В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. Индивидуальность как встреча с собой
В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. Индивидуальность как встреча с собой — Другим
Добавлено Psychology OnLine.Net
11.04.2009
О специфике индивидуального бытия человека
Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность — это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности.
Становлени е личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация — это неопределенность и обособленность личности, ее выделенность «сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и повторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность — это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.
Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют разные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом «личность» мы употребляем такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах самостоятельной сущности.
В философско-психологической литературе из двух определений человека — личность и индивидуальность — «вершинным» считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой реальсти. Психолог Б.Г. Ананьев писал: «Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности»1.
С нашей точки зрения, понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение Общественных отношений.
Индивидуальность[/ i] — это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.
Про одни социальные нормы и ценности он может сказать «Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им буду отстаивать вплоть до смерти». Эти нормы и ценности входят во [i]внутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотторжимым достоянием. Про другие социальные реальности индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет.
Без определенного ограничения социальных связей и отношений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. «… Только выражая себя в определенной индивидуальной форме, — писал Г. Гегель, — может гений создать истинно художественное творение» 2[.
На определенном этапе своей жизни человек должен ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?». Ответы типа: «Я школьник (студент), отличник, лидер группы, член сборной команды, участник общественного движения» и т. п. — неудовлетворительны по той простой причине, что студентов, лидеров, спортсменов и др. много. Социальные роли или функции сами по себе безличны.
Необходимо ответить себе прямо и честно: «Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и отношениях» В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вложить что-то свое — уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).
Если личность — это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность — это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность — это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность — это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.
Что же открывается человеку во внутреннем пространстве своей жизни? Что входит в определение индивидуальности человека? Как индивидуализируется человек в социальной, общественной жизни? Что отличает одного человека от другого?
Ответы на эти вопросы предполагают выяснение условий старения и бытия человеческой индивидуальности.
Понятие человеческой индивидуальности
Индивидуал ьность человека — явление многогранное. Для его списания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности. Собирание ее целостного образа мы будем вести через анализ понятий, описывающих человеческую индивидуальность. С.Л. Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Действительно, единичность и неповторимость индивида входят в определение индивидуальности.
Любая индивидуальность выступает прежде всего как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуальности через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.
Индивидуальность характеризуется и неповторимостью, которая обусловливает ее собственное «лицо». Но сама по себе неповторимость, как и единичность, не является сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности. Особенность, своеобразие, неповторимость не есть истинные характеристики индивидуальности.
Г. Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. «Отдельные души — писал он, — отличаются Друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций.
Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значения»3. Указания на единичность и неповторимость человека выделяют лишь частные и внешние особенности индивидуальности.Сущностное определение индивидуальности связано с использованием понятий «целостность», «единство», «неделимость» «самобытность», «авторство», «укорененность в мире», «собственный способ жизни» и т.п. «Индивидуальность, — писал Л Фейербах, — это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь повсюду я индивидуальное существо»4.
Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей. Как отмечается многими авторами, термин «индивидуальность» означает единство многообразного, многое в одном. Б.Г. Ананьев полагал, что к индивидуальности следует подходить как к интеграции всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.
Философ И.И. Резвицкий понимает целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система, — пишет он, — индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды» 6. Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо.
Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную «самостъ». Сущность индивидуальности как раз и связана самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, быть независимым, суверенным, самостоятельным качеством.
Благодаря индивидуальности, человек обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия», творчески проявляет себя, становится субъектом исторической, гражданской и личной жизни, потенциально воплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род
Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность, человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализует собственный способ жизни.
Индивидуальность — это авторство собственной жизни: в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведении. В индивидуальном бытии человек несет ответственность к только за отдельные слова и поступки, но и за жизнь в целом, даже за ту, в которой он физически не участвовал, — за историю, уникальным, единственным, неповторимым в индивидуальности выступают не внешние особенности индивида, не его облик, не его манеры обращения с другими, а способ жизни, самобытные формы жизнедеятельности, бытия в обществе. Индивидуальность — это человек как субъект или автор своей собственной Жизни во всей ее полноте.
В заключение приведем развернутое определение индивидуальности, взятое нами у И.И. Резвицкого. «Индивидуальность — это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей. В качестве индивидуальности человек является автономным и неповторимым субъектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию самосовершенствованию в условиях общества»7.
Подчеркнем еще раз: индивидуальность — это самобытность жизни человека. Это означает, что человек индивидуализируется в существенных, родовых характеристиках. Индивидуальность есть неповторимое, самобытное выражение или творческое проявление родовой сущности человека.
Как это не покажется парадоксальным, но в психологии используется понятие «тип индивидуальности». Индивидуальность по самому существу своему в принципе не типологизируема. Потенциально — сколько людей, столько индивидуальностей. В христианской традиции однозначно положено, что каждая отдельная душа человеческая единственна, неповторима, уникальна. «Тип индивидуальности» поэтому — лишь устойчивая сумма тех или иных черт и свойств субъективности, но не ее целостный образ, не уровень духовного бытия человека.
Психологические образования индивидуальности человека
Основными субъективными составляющими индивидуальности человека являются система смысловых отношений и ценностных ориентации, мировоззрение, совесть, вера.
Система смысловых отношений представляет собой ансамбль индивидуализированных отношений человека к условиям своей жизнедеятельности. В психологии смыслом называют внутренне мотивированное, индивидуальное значение для человека того или иного действия, поступка, события. Определить смысл действия или поступка для человека — это значит ответить на вопрос: ради чего он осуществляет это действие?
В аспекте индивидуальности как самобытности человека смысл — это осознание абсолютной ценности события и поступка и одновременно субъективное переживание этой ценно-Щк человеком. Смысловое отношение — это ценностное отношение человека к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе.
Система смысловых отношений внутренне связана с ценностными ориентациями личности. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей культурной, духовной, общественной жизни. Ответ на вопрос: ради чего? — предполагает определение ценностного отношения, лежащего в Вснове действия, поступка, деятельности, всей жизни в целом. В Иследнем случае речь идет о смысле жизни.
Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. Смысл жизни выводится из мировоззрения как системы взглядов на мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности, к самому себе. Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним. Мировоззрение включает в себя жизненные принципы, определяющие характер деятельности человека, его взаимоотношения с другими, жизненные стремления.
Смысл жизни, выражая жизненные позиции и устремления человека, зависит от его реальных достижений, от реальной способности выразить себя в формах жизни. «… Смысл жизни, — пишет К.А. Абульханова-Славская, — это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям»8.
Смыслу жизни противостоит отчуждение человека от жизни, когда собственные действия, поведение, жизнь в целом теряют ценность, значимость. Потеря смысла жизни — это духовное заболевание человека. Потеря смысла жизни стоит на одном из первых мест среди причин самоубийств.
Нравственным центром индивидуальности является совесть. Человек самостоятельно формулирует для себя нравственные обязанности и требует от себя их выполнения. Совесть есть выражение нравственного самосознания .человека. Она есть внутренняя, личная нравственность или автономная этика.
К образованиям индивидуальности относится система верований и убеждений человека. Вера есть полное и безоговорочное принятие человеком явлений, событий, собственных представлений и умозаключений, жизненных принципов, бесконечная ценность которых выявлена в свете превышающей человека Божественной Реальности. Вера, убеждения человека составляют основу его «Я», определяют его поступки, суждения, нормы поведения и отношения. Формулой индивидуальности может служить известное изречение реформатора церкви М. Лютера: «На том стою и не могу иначе».
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С. 329.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1977. Т. 2. С. 553.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т М 1977 Т 3 С 74.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. T.I. С.496.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С. 327.
- Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. М., 1984. С.29.
- Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. М., 1984. С.38.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М , 1991. С 73.
|
В чем разница между индивидуальностью и индивидуализмом?
Вы знаете разницу между индивидуальностью и индивидуализмом?
Многие их путают. Эти два слова очень похожи. Первые одиннадцать букв одинаковы, различаются только две последние. Но -ity и -ism на концах несут слова в совершенно разных направлениях.
Индивидуальность относится ко всем характеристикам, которые делают человека уникальным, и относится только к одному человеку. Индивидуализм , с другой стороны, представляет собой набор верований, идей, практик и предположений, которые подчеркивают свободу и автономию людей. Это не то, что принадлежит только одному человеку. Это коллективное состояние. Индивидуализм — это модель жизни, которую практикуют целые группы людей.
