Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Прагматизм что это: это хорошо или плохо и кто такой прагматик?

Содержание

что это такое, какие есть плюсы, минусы

На вопрос, что такое прагматизм, романтик скорее всего ответит, что это одно из направлений развития философской мысли, а прагматик, что это важное качество личности. Давайте разберемся с этим понятием.

Прагматизм как свойство личности — это способность человека рассматривать все события и явления с точки зрения практической пользы, т.е. воспринимать окружающий мир с позиции разума, а не чувств и эмоций. Соответствующий такому ракурсу восприятия стиль мышления называется прагматическим. Все люди, достигшие успеха в какой-либо области, в качестве доминирующего имеют именно такое мышление.

Кто такие прагматики?

Прагматики — это люди действий, направленных на получение выгоды,

в основе которых лежит холодный расчет. Прагматичный человек нацелен на результат:

  • он всегда руководствуется здравым смыслом;
  • все идеи оценивает по вероятности их воплощения в реальность;
  • во главу угла ставит материальные ценности;
  • считает, что с любым человеком можно договориться, если найти общий интерес.

Прагматики есть в любой области: в политике, спорте, искусстве, религии, экономике и т.д. Девизом прагматика можно считать известную поговорку — «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Один из примеров прагматичного подхода — составление брачного контракта.

Прагматизм и философия

Как самостоятельное, так называемое «приземленное», направление прагматизм появился в философии во второй половине 19 века и связан с именем американца Чарльза Пирса. Суть философии прагматизма — все идеи должны быть подтверждены на практике.

Плюсы и минусы прагматичности

Прагматизм — это хорошо или плохо? Как у всякого явления у прагматизма есть как свои плюсы, так и свои минусы.

Прагматизм — это хорошо

Из достоинств прагматизма можно выделить логику, адекватную оценку происходящего, целеустремленность, ответственность за свои действия, продуктивность, умение достигать высоких результатов. 

Прагматическое стремление извлекать выгоду из любой ситуации не следует путать с меркантильностью. Это человеческие черты разного уровня и масштаба. Прагматик далек от мелочности, но при этом знает цену себе и людям.

Демо-уроки по программе «Коучинг»

Получить доступ


Прагматизм — это плохо

Среди минусов прагматизма отмечают холодную расчетливость и отсутствие душевности.

На вопрос: прагматизм, что это — достоинство или недостаток, ответим, что это, несомненно, положительное качество человека, которое стоит в себе развивать, но в разумных пределах. Прагматизм дает хороший эффект в сочетании с другими чертами личности. Примером подобного сочетания может служить стратегия Уолта Диснея.

Хотите больше узнать о развитии различных качеств личности? Читайте статьи экспертов в разделе «Коучинг».

#личность #мышление #поведение

Прагматизм — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры


  • Праг­ма­тизм Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики

Прагмати́зм

1) образ пове­де­ния, жиз­нен­ная пози­ция, осно­ван­ная на ути­ли­тар­ных, прак­ти­че­ских инте­ре­сах;
2) трез­вый расчёт, мотив к дея­тель­но­сти, под­ра­зу­ме­ва­ю­щей прак­ти­че­скую выгоду.

Допус­ка­ется ли ли праг­ма­тизм среди пра­во­слав­ных хри­стиан?

При­зна­вая глав­ной при­чи­ной тво­ре­ния мира Боже­ствен­ную бла­гость и утвер­ждая, что Бог есть любовь (1Ин.4:8), Цер­ковь тре­бует бла­го­сти и любви от всех своих чад (Мк.12:29-31).

Как известно, одной из цен­траль­ных осо­бен­но­стей под­лин­ной хри­сти­ан­ской любви служит жерт­вен­ность. Жерт­вен­ность хри­сти­а­нина, живу­щего в соот­вет­ствии со своим зва­нием и пред­на­зна­че­нием, про­яв­ля­ется в бес­ко­рыст­ной само­от­даче по отно­ше­нию к Богу и ближ­ним. Вот почему при­о­ри­тет­ным духовно-лич­ност­ным каче­ством после­до­ва­теля Христа явля­ется жела­ние и готов­ность к само­от­ре­че­нию (Мф.16:24).

При­ни­мая это в сооб­ра­же­ние, сознаём, что осно­ван­ный на сугубо прак­ти­че­ских инте­ре­сах грубый, эго­и­сти­че­ский, мир­ской праг­ма­тизм явля­ется анти­по­дом хри­сти­ан­ской любви и хри­сти­ан­ского дела­ния.

Но значит ли это, что жизнь веру­ю­щего должна быть апри­ори чужда даже и здра­вого праг­ма­тизма, умест­ного, каза­лось бы, в сфере орга­ни­за­ции стро­и­тель­ства бога­де­лен, храмов, мона­сты­рей? Нако­нец, не про­ти­во­ре­чит ли пра­ви­лам хри­сти­ан­ской этики праг­ма­тич­ный подход в деле дости­же­ния благ в земной жизни?

Из исто­рии Вет­хого Завета известно, с какими выве­рен­ными прак­ти­че­ски рас­чё­тами при­сту­пали к созда­нию Храма Давид и Соло­мон. И эта стра­ница их жизни была отме­чена Богом как бла­го­че­сти­вая и бого­угод­ная.

Что каса­ется земных благ, известно, что в дохри­сти­ан­скую эру в каче­стве оче­вид­ных след­ствий послу­ша­ния Богу и испол­не­ния Божьего закона наряду с Небес­ными бла­гами регу­лярно обо­зна­ча­лись и земные: «если захо­тите и послу­ша­е­тесь, то будете вку­шать блага земли» (Ис.1:19). И напро­тив, непо­слу­ша­ние Богу сулило Изра­илю бед­ствия, свя­зан­ные с лише­нием земных благ.

Новый Завет также не исклю­чает стрем­ле­ния чело­века к неко­то­рому бла­го­по­лу­чию, напри­мер, стрем­ле­ния иметь ладный дом, домо­вое хозяй­ство. Сам Спа­си­тель, поучая апо­сто­лов, неод­но­кратно при­бе­гал к пояс­ни­тель­ным иллю­стра­циям, заим­ство­ван­ным из жизни зажи­точ­ных хозяев и их слуг. И при этом далеко не всегда нега­тив­ная роль отво­ди­лась хозя­е­вам: часто бывало наобо­рот — пори­ца­лось нера­де­ние слуг.

Другое дело, что учение Гос­пода Иисуса Христа с боль­шей ясно­стью и остро­той, чем учение Моисея и про­ро­ков, фоку­си­рует вни­ма­ние на том, что стрем­ле­ние к земным благам не должно затме­вать собой любовь и стрем­ле­ние к Богу, любовь к ближ­ним, радость и надежду на обре­те­ние вечных нетлен­ных Даров.

Не отри­цая воз­мож­но­сти стя­жа­ния зем­ного бла­го­по­лу­чия, Новый Завет всё же ясно сви­де­тель­ствует: путь к выс­шему совер­шен­ству лежит через отказ от при­вя­зан­но­сти к зем­ному. Именно это имел в виду Спа­си­тель, когда сказал юноше: «если хочешь быть совер­шен­ным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокро­вище на небе­сах; и при­ходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). При­ме­ром такой жизни служит мона­ше­ский подвиг.

Можно ли назвать праг­ма­тиз­мом стрем­ле­ние к высшим благам?

Вопрос не бес­спор­ный. В каком-то отно­ше­нии стрем­ле­ние хри­сти­а­нина к вечной бла­жен­ной жизни и дей­стви­тельно сопо­став­ля­ется со стрем­ле­нием неве­ру­ю­щего чело­века к зем­ному сча­стью. Однако здесь нельзя не заме­тить суще­ствен­ной раз­ницы.

Поиск зем­ного сча­стья вопреки воле Божьей про­ти­во­ре­чит внут­рен­нему содер­жа­нию чело­ве­че­ского есте­ства, создан­ного по образу Боже­ства. В поис­ках зем­ного сча­стья чело­век нередко дей­ствует исходя из сооб­ра­же­ний гре­хов­ной коры­сти. Такой праг­ма­тизм, конечно же, неуго­ден Богу и небез­опа­сен для самого чело­века.

Источ­ни­ком под­лин­ного сча­стья и бла­жен­ства явля­ется Творец. Стало быть, когда чело­век стре­мится к Богу, он вместе с тем стре­мится и к сча­стью. Такое стрем­ле­ние вло­жено в чело­ве­че­ское есте­ство и не может рас­смат­ри­ваться как нечто бого­про­тив­ное, вне зави­си­мо­сти от того, назы­вают ли его праг­ма­тиз­мом или не назы­вают.

  • 667 0