ЕГЭ. Человек Тема 4. Потребности |
Тема 4. Потребности
Потребности. Каждый знает в общем-то, что это такое — то ,чего каждый из нас желает иметь и получить. В принципе, верно. Но давайте научным языком изложим суть данной темы: что же такое потребности и какими они бывают.
Что такое потребности?
Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.
Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы потребности бывают:
Виды потребностей
Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:
Виды потребностей | Примеры |
биологические , то есть естественные, врождённые, природные | еда, воздух, сон, воспроизводство и др. |
материальные | жилище, одежда, украшения и др. |
социальные | общение, оценка обществом деятельности человека, труд. |
духовные( познавательные, культурные, идеальные) | учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др. |
Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.
Пирамида потребностей Маслоу А.Х.
Первичные потребности.- Социальные( потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
- Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост. А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные, так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется желание выполнить что-то ещё более качественно.
- Духовные( самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.)
Человеческие потребности имеют ряд особенностей:
- все потребности взаимосвязаны
- невозможно удовлетворить все потребности
- безграничность потребностей
- потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.
Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.
Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Духовные потребности: понятие, примеры, виды, особенности
Что такое духовные потребности?
Духовные потребности – это разновидность потребностей человека, связанных с обогащением внутреннего мира посредством саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству, занятия творчеством.
В основе духовных потребностей — желание человека достичь некоторой внутренней гармонии, счастья, а также состояния души, когда на общем эмоциональном фоне преобладает душевное равновесие, спокойствие и умиротворенность. При этом духовность также подразумевает познание мира, любовь, дружбу, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.
Существенный вклад в изучение природы потребностей человека сделал Абрахам Маслоу — он разработал пирамиду потребностей Маслоу. В этой пирамиде Маслоу отобразил иерархию потребностей, на самую вершину которой он поставил как раз духовные потребности.
Однако, по его мнению, человек переходит к удовлетворению потребностей более высокой ступени только тогда, когда удовлетворены потребности с нижних ступеней. Таким образом, чтобы приступить к удовлетворению духовных потребностей, человек должен удовлетворить физиологические нужны; потребность в безопасности; любви и принадлежности; признании и уважении. Именно после этого, как правило, наступает этап удовлетворения потребностей духовного плана.
Примеры духовных потребностей
Давайте рассмотрим несколько примеров духовных потребностей, разбив их на несколько крупных категорий. Итак:
1.
Потребность в саморазвитииСаморазвитие предполагает целый комплекс направлений, в рамках которых личность совершенствуется, получает новые знания и открывает перед собой новые горизонты.
Одним из основных, базовых способов удовлетворения потребности в саморазвитии является чтение. Выбирая литературу, каждый человек ориентируется на собственный комплекс представлений о том, литература какого жанра поможет ему развиваться как личности. Для кого-то таким жанром является психология, кто-то выбирает художественную литературу, а кто-то научную. При этом чтение не только способствует общему развитию, но и наталкивает личность на новые идеи, открытия, перемены в жизни.
Если Вы хотите начать читать книги, но никак не можете найти в себе мотивацию для этого, у меня есть для Вас отличная мотивирующая статья: «как заставить себя читать?«.
2. Потребность в искусстве
Искусство является одним из величайших учителей, который демонстрирует истинные проявления духовности.
Все художественные, философские, живописные, музыкальные и архитектурные шедевры различных поколений показывают, что человеческая мысль может быть невероятно глубокой и изящной, затрагивать самые глубокие аспекты человеческой жизни. При этом приобщение к духовной культуре — это не просто способ удовлетворить духовные запросы, но и способ получить эстетическое удовольствие.
В свою очередь познавательная сторона искусства, а также приобретенных с его помощью знаний, позволяет раскрыть все лучшие качества человека, а также использовать их для личного и общественного блага.
3. Поиск смысла жизни
Все думающие люди в той или иной степени склонны философствовать, особенно в самые сложные и кризисные периоды собственной жизни. Это объясняется желанием проанализировать особенности своего существования, а также поставить перед собой совершенно новые цели.
Зачастую, если человеку не удастся найти ответы на глубинные вопросы, то они будут вынуждены сталкиваться с внутренними конфликтами, которые со временем могут перерасти в апатию и депрессию. Чтобы не допускать подобных негативных проявлений психики, требуется прислушиваться к собственному внутреннему «Я», а также почаще анализировать происходящее вокруг. К тому же, помните, что не следует требовать от себя невозможного, а все поставленные цели должны быть посильными и достижимыми. В противном случае вы рискуете стать заложником собственных ожиданий.
4. Познание окружающего мира
С древних времен люди стремились познавать мир, пытаясь понять закономерности устройства окружающего их мира и пространства. Поверхностный анализ происходящих событий привел к появлению различных суеверий, мифов и верований. Древний человек объяснял практически все потусторонними силами, поскольку ему были непонятны многие явления природы. Это был самый простой способ объяснить грозу, дождь и другие события.
При этом именно тяга к знаниям позволила человечеству выйти на совершенно новый уровень эволюции, что позволяет нам продолжить совершенствовать собственную среду обитания. Каждый человек признает важность познавательной деятельности. В ходе поиска собственного жизненного пути человек пытается в первую очередь определить интересные для себя сферы изучения, а также подходящие его формы.
5. Потребность в образовании
Образование – процесс усвоения некоторых систематизированных знаний, навыков и умений. При этом образование является одним из важнейших этапов становления человека, которая позволяет ему подготовиться к будущему труду и взаимодействию в обществе.
Особенности духовных потребностей
Все духовные потребности формируются непосредственно человеком, к тому же, их достаточно трудно удовлетворить, поскольку они предварительно требуют реализации всех других нужд. Еще одной проблемой является поиск занятия по душе, поскольку многие люди долго не могут определиться, какие именно творческие направления деятельности помогут им удовлетворить духовные потребности.
В целом, признаками духовных потребностей являются следующие факторы:
- Формирование в сознании человека — духовные потребности не навязываются обществом, а зарождаются в душе;
- Относительный характер важности — неудовлетворение их не приводит к летальному исходу (как неудовлетворение физиологических потребностей), но в то же время качество жизни без них ухудшается;
- Возможность выбирать способы достижения — способ удовлетворения духовных потребностей для каждого человека абсолютно индивидуален и неповторим;
- Свободное время определяет потенциал к достижению — если свободное время ограничено, то приоритет отдаётся потребностям с более низких ступеней, например, физиологическим;
Разновидности духовных потребностей
В наиболее общем виде духовные потребности можно разделить на две основных категории, первая из которых связана с раскрытием внутреннего потенциала человека:
- Стремление приобщиться к прекрасному, слушать и созерцать;
- Саморазвитие и самореализация;
Вторая категория связана с вопросами реализации в обществе:
- Стремление окружить себя разносторонними и интересными личностями;
- Ведение трудовой деятельности;
- Освоение моральных ориентиров.
Отличия духовных потребностей от материальных
Главная особенность духовных потребностей заключается в том, что если они не будут удовлетворены, то человек не умрет, а также не получит каких-либо опасных последствий для здоровья. Основные трудности будут лишь с его эмоциональным и психическим состоянием.
К тому же, существенное отличие заключается в мотивации и причинах, которые заставляют вести ту или иную деятельность. Материальные ценности всегда возникают в связи с непосредственной нуждой, что отражает сиюминутные особенности жизни. Духовные ценности определяются опираются на боле долгосрочные и фундаментальные категории.
Сравнение физических, психологических, социальных и духовных потребностей пациентов с неонкологическим и онкологическим диагнозом в условиях третичной паллиативной помощи
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Эл. адрес: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 2020 Октябрь; 18 (5): 513-518.
дои: 10.1017/S14789515120.
Сухейр Бандели 1 , Аманда Роз де Ордонс 2 3 , Айнхаран Синнараджа 2 4 5
Принадлежности
- 1 Медицинский факультет Университета Калгари, Калгари, Альберта, Канада.
- 2 Отделение паллиативной помощи, отделение онкологии, Университет Калгари, Калгари, Альберта, Канада.
- 3 Отделение интенсивной терапии, Университет Калгари, Калгари, Альберта, Канада.
- 4 Кафедра семейной медицины, Университет Калгари, Калгари, Альберта, Канада.
- 5 Департамент общественных наук о здоровье, Университет Калгари, Калгари, Альберта, Канада.
- PMID: 31771668
- DOI: 10.1017/С147895151 20
Suhair Bandeali et al. Паллиатная поддержка. 2020 9 октября0005
. 2020 Октябрь; 18 (5): 513-518.
дои: 10.1017/S14789515120.
Авторы
Сухейр Бандели 1 , Аманда Роз де Ордонс 2 3 , Айнхаран Синнараджа 2 4 5
Принадлежности
- 1 Медицинский факультет Университета Калгари, Калгари, Альберта, Канада.
- 2 Отделение паллиативной помощи, отделение онкологии, Университет Калгари, Калгари, Альберта, Канада.
- 3 Отделение интенсивной терапии, Университет Калгари, Калгари, Альберта, Канада.
- 5 Департамент общественных наук о здоровье, Университет Калгари, Калгари, Альберта, Канада.
- PMID: 31771668
- DOI: 10.1017/С147895151 20
Абстрактный
Задача: Цель состояла в том, чтобы описать физические, психологические, социальные и духовные потребности пациентов с нераковыми диагнозами серьезных заболеваний по сравнению с пациентами с раком.
Метод: Мы провели ретроспективный обзор карт всех пациентов с неонкологическим диагнозом, поступивших в отделение третичной паллиативной помощи в период с января 2008 г. по декабрь 2017 г., и сравнили их потребности с потребностями сопоставимой когорты пациентов с онкологическими диагнозами. Была зарегистрирована распространенность потребностей в рамках следующих четырех основных проблем, а данные проанализированы с использованием описательной статистики и контент-анализа: • Физические: боль, одышка, утомляемость, анорексия, отек и делирий • Психологические: депрессия, тревога, прогноз и чувство собственного достоинства • Социальные: бремя опекунов, изоляция и финансовые • Духовные: духовные страдания.
Результаты: Распространенность четырех основных проблем была одинаковой среди пациентов с неонкологическими и онкологическими диагнозами. Боль, тошнота/рвота, усталость и анорексия были более распространены среди больных раком. Одышка чаще была основной проблемой у пациентов с нераковым диагнозом (39%), у которых также была более высокая распространенность тревоги и беспокойства о достоинстве. К духовности чаще обращались больные раком.
Значение результатов: Исторически сложилось так, что большинство пациентов, госпитализированных в учреждения третичной паллиативной помощи, были больными раком. Потребности в третичной паллиативной помощи у пациентов с неонкологическим диагнозом недостаточно хорошо описаны, несмотря на растущую распространенность этой группы населения. Наше описание потребностей пациентов с нераковыми диагнозами в паллиативной помощи поможет в будущем направлять паллиативную помощь растущей популяции пациентов с неонкологическими диагнозами серьезных заболеваний.
Ключевые слова: Рак; потребности в уходе; Хроническая болезнь; Паллиативная помощь; Управление симптомами.
Похожие статьи
Определенные биопсихосоциально-духовные проблемы, связанные с одышкой у больных раком на поздних стадиях на Тайване.
Хо К.Т., Хсу Х.С., Ли К.И., Лю К.С., Лин К.И., Лин К.С., Лин В.Я. Хо СТ и соавт. Поддержите уход за раком. 2012 авг; 20 (8): 1763-70. doi: 10.1007/s00520-011-1273-y. Epub 2011, 27 сентября. Поддержите уход за раком. 2012. PMID: 21947559
Определение распространенности потребностей в паллиативной помощи и изучение точности скрининга пунктов депрессии и тревоги интегрированной шкалы результатов паллиативной помощи — многоцентровое исследование.
Antunes B, Rodrigues PP, Higginson IJ, Ferreira PL. Антунес Б. и др. BMC Palliat Care. 2020 14 мая; 19 (1): 69. doi: 10.1186/s12904-020-00571-8. BMC Palliat Care. 2020. PMID: 32410607 Бесплатная статья ЧВК.
Опыт паллиативной помощи взрослым больным раком из этнокультурных групп: качественный протокол систематического обзора.
Бусоло Д., Вудгейт Р. Бусоло Д. и др. JBI Database System Rev Implement Rev. 2015 Jan; 13(1):99-111. doi: 10.11124/jbisrir-2015-1809. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26447011
Психологические вмешательства в паллиативной помощи.
фон Бланкенбург П., Леппин Н. фон Бланкенбург П. и соавт. Курр Опин Психиатрия. 2018 сен; 31 (5): 389-395. doi: 10.1097/YCO.0000000000000441. Курр Опин Психиатрия. 2018. PMID: 29985177 Обзор.
Контроль симптомов в паллиативной помощи — Часть I: онкология как парадигматический пример.
Далал С., Дель Фаббро Э., Бруэра Э. Далал С. и др. Дж Паллиат Мед. 2006 Апрель; 9 (2): 391-408. doi: 10.1089/jpm.2006.9.391. Дж Паллиат Мед. 2006. PMID: 16629570 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Неудовлетворенные потребности в паллиативной помощи пациентам с распространенными неонкологическими заболеваниями: перекрестное исследование.
Чан Х, Ли К, Ким С, Ким С. Джанг Х и др. BMC Palliat Care. 2022 30 августа; 21 (1): 151. doi: 10.1186/s12904-022-01040-0. BMC Palliat Care. 2022. PMID: 36038840 Бесплатная статья ЧВК.
Взгляд лиц, осуществляющих уход, на социально-медицинскую помощь в терминальной фазе бокового амиотрофического склероза: как мы можем улучшить комплексную помощь при БАС?
Линсе К. , Ауст Э., Гюнтер Р., Герман А. Линс К. и др. Дж. Клин Мед. 2022 4 января; 11 (1): 254. дои: 10.3390/jcm11010254. Дж. Клин Мед. 2022. PMID: 35011995 Бесплатная статья ЧВК.
Духовные потребности больных раком легких и их связь с психологическим стрессом и качеством жизни.
Fradelos EC, Albani E, Papathanasiou IV, Prapa PM, Tsomaka E, Bakalis V, Artemi S, Lavdaniti M. Fradelos EC и соавт. Куреус. 2021 7 декабря; 13 (12): e20225. doi: 10.7759/cureus.20225. электронная коллекция 2021 дек. Куреус. 2021. PMID: 35004042 Бесплатная статья ЧВК.
Победители и проигравшие в предоставлении услуг паллиативной помощи: время для подхода общественного здравоохранения к паллиативной помощи и помощи в конце жизни.
Аун С. М., Ричмонд Р., Цзян Л., Рамбольд Б. Аун С.М. и др. Здравоохранение (Базель). 2021 23 ноября; 9 (12): 1615. doi: 10.3390/healthcare9121615. Здравоохранение (Базель). 2021. PMID: 34946341 Бесплатная статья ЧВК.
Потребность в дополнительной профессиональной психосоциальной и духовной поддержке больных с запущенными заболеваниями в процессе специализированной паллиативной помощи — лонгитюдное обсервационное исследование.
Ульрих А., Шульц Х., Гольдбах С., Холлбург В., Роммель А., Мюллер М., Кирш Д., Копплин-Фёрч К., Мессерер Дж., Кениг Л., Шульц-Киндерманн Ф., Бокемейер К., Оксле К. Ульрих А. и др. BMC Palliat Care. 2021 25 ноября; 20 (1): 182. doi: 10.1186/s12904-021-00880-6. BMC Palliat Care. 2021. PMID: 34823535 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
термины MeSH
Полнотекстовые ссылки
Издательство Кембриджского университета
Укажите
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Пожалуйста, попробуйте еще раз
Отправить по номеру
Духовность и иерархия потребностей Маслоу — Мисти Сансом
Разговоры о «сдвиге в сознании» или движении к изучению духовности с каждым днем становятся все более открытыми и общепринятыми.Практики, которые считались фантастическими, теперь преподаются в школах и на предприятиях. И если вы посмотрите на поведенческие теории, такие как иерархия потребностей Маслоу, в сочетании с общим улучшением уровня жизни во всем мире, этот сдвиг и коллективный поиск обретают смысл.
В 1943 году Абрахам Маслоу опубликовал статью по психологии под названием «Теория мотивации человека».
Его теория заключалась в том, что существуют основные потребности, которые каждый человек по своей природе мотивирован удовлетворять. Когда потребности на одном уровне удовлетворены, этот человек стремится удовлетворить потребности на следующем уровне и так далее. Он определил следующие потребности: физиологические потребности, безопасность, социальные потребности, уважение и самореализация. Спустя десятилетия он пересмотрел свою теорию и добавил к ней самопревосхождение*.
Вот обзор каждого из уровней:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ:Потребности первого уровня физиологические: пища, вода, кров. Когда они находятся под угрозой или не защищены, человек поглощен удовлетворением этих потребностей — все остальное не имеет значения. Это чистое выживание.
ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ:Когда физиологические потребности удовлетворены, у людей возникает мотивация следующего уровня: потребности в безопасности и защищенности. Это такие вещи, как защита от непогоды и ощущение безопасности. Вещи, которые угрожают этому уровню, — это стихийные бедствия, жизнь в зоне боевых действий, насилие в семье и даже финансовая нестабильность. Как правило, мы удовлетворяем эти потребности за счет теплого и безопасного дома, стабильного дохода и проживания в безопасном районе.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:Как только потребность в безопасности удовлетворена, мы переходим к социальным потребностям: потребности в любви, принадлежности и привязанности. Это может быть семья, друзья, сообщество, религия или даже банда. Потребность, которую здесь удовлетворяют, связана с любовью, общением и принятием.
ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ:Следующий уровень — уважение. Именно здесь мы ищем вещи, которые повышают наше чувство собственного достоинства, такие как достижения и общественное признание. Однако, чтобы пройти этот уровень, мы должны развить твердое чувство собственного достоинства; не полагаться на других для этого. Человек с «низким» уровнем уважения обычно обращается к другим за своими потребностями в уважении, а человек с «высшим» уровнем уважения развивает чувство внутренней самооценки.
«Нижняя» версия — это то, от чего люди могут колебаться и возвращаться к ней. Мы можем получить солидную дозу внешнего подтверждения, и это продвинет нас на более высокие уровни, но это никогда не будет устойчивым. Мы испытаем затишье во внешнем подтверждении, и мы внезапно вернемся к необходимости удовлетворять наши потребности в уважении… и обычно это резкий спуск. Поэтому важно искренне и полностью развиваться на «верхнем» уровне уважения, чтобы перейти к более высоким уровням самореализации и самопреодоления.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ:Как только мы перешли от внешней проверки к внутренней, мы переходим на уровень самореализации. Этот уровень связан с самосознанием, личным развитием и раскрытием потенциала. Обычно это фаза, когда мы переходим от внешней мотивации к внутренней мотивации.
Вы начинаете лучше понимать, кто вы и чем занимаетесь. Вы развиваете самодисциплину, ставите цели и раскрываете свое предназначение. Вы стремитесь развиваться и поощряете себя к достижению и росту. Это мощный этап жизни, и изначально это уровень, который Маслоу определил как высший уровень развития человека**. 9. На этом уровне наши заботы переходят от нас самих к другим, и мы посвящаем свою жизнь служению другим любым способом, который нам кажется правильным.
Или, как выразился Маслоу:
«Трансцендентность относится к самым высоким и наиболее всеобъемлющим или целостным уровням человеческого сознания, действующему и относящемуся скорее как цель, чем средство, к самому себе, к значимым другим, к людей в целом, другим видам, природе и космосу». 0004 Он определил, что люди, работающие на самом высоком уровне личного развития, имеют «пиковые переживания», которые описываются способами, отражающими мистические переживания, духовные пробуждения или глубоко «надличностные» (за пределами нашего физического «я») переживания.
Эти люди и этот опыт повышают наш человеческий потенциал все выше и выше. Маслоу считал, что, поскольку наше общество вознаграждает мотивацию, в основном основанную на уважении, любви и других социальных потребностях, только 1% населения сможет достичь этих последних двух уровней самоактуализации и самопревосхождения, даже несмотря на то, что у каждого из нас есть потенциал. сделать это.
Я думаю, что это меняется.
По мере того, как средний уровень жизни продолжает улучшаться, нам как обществу предоставляется больше возможностей исследовать свою духовность. Хотя бедность и лишения все еще очень реальны для большого числа людей, нам повезло жить в эпоху, когда все больше людей могут с комфортом удовлетворять свои физиологические потребности и потребности в безопасности. Это приводит к увеличению числа людей, работающих на более высоких уровнях модели Маслоу, поскольку меньше энергии тратится на выживание и больше уходит на более глубокое самопознание.
По мере того, как все больше людей достигают более высоких уровней, также возникает эффект притока к другим на более низких уровнях, который происходит через совместное знание и естественную «отдачу», которая происходит при достижении Самоактуализации и Самопревосхождения. Это создает огромный общий сдвиг в сторону личностного роста и развития в обществе, а также большее признание духовных концепций и практик, поскольку результаты становятся более очевидными для более широкой аудитории.
Таким образом, несмотря на то, что теория Маслоу по-прежнему актуальна в своем нынешнем виде, а может быть, даже более актуальна, нам повезло, что мы живем в захватывающее время трансформации, когда его оценка достижения 1% самоактуализации или самопревосхождения опровергается в самым невероятным образом.
*Эта модель иерархии более применима к индивидуалистическим обществам и культурам, разделяющим физическое и духовное, как и большинство западных обществ. Люди из коллективистских обществ и культур, которые растут в связи с духовным не меньше, чем с физическим, обычно имеют самоактуализацию как конечную потребность. Например: развиваться как личность, чтобы выполнять роль лидера в группе.
**Честно говоря, я не уверен, что вы когда-нибудь полностью закончите самореализацию. Я действительно думаю, что вы достигаете определенной точки, когда вы готовы двигаться вверх к самопревосхождению, но вместо того, чтобы полностью покинуть этот уровень, вы как бы работаете параллельно на обоих уровнях и ориентируетесь во все более сложных областях. 9Небольшое отступление от самопревосхождения заключается в том, что некоторые люди избегают идеи духовности, но в любом случае полностью самотрансцендентны. Я люблю это и нахожу этих людей особенно интересными. Обычно они невероятно духовные люди, просто не такие, как вы ожидаете.