СВЯЗАННЫЙ: Акцент бахаи на построении сообщества
У каждого есть индивидуальность. Это естественное состояние. Человеческий вид очень необычен по сравнению с другой жизнью на Земле из-за большого разнообразия между его отдельными членами. Некоторые быстрые, но слабые. Другие медленные, но сильные. Некоторые хорошо говорят. Другие — хорошие медитаторы. Мы не можем быть хороши во всем. Но с точки зрения сообщества всегда найдется хотя бы несколько человек, талантливых в какой-либо конкретной области. Такого рода различия между людьми и есть то, что Абдул-Баха, сын пророка и основатель Веры Бахаи, Бахаулла, называл «сущность совершенства». Он писал:
«…различия бывают двух видов. Одна является причиной уничтожения и подобна антипатии, существующей между враждующими народами и враждующими племенами, которые стремятся уничтожить друг друга, искореняют семьи друг друга, лишают друг друга покоя и комфорта и развязывают резню. Другой вид, являющийся признаком разнообразия, есть сущность совершенства и причина проявления даров Преславного Господа».
У каждого есть индивидуальность, но не все участвуют в культуре индивидуализма. Во многих обществах потребности группы формируют жизнь отдельных людей более непосредственным и интенсивным образом. Индивидуализм не обязательно лучше или хуже всего остального. Это всего лишь один из многих подходов к бессмертному вопросу о том, как сформировать сплоченные и процветающие социальные группы из набора уникальных личностей.
Я живу в Соединенных Штатах, где хорошо известен наш индивидуализм. Если мы, американцы, рыбы, то индивидуализм — это вода, в которой мы плаваем, мы легко забываем. Я вырос, видя преимущества членов сообщества, которые тратят столько энергии на выяснение того, что отличает каждого человека от всех остальных, и пытается лечить их таким образом, чтобы реализовать их исключительный потенциал. Это было хорошо. Но я также много раз видел, как индивидуализм разбивался о свои собственные пределы.
Индивидуализм обычно рассматривается с точки зрения того, что он позволяет, а не того, что он запрещает. Но так же, как он открывает одну руку, он закрывает другую. Индивидуалистические культуры, как правило, создают многочисленные препятствия для совместной работы в группах. Подавляющее предпочтение для каждого человека состоит в том, чтобы следовать своим курсом и сосредоточиться на том, что он знает и любит лучше всего.
По этой причине индивидуализм может привести к сужению социального видения. По мере снижения чувства общности мы склонны больше общаться с людьми, которые в чем-то похожи на нас. Вместо широкого, инклюзивного понимания общества и его потребностей члены индивидуалистического общества могут иметь тенденцию смотреть на мир преимущественно через призму своих индивидуальных особенностей, знаний, которыми они обладают, и способов их применения в мире.
Например, что касается социально-экономических вопросов, те, кто обладает механическими навыками, склонны думать, что мировые проблемы могут быть решены большим количеством людей с механическими навыками. Интеллектуалы подчеркивают необходимость того, чтобы другие люди больше думали об определенных идеях и сводах знаний. Профессионалы сетуют на то, что все больше людей не получают образования и опыта работы, необходимых для того, чтобы начать высокооплачиваемую карьеру, как они это сделали. Это затрудняет взаимодействие различных слоев общества в решении сложных социальных вопросов. Как однажды заметил психолог Абрахам Маслоу: «Я полагаю, что если единственный инструмент, который у вас есть, — это молоток, заманчиво обращаться со всем, как с гвоздем».
СВЯЗАННЫЙ: Как бахаи устранили бы крайности богатства и бедности
Все эти занятия необходимы в определенной степени и в правильном балансе друг с другом. Но для этого требуется общая перспектива, включающая большое разнообразие человеческого опыта в более широком сообществе.
На протяжении веков религия была основной областью знаний и практики для создания такой структуры. В Вере Бахаи принцип единства в многообразии является отправной точкой для вдохновения в людях видения целого, выходящего за рамки их личного опыта. 9Абдул-Баха писал: взгляды и склонности украшают мир человечества. Это разнообразие, это различие подобно естественно созданному несходству и разнообразию членов и органов человеческого тела, ибо каждое из них способствует красоте, эффективности и совершенству целого. Когда эти различные члены и органы попадают под влияние суверенной души человека, и сила души пронизывает члены и члены, вены и артерии тела, тогда различие укрепляет гармонию, разнообразие укрепляет любовь, а множественность является величайшим фактором координации. ”
Учение бахаи не ставит общество выше личности или личность выше общества. Он уравнивает и объединяет два подхода, понимая, что каждый из них является ключом к раскрытию силы и ценности другого.
Первоначально опубликовано 27 мая 2018 г.
Грег Ходжес увлечен пересечением социальных изменений и духовного обновления. Он и его жена Мэй живут в Альфреде, штат Мэн, США.
ПОДРОБНЕЕ
индивидуализм | Определение, история, философия, примеры и факты
Алексис де Токвиль
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Чарльз Тейлор Уильям Годвин
- Похожие темы:
- идеология
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
индивидуализм политическая и социальная философия, подчеркивающая моральную ценность личности. Хотя понятие индивидуума может показаться простым, существует множество способов его понимания как в теории, так и на практике. Срок 9Сам 0093 индивидуализм и его эквиваленты в других языках датируются — как и социализм и прочие измы — XIX веком.
Индивидуализм когда-то демонстрировал интересные национальные вариации, но с тех пор его различные значения в значительной степени слились. После потрясений Французской революции индивидуализм стал использоваться во Франции уничижительно для обозначения источников социального распада и анархии, а также возвышения индивидуальных интересов над интересами коллектива. Отрицательный оттенок этого термина использовался как французскими реакционерами, националистами, консерваторами, либералами и социалистами, несмотря на их разные взгляды на осуществимый и желательный общественный порядок. В Германии идеи индивидуальной уникальности ( Einzigkeit ) и самореализация — в общем, романтическое представление об индивидуальности — внесли свой вклад в культ индивидуального гения и позже трансформировались в органическую теорию национальной общности. Согласно этой точке зрения, государство и общество — не искусственные конструкции, возведенные на основе общественного договора, а уникальные и самодостаточные культурные целостности. В Англии индивидуализм охватывал религиозное нонконформизм (т. е. несогласие с англиканской церковью) и экономический либерализм в его различных версиях, включая подходы как laissez-faire, так и умеренного государственного вмешательства. В Соединенных Штатах индивидуализм стал частью основной американской идеологии к XIX в.века, вобравший в себя влияние пуританства Новой Англии, джефферсоновства и философии естественных прав. Американский индивидуализм был универсалистским и идеалистическим, но приобрел более резкую окраску, поскольку в него проникли элементы социального дарвинизма (т. е. выживание наиболее приспособленных). «Грубый индивидуализм», превозносимый Гербертом Гувером во время его президентской кампании в 1928 году, ассоциировался с традиционными американскими ценностями, такими как личная свобода, капитализм и ограниченное правительство. Джеймс Брайс, посол Великобритании в США (1907–13), писал в The American Commonwealth (1888): «Индивидуализм, любовь к предприимчивости и гордость за личную свободу считались американцами не только своим избранным, но и [своим] особым и исключительным достоянием».
Дополнительная информация по этой теме
раса: наследственные статусы против подъема индивидуализма
Наследование как основа индивидуального социального положения — древний принцип человеческой истории, существовавший в какой-то момент после начала…
Французский политический философ-аристократ Алексис де Токвиль (1805–1859 гг.) описывал индивидуализм как своего рода умеренный эгоизм, который склоняет людей заботиться только о своем узком кругу семьи и друзей. Наблюдая за работой американской демократической традиции для Демократия в Америке (1835–1840 гг.), Токвиль писал, что, заставляя «каждого гражданина изолировать себя от своих товарищей и отделяться от своей семьи и друзей», индивидуализм истощает «добродетели». общественной жизни», для чего гражданская добродетель и объединение были подходящим средством. Для швейцарского историка Якоба Буркхардта (1818–1899 гг.7), индивидуализм означал культ частной жизни, который, в сочетании с ростом самоутверждения, дал «импульс к высшему индивидуальному развитию», расцветшему в европейском Ренессансе. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1917) выделил два типа индивидуализма: утилитарный эгоизм английского социолога и философа Герберта Спенсера (1820–1903), который, по Дюркгейму, сводил общество к «не более чем обширному аппарату производство и обмен», а также рационализм немецкого философа Иммануэля Канта (1724–1804), французского философа Жан-Жака Руссо (1712–1788) и Декларацию прав человека и гражданина Французской революции (1789 г.).), у которого «основной догмой является автономия разума, а основным обрядом — доктрина свободного исследования». Австрийский экономист Ф. А. Хайек (1899–1992), сторонник рыночных процессов и недоверчивый к государственному вмешательству, отличал то, что он называл «ложным», от «истинного» индивидуализма. Ложный индивидуализм, представленный в основном французскими и другими континентально-европейскими писателями, характеризуется «преувеличенной верой в силу индивидуального разума» и размахом эффективного социального планирования и является «источником современного социализма»; напротив, истинный индивидуализм, сторонниками которого были Джон Локк (1632–1704), Бернар де Мандевиль (1670–1733), Дэвид Юм (1711–76), Адам Фергюсон (1723–1816), Адам Смит (1723–1729).0) и Эдмунд Бёрк (1729–1797) утверждали, что «спонтанное сотрудничество свободных людей часто создает вещи, которые превосходят их индивидуальные умы, когда-либо полностью постижимые», и признавали, что люди должны подчиняться «анонимным и, казалось бы, иррациональным силам». общества».
Другие аспекты индивидуализма относятся к ряду различных вопросов о том, как понимать отношения между коллективами и индивидами. Один из таких вопросов фокусируется на том, как следует объяснять факты о поведении групп, о социальных процессах и о крупномасштабных исторических событиях. Согласно методологическому индивидуализму, точка зрения, отстаиваемая британским философом австрийского происхождения Карлом Поппером (1902–94), любое объяснение такого факта в конечном счете должно апеллировать или излагаться в терминах фактов о людях — об их убеждениях, желаниях и действиях. Близкородственный взгляд, иногда называемый онтологическим индивидуализмом, представляет собой тезис о том, что социальные или исторические группы, процессы и события представляют собой не что иное, как комплексы индивидов и индивидуальных действий. Методологический индивидуализм исключает объяснения, апеллирующие к социальным факторам, которые, в свою очередь, не поддаются индивидуалистическому объяснению. Примерами могут служить классическое описание Дюркгеймом дифференцированного уровня самоубийств в зависимости от степени социальной интеграции и оценка распространенности протестных движений с точки зрения структуры политических возможностей. Онтологический индивидуализм контрастирует с различными способами видения институтов и коллективов как «реальных» — например, взгляд на корпорации или государства как на агентов и взгляд на бюрократические роли и правила или статусные группы как на независимые от индивидов, как ограничивающие, так и способствующие поведению индивидов. Другой вопрос, который возникает в дебатах об индивидуализме, заключается в том, как следует понимать объекты ценности или ценности (т. е. блага) в моральной и политической жизни. Некоторые теоретики, известные как атомисты, утверждают, что никакие такие блага не являются по сути общими или общественными, утверждая вместо этого, что существуют только индивидуальные блага, которые достаются отдельным людям. Согласно этой точке зрения, мораль и политика являются просто инструментами, с помощью которых каждый человек пытается обеспечить себе такие блага. Одним из примеров такой точки зрения является концепция политической власти, которая в конечном счете вытекает из гипотетического «договора» между людьми или оправдывается им, как в политической философии Томаса Гоббса (1588–1679).). Другая идея, типичная для экономики и других социальных наук, находящихся под влиянием экономики, заключается в том, что большинство социальных институтов и отношений лучше всего можно понять, если предположить, что индивидуальное поведение мотивировано в первую очередь личным интересом.
Индивидуализм в том виде, в каком его понимал Токвиль, с его одобрением личных удовольствий и контролем над своим личным окружением и пренебрежением общественным участием и общественной привязанностью уже давно вызывает сожаление и критику как со стороны правых, так и со стороны левых, а также с религиозной и светской точек зрения. . Особенно заметная критика была сделана сторонниками коммунитаризма, которые склонны приравнивать индивидуализм к нарциссизму и эгоизму. Точно так же мыслители, придерживающиеся традиции «республиканской» политической мысли, согласно которой власть лучше всего контролируется путем ее разделения, обеспокоены своим представлением о том, что индивидуализм лишает государство поддержки и активного участия граждан, тем самым подрывая демократические институты. Также считалось, что индивидуализм отличает современные западные общества от досовременных и незападных обществ, таких как традиционные Индия и Китай, где, как говорят, сообщество или нация ценятся выше личности и роли личности в политической и экономической жизни.