Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Понятие фрустрация: Фрустрация. Что такое «Фрустрация»? Понятие и определение термина «Фрустрация» – Глоссарий

Фрустрация | это… Что такое Фрустрация?

— (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов), 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.


* * *
– состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

   Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.

   Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя.

Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).

   По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).

   Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.

   Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.

   На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».

   Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».

   В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».

   Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу.

Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».

   
* * *
(лат. frustratio – обман, неудача, тщетная надежда) – 1. любое воздействие со стороны или некий внутренний фактор, которые прерывают поведение индивида, которое направлено на какую-то цель; 2. любое эмоциональное состояние индивида, если оно возникает в результате появления серьёзного препятствия на пути достижения цели. Считается, что такое эмоциональное состояние обладает мотивационными свойствами, стимулирующими поведение, которое ориентировано на преодоление преграды к цели. Важным понятием считается фрустрационная толерантность – способность к адекватной оценке ситуации фрустрации и поиск успешного пути выхода из неё.

Для детей особое значение имеет поведение взрослых; 3. в психоанализе – состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочарования. Понятия «фрустрация» и «депривация» часто смешивают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении того, что депривация ведёт к фрустрации, фрустрация – к агрессии, агрессия – к тревоге, тревога – к защитам. Как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении порога интенсивности. В психоанализе принято считать, что развитие Я начинается с фрустрации.


* * *
(от лат. frustratio «обман, тщетное ожидание, неудача») – состояние психики индивида, когда трудности представляются ему непреодолимыми; переживание тяжелой ситуации, невозможности достижения какой-то существенной цели, потребности.

Сочетается с чувством безысходности, гнетущего напряжения, тревоги, разочарования, раздражения, гнева и др. Следствием может быть агрессивное поведение.

Ср. ситуацию в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» – переживания Павла Корчагина, узнавшего о своей тяжелой болезни. Ср. музыку последней, шестой части «Песни о земле» Г. Малера.

Не предаваться отчаянию – оружие против диавола (Иоанн Златоуст).

Ср. отчаяние.


* * *
(от лат. frustration — обман, расстройство, разрушение планов) — состояние краха и подавленности, связанное с переживанием неудачи при столкновении с препятствием (реально существующим или воспринимаемым как таковое) на пути к близкой перспективе.


* * *
[от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов] — психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач.

При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул — реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой — как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация — агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация — В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «…ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.

Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х — 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «…наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.

Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. … Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.

Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.

В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «…о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.

Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.

Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.

О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.

Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.


* * *
Осознание крушения надежд, невозможность достижения поставленных целей. Проявляется состоянием подавленного настроения, напряжением и тревогой, депрессией.


* * *
психическое состояние переживания человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, Сопровождаемое чувством безысходности, тщетности Прилагаемых усилий.


* * *
— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.


* * *

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми препятствиями и не оправдавшимися надеждами к желаемой цели. Ф. – крушение планов, желаний, сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникает в состоянии конфликта и может проявляться в защитной реакции (агрессивности, регрессии, пассивности, ригидности и др. ).


* * *
(от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение) —психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Ф. можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор — причину, вызывающую Ф.; фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Ф. сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. п. Уровень Ф. зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от его личностных качеств. Важным понятием при изучении Ф. является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее. Изучение Ф. приобретает значение в связи с актуальной задачей формирования устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных и производственных факторов. Высокий уровень Ф. может привести к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Известны случаи Ф. (вплоть до полного прекращения деятельности) у операторов энергосистем, водителей транспортных средств, при возникновении неожиданных аварий. Менее легкие проявления Ф. наблюдаются у операторов ЭВМ в случае возникновения частых нарушений при диалоге с машиной, у операторов-технологов при частых сбоях и неполадках в технологическом процессе. Поэтому в инженерной психологии разрабатываются методы по повышению фрустрационной устойчивости операторов (профессиональный отбор, психологическая подготовка и т. п.) и предотвращению возникновения фрустрационных ситуаций путем рационального проектирования техники и технологических процессов, а также за счет рациональной организации трудовых процессов.

Фрустрация | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

ФРУСТРАЦИЯ

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Фрустрации сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

Фрустрация возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение Фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности.

Фрустрация у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Фрустрации может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности. См. Аффект неадекватности, Гипотеза фрустрации-агрессии.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Фрустрация — психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

В связи с фрустрацией различаются:

  1. фрустратор — причина, вызывающую фрустрация;
  2. ситуация фрустрационная;
  3. реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит:

  1. от силы, интенсивности фрустратора;
  2. от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;
  3. от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Важное понятие при изучении фрустрация — толерантность фрустрационная — устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, неудача, тщетная надежда)

  1. любое воздействие со стороны или некий внутренний фактор, которые прерывают поведение индивида, которое направлено на какую-то цель;
  2. любое эмоциональное состояние индивида, если оно возникает в результате появления серьёзного препятствия на пути достижения цели. Считается, что такое эмоциональное состояние обладает мотивационными свойствами, стимулирующими поведение, которое ориентировано на преодоление преграды к цели. Важным понятием считается фрустрационная толерантность – способность к адекватной оценке ситуации фрустрации и поиск успешного пути выхода из неё. Для детей особое значение имеет поведение взрослых;
  3. в психоанализе – состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочарования.

Понятия «фрустрация» и «депривация» часто смешивают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении того, что депривация ведёт к фрустрации, фрустрация – к агрессии, агрессия – к тревоге, тревога – к защитам. Как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении порога интенсивности. В психоанализе принято считать, что развитие Я начинается с фрустрации.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Фрустрация — осознание крушения надежд, невозможность достижения поставленных целей. Проявляется состоянием подавленного настроения, напряжением и тревогой, депрессией.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Фрустрация — специальное использование в психологии обычно ограничивается двумя значениями:

  1. Действие – прекращение, вмешательство или прерывание поведения, – которое направлено на какую-то цель. Это операциональное определение; под поведением может пониматься почти все: от явного, физического движения до скрытого, когнитивного процесса.
  2. Эмоциональное состояние, которое, как считается, возникает в результате действия в значении 1. Обычно считается, что это эмоциональное состояние имеет мотивационные свойства, которые вызывают поведение, разработанное, чтобы обойти или преодолеть препятствие.

предметная область термина

ФРУСТРАЦИЯ У ДЕТЕЙ — словообразование, происходит от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание. Категория. Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Специфика — причиной фрустрации может выступать невозможность овладеть желаемым предметом или запрет со стороны взрослого на выполнения какого-либо действия. Наличие фрустраций у ребенка может обусловливать формирование таких черт характера, как агрессивность, возбудимость, пассивность.

ФРУСТРАЦИЯ ДЕТСКАЯ — негативное состояние психическое у ребенка, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной может быть невозможность овладеть желаемым предметом, запрет со стороны взрослого на выполнения некоего действия и пр. Наличие фрустрации может обусловить формирование таких черт характера, как агрессивность, возбудимость, пассивность.

ФРУСТРАЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ — тягостное состояние сексуального напряжения, не завершившегося сексуальной разрядкой. Частые Ф. с. ведут к нарушению гармонии интимных отношений. Особое место в возникновении Ф. с. у женщин занимает раннее семяизвержение у партнера.

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ — возникает в случае, когда стремление человека обрести смысл остается нереализованным.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Фрустрация

Разочарование Определение и значение | Британский словарь

1 НАЙДЕНО:

  • разочарование (существительное)

разочарование /ˌfrʌˈstreɪʃən/ существительное

множественное число разочарования

разочарование

/ˌfrʌˈstreɪʃən/

существительное

множественное число разочарования

Британское словарное определение РАЗОЧАРОВАНИЯ

[не в счет]

:

чувство гнева или раздражения, вызванное невозможностью что-либо сделать

:

состояние разочарования

  • Он покачал головой в разочаровании .

  • Эти бюрократические проволочки доставили нам много разочарований .

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

б

[считать]

:

то, что вызывает чувство гнева и раздражения

  • Эти задержки оказались серьезным разочарованием .

  • Мы испытали множество разочарований .

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

2

[не в счет]

:

факт того, что ему помешали добиться успеха или сделать что-то

  • Он был зол на крушение его планов. [=он был зол, потому что ему помешали осуществить его планы]

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

Разочарование Определение и значение | Dictionary.com

  • Лучшие определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[ fruh-strey-shuhn ]

/ frʌˈstreɪ ʃən /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: разочарование / разочарование на Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


сущ.

акт фрустрации; состояние разочарования: разочарование в усилиях президента.

пример разочарования: испытать ряд разочарований до завершения проекта.

что-то расстраивает, как нерешенная проблема.

чувство неудовлетворенности, часто сопровождающееся тревогой или депрессией, возникающее в результате неудовлетворенных потребностей или нерешенных проблем.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение фрустрации

1425–75; позднесреднеанглийское frustracioun <латинское frustratiōn- (основа frustratiō) обман, разочарование. См. фрустрация, -ион

ДРУГИЕ СЛОВА ОТ ФРУКЦИЯ

не·фрустрация, существительное·вер·фрустрация, существительное

Слова рядом с фрустрацией

frumpy, Frunze, frusemide, фрустрация, фрустрация, фрустрация, панцирь, frustulum, frustum, frutescent, fruticose

Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022

Слова, относящиеся к разочарованию

раздражение, неудовлетворенность, неудача, недовольство, раздражение, негодование, блокирование, удар, облом, огорчение, обход, нарушение, обуздание, поражение , недовольство, депрессант, перетаскивание, шипение, срыв, помеха

Как выразить разочарование в предложении

  • Уволенные плакали, хлопали дверьми и кричали от отчаяния.

    Что, если бы в вашей компании не было правил? (Бонусный эпизод)|Мария Конникова|12 сентября 2020 г.|Фрикономика

  • Мы составили это руководство пользователя, чтобы помочь вам ориентироваться в Disrupt 2020 с максимальной эффективностью и минимальным разочарованием.

    Руководство пользователя по Disrupt 2020|Эмма Комо|11 сентября 2020 г.|TechCrunch

  • Натан Джонсон, представитель TruConnect и участник дискуссии в мэрии, выразил свое постоянное недовольство Комиссией по коммунальным предприятиям Калифорнии.

    Отчет Сакраменто: двухпартийная поддержка специальной сессии|Сара Либби|11 сентября 2020 г.|Голос Сан-Диего

  • «И это было началом моего разочарования», — сказал Каньестро, профессор генетики, микробиологии и статистики в Университете Барселоны и руководителем группы в его Институте исследований биоразнообразия.

    Из-за потери генов жизнь часто усложнялась|Вивиан Калье|1 сентября 2020 г.|Журнал Quanta

  • Недовольство сотрудников направлено не только на руководителей компаний, но и на руководителей отдельных отделов.

    «Очень много пустых слов»: сотрудники СМИ агитируют по поводу бездействия компаний после обещаний разнообразия и инклюзивности|Тим Петерсон|31 августа 2020 г.|Digiday

  • Этим человеком был Ксавьер Кортада, гей, который написал о своем разочаровании что он и его восьмилетняя партнерша не могли пожениться.

    Невидимые электронные письма Джеба Буша против однополых браков|Джеки Кусинич|9 января 2015|DAILY BEAST

  • летать. »

    Полет 8501 Позы Вопрос: Современные самолеты слишком автоматизированы для полета?|Клайв Ирвинг|4 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Мое выживание больше не предлагает времени, но видеть, как другие выражают разочарование, они едва могут выразить словами полезно.

    Невыносимая белизна протеста|Равия Камеир, Джадник Мэйард|10 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Он также публиковал результаты взаимодействий, которые обычно заканчивались разочарованием, но в редких случаях начинались с «ДАТА!»

    Школьные стрелки любят этого пикапера Веб-сайт|Брэнди Задрозный|5 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Кук шел медленнее остальных, останавливаясь, чтобы поговорить с прохожими, которые выразили свое разочарование и поддержку.

    ‘Его отпустили?’ Сцены из Нью-Йорка в фильме «Неверие»|Джейкоб Сигел|4 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Дым, виски, хорошая музыка – они очистили его разум от тревог и разочарований; он дрейфовал в тумане бесформенных снов.

    Охрана|Пол Уильям Андерсон

  • «Он умер от разочарования — или горя — из-за того, что убил не того человека», — мрачно сказал Тейлор.

    Шепчущие сферы|Рассел Роберт Уинтерботэм

  • Они замолчали под острым пафосным взглядом Эмиля — человеческая жизнь осознала свою нынешнюю неудовлетворенность.

    Неправильный близнец|Гарри Леон Уилсон

  • Это разочарование в амбициях Линкольна заметно повлияло на его политические взгляды.

    Авраам Линкольн, Том 2 (из 2)|Уильям Х. Херндон

  • Джон Маршалл Гленарм прямо предупредил, что его планы не будут сорваны.

    Дом тысячи свечей|Мередит Николсон

Британский словарь Определения для разочарования

разочарование

/ (FRʌˈStreɪʃən) /


Совместное

Условие расстраиваемого

.

  • эмоциональная реакция на такое предупреждение, которая может включать агрессию
  • Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *