ПРАГМАТИЗМ • Большая российская энциклопедия
ПРАГМАТИ́ЗМ (от греч. πρᾶγμα, род. п. πράγματος – дело, действие), течение амер. философии, рассматривающее человеческое мышление, научное и философское познание как формы деятельности, направленные на достижение практич. результата. Осн. идеи П. были высказаны Ч. С. Пирсом в 1870-х гг., но лишь в нач. 20 в. благодаря работам У. Джеймса и Дж. Дьюи он получил широкую известность и признание в филос. сообществе. Помимо США, П. имел сторонников в Великобритании (Ф. К. С. Шиллер), Италии (Дж. Папини), Германии (Х. Файхингер) и др. странах.
Рождение П. связано с деятельностью «Метафизического клуба», созданного в Кембридже (Массачусетс) по инициативе Ч. С. Пирса (1872). Обвинив всю прежнюю философию в идеализме и отрыве от жизни, Пирс и его единомышленники (Ч. Райт, О. Холмс, Ф. Эббот) выдвинули программу «реконструкции» в философии и университетском образовании. Философия, утверждали они, должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времён Платона, но общим методом решения экзистенциальных проблем. Мышление – средство приспособления человека к природной и социальной среде; идеи, гипотезы, теории – суть инструменты и планы действий. Этот бихевиористский подход составляет фундамент гносеологии и этики прагматизма.
Согласно Ч. С. Пирсу, поведение человека определяется совокупностью устойчивых мнений или верований (beliefs), которые приобретаются в жизненном опыте. Состояние, противоположное верованию, – сомнение вызывает нежелательную заминку в действии. Целью исследования является устранение этой заминки (переход от сомнения к вере). Из четырёх способов «закрепления верования» (метода упорства, авторитета, априорных оснований и науч. -эксперим. исследования) самым надёжным, по мнению Пирса, является метод науки, т. к. он не оставляет простора для индивидуального произвола. Истина – это «верование, которому суждено получить окончательное согласие тех, кто занят исследованием». Подчёркивая социальный характер истины, которая выступает «регулятивной идеей» в познании, Пирс указывал на неизбежную погрешимость и неокончательность науч. теорий, рабочих гипотез и парадигм (принцип «фаллибилизма»): «Попытайтесь верифицировать любой закон природы, и вы обнаружите, что чем более точны ваши наблюдения, тем определённее будут они показывать беспорядочные отклонения от закона» (Collected papers of Ch. S. Peirce. Camb. (Mass.), 1960. Vol. 6. P. 37). Значение понятий, которыми оперирует наука, согласно Пирсу, целиком исчерпывается последствиями их применения. «Максиму П. » Пирс формулирует так: «Рассмотрим, какие следствия практического характера могут производиться, как мы полагаем, объектом нашего понятия; знание (conception) обо всех этих следствиях будет нашим полным знанием об объекте» (Ibid. Vol. 5. P. 258).
Вышедшая в 1907 книга ученика и последователя Ч. С. Пирса У. Джеймса «Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления» (в рус. пер. 1910) сыграла важную роль в развитии П. В основе филос. противостояния метафизиков-идеалистов («людей принципов») и эмпириков-материалистов («людей фактов») Джеймс усматривал различие двух психологич. типов – «мягкого» и «жёсткого» темпераментов. Как метод «улаживания философских споров» П. представляет собой via media – «средний, примиряющий путь философии» между интеллектуализмом и сенсуализмом. Исходным для Джеймса является понятие опыта, охватывающее всё, что составляет актуальное содержание человеческой жизни: ощущения и их отношения, состояния психики, идеи и верования. Сама реальность в конечном счёте отождествляется с опытом, «потоком жизни» (радикальный эмпиризм). Принимая определение истины как «соответствия с действительностью», однако настаивая на невозможности разделения объективного и субъективного факторов в человеческом познании, Джеймс полагал, что всякая идея, которая помогает нам теоретически или практически оперировать с известной реальностью и целесообразно воздействовать на неё, в достаточной мере ей «соответствует». Истина – лишь родовое название для всех видов рабочих ценностей в опыте, «то, во что нам было бы лучше верить» (James W. Pragmatism. L., 1907. P. 24). Такая интерпретация П., развёрнутая Джеймсом в цикле публичных лекций 1906–07, не встретила понимания у Пирса, который вскоре отказался от термина «П.» и назвал свою филос. концепцию «прагматицизмом».
В разработке «инструменталистской» теории экспериментально-логич. исследования Дж. Дьюи целиком опирается на идеи Ч. С. Пирса и У. Джеймса. «Сомнение», которое у Пирса носило в значит. степени субъективный характер, трансформируется у Дьюи в «проблематическую» (экзистенциально неопределённую) ситуацию, а понятие «верование» с его психологич. коннотациями заменяется термином «обоснованное утверждение» (warranted assertion). «Исследование производит экзистенциальное преобразование и реконструкцию материала опыта… с целью превращения неопределённой проблематической ситуации в определённую, твёрдо решённую» (Dewey J. Logic: the theory of inquiry. N. Y., 1938. P. 159). Идеи полезны, когда они обоснованны, «подходят» к некоторой проблематич. ситуации, как ключ подходит к замку, помогая решить задачу. Дьюи считал возможным распространение науч. метода на самые разные области человеческой деятельности, включая этику, политику и религию. Он отвергал «миф» об универсальной морали: «каждая моральная ситуация является уникальной и имеет своё незаменимое благо» (Dewey J. Reconstruction in philosophy. Boston, 1957. P. 163). Общие положения этики, как и науки, суть гипотезы, отражающие результаты опыта и задающие направление действиям. Объективны те моральные принципы, нормы и ценности, которые делают возможным «разумное руководство нашим поведением в жизни». Социально-филос. и этич. воззрения Дьюи оказали влияние на прагматич. натурализм С. Хука и интеракционизм Дж. Г. Мида.
К сер. 1940-х гг. П. был вытеснен с авансцены академич. жизни США аналитической философией, однако на фоне кризиса последней в 1960-е гг. наметилось возрождение интереса к амер. классике. В 1956 вышла в свет кн. М. Уайта «Toward reunion in philosophy» с критикой «эпистемологич. формализма» и призывом к «восстановлению единства в философии» – новому синтезу позитивизма и П. Эта программа была отчасти реализована в концепциях У. Куайна и У. Селларса. С 1965 стал выходить ж. «Transactions of the Ch. S. Peirce Society», с которым сотрудничали С. Розенталь, Дж. Макдермотт, Р. Слипер, Дж. Смит, С. Хаак и др. Созданное в 1974 Об-во по продвижению амер. философии (Society for the Advancement of American Philosophy) немало способствовало популяризации идей прагматизма.
Новейший этап развития П. (с 1980-х гг.) связан с творчеством Р. Рорти, Х. Патнэма, Р. Брэндома и ряда др. авторов. Рорти выступил с критикой «фундаментализма» (foundationalism) – филос. веры в существование каких-то устойчивых метафизич. оснований, «первых начал». Согласно Рорти, истина – пустое понятие, «комплимент», которым мы награждаем гипотезы и идеи, помогающие нам «справляться» с реальностью и взаимодействовать с др. людьми. «Обоснование знания не есть вопрос об особом отношении между идеями (или словами) и объектами, но исключительно дело разговора, социальной практики» (Rorty R. Philosophy and the mirror of nature. Princeton, 1979. P. 170). Результатом исследования оказывается поэтому лишь коллективное знание, основанное на взаимном доверии и согласии собеседников.
Х. Патнэм, гл. оппонент Р. Рорти из прагматистов, отвергает такую релятивистскую версию П., настаивая на несводимости истины к соглашению, а объективности – к «солидарности». Позиция культурных релятивистов, по мнению Патнэма, в корне противоречит фаллибилистской установке П. – готовности критически пересматривать общепринятые идеи, «узаконенные» доктрины и максимы, что отнюдь «не означает необходимости сомневаться во всём и сразу, а предполагает решимость подвергнуть сомнению любое суждение или верование при наличии достаточных оснований» (Putnam H. Pragmatism: an open question. Oxf., 1995. Р. 21). Сомнения нуждаются в обосновании (justification) ничуть не меньше, чем убеждения. Можно быть, следовательно, фаллибилистом и антискептиком одновременно; осознание этого Патнэм считает «главной интуицией» прагматизма.
Полемика между Р. Рорти и Х. Патнэмом имела значит. резонанс и стимулировала интерес к «новому» П. Как филос. направление амер. П. представлен сегодня концепциями Н. Решера («методологический» П.), Р. Брэндома («инференциализм»), Р. Бернстайна («праксеологический» П.), Дж. Марголиса («прагматический конструктивизм»), К. Уэста («профетический» П.) и др.
Вопрос 15.Прагматизм: истина, вера и знание.
Середина 20 века – формируется в Северной Америке. Прагматизм – прагма – дело, действие.
Суть: прагматизм рассматривает, целесообразно ли человеческое действие. Истина – достижение успеха. Основные идеи прагматизма сформулированы в трудах Чарльза Пирса, Уильяма Джемса и Джона Дьюи. Рассмотрение мира самого по себе – задача малодостойная, поиск причины существования – тоже. Самое важное ответить на вопрос о воздействии мира на людей и верном поведении для достижения нужных результатов. Задача прагматизма – преодолеть отрыв философии от жизни. Философия должна отвечать на значимые для человека вопросы.
Чарльз Пирс (1839 — 1914).
Основатель философии прагматизма, самый выдающийся американский философ.
Решил привнести в философию здравый смысл. Критикует рационализм Декарта, который основывался на 3 главных принципах: методологического сомнения, интуитивного постижения, ясности.
Принцип методологического сомнения – мы должны ставить под сомнение любое положение, которое претендует на статус истинного, это начало любого познания. Пирс говорит, что Декарт лукавит. Он говорит о методологическом сомнении, но его переживёт любой человек. Человек не может стремиться к сомнению как к основе дальнейшего рассуждения. Нормальное познание начинается с веры. Для сомнения должны быть веские основания.
Принцип интуитивности – источник знания (математическая интуиция). Истины, которые познаются интуитивно, не нуждаются в доказательстве. Пирс: любое знание вытекает из другого знания, первоначальных знаний нет. Нельзя найти ни начала, ни конца процесса познания.
Критерий истинности. Ясность и отчетливость наших идей – критерий их истинности. Пирс: ясных идей не существует, ясная идея сама по себе знания не содержит, ее нужно толковать путем выведения практических следствий из данной идеи.
Пирс формулирует свой принцип (основополагающий принцип прагматизма): понятие об объекте достигается на основании рассмотрения всех практических следствий, которые могут быть произведены данным объектом. Не существует абсолютных первоначальных ценностей, которые являются истинными сами по себе. Любой объект должен быть рассмотрен с точки зрения практических следствий, которые может дать объект. Идеи нужно рассматривать не как истинные и ложные, а как живые или мертвые. Идеи становятся живыми благодаря вере. Сомнение мешает человеку в достижении целей, нужна вера.
Мышление — это приспособительная деятельность, которая направлена на выработку веры. Само мышление начинается с веры и должно быть на неё направлено. Есть обстоятельства, когда вера сменяется сомнением. Сомнение означает приостановление действия. Любая остановка в деятельности – это серьёзная помеха, поэтому человек стремится избавиться от сомнений. Наука и философия должны помогать человеку в этом. Пирс: я мыслю — я верю.
Главная ценность – вера, человек может верить и в то, что является ложным. Главное, чтобы человек верил в истинность своей идеи.
Методы формирования и углубления прагматической веры:
Упорство – упорство в достижении своей цели, человек держится своих взглядов и не принимает критику
Авторитет – могущественная организация (церковь, государство) предписывает людям обязательную совокупность верований, инакомыслящие преследуются, наказываются.
Этот метод можно принять, поскольку он обеспечен.Априорный – люди должны следовать установкам общей разумности, но эти установки нужно перенести из философии и сделать ясными для каждого отдельного человека
Научный – этот метод будет эффективным, т.к. будет защищать нас от абсолютного человеческого произвола. К науке относятся с уважением, и наука может многое сделать, чтобы укрепить принцип прагматической веры.
Уильям Джемс (1842-1912)
Основной мотив философствования – ответ на вопрос как лучше устроиться в этом мире, чтобы «чувствовать себя во Вселенной, как дома». Человек – это существо, которое находится в некоторой среде, стремится выжить в ней и активно приспособиться к меняющимся условиям. Главная характеристика интеллекта – избирательность, человек – разумное существо, которое осуществляет отбор того, что ему нужно. Человеку непосредственно дан «цветущий, жужжащий беспорядок».
Джон Дьюи (1859-1952)
Сформулировал свой вариант прагматизма – инструментализм. Понятие опыта охватывает все вещи и явления в жизни человека. Задача прагматизма должна состоять в том, чтобы помочь изменить опыт. Философия прагматизма должна помочь улучшить условия человеческой жизни, усовершенствовать опыт. Идеи человека – инструменты, которые помогают ему в его активном творчестве.
Изменение опыта должно помогать нам разрешать проблемные ситуации.Процедура решения проблемной ситуации:
Осознание затруднения – мы испытываем неприятное, тревожное ощущение затруднения, нужно понять, в чем его источник, в чем состоит проблема.
Превращение неопределенной ситуации в проблематическую – мы осознаем цель, к которой мы стремимся, мы должны понять трудности в её реализации
Выдвижение гипотезы, как именно решить данную проблему, пытаемся представить последствия разных действий
Критическое рассмотрение гипотезы
Экспериментальная проверка гипотезы – как она работает, и каковы её следствия на практике
Каждый человек, владея определенным инструментарием, должен таким образом рассматривать проблему. Решение проблемы ведет к определенности, усовершенствованию опыта, переходу к новой реальности. Истина тождественна успеху и пользе.
Понятия высшего блага не существует. Каждая моральная ситуация, в которой оказывается человек, уникальна, в ней есть свое собственное высшее благо. Оценить наши действия, как нужно поступить в данной ситуации, можно только при условии осознания уникальности данной ситуации. Человек стремится не к справедливости вообще, а к справедливости в данной ситуации. Этот прагматический метод должен быть применим и к моральным проблемам.
[Пример сочинения], 2305 слов GradesFixer
«Истинное», говоря очень кратко, является лишь целесообразным в способе нашего мышления, так же как «правильное» является лишь целесообразным в способе нашего поведения. Целесообразна почти любым образом; и целесообразно в конечном счете и в целом конечно; ибо то, что целесообразно соответствует всему опыту в поле зрения, не обязательно будет одинаково удовлетворительно соответствовать всем дальнейшим опытам. Опыт, как мы знаем, имеет свойство выплескиваться и заставлять нас исправлять наши нынешние формулы». — Уильям Джеймс, Прагматизм.
Многие философы считают Уильяма Джеймса самым мудрым и впечатляющим из американских философов. Он известен как второй из трех великих прагматиков после Чарльза Сандерса Пирса и Джона Дьюи. Его теория о себе и его точка зрения на человеческую веру в отношении осознанных действий купили проблемы, которые потребовали, чтобы он обратился к философии. С этого времени он разработал свою прагматическую эпистемологию, которая фокусируется на значении идей и истинности верований не теоретически, а с точки зрения практического несходства, которое они могут создать в жизни людей. Прагматическая теория истины объясняет, что знание того, что наши истины должны «согласовываться» с такими реалиями прагматически, означает, что они должны вести нас к полезным последствиям. Смысл прагматизма в том, что мы не можем определить то, что называется «абсолютной истиной», и, более того, эта идея одновременно бессмысленна и вводит в заблуждение. Смысл «знания» в том, чтобы помочь нам прожить в мире.
Существует пять основных «теорий истины»: теория соответствия, теория когерентности и прагматическая, избыточная и семантическая теории. Все они имеют дело с истиной и ложью как со свойствами того, что люди говорят или думают. В то же время они сбивают с толку и трудны для понимания, поскольку не отвечают на вопросы четко: «Как следует конкретизировать содержание того, что мы говорим или думаем? Кто такие носители истины?» Прагматическая теория, одним из главных представителей которой является Уильям Джеймс, считает, что истинность убеждения зависит от того, «работает ли оно», т. е. окупается ли действие в соответствии с ним точно так же, как опыт, который мы имеем, зависит от согласованности с будущим. опыт. Выше цитируется одна из многих подобных теорий Уильяма Джеймса и его концепции истины. Это эссе посвящено понятию истины и оправдания с точки зрения прагматика, а также тому, какие элементы истины и оправдания формируют убеждения или идеи человека, опираясь на книгу Уильяма Джеймса «Прагматизм» под редакцией Брюса Куклика.
Джеймс дал множество взаимосвязанных определений истины. Вера — это декларация или убежденность в истинности предложения, особенно когда у кого-то нет достаточных доказательств, чтобы оправдать заявление о том, что предложение известно с уверенностью. Вера в то, что предложение истинно, когда на него действуют, дает удовлетворительные практические результаты. По его словам, «истинность в наших идеях означает их работоспособность» (30). Истина и вера подобны руке и карману. Идея верна до тех пор, пока мы верим, что она полезна или полезна для нашей жизни. Также «истина есть один из видов добра, а не, как обычно полагают, категория, отличная от добра и согласующаяся с ним. Истинное есть имя того, что оказывается хорошим на пути веры и также хорошим по определенным, приписываемым причинам» (37). Здесь он имеет в виду, что по определенным гибким причинам термин «истина» используется для любого утверждения, которое оказывается хорошим в плане убеждения. Величайший враг наших истин — это наши оставшиеся убеждения, которые мы считаем истинными, как цитирует Джеймс: «Для нас лучше верить, что это правда, если это убеждение случайно не противоречит какой-то другой жизненно важной пользе». (37) Согласно Джеймсу, все согласны с теорией, согласно которой «истина есть согласие с реальностью». Различия и путаница возникают, когда вникаешь в детали этой теории. Вопросы о том, что подразумевается под соглашением и что подразумевается под реальностью, являются основными источниками этих различий и путаницы. Реальность, согласно Джеймсу, можно разделить на факты и мысли. Факты включают в себя объекты, которые можно увидеть или ощутить, но дальнейшая проверка не требуется. Вопросы ума включают идеи и убеждения, которые человек имеет, думает или воспринимает виртуально.
Джеймс описывает термин факт. Понятие 1 + 1, образующих 2, и 2 + 2, составляющих 4, подпадает под ту категорию истины, «где отношения между чисто ментальными идеями образуют другую сферу» (95), где убеждения абсолютно и безусловно истинны. Такого рода убеждения получили название «определений» или «принципов» и называются «фактами» как общие. Для этих истин не требуется никакой дополнительной смысловой проверки, и они всегда очевидны с первого взгляда. Но далее он описывает замкнутость в отношениях между истиной и фактами. Например, он говорит о ньютоновской философии, согласно которой ускорение зависит от расстояния, а обратное расстояние также зависит от ускорения. По его словам, истина возникает из фактов, но сами факты становятся яснее и сильнее, если к ним прибавляется больше истин. И эти вновь созданные факты снова порождают истины. Этот процесс цикличен и продолжается бесконечно, что создает путаницу. Используя приведенный выше пример и концепцию Джеймса, определение факта (факты о термине «факт») можно изменить, включив в него опыт в качестве ролевого игрока. Если не всегда, то часто утверждения о фактах истинны, если они проверены опытом или если мы ожидаем их проверки опытом. Таким образом, Джеймс связывает факты и истинные убеждения с теми, которые заставляют нас продолжать верить в них по мере накопления доказательств.
Точно так же и в случае отношений между идеями наши теории истинны, если они продолжают «опосредовать все предыдущие истины и некоторые новые переживания» (98), и эти истины включают в себя другие теории. Истины, а не Истина, находятся в центре внимания прагматической теории. «Абсолютная Истина», определяемая как «то, что никогда не изменит никакой дальнейший опыт» (100), является идеальной точкой, которой никогда не достичь. Поскольку идеальная точка никогда не достигается, истина не есть то, что делает отдельные истины истинными. Конкретные убеждения становятся истинными на практике и продолжают оставаться верными, поскольку они поддерживаются практикой. Тогда истинная идея подобна здоровому человеку. Это позволяет добиваться новых успехов, и его необходимо поддерживать, чтобы и впредь иметь место. Поскольку опыт — это процесс, в котором ни одна точка зрения не может быть последней, прагматизм задает вопрос: «Допустим, что идея или убеждение истинны… какое конкретное значение будет иметь его истинность в чьей-либо реальной жизни? Как будет реализована истина? Какие переживания будут отличаться от тех, которые были бы получены, если бы это убеждение было ложным? Короче говоря, какова денежная стоимость истины в эмпирическом выражении?» (92) Опыт, перцептивный или концептуальный, должен подчиняться правилам реальности, чтобы быть верным. С точки зрения прагматика, истина должна соответствовать каждой части жизни и сочетать опыт и требования без каких-либо исключений. Согласие идей и убеждений с реальностью, даже если реальность конкретна или абстрактна, может рассматриваться как истина и наоборот, так как истина всегда бывает с идеей. Мы можем усваивать, подтверждать, подтверждать и проверять идеи, которые верны, но не являются ложными и противоречат реальности. Можно сказать «это полезно, потому что это правда» или «это правда, потому что это полезно». (93) По Джеймсу, обе эти фразы означают одно и то же, т. е. идею, которая осуществляется и может быть проверена. Его теория ставит перед нами вопрос: определяется ли полезность идеи ее истинностью или истинность идеи определяется ее полезностью. Оба верны, согласно теории Джеймса. Истина рассматривается как эквивалент полезности. Истина — это форма процесса проверки; если идея или убеждение могут быть проверены как функция опыта, то они истинны. Если убеждения слабо связаны с реальностью и опытом, то это конкретное убеждение всегда будет приводить к ложности.
Еще один аспект истины заключается в том, что она выстраивается, накапливается и распространяется среди всех в процессе социальных коммуникаций. Наши идеи обмениваются среди других людей каждый день. Люди одалживают и одалживают проверки. Истинные идеи заставляют нас говорить и мыслить последовательно, стабилизируя поток человеческого общения. Они занимают нас, отгоняя скуку и одиночество. Выражая истинные идеи, мы избавляемся от бесплодного и бесплодного мышления. Помимо собирательного названия процессов проверки, истина также сравнивается со здоровьем, богатством и человеческой силой. Он связан с жизнью так же, как и эти другие процессы. Как цитирует Джеймса, «Истина создается, как здоровье, богатство и сила, в ходе опыта». (98) Как упоминалось ранее, Джеймс также дает концепцию истины с рационалистической точки зрения и показывает ошибочность их аргументов. Рационализм основывается на обоснованности утверждений. «Истина есть система утверждений, которые безоговорочно претендуют на то, чтобы быть признанными действительными». (102). Суждения, сделанные людьми из-за их жизненной обязанности, рационалисты считают истиной. Во-первых, по словам Джеймса, слово «предложение» показалось слишком явным. Это поощряло смешение между истиной как свойством мнений и истиной как свойством фактов, которые утверждают мнения. Он думал, что попытка понять наши мысли, убеждения или идеи с точки зрения утверждений приводит только к путанице. По его словам, суждения были «дворнягами, у которых нет реального места между реальностями, с одной стороны, и убеждениями, с другой». Во-вторых, по мнению рационалиста, истина есть свойство идей, получаемое в силу их связи с реальностью. Но рационализм не снимает сомнений в том, какова эта связь с реальностью. Это не может быть простое копирование, так как многие элементы действительности не имеют копий-образов. Рационалист выступает против аргумента прагматика о том, что истина создается, и верит, что истины открываются. Тогда истина должна быть достигнута независимо от человеческого представления и должна существовать независимо от того, поддается ли она обнаружению или нет. Джеймс представляет ошибку в теории рационалистов. Рационалист берет некоторые черты истин, вроде их независимости от человеческой воли, и возводит их в состояние истины. В общем, рационалист теряет способность эффективно поддерживать утверждение о том, что мы должны преследовать истину, а не ложь. Истины следует искать в той мере и только в той мере, в какой они потребуются для наших целей, поскольку «идея верна, если она работает». Если бы мы не преследовали никакой цели, зачем нам нужны были бы правдивые идеи? Таким образом, согласно рационализму, сделать определение истины полностью независимым для наших целей означает либо искать те истины, которые связаны с нашими целями, либо искать что-то за пределами наших целей. По Джеймсу, «если богословские идеи окажутся ценными для конкретной жизни, они будут верны для прагматизма, в том смысле, что годятся для очень многого. Ибо насколько они истинны, будет полностью зависеть от их отношения к другим истинам, которые также должны быть признаны». Иаков сказал, что истина возникает из истин. Поскольку мы можем искать истину только через другие истины и поскольку нам нужно знать, какие истины искать, мы всегда снова возвращаемся к ситуации, которую подчеркивает прагматизм: принятие идеи как истинной как раз зависит от ее способности вести нас вперед в будущее. Недостаток рационалистического подхода заключается в том, что он не дает ясности тому, что подчеркивает.
Возвращаясь к прагматической теории, Джеймс продолжает развивать истину. Истина в наших идеях и убеждениях означает то же самое, что и в науке. Это означает, что «идеи (которые сами по себе являются лишь частью нашего опыта) становятся истинными лишь в той мере, в какой они помогают нам установить удовлетворительные отношения с другими частями нашего опыта» (30), точно так же, как и наука. Как сформулировано Уильямом Джеймсом, прагматическая теория обещает конвергенцию человеческих мнений на стабильной совокупности научных утверждений, которые, как показал опыт, являются успешными принципами человеческого действия. Истину также сравнивают с кредитной системой. Мысли и верования приятны до тех пор, пока ничто их не оспаривает, точно так же, как банковские счета остаются в силе, пока в них не отказывают. Без так называемых прямых проверок лицом к лицу где-либо основания истины рушатся, как безналичная финансовая система. Все торгуют правдой друг друга. Но истина есть коллективная форма согласия. Для прагматика истинны те убеждения, которые разумно направляют нас к «полезному взаимодействию», поскольку они продолжают происходить.
«Абсолютная Истина», определяемая как «то, что никогда не изменит никакой дальнейший опыт» (100), является идеальной точкой, которой никогда не достичь. Поскольку идеальная точка никогда не достигается, истина не есть то, что делает отдельные истины истинными. Можно допустить, что абсолютная истина есть та идеальная точка схода, к которой, как мы воображаем, когда-нибудь сойдутся все наши временные истины. Наилучшее из возможных описаний опыта не ждет, пока мы его обнаружим, оно, по сути, связано с нашими собственными представлениями и само меняется по мере изменения этих представлений. После того, как оно проведено, оно применяется задним числом, но нет смысла считать его истинным до того, как оно действительно было проведено. Наши интересы определяют то, о чем мы говорим и, следовательно, то, что мы используем для обозначения наших слов, но как только значения установлены, именно мир определяