что это такое в обществознании, определение, способы познания самого себя, путь
Что такое самопознание — суть понятия в обществознании
ОпределениеСамопознание — это способность человека к самоанализу, обнаружению своих сильных сторон, своих качеств, своих недостатков и собственных характеристик.
В философии «самопознание» обычно относится к знанию собственных психических состояний, то есть того, что человек чувствует или думает, или во что он верит или желает. По крайней мере, со времен Декарта большинство философов считали, что самопознание заметно отличается от нашего знания внешнего мира (оно включает в себя наше знание психических состояний других людей).
Понятия самопознания и самооценки идут рука об руку. Чем выше личное самопознание, тем адекватнее у человека самооценка, поскольку он осознает все способности, которые у него есть.
Самопознание позволяет индивиду ценить себя, иметь больше терпения с работой над недостатками и открывать свои способности, чтобы использовать их намного лучше. Важно работать над самопознанием для достижения внутреннего баланса и эмоционального благополучия.
Примечание 1Разница между самопознанием и самооценкой:
Самооценка — это оценка, которую человек дает самому себе.
Самопознание — это информация, которую человек получает о себе.
Самопознание является процессом, посредством которого человек создает близкую к реальности концепцию себя, обходясь без предубеждений, завышенной самооценки (идеализирования своей личности) или заниженной (создание негативного образа себя из-за временных неудач или мнения окружающих).
Таким образом, это сложный процесс, поскольку для того, чтобы участвовать в нем, человек должен отказаться от тех непосредственных и интуитивных впечатлений, которые приходят на ум в тот момент, когда он пытается понять себя.
Что дает человеку познание самого себя
Важность самопознания
Самопознание является ключом к психологическому благополучию:
- Знание себя позволяет понять собственные желания в работе или в повседневной жизни.
- Оно также позволяет лучше управлять нашими эмоциями даже в самых сложных ситуациях.
- Самопознание тесно связано с эмоциональным интеллектом, поскольку знание интерпретации наших эмоций связано с саморефлексией и улучшением психического здоровья.
Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои собственные эмоции и управлять ими, чтобы снять стресс, эффективно общаться, сопереживать другим, преодолевать трудности и разрешать конфликты. Эмоциональный интеллект помогает строить более прочные отношения, добиваться успеха в учебе и на работе, а также достигать своих карьерных и личных целей. Его развитие также помогает установить связь со своими чувствами, превратить намерение в действие и принимать обоснованные решения о том, что для вас важнее всего.
С другой стороны, знание себя очень важно для личного развития. Это помогает индивиду ставить достижимые цели. По этой причине самопознание важно на некоторых этапах жизни, где возникает много сомнений.
Дефицит самопознания приводит к переоценке субъективных сильных сторон, что может привести к снижению успешности деятельности и удовлетворенности жизнью.
Шаффнер (2020) перечисляет пять причин, по которым самопознание необходимо для психологического роста:
- Самопознание удовлетворяет желание учиться и осмысливать опыт.
- Оно предотвращает расхождение между самовосприятием и восприятием нас другими.
- Оно освобождает нас от иррациональных прихотей нашего бессознательного.
- Самопознание также способствует упреждающим реакциям, а не реактивности.
- Оно является необходимым первым шагом к позитивным переменам.
Другие преимущества включают в себя меньшее разочарование в работе, меньшую неуверенность и зависть, а также меньший стресс из-за денег. Кроме того, мы обретаем способность брать на себя ответственность за свои эмоции и проявлять больше сочувствия и сострадания.
Неспособность распознать чувства делает людей уязвимыми и находящимися в их власти.
Виды самопознания, основные этапы
Виды самопознания
1. Самосознание
Самосознание — это способность познать себя, иметь глубокое понимание того, что делает нас теми, кто мы есть: не только наши сильные и слабые стороны, но и то, что вызывает наши эмоции и поведение, или каковы наши основные ценности.
2. Социальная осведомленность
Социальная осведомленность — это способность понимать других, свои отношения с ними и отношения, которые другие люди поддерживают друг с другом.
3. Организационная осведомленность
Организационная осведомленность, вероятно, самый сложный из всех трех видов. В каждой группе, к которой вы принадлежите, в том числе и рабочей, есть свои ценности и нормы, необходимые для соблюдения всеми членами группы. Понимание этих ценностей и поведения этой группы поможет вам найти подходящее место в ней, продвинуться вверх по служебной лестнице.
Основные этапы самосознания
Существует несколько стадий развития, которую проходят дети, когда у них развивается самосознание. В течение этого времени они склонны демонстрировать странно расщепленное чувство собственного «я».
Биолог Дэниел Повинелли из Университета Луизианы запечатлел этот момент в 2001 году, когда он показал 3-летней Дженнифер видео, на котором она сидит с наклейкой на лбу. Он спросил ее, что она видела. «Это Дженнифер. Это наклейка», — правильно начала она. «Но почему на ней моя рубашка?» Самосознание происходит поэтапно. Хотя Дженнифер могла понять действия на видео, произошел разрыв, когда дело дошло до понимания того, что маленькая девочка на видео на самом деле была ею.
Маленький мальчик, смотрящий в зеркало, может понять, что он смотрит на свое собственное отражение. Но при этом ребенок не понимает, что изображение — это то, как он выглядит все время, без зеркала. Ребенок постарше может понять постоянство своего образа, но не до конца понимать, что это также его образ, который видят другие люди.
В 2003 году Филипп Роша из Университета Эмори провел исследования в области развития, чтобы описать свою теорию о пяти этапах самосознания на основе исследований того, как новорожденные и малыши взаимодействуют с зеркалами, фотографиями и видеозаписями. Вот что он нашел.
Этап 1 (Рождение): Ребенок в зеркале
Самая примитивная стадия взаимодействия с зеркалом заключается в том, чтобы врезаться в него, не подозревая, что это зеркало (например, как птица). Однако исследования показывают, что люди полностью пропускают эту стадию, которую Роша называет уровнем 0, или «путаницей».
На уровне 1 — «дифференциация» — новорожденный знает, что существует разница между его изображением и фоновыми изображениями в зеркале, а также между ним самим и его окружением.
Этап 2 (2 месяца): Манипулирование зеркальным изображением
Только через два месяца после рождения младенцы достигают уровня 2 — «ситуация». Теперь ребенок не только осознает разницу между собой и окружающей средой, но и получает представление о том, как расположено его тело относительно этой среды.
Хотя исследования показывают, что даже новорожденные могут копировать выражения лица, только примерно через 2 месяца ребенок понимает, как управлять своим собственным телом, чтобы взаимодействовать с окружающей средой. Это, пожалуй, лучше всего иллюстрирует исследование 1992 года, которое показало, что 2-месячные дети могут имитировать движения взрослого, высовывающего язык влево или вправо.
Этап 3 (18 Месяцев): Базовое самосознание
На данном этапе дети впервые проходят базовый тест с зеркалом. В возрасте от 18 месяцев до 2 лет дети узнают, что изображение их в зеркале не только отличается от остальной окружающей среды (этап 1) и не только отличается от окружающей среды в зеркале (этап 2), но и представляет их самих (этап 3, «идентификация»).
В 18 месяцев младенец потянется за меткой, нарисованной на его теле, используя только изображение в зеркале как признак того, что что-то в «я» не так. Возможно, именно поэтому в 18 месяцев большинство детей начинают развивать языковые навыки. Язык требует отделения «я» от других людей.
Этап 4 (от 2 до 3 лет): Взлеты и падения постоянства объекта
Дженнифер, 3-летняя девочка, задавалась вопросом, почему ее образ на видео и в зеркале одет в ее одежду. Роша называет это дилеммой «Я, но не я». На пути к полному самосознанию малыши начинают идентифицировать изображение в зеркале как «я», но все еще часто возвращаются к восприятию изображения как странной версии себя от третьего лица.
Если бы исследователи спросили Дженнифер, кого она видела в зеркале, она, вероятно, сказала бы «меня». И все же, если бы ее попросили описать три фигуры в зеркале, она могла бы ответить «Мама, папа и Дженнифер». «Дети, похоже, все еще колеблются между осознанием себя и осознанием того, что видят, как кто-то другой смотрит на них», — пишет Роша.
Этап 5 (4-5 лет): Рассвет самосознания
Заключительная стадия известна как «мета-самосознание» или самосознание. В этом возрасте ребенок впервые осознает, что изображение в зеркале — это не просто «я» (этап 3), и не просто «я» навсегда (этап 4), а «я», которое видят все остальные.
Четырехлетние дети часто реагируют на это осознание, становясь застенчивыми перед зеркалом, пряча свои лица, когда видят свое отражение. Теперь, когда они знают, что такими их видят и все остальные, дети могут начать беспокоиться.
Сферы и области самопознания
Социальный психолог Рой Баумейстер говорит, что самооценку следует понимать как структуру знаний. Люди обращают внимание на себя, замечая как свои внутренние состояния и реакции, так и свое внешнее поведение. Благодаря такому самосознанию люди собирают информацию о себе. Я-концепция строится на основе этой информации и продолжает развиваться по мере того, как люди расширяют свои представления о том, кто они есть.
Недавно ученые признали самопознание динамичной, активной структурой, на которую влияют как мотивы индивида, так и социальная ситуация.
Компоненты самооценки (по Карлу Роджерсу)
Карл Роджерс, один из основателей гуманистической психологии, предположил, что я-концепция включает в себя три компонента:
1. Представление о себе
Представление о себе — это то, как люди видят себя. Представление о себе включает в себя то, что человек знает о себе физически (например: темные волосы, голубые глаза, высокий рост), его социальные роли (например: жена, брат, бизнесмен) и его личностные черты (например: общительный, серьезный, добрый).
Представление о себе не всегда соответствует действительности. Некоторые люди придерживаются завышенного восприятия одной или нескольких своих характеристик. Эти завышенные представления могут быть положительными или отрицательными, и у человека может быть более позитивный взгляд на определенные аспекты себя и более негативный взгляд на другие черты личности.
2. Чувство собственного достоинства
Самоуважение — это ценность, которую индивид придает себе. Индивидуальный уровень самооценки зависит от того, как мы оцениваем себя. Эти оценки включают наши личные сравнения с другими, а также представление других о нас.
Когда человек сравнивает себя с другими и обнаруживает, что он в чем-то лучше других, а люди благосклонно реагируют на его дятельность — самооценка человека в данной области растет.
С другой стороны, если человек сравнивает себя с другими и обнаруживает, что он не столь успешен в определенной области, и люди негативно реагируют на его действия, то его самооценка снижается. Мы можем иметь высокую самооценку в некоторых областях («Я хороший ученик»), в то же время имея отрицательную самооценку в других («Меня не любят»).
3. Идеальное «я»
Идеальное «я» — это то «я», которым человек хотел бы быть. Часто существует разница между представлением о себе и своим идеальным «я». Это несоответствие может негативно сказаться на самооценке человека.
Способы и средства самопознания
Самосознание непросто, так как оно требует мотивации, воли и времени.
Если человек хочет улучшить свое самочувствие и узнать себя, есть некоторые способы и средства, позволяющие ему сделать это:
- Писать дневник
Ведение дневника помогает нам лучше узнать себя. Это хорошо, потому что мы переосмысливаем сделанное в течение дня, какие эмоции при этом испытывали и что думали. Кроме того, полезно повторное чтение своих записей. Данному занятию можно посвятить 10 минут перед сном.
- Укажите свои добродетели, страсти и недостатки
Чтобы выполнить это, перечислите все достоинства и недостатки, которые вы в себе обнаружите. Сделайте то же самое со своими увлечениями. Это часто помогает улучшить самомотивацию и счастье.
- Попросите кого-нибудь описать вас
Чтобы увидеть себя со стороны, попросите друга описать вас так, как он вас видит. Многие люди не имеют представления об образе, который они проецируют.
- Сделайте колесо жизни
Хорошо известный способ улучшения самопознания — это техника личного развития, известная как «колесо жизни». Она включает в себя круг и выбор 10 областей вашей жизни, которые вы хотите изменить или улучшить. Колесо жизни приглашает вас задуматься о различных аспектах, являющихся частью вашей жизни: дружба, семья, работа, досуг и т. д.
Этот способ также заставляет людей задуматься о приоритетах, о действиях, которые они предпримут, чтобы изменить свою жизнь.
что это такое и с чего его начать?
Хотя мы изучаем себя с момента рождения, часто не можем ответить на простые вопросы: что любим в себе, в чем наша сила, чего хотим от жизни? Но дело даже не в самих ответах, а в поиске и исследовании внутреннего «Я». Самопознание – насколько оно возможно? Это модный тренд или жизненная необходимость? Что нас мотивирует или отбирает энергию? Делимся ответами и списком из 44 вопросов, которые помогут узнать себя.
Что такое самопознание?
Самопознание — это изучение самого себя, своих проявленных и затаившихся психических, эмоциональных, интеллектуальных и физических особенностей, мотивов поведения, талантов, действий и результатов размышлений. Это поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования?». Это не пассивное самосозерцание, а активный поиск общих тонкостей внутреннего «Я» и своего места в жизни. Это неспешный, но необычайно занятный процесс, который длится всю жизнь.
Но если самопознание требует так много времени и сил, зачем вообще познавать себя? Начнем с простого примера. Чтобы понять, как работает компьютер, нужно изучить его составляющие и принцип действия. Зная компьютер досконально, можно использовать его на полную мощность. Так и с самопознанием. Чтобы извлекать максимальную пользу из своих черт личности, решать внутренние конфликты, строить свою систему ценностей и взаимоотношений, нужно узнать себя как можно лучше.
Вообще самопознание очень нужная вещь. Не зная себя, невозможно найти любимую работу и подходящего человека, воспитывать детей, дружить, адекватно реагировать на происходящее в обществе и внутри себя. Если сказать коротко: самопознание дает возможность подружиться с самим собой и с миром.
Осмысление внутреннего «Я» интересно тем, что личность одновременно выступает объектом и субъектом изучения. Более того, внутренний мир каждого человека поистине неисчерпаем и ни одно определение не может всесторонне охватить всего того, что отражается во время самопознания. Самопознание происходит и формируется на разных уровнях:
Чувственное (эмпирическое).
Опирается на возникающие в сознании целостные образы, которые формируются в виде ощущений, восприятий, представлений, эмоций. Это начальная ступень знакомства с окружающим миром, поскольку человек получает первичную информацию именно через органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения.
Рациональное.
Свойственно только человеку, поскольку включает размышление о времени, пространстве, опирается на математические, философские, религиозные представления. Методы изучения и знания о мире основаны на абстрактном мышлении: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Социальное.
Оценивает личность через взаимодействие с социумом. Общение с окружающими дает возможность получить обратную связь об адекватности своих поступков, намерений, высказываний, поведения, учит корректировать свои действия.
Самопознание невозможно абстрагировать от того, кто Я? Потому что самое ценное в формировании собственной идентичности – внутренняя работа и личные находки. Самопознание – не шаблон, не попытка подстроиться под чужие стандарты. Оно проходит исключительно по желанию самого человека – никого нельзя заставить познавать себя. Желание быть «в тренде» или соответствовать моде тоже не бывает сильным мотиватором. Изменится мода, уйдет желание. Поэтому самопознание возможно настолько, настолько человек к этому готов.
Пройти тест на тип личности
История.
Философы Античности первыми увидели в Само-Познании начало философии. Согласно преданию заповедь «узнай самого себя» – плод совместных умозаключений семи великих мудрецов Древней Греции. Эта же проблема стала ядром сократовского учения. По мнению Сократа, постоянное обращение внутрь собственного «Я» – способ поддержать гармоничное равновесия души и тела. А тот, кто не знает себя, не способен вести дела, стать счастливым, сделать счастливыми других.
Разные аспекты самопознания и взаимодействия личности с миром развивали представители разных философских школ. Средневековый Отец Церкви Блаженный Августин считал, что погружение в себя необходимо для поиска следов Бога, а не индивидуальных черт своей личности. Вообще в религиозной философии самопознание признавалось невозможным без практики многочисленных религиозных учений, аскетичного подвижничества, мистического опыта духовной молитвы.
Тема самопознания рассматривалась и обсуждалась в трудах родоначальника даосской традиции Лао-Дзы, буддийских мудрецов, конфуцианских и арабских философов. Но представители западных и восточных философских школ подходили к изучению вопроса с разных точек зрения. С позиции обеих традиций «Я» познает себя как бы со стороны, выходя за собственные пределы. Но Восток рассматривает человека как часть мира, а Запад связывает самопознание с автономностью «Я» от окружения.
Представитель западной прикладной философии Нового времени Рене Декарт рассматривал проблему самопознания как задачу, которая может научно ставиться и решаться. Английский философ-теоретик Дж. Локк трактовал самопонимание как наблюдение собственного опыта. Но никакая философская школа не уделяла такого внимания вопросу самопознания, как немецкая классическая философия. Самыми цитируемыми и уважаемыми признаются труды Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга.
Несмотря на почтенный возраст, проблема самопознания актуальна и в современной философии. Российский физиолог И. М. Сеченов считал основой для всех актов познания рефлекторную деятельность мозга. Французский психолог Жане признавал невозможность познания своего «Я» без социального взаимодействия. Родоначальник психоанализа З. Фрейд больше внимания уделял вопросу познания бессознательного.
В 50-х годах XX века А. Маслоу и К. Роджерс сформулировали Я-концепцию личности, которая в 80-90 годах стала основой для психологической науки. Фокус самопознания постепенно сместился с вопросов сознания на управление собственным поведением, понимание и прогнозирование собственной жизни.
В XX-XXI веках актуальными стали две взаимосвязанные науки, изучающие самопознание: психология и философия. А осознание человеком своего бытия признано составляющей его существования и развития.
Мотиваторы и этапы самопознания.
Ученые из Колумбийского Университета доказали, что существует два типа мотивации к самопознанию:
Желание избежать неудачи (неудовлетворенность).
Происходит в момент, когда человеку перестает нравиться невозможность управлять своей жизнью так, как он хочет. Тогда приходит готовность разобраться в себе и навести в жизни порядок.
Жажда успеха (любопытство).
Это то, что заставляет изучать себя так же активно, как люди изучают космос. Потому что внутри каждого скрыто не меньше тайн, чем в космосе, а каждый человек – новая вселенная для возможностей. Это завораживает и добавляет энтузиазма.
Познание самого себя вырабатывается постепенно, его нет в человеке в готовом виде. Но если в раннем возрасте оно происходит инстинктивно, то для взрослого – это продукт усилий и жизненного опыта. Выделяют разное количество этапов самопознания, но основных есть три:
- Первичное (конструкция): начинается в момент рождения. Его еще называют пассивным или конструирующим, поскольку ребенок знакомится с самим собой через других, окружающих его людей. Я-концепция полностью формируется через доверчивое восприятие мнения окружения.
- Кризис первичного самопознания (деструкция): происходит в момент, когда ребенок впервые отделяет себя от внешнего мира. Он постепенно формирует собственное мнение, поскольку понимает, что суждения других могут отличаться и быть противоречивыми.
- Вторичное (реконструкция): начинается с момента психологической зрелости. Это уже осознанное изучение самого себя. Этап еще называют реконструирующим, поскольку человек сам «перекраивает» и формирует свою личность, а форматирование Я-концепции происходит уже по собственному плану.
Самопознание всегда построено на конфликте. Но именно через него человек выходит из мира иллюзий в реальность и обретает свободу.
Пройти тест на характер человека
Стратегии самопознания.
Главная цель самопознания – превращать знания о самом себе в реальный жизненный опыт, в часть практики. Этот путь достаточно сложный, пройти его без духовности невозможно. Но в процессе самоизучения можно узнать о себе не самые приятные вещи. Поэтому лучше заранее настроиться на то, чтобы оценивать себя объективно.
Стандартный метод самопознания – наблюдение за своим окружением. Изучая стандартные, созданные другими нормы, человек познает себя через «иное», через всеобщее. Это как сравнение себя с какой-то меркой: чужими качествами, идеалами, моральными принципами. Такое сравнение происходит по жесткой шкале соотношений: умный-дурак, красивый-некрасивый, везунчик-неудачник и делает человека беззащитным перед оценкой окружающих.
Этот шаблонный способ имеет свои плюсы: личность идеально вписывается в существующие социокультурные координаты. То есть адаптируется, становится удобной для окружающих. Недостатки метода в том, что индивидуальные и уникальные качества затираются. Постепенно формируется ложное «Я», которое приводит к кризису идентичности.
Творческое самопознание – это моделирование своей личности, самобытного внутреннего мира, который становится источником познания для других людей.
Творческое самопознание еще называют психотерапевтическим, поскольку оно использует приемы психотерапии. По мнению психологов к компонентам этого метода относятся:
- Рефлексия – умение перенаправлять свои мысли на внутреннюю работу сознания, анализ чувств, состояний, поведения, поступков, которые происходили в прошлом.
- Самонаблюдение – наблюдение за внутренним планом психической жизни, которое помогает отслеживать ее проявления (мысли, ощущения, интересы).
- Самоанализ – анализ полученных во время наблюдения данных (суждений, переживаний, выводов), поиск причинно-следственных связей, концентрация на телесных ощущениях и эмоциональной сфере.
- Самооценка – оценка человеком своих способностей, талантов, поведения, положения в обществе.
- Самоосознание – осознание себя как индивидуальности во время изучения, контроля, оценки своих действий и поступков.
- Самопринятие – понимание своих слабых и сильных сторон, ценностей, мотивации или ее отсутствия.
- Самосовершенствование – осознанное развитие у себя необходимых навыков и качеств, продиктованных требованиями жизни.
В любом случае познавать свое «Я» можно любыми доступными методами. Но самопознание в одиночку ограничено. Успешно познать себя можно в присутствии человека, которому доверяешь. Это может быть партнер, родственник, наставник. Если же человек имеет заниженную самооценку, чувствует неудовлетворенность, неуверенность в себе, лучше обратиться к психотерапевту.
Пройти тест на самооценку
Техники самопознания.
Погружение во внутреннее «Я» полезно, если не превращается в самоедство, самокопание, самобичевание. Чтобы пойти правильным путем и узнать о себе больше, нужно задать себе правильные вопросы.
Техника 1. 44 вопроса о себе
Большинство людей не задают себе таких вопросов или не стараются ответить правдиво. А зря. Поиск ответа заставляет искать ключики, открывающие двери внутреннего «Я».
Порядок вопросов-ответов значения не имеет. Более того, некоторые вопросы могут быть неприятными, наводить на безрадостные мысли. Но задать их себе придется, потому что некоторые проблемы игнорировать не получится.
Подсказка: лучше отвечать письменно, чтобы потом вернуться к записям, перечитать, дополнить и поразмышлять.
Итак, вопросы самому себе:
- Чего я хочу от жизни?
- Почему мои замыслы не выполняются?
- Что я чувствую, когда делаю то, что мне не нравится?
- Что хуже: потерпеть неудачу или упустить шанс?
- Насколько для меня важно контролировать события моей жизни?
- Что важнее: быть или казаться?
- В какое время я продуктивнее всего работаю?
- Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы стать успешным?
- Какой своей чертой я горжусь?
- Какая моя черта наиболее нежелательная?
- Какие у меня планы на следующий месяц/год?
- Кто или что меня мотивирует?
- Как я могу сделать мои мечты реальными?
- Почему у меня часто плохое настроение?
- Кто ответственный за мое настроение?
- Что бы я делал, если бы имел достаточно денег?
- Кто меня действительно любит? За что?
- Кого я люблю по-настоящему? За что?
- Когда я выражал свою любовь?
- Что в моей жизни происходит правильно/не правильно?
- Какие книги я бы взял с собой на необитаемый остров?
- О чем я больше всего жалею?
- Какое воспоминание вызывает искреннюю радость?
- Я нравлюсь себе внешне?
- Я достаточно образован и эрудирован?
- Как часто я обижаюсь? Как долго помню обиды?
- Умею ли я слушать?
- Как часто смеюсь?
- Как я себя балую?
- Какие дела я регулярно откладываю? Почему?
- Что я обычно загадываю на Новый Год?
- Кому я помог?
- Какое мое главное достижение на сегодня?
- Сколько у меня вредных привычек? Как я от них избавляюсь?
- Меня волнует, что думают обо мне другие?
- Что я чувствую, когда остаюсь один?
- Я увлечен своей работой?
- Мой доход меня устраивает?
- Я довожу задуманное до конца?
- Какие у меня жизненные принципы? Они помогают или мешают развиваться?
- Если не сейчас, то когда?
- Какой момент жизни я бы хотел пережить заново?
- Какой момент жизни я бы хотел исправить?
- Счастлив ли я?
Возможно, при первом прочтении некоторые вопросы кажутся банальными или некорректными. Это нормально. Нельзя заранее предсказать, какой из них привлечет внимание, а к какому захочется вернуться через день или месяц.
Техника 2. Письменная практика.
В детстве многие вели дневник. Но это были всего лишь разрозненные заметки о себе. Сегодня есть достаточно книг, которые учат использовать записи в дневнике для самопознания.
Вот некоторые советы:
- Писать лучше от руки. Что бы ни было написано, перенос мыслей на бумагу уже считается психотерапией.
- Писать лучше утром. Ловить дельные мысли удобней сразу после пробуждения, когда мозг отдохнул, а внутренний критик еще не проснулся.
- Писать не менее 15 минут. Вообще-то советуют писать не менее трех страниц, а это занимает 40-50 минут. Если такого времени нет, пятнадцати минут для важных мыслей вполне хватает.
- Записывать тезисы. Если подробно описать рассуждения не получается, можно набросать список. Он поможет развить умную мысль позже.
- Освоить фрирайтинг. Не отрываясь писать на протяжении 20-30 минут сложно. Но именно фрирайтинг помогает докопаться до тайных желаний и вытащить на поверхность все инсайты.
- Не перечитывать все подряд. Написанное слово – мощный инструмент. Оно помогает перенести негативные эмоции на бумагу и очистить сознание. Но если есть воспоминания о травмирующих событиях, написанное в состоянии депрессии или после тяжелой ссоры, такие записи лучше не перечитывать.
- Размышлять над цитатами. Цепляющие цитаты встречаются не часто, поэтому стоит перенести их в дневник. А позже – проанализировать их или поспорить с автором.
- Писать что угодно. Писать о разговоре с начальником, ссоре с подругой, симпатичном незнакомце в кафе? Да, начинать писать можно о чем угодно. Первая фраза может стать отправной точкой для серьезных размышлений.
Письменная практика – не слишком романтичное название для такого приятного занятия, как ведение дневника.
Но дневниковое путешествие действительно помогает найти путь к себе.Выводы:
- Самопознание – это постижение внутреннего «Я» в его своеобразных качествах, и всех тонкостях личности.
- Для самопознания нужна внутренняя работа над собой, теоретический и практический интерес к своей личности.
- Познание самого себя интересно и полезно, в этом есть смысл.
- Определение Я-концепции не бывает точным или окончательным. Это всегда недоопределение.
- Узнать, что человек уже знает о себе и что ему предстоит узнать, помогает психотерапия.
Пройти тест на уверенность в себе
Самопознание: определение, примеры и преимущества
Самопознание: определение, примеры и преимущества Келси Шульц, доктор философии. Кандидат Узнайте больше о самопознании и преимуществах тщательно продуманной жизни.
Исследования показывают, что самопознание или то, насколько хорошо мы понимаем себя, на самом деле гораздо сложнее, чем мы можем предположить (Wilson & Dunn, 2004). Социальное давление и механизмы психологической защиты могут исказить наше восприятие самих себя и привести к несоответствию между тем, как мы себя видим, и тем, кто мы есть на самом деле. К счастью, со временем, усилиями и готовностью принять свои недостатки мы можем узнать себя настоящую. Давайте поговорим подробнее о том, что такое самопознание и как мы можем извлечь из него пользу. Прежде чем читать дальше, если вы являетесь терапевтом, коучем или предпринимателем в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобыузнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое самопознание? (Определение)Самопознание можно определить как обладание достоверной информацией о себе (Morin & Racy, 2021), включая информацию о своих
То есть наши представления о себе (что мы думаем о своих целях, предпочтениях, мотивации и т. д.) не всегда могут совпадать с тем, как мы ведем себя на самом деле. Например, я могу полагать, что я целеустремленный и целеустремленный ученик, но не выполняю задания и не готовлюсь к тестам. Это было бы примером обладания неточной информацией о себе или отсутствия самопознания в этой области. С другой стороны, если я верю, что я великодушен и сострадателен, и я постоянно посвящаю свое время помощи другим, мое представление о себе и поведение совпадают, а это означает, что мне не хватает самопознания в этой области. Почему важно самопознаниеСамопознание необходимо для подлинной и наполненной смыслом жизни. В конце концов, как вы можете быть по-настоящему собой, если не знаете, кто это? Развитие самопознания помогает нам понять, кто мы и как мы можем прожить свою лучшую жизнь. Именно тогда, когда вы достигаете всестороннего и точного представления о своем истинном я, вы лучше способны принимать решения, которые служат вашим целям и желаниям, и избегаете переживаний, которые уменьшают вашу способность к процветанию. Например, самопознание облегчает выбор подходящих друзей или близких партнеров, выбор возможностей для образования или карьеры, которые соответствуют вашим предпочтениям, целям и способностям, а также определение оптимального места для жизни (Morin & Racy, 2021). Подлинное самопознание также позволяет нам распознавать свои сильные и слабые стороны, что дает нам возможность использовать свои сильные стороны и улучшать свои слабости (Higgins, 1996). Преимущества самопознанияСамопознание не только помогает вести насыщенную и наполненную смыслом жизнь, но и дает множество других преимуществ. Эти преимущества включают:
Примеры самопознанияНиже приведены несколько примеров самопознания в действии.
Что способствует самопознанию?Самопознание обязательно возникает как из внутренних, так и из внешних источников. То есть мы получаем самопознание через размышления и самоанализ, а также через обратную связь с другими. Рефлексия и самоанализ могут помочь нам узнать о многих аспектах самих себя, но это ограниченный метод самопознания по нескольким причинам, включая преднамеренное подавление, бессознательное подавление и недоступность информации (Wilson & Dunn, 2004). Давайте подробнее рассмотрим каждый из них. Блокировка самопознания: преднамеренное подавление Блокировка самопознания: подавление Блокировка самопознания: недоступность информации В течение дня на наши чувства и поведение влияют сенсорные стимулы, которые мы не осознаем. Эти влияния иногда приводят к мыслям и поведению, которые мы не можем точно объяснить. Например, одно исследование продемонстрировало это, когда участники исследования держали терапевтическую прокладку, которая была либо горячей, либо холодной. Затем им предложили награду и спросили, хотят ли они оставить награду себе или поделиться ею с другом. Люди, державшие в руках теплую подушку, с большей вероятностью предпочли поделиться своей наградой, чем люди, державшие в руках холодную подушку (Williams & Bargh, 2008). Если бы их спросили, почему они приняли такое решение, они, скорее всего, назвали бы причины, не связанные с экспериментальными манипуляциями. Иными словами, ощущение тепла или холода влияло на их решение без их сознательного осознания. Самопознание против. Самосознание Самопознание и самоосознание — связанные термины, но не синонимы. Самосознание определяется как способность становиться объектом вашего собственного внимания и включает в себя идентификацию, обработку, хранение и вспоминание информации, относящейся к вам и вашему опыту (Morin & Racy, 2021). Проще говоря, самосознание можно рассматривать как вашу способность размышлять или самоанализировать. Советы по развитию самопознанияРазвитие самопознания может быть не таким простым, как мы могли бы надеяться, но есть несколько стратегий, которые мы можем использовать, чтобы лучше узнать себя. Самоанализ Отслеживание поведения Ведение дневника Запросить отзыв Цитаты о самопознании
Статьи о самопознанииХотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:
Книги, связанные с самопознаниемЕсли вы хотите продолжать учиться дальше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.
Последние мысли о самопознанииСамопознание не так легко получить, как можно было бы ожидать. Развитие самопознания требует усилий, намерения и готовности принять свои недостатки, но оно того стоит. С большим самопознанием приходит большее удовлетворение своей жизнью. Чтобы узнать больше о самопознании, посмотрите это видео Института NYUAD: Видео: Достоинства самопознанияНе забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какрасширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии! Ссылки
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес! Key Articles:
Content Packages :
|
Как обрести самопознание и реализовать свой потенциал
«Если мне еще придется проводить время в роли винтика в колесе, жертвуя своим творчеством и страстью, чтобы помочь воплотить в жизнь чужое видение, я буду кричать», — подумал я, глядя на таблицу Excel на моем экране. . В тот момент я приобрел две важные части самопознания:
Авилда предпочитает работать на себя, и Авилда должна заниматься работой, которая ей нравится и которая стимулирует ее творчество.
Через миллисекунды после того, как эта информация была получена, у меня был выбор: отвергнуть ли я эту информацию как беспочвенную мимолетную мысль или интегрировать эту новую информацию как самопознание и использовать ее, чтобы помочь изменить свою траекторию?
Я решил принять эту информацию, потому что осознания были основаны на ощущении, что я больше не способен жить так, как раньше. Я знал, что не был мотивирован продолжать, и я был способен на гораздо большее. Самопознание, которое я приобрел в тот момент, было бесценным.
Самопознание — это знание или понимание собственных способностей, характера, чувств или мотивации. Можно также думать о самопознании как Самопонимание .
Самопознание является краеугольным камнем на дуге успеха, потому что успех требует преднамеренности. Трудно быть преднамеренным, если у вас нет четкого представления о том, какой вы человек, что вы можете сделать, что вы чувствуете и что вами движет.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
К счастью, каждый опыт и мысль, которые у вас есть, могут предоставить вам данные, которые дадут вам возможность получить больше самопознания – так же, как мой момент ясности за компьютером. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что попытка понять себя может стать величайшей проблемой в жизни, потому что вы являетесь и воспринимающим, и воспринимаемым объектом.
Следовательно, идея активного стремления к самопознанию может быть пугающей и напряженной, особенно если вы чувствуете себя оторванным от самого себя. К счастью, когда процесс разбит на 4 удобоваримых шага, он становится намного менее страшным и больше похож на решение крутой персонализированной головоломки. Вот 4 шага к активному достижению большего самопознания:
Шаг 1 – Проведите инвентаризацию персонажа
Проведение инвентаризации вашего персонажа – это первый шаг. Спросите себя: « Каковы мои отличительные умственные и моральные качества?»
Вы вспыльчивы; вы консервативны; ты легко любишь или ты супер осторожен? Возможно, вы невероятно честны или преданы своим духовным убеждениям. Все это влияет на ваш характер.
Если вы не уверены в ответах на эти вопросы, изучите свой жизненный опыт. Среди своего жизненного опыта вы найдете подтверждающие примеры, подтверждающие эти черты характера.
Шаг 2. Понимание того, что вы можете сделать
Понимание того, что вы можете сделать, является следующей ступенью лестницы самопознания. Хотя вы всегда можете стать более способным, честное понимание ваших текущих возможностей имеет решающее значение. Вы не хотите подавать заявку на работу своей мечты, зная, что вы не можете на самом деле удовлетворить требования роли.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Если у вас есть твердое понимание своих сильных и слабых сторон, это позволит вам использовать свои способности таким образом, чтобы вы не не перенапрягаться. Кроме того, знание того, где вам не хватает ваших способностей, дает вам возможность активно искать навыки, необходимые для изменения этой реальности.
Шаг 3. Почувствуйте чувства
Способность определить, что и почему вы чувствуете определенным образом, является неотъемлемой частью самопознания. Тем не менее, это может быть самым трудным из всех.
Чувства коварны. Они дают нам много информации, но они не всегда теплые и пушистые. Потратив время на ознакомление с тем, что вы думаете о различных сферах своей жизни, вы получите много данных. Здесь снова жизненный опыт является благодатной почвой для подтверждающих доказательств, которые могут помочь вам более четко понять свои чувства.
Например, вы можете быть сбиты с толку своими чувствами по поводу подачи заявки на определенную работу или академическую программу. Чтобы получить ясность, подумайте о том, что вы чувствуете в моменты, связанные с этим решением. Если вы чувствуете тревогу и неуверенность каждый раз, когда пытаетесь подать заявление, то ваши чувства могут сигнализировать о том, что это не лучшее решение для вас.
Иногда чувства дают нам данные, которые мы не хотим принимать, хотя знаем, что они достоверны и верны. Выбор интеграции информации всегда остается за вами.
Шаг 4. Мотивация имеет значение
Последняя часть головоломки самопознания — понять свои мотивы. Возникает вопрос: Почему вы делаете то, что делаете?
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Общие мотивы: деньги, престиж, признание, семейные обязательства, свобода и личная самореализация. Вы можете легко идентифицировать себя с одним из этих распространенных мотиваторов, или вы можете быть мотивированы чем-то совершенно другим, например, желанием спасти планету или просто вести мирный образ жизни. Меня мотивируют свобода, семья и непоколебимое желание помогать другим.
Однако я хочу предупредить вас, что первое, что приходит на ум, когда вы думаете о том, что вами движет, может не быть истинным источником вашей мотивации. Например, многие думают, что их мотивируют деньги, хотя на самом деле их истинным источником мотивации является стремление к стабильности.
Изучите 9 типов мотивации, которые делают возможным достижение вашей мечты.
Заключительные мысли
Потратив время на намеренный сбор дополнительных данных, вы можете решить, что с ними делать. Вы интегрируете его и измените свою траекторию или проигнорируете его и продолжите свой текущий путь? Что бы вы ни решили сделать, это, несомненно, будет основано на информации, которую вы узнали о себе, решая головоломку самопознания.