конце прошлого года суд города Гиссар (20 км западнее Душанбе) приговорил подполковника милиции Санатулло Садуллоева к штрафу в 50 тысяч сомони ($5300).
По словам милиционера, с 2009-го по 2016 год он действительно проживал с двумя женами, но два года назад дал талок (развод по-мусульмански) второй неофициальной жене.
Гулбахор Валиева (слева) и Малохат АзизоваТеперь Садуллоев говорит, что проживание с двумя женами было ошибкой: «Когда моя первая жена после рождения первого ребенка больше не смогла родить и обвиняла меня в этом, я решил удостовериться в обратном и взял вторую жену».
С Малохат Азизовой, первой и законной женой, он прожил 17 лет, у них двое детей. По ее словам, муж дал ей талок, но официально они до сих пор муж и жена.
Именно первая жена подала на мужа в суд: «Пусть видят, как сотрудник милиции, который должен быть примером законопослушности, сам преступает закон. Чего ожидать тогда от простого мужика, если страж порядка так себя ведет?»
На вопрос, почему же она обратилась в суд только после рождения четвертого ребенка мужа во втором браке, она ответила: «Как и многие женщины, думала, что муж погуляет и одумается».
«Моя чаша терпения лопнула, когда муж привел к нам домой двух детей от второго брака и хотел, чтобы мы все вместе жили под одной крышей», – говорит женщина.
Вторая жена подполковника – Гулбахор Валиева – сообщила, что вступила в мусульманский брак с Садуллоевым шесть лет назад, а два года назад после скандала первой жены получила талок.
«Не для совместной жизни»
Тахмина Ходжаева из Душанбе была второй женой почти шесть лет. Официально такие браки не регистрируют, их поженили по мусульманскому обряду. Постоянно мужчина жил – его имени она не называет – со своей первой семьей. К Тахмине приходил лишь днем – расслабиться.
«Вторая жена – не для совместной жизни. Я так поняла, что ни одна вторая жена всю жизнь не проживет так. Берут тебя в жены, потому что красивая, следишь за собой. Это для отдыха и развлечений. Пока у тебя детей нет, он приходит. Дома у него жена с шестью детьми – они не дают ему расслабиться. Здесь придет, поспит, развлечется. Я его искупаю, помою, он чистенький. Такие мужчины не хотят, чтобы жена забеременела, чтобы сохраняла фигуру», – уверена она.
По словам Тахмины, в первые годы они жили нормально. Муж обеспечивал ее: купил квартиру, сделал ремонт. Затем они расстались. Теперь он хочет отобрать подаренное жилье, хотя оно и записано на Тахмину.
«Неужели, если он богат, ему не стыдно со мной так поступать? Из собственного дома выгоняет. Куда я детей увезу? Двоих родила и без мужа осталась», – говорит она.
После расставания Тахмина нашла другого мужчину и вновь обвенчалась по мусульманскому обряду. Она родила еще двоих детей, после чего и начался конфликт с бывшим супругом: «В суд на меня подал. Достает меня. Выгнать хочет».
Туркменбаши за многоженство
С 1 сентября 2018 года многоженство запрещено и в Туркменистане. За это предусмотрен штраф от 20 до 30 среднемесячных зарплат или исправительные работы на срок до двух лет.
Несмотря на это, с середины 1990-х полигамия стала распространенной в этой стране.
В 1993 году первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов предложил легализовать многоженство, разрешив мужчинам иметь до четырех законных жен. Создали даже специальную комиссию. Но тогда предложение вызвало протест туркменской интеллигенции.
Имена некоторых героинь и героев изменены по их просьбе
Почему Ислам разрешает полигамию?
Брак является священным институтом в Исламе с очень важными целями. В большинстве случаев цель достигается моногамией. Однако в определенных ситуациях мужчине разрешается жениться более чем на одной жене при условии, что он относится к своим женам справедливо и принимает решение с помощью Taqwa или Сознания Бога.
Идея о том, что ислам разрешает полигамию, чтобы мужчины могли преследовать похоть и как предлог для удовлетворения чувственных желаний, далека от того, чего ислам на самом деле хочет достичь.
Снова и снова вопрос полигамии в исламе поднимается как серьезный вопрос и большое препятствие для любых серьезных дискуссий об исламе. Общая идея состоит в том, чтобы спросить: как ислам может утверждать, что существует гендерное равенство, когда он позволяет мужчинам жениться на четырех женах? Если мужчины могут иметь несколько жен, почему женщинам также не разрешается выходить замуж более чем за одного мужа?
Давайте рассмотрим, почему Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен.
Полигамия разрешена, хотя и не обязательна, в качестве корректирующей меры в определенных ситуациях, которые могут возникать время от времени.
Не правило!
Первое, что следует отметить по этому вопросу, это то, что полигамия не является общим правилом для всех мусульман. Наоборот, это положение – что-то разрешенное – для особых обстоятельств. Хазрат Мирза Тахир Ахмад (справа) объясняет это следующим образом:
«… во-первых, это положение в Исламе о заключении брака более одного раза не является общим. Это относится к определенным ситуациям, когда становится необходимым как для сохранения здоровья общества, так и для прав женщин иметь это положение». ( Ответ ислама на современные проблемы , стр. 96)
Основным поводом для предоставления полигамии является военное время. Во время войны количество мужчин в обществе сокращается из-за военных потерь. Следовательно, увеличивается число вдов и сирот. Для таких ситуаций ислам дает положение о полигамии, чтобы вдовы и сироты могли продолжать иметь возможность семейной жизни после ухода мужа/отца.
Хазрат Мирза Тахир Ахмад (справа) объясняет:
«… Из изучения Священного Корана видно, что обсуждается особая ситуация послевоенного периода. Это время, когда в обществе остается большое количество сирот и молодых вдов, а баланс мужского и женского населения сильно нарушается. Аналогичная ситуация сложилась в Германии после Второй мировой войны… Там было большое количество девственниц, унылых девиц и молодых вдов, за которых нельзя было выйти замуж» ( Ответ Ислама на современные проблемы, стр. 98)
Следовательно, Ислам предлагает полигамию как решение во время кризиса. Вместо того, чтобы отказываться от большого количества семей, вдов и сирот в надежде сохранить какое-то представление о «равенстве» и моногамном браке при любых обстоятельствах, Ислам предлагает практическое решение с учетом долговременного здоровья и духовного состояния семьи. личности и общества в целом.
В ходе этого обсуждения, если и следует апеллировать к эмоциям, то это должно быть апелляция к эмоциональному состоянию, через которое проходят такие семьи. Ислам не бросает их, а относится к ним с состраданием и милосердием. Однако это не означает, что также отказываются от надлежащих гарантий и мер предосторожности.
Требование справедливости
Напоминаем тем, кто прибегает к этому обращению, относиться к каждой из своих жен справедливо, как сказано в Коране:
وَ اِنۡ خِفۡتُمۡ اَلَّا تُقۡسِطُوۡا فِی الۡیَتٰمٰی فَانۡکِحُوۡا مَا طَابَ لَکُمۡ مِّنَ النِّسَآءِ مَثۡنٰی وَ ثُلٰثَ وَ رُبٰعَ ۚ فَاِنۡ خِفۡتُمۡ اَلَّا تَعۡدِلُوۡا فَوَاحِدَۃً اَوۡ مَا مَلَکَتۡ اَیۡمَانُکُمۡ ؕ ذٰلِکَ اَدۡنٰۤی اَلَّا تَعُوۡلُوۡا
И если вы опасаетесь, что не будете справедливы по отношению к сиротам, то женитесь на женщинах, которые вам понравятся, на двух, или на трех, или на четырех; а если боишься, что не поступишь справедливо, то женись только на или на том, что есть у твоих правых рук. Это ближайший способ , чтобы избежать несправедливости. [ 4:4 ]
В этом стихе следует отметить, что «справедливое обращение с сиротами» является основным мотивом в Исламе для разрешения многоженства, хотя и связанного со строгим условием. Прежде чем принять решение жениться на второй жене, мужчина должен сначала убедиться, что он будет справедливо обращаться со своими женами и любыми сиротами. Если он не в состоянии обеспечить это, он должен придерживаться моногамии.
Другие причины полигамии
Хотя основной причиной многоженства, предусмотренной Кораном, является забота о сиротах, могут возникнуть и другие ситуации, когда может потребоваться вторая жена. Подробный комментарий Священного Корана обсуждает некоторые из этих ситуаций в свете 4:4. Этот вопрос также подробно обсуждается в книге Хазрата Мирзы Башира Ахмада (ра) Жизнь и характер Печати Пророков (са) – Том II , , страницы 250-266.
Прежде чем полностью понять эти второстепенные причины полигамии, мы должны понять, что Коран определяет как цель самого брака. В Коране указаны четыре цели брака:
- Защита от физических, моральных и духовных недугов (4:25; 2:188)
- Продолжение человеческой жизни (2:224)
- Дружеское общение и душевное спокойствие (30:22)
- Рост отношений любви и сострадания (30:22; 4:2)
Важно отметить, что нигде в Коране цель брака не указывается как погоня за похотью и чувственностью. Это не является целью брака в исламе, будь то брак с одной женой или с несколькими женами. Следовательно, любое представление о том, что Ислам делает условия для того, чтобы мужчины вели похотливую жизнь, является полным заблуждением.
Между браком, предназначенным для удовлетворения похотливых устремлений, и браком, предназначенным для удовлетворения естественных желаний, есть тонкое различие. В первом случае брак может стать средством изучения чувственности без границ и ограничений, и такие браки в конечном итоге лишаются комфорта, спокойствия, чувства цели и любви. Для сравнения, в случае последнего брак становится средством ограничения и удовлетворения естественных желаний наряду с намеченной целью обретения комфорта, любви, продолжения рода и защиты от зла.
Некоторые религии рассматривают любое исполнение естественных желаний как низкое или мирское и придерживаются мнения, что самый духовный образ жизни — это соблюдать целомудрие. Ислам, с другой стороны, не придерживается такого крайнего подхода и считает брак необходимым средством защиты человека от зла, предоставляя выход тем естественным желаниям, которые существуют для обеспечения продолжения рода и продолжения человеческой жизни. Без брака человек был бы в постоянной опасности совершить грех ради исполнения своих желаний. Признание существования таких желаний, однако, не означает, что ислам открыл дверь похотливым погоням за чувственностью как единственной целью.
Брак, таким образом, является институтом в Исламе, направленным на то, чтобы помочь человеку стать более духовным и связанным с Богом. Имея выход для этих естественных желаний, человек может свободно и спокойно преследовать настоящую цель жизни — поклонение Богу. Будь то моногамный брак или полигамный брак, эта цель остается неизменной.
Кроме того, четыре цели брака, перечисленные выше, могут применяться как в случае моногамного брака, так и в случае полигамного брака. Например, если цель брака состоит в том, чтобы оградить себя от зла, и эта цель не выполняется с одной женой, мужу дается разрешение жениться на второй жене. Хазрат Мирза Бахир Ахмад (ра) объясняет этот сценарий следующим образом:
«…одной целью брака является Ихсан , т. Однако возможно, что человек сталкивается с обстоятельствами, при которых он не может поддерживать свою праведность и чистоту, поддерживая отношения с единственной женщиной, у которой случаются периоды менструации, беременности, родов, кормления грудью и другие формы недугов. и т. д. Тогда, даже если он может с чрезвычайным усилием оградить себя от практической непристойности, по крайней мере, один аспект нечистоты продолжает господствовать в его мыслях, или, может быть, есть опасность, что он заболеет каким-нибудь телесным недугом. Следовательно, правильным средством для такого человека является не что иное, как полигамия. Иными словами, для такого лица та же самая цель, которая была мотивом для одного брака, в этом случае должна стать катализатором для другого брака». ( Жизнь и характер Печати Пророков (са) – Том II , стр. 253)
Это всего лишь один пример. Могут быть и другие ситуации, когда ни одна из целей брака не достигается с одной женой. В таких обстоятельствах мужчина может обратиться за исправлением своего положения со второй женой.
Почему мужчины не могут просто оставаться терпеливыми?
Принимая во внимание приведенное выше понимание причин полигамии, критики подняли два важных вопроса:
- Почему мужчины не могут проявлять терпение вместо того, чтобы искать вторую жену?
- Если мужчинам разрешено вступать в брак несколько раз по вышеуказанным причинам, почему женщины не могут вступать в брак несколько раз по тем же причинам? Разве Ислам не видит вещи ясно с точки зрения женщины?
Ответ на первый вопрос заключается в том, что требуется большая доля наивности, чтобы предположить, что мужчины должны сохранять терпение все время и никогда не прибегать к другой жене. Неоспоримым фактом является то, что полигамия всегда существовала в истории человеческой цивилизации [*] . Это особенно очевидно в длинной череде пророков в Библии, которые были мужами Божьими, но все же имели несколько жен.
Один критик выступил против идеи о том, что мужчина решает жениться на второй жене, потому что он не может иметь ребенка мужского пола от первой жены. Он утверждает, что иметь детей гораздо важнее для женщин, чем для мужчин. Почему в таких случаях эмоции женщины игнорируются, а мужчина получает возможность жениться на второй жене?
Если муж и жена коллективно решат, что мужчина должен взять вторую жену, потому что первая жена не может родить детей или иметь ребенка мужского пола, какие возражения может возразить им любой критик? Какой моральный авторитет имеют критики над любым мужем и женой, которые решили поступить так ради собственных обстоятельств и общего счастья?
На самом деле это не просто гипотетическая ситуация. Женщины и мужчины действительно выбрали этот вариант, когда первая жена не могла иметь детей. Мужчина женился во второй раз и смог завести детей с вторая жена, которую очень любила первая жена.
Фундаментальная проблема заключается в намерении , а не в самом действии. Святой Пророк (са) красиво сказал:
إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ
[Сунан Абу Дауд, Китабут Талак, Бааб Фимаа ‘уния бихит-талаку ван-ниййату – Sunnah.com]
Значение: «О действиях судят по намерениям». Ислам учит, что все действия человека должны оцениваться по намерениям. Фундаментальное требование состоит в том, чтобы мусульмане жили своей жизнью с Таква (Сознание Бога). Они должны постоянно осознавать, что Бог наблюдает за их действиями и призовет их к ответу даже за их злые мысли, как говорит Аллах в Коране:
و вероятной اِنۡ تُبۡدُوۡا مَا فِیۡۤ اَنۡفُسِکُمۡ اَوۡ تُخۡفُوۡہُ یُحَاسِبۡکُمۡ بِہِ الّٰہُ ؕلِلُ لِمَنۡ ِہِπ اs رُ п.
…раскрываете ли вы то, что у вас на уме, или скрываете, Аллах призовет вас к ответу за это; тогда Он простит, кого пожелает, и накажет, кого пожелает; и у Аллаха есть власть сделать все, что Он пожелает. [ 2:285 ]
Если муж имеет злое намерение жениться на какой-либо из своих жен, он будет привлечен к ответственности перед Аллахом. Однако, если его намерения чисты и его решение принято с Taqwa и с твердым убеждением, что он несет ответственность перед Аллахом, ни один критик не должен поднимать никаких вопросов из-за какой-либо предполагаемой роли морального превосходства.
Почему женщинам нельзя иметь более одного мужа?
Мужчины и женщины не идентичны. Тот факт, что мы похожи, также означает, что мы не одинаковы. Поскольку мы отклонились от божественного замысла и намерения, это главная причина, по которой многие так недовольны полигамией. То, как мужчины устроены Богом, два мужа на одну жену неизбежно вызывают конфликты и насилие в семье и в обществе в целом. Родословная каждого ребенка почти всегда будет подозреваемой, несмотря на анализ ДНК. Ислам является универсальной религией, и правила созданы с учетом всеобщего блага общества и сообщества.
С точки зрения женщины, если цели ее брака не достигаются, Ислам разрешает ей обратиться за помощью через развод и найти другого мужа. Это путь, который принесет ей гораздо больше пользы, чем наличие двух или более мужей.
[*] См. книгу «История человеческого брака»
Полигамия – ключ к долгой жизни
Хотите пожить еще немного? Бери вторую жену. Новое исследование показывает, что мужчины из полигамных культур живут дольше, чем мужчины из моногамных.
С учетом социально-экономических различий мужчины старше 60 лет из 140 стран, практикующих полигамию в той или иной степени, жили в среднем на 12% дольше, чем мужчины из 49 преимущественно моногамных стран, говорит Вирпи Луммаа, эколог из Шеффилдского университета, Великобритания.
Луммаа представила свои выводы на прошлой неделе на ежегодном собрании Международного общества поведенческой экологии в Итаке, штат Нью-Йорк.
Вместо призыва к полигамии исследование могло бы решить давнюю загадку биологии человека. Почему мужчины живут так долго?
Реклама
Этот вопрос имеет смысл только после того, как он задан для женщин, которые, в отличие от почти всех других животных, живут после менопаузы.
Принудительная моногамия
Одним из ответов кажется явление, называемое эффектом бабушки. По словам Луммаа, каждые 10 лет после наступления менопаузы у женщины рождается еще два внука. Кажется, что забота о внуках и их балование помогают им выжить, а также способствуют развитию некоторых генов их бабушек.
Мужчины, напротив, могут хорошо воспроизводить потомство в свои 60 и даже 70 и 80 лет, и большинство исследователей полагали, что это объясняет их долголетие. Но Луммаа и его коллега Энди Рассел задались вопросом, объясняют ли долгую жизнь мужчин другие факторы, такие как эффект дедушки.
Чтобы проверить эту возможность, команда проанализировала собранные церковью записи о 25 000 финнов 18 и 19 веков. Люди, как правило, мало двигались, никто не практиковал противозачаточные средства, а лютеранская церковь навязывала моногамию.
Только овдовевшие мужчины могли вступать в повторный брак, и если у них были дети от новой жены, они рожали в среднем больше детей, чем мужчины, вступившие в брак один раз.
Но, в конечном итоге, мужчины, вступившие в повторный брак, «уже не имеют больше внуков», — говорит Луммаа. «Во всяком случае, присутствие дедушки было связано с уменьшением выживаемости внуков».
Возможно, добавляет Луммаа, дети первой матери лишаются пищи и ресурсов, которые достаются детям второй матери. «Это своего рода эффект Золушки».
Даже отцы, имеющие только одну жену, не приносили пользы своим внукам, что подтверждается предыдущими исследованиями.
Биологическая селекция
Исключив эффект дедушки, Луммаа и Рассел задались вопросом, объясняют ли ограничения человеческой физиологии мужское долголетие. Точно так же, как у мужчин есть соски, которые эволюционировали для женщин, чтобы кормить своих детенышей, мужское долголетие может быть следствием биологического отбора для долгоживущих женщин.
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи сравнили продолжительность жизни мужчин из полигамных стран с мужчинами из моногамных стран.
Используя данные Всемирной организации здравоохранения, Луммаа и Рассел оценили 189 стран по шкале моногамии от одного до четырех — от полностью моногамных до преимущественно полигамных. Они также учитывали валовой внутренний продукт страны и средний доход, чтобы свести к минимуму влияние лучшего питания и здравоохранения в моногамных западных странах.
Луммаа подчеркнул, что их оценка моногамии — это грубый первый удар, и они работают над поиском нескольких способов оценки моделей брака. Выводы могут испариться при дальнейшем анализе, добавляет она.
Если выживание женщин является основным объяснением мужской продолжительности жизни, то моногамные и полигамные мужчины будут жить примерно одинаково. Наоборот, кажется, что рождение большего количества детей от большего количества жен приводит к увеличению мужской продолжительности жизни.