Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Обращение к этим темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев, Леонтьев, Асмолов, Братусь).
Человек как природное явление
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. Человеческое тело – его форма, строение. Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ.
Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек — как предмет познания») – системный или комплексный подход в изучении Личности.
Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).
Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.
Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность — есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.
Два подхода:
- Как неповторимость в совокупности его свойств, характеристик.
- Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.
Субъект – человек в контексте его Деятельности.
Леонтьев Человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств.
«Индивид – генотипическое образование». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.
2 признака:
- Неделимость или целостность субъекта.
- Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.
«Личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами… Понятие Личность выражает целостность субъекта жизни. Но Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: Личностью не родятся, Личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».
Ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой Личности.
Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, Личность, индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. В принципе при ответе на него существует два направления ответа:
1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности).
2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств).
Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими.
Как связаны между собой понятия “человек-индивид-личность”?
Индивидом обычно называют единичного конкретного человека,рассматривае-
мого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило,
употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются,
личностью становятся в процессе социализации.Благодаря процессу социализации
личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.
Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Как связаны между собой понятия “человек-индивид-личность”?
От 250 руб
Контрольная работа
Как связаны между собой понятия “человек-индивид-личность”?
От 250 руб
Курсовая работа
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»
Личность является объектом ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует комплексного междисциплинарного подхода.
Человек — это — с одной стороны биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью к труду; с другой стороны, это социальное существо, которому необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как существо общественное. Говоря об индивидууме, мы отвлекаемся от его биологической природной стороны. Не каждый человек является личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как уникальное сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – это человек как ячейка общества.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологических и социальных факторов при ведущей роли социального фактора.
«Индивидуум» — биологический организм, носитель общих генотипов наследственных свойств биологического вида, индивидуальный представитель человеческого рода (мы рождаемся индивидуумом).
«Личность» — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком социальных форм сознания и поведения, социально-исторического опыта человечества (человеком мы становимся под влиянием жизни в обществе , образование, обучение, общение, взаимодействие). Понятие личности вводится для определения социальной сущности человека. Личность является не только объектом социальных отношений. Оно не только проходит через социальные воздействия, но и преобразует их, так как постепенно начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, человек является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания.
Быть человеком — значит совершать выбор, возникающий из внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором ты живешь.
Личность характеризуется пятью потенциалами:
1. познавательный потенциал — это объем информации, знаний о природном и социальном мире, которым обладает человек;
2. Ценностный потенциал – это идеалы, жизненные цели, убеждения, стремления личности;
3. Креативность — саморазвитие способностей, способность к созданию нового, к продуктивной работе, организаторской деятельности;
4. коммуникативный потенциал — формы общительности, прочность устанавливаемых человеком контактов с другими людьми;
5. художественный потенциал — уровень художественных, духовных потребностей личности.
Особая и своеобразная личность во всей полноте своих духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии различного опыта, знаний, мнений, убеждений, различий в характере и темпераменте. Мы доказываем свою индивидуальность и подтверждаем ее. Можно выделить основные характеристики индивидуальности: способности, темперамент, характер, мировоззрение, мотивация, направленность (основные тенденции поведения).
Понятие личности тесно связано с родственными понятиями человека, личности и индивидуальности. В чем суть и отличия этих понятий? Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Исследователи отмечают тройственную природу человека как существа биопсихосоциального. Важно и то, что человек является не только продуктом (результатом воздействия) определенных общественных отношений, но и творцом самих этих отношений. Индивид — это отдельный, обособленный член социальной общности: народа, класса, группы или всего общества. Индивидуальность – это уникальное сочетание природных и социальных свойств личности.
Человек и общее благо 3
Человек и общее благо 3НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ли человек самим собой? Разве моя личность не моя личность? Давайте рассмотрим странные противоречия, которые порождает этот термин и понятие себя .
Паскаль утверждает, что «самость отвратительна». Это выражение является общим местом паскалевской литературы. Говоря обыденным языком, когда мы представляем кого-то «самоутверждающимся», не подразумеваем ли мы, что он эгоистичен, властен и властен — едва ли способен к дружбе? Выдающийся современный художник однажды заметил: «Я не люблю other
»; замечание, которое выявляет сильно самоутверждающуюся личность. В этом смысле мы могли бы истолковать личность как состоящую в самореализации, достигнутой за счет других. остается для чего-либо или кого-либо еще в человеке, который занят собойС другой стороны, не является ли серьезным упреком утверждение о человеке, что у него нет личности? Разве герои и святые не производят на нас впечатление людей, достигших вершин как личности, так и щедрости? В мире не совершается ничего великого, кроме героической верности какой-то истине, которую видит и провозглашает человек, говорящий «я»; героическая верность какой-то миссии, которую должен выполнить он сам, человек; о чем, быть может, знает только он один и за что отдает свою жизнь.
Но обратимся к Евангелию; нет личности более величественной, чем личность Христа. Явленный догмат говорит нам, что это сама личность Нетварного Слова.
Здесь, в противовес выражению Паскаля о том, что «самость отвратительна», на ум приходят слова св. Фомы; «человек есть самое благородное и самое совершенное во всей природе». {24} В то время как Паскаль учит, что «я отвратительно», св. Фома учит, что всякий, любящий Бога, должен любить себя ради Бога, должен любить свою душу и тело любовью милосердия. Забота о себе — или то, что современная психология называет интроверсией, — может нанести большой ущерб. Говорят, что те, кто был воспитан в строгом пуританстве, жалуются на страдание, своего рода внутренний паралич, вызванный самосознание . С другой стороны, философы, прежде всего св. Августин, а в наше время Гегель, учат, что самопознание есть привилегия духа; что значительный человеческий прогресс состоит в прогрессе самосознания.
Что означают эти противоречия? Они означают, что человек зажат между двумя полюсами; материальный полюс, который в действительности касается не подлинного лица, а тени личности или того, что в строгом смысле называется индивидуальность, и духовный полюс, который касается истинной личности .
Именно к материальному полюсу, индивидууму, ставшему центром всего, относится выражение Паскаля. Выражение св. Фомы, наоборот, относится к духовному полюсу, личности, источнику свободы и изобилия. Таким образом, мы сталкиваемся с различием между индивидуальностью и личностью .
Это не новое различие, а классическое различие, принадлежащее интеллектуальному наследию человечества. В индуистской философии это соответствует различию между эго и эго . Она является фундаментальной в учении св. Фомы. Современные социологические и духовные проблемы сделали его особенно своевременным. К нему обращаются самые разные школы мысли; томисты, некоторые ученики Прудона, Николя Бердяев и те философы, которые еще до вторжения группы молодых экзистенциалистов говорили об «экзистенциальной философии». Поэтому важно различать индивидуума и человека. Не менее важно правильно понять различие.
. . . .
Рассмотрим сначала индивидуальность. Вне ума существуют только индивидуальные реальности. {25} Только они способны осуществлять акт существования. Индивидуальность противостоит состоянию универсальности, которое вещи имеют в уме. Оно обозначает то конкретное состояние единства и неделимости, требуемое существованием, в силу которого всякая действительно или возможно существующая природа может полагать себя в бытии отличной от других существ. Ангелы — это индивидуальные сущности; Божественная Сущность в Своем суверенном единстве и простоте в высшей степени индивидуальна. Чистые формы или чистые духи сами по себе или по причине того, что составляет их субстанциальную умопостигаемость, находятся в состоянии индивидуальности. По этой причине св. Фома говорит, что каждый ангел отличается от любого другого, как весь род львов отличается от всего вида лошадей или от всего вида орлов. Другими словами, каждый ангел специфически отличается от любого другого; каждый является индивидуумом по самой форме (абсолютно свободной от всякой материи), в которой состоит его бытие и которая конституирует его в своем роде.
Ситуация с земными вещами, материальными существами совершенно иная. Согласно Ангельскому Доктору, их индивидуальность коренится в материи, поскольку материя требует занятия в пространстве положения, отличного от любого другого положения. Сама материя — это своего рода небытие, просто потенция или способность принимать формы и претерпевать существенные мутации; короче говоря, жажда бытия. Во всяком существе, состоящем из материи, эта чистая потенция несет на себе отпечаток метафизической энергии — «формы» или «души», — которая составляет вместе с ней субстанциальную единицу и определяет ее. эта единица должна быть тем, чем она является. Благодаря тому, что она призвана наполнять материю, форма оказывается обособленной в таком-то существе, которое разделяет ту же специфическую природу с другими существами, столь же погруженными в пространственность.
Согласно этому учению, человеческая душа вместе с материей, которую она наполняет, составляет одну субстанцию, одновременно плотскую и духовную. Душа не есть, как полагал Декарт, вещь — мысль — существующая сама по себе как законченное существо, а тело — другая вещь — протяженность — существующая сама по себе как законченное существо.
Душа и материя суть два субстанциальных начала одного и того же существа, одной и той же реальности, называемой человеком. Так как каждая душа предназначена для того, чтобы оживлять определенное тело, которое получает свою материю от зародышевых клеток со всем их наследственным содержанием, из которого она развивается, и поскольку, далее, каждая душа имеет или находится в субстанциальном отношении к определенному телу, то она имеет в самой своей сущности индивидуальные характеристики, которые отличают ее от любой другой человеческой души.В человеке, как и во всех других телесных существах, атом, молекула, растение, животное, индивидуальность имеет свои первые онтологические корни в материи. Таково учение св. Фомы об индивидуальности материальных вещей. Эта общая черта всех сущих, а именно то, что для того, чтобы существовать, они должны быть неразделимы и отличны от всякого другого сущего, не проистекает у телесных существ, как и у чистых духов, из формы, которая составляет их в такой-то и такой-то степени.
Мы охарактеризовали материю как жадность к бытию, не имеющую самой по себе определенности и черпающую все свои определения из формы. В каждом из нас индивидуальность, исключающая из себя все, чем являются другие люди, может быть описана как узость Я, вечно угрожающего и вечно стремящегося ухватиться за себя . Такая узость плоти, одушевленной духом, происходит от материи. Как материальная индивидуальность, у человека есть только ненадежное единство, которое стремится рассыпаться во множестве. Ибо сама по себе материя склонна к распаду, как пространство склонно к разделению. Как личность каждый из нас является фрагментом вида, частью вселенной, уникальной точкой в необъятной паутине космических, этнических, исторических сил и влияний — и связан их законами. Каждый из нас подвержен детерминизму физического мира. Тем не менее, каждый из нас тоже человек и, как таковой, не подвластен звездам. Все наше существо существует благодаря существованию духовной души, которая есть в нас принцип творческого единства, независимости и свободы.
. . . .
Мы кратко обрисовали теорию индивидуальности. Личность — гораздо более глубокая тайна, и проникнуть в глубины ее смысла гораздо труднее. Возможно, наиболее подходящим подходом к философскому открытию личности является изучение отношения между личностью и любовью.
«Мы любим не человека, а только его качества», — сказал Паскаль. Это ложное утверждение, и оно обнаруживает в Паскале след того самого рационализма, от которого он стремился защитить себя. Любовь не связана с качествами. Они не являются объектом нашей любви. Мы любим самое глубокое, самое существенное и скрытое, самое существующая реальность любимого существа. Это метафизический центр, более глубокий, чем все качества и сущности, которые мы можем найти и перечислить в возлюбленном. Выражения влюбленных бесконечны, потому что их цель невыразима.
Любовь ищет этот центр, правда, не отдельно от своих качеств, а как единое с ними. Это неиссякаемый, так сказать, центр существования, щедрости и действия; способный давать и давать самого себя; способный принять не только тот или иной дар, дарованный другим, но даже другое я в качестве дара, другое я, которое отдает себя. Это краткое рассмотрение собственного закона любви приводит нас к метафизической проблеме личности. Ибо любовь связана не с качествами, природами или сущностями, а с человека . «Ты сам , , — говорит Джульетта, — хотя и не Монтекки… Ромео, сними свое имя и вместо своего имени, которое не принадлежит тебе, возьми всю себя». Чтобы отдавать себя, нужно сначала существовать; не как звук, распространяющийся по воздуху, или идея, которая приходит в голову, но как вещь, которое существует и осуществляет существование для себя. Такое существо должно существовать не только как другие вещи, но в высшей степени, в самообладании, владея собой, владея собой. Короче говоря, оно должно быть наделено духовным существованием, способным содержать себя благодаря действиям интеллекта и свободы, способным к сверхсуществованию посредством знания и любви. По этой причине метафизическая традиция Запада определяет личность в терминах независимости, как реальность, которая, существуя духовно, составляет вселенную для себя, относительно независимое целое внутри великого целого вселенной, противостоящее трансцендентному целому, которое Бог. По той же причине эта традиция находит в Боге суверенную Личность, чье существование само состоит в чистом и абсолютном сверхсуществовании посредством мышления и любви. В отличие от понятия индивидуальности телесных вещей, понятие личности связано не с материей, а с глубочайшими и высшими измерениями бытия. Его корни находятся в духе, поскольку дух держится в существовании и изобилует существованием. С метафизической точки зрения личность есть, как справедливо утверждает томистская школа, {26} «прожиточный минимум» окончательное достижение, посредством которого творческий наплыв запечатывает в себе природу лицом к лицу со всем порядком существования, так что существование, которое она получает, есть ее собственное существование и ее собственное совершенство. Личность есть существо духовной души, сообщающееся человеческому составу. Поскольку в нашей субстанции она является отпечатком или печатью, которая позволяет ей обладать своим существованием, совершенствоваться и свободно отдавать себя, личность свидетельствует о щедрости или экспансивности в бытии, которую воплощенный дух проистекает из своей духовной природы и которая составляет внутри себя. тайные глубины нашей онтологической структуры, источник динамического единства, объединения изнутри.
Таким образом, личность означает внутреннее по отношению к себе. А так как именно дух в человеке уводит его, в противоположность растению и животному, за порог собственно так называемой самостоятельности и внутренней к самому себе, то субъективность личности не имеет ничего общего с изолированным единством, без двери или окна лейбницевской монады. Она требует общения знания и любви. Уже тем, что каждый из нас личность и самовыражается в себе, каждый из нас требует общения с остальные и остальные в порядке познания и любви. Личность по своей сути требует диалога, в котором действительно общаются души. Такое общение редко возможно. По этой причине личность в человеке, по-видимому, связана с опытом страданий даже более глубоко, чем с опытом творческого усилия. Человек имеет прямое отношение к Абсолюту. Ибо только в абсолюте оно способно наслаждаться своей полной достаточностью. Его духовная родина — вся вселенная абсолюта и тех непорочных благ, которые являются путями к абсолютному Целому, превосходящему мир.
Наконец, мы обратимся за последним словом к религиозной мысли и найдем, что глубочайший пласт достоинства человеческой личности состоит в ее свойстве уподобляться Богу — не в общем, как все твари, а в собственном виде. . Это образ Бога . Ибо Бог есть дух, и человеческая личность исходит из Него, имея в качестве начала жизни духовную душу, способную познавать, любить и возноситься благодатью к участию в самой жизни Божией, чтобы, в конце концов, она могла познать и любите Его, как Он знает и любит Себя.
Если наше описание адекватно, то таковы два метафизических аспекта человеческого существа, индивидуальность и личность, вместе с их собственными онтологическими чертами. Каким бы очевидным это ни казалось, во избежание недоразумений и бессмыслицы мы должны подчеркнуть, что это не две отдельные вещи. Во мне нет одной реальности, называемой моим индивидуумом, и другой реальности, называемой моей личностью. Одна и та же реальность есть в одном смысле индивидуум, а в другом — личность. Все наше существо есть индивидуальность в силу того, что в нас происходит от материи, и личность в силу того, что в нас происходит от духа. Точно так же вся картина представляет собой физико-химическую смесь по причине красящего вещества, из которого она сделана, и вся она является произведением красоты по причине искусства живописца.
Конечно, материальная индивидуальность не есть что-то злое само по себе. Очевидно, как само условие нашего существования, это нечто хорошее. Но индивидуальность хороша именно в отношении к личности. Зло возникает тогда, когда в наших действиях мы отдаем предпочтение индивидуальной стороне нашего существа. Ибо, хотя каждый из наших поступков есть одновременно поступок нас самих как индивидуума и как личности, тем не менее уже тем, что оно свободно и включает в себя все наше существо, каждое действие связано с движением к высшему центру, к которому стремится личность, или с движением к тому рассеянию, в которое склонна впасть материальная индивидуальность, предоставленная самой себе.
Здесь следует отметить, что человек должен реализовать через свою волю то, для чего его природа является лишь наброском. С точки зрения банальности — и очень глубокой — восходящей к Пиндару, человек должен стать тем, что он есть. И это он должен сделать с печальной ценой и огромным риском. Он сам, в нравственном порядке, должен завоевать свою свободу и свою личность. Другими словами, как отмечалось выше, его действие может следовать склонностям либо личности, либо материальной индивидуальности. {27} Если развитие происходит в направлении материальной индивидуальности, оно будет направлено на отвратительное эго, закон которого схватывать или поглощать для себя. В то же время личность как таковая будет склонна к фальсификации и растворению. Но если развитие происходит в направлении духовной личности, человек будет ориентироваться на великодушное Я героев и святых. Таким образом, человек будет по-настоящему личностью лишь в насколько жизнь духа и свободы господствует над жизнью чувств и страстей.
Здесь мы сталкиваемся с важнейшей проблемой воспитания человека. Есть люди, которые путают человека с индивидуумом. Чтобы осуществить развитие личности и свободу расширения, к которой она стремится, они отвергают всякий аскетизм; они позволили бы дереву приносить плоды без обрезки. Вместо самоосуществления воспитанный таким образом человек достигает лишь рассеяния и распада. Атрофируется сердце и обостряются чувства, или же все самое человеческое в человеке отступает в пустоту, окутанную легкомыслием.
Другие неправильно понимают различие между индивидуумом и личностью; они ошибочно принимают это за разделение. Они верят, что в каждом из нас есть два отдельных существа, одно — индивидуум, другое — личность. Их девиз: «Смерть личности, да здравствует личность!» Жаль, что, убивая индивидуума, они убивают и человека. деспотическая концепция прогресса человеческого существа ничуть не лучше анархистской 0043 концепция. Его идеал, кажется, состоит в том, чтобы сначала удалить сердце — если возможно безболезненно — а затем заменить его сердцем ангела. вторая — гораздо более трудная операция, и она удается реже. Вместо подлинного человека, являющего таинственный лик Творца, появляется маска, суровая маска фарисея.
Именно внутренний принцип, а именно природа и благодать, имеет наибольшее значение в воспитании и прогрессе человеческого существа, точно так же, как этот внутренний принцип имеет наибольшее значение в органическом росте.