Потребность — Психологос
Фильм «9 рота»
Фильм «Шопоголик»
Потребность в психологии описывается с трех сторон: как объективное положение дел, как субъективное ощущение и как динамическое состояние. Потребность как объективка — объективное положение нужды или недостатка чего-либо, необходимого для нормального функционирования живой системы. «Рядом со мной нет того, что нужно. У организации потребность в дополнительных помещениях. России нужна национальная идея. Организму требуется вода». Потребность как ощущение — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. «Очень хочется покушать». Потребность как динамическое состояние — внутренний побудитель активности, динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Субъективно переживается или просто называется как тяга, влечение, хотение, желание. «Не могу усидеть на месте…»Сегодня о потребностях говорят все психологи, хотя раньше люди обходились словом нужда.
В английском язык слова «потребность» нет, есть слова needs (нехватка, нужда) и requirements (запрос, требования, испрашиваемые средства). Все понятно, все объективно: если у тебя чего нет — добудь, купи или делай запрос, мы его рассмотрим…
Похоже, что понятие «потребность» лежит за пределами естественнонаучного подхода, в области подхода гуманитарного и прочей высокой поэзии. Очевидно, что мотору для нормальной работы требуется бензин и моторное масло, но нельзя сказать, что у мотора в этом есть потребность. Почему? Потому что мотор — не живой, а о потребностях говорят только применительно к тому, что видится как живое.
Техник скажет, что условием нормальной работы является наличие бензина, а добавка моторных масел увеличивает срок эксплуатации мотора. Все, это «условия функционирования», и здесь нет никаких «потребностей». Впрочем, если водитель начинает воспринимать свою машину как живое существо (а это распространено повсеместно), то у его машины появляются потребности и помыться, и пополнить запас бензина, и пройти ТО.
.. «Моя машинка хочет помыться!»Последователи естественнонаучного подхода говорят не о потребностях, а о запросах субъекта (обращениях за помощью) и условиях, которые так или иначе влияют на жизнедеятельность организма.
А.С. Пушкин словом «потребность» не пользовался, в словаре В.И. Даля о потребностях также ничего говорится, а вот в словаре Брокгауза и Эфрона уже есть статья об «эластичных» и «малоэластичных» потребностях. Потребность в хлебе элементарна и малоэластична: наелся — и сыт. Все определенно, растяжки по времени нет, по сути — это нужда. А вот потребность в одежде несравненно более эластична: покупка одежды эту потребность не насыщает, покупать хочется еще и еще… Все эластично тянется до бесконечности, потому что тут не нужда, а хочется.
Потребности различают и классифицируют самым различным образом. Выделяют, в частности, потребности целостные и фрагментарные, реальные и придуманные, базовые и нет, высшие и низшие, потребности в общении, в любви, в уважении и многие другие. Похоже, что сегодняшнее понимание потребности ближе к эластичным, мало насыщаемым потребностям. И похоже, что за такой потребностью стоит в малой степени «нужда», а в большей степени — скулеж на тему «хочется» и «мне без этого плохо!».
Люди, как дети, очень быстро учат список своих потребностей, а общество потребления этому только радо, поскольку под любую потребность можно продать ту или иную услугу. Понятие «потребность» очень удобно: одни могут под созданную потребность что-то продать, другие — снять с себя ответственность за свои действия. «Я купила, потому что чувствовала в этому потребность. Не идти же мне против себя?!» С развитием запросов людей список желаний, которые они хотят называть реальными потребностями, растет с невероятной скоростью.
Люди, начавшие играть в игру под названием «Потребности», сами же оказываются у себя на крючке. Люди легко вовлекаются, привыкают и привязываются, после чего свои привязанности и привычки называют своими потребностями. У дедушки теперь потребность быть в курсе новостей каждый вечер, у бабушки — потребность посмотреть сериал, у мамы — потребность купить платочек от D&G, у папы — заменить айфон на последнюю модель, у трехлетнего ребенка — поиграть на айпаде. И каждый из этих детей убежден, что без этого они не могут, потому что это их потребности.
Исследователи вводят понятие «базовые потребности», чтобы отличить потребности надуманные от настоящих нужд, но этот список оказывается таким же эластичным и ненасыщаемым, как потребности тех, кто привык себе что-либо выпрашивать.
Утверждения психологов, что именно потребности движут людьми, является внушением, и внушением контрпродуктивным. Те, кто это внушают, заставляют на все смотреть с эгоистической точки зрения, а те, кто этому поверил, получают якобы научное объяснение, почему каждый человек заботится в первую очередь о самом себе. Разговоры о потребностях воспитывают потребителей: тех, кто живет ради себя, ради удовлетворения собственных потребностей.
Понятие «потребность» — опасное понятие. Кроме приучения к эгоизму, оно несет в себе и другое метасообщение: «Кто-то отвечает за мои нужды, кто-то должен обо мне позаботиться». А эта установка легко воспитывает паразитов, которые убеждены, что их потребности обязательно надо обслужить — ведь каждый человек имеет право на удовлетворение своих потребностей!
Потребность в безопасности — обеспечьте. Потребность в общении — предоставьте! — учтите! Потребность в любви — позаботьтесь!
Наверное, это не так, мы все-таки не дети. У каждого из нас есть свои нужды и свои желания, и каждый взрослый человек может себя обслужить, если возьмет на себя такую ответственность.
С позиций синтон-подхода, потребность — это замена ценностей, целей и воли у человека, который живет как организм, еще не став личностью. И замена эта — не вполне достойная.
Большинство людей действительно большую часть своей жизни живут и действуют, побуждаемые потребностями. Когда им что-то не хватает, у них возникает повышенное напряжение, им становится плохо, но напряжение подвигает их к активности, они действуют. Достигли — напряжение разрядилось, источник активности иссяк, энергия действия кончилась. Чтобы куда-либо двигаться, они снова ищут состояния неудовлетворенности, ищут свое плохо, и постоянно качаются между «мне плохо, но я двигаюсь» или «мне хорошо и я не могу себя поднять».
Это правда, что жизнью человека-организма заведует не он, а его потребности. Читай — его тело. Так живет большинство, но будете ли так жить вы? Разумный человек знает нужды своего тела и заботится о нем, при этом выборы взрослого человека определяются им самим, а не его потребностями. Ведь за совершенные поступки вы спрашиваете с человека, а не с потребностей, которые ими двигали… Да?
Человек, живущий ценностями, более человек, чем существо, живущее удовлетворением своих потребностей. Правда, что людьми движут потребности, но не правда, что ими движут только потребности. Потребности движут теми, кто не умеет разума и воли определять свои поступки, люди же в авторской позиции принимают самостоятельно принимают свои решения, ориентируясь на свои ценности и цели. Мы привыкли к тому, что у каждого из нас есть потребности, и мало задумываемся о том, что у нас есть обязанности. Верно, что у нас тело, которое необходимо питать, отдыхать и освобождать от продуктов жизнедеятельности; но также верно, что у нас есть разум, мы можем делать выборы, можем любить и заботиться не только о себе.
А что думаете вы?
Потребности человека — что это такое, определение, классификация и виды
Человеческая личность многогранна. Характер образно представляет из себя своеобразное лоскутное одеяло, сшитое из множества черт, привычек и характерных особенностей человека. Индивид — сложный организм, изучение которого в психологии является весьма длительным процессом.
- Определение потребностей
- Классификация потребностей
- Интересы
На протяжении истории учёные всегда задавались самыми разными вопросами, касающимися человеческой личности. Черты характера, привычки, особенности менталитета и так далее — всё это подвергалось изучению, проводились исследования, тестирования и эксперименты. Всё это для лучше изучения личности человека, природы его сущности, а также для выявления тенденция дальнейшего развития индивида.
Потребности человека также изучаются, ведь они являются проявлением его личности. Индивид идёт на поводу своих нужд. Именно они толкали многих людей на осуществление самых различных открытий, которые сейчас активно используются современным обществом.
Но что такое потребность человека? Как можно обозначить определение данного термина? Какие потребности существуют? Какие критерии для разделения нужд можно выделить? Об этом и пойдёт речь в этой статье.
Определение потребностей
Для начала стоит привести определение данного понятия в психологии. Что такое потребности человека? Это позволит лучше понять суть рассматриваемого термина, а затем уже примерно обозначить последующие вопросы для изучения.
Человеческие потребности — это определённое состояние индивида, характеризующееся зависимостью от внешних жизненных условий и кондиций развития. Иными словами, это ощущение необходимости удовлетворить свои внутренние запросы, возникающие на ментальном и физическом уровнях, в психологии индивида.
