Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Потребность в общении относится: цели, функции и потребность в нем

цели, функции и потребность в нем

Общение: цели, функции и потребность в нем

Человек испытывает потребность в общении. Что такое потребность? Это нужда в чем-то: в конкретных условиях, предметах, объектах, отсутствие которых замедляет или прекращает развитие, существование живых организмов. Потребность относится к психическим состояниям особого типа, при которых индивид ощущает или осознает существующий дискомфорт. В психике человека отражается несоответствие внутренних условий деятельности внешним. Надо сказать, что человек постоянно испытывает неудовлетворенность в условиях для своего развития. Условия создаются социумом.. Человеческая личность должна быть социализирована, а это невозможно без общения. Вне общения не может существовать и человеческая деятельность.

Определение 1

Потребность в общении — потребность, свойственная только человеку, он стремиться к объединению, к совместной деятельности.

Мотивы по которым возникает данная потребность бывают взаимоисключающими и взаимодополняющими.

Они совершенно разнонаправленные от эгоистических, манипуляционных до альтруистических,бескорыстных. При общении человек может достигать целей обретения власти, доминирования, производя при этом впечатление дружелюбного человека. Стремление к взаимодействию, дружеским отношениям называется аффилиацией. В этом явлении проявляется желание человека контактировать с другими людьми ради самого процесса общения. Устраняется дискомфорт одиночества. Аффилиация свойственна людям у которых повышено чувство тревоги, преобладают беспокойство и нервозность, они нередко впадают в состояние фрустрации от отстранения, социального удаления, которое является вынужденным. Этим людям свойственно идти на поводу, им нужно наличие лидера.

Из отдельных характеристик человеческих потребностей можно выделить:

  • объективность появления;
  • историческая направленность;
  • прямая зависимость от практики;
  • социальный характер.

Потребностей у человека очень много, они разнообразны: видосохранение, деятельность, смысл жизни, свобода, труд, отдых, познание, общение.

Виды потребностей в общении

  1. Потребность в индивидуализации. Человек старается выстроить такие взаимоотношения, чтобы в его разговоре, движениях, мимике, жестикуляции читалась неповторимость, уникальность и необычность.
  2. Потребность в престижности, статусности. Человек при общении получает признание качеств, которые сам считает неординарными. Он получает положительную оценку от окружающих, испытывает чувство гордости. Если эти качества признания не находят, человек проявляет такие свойства как обида, огорчение, разочарование, агрессивность. Потерпев поражение в одном, человек начинает искать возможность проявиться в другом. Он ищет расположения людей, которые склонны оценивать его качества положительно. Но если такая потребность приобретает гипертрофированные размеры, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
  3. Потребность в лидерстве. Человек стремится оказать влияние на мысли, идеи, а соответственно на поведение, вкусовые предпочтения, установки другого человека. Эта потребность может быть удовлетворена лишь тогда, когда изменится поведение оказавшегося под влиянием человека. Он будет рассматривать поведение лидера в качестве субъекта, способного взять на себя ответственность за принятие тяжелых решений. Поэтому вместе с потребностью в лидерстве, у людей, находящихся под влиянием, возникает потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут быть факторами ухудшения взаимоотношений. Это происходит тогда, когда правота доказывается безотносительно к истине (доминирование), или когда принимаются нежелательные решения под влиянием, давлением (подчинение). Межличностное общение двух доминантных или двух ведомых людей бывают напряженными, конфликтными, непродуктивными.
  4. Потребность в опекании. Человек хочет покровительствовать или заботиться о другом человеке, предлагая свою помощь, испытывая при этом чувство удовлетворенности. Если эта потребность сильна, то постепенно в человеке формируются такие качества, как альтруизм, человеколюбие.
  5. Потребность в получении помощи. Человек готов принять помощь от другого. Тот, кто ее оказал, тоже испытывает удовлетворение. Отказ от помощи воспринимается по-разному, может быть и негативная реакция. Человек, предлагающий помощь, может расценить отказ как нежелание взаимодействовать, как прявление завышенной самооценки и гордыни.

Любая потребность и ее удовлетворение — процесс сложный, состоящий из нескольких ступеней. Основными этапами являются мотивации и деятельность. Процесс предполагает возникновение парадоксальных моментов. Когда, например, человек очень долго ожидал предмет, испытывал по поводу этого сильное напряжение, начинает избегать его, получив, несмотря на имеющуюся потребность.

Замечание 1

После долгой разлуки, которая возникла вынужденно, люди стараются оттянуть момент встречи, а во время встречи проявляют сдержанность, отчужденность, вызывая реакцию непонимания у окружающих.

Фрустрация

Если не удовлетворять важные потребности постоянно(уважение, искренность, доверие, дружба, любовь) и не заменять их ни чем, могут наступить глубокие нарушения личностного развития. Это выражается в возникновении стойкого психического состояния, наполненного тревогой, беспокойством, недоверием, подозрительностью. Такое состояние называется фрустрацией. Причинами фрустрации называют:

  • внешние: трудность поставленной задачи, неподходящие условия для ее решения, плохая команда;
  • внутренние — неподготовленность к выполнению сложной задачи, отсутствие воли, зависимость.

Реакциями на фрустрацию являются: агрессия, рационализация, снижение ценности недосягаемого объекта. Долгие неудачи могут вызвать суммацию фрустрации, а это — прямой путь к психосоматическим расстройствам: язвам, аллергиям, астме и к фиксационным реакциям, возникающим на фоне наказаний. Психологическими последствиями фрустрации являются: возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Способом приспособления к фрустрации выступает деятельность замещающего характера.

Ребенку запретили собирать конструктор, потому что закончилось время игры. Он начал рисовать в воздухе. Взрослый человек использует прием осознанного/неосознанного отступления, то есть он подавляет в себе надежды и стремления. Позднее, они могут проявляться в снах человека.

Многие люди считают, что фрустрация возникает под воздействием внешнего фактора. Если же человеку удается самому устранить причины фрустрации, он начинает испытывать повышенное эмоциональное возбуждение и желание преодолеть все преграды. Появляется энергетический резерв. Но при частых неудачах, носящих повторяющийся характер, мотивация заметно снижается. Иногда у человека появляется новый мотив, но чаще всего мотивация полностью отсутствует. Тогда человек становится уязвимым, появляются обидчивость, неуверенность, недооценивание своих возможностей. Человек программирует себя на неудачу.

Проблема потребности в общении

В каком статусе существует проблема потребности в общении. Вопрос находится на уровне дискуссий. Ученые дискутируют о том, существует ли потребность в общении как специфическая, отличающаяся от других социальных потребностей или же это просто их разновидность.

Психологи Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, А.В.Петровский считают коммуникативную потребность специфической. Но на практике она появляется в одном ряду с потребностью во впечатлениях, в безопасности. Точка зрения Л.И.Марьясовой разъясняет иерархическое строение коммуникативных потребностей, которое и служит базовой вертикалью общения. Существует 9 групп коммуникативных потребностей:

  • в партнере и партнерских взаимоотношениях;
  • в социальной общности и принадлежности к ней;
  • в сопереживании и соучастии;
  • в заботе, помощи, поддержке другим;
  • в установлении деловых контактов;
  • в обмене опытом, знаниями;
  • в оценке, уважении, признании;
  • в выработке общего с другими людьми миропонимания.

Многие вопросы, касающиеся потребности в общении, остаются открытыми. Например, является ли данная потребность врожденной, либо она формируется в онтогенезе в процессе социализации. Здесь существуют две противоположные точки зрения. Л.В.

Веденов Д. Кэмпбелл придерживаются того, что у человека врожденная потребность в процессе общения. Данной позиции придерживаются Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Ф.Т.Михайлов, А.Н.Леонтьев. М.И.Лисина, наблюдая за младенцами, сделала вывод о том, что потребность в общении формируется в процессе жизни и является результатом контактирования взрослого и ребенка.

В первые недели жизни ребенок не реагирует на обращения взрослых и сам к ним не адресуется. На третьем месяце жизни ребенок может различать интонацию, разграничивать «добрую» и «злую» мимику. Ребенок проявляет реакции: поворачивает голову, перебирает ручками, открывает и закрывает рот. М.И.Лисина выделила 4 этапа и 4 критерия появления потребности в общении:

  • внимание и проявление интереса ребенка к взрослому;
  • эмоции ребенка, адресованные взрослому;
  • инициативные действия ребенка для привлечения внимания взрослого;
  • чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

М.И.Лисина делает вывод, что потребность в общении формируется у ребенка прижизненно.

М.Ю.Кистяковская проводила исследования в условиях госпитализма, и они показали, что дети в возрасте 2-3 лет не проявляют интереса к взрослому. Но, как только взрослый начинает контактировать с детьми, они становятся активными.

Определение 2

М.И.Лисина утверждает, что потребность в общении — это стремление к познанию окружающего мира и оцениванию других людей, а через них человек приходит к оцениванию и познанию себя.

В онтогенезе данная потребность строится на двух других: потребности в органических жизненных нуждах и потребности в новых впечатлениях. Ребенок открывает для себя то, что взрослый является источником поступления к нему всех благ. Но этим источником нужно управлять, поэтому ребенок его выделяет и исследует. Но это еще не общение. Это стремление удовлетворить свои органические потребности и получить информацию. Когда у ребенка появится желание познать взрослого и самого себя, а взрослый проявит внимание к ребенку и обозначит свою позицию — можно говорить о коммуникативной потребности.

Психолог Е.П.Ильин утверждал, что потребность в общении, это только одна причина общения как вида активности. Впечатления, признание и поддержка, познание человек получает благодаря общению. В зарубежной психологии ввели специальный термин: потребность в аффилиации. Это означает быть членом группы, контактировать с людьми. Здесь же уместно сказать об экстра и интровертах, об особенностях общения подростков, связанного с уровнем притязаний, о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков.

А.А.Леонтьев делает вывод, что потребность в общении является первичной, непроизводной, она не сводится к другим потребностям, особенно на определенных этапах онто-и филогенеза, независимо от того, считается она врожденной или приобретенной. Ученый называет первоначальные потребности «животными». Младенец просто нуждается в уходе окружающих. Когда потребность приобретает социальный характер, она становится связующей нитью между личностью ребенка и окружающим миром. На ранних этапах развития потребность в общении выполняет психологическую функцию удовлетворения не коммуникативных социально практических потребностей. По мере взросления ребенка появляются цели общения и его психологическая динамика.

Н.П.Ерастов классифицирует мотивы общения:

  • потребность;
  • интерес;
  • привычка;
  • каприз;
  • долг.

Коммуникатор и адресат соответствуют друг другу по трем видам мотивов:

  • взаимодействующие, в процессе общения сближающиеся содержательно;
  • противодействующие, в процессе общения взаимоисключаются, являются противоположно направленными. Например, один хочет выяснить правду, другой не хочет ее рассказывать;
  • независимо протекающие, в процессе общения не оказывающие влияния друг на друга. У тех, кто общается, разные цели, но они не мешают друг другу.

Цели и функции общения

Для чего нужен акт общения человеку? У животных общение не выходит за рамки биологических потребностей. Человек при помощи общения удовлетворяет социальные, культурные, духовные, познавательные и другие потребности.

А.А.Леонтьев определяет цель общения как проблемную ситуацию, в которой происходит взаимодействие индивидов, итогом которого должен стать конкретный результат. Человек передает и получает знания, согласовывает действия и совместную деятельность, устанавливает и поясняет личные и деловые взаимоотношения, убеждает и мотивирует собеседника.

Б.Ф.Ломов выделяет функции (цели) общения:

  1. Организация совместной деятельности.
  2. Познание людьми друг друга.
  3. Формирование и развитие межличностных отношений.

Цели могут носить функциональный и объектный характер. К функциональным целям относятся: помощь другому человеку, получение помощи, поиск собеседника, партнера для деятельности, поиск лица, которое посочувствует, поймет, похвалит, эмоционально отреагирует на ситуацию, поиск человека для самовыражения, с кем можно проявить свой ум, смелость, осведомленность, приобщение других к своим или общечеловеческим ценностям, изменение мнения, намерения, поведения. К объектным целям относятся: поиск постоянного или ситуативного партнера по общению. Выбор постоянного партнера основывается на привлекательности другого человека как личности по определенным качествам, на проявлении симпатии, любви. Партнер выбирается по наличию общих интересов, ценностей, миропонимания. Приходится выбирать партнера в силу необходимости сотрудничества, совместной работы. Партнер может быть выбран по внешним факторам: близость проживания.

М.И.Лисина указывает на то, что главная функция общения — организация совместной деятельности с другими людьми для того, чтобы приспосабливаться к среде и преобразовывать окружающий мир.

Психолог Б.Ф.Ломов выделяет функции общения по содержанию:

  • информационная;
  • экспрессивная;
  • регулятивная;
  • социального контроля;
  • социализации.

Человек принимает и передает знания и умения, воспринимает переживания и эмоции других людей, регулирует поведение при общении, регламентирует его с помощью групповых и социальных норм.

При взаимной регуляции происходит формирование феноменов, характерных для совместной деятельности: совместимость, общий стиль деятельности, синхронизация действий. Здесь проявляются такие явления как взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. Именно с функцией регуляции связаны подражание,внушение,убеждение.

Выделим функции межличностного общения посредством обозначения их предметной области.

  1. Создание целостной группы, объединения (компания друзей).
  2. Обмен информацией (беседа,спор).
  3. Взаимопроникновение (откровенный разговор).

Функции могут быть следующими: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния.

Ученые в области социальной психологии выделили следующие функции общения:

  • Инструментальная функция — общение является обслуживающим инструментом деятельности;
  • Психологическая функция — общение развивает психические процессы, свойства, состояния личности;
  • Социально-психологическая функция — общение развивает отношения в социальных группах;
  • Социальная функция — общение организует общественное взаимодействие, передачу опыта.

Остановимся еще на ряде наиболее распространенных классификаций, следует отметить классификации Е. В.Андриенко, В.Н.Панферова, Е.И.Рогова, О.Г.Филатовой.

Е.В.Андриенко выделяет три группы функций общения:

  1. Психологические функции, которые способствуют развитию личности. Общение стимулирует развитие мышления, активности, эмоций.
  2. Социальные функции развивают группы, которые являются основными единицами общественной системы. Интеграция общества возможна лишь тогда, когда общение будет присутствовать во всех его видах, типах и формах.
  3. Инструментальные функции определяют связи между человеком и миром. Здесь имеется в виду общение не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира. Проявляется своеобразный обмен информацией на уровнях наблюдательности, любознательности, любопытства.

Е.В.Андриенко определяет концептуальную идею такого разделения на основе простой модели отношений: человек-деятельность-общество.

О.Г.Филатова рассматривает следующие функции общения:

  • инструментальную — передача сведений с целью совершения действия;
  • трансляционную — передача определенного способа деятельности;
  • экспрессивную — взаимопонимание переживаний и эмоций;
  • самовыражения;
  • социального контроля;
  • социализации.

Е.И.Рогов выделяет пять функций общения:

  • прагматическую — люди взаимодействуют при совместной деятельности;
  • формирующую — определяет развитие личности человека;
  • подтверждающую — человек оценивает себя в процессе общения с другими людьми;
  • организации и поддержания межличностных отношений;
  • внутриличностную — человек ведет диалог с самим собой и принимает важные для него решения.

В.Н.Панферов определяет 6 функций общения:

  1. Коммуникативные функции обеспечивают индивидуальное, групповое, общественное взаимодействие. Информация — это знаковая система, образующая канал общения. Решается проблема «канал-знак».
  2. Информационные функции — осуществляют прием и хранение сведений. Сюда входит передача опыта, социального наследования. Информация передается в виде комплекса знаков (слов, жестов). Решается проблема «знак-значение».
  3. Когнитивные функции обогащают опыт самопознания и взаимопознания. Решается проблема «значение-смысл».
  4. Эмотивные функции отражают сторону переживаний, эмоциональной связи с действительностью. Решается проблема «смысл-отношение».
  5. Конативные функции управляют личностью во всех процессах ее жизнедеятельности. Решается проблема «отношение-поведение».
  6. Креативные функции преобразуют людей в процессах общения. Решается проблема «поведение-личность».

Как видим исследования функций общения многогранны и многочисленны. На основе всех представленных классификаций можно выделить главную функцию общения — регулятивную, которая обеспечивает взаимодействие человека с другими людьми.

цели, функции и потребность в нем

Общение: цели, функции и потребность в нем

Человек испытывает потребность в общении. Что такое потребность? Это нужда в чем-то: в конкретных условиях, предметах, объектах, отсутствие которых замедляет или прекращает развитие, существование живых организмов. Потребность относится к психическим состояниям особого типа, при которых индивид ощущает или осознает существующий дискомфорт. В психике человека отражается несоответствие внутренних условий деятельности внешним. Надо сказать, что человек постоянно испытывает неудовлетворенность в условиях для своего развития. Условия создаются социумом.. Человеческая личность должна быть социализирована, а это невозможно без общения. Вне общения не может существовать и человеческая деятельность.

Определение 1

Потребность в общении — потребность, свойственная только человеку, он стремиться к объединению, к совместной деятельности.

Мотивы по которым возникает данная потребность бывают взаимоисключающими и взаимодополняющими. Они совершенно разнонаправленные от эгоистических, манипуляционных до альтруистических,бескорыстных. При общении человек может достигать целей обретения власти, доминирования, производя при этом впечатление дружелюбного человека. Стремление к взаимодействию, дружеским отношениям называется аффилиацией. В этом явлении проявляется желание человека контактировать с другими людьми ради самого процесса общения. Устраняется дискомфорт одиночества. Аффилиация свойственна людям у которых повышено чувство тревоги, преобладают беспокойство и нервозность, они нередко впадают в состояние фрустрации от отстранения, социального удаления, которое является вынужденным. Этим людям свойственно идти на поводу, им нужно наличие лидера.

Из отдельных характеристик человеческих потребностей можно выделить:

  • объективность появления;
  • историческая направленность;
  • прямая зависимость от практики;
  • социальный характер.

Потребностей у человека очень много, они разнообразны: видосохранение, деятельность, смысл жизни, свобода, труд, отдых, познание, общение.

Виды потребностей в общении

  1. Потребность в индивидуализации. Человек старается выстроить такие взаимоотношения, чтобы в его разговоре, движениях, мимике, жестикуляции читалась неповторимость, уникальность и необычность.
  2. Потребность в престижности, статусности. Человек при общении получает признание качеств, которые сам считает неординарными. Он получает положительную оценку от окружающих, испытывает чувство гордости. Если эти качества признания не находят, человек проявляет такие свойства как обида, огорчение, разочарование, агрессивность. Потерпев поражение в одном, человек начинает искать возможность проявиться в другом. Он ищет расположения людей, которые склонны оценивать его качества положительно. Но если такая потребность приобретает гипертрофированные размеры, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
  3. Потребность в лидерстве. Человек стремится оказать влияние на мысли, идеи, а соответственно на поведение, вкусовые предпочтения, установки другого человека. Эта потребность может быть удовлетворена лишь тогда, когда изменится поведение оказавшегося под влиянием человека. Он будет рассматривать поведение лидера в качестве субъекта, способного взять на себя ответственность за принятие тяжелых решений. Поэтому вместе с потребностью в лидерстве, у людей, находящихся под влиянием, возникает потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут быть факторами ухудшения взаимоотношений. Это происходит тогда, когда правота доказывается безотносительно к истине (доминирование), или когда принимаются нежелательные решения под влиянием, давлением (подчинение). Межличностное общение двух доминантных или двух ведомых людей бывают напряженными, конфликтными, непродуктивными.
  4. Потребность в опекании. Человек хочет покровительствовать или заботиться о другом человеке, предлагая свою помощь, испытывая при этом чувство удовлетворенности. Если эта потребность сильна, то постепенно в человеке формируются такие качества, как альтруизм, человеколюбие.
  5. Потребность в получении помощи. Человек готов принять помощь от другого. Тот, кто ее оказал, тоже испытывает удовлетворение. Отказ от помощи воспринимается по-разному, может быть и негативная реакция. Человек, предлагающий помощь, может расценить отказ как нежелание взаимодействовать, как прявление завышенной самооценки и гордыни.

Любая потребность и ее удовлетворение — процесс сложный, состоящий из нескольких ступеней. Основными этапами являются мотивации и деятельность. Процесс предполагает возникновение парадоксальных моментов. Когда, например, человек очень долго ожидал предмет, испытывал по поводу этого сильное напряжение, начинает избегать его, получив, несмотря на имеющуюся потребность.

Замечание 1

После долгой разлуки, которая возникла вынужденно, люди стараются оттянуть момент встречи, а во время встречи проявляют сдержанность, отчужденность, вызывая реакцию непонимания у окружающих.

Фрустрация

Если не удовлетворять важные потребности постоянно(уважение, искренность, доверие, дружба, любовь) и не заменять их ни чем, могут наступить глубокие нарушения личностного развития. Это выражается в возникновении стойкого психического состояния, наполненного тревогой, беспокойством, недоверием, подозрительностью. Такое состояние называется фрустрацией. Причинами фрустрации называют:

  • внешние: трудность поставленной задачи, неподходящие условия для ее решения, плохая команда;
  • внутренние — неподготовленность к выполнению сложной задачи, отсутствие воли, зависимость.

Реакциями на фрустрацию являются: агрессия, рационализация, снижение ценности недосягаемого объекта. Долгие неудачи могут вызвать суммацию фрустрации, а это — прямой путь к психосоматическим расстройствам: язвам, аллергиям, астме и к фиксационным реакциям, возникающим на фоне наказаний. Психологическими последствиями фрустрации являются: возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Способом приспособления к фрустрации выступает деятельность замещающего характера.

Ребенку запретили собирать конструктор, потому что закончилось время игры. Он начал рисовать в воздухе. Взрослый человек использует прием осознанного/неосознанного отступления, то есть он подавляет в себе надежды и стремления. Позднее, они могут проявляться в снах человека.

Многие люди считают, что фрустрация возникает под воздействием внешнего фактора. Если же человеку удается самому устранить причины фрустрации, он начинает испытывать повышенное эмоциональное возбуждение и желание преодолеть все преграды. Появляется энергетический резерв. Но при частых неудачах, носящих повторяющийся характер, мотивация заметно снижается. Иногда у человека появляется новый мотив, но чаще всего мотивация полностью отсутствует. Тогда человек становится уязвимым, появляются обидчивость, неуверенность, недооценивание своих возможностей. Человек программирует себя на неудачу.

Проблема потребности в общении

В каком статусе существует проблема потребности в общении. Вопрос находится на уровне дискуссий. Ученые дискутируют о том, существует ли потребность в общении как специфическая, отличающаяся от других социальных потребностей или же это просто их разновидность. Психологи Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, А.В.Петровский считают коммуникативную потребность специфической. Но на практике она появляется в одном ряду с потребностью во впечатлениях, в безопасности. Точка зрения Л.И.Марьясовой разъясняет иерархическое строение коммуникативных потребностей, которое и служит базовой вертикалью общения. Существует 9 групп коммуникативных потребностей:

  • в партнере и партнерских взаимоотношениях;
  • в социальной общности и принадлежности к ней;
  • в сопереживании и соучастии;
  • в заботе, помощи, поддержке другим;
  • в установлении деловых контактов;
  • в обмене опытом, знаниями;
  • в оценке, уважении, признании;
  • в выработке общего с другими людьми миропонимания.

Многие вопросы, касающиеся потребности в общении, остаются открытыми. Например, является ли данная потребность врожденной, либо она формируется в онтогенезе в процессе социализации. Здесь существуют две противоположные точки зрения. Л.В.Веденов Д. Кэмпбелл придерживаются того, что у человека врожденная потребность в процессе общения. Данной позиции придерживаются Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Ф.Т.Михайлов, А.Н.Леонтьев. М.И.Лисина, наблюдая за младенцами, сделала вывод о том, что потребность в общении формируется в процессе жизни и является результатом контактирования взрослого и ребенка.

В первые недели жизни ребенок не реагирует на обращения взрослых и сам к ним не адресуется. На третьем месяце жизни ребенок может различать интонацию, разграничивать «добрую» и «злую» мимику. Ребенок проявляет реакции: поворачивает голову, перебирает ручками, открывает и закрывает рот. М.И.Лисина выделила 4 этапа и 4 критерия появления потребности в общении:

  • внимание и проявление интереса ребенка к взрослому;
  • эмоции ребенка, адресованные взрослому;
  • инициативные действия ребенка для привлечения внимания взрослого;
  • чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

М.И.Лисина делает вывод, что потребность в общении формируется у ребенка прижизненно.

М.Ю.Кистяковская проводила исследования в условиях госпитализма, и они показали, что дети в возрасте 2-3 лет не проявляют интереса к взрослому. Но, как только взрослый начинает контактировать с детьми, они становятся активными.

Определение 2

М.И.Лисина утверждает, что потребность в общении — это стремление к познанию окружающего мира и оцениванию других людей, а через них человек приходит к оцениванию и познанию себя.

В онтогенезе данная потребность строится на двух других: потребности в органических жизненных нуждах и потребности в новых впечатлениях. Ребенок открывает для себя то, что взрослый является источником поступления к нему всех благ. Но этим источником нужно управлять, поэтому ребенок его выделяет и исследует. Но это еще не общение. Это стремление удовлетворить свои органические потребности и получить информацию. Когда у ребенка появится желание познать взрослого и самого себя, а взрослый проявит внимание к ребенку и обозначит свою позицию — можно говорить о коммуникативной потребности.

Психолог Е.П.Ильин утверждал, что потребность в общении, это только одна причина общения как вида активности. Впечатления, признание и поддержка, познание человек получает благодаря общению. В зарубежной психологии ввели специальный термин: потребность в аффилиации. Это означает быть членом группы, контактировать с людьми. Здесь же уместно сказать об экстра и интровертах, об особенностях общения подростков, связанного с уровнем притязаний, о более выраженном стремлении к общению у девочек, чем у мальчиков.

А.А.Леонтьев делает вывод, что потребность в общении является первичной, непроизводной, она не сводится к другим потребностям, особенно на определенных этапах онто-и филогенеза, независимо от того, считается она врожденной или приобретенной. Ученый называет первоначальные потребности «животными». Младенец просто нуждается в уходе окружающих. Когда потребность приобретает социальный характер, она становится связующей нитью между личностью ребенка и окружающим миром. На ранних этапах развития потребность в общении выполняет психологическую функцию удовлетворения не коммуникативных социально практических потребностей. По мере взросления ребенка появляются цели общения и его психологическая динамика.

Н.П.Ерастов классифицирует мотивы общения:

  • потребность;
  • интерес;
  • привычка;
  • каприз;
  • долг.

Коммуникатор и адресат соответствуют друг другу по трем видам мотивов:

  • взаимодействующие, в процессе общения сближающиеся содержательно;
  • противодействующие, в процессе общения взаимоисключаются, являются противоположно направленными. Например, один хочет выяснить правду, другой не хочет ее рассказывать;
  • независимо протекающие, в процессе общения не оказывающие влияния друг на друга. У тех, кто общается, разные цели, но они не мешают друг другу.

Цели и функции общения

Для чего нужен акт общения человеку? У животных общение не выходит за рамки биологических потребностей. Человек при помощи общения удовлетворяет социальные, культурные, духовные, познавательные и другие потребности.

А.А.Леонтьев определяет цель общения как проблемную ситуацию, в которой происходит взаимодействие индивидов, итогом которого должен стать конкретный результат. Человек передает и получает знания, согласовывает действия и совместную деятельность, устанавливает и поясняет личные и деловые взаимоотношения, убеждает и мотивирует собеседника.

Б.Ф.Ломов выделяет функции (цели) общения:

  1. Организация совместной деятельности.
  2. Познание людьми друг друга.
  3. Формирование и развитие межличностных отношений.

Цели могут носить функциональный и объектный характер. К функциональным целям относятся: помощь другому человеку, получение помощи, поиск собеседника, партнера для деятельности, поиск лица, которое посочувствует, поймет, похвалит, эмоционально отреагирует на ситуацию, поиск человека для самовыражения, с кем можно проявить свой ум, смелость, осведомленность, приобщение других к своим или общечеловеческим ценностям, изменение мнения, намерения, поведения. К объектным целям относятся: поиск постоянного или ситуативного партнера по общению. Выбор постоянного партнера основывается на привлекательности другого человека как личности по определенным качествам, на проявлении симпатии, любви. Партнер выбирается по наличию общих интересов, ценностей, миропонимания. Приходится выбирать партнера в силу необходимости сотрудничества, совместной работы. Партнер может быть выбран по внешним факторам: близость проживания.

М.И.Лисина указывает на то, что главная функция общения — организация совместной деятельности с другими людьми для того, чтобы приспосабливаться к среде и преобразовывать окружающий мир.

Психолог Б.Ф.Ломов выделяет функции общения по содержанию:

  • информационная;
  • экспрессивная;
  • регулятивная;
  • социального контроля;
  • социализации.

Человек принимает и передает знания и умения, воспринимает переживания и эмоции других людей, регулирует поведение при общении, регламентирует его с помощью групповых и социальных норм.

При взаимной регуляции происходит формирование феноменов, характерных для совместной деятельности: совместимость, общий стиль деятельности, синхронизация действий. Здесь проявляются такие явления как взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. Именно с функцией регуляции связаны подражание,внушение,убеждение.

Выделим функции межличностного общения посредством обозначения их предметной области.

  1. Создание целостной группы, объединения (компания друзей).
  2. Обмен информацией (беседа,спор).
  3. Взаимопроникновение (откровенный разговор).

Функции могут быть следующими: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния.

Ученые в области социальной психологии выделили следующие функции общения:

  • Инструментальная функция — общение является обслуживающим инструментом деятельности;
  • Психологическая функция — общение развивает психические процессы, свойства, состояния личности;
  • Социально-психологическая функция — общение развивает отношения в социальных группах;
  • Социальная функция — общение организует общественное взаимодействие, передачу опыта.

Остановимся еще на ряде наиболее распространенных классификаций, следует отметить классификации Е. В.Андриенко, В.Н.Панферова, Е.И.Рогова, О.Г.Филатовой.

Е.В.Андриенко выделяет три группы функций общения:

  1. Психологические функции, которые способствуют развитию личности. Общение стимулирует развитие мышления, активности, эмоций.
  2. Социальные функции развивают группы, которые являются основными единицами общественной системы. Интеграция общества возможна лишь тогда, когда общение будет присутствовать во всех его видах, типах и формах.
  3. Инструментальные функции определяют связи между человеком и миром. Здесь имеется в виду общение не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира. Проявляется своеобразный обмен информацией на уровнях наблюдательности, любознательности, любопытства.

Е.В.Андриенко определяет концептуальную идею такого разделения на основе простой модели отношений: человек-деятельность-общество.

О.Г.Филатова рассматривает следующие функции общения:

  • инструментальную — передача сведений с целью совершения действия;
  • трансляционную — передача определенного способа деятельности;
  • экспрессивную — взаимопонимание переживаний и эмоций;
  • самовыражения;
  • социального контроля;
  • социализации.

Е.И.Рогов выделяет пять функций общения:

  • прагматическую — люди взаимодействуют при совместной деятельности;
  • формирующую — определяет развитие личности человека;
  • подтверждающую — человек оценивает себя в процессе общения с другими людьми;
  • организации и поддержания межличностных отношений;
  • внутриличностную — человек ведет диалог с самим собой и принимает важные для него решения.

В.Н.Панферов определяет 6 функций общения:

  1. Коммуникативные функции обеспечивают индивидуальное, групповое, общественное взаимодействие. Информация — это знаковая система, образующая канал общения. Решается проблема «канал-знак».
  2. Информационные функции — осуществляют прием и хранение сведений. Сюда входит передача опыта, социального наследования. Информация передается в виде комплекса знаков (слов, жестов). Решается проблема «знак-значение».
  3. Когнитивные функции обогащают опыт самопознания и взаимопознания. Решается проблема «значение-смысл».
  4. Эмотивные функции отражают сторону переживаний, эмоциональной связи с действительностью. Решается проблема «смысл-отношение».
  5. Конативные функции управляют личностью во всех процессах ее жизнедеятельности. Решается проблема «отношение-поведение».
  6. Креативные функции преобразуют людей в процессах общения. Решается проблема «поведение-личность».

Как видим исследования функций общения многогранны и многочисленны. На основе всех представленных классификаций можно выделить главную функцию общения — регулятивную, которая обеспечивает взаимодействие человека с другими людьми.

1.1 Важность общения – построение отношений с помощью делового общения

Перейти к содержимому

[Автор удален по просьбе первоначального издателя] и Линда Макдональд

К концу этой главы вы сможете

  • Объяснить преимущества эффективной коммуникации для вас и ваших рабочих мест

Эффективное общение важно для развития и поддержания отношений, для профессионального представления вас и вашего работодателя, для продвижения по карьерной лестнице и для решения проблем. С другой стороны, недопонимание может негативно сказаться на ваших деловых отношениях.

Общение влияет на ваше мнение о себе и других

Мы все разделяем фундаментальное стремление к общению. Коммуникацию можно определить как процесс понимания и обмена смыслом (Pearson & Nelson, 2000). Вы разделяете смысл в том, что вы говорите, и в том, как вы это говорите. Ваш выбор сленговых слов, ваш стиль письма, ваш выбор каналов социальных сетей, бренды, которые вы носите, то, как вы используете руки во время разговора, и ваш боди-арт — все это передает вашу самооценку.

Ваши навыки общения также помогают вам понимать других. Их слова, тон голоса, невербальные жесты или формат их письменных документов дают вам подсказки о том, кто они и каковы их ценности и приоритеты.

Восприимчивость к этим подсказкам и знание наших личных фильтров восприятия ведет к более эффективному общению, как показано в этом 4,5-минутном видео:

(прямая ссылка на видео TED-Ed «Как происходит недопонимание»)

Навыки общения приобретаются

Когда вы были младенцем, вы учились говорить в течение многих месяцев. Вы не научились кататься на велосипеде, водить машину или писать текстовые сообщения на свой мобильный телефон за один короткий момент. Точно так же вам нужно начинать процесс улучшения своей речи и письма с мыслью о том, что это потребует усилий, настойчивости и самоисправления.

Вы учитесь выступать перед публикой, сначала разговаривая, затем отвечая на вопросы и выражая свое мнение в классе, и, наконец, подготавливая и произнося речь. Точно так же вы учитесь писать, сначала научившись читать, а затем научившись писать и критически мыслить. По мере вашего продвижения в бизнес-образовании вы приобретете навыки профессионального общения в своей области.

Изучая деловое общение, вы можете получать предложения по улучшению и разъяснения от более опытных ораторов и писателей. Воспринимайте их предложения как вызовы для улучшения; не сдавайтесь, если ваша первая речь или первый набросок не передает того сообщения, которое вы хотели. Придерживайтесь этого, пока не получите его правильно. Ваш успех в общении — это навык, применимый практически в любой сфере деятельности, и он влияет на ваши отношения с другими.

Связь Представляет вас и вашего работодателя

Вероятно, вы хотите произвести хорошее впечатление на своих друзей, семью, инструкторов и работодателя. Все они хотят, чтобы вы создавали положительный образ, потому что этот образ отражается на них. В своей карьере вы будете представлять свой бизнес или компанию в устной и письменной форме. Ваш профессионализм и внимание к деталям положительно отразятся на вас и настроят на успех.

Как в устной, так и в письменной речи вам пригодится способность ясно излагать свои мысли. Это навыки, которые вы будете использовать всю оставшуюся жизнь. Положительные улучшения в этих навыках окажут положительное влияние на ваши отношения, ваши перспективы трудоустройства и вашу способность изменить мир к лучшему.

Коммуникативные навыки востребованы в бизнесе и промышленности

Работодатели ищут сотрудников, владеющих человеческими (или «коммуникативными») навыками. Зети спросила работодателей, что важнее: «жесткие» или «мягкие» навыки. Твердые навыки — это навыки, которые развиваются в ходе формального образования и обучения и включают технические навыки, навыки работы с компьютером и языковые навыки. Баффет (2021) определяет социальные навыки как «передаваемые навыки, которые в основном связаны с тем, как вы работаете с другими людьми. К ним относятся социальные навыки, коммуникативные навыки, эмоциональные навыки и навыки общения с людьми» (пункт 6). Большинство работодателей (61%) считают гибкие навыки более важными, чем профессиональные (Buffet, 2021). Ваша способность общаться с коллегами, руководителями и клиентами является ценным активом.

В отчете Toronto Financial Services Alliance «Раскрытие человеческих возможностей: перспективные навыки для развития финансовых услуг » (PwC, 2018) рассматриваются навыки, имеющие решающее значение для успеха финансового сектора. Руководители финансового сектора определяют «способность понимать и предоставлять значимую ценность для клиентов» (стр. 8) как критически важную для всех в организации. Поскольку информация о финансах доступна в Интернете, клиенты остаются с финансовыми учреждениями из-за «качества их опыта и того, что они чувствуют после каждого взаимодействия» (стр. 12). Онлайн-взаимодействия обеспечивают цифровое самообслуживание, в то время как взаимодействие между людьми решает более сложные проблемы. В отчете подтверждается, что будущие таланты должны иметь возможность понимать других, общаться с ними, сопереживать им и влиять на них. Хотя онлайн-активность и автоматизация заменили некоторые точки контакта, человеческие связи посредством значимого взаимодействия имеют важное значение для создания персонализированного опыта и ценности для финансовых организаций.

Общение — это деятельность по решению проблем

Деловое общение — это, по сути, деятельность по решению проблем. Коммуникаторы обращаются со следующими вопросами:

  • Как обстоят дела?
  • Каковы некоторые возможные коммуникативные стратегии?
  • Как лучше поступить?
  • Как лучше оформить выбранное сообщение?
  • Как лучше всего передать сообщение?

В этой книге вы будете использовать этот процесс решения проблем, применяя стратегии делового общения к проблемам, с которыми вы столкнетесь на рабочем месте.

Человек с отличными коммуникативными навыками является активом любой организации. Независимо от того, какую карьеру вы планируете выбрать, научиться профессионально выражать себя в устной и письменной речи поможет вам в этом.

Лицензия

1.1 Важность коммуникации между [Автор удален по запросу первоначального издателя] и Линдой Макдональд распространяется под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Важность общения и его процесса

Общение является очень важной частью нашей повседневной жизни. это помогает нам в нашей личной, социальной и профессиональной областях.

Ассистент Проф. Прадип Кендре

29 октября 2021 г.

276027

Слово «коммуникация» (происходит от латинского «Communicare», что означает «делиться») — это акт обмена идеями, эмоциями и чувствами между двумя или более людьми.

Мы осознаем необходимость и важность общения, поскольку это общее явление. В настоящее время общение играет жизненно важную роль в каждой прогулке человека. Везде, где существует жизнь, существует и общение.

В корпоративном мире происходит много изменений; он стал важным инструментом в управленческом анализе и управленческом процессе. Принимая во внимание все эти аспекты, успех любого бизнеса/профессии зависит от правильного общения.

70–80 процентов рабочего времени уходит на какое-либо общение. Мы читаем, пишем и слушаем наших коллег или ведем однотонные беседы с нашими руководителями.

Чтобы добиться мастерства в общении, этот конкретный человек должен обладать знаниями о языковых навыках, а именно о аудировании, разговорной речи, чтении и письме, поскольку это является корнем всех видов эффективного общения, о которых я упоминал в своем первом блоге о навыках английского языка.

Особенности связи:

  • Связь — это неизбежная система.
  • Это двусторонний процесс.
  • Это социальная деятельность.
  • Это непрерывный процесс.
  • Универсален.
  • Может быть формальным или неформальным.

Процесс общения:

Для успешного и эффективного общения очень важно знать о процессе общения. Это всегда ведет нас к осуществлению эффективной коммуникации. Каждый человек, который следует процессу общения, будет иметь возможность добиться успеха во всех аспектах своей профессии.

Процесс коммуникации включает следующие аспекты:

Отправитель:

Отправитель — это лицо, которое посылает информацию получателю. Вот почему процесс коммуникации начался для отправителя. Его также называют кодировщиком, потому что отправитель всегда помещает сообщение в слова или изображения.

Сообщение:

Это второй аспект процесса коммуникации. Это своего рода информация, которую отправитель хочет передать получателю.

Канал:

Это средство обмена информацией от одного человека к другому. Это может быть язык или любой другой. или это просто означает различные способы отправки сообщения, например, телефон, телевидение и т. д.

Получатель:

Получатель — это лицо или группа лиц, которые получают сообщение или информацию, отправленную/предоставленную отправителем. Его также называют декодером, потому что он декодирует информацию, отправленную отправителем.

Обратная связь:

Обратная связь является ключом к любому эффективному/успешному общению. Это один из фундаментальных аспектов в процессе общения, благодаря которому отправитель может понять, успешно получено сообщение или нет.

Важность коммуникации:

Коммуникация является сердцем любой организации. Все, что вы делаете на рабочем месте, зависит от результатов общения. Развивая свою карьеру, вы узнаете, почему общение важно.

В организации:

Коммуникация играет очень важную роль в управлении любой организацией. Поскольку это инструмент для обмена мыслями, идеями, мнениями и планами в различных частях организации. Хорошая коммуникация необходима не только для построения отношений, но и для успешного бизнеса. Вот почему общение имеет огромное значение в организации. Общение помогает повысить эффективность на рабочем месте.

Значение для физических лиц:

Общение важно для самовыражения. Это также удовлетворяет потребности человека. Для продвижения по карьерной лестнице необходимо эффективное общение. В личной жизни эффективные коммуникативные навыки могут сгладить ваш путь и ваши отношения с другими, помогая вам понимать других и быть понятым.

Для прохождения собеседования:

Чтобы обезопасить себя на собеседовании, вы должны говорить уверенно и четко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *