Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Понятие аномии: Понятие аномии

Моральные проблемы переходных периодов – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Человеческий социум во все времена страдал разными недугами на фоне социальных, политических или экономических кризисов. «Аномия» – состояние общества, при котором принятые нормы и ценности перестают регулировать его жизнь. Исследование Екатерины Лыткиной

На семинаре Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) Высшей школы экономики стажер-исследователь ЛССИ Екатерина Лыткина представила доклад «Аномия: социальная реальность или «мера всего негативного»»?

Никто не застрахован

Понятие «аномия» появилось в научном обороте в конце 19-го века. Теорию аномии разработал французский ученый Эмиль Дюркгейм. В его трактовке аномия – моральная неустойчивость социума и отсутствие четких норм поведения. Дюркгейм считал, что аномия распространяется при переходе от традиционного типа общества к индустриальному (вследствие аномального разделения труда).

Ученый различал две формы аномии (Durkheim, 1912): острую и аномию, как хронический феномен. Причинами острой аномии являются различные виды кризиса, которые нарушают сложившийся уклад жизни социума и могут привести, в итоге, как к его деградации, так и процветанию. Такая форма аномии, согласно Дюркгейму, может вызывать всплеск суицидов. Что касается хронической аномии, то она является постоянным явлением в определенных областях общественной жизни, таких, как, например, коммерция и производство, а также институт семьи.

Теория аномии, отметила Екатерина Лыткина, применяется для описания как благополучных (США, европейские страны), так и трансформационных обществ. Например, считается, что постсоветские страны столкнулись со всплеском аномии после распада СССР, вызвавшего исчезновение старых ценностей, в то время, как новые еще не появились.

Вместе с тем понятие аномии за многие десятилетия, как указывает в своем исследовании автор, пережило различные модификации и трансформации, в результате чего, по мнению ряда научных экспертов, превратилось в ряд взаимосвязанных между собой гипотез, по-разному понимаемых различными социологами (Lamnek 1996). «Сегодня накопилась масса исследований по аномии, но вопрос корректности, а, следовательно, и эффективности данной теории – не решен», – говорит автор. В исследовании предпринята попытка, в том числе, понять, насколько можно считать индикаторами аномии различные показатели, обычно использующиеся при измерении данного явления в разных странах.

AnomieVSAnomia

Аномией может болеть как общество в целом, так и отдельные его индивиды. Ученые выделяют аномию (anomie), как социальное явление, о чем писал еще Дюркгейм, и индивидуальные аномии (anomia), как состояние отдельных членов общества, характеризующееся ощущением беспомощности, атомизации, беспокойством о будущем.

Рисунок 1. Аномия индивидуальная и социальная

Источник: презентация Е. Лыткиной

В работе Е.Лыткиной индивидуальная аномия описана с помощью двух терминов: normlessness – отсутствие или же конфликт норм и ценностей, и meaninglessness – непредсказуемость результатов действий на основе данных норм и устоев.

Автор предполагает, что индивидуальная аномия может быть измерена через такие показатели, как, например, уровень миграции, религиозность, гражданская активность, субъективное благополучие, идеологические ориентиры. А социальную аномию можно измерить с помощью ряда агрегированных страновых показателей – ВВП на душу населения, уровень преступности, насилия, самоубийств, потребления алкоголя.

Рисунок 2. Аномия – два уровня

Источник: презентация Е. Лыткиной

В ходе анализа использованы данные «Европейского социального исследования» (ESS, волна 2010 года) и «Европейского исследования ценностей» (EVS, волна 2008 года). Согласно предварительным результатам, как отмечает Е. Лыткина, самоубийства вряд ли можно считать индикатором социальной аномии, вопреки предположению Дюркгейма. А что касается индивидуальной аномии, то менее значимыми индикаторами, в данном случае, оказываются интерес к политике и доверие к тем или иным политическим институтам. В отличие от религиозности, которая, по результатам исследований, оказалась более значима.

В ходе дальнейших исследований автор планирует  протестировать ряд других гипотез относительно индикаторов аномии. Например, Дюркгейм предполагал, что более высокий уровень аномии наблюдается среди людей, занятых в экономической сфере. «Но, спустя более, чем век, кажется уже малоэффективным измерение уровня аномии среди профессиональных групп. Скорее эффективным может быть деление респондентов на мигрантов/местных жителей, по уровню дохода и т.д.», – считает автор.

Аномия в России: темный лес для социологов

Как обстоит дело с измерением уровня аномии в российском обществе? Если учесть ту череду кризисов, которые преследовали россиян в течение последних, как минимум, двадцати с лишним лет, можно предполагать, что уровень аномии в российском обществе высок. Но насколько высок, и что представляет собой российская картина в сравнении с зарубежными странами, сказать сложно.

«Об аномии в России много писали в 90-е, это понятие было хорошей моделью для объяснения всплеска криминальности, но есть определенные проблемы в подходах с социологической точки зрения», – отмечает Е. Лыткина. Во-первых, работы не всегда были корректны с точки зрения классических теорий аномии, поясняет исследователь. Во-вторых, в российской социологии мало внимания уделялось проблеме нахождения индикаторов для измерения аномии. В- третьих, оставался вопрос: а была ли аномия явлением исключительно постсоветским, или она существовала и ранее? И осталась ли аномия в обществе после прохождения наиболее острого этапа трансформации?

Как замечает автор, в этом направлении России не проводилось серьезных эмпирических исследований, в особенности, в сравнительной межстрановой перспективе, а также охватывающих кризисные явления. Например, вырос ли уровень аномии в российском обществе после череды политических протестов, начавшихся в декабре 2011 года? «Скорее уровень аномии должен был увеличиться, когда протестующие поняли, что их протест не достиг значительной части выдвигаемых требований, и в их руках нет механизма воздействия на принимающих решение», – предполагает автор. Но замечает, что для точного ответа на этот вопрос необходимо наличие данных относительно уровня аномии до и после протеста.

Презентация к докладу Е. Лыткиной

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 22 марта, 2013 г.

Все материалы автора

Социология общество ценности


Аномия » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

 

Аномия — состояние общества, характеризуемое распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. Понятие введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под аномией он подразумевал отсутствие четких правил и норм поведения, когда старая иерархия ценностей рушится, а новая еще не сложилась, что порождает моральную неустойчивость отдельных индивидов. В момент общественной дезорганизации, будет ли она проходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. В момент социального кризиса, когда прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться, общество не в состоянии в короткий срок и повсеместно приучить людей к новой жизни, к дополнительному самоограничению.

Для того чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени. Никто в этот переходный период не знает в точности, что возможно и что не возможно, справедливо и не справедливо. Нельзя указать границу между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все. Общественное мнение не в силах своим авторитетом сдерживать индивидуальные аппетиты; эти последние не знают более такой границы, перед которой они были бы вынуждены остановиться (Дюркгейм, 1998: 294–296). По Дюркгейму, аномия является результатом такого положения, когда в известных пунктах общества нет коллективных сил, т. е. организованных групп, которые бы направляли общественную жизнь. В коммерческой и промышленной сферах социальной жизни аномия — хроническое явление, здесь она достигает особой концентрации и из патологии становится почти что нормой (там же: 297). Аномия является регулярным и специфическим фактором самоубийств и других социальных отклонений.
Преодоление социальных отклонений связано с достижением большей сплоченности социальных групп, чтобы они крепче держали индивида, и чтобы индивид крепче держался за них. Чтобы его существование не казалось ему пустым, и он постоянно видел, что жизнь его служит цели, которая непосредственно его касается. Но это возможно лишь в том случае, когда более простая и менее обширная социальная среда теснее окружает его и предлагает ему более близкую цель его деятельности (там же: 452–463).

Важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии внес Р. Мертон. По Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения (Мертон, 1966: 299–313]. Мертоновская трактовка аномии многомерна. Во-первых, аномия выступает как свойство социальной системы в целом, собственно «бесформие», возникающее в результате разрушения нормативной структуры общества; во-вторых, аномия обозначает нарушение взаимооднозначного соответствия и согласованности между нормами и ценностями, регулирующими один и тот же тип поведения; в-третьих, аномия трактуется как расхождение между нормативной структурой и структурой возможностей.

Мертон классифицировал типы способов индивидуальной адаптации к структурной аномии (конформизм и различные виды отклоняющегося поведения — инновация, ритуализм, ретритизм, бунт) (Девятко, 1994: 202–204).

Теория аномии широко используется в социологических исследованиях отклоняющегося поведения.

В социологии молодежи к теме социальной аномии обращались Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, И. Г. Биченко и другие исследователи (Зубок, Чупров, 2008; Ковалева, Луков, 1999; Луков, 2012; Биченко, 2009).

 

Лит.: Биченко, И. Г. (2009) Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 18 с.; Девятко, И. Ф. (1994) Мертоновский корректив к парсоновской версии структурного функционализма // Очерки по истории теоретической социологии XX столетия : от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму : пособие для гуманитар.

вузов / [гл. ред. Ю. Н. Давыдов]. М. : Наука. 379  с. С. 197–205; Дюркгейм, Э. (1998) Самоубийство. Социол. этюд : пер. с фр. / изд. подгот. Вал. А. Луковым, СПб. : Союз. 496 с.; Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2008) Социальная регуляция в условиях неопределенности : Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М. : Academia. 272 с.; Мертон, Р. К. (1966) Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М. : Прогресс. C. 299–313; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация. 528 с.

А. И. Ковалева

аномия | Определение, типы и факты

Эмиль Дюркгейм

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эмиль Дюркгейм
Похожие темы:
отклонение поведение

См. весь связанный контент →

аномия , также пишется как аномия , в обществе или у отдельных лиц, состояние нестабильности, возникающее в результате нарушения стандартов и ценностей или отсутствия цели или идеалов.

Термин был введен французским социологом Эмилем Дюркгеймом в его исследовании самоубийств. Он считал, что один тип самоубийства (аномический) возникает в результате нарушения социальных норм, необходимых для регуляции поведения. Когда социальная система находится в состоянии аномии, общие ценности и общие смыслы больше не понимаются и не принимаются, а новые ценности и смыслы не развиваются. Согласно Дюркгейму, такое общество порождает у многих его членов психологические состояния, характеризующиеся чувством тщетности, отсутствия цели, эмоциональной пустотой и отчаянием. Стремление считается бесполезным, потому что нет общепринятого определения желаемого.

Американский социолог Роберт К. Мертон изучил причины аномии, или отсутствия норм, и обнаружил, что они наиболее серьезны у людей, у которых нет приемлемых средств для достижения своих личных целей. Цели могут стать настолько важными, что если институционализированные средства — т. е. средства, приемлемые по стандартам общества — не сработают, могут быть использованы нелегитимные средства. Больший акцент на целях, а не на средствах, создает стресс, который приводит к нарушению регулирующей структуры, т. е. к аномии. Если, например, общество побуждает своих членов приобретать богатство, но предлагает им для этого неадекватные средства, напряжение заставит многих людей нарушать нормы. Единственными регулирующими факторами были бы стремление к личной выгоде и страх перед наказанием. Таким образом, социальное поведение стало бы непредсказуемым. Мертон определил континуум ответов на аномию, который варьировался от конформизма до социальных инноваций, ритуализма, отступничества и, наконец, бунта. Правонарушения, преступления и самоубийства часто являются реакцией на аномию.

Хотя Дюркгеймовское понятие аномии относилось к состоянию относительной ненормальности общества или социальной группы, другие авторы использовали этот термин для обозначения состояний индивидов. В этом психологическом использовании аномия означает состояние ума человека, у которого нет стандартов, чувства преемственности или обязательства и который отверг все социальные связи. Люди могут чувствовать, что лидеры сообщества безразличны к их потребностям, что общество в своей основе непредсказуемо и лишено порядка, и что цели не достигаются. У них также может быть чувство бесполезности и убежденность в том, что партнеры не являются надежным источником поддержки.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Теория аномии | Оксфордская исследовательская энциклопедия криминологии

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/criminology/view/10.1093/acrefore/9780190264079.001.0001/acrefore-9780190264079-e-244

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264079.013.244
  • Опубликовано в Интернете: 26 марта 2019

.

СОЗДАНИЕ 888888 9000. Мертон), Теория аномии постулирует, как широкие социальные условия влияют на девиантное поведение и преступность. Французский социолог Эмиль Дюркгейм был первым, кто обсудил концепцию аномии как аналитического инструмента в своей работе 189Основополагающие работы 0s по социологической теории и методу. В этих работах аномия, которая относится к широко распространенному отсутствию приверженности общим ценностям, стандартам и правилам, необходимым для регулирования поведения и устремлений людей, является промежуточным условием, при котором социальная (дез)организация влияет на индивидуальные страдания и девиантное поведение. Наблюдая массовые социальные изменения в Европе XIX века, Дюркгейм утверждал, что аномия возникла в результате быстрых социальных изменений и ослабления традиционных институтов, в частности, снижения авторитета таких институтов в экономической сфере, а также изменений в принципах, лежащих в основе социальное неравенство. Несколько десятилетий спустя американский социолог Роберт Мертон переформулировал теорию аномии, утверждая, что конкретная неправильная интеграция культурно-структурной конституции современного общества приводит к высокому уровню преступности. Повторяя отдельные темы в работах Дюркгейма и рассматривая Соединенные Штаты в качестве яркого примера, Мертон утверждал, что общий чрезмерный акцент на денежных целях успеха подрывает индивидуальную приверженность социальным правилам и создает особенно сильное напряжение для людей, находящихся в неблагоприятном социальном положении. Таким образом, имея значение для исследования различий в уровне преступности между обществами, а также между отдельными лицами и группами внутри общества, теория аномии вдохновила на широкий спектр приложений и расширений как на макро-, так и на микроуровне. С одной стороны, эта теория сформировала исследования уровня преступности в крупных социальных единицах, таких как страны и мегаполисы. Такие исследования, хотя они часто ограничены в плане типов преступлений, которые можно достоверно сравнивать между крупными социальными единицами, связывают преступность с экономическим неравенством, материалистическими ценностями, институциональным доминированием рыночных процессов и ценностей и быстрыми социальными изменениями. Важным событием в этой традиции является появление многоуровневых исследований, которые связывают социальные факторы с индивидуальными нарушениями норм, напряжением и преступным поведением. С другой стороны, выводы теории аномии на микроуровне, часто называемые классической теории деформации , сформировали исследования индивидуальных и групповых различий в преступном поведении в обществах. Этот тип работы часто изучает молодежь, иногда привнося понятия банд, субкультуры и особых возможностей, уделяя особое внимание криминогенным последствиям напряжения, возникающего из-за блокирования возможностей и относительной депривации. Тем не менее, работа редко рассматривает индивидуальную беснормированность как промежуточный процесс, связывающий социальную структуру и преступность. Наконец, теория аномии была расширена и применена к исследованиям деловой/корпоративной и служебной преступности. Хотя в этой области необходимы дополнительные исследования, существующая работа показывает, как теория аномии обеспечивает особенно убедительное объяснение различий на национальном уровне в деловой/корпоративной преступности (например, во взяточничестве).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *