Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Понятие аномии: Понятие аномии

Аномия » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

 

Аномия — состояние общества, характеризуемое распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. Понятие введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под аномией он подразумевал отсутствие четких правил и норм поведения, когда старая иерархия ценностей рушится, а новая еще не сложилась, что порождает моральную неустойчивость отдельных индивидов. В момент общественной дезорганизации, будет ли она проходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. В момент социального кризиса, когда прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться, общество не в состоянии в короткий срок и повсеместно приучить людей к новой жизни, к дополнительному самоограничению. Для того чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени.

Никто в этот переходный период не знает в точности, что возможно и что не возможно, справедливо и не справедливо. Нельзя указать границу между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все. Общественное мнение не в силах своим авторитетом сдерживать индивидуальные аппетиты; эти последние не знают более такой границы, перед которой они были бы вынуждены остановиться (Дюркгейм, 1998: 294–296). По Дюркгейму, аномия является результатом такого положения, когда в известных пунктах общества нет коллективных сил, т. е. организованных групп, которые бы направляли общественную жизнь. В коммерческой и промышленной сферах социальной жизни аномия — хроническое явление, здесь она достигает особой концентрации и из патологии становится почти что нормой (там же: 297). Аномия является регулярным и специфическим фактором самоубийств и других социальных отклонений. Преодоление социальных отклонений связано с достижением большей сплоченности социальных групп, чтобы они крепче держали индивида, и чтобы индивид крепче держался за них.
Чтобы его существование не казалось ему пустым, и он постоянно видел, что жизнь его служит цели, которая непосредственно его касается. Но это возможно лишь в том случае, когда более простая и менее обширная социальная среда теснее окружает его и предлагает ему более близкую цель его деятельности (там же: 452–463).

Важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии внес Р. Мертон. По Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения (Мертон, 1966: 299–313]. Мертоновская трактовка аномии многомерна. Во-первых, аномия выступает как свойство социальной системы в целом, собственно «бесформие», возникающее в результате разрушения нормативной структуры общества; во-вторых, аномия обозначает нарушение взаимооднозначного соответствия и согласованности между нормами и ценностями, регулирующими один и тот же тип поведения; в-третьих, аномия трактуется как расхождение между нормативной структурой и структурой возможностей.

Мертон классифицировал типы способов индивидуальной адаптации к структурной аномии (конформизм и различные виды отклоняющегося поведения — инновация, ритуализм, ретритизм, бунт) (Девятко, 1994: 202–204).

Теория аномии широко используется в социологических исследованиях отклоняющегося поведения.

В социологии молодежи к теме социальной аномии обращались Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, И. Г. Биченко и другие исследователи (Зубок, Чупров, 2008; Ковалева, Луков, 1999; Луков, 2012; Биченко, 2009).

 

Лит.: Биченко, И. Г. (2009) Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 18 с.; Девятко, И. Ф. (1994) Мертоновский корректив к парсоновской версии структурного функционализма // Очерки по истории теоретической социологии XX столетия : от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму : пособие для гуманитар. вузов / [гл. ред. Ю. Н. Давыдов]. М. : Наука. 379  с. С. 197–205; Дюркгейм, Э. (1998) Самоубийство. Социол. этюд : пер. с фр. / изд. подгот. Вал. А. Луковым, СПб. : Союз. 496 с.; Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2008) Социальная регуляция в условиях неопределенности : Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М. : Academia. 272 с.; Мертон, Р. К. (1966) Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М. : Прогресс. C. 299–313; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация. 528 с.

А. И. Ковалева

понятие, теория, примеры и преодоление аномии. Значение слова &laquoаномия

Социальная аномия

Аномия — негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы и проявляется она в:

Состоянии общества, при котором у его членов утрачена значимость социальных норм и ценностей, что приводит к увеличению отклоняющегося поведения, вплоть до самоубийства.

Отсутствии у людей эталонов сравнения, социальной оценки своего поведения, что приводит их к «люмпенизированному» состоянию и потере групповой солидарности.

Несоответствии, разрыве между социальными целями и одобренными средствами их достижения, что, при недостижимости всех этих целей законными средствами, толкает людей на незаконные пути их достижения.

Видел причину аномии в недостаточном развитии правил, регулирующих отношения между различными социальными функциями, не согласованными друг с другом. Это явление наиболее ярко проявляется во время переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

Аномия представляет собой тотальное изменение индивидуальных или групповых ценностей и норм, все это приводит к «вакуумизации» социального пространства. Аномия близка в этом смысле к понятию «отчуждение». Значительные, резкие перемены в социальной, политической и экономической сферах разваливают порядок в обществе и социальные связи, человек оказывается лишенным ориентиров, ценностных установок, потерянным в пространстве.

Индивид начинает испытывать кризис ожиданий, теряет надежды на будущее, ощущается отсутствие стремлений. Утрачивается ограничение нравственных рамок. В итоге человек оказывается в вакууме. Человек не может найти для себя долговременных устойчивых установок и ориентиров, он впадает в состояние апатии, вялости, усталости от жизни. Это ощущение усиливается, оно необратимо и непреодолимо. Возрастает пассивность, безынициативность, замкнутость, личность проходит процесс саморазрушения. Одна из причин аномии – несоответствие нормативного и институционального аспектов правового порядка, системы социальных норм и системы социальных учреждений. Акцент на институты нередко сопровождается снижением императивной значимости законов, норм, правил и, следовательно, ведет к аномии. Принадлежность индивида к институту, имеющему специфические интересы, и необходимость руководствоваться в своей деятельности нормами и предписаниями общепринятых установлений нередко ставит его в ситуацию не просто вынужденного выбора, а вынужденной аномии.

33.Интерпретивная парадигма: феноменология (а.Щюц).

Феноменология — социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество — часть человеческого творения. Основателем этого соц. направления был австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную разновидность «понимающей социологии». Его основные труды: — «Феноменология соц. мира» (1932), — «Возвращающийся домой». Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.

е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет «домашней» группой. Концепция дома. Особый интерес для Шюца вызывает проблема реадаптации индивида к своей «домашней» группе после того, как они ее покинули по тем или иным причинам и какое-то время жили в иных соц. группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп. Здесь положение возвращающегося отлично от положения чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот мир организован иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется для возвращающегося домой индивида (пример с солдатом). Шюц приходит к выводу, что «поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет».

Питер Бергер (1929) — американский социологи, австриец по происхождению – также представитель феноменологической школы социологии. Его основные работы: — «Шум торжественных ансамблей»; — «Приглашение в социологию»; — «Социальное конструирование реальности» — «Священная завеса» и т.д. В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т.Лукманом написал сою самую известную работу «Соц. конструирование реальности», в которой излагалась теория феноменологической социологии знания, ориентированная на реальность «жизненного мира», на «повседневное знание», предшествующее научному и любому другому. Смысл теории в том, что общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, соц. реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания — значимые другие. Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц.

базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средством поддержания здесь является общение и употребление одного языка. Через общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или контакте с альтернативной реальностью).

Девиантное поведение

Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство — наиболее яркий пример).

Девиантное поведение — это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.

В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.

Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.

Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью и противоречивостью соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера. Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии, которая становится почвой для новых девиаций.

Развитие и распространение девиации ведет общество к аномальному состоянию – соц. аномии, а эта последняя в свою очередь становится почвой для новых девиаций.

Соц. аномия – это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство субъектов нарушает установленные соц. нормы или относится к ним безразлично, а нормативное соц. регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности.

Дюркгейм, который ввел это понятие в социологию, рассматривал соц. аномию как проявление отсутствия в обществе органической солидарности, а одним из ярких ее выражений – широкое распространение самоубийств. Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех соц. групп, в которые входит индивид.

Мертон под соц. аномией понимал состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными путями и средствами, что ведет к росту отклоняющегося поведения. Выдвинув на первый план в своей теории соц. аномии проблему соотношения соц. целей и средств их достижения как различных фаз соц. структуры, Мертон показывает, что соц. аномия вырастает из состояния равновесия между ними.

Сегодня понятие соц. аномии чаще всего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчужденность личности от общества, разочарованность в жизни, апатия, преступность — zB. современное российское общество.

отсутствие норм поведения, когда для человека ничего не свято и не обязательно (Э. Ю. Соловьев). Подобная ситуация была характерна, например, для Франции периода религиозных войн. Дикие военные банды разоряли безжалостно страну. Земледелие было заброшено во многих местах. Мануфактура шелка и сукна, заводы художественной индустрии, стекла и фаянса пришли в упадок. Лучшие типографии Франции закрылись, знаменитая фирма Этьенов, которые сами были выдающимися гуманистами, вынуждена была из-за религиозных преследований перейти в Женеву. Подобная ситуация была характерна не только для 70-х годов XVI века, но и для 90-х. «Масса земли была заброшена; города, деревни и фермы лежали в развалинах; население частью разбежалось; всюду составились разбойничьи шайки, в которых участвовали солдаты, оставшиеся без дела после прекращения войны» (Виппер P.). При этом следует отметить, что в религиозных войнах участвовали, как правило, наемники, продающие свою шпагу тому, кто больше заплатит. Так, войска Филиппа II, безжалостно уничтожавшие протестантов во Фландрии, включали большое количество немецких ландскнехтов, лютеранин по своему вероисповеданию. Образец такой аномии представлен в «Трех мушкетерах» Дюма. Слуга Портоса Мушкетон рассказывает о своем отце, который при встрече на «большой дороге» с протестантом оказывался католиком, а с католиком — протестантом. В обоих случаях кошелек путника переходил в карман отца Мушкетона. Недаром Монтень, характеризуя ситуацию своего времени, писал о том, что хуже всего в этих распрях оказывается невозможность различить врага; все смешано, все нормы смещены и в зависимости от утилитарного расчета, принимаются те или иные ориентиры в поведении. Известна история епископа Труаского, который ухитрился.послужить в кавалерии гугенотов, а во время осады Орлеана в 1563 году перебежал на сторону противника. Самое интересное, что этот поступок не вызвал во враждующих армиях осуждения. Подобная аномия возникла уже в период Возрождения. Об этом писал А. Ф. Лосев как о явлении «оборотной стороны титанизма». Интересно свидетельство Ф. Саккетти, рассказывающего в своих новеллах о жизни итальянцев того времени. В 52 Новелле он рассказывает о проделке Сандро Торнабелли. Сандро был пожилым человеком, очень богатым и известным во Флоренции. В свое время он был видным гражданином и занимал различные общественные должности во Флоренции. Однажды Сандро узнал) что некий молодой человек хочет посадить его в тюрьму за старое обязательство, по которому уже давно было уплачено отцу, о чем молодой человек не знал, тогда как у Сандро хранилась расписка в получении денег. Сандро сговаривается с приставом и предлагает ему посадить себя в тюрьму, разделив взятку от молодого человека. После обычной судебной процедуры Сандро дожидается, когда пристав получает обещанную взятку и предъявляет расписку. При этом он добивается от молодого человека дополнительных денег за то, что потерпел ущерб, сидя в тюрьме. Столь откровенная беспринципность богатого и уважаемого гражданина говорит о том, что общепринятые нормы поведения и отношения между людьми оказались дезинтегрированными и в социуме возникает культурный хаос, где соображения сиюминутной выгоды оказываются выше культурных ценностей и норм. Возникновение аномии в условиях социокультурного кризиса ведет к «варваризации» общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия , разочарование , противоправное поведение).
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

  1. расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;
  2. низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;
  3. частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона .

Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры , вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».

Примечания

Литература

  • Важа Горозия, Шорена Туркиашвили Понятие аномии и попытки его модификации
  • Ковалева А. И. Аномия // Знание. Понимание. Умение . — 2005. — № 4. — С. 155-156.
  • Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — М.: Прогресс, 1966. — C. 299-313.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое «Аномия» в других словарях:

    аномия — (гр. а отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры … Большая психологическая энциклопедия

    — (франц. anomie отсутствие закона, организации, от греч. ? отрицат. частица и закон), понятие бурж. социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям социальной системы, в которой они действуют, и означает: 1)… … Философская энциклопедия

    Аномия — (фр. аnomie – заң, ұйымдасудың жоқтығы) – қоғамның құндылықтар жүйесіндегі түбегейлі дағдарыстарды білдіретін ұғым. Аномия әсіресе өтпелі қоғамдарда жиі кездеседі. Бұрынғы әдетке айналған бағдарлар жаңа талаптарға сәйкес құндылықтармен жылдам… … Философиялық терминдердің сөздігі

    — (от французского anomie отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Современная энциклопедия

    — (греч.). Беззаконие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. аномия и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    аномия — и, ж. anomie f. отсутствие закона <гр. филос. Нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующегося разложением системы нравственных, социальных и т. п. ценностей. Крысин 1998. Понятие, введенное Э … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аномия — (от французского anomie отсутствие закона, организации), понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Нарушения в психике личности, выражающиеся в низкой социальной самооценке и несоблюдении правовых норм. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    — (от франц. anomie отсутствие закона организации), социологическое и социально психологическое Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы… … Большой Энциклопедический словарь

    — (греч. a отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее соб … Психологический словарь

Теория аномии – довольно известное понятие в психологии, социологии и других науках о человеке и обществе. Понятие аномии ввел Э. Дюркгейм, вслед за ним его стали изучать Т. Парсонс и Р. Мертон. Они понимали под этим явлением различные отклонения в поведении человека, которые приводят к тому, что он в конечном итоге может стать преступником. В связи с этим аномию изучает еще и криминалистика.

Происхождение

Большинство ученых задавались и до сих пор задаются вопросом: откуда происходит аномия, какие факторы становления личности влияют на то, что человек становится «неправильным» и нарушает общепринятые нормы. Отвечая на эти вопросы, Дюркгейм, например, считал, что понятие аномии – это определенное состояние социума, в котором нет необходимой морально-нравственной регуляции поведения людей.

Вернее сказать, она была, но потеряла свою актуальность, а новые нормы еще не прижились. Получается, что такое общество можно назвать в каком-то роде анархичным. Люди теряют веру друг в друга, а порой и в себя, испытывают постоянное нервное напряжение, подвержены стрессу, а в итоге приобретают отклоняющееся поведение. Ярким примером такого явления, как социальная аномия, является постперестроечное время в России – 90-е годы.

Причинами аномии социальной большинство ученых считают наличие большого количества общественных норм, которые противоречат друг другу, поэтому у людей – особенно это касается молодого поколения – происходит своего рода «нестыковка»: они не понимают, как вести себя правильно, а какое поведение будет являться отклоняющимся.

Роберт Мертон, изучая аномию, говорил, что аномия часто возникает не тогда, когда человек имеет большую свободу выбора, а тогда, когда он не может следовать определенным нормам. Примером такого поведения он считал то, что все американцы стремятся к богатству, но не у всех есть возможность достичь своей цели законным путем. Те, у кого это не получается, начинают делать это нелегально.

Но нельзя исключать и тот факт, что состояние аномии иногда бывает полезно для общества. В частности, это явление может выступать в качестве двигателя прогресса, а границы между нормальным и ненормальным поведением весьма подвижны, причем как во времени, так и в пространстве. Вспомните, если в прошлом веке наши бабушки едва ли могли представить женщину в брюках, то сегодня это вполне обычное явление.

Разложение, распад и преступность

Уже отмечалось, что преимущественно аномию изучает социология, в социологии Дюркгейм, к примеру, отождествлял это понятие с состоянием разлагающегося и деградирующего общества, где нет норм, раньше выступавших гарантами общественного порядка. Чаще всего аномия проявляется как:

  • Неустойчивость социальных норм.
  • Невозможность морали воздействовать на общество.
  • Отсутствие регуляторов поведения людей в переломные периоды.

Далее эта концепция аномии была несколько доработана Р. Мертоном. Он, как и его предшественник, утверждал, что аномия – это вполне закономерное явление, которое причиной своей имеет разрушение этических норм.

Если прежние нормы морали устарели или просто перестали восприниматься некоторой частью общества, а на смену им не пришли новые принципы, происходит подмена ценностей, и люди часто начинают вести себя противоправно. Причем явление аномии и девиантное поведение могут наблюдаться во всех слоях общества, но все-таки прежде всего это присуще молодому поколению.

Получается, что утратив общепринятые нормы, человек выбирает собственный стиль поведения и зачастую становится преступником. Причем социологический подход к феномену преступности весьма интересен.

Например, Дюркгейм считал ее вполне нормальным явлением, которое не дает обществу остановиться в своем развитии. И это явление искоренить практически невозможно – даже если общество избавится от маньяков, грабителей, киллеров и т. п., то вскоре преступные деяния появятся снова, но будут несколько иными, такими, которых раньше не было.

Если преступников не будет, то в обществе будет отсутствовать неправильная ролевая модель поведения, которая обязательно нужна для того, чтобы формировались нормальные члены общества. И вместе с тем Дюркгейм отмечал, что интенсивность асоциального поведения растет независимо от политического состояния общества или уровня развития его экономики, если соблюдаются два основных условия:

  • В социуме присутствует введенный для всех идеал какого-то общего блага.
  • Большая часть общества не имеет законных способов достижения идеала.

Социальный вакуум

Многие социологи утверждают, что аномия – это своего рода вакуум, который возникает на месте разрушенных ценностей, пока еще не появились новые. Причем каждую социальную патологию можно рассматривать именно как социальное явление, аномию.

Мертон, например, утверждал, что суицидальное поведение зависит в большей степени от внешних причин, а в меньшей – от внутренних особенностей человека или его психического состояния. Это наглядно прослеживается на примере сегодняшней ситуации в России, когда подростки, ведомые кем-то в сети Интернет, играют в опасные игры, находясь на грани суицида.

Вместе с тем по мере развития человечества количество аномальных социальных явлений отнюдь не снижается, а преступность постоянно растет вне зависимости от уровня развития общества, меняются лишь способы аномальных действий и реакция на них со стороны окружающих. Эти идеи стали развиваться в более поздних трудах других социологов – например, Л. Клозера, который утверждал, что причинами девиантного поведения являются социально-классовые различия, допустим, между революционерами и консерваторами.

Кстати, Мертону удалось ввести в социологическую науку представление о том, что к возникающим противоречиям люди могут адаптироваться, причем разными методами. Чаще всего это бывают:

  • Конформизм – абсолютное принятие одобряемых обществом целей.
  • Инновация – это когда цели принимаются, а вот способы их достижения люди отвергают.
  • Ретризм – избегание социальных норм, которое проявляется в пассивной форме. Самым ярким примером такого поведения является наркомания.
  • Ритуализм – явление, при котором люди воспроизводят лишь привычные им способы достижения целей.
  • Мятеж – активное неприятие социальных норм.

Социальный контроль

Изучая теорию социальной аномии, нельзя не отметить такое явление, как общественный контроль. Ведь это он призван воздействовать на отдельную личность и общество в целом для того, чтобы регулировать общественный правопорядок.

Социальный контроль можно подразделить на два вида – внутренний и внешний. Внешний представляет собой определенный набор механизмов, которые гарантируют соблюдение обществом норм поведения. Он может быть формальным или неформальным. Примером формального социального контроля служат законы и другие правовые акты, а неформального – общественные ценности и нормы морали.

Внутренний контроль в социологии принято называть самоконтролем. Он работает следующим образом: человек сам контролирует свое поведение, основываясь на общепринятых нормах. В процессе взросления каждый индивид настолько хорошо усваивает общественные правила, что они буквально впитываются в подкорку его головного мозга.

Если случается так, что человек вынужденно преступает через определенную черту, то впоследствии он начинает испытывать мучения совести. Отметим, что социальный контроль, по мнению ученых, на 70% состоит из самоконтроля. Получается, что именно самосознание каждого индивида определяет поведение в социуме в целом. Чем выше уровень самосознания граждан, тем меньше в обществе наблюдается проявлений девиантного поведения. Автор: Елена Рагозина

Аномия Теория девиантности в социологии

Ключевые моменты

  • Теория аномии — это теория, которая пытается объяснить девиантное или преступное поведение как результат отсутствия социальных норм и правил.
  • Термин «аномия» был впервые популяризирован французским социологом Эмилем Дюркгеймом в его книге «Самоубийство» 1897 года, где он использовал его для обозначения отсутствия интеграции или социальной сплоченности в обществе.
  • Без чувства социальной солидарности общество может впасть в аномию, беспредел, когда человек не знает, что значит быть нормальным в обществе.
  • Дюркгейм предположил, что современным индустриальным обществам, следовательно, свойственна моральная неразбериха или «аномия». Это означает, что некоторые члены общества были более склонны оспаривать и отвергать общие ценности и нормы поведения, и эта «беспредельность» часто приводила к преступлениям и девиациям.
  • Теория аномии с тех пор была развита другими теоретиками, такими как Роберт Мертон, который использовал ее для объяснения отклонений в своей теории деформации.
  • Основные постулаты современных теорий аномии заключаются в следующем: (i) люди подчиняются общественным нормам, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания; (ii) Когда существует несоответствие между целями, которых люди хотят достичь, и средствами, доступными им для достижения этих целей, возникают аномические результаты, мотивирующие отклонения.

Содержание

Что такое теория аномии Дюркгейма?

Аномия, иногда называемая аномией, представляет собой чувство отчуждения и безнадежности в обществе или группе, которое часто является реакцией на социальные потрясения. Это вызывает нарушение обычных социальных или этических стандартов человека.

Хотя термин «аномия» был впервые заново изобретен французским философом Жаном-Мари Гюйо, французский социолог Эмиль Дюркгейм популяризировал это понятие в своих книгах « Самоубийство 9».0026  и Разделение труда .

  • В своих оригинальных работах Дюркгейм рассматривал аномию как широко распространенное отсутствие приверженности общим ценностям, стандартам и правилам, необходимым для регулирования поведения и устремлений людей.
  • Когда это обязательство не соблюдается и в результате возникает социальная дезорганизация, утверждал Дюркгейм, люди испытывают стресс и с большей вероятностью совершают девиантное поведение. В этом смысле аномия является катализатором.

Теория аномии Дюркгейма основана на его наблюдениях за 19Европе го века. Он утверждал, что аномия возникла в результате быстрых социальных изменений и ослабления традиционных институтов, особенно изменений в принципах, лежащих в основе социального неравенства, а также ослабления власти таких властей над экономической жизнью.

По мнению Дюркгейма, когда социальные институты, такие как семья, образование и работа, теряют контроль над людьми, они лишают этих людей социализации. Возникает состояние беснормированности, называемое аномией, которое может привести к преступному и девиантному поведению.

Когда он впервые написал Разделение труда в обществе в 1893 году, Дюркгейм назвал аномию ненормальной формой разделения труда. Он считал это отсутствием или недостаточностью регулирования, необходимого для обеспечения сотрудничества между различными специализированными общественными функциями,

Это бывает, например, во время экономических кризисов, при антагонизме между капиталистами и рабочими, при утрате наукой единства. из-за его растущей специализации

Сходство между этими случаями заключается в том, что люди выполняют разные социальные роли, не осознавая, что они участвуют в общем начинании.

В оригинальной работе Дюркгейма эта теория аномии достигла кульминации, когда он написал об отчуждении рабочих, выполняющих сверхспециализированные задачи; например, портной на линии по производству одежды отвечает только за пришивание одного кармана к блузке. Дюркгейм и его современники считали дегуманизирующий характер работы эпохи промышленной революции основной причиной аномии в обществе.

В своей более поздней работе « Suicide » (1897) Дюркгейм разработал концепцию аномического самоубийства, которое, по его мнению, является результатом недостаточного социального регулирования индивидов; стремления.

Модель роста самоубийств в Европе, по мнению Дюркгейма, может быть объяснена экономической аномией (периодами экономического роста, ведущими к ложной надежде, что кто-то сам может стать экономически процветающим), и сексуальной аномией, возникающей из-за введения и распространения развод, ведущий к ложным убеждениям, что Дюркгейм назвал «болезненным стремлением к бесконечному», которое можно полностью реализовать в их романтической жизни.

Примеры аномии в обществе

  • Самодовольство является примером аномии. Самодовольные люди — это те, кто считает, что они морально выше других и имеют право навязывать свои убеждения другим.

    Самодовольство может быть как реакцией, так и причиной аномии, поскольку оно может привести к тому, что как самодовольные люди, так и их цели будут чувствовать себя отчужденными от общества в целом, а также как способ реакции человека на ухудшение своих норм в обществе (Коэн, 1965).

  • Другим примером аномии является необузданный материализм . Когда люди слишком сосредоточены на приобретении богатства и имущества, они могут упустить из виду то, что действительно важно в жизни. Это может привести к ощущению пустоты и неудовлетворенности, даже если у них есть все, чего они когда-либо хотели.

  • Аномия также может возникнуть в ситуациях социальных потрясений , например, во время войн или стихийных бедствий. Когда традиционные институты и ценности перестают быть актуальными, люди могут чувствовать себя потерянными и сбитыми с толку. Это может привести к их действиям, выходящим за рамки норм общества, например к мародерству или вандализму.

Как теория аномии объясняет отклонения?

Аномия — это ненормальная форма разделения труда, при которой слишком мало регулирования для поощрения сотрудничества между людьми, выполняющими разные социальные функции. В этом состоянии исчезают или распадаются ранее распространенные в обществе нормы и ценности.

Это приводит к обществу, в котором некоторые группы больше не вписываются, несмотря на то, что делали это в прошлом. Это обычно заставляет людей чувствовать отсутствие принадлежности и чувство оторванности от общества (Маркс, 19 лет).74).

Теория деформации

Мертон, американский социолог, расширил теорию аномии Дюркгейма. Он разработал теорию деформации, которая утверждает, что, когда существует разрыв между целями и средствами, доступными для достижения этих целей, люди могут обратиться к девиантному поведению для достижения своих целей.

Например, если кто-то хочет получить престижную работу врача, но не имеет для этого средств, посещая медицинскую школу, он может прибегнуть к преступной деятельности, например, к подделке удостоверений, чтобы достичь своей цели.

Мертон также утверждал, что отсутствие общих ценностей и норм в обществе может привести к тому, что люди будут чувствовать себя потерянными и отчужденными. Они могут обратиться к девиантному поведению, чтобы почувствовать чувство принадлежности или цели.

Например, если кто-то считает, что не вписывается в основную культуру, он может присоединиться к субкультуре со своим собственным набором ценностей и норм.

Типы напряжения

Мертон считал, что преступление является ответом на напряжение, возлагаемое на людей для достижения целей и ценностей общества.

Мертон определил 5 различных типов адаптации, которые люди могут использовать, чтобы реагировать на напряжение. Эти адаптации, составляющие типологию Мертона, работают по двум осям: принимают ли они институционализированные средства и принимают ли они культурные цели.

  1. Соответствие : принятие социальных целей и их достижение законными средствами. Например, кто-то, кто хочет быть богатым, может стать врачом или юристом, усердно работая, чтобы заработать хорошие оценки в школе.
  2. Инновации : принятие общественных целей, но их достижение незаконными средствами. Например, кто-то может принять американскую цель погони за богатством, но может попытаться достичь ее, торгуя нелегальными наркотиками.
  3. Ритуализм : отказ от социальных целей, но их достижение законными средствами. Например, менеджер среднего звена может отказаться от своего видения стать богатым, но, тем не менее, выполняет свою работу так, как этого ожидает его коробка.
  4. Отступление : отказ как от социальных целей, так и от средств их достижения. Разочаровавшись в корпоративной работе, бывший финансовый трейдер может уйти в глушь и жить вдали от сети в сарае.
  5. Восстание : отказ от социальных целей и замена их новыми. Этот ответ существует в значительной степени вне институционализированных средств и культурных целей.

    Например, политический революционер может стремиться перевернуть нынешнюю политическую структуру правительства и социальные цели, чтобы отразить личные убеждения революционера.

Критическая оценка

Теория аномии подвергалась критике за игнорирование роли индивидуального действия. Многие социологи утверждают, что люди не являются пассивными жертвами своего социального окружения, а активно формируют его своими действиями и выбором.

Например, кто-то, кто хочет быть богатым, может стать врачом или юристом, усердно работая, чтобы заработать хорошие оценки в школе. Это показывает, что люди способны преодолевать структурную аномию и достигать своих целей законными средствами (Thio, 19).75).

Теория аномии также подвергалась критике за чрезмерное упрощение. Он не принимает во внимание множество различных факторов, которые могут способствовать девиантному поведению. Например, типология Мертона не учитывает тот факт, что некоторые люди могут заниматься девиантным поведением по причинам, отличным от достижения своих целей.

Некоторые люди могут проявлять девиантное поведение по причинам, совершенно не связанным с социальными целями и доступными средствами для их достижения. Например, кто-то может совершать преступления, потому что ему нравится бежать от правоохранительных органов, или из-за невылеченного психического заболевания (Тио, 19 лет).75).

Часто задаваемые вопросы

Отчуждение и аномия — одно и то же?

Нет, отчуждение и аномия — не одно и то же. Отчуждение возникает, когда человек чувствует себя оторванным от своей работы или окружения. Аномия возникает, когда в обществе отсутствуют общие ценности и нормы.

Хотя это может привести к тому, что люди почувствуют себя потерянными и отчужденными, отчуждение в марксовом смысле вызвано вышележащей структурой капитализма, тогда как аномия является социальным фактом, относящимся к отдельным людям.

Как аномия влияет на общество?

Люди с аномией чаще чувствуют себя изолированными от своего общества. Это происходит потому, что они больше не видят отражения своих личных ценностей и норм в окружающем мире.

Дюркгейм считал, что это может привести к фрустрации и, в конечном счете, к крайним реакциям, таким как рост «аномических» самоубийств. Более поздние социологи, такие как Роберт К. Мертон, считали аномию первопричиной девиантного поведения.

Ссылки

Bernburg, JG (2002). Аномия, социальные изменения и преступность. Теоретическое исследование теории институциональной аномии. Британский журнал криминологии, 42 (4), 729-742.

Besnard, P. Smelser, NJ, & Baltes, PB (Eds.). (2015). Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук . Эльзевир.

Будон Р. и Буррико Ф. (1989). Критический словарь социологии : University of Chicago Press.

Будон Р. и Буррико Ф. (2002). Аномия. В Критическом словаре социологии (стр. 48-51): Routledge.

Кловард, Р. А. (1959). Незаконные средства, аномия и девиантное поведение. Американский социологический обзор , 164-176.

Кловард, Р. А., и Олин, Л. Е. (1960). Нелегитимные средства и делинквентные субкультуры. Социальные отклонения: чтения по теории и исследованиям, 5-е изд., Аппер-Сэдл-Ривер, Нью-Джерси: Пирсон/Прентис Холл, 45–49.

Коэн, А. К. (1965). Социология девиантного акта: теория аномии и не только. Американский социологический обзор, 5-14.

Дюркгейм, Э. (1893 г.). Разделение труда в обществе
. Свободная пресса, Нью-Йорк.

Дюркгейм, Э. (1897). Самоубийство: исследование по социологии . Свободная пресса, Нью-Йорк.

Дюркгейм, Э. (1951). Социология и философия .

Хирши, Т. (2017). Причины правонарушений : Рутледж.

Индербитцен-Нолан, Х.М., Андерсон, Э.Р., и Джонсон, Х.С. (2007). Субъективные и объективные поведенческие рейтинги после двух аналоговых задач: Сравнение социально фобных и нетревожных подростков. Журнал тревожных расстройств, 21 (1), 76-90.

Индербитзин, М., Бейтс, К.А., и Гейни, Р.Р. (2016). Девиантность и социальный контроль: социологическая перспектива : Sage Publications.

Кубрин, К.Э., Стаки, Т.Д., и Крон, М.Д. (2009 г.). Исследование теорий преступлений и отклонений : Издательство Оксфордского университета, США.

Курц, Л. Р., и Терпин, Дж. (1999). Энциклопедия насилия, мира и конфликтов (Том 1) : Academic Press.

Маркс, С. Р. (1974). Теория аномии Дюркгейма. Американский журнал социологии, 80 (2), 329-363.

Мертон, Р.К. (1938). Социальная структура и аномия. American Sociological Review 3 ,
672–682.

Мертон, Р.К. (1949). Социальная структура и аномия: исправления и расширения. В:
Аншен, Р.Н. (ред.), Семья: ее функции и судьба . Харпер, Нью-Йорк,
, стр. 226–257.

Мертон, Р.К. (1957). Социальная структура и аномия. В: Мертон, Р.К. (ред.), Социальная теория
и социальная структура
. The Free Press, Нью-Йорк, стр. 185–214.

Мертон, Р.К. (1957). Преемственности в теории социальной структуры и аномии. В:
Мертон, Р.К. (ред.), Социальная теория и социальная структура . The Free Press, Нью-Йорк,
, стр. 215–248.

Месснер, С. Ф., и Розенфельд, Р. (2012). Преступление и американская мечта : Cengage Learning.

Месснер, С.Ф., Томе, Х., и Розенфельд, Р. (2008). Институты, аномия и насильственные преступления: уточнение и разработка теории институциональной аномии. Международный журнал конфликтов и насилия (IJCV), 2 (2), 163–181.

Муфтич, Л. Р. (2006). Продвижение теории институциональной аномии: исследование на микроуровне, связывающее культуру, институты и отклонения. Международный журнал по терапии правонарушителей и сравнительной криминологии, 50 (6), 630-653.

Старк, Р., Дойл, Д. П., и Рашинг, Дж. Л. (1983). За пределами Дюркгейма: религия и самоубийство. Журнал научных исследований религии, 120-131.

Тио, А. (1975). Критический взгляд на теорию аномии Мертона. Pacific Sociological Review, 18 (2), 139–158.

Теория аномии | Оксфордская исследовательская энциклопедия криминологии

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/criminology/display/10.1093/acrefore/97801

  • 079.001.0001/acreforfore-97801
  • 079-e-244; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Содержание статьи

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/97801
  • 079.013.244
  • Опубликовано в Интернете: 26 марта 2019 г.

Резюме

Возникнув в традициях классической социологии (Дюркгейм, Мертон), теория аномии постулирует, как широкие социальные условия влияют на девиантное поведение и преступность. Французский социолог Эмиль Дюркгейм был первым, кто обсудил концепцию аномии как аналитического инструмента в своих основополагающих работах 1890-х годов по социологической теории и методу. В этих работах аномия, которая относится к широко распространенному отсутствию приверженности общим ценностям, стандартам и правилам, необходимым для регулирования поведения и устремлений людей, является промежуточным условием, при котором социальная (дез)организация влияет на индивидуальные страдания и девиантное поведение. Наблюдатель массовых социальных изменений 19Европе 19-го века Дюркгейм утверждал, что аномия является результатом быстрых социальных изменений и ослабления традиционных институтов, в частности снижения авторитета таких институтов в экономической сфере, а также изменения принципов, лежащих в основе социального неравенства. Несколько десятилетий спустя американский социолог Роберт Мертон переформулировал теорию аномии, утверждая, что конкретная неправильная интеграция культурно-структурной конституции современного общества приводит к высокому уровню преступности. Повторяя отдельные темы в работах Дюркгейма и рассматривая Соединенные Штаты в качестве яркого примера, Мертон утверждал, что общий чрезмерный акцент на денежных целях успеха подрывает индивидуальную приверженность социальным правилам и создает особенно сильное напряжение для людей, находящихся в неблагоприятном социальном положении. Таким образом, имея значение для исследования различий в уровне преступности между обществами, а также между отдельными лицами и группами внутри общества, теория аномии вдохновила на широкий спектр приложений и расширений как на макро-, так и на микроуровне. С одной стороны, эта теория сформировала исследования уровня преступности в крупных социальных единицах, таких как страны и мегаполисы. Такие исследования, хотя они часто ограничены в плане типов преступлений, которые можно достоверно сравнивать между крупными социальными единицами, связывают преступность с экономическим неравенством, материалистическими ценностями, институциональным доминированием рыночных процессов и ценностей и быстрыми социальными изменениями. Важным событием в этой традиции является появление многоуровневых исследований, которые связывают социальные факторы с индивидуальными нарушениями норм, напряжением и преступным поведением. С другой стороны, выводы теории аномии на микроуровне, часто называемые классической теории деформации , сформировали исследования индивидуальных и групповых различий в преступном поведении в обществах. Этот тип работы часто изучает молодежь, иногда привнося понятия банд, субкультуры и особых возможностей, уделяя особое внимание криминогенным последствиям напряжения, возникающего из-за блокирования возможностей и относительной депривации. Тем не менее, работа редко рассматривает индивидуальную беснормированность как промежуточный процесс, связывающий социальную структуру и преступность. Наконец, теория аномии была расширена и применена к исследованиям деловой/корпоративной и служебной преступности. Хотя в этой области необходимы дополнительные исследования, существующая работа показывает, как теория аномии обеспечивает особенно убедительное объяснение различий на национальном уровне в деловой/корпоративной преступности (например, во взяточничестве).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *