Раздел 2. Психические процессы — Першина Татьяна Олеговна
Занятие №4 (2/8)
Тема: Познавательные психические процессы
Рассматриваемые вопросы:
- Понятие и виды познавательных психических процессов.
- Ощущение.
- Восприятие.
- Внимание.
- Память.
- Мышление и речь.
- Воображение
Словарь: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание, компенсация, адаптация, синестезия, амнезия.
Вопросы для самоконтроля
- Определите общее и различное в понимании психических процессов восприятия и ощущения.
- Приведите примеры (из жизни) различных типов мышления.
- Какие психические процессы помогают людям разных профессий. Почему?
- Почему психические процессы — память и мышление называют высшими?
- Являются ли внимание и воображение самостоятельными психическими процессами?
- Как взаимосвязаны психические процессы между собой? Приведите промеры.
Задания для самостоятельной работы
- Для измерения устойчивости внимания студентов использовать таблицы Бурдона, где беспорядочно чередуются отдельные буквы и каждая буква повторяется несколько раз, испытуемый должен вычеркивать определенную букву или таблицу Крепелина, где складываются столбики цифр.
- Для проверки распределения внимания студентов предлагается таблица Шульте.
- В чем особенность восприятия пространства и времени?
- Объясните эффект фона и фигуры.
Занятие 5 (2/10)
Тема: Особенности психических процессов у лиц пожилого возраста и инвалидов
Рассматриваемые вопросы:
- Изменение психических познавательных процессов ощущения и восприятия в период старения.
- Когнитивные способности пожилых людей.
- Особенности памяти пожилых людей.
- Особенности мышления лиц пожилого возраста. Причины снижения интеллектуальных функций.
- Особенности протекания психических процессов у детей инвалидов .
Словарь: когнитивные процессы, первичная, вторичная и третичная память, механическая, смысловая, образная память, деменция, мудрость.
Вопросы для самоконтроля
- Какие виды ощущений изменяются в пожилом возрасте?
- В чем особенности восприятия пожилых людей?
- Почему нельзя говорить об одинаковых изменениях в ощущениях и восприятии у всех инвалидов?
- Какие познавательные процессы относятся к высшим? Почему?
- Какие виды памяти ухудшаются в процессе старения?
- Какие приобретения в когнитивной сфере происходят у пожилых людей?
- Перечислите наиболее частые заболевания пожилых людей, приводящие к серьезным изменениям когнитивной сферы
Задания для самостоятельной работы
- На примере пожилых родственников расскажите об особенностях восприятия и ощущений у пожилых людей.
- Подготовьте реферат о изменении ощущений и восприятия у людей с разными формами инвалидности.
- Объясните, в чем проявляются компенсаторные механизмы у людей с ограниченными возможностями.
- Подготовить доклады на тему: «Особенности когнитивного развития детей с ДЦП», «Особенности когнитивной сферы детей-аутистов», «Особенности когнитивного развития детей с соматическими заболеваниями».
- Проверить правильность полученных теоретических знаний о памяти пожилых людей на практике.
- Подготовить сообщение «Изменение речи пожилых людей с возрастом».
- Составить таблицу психических познавательных и процессов, которые с возрастом изменяются, кратко указать как происходит изменение.
Занятие 6 (2/12)
Тема: Эмоционально-волевые процессы
Рассматриваемые вопросы:
- Понятия: чувства и эмоции.
- Виды эмоций и чувств. Эмоциональные состояния.
- Волевые процессы.
Словарь: чувства, эмоции, стресс, настроение, аффект, фрустрация, воля, страсть, астенические, стенические эмоции, дистресс, аутстресс.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое чувства?
- Сравните чувства и эмоции?
- Можно ли управлять настроением?
- Можно ли «воспитать волю»?
- Приведите пример стенических и астенических эмоций.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовьте доклад на тему: «Волевые процессы в моей жизни».
- Определите, какие эмоции может вызвать чувство страха, одиночества, восторга.
- Подготовьте сообщение: «Влияние аутстресса и дистресса на людей».
Занятие 7 (2/14)
Тема: Особенности эмоционально — волевой сферы пожилых лиц и инвалидов
Рассматриваемые вопросы:
- Старение и специфические изменения эмоциональной сферы.
- Психические нарушения в период поздней взрослости и старости.
- Переживание одиночества как проблема пожилого возраста.
- Страх смерти.
Словарь: депрессия, бред, одиночество, смерть.
Вопросы для самоконтроля
- Какие изменения происходят в эмоциональной сфере пожилых людей?
- Какие психические отклонения возникают у пожилых людей и почему?
- Какое отношение у пожилых лиц к смерти?
Задания для самостоятельной работы
- Подготовить сообщения на тему: «Почему одиночество становится острой проблемой для пожилых людей?»; «Страх смерти.
- На примере родственников расскажите об изменениях в эмоционально-волевой сфере пожилых людей.
Развитие познавательных психиxеских процессов студентов средствами спортивного ориентирования
%PDF-1.6 % 1 0 obj > endobj 5 0 obj /Author /Creator (PDF24 Creator) /Producer (GPL Ghostscript 9.27) /ModDate (D:20200130111205+07’00’) /Title >> endobj 2 0 obj > stream 2020-01-30T11:12:05+07:002020-01-30T11:11:35+07:002020-01-30T11:12:05+07:00PDF24 Creatorapplication/pdf
Когнитивные карты, интеллект-карты и концептуальные карты: определения
Резюме: Когнитивные карты, концептуальные карты и интеллект-карты — это методы построения диаграмм, которые можно использовать в процессе UX для визуализации знаний и поверхностных отношений между концепциями.
Автор Сара Гиббонс
- Сара Гиббонс
на 2019-07-14 14 июля 2019 г.
Темы:
методы картографирования, методы исследования, процесс проектирования, ментальные модели, содействие исследованиям
- Методы исследования Методы исследования,
- Процесс проектирования
Поделиться этой статьей:
Когнитивное картирование, интеллект-карта и концептуальная картография — это три мощные стратегии визуальной картографии для организации, передачи и сохранения знаний. Они помогают нам излагать сложные идеи, процессы и распознавать закономерности и отношения.
Когнитивные карты, интеллект-карты и концептуальные карты выглядят и ощущаются одинаково; это сходство вызывает путаницу. Это три разных способа визуализации ментальной модели — независимо от того, принадлежит ли она дизайнеру, исследователю или пользователю. Каждый из них имеет свои сильные стороны и преимущества. Эта статья представляет собой сравнение этих трех популярных типов построения диаграмм и их использования в UX.
Когнитивные карты
Когнитивные карты — это общий термин для всех визуальных представлений ментальных моделей. Все картографические методы, описанные в этой статье, являются примерами когнитивных карт.
Определение : Когнитивная карта — это любое визуальное представление ментальной модели человека (или группы) для данного процесса или концепции.
Когнитивные карты не имеют визуальных правил, которым они должны подчиняться: нет ограничений на то, как визуально представляются понятия и отношения между ними.
История
Идея когнитивной карты возникла в результате работы психолога Эдварда Толмена, известного своими исследованиями того, как крысы научились ориентироваться в лабиринтах. В психологии оно имеет сильную пространственную коннотацию — когнитивные карты обычно относятся к представлению пространства (например, лабиринта) в мозгу. С тех пор когнитивные карты использовались в ряде областей; Колин Иден, исследователь операций, использовал этот термин в более широком смысле для обозначения ментальной модели представления любого типа процесса или концепции (будь то пространственной или нет).
Когнитивное картирование имеет произвольную форму и может включать множество методов визуализации, в том числе маркированные списки, блок-схемы, концептуальные диаграммы или картирование сходства. Хотя приведенный выше пример является цифровым (и, следовательно, с высокой точностью), когнитивные карты часто имеют низкую точность и создаются с помощью бумаги, ручки и стикеров.Характеристики
- Разные по характеру и назначению. Когнитивное картирование используется в широком диапазоне дисциплин для различных целей. Когнитивные карты являются наиболее общим типом визуализации ментальной модели.
- Нет ограничений по структуре или форме. Когнитивные карты не обязательно должны соответствовать определенному формату. Таким образом, они часто абстрактны и не имеют последовательной иерархии. Они гибки и могут вместить широкий набор концепций или ситуаций, которые необходимо представить.
Использование в UX
- Экстернализация знаний. Визуализация (любая) помогает в когнитивной обработке; они могут помочь нам усовершенствовать наше мышление, разбить идеи и зафиксировать мысли. Например, визуализация становится полезным инструментом для описания того, где доступна новая функция или когда новый член команды подключается к новой сложной системе.
- Определите темы в разных концепциях. Представление понятий в визуальном формате может выявить новые закономерности и связи. В нашем исследовании DesignOps мы попросили участников создать когнитивную карту организационных структур в своих компаниях. После картирования они смогли выявить сходства (например, состав команды, болевые точки или узкие места) между разрозненными командами.
- Выявление ментальной модели. Когнитивное картирование может помочь исследователям UX понять ментальные модели пользователей системы или процесса. Это понимание может иметь решающее значение при исследовании сложных систем или даже при разработке нового продукта. Выявление ментальной модели обычно осуществляется посредством индивидуальных интервью, в которых участник строит визуальное представление своей ментальной модели темы исследования. Полученная когнитивная карта представляет собой осязаемое представление мыслей участника и может служить подсказкой для беседы для ведущего. Несколько таких карт можно сгруппировать по их характеристикам; эти классификации могут направлять процесс проектирования.
Следующие два раздела описывают два типа когнитивных карт с более ограниченными ограничениями: интеллект-карты и концептуальные карты.
Интеллект-карты
Интеллект-карты — это наиболее упрощенный и, следовательно, прямолинейный тип когнитивных карт. У них четкая иерархия и формат, и их относительно быстро создавать и использовать.
Определение : Карта разума представляет собой дерево, представляющее центральную тему и ее подтемы.
История
Основные характеристики ментальных карт уходят корнями в развитие семантических сетей — техники 1950-х годов для представления знаний. В 1974 году британский писатель Тони Бьюзен популяризировал термин «картирование разума».
Интеллект-карты имеют центральную родительскую тему с узлами, которые разветвляются наружу к периферии.Характеристики
- Четкая организация и структура. Интеллект-карты ограничены древовидной структурой. Они имеют четкие направленные потоки наружу от корня дерева к его листьям.
- Одна центральная тема. В картах разума все узлы (кроме корня дерева) имеют только один родительский узел. У каждого узла могут быть дочерние элементы, соответствующие подтемам этого понятия. Каждое понятие в интеллект-карте можно проследить непосредственно до основной темы.
- Нет определения отношений. Нет различий между разными типами отношений между узлами — все ребра в дереве представлены одинаково и не имеют меток.
Использование в UX
Интеллект-картыпомогают организовать сбор информации, связанной с одной темой, и структурировать ее систематическим и осмысленным образом. В UX они полезны при работе с категориальными идеями, например:
.- Разбивка компонентов на конкретной веб-странице — например, для определения мини-ИА страницы
- Планирование тематических тем на веб-сайте (например, темы наших статей на nngroup. com)
- Информация о сопоставлении, указанная в FAQ (Часто задаваемые вопросы) или политике конфиденциальности
Концептуальные карты
Концептуальные карты — это более сложная версия интеллект-карт. Они делают акцент на выявлении отношений между темами. Кроме того, узел на концептуальной карте может иметь несколько родителей (тогда как узел на карте разума будет иметь только одного).
Определение : Карта концепций представляет собой граф, в котором узлы представляют концепции и связаны через помеченные направленные ребра, которые иллюстрируют отношения между ними.
История
Концептуальное картирование было разработано в 1970-х годах американским профессором Джозефом Новаком, чтобы помочь учителям объяснять сложные темы, чтобы облегчить изучение, сохранение и связывание этих новых тем с существующими знаниями.
Карты понятий читаются сверху вниз; в отличие от интеллект-карт, узел может иметь несколько родителей, а ребра помечены, чтобы указать отношения между узлами.Характеристики:
- Каждый узел может иметь более одного родителя (т. е. один узел, указывающий на него). В то время как каждый узел интеллект-карты имеет только одного родителя, узел на концептуальной карте может иметь несколько родителей. Таким образом, узлы в карте понятий часто более взаимосвязаны, чем узлы в картах разума, что делает карты понятий хорошо подходящими для описания сложных взаимосвязей между понятиями.
- Ребра графа ориентированы и помечены именами отношений между узлами, которые они соединяют. Каждое ребро иллюстрирует определенную связь (и обычно помечается глаголом или предлогом, который ее фиксирует).
Использование в UX
Карты понятийпомогают визуализировать сложные понятия, которые взаимосвязаны различными способами. Они могут поддерживать несколько точек зрения и способов рассмотрения одной и той же проблемы и могут быть использованы для:
- Разработать целостную картину набора понятий и их взаимосвязей между понятиями, например:
- Данные
- Организационные операции
- Соедините понятия с действием. Картирование понятий подчеркивает отношения, связывая одну идею с другой с помощью глаголов. Эта характеристика полезна при анализе проблемы (карты часто выявляют неизвестные причины и следствия). Визуализируя контент в виде сети, становится легко проследить «след» отношений и, таким образом, определить системные решения.
Карты можно создавать индивидуально или в группе (например, если целью является создание общего понимания внутреннего процесса).
Методы сравнения
Когда дело доходит до представления физического пространства, существует множество типов карт: топографические карты, геологические карты, карты пешеходов, карты улиц и т. д. Все они представляют собой плоские изображения поверхности земли, но подчеркивают различные свойства этой поверхности. Картографы применяют разные рекомендации для создания туристической карты парка, карты автомагистралей штата или политической карты континента.
Подобно различным картам Земли, все типы когнитивных карт в некотором роде одинаковы.
UX-практики должны быть картографами UX-карт — адаптируя формат и структуру, чтобы наилучшим образом соответствовать потребностям и контексту карты, которую они создают. Используйте эту таблицу в качестве краткого руководства для сравнения интеллект-карт, концептуальных карт и когнитивных карт.
Интеллект-карта | Концептуальная карта | Когнитивная карта | |
---|---|---|---|
Назначение | Расширение одной темы | Изучение взаимосвязей между несколькими понятиями | Захват процесса или динамической экосистемы в свободной форме |
Определяющая характеристика | Один первичный, одноцентровый; один родитель на узел | Помеченные отношения между узлами; несколько родителей на узел | Отсутствие какой-либо последовательной структуры; смешанные формы (список, диаграмма, график, блок-схема) |
Адаптивность | Низкий | От низкого до среднего | Высокий |
Чтобы упростить, когда что использовать, представьте, что на веб-сайте появилось новое представление Моя учетная запись .
Интеллект-карта может использоваться для сопоставления различных разделов и соответствующих подразделов контента, которые будут находиться на странице «Моя учетная запись».
Концептуальная карта может отображать более крупный веб-сайт в целом и различные точки входа, которые пользователь может использовать для доступа к моей учетной записи, в сочетании с тем, какие данные могут быть экспортированы или где они могут быть переданы.
Когнитивная карта может быть построена в ходе опроса пользователя (участником), чтобы раскрыть текущие процессы участника, ментальные модели и соображения для доступа и обмена информацией о личной учетной записи.
Заключение
Три приведенные выше карты не совпадают с блок-схемами, поэтому перечисление шагов не должно подходить для карты. Однако визуализация концепции, идеи или процесса, будь то когнитивная карта, интеллект-карта или концептуальная карта, как индивидуально, так и в команде, дает различные преимущества:
- Обеспечивает осязаемые визуальные абстрактные мысли
- Сообщает об отношениях или шаблонах между понятиями
- Углубляет наши знания и понимание конкретной темы или концепции
- Помогает нам интегрировать новые идеи в существующие системы
- Синтезирует сложную экосистему в единую визуализацию, которой можно поделиться
Использование нечетких, абстрактных концепций и превращение их в материальные улучшают взаимодействие в команде и создают точки соприкосновения. Кроме того, член команды может легко заметить что-то на карте и сказать: «Это неправильно». Возможно, ваш коллега прав, и что-то не так заснято. Или, может быть, ваш коллега ошибается, и карта раскрывает неверное представление, которое в противном случае привело бы к трениям в дальнейшем в проекте. В любом случае, упражнение по картированию выявило то, что требовало дальнейшего обсуждения, что в долгосрочной перспективе гораздо эффективнее, чем продолжение работы над проектом с неверным пониманием.
Когнитивные карты, интеллект-карты и концептуальные карты в конечном счете улучшают наше когнитивное понимание. Использование одной техники вместо другой не приведет ни к успеху, ни к провалу проекта. В идеале комбинация всех трех будет использоваться по мере необходимости на разных этапах вашего процесса, в зависимости от ваших потребностей.
Ссылки
Бьюзен, Т. (1993) Книга карт разума. Лондон: Книги BBC
Иден, К. (1988) «Когнитивное картирование», Европейский журнал операционных исследований, 36:1-13
Эпплер, Мартин Дж. (2006) «Сравнение между концептуальными картами, интеллект-картами, концептуальными диаграммами и визуальными метафорами как дополнительными инструментами для создания знаний и обмена ими». Визуализация информации. Журналы Пэлгрейва.
Келли, Г.А., (1995) Психология личных конструктов. Нью-Йорк: Нортон.
Новак, Дж. Д., Говин, Д. Б. (1984). Как учиться. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Толман, Эдвард С. (июль 1948 г.). «Когнитивные карты у крыс и мужчин». Психологический обзор.
- Поделиться:
Оглавление по когнитивной психологии
Оглавление по когнитивной психологииБиблиографическая запись и ссылки на соответствующую информацию из каталога Библиотеки Конгресса.
Примечание: Данные о содержимом создаются автоматически на основе предварительной публикации, предоставленной издателем. Содержание может отличаться от печатной книги, быть неполным или содержать другую кодировку.
Содержимое Предисловие Глава 1 Как мозг порождает разум 1. Краткая история: как мы сюда попали 1.1. В начале: содержание сознания 1.2. Психология в мире 1.3. Бихевиоризм: реакция на ненаблюдаемое 1.4. Когнитивная революция 2. Понимание разума: форма теорий познания 2.1. Разум и мозг 2.2. Ментальное представление 2.3. Умственная обработка 2.4. Почему Мозг? ДИСКУССИЯ: Какова природа визуальных ментальных образов? 3. Когнитивный мозг 3.1. Нейроны: строительные блоки мозга 3.2. Структура нервной системы 3.3. Подкорковые области 4. Изучение познания 4.1. Сходящиеся доказательства диссоциации и ассоциации 4.2. Поведенческие методы 4.3. Корреляционные нейронные методы: важность локализации 4.4. Каузальные нейронные методы 4.5. Моделирование 4.6. Нейросетевые модели 5. Обзор книги Пересматривать и размышлять Глава 2 Восприятие 1. Что значит воспринимать 2. Как это работает: случай визуального восприятия 2.1. Структура зрительной системы 2.2. Обработка сверху вниз и снизу вверх 2. 3. Учимся видеть 3. Построение снизу вверх: от функций к объектам 3.1. Особенности обработки, строительные блоки восприятия 3.2. Собираем вместе: что важно, а что нет 4. Достижение визуального распознавания: видел ли я вас раньше? 4.1. Мозг, который не может распознать 4.2. Модели признания ВЗГЛЯД ВЗГЛЯД: Детекторы визуальных признаков в мозгу ДИСКУССИЯ: Набор блоков или колыбель для кошки: модульные или распределенные представления? 5. Интерпретация сверху вниз: то, что вы знаете, определяет то, что вы видите 5.1. Использование контекста 5.2. Модели нисходящей обработки 6. В моделях и мозге: интерактивная природа восприятия 6.1. Повышение узнаваемости 6.2. Разрешение двусмысленности 6.3. Видеть «Что» и «Где» Пересматривать и размышлять Глава 3 Внимание 1. Природа и роль внимания 1.1. Неудачи отбора ДИСКУССИЯ: Автомобили и разговор 1.2. Успехи селекции 2. Объяснение внимания: поведенческие теории 2.1. Ранний и поздний выбор внимания 2.2. Теория прожекторов 2.3. Теория интеграции функций и управляемый поиск 3. Взгляд в мозг 3.1. Электрофизиология и человеческое внимание 3.2. Функциональная нейровизуализация и ТМС 4. Конкуренция: единая объяснительная основа для внимания? ПОДРОБНЕЕ: конкуренция и отбор Пересматривать и размышлять Глава 4 Репрезентация и знания в долговременной памяти 1. Роль знания в познании 2. Представления и их форматы 2.1. Воспоминания и представления 2.2. Четыре возможных формата представления БЛИЖАЙШИЙ ВЗГЛЯД: Поведенческие доказательства ментальных образов ДИСКУССИЯ: Существуют ли амодальные представления? 2.3. Множественные репрезентативные форматы в восприятии и моделировании 3. От представления к знанию категорий 3.1. Логическая сила знания о категориях 3.2. Мультимодальная природа знания о категориях 3.3. Мультимодальные механизмы и знание категорий: поведенческие данные 3.4. Мультимодальные механизмы и знание категорий: нейронные данные 4. Структуры в знаниях категорий 4.1. Образцы и правила 4.2. Прототипы и типичность 4.3. Жизненный опыт 4.4. Динамическое представление 5. Домены категорий и организация 5.1. Различение доменов знаний о категориях в мозгу 5.2. Таксономии и поиск «базового уровня» Пересматривать и размышлять Глава 5 Кодирование и извлечение из долговременной памяти 1. Природа долговременной памяти 1.1. Формы долговременной памяти 1.2. Сила памяти: история Х.М. 1.3. Несколько систем для долгосрочного обучения и запоминания 2. Кодирование: как формируются эпизодические воспоминания 2.1. Важность внимания ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ: Надлежащая обработка передачи 2.2. Уровни обработки и подробного кодирования 2.3. Усилители кодирования: генерация и интервал 2.4. Эпизодическое кодирование, связывание и медиальная височная доля 2.5. Консолидация: исправление памяти 3. Восстановление: как мы вспоминаем прошлое из эпизодической памяти 3.1. Завершение паттерна и повторение 3.2. Эпизодическое извлечение и лобные доли 3.3. Подсказки для поиска 3.4. Второй раз: распознавание стимулов по воспоминанию и знакомству ДИСКУССИЯ: «Воспоминание», «Знание» и медиальные височные доли 3. 5. Неправильное воспоминание о прошлом 4. Кодирование прошло успешно, но я до сих пор не могу вспомнить 4.1. Функция забывания Эббингауза 4.2. Забвение и конкуренция 5. Недекларативные системы памяти 5.1. Грунтовка 5.2. Помимо прайминга: другие формы недекларативной памяти Пересматривать и размышлять Глава 6 Рабочая память 1. Использование рабочей памяти 1.1. Компьютерная метафора 1.2. Последствия природы рабочей памяти 2. От первичной памяти к рабочей памяти: краткая история 2.1. Уильям Джеймс: первичная память, вторичная память и сознание 2.2. Ранние исследования: характеристики кратковременной памяти 2.3. Модель Аткинсона-Шиффрина: связь кратковременной и долговременной памяти 2.4. Модель Баддели-Хитча: рабочая память 3. Понимание модели рабочей памяти 3.1. Фонологическая петля: когда она работает, а когда нет 3.2. Визуально-пространственный блокнот 3.3. Центральный исполнительный 3.4. Действительно ли существуют две разные системы хранения? 4. Как работает рабочая память 4.1. Механизмы активного обслуживания ДИСКУССИЯ: Как функции рабочей памяти организованы в мозгу? 4. 2. Роль префронтальной коры: хранение или контроль? ВЗГЛЯД ВЗГЛЯД: Механизмы хранения рабочей памяти в мозгу обезьяны 5. Текущие направления 5.1. Эпизодический буфер 5.2. Вариация от человека к человеку 5.3. Роль дофамина Пересматривать и размышлять Глава 7 Исполнительные процессы 1. Связь лобных долей 2. Лобное повреждение и лобная гипотеза ДИСКУССИЯ: Сколько требуется исполнительных процессов . . .? 3. Исполнительное внимание 3.1. Нейросетевая модель конфликта при обработке 3.2. Исполнительное внимание и категоризация ПРИБЛИЖЕННЫЙ ВЗГЛЯД: префронтальные повреждения, рассуждения и решения по категориям 3.3. Роль сознания 4. Переключение внимания 4.1. Стоимость переключения 4.2. Структура понимания переключения задач 4.3. Гипотеза нейронного переключателя 4.4. Что переключается? 5. Торможение ответа 5.1. Репрезентативные случаи подавления реакции 5.2. Развитие торможения реакции 6. Последовательность 6.1. Механизмы секвенирования 6.2. Последовательность связанных элементов 7. Мониторинг 7. 1. Мониторинг рабочей памяти 7.2. Мониторинг ошибок Пересматривать и размышлять Глава 8 Эмоции и познание 1. Связь 2. Определение эмоций 2.1. Основные эмоции 2.2. Размерные подходы 3. Манипулирование и измерение эмоций 3.1. Манипуляции с помощью индукции настроения 3.2. Манипуляция вызывающими стимулами 3.3. Измерение эмоций напрямую 3.4. Косвенное измерение эмоций 4. Эмоциональное обучение: приобретение оценок 4.1. Классическое кондиционирование 4.2. Инструментальное обусловливание: обучение поощрением или наказанием 4.3. Учебное и наблюдательное обучение БЛИЖАЙШИЙ ВЗГЛЯД: выражение воображаемых страхов 4.4. Простое воздействие 5. Эмоции и декларативная память 5.1. Возбуждение и память 5.2. Стресс и память 5.3. Настроение и память 5.4. Память на эмоциональные общественные события 6. Эмоции и внимание-восприятие 6.1. Эмоции и захват внимания 6.2. Облегчение внимания-восприятия ДИСКУССИЯ: Является ли обнаружение угрозы автоматическим? Пересматривать и размышлять Глава 9Принятие решения 1. Природа решения 1.1. Наука принятия решений 1.2 Дерево решений 2. Принятие рациональных решений: модель ожидаемой полезности 2.1. Как работает модель 2.2. Модель ожидаемой полезности и поведенческие исследования 2.3. Общие ограничения ожидаемой полезной модели 3. Нейронные основы расчета ожидаемой полезности 4. Принятие решений человеком и ожидаемая полезная модель: насколько близки? 4.1. Предпочтение, транзитивность и процедурная инвариантность: поведенческие нарушения 4.2. Рациональность — до определенной степени 4.3. Эффекты кадрирования и теория перспектив 4.4. Роль эмоций в оценке: парадокс Алле 4.5. Роль эмоций в оценке: временное дисконтирование и динамическая непоследовательность БЛИЖАЙШИЙ ВЗГЛЯД: Отдельные системы оценивают немедленное вознаграждение по сравнению с отсроченным вознаграждением 4.6. Суждения перед лицом двусмысленности 4.7. Суждения о правдоподобии перед лицом неопределенности 5. Сложное, неопределенное принятие решений ДИСКУССИЯ: Являются ли люди рациональными животными? Пересматривать и размышлять Глава 10 Решение проблем и рассуждения 1. Природа решения проблем 1.1. Структура проблемы 1.2. Теория проблемного пространства 1.3 Стратегии и эвристика 1.4. Роль рабочей памяти и исполнительных процессов 1.5. Как эксперты решают проблемы 2. Аналогия 2.1. Использование аналогий 2.2. Теории аналогового мышления 2.3. Помимо рабочей памяти 3. Индуктивное рассуждение 3.1. Общие индукции 3.2. Специфические индукции 3.3. Критические мозговые сети 4. Дедуктивное рассуждение 4.1. Категорические силлогизмы 4.2. Условные силлогизмы 4.3. Ошибки дедуктивного мышления 4.4. Теории дедуктивного мышления 4.5. Лингвистическая и пространственная основа ДИСКУССИЯ: ошибки и эволюция БЛИЖАЙШИЙ ВЗГЛЯД: логика и вера Пересматривать и размышлять Глава 11 Моторное познание и мысленное моделирование 1. Природа моторного познания 1.1. Циклы восприятия-действия 1.2. Природа двигательной обработки в мозгу 1.3. Роль общих представлений 2. Ментальное моделирование и двигательная система 2.1. Моторный прайминг и ментальная репрезентация 2.2. Моторные программы 2. 3. Ментальное моделирование действия ВЗГЛЯД ВЗГЛЯД: Взгляд на перспективу 3. Подражание 3.1. Развитие подражания 3.2. Когнитивные компоненты подражания 3.3. Симуляционные теории понимания действия ДИСКУССИЯ: Откуда мы знаем, чей это план? 3.4. Зеркальные нейроны и отображение себя-другого 4. Биологическое движение 4.1. Восприятие биологического движения 4.2. Обработка биологического движения 4.3. Моторное познание в восприятии движения Пересматривать и размышлять Глава 12 Язык 1. Природа языка 1.1. Уровни языкового представления 1.2. Язык против общения с животными 2. Процессы понимания языка 2.1. Треугольная модель лексикона 2.2. Двусмысленность: всепроникающий вызов пониманию 2.3. Восприятие речи БЛИЖАЙШИЙ ВЗГЛЯД: несколько гипотез во время распознавания произнесенных слов 2.4. Представление смысла 2.5. Понимание предложений 2.6. Образный язык 2.7. Чтение 8. Процессы языкового производства 3.1. Грамматическое кодирование 3.2. Фонологическое кодирование 3.3. Интеграция грамматической и фонологической стадий 4.