Если рассматривать базовые, или начальные, нужды, которые могут возникнуть у любого индивида, то можно выделить следующие:
- Сразу стоит выделить такую потребность, как утоление голода. Тут же можно указать и удовлетворённость вкусовыми качествами потребляемой пищи;
- Также стоит сразу же отметить и утоление чувства жажды;
- Оптимальные условия для жизни. Каждый человек мечтает о жизни в максимально удобных и уютных жизненных кондициях. В этом заключается одна из фундаментальных нужд любого человека;
- Оптимальное воздействие электромагнитных волн;
- Чистый воздух;
- Получение удовлетворения в виде секса;
- Продолжение своего рода;
- Ощущение защищённости и безопасности как себя, так и своих близких;
Конечно, стоит учесть, что некоторые указанные здесь потребности могут не восприниматься некоторыми людьми в качестве базовых. Например, нужда в продолжении рода воспринимается некоторыми индивидами, как необязательная и ненужная. Также есть люди, которые просто не имеют желания удовлетворять свои половые потребности, потому что их просто нет. Бывают разные случаи, но предложенный выше список является перечнем самых базовых потребностей, которые испытывает большинство людей со стандартной психологией.
Если рассмотреть вышеуказанный список, то можно отметить следующее: в принципе, практически все нужды, указанные в перечне, отвечают не только людям, но большинству других существ.
Классификация потребностей
Все существующие потребности индивида можно разделить на три группы. Эта научная классификация предполагает наличие именно трёх основных видов нужд, которые можно рассматривать отдельно по определённому принципу.
Итак, согласно это научной классификации, человеческие потребности бывают трёх видов:
- Биологические — как можно догадаться практически сразу же, эти потребности отвечают за удовлетворение нужд физиологического характера. К таким нуждам относятся: наличие еды, воды, жилья, удовлетворение половых потребностей, продолжение рода, ощущение безопасности, и другие фундаментальные нужды этого вида;
- Социальные — потребности этого вида обозначают достижение своих целей, поставленных на уровне социума. Иными словами, это нужда в обретении себя в обществе, получение определённого социального статуса, развитие общения с другими, знакомства с новыми людьми, обретение новых друзей и другие;
- Духовные — тут речь идёт о нуждах уже совсем другого уровня. Есть такое понятие, как «духовная пища». Так вот духовная нужда заключается в удовлетворении нужд, касающихся «насыщения» этой «пищей». Если объяснить простыми словами, а не использовать эфемерные обозначения, то духовные потребности — это не что иное, как желание самосовершенствоваться, достигать новых целей в изучении знаний. Можно упомянуть и цели религиозного характера, а также достижения в творчестве.
Все вышеуказанные виды потребностей являются необходимыми для полноценной жизнедеятельности любого индивида. Также удовлетворение этих нужд позволяет в дальнейшем развиваться и достигать новых целей взамен уже достигнутых.
Как можно заметить из списка видов потребностей, они взаимодополняют друг друга. К примеру, неудовлетворение биологических нужд ведёт к невозможности достижения социальных задач, а также удовлетворения духовных потребностей. Голодный и испытывающий жажду человек вряд ли сможет реализоваться в обществе, и к тому же ещё самосовершенствоваться и творчески развиваться.
Интересы
Ещё одно понятие, которое стоит рассмотреть в рамках этой темы, это интересы. У каждого человека есть свои интересы, нередко их могут путать с потребностями, но следует помнить, что есть определённые различия у этих терминов.
Интерес к определённому объекту — позиция индивида с точки зрения его способностей и запросов. И вот тут прослеживается связь между потребностями и интересами. Да, эти понятия не являются взаимозаменяемыми. Но взаимодополняющими — уж точно. Нужно отметить, что интересы не существуют без нужд, а те, в свою очередь, не могут без интересов. Направление и характер интересов зависят от социальной группы и статуса индивида.
Интересы можно разделить по их направленности:
- Социальные;
- Духовные;
- Политические.
Если же разделить все интересы согласно другой классификации, а именно по социальной принадлежности индивида, то можно получить следующий список:
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Общественные.
Интересы индивида могут носить сугубо стратегический характер. В таком случае человек может ради их достижения поступиться интересами других людей. Именно поэтому каждый индивид должен позаботиться о создании определённых личностных интересов, которые не позволят помешать другому человеку в преследовании своих интересов. Достижение своих целей не должно предполагать вмешательство в достижение целей другого человека. Не стоит пренебрегать нормами морали и существующими жизненными ценностями. Но это уже вопрос психологии каждого отдельного индивида.
потребностей | Психология Вики | Фэндом
в: Маркетинг, оценка, потребности
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Человеческая потребность может быть определена как психологически, так и объективно. Это может быть связано: неудовлетворение объективной потребности — неспособность «заплатить» за то, чтобы быть человеком, — скорее всего, воспринимается нуждающимся как «чувствуемая потребность». С другой стороны, конкретное проявление объективных потребностей определяется индивидуальными предпочтениями и психологией: потребность в еде может проявляться по-разному.
Содержание
- 1 Психологическое определение
- 2 Определение объектива
- 3 Другие представления
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Дальнейшее чтение
Психологическое определение
Во-первых, для большинства психологов потребность — это психологическая характеристика, которая побуждает организм к действию для достижения цели и причины действия, задавая цель и направление поведения.
Наиболее широко известная академическая модель потребностей была предложена психологом Абрахамом Маслоу. В своей теории он предположил, что у людей есть иерархия психологических потребностей, которые варьируются от безопасности до самореализации. Однако, несмотря на то, что эта модель интуитивно привлекательна, ее трудно реализовать экспериментально. Он был далее развит Клейтоном Альдерфером.
Академическое изучение потребностей достигло своего апогея в 1950-х годах. Сегодня психологи уделяют ему меньше внимания. Единственным исключением является работа Ричарда Сеннета о важности уважения.
Одна из проблем психологической теории потребностей заключается в том, что концепции «потребности» могут радикально различаться в разных культурах или разных частях одного и того же общества. Взгляд одного человека на нужду может легко рассматриваться другим как патерналистский.
Объективное определение
Второй взгляд на потребность представлен в работе профессора политической экономии Яна Гофа. Он опубликовал работы на тему потребностей человека в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния [1]. Вместе с профессором медицинской этики Леном Доялом [2] он также опубликовал Теория человеческих потребностей .
Их точка зрения выходит за рамки психологии: можно сказать, что потребности человека отражают издержки существования человека в обществе. Человек, чьи сексуальные потребности не удовлетворены, т. е. «нуждающийся» человек, будет плохо функционировать в обществе.
По мнению Гофа и Дояла, каждый человек объективно заинтересован в том, чтобы избежать серьезного вреда, препятствующего достижению его или ее видения того, что хорошо, независимо от того, что именно. Эта попытка требует способности участвуют в социальной среде, в которой живет человек. В частности, каждый из них должен иметь как физическое здоровье, так и личную автономию. Последнее относится к способности делать осознанный выбор в отношении того, что следует делать и как это реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможности участвовать в общественной деятельности и коллективном принятии решений.
Как удовлетворяются такие потребности? Дойал и Гоф выделяют одиннадцать широких категорий «промежуточных потребностей», которые определяют, как удовлетворяются потребности в физическом здоровье и личной автономии:
- Достаточное питание и вода
- Соответствующий защитный кожух
- Безопасная рабочая среда
- Безопасная физическая среда
- Надлежащая медицинская помощь
- Безопасность в детстве,
- Значимые первичные отношения с другими
- Физическая безопасность
- Экономическая безопасность
- Безопасный контроль над рождаемостью и деторождением
- Надлежащее базовое и межкультурное образование.
Как определяются детали удовлетворения потребностей? Авторы указывают на рациональное выявление потребностей с использованием самых современных научных знаний; использование реального опыта индивидов в их повседневной жизни; и демократическое принятие решений. Удовлетворение потребностей человека не может быть навязано «сверху».
Эту теорию следует сравнить с подходом, основанным на возможностях, разработанным Амартией Сен и Мартой Нуссбаум. Те, у кого больше внутренних «активов» (образование, здравомыслие, физическая сила и т. д.), имеют больше возможностей и в большей степени способны избежать или избежать бедности. Те, у кого больше возможностей, удовлетворяют больше своих потребностей.
Другие представления
Концепция интеллектуальной потребности изучалась в образовании.
В своих 1844 Paris Manuscripts Карл Маркс классно определил людей как «существ, нуждающихся» или «нуждающихся существ», которые испытывают страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих потребностей [3]. Эти потребности были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными. По Марксу, человеческое развитие характеризуется тем, что в процессе удовлетворения своих потребностей у людей возникают новые потребности, подразумевая, что они хотя бы в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Эта идея более подробно обсуждается венгерским философом Агнесом Хеллером в Теория потребности у Маркса (Лондон: Эллисон и Басби, 1976). Профессор политической экономии Майкл Лебовиц [4] развил марксистскую интерпретацию потребностей в двух изданиях своей книги Beyond Capital .[5].
Профессор Дьердь Маркус систематизировал представления Маркса о потребностях следующим образом: люди отличаются от животных тем, что их жизнедеятельность, работа, опосредована удовлетворением потребностей (животное, которое изготавливает орудия для производства других орудий или его/ее удовлетворяющих факторов), которая делает человека универсальным природным существом, способным превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности, а также развивает свои потребности и способности (сущностные человеческие силы) и развивает себя (историко- универсальное существо). Труд порождает нарушение слияния животного субъекта (потребностей) и объекта, порождая тем самым возможность человеческого сознания и самосознания, стремящихся к всеобщности (всеобщее сознательное бытие). Условия человека как общественного существа задаются трудом (но не только трудом) (человек не может жить без отношения к другим): труд социален, потому что люди работают друг для друга произведенными средствами и способностями предшествующими поколениями (всеобщее общественное существо). Человеческие существа также являются свободными существами, способными реализовать в течение своей жизни объективные возможности, порожденные социальной эволюцией, на основе своего сознательного решения. Свободу следует понимать как в отрицательном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в положительном смысле (господство над природными силами и развитие человеческого творчества, сущностных человеческих сил). : а) труд является их жизнедеятельностью; б) люди — сознательные существа; в) люди — существа социальные; г) человек стремится к всеобщности, которая проявляется в трех предыдущих чертах и делает человека природно-исторически-всеобщим, общественно-универсальным и общесознательным сущностями, и д) человек свободен. [1]
В своих текстах о том, что он называет «моральной экономикой», профессор Хулио Болтвиник Калинка утверждает, что идеи, изложенные Дэвидом Виггинсом о потребностях, правильны, но недостаточны: потребности носят нормативный характер, но они также и фактические. Эти «грубые этические концепции» (как утверждает Хилари Патнэм) также должны включать оценку: критики Россом Фицджеральдом идей Маслоу отвергают концепцию объективных человеческих потребностей и используют вместо нее концепцию предпочтений. Они, как и многие другие логические позитивисты, исходят из того, что ценности не могут быть рациональными, и поэтому утверждают, что определение порога бедности, задача, связанная с ценностями, есть произвольное действие исследователей, предположение, предполагающее узкий взгляд на бедность. [1]
Модель сострадательного общения Маршалла Розенберга, также известная как ненасильственное общение (ННО) [2] проводит различие между универсальными человеческими потребностями (то, что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения этих потребностей. . В отличие от Маслоу, модель Розенберга не ставит потребности в иерархию. [3] В этой модели чувства рассматриваются как индикаторы того, когда человеческие потребности удовлетворяются или не удовлетворяются. Одним из предполагаемых результатов модели Розенберга является поддержка людей в развитии осознания того, какие жизнеобеспечивающие потребности возникают у них и у других ежеминутно, чтобы они могли более эффективно и с состраданием находить стратегии для удовлетворения своих собственных потребностей, а также вносить свой вклад. к удовлетворению потребностей других.
Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Такие потребности могут включать спрос на определенный вид бизнеса, на определенную государственную программу или организацию или на людей с определенными навыками. Это пример метонимии в языке, связанный с логической проблемой овеществления.
См. также
- Мотивация достижений
- Мотивация членства
- Биологический императив
- Тяга
- Внешняя мотивация
- Основные потребности человека
- Потребности службы здравоохранения
- Человеческие данности
- Внутренняя мотивация
- Иерархия потребностей Маслоу
- Система потребностей Мюррея
- Потребность в удовлетворении
- Необходимость утверждения
- Потребность в познании
- Оценка потребностей
- Анализ потребностей — в эргономике и удобстве использования
- Иерархия потребностей Невиса
- Воспитание
- Психологические потребности
- Специальные потребности
- Анализ потребностей в обучении
Ссылки
- ↑ 1. 0 1.1 «Necesidades humanas» — Хулио Болтвиник (на испанском языке)
- ↑ cnvc:: Домашняя страница Центра ненасильственной коммуникации
- ↑ cnvc:: Список потребностей
Дополнительная литература
- Ян Гоф (1994) Экономические институты и удовлетворение человеческих потребностей . Журнал экономических вопросов. об. 28, нет. 1 (9 марта), стр. 25-66.]
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Потребности | Психология Вики | Фэндом
в: Маркетинг, оценка, потребности
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Человеческая потребность может быть определена как психологически, так и объективно. Это может быть связано: неудовлетворение объективной потребности — неспособность «заплатить» за то, чтобы быть человеком, — скорее всего, воспринимается нуждающимся как «чувствуемая потребность». С другой стороны, конкретное проявление объективных потребностей определяется индивидуальными предпочтениями и психологией: потребность в еде может проявляться по-разному.
Содержание
- 1 Психологическое определение
- 2 Определение объектива
- 3 Другие представления
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Дальнейшее чтение
Психологическое определение
Во-первых, для большинства психологов потребность — это психологическая характеристика, которая побуждает организм к действию для достижения цели и причины действия, задавая цель и направление поведения.
Наиболее широко известная академическая модель потребностей была предложена психологом Абрахамом Маслоу. В своей теории он предположил, что у людей есть иерархия психологических потребностей, которые варьируются от безопасности до самореализации. Однако, несмотря на то, что эта модель интуитивно привлекательна, ее трудно реализовать экспериментально. Он был далее развит Клейтоном Альдерфером.
Академическое изучение потребностей достигло своего апогея в 1950-х годах. Сегодня психологи уделяют ему меньше внимания. Единственным исключением является работа Ричарда Сеннета о важности уважения.
Одна из проблем психологической теории потребностей заключается в том, что концепции «потребности» могут радикально различаться в разных культурах или разных частях одного и того же общества. Взгляд одного человека на нужду может легко рассматриваться другим как патерналистский.
Объективное определение
Второй взгляд на потребность представлен в работе профессора политической экономии Яна Гофа. Он опубликовал работы на тему потребностей человека в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния [1]. Вместе с профессором медицинской этики Леном Доялом [2] он также опубликовал Теория человеческих потребностей .
Их точка зрения выходит за рамки психологии: можно сказать, что потребности человека отражают издержки существования человека в обществе. Человек, чьи сексуальные потребности не удовлетворены, т. е. «нуждающийся» человек, будет плохо функционировать в обществе.
По мнению Гофа и Дояла, каждый человек объективно заинтересован в том, чтобы избежать серьезного вреда, препятствующего достижению его или ее видения того, что хорошо, независимо от того, что именно. Эта попытка требует способности участвуют в социальной среде, в которой живет человек. В частности, каждый из них должен иметь как физическое здоровье, так и личную автономию. Последнее относится к способности делать осознанный выбор в отношении того, что следует делать и как это реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможности участвовать в общественной деятельности и коллективном принятии решений.
Как удовлетворяются такие потребности? Дойал и Гоф выделяют одиннадцать широких категорий «промежуточных потребностей», которые определяют, как удовлетворяются потребности в физическом здоровье и личной автономии:
- Достаточное питание и вода
- Соответствующий защитный кожух
- Безопасная рабочая среда
- Безопасная физическая среда
- Надлежащая медицинская помощь
- Безопасность в детстве,
- Значимые первичные отношения с другими
- Физическая безопасность
- Экономическая безопасность
- Безопасный контроль над рождаемостью и деторождением
- Надлежащее базовое и межкультурное образование.
Как определяются детали удовлетворения потребностей? Авторы указывают на рациональное выявление потребностей с использованием самых современных научных знаний; использование реального опыта индивидов в их повседневной жизни; и демократическое принятие решений. Удовлетворение потребностей человека не может быть навязано «сверху».
Эту теорию следует сравнить с подходом, основанным на возможностях, разработанным Амартией Сен и Мартой Нуссбаум. Те, у кого больше внутренних «активов» (образование, здравомыслие, физическая сила и т. д.), имеют больше возможностей и в большей степени способны избежать или избежать бедности. Те, у кого больше возможностей, удовлетворяют больше своих потребностей.
Другие представления
Концепция интеллектуальной потребности изучалась в образовании.
В своих 1844 Paris Manuscripts Карл Маркс классно определил людей как «существ, нуждающихся» или «нуждающихся существ», которые испытывают страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих потребностей [3]. Эти потребности были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными. По Марксу, человеческое развитие характеризуется тем, что в процессе удовлетворения своих потребностей у людей возникают новые потребности, подразумевая, что они хотя бы в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Эта идея более подробно обсуждается венгерским философом Агнесом Хеллером в Теория потребности у Маркса (Лондон: Эллисон и Басби, 1976). Профессор политической экономии Майкл Лебовиц [4] развил марксистскую интерпретацию потребностей в двух изданиях своей книги Beyond Capital .[5].
Профессор Дьердь Маркус систематизировал представления Маркса о потребностях следующим образом: люди отличаются от животных тем, что их жизнедеятельность, работа, опосредована удовлетворением потребностей (животное, которое изготавливает орудия для производства других орудий или его/ее удовлетворяющих факторов), которая делает человека универсальным природным существом, способным превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности, а также развивает свои потребности и способности (сущностные человеческие силы) и развивает себя (историко- универсальное существо). Труд порождает нарушение слияния животного субъекта (потребностей) и объекта, порождая тем самым возможность человеческого сознания и самосознания, стремящихся к всеобщности (всеобщее сознательное бытие). Условия человека как общественного существа задаются трудом (но не только трудом) (человек не может жить без отношения к другим): труд социален, потому что люди работают друг для друга произведенными средствами и способностями предшествующими поколениями (всеобщее общественное существо). Человеческие существа также являются свободными существами, способными реализовать в течение своей жизни объективные возможности, порожденные социальной эволюцией, на основе своего сознательного решения. Свободу следует понимать как в отрицательном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в положительном смысле (господство над природными силами и развитие человеческого творчества, сущностных человеческих сил). : а) труд является их жизнедеятельностью; б) люди — сознательные существа; в) люди — существа социальные; г) человек стремится к всеобщности, которая проявляется в трех предыдущих чертах и делает человека природно-исторически-всеобщим, общественно-универсальным и общесознательным сущностями, и д) человек свободен. [1]
В своих текстах о том, что он называет «моральной экономикой», профессор Хулио Болтвиник Калинка утверждает, что идеи, изложенные Дэвидом Виггинсом о потребностях, правильны, но недостаточны: потребности носят нормативный характер, но они также и фактические. Эти «грубые этические концепции» (как утверждает Хилари Патнэм) также должны включать оценку: критики Россом Фицджеральдом идей Маслоу отвергают концепцию объективных человеческих потребностей и используют вместо нее концепцию предпочтений. Они, как и многие другие логические позитивисты, исходят из того, что ценности не могут быть рациональными, и поэтому утверждают, что определение порога бедности, задача, связанная с ценностями, есть произвольное действие исследователей, предположение, предполагающее узкий взгляд на бедность. [1]
Модель сострадательного общения Маршалла Розенберга, также известная как ненасильственное общение (ННО) [2] проводит различие между универсальными человеческими потребностями (то, что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения этих потребностей. . В отличие от Маслоу, модель Розенберга не ставит потребности в иерархию. [3] В этой модели чувства рассматриваются как индикаторы того, когда человеческие потребности удовлетворяются или не удовлетворяются. Одним из предполагаемых результатов модели Розенберга является поддержка людей в развитии осознания того, какие жизнеобеспечивающие потребности возникают у них и у других ежеминутно, чтобы они могли более эффективно и с состраданием находить стратегии для удовлетворения своих собственных потребностей, а также вносить свой вклад. к удовлетворению потребностей других.
Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Такие потребности могут включать спрос на определенный вид бизнеса, на определенную государственную программу или организацию или на людей с определенными навыками. Это пример метонимии в языке, связанный с логической проблемой овеществления.
См. также
- Мотивация достижений
- Мотивация членства
- Биологический императив
- Тяга
- Внешняя мотивация
- Основные потребности человека
- Потребности службы здравоохранения
- Человеческие данности
- Внутренняя мотивация
- Иерархия потребностей Маслоу
- Система потребностей Мюррея
- Потребность в удовлетворении
- Необходимость утверждения
- Потребность в познании
- Оценка потребностей
- Анализ потребностей — в эргономике и удобстве использования
- Иерархия потребностей Невиса
- Воспитание
- Психологические потребности
- Специальные потребности
- Анализ потребностей в обучении
Ссылки
- ↑ 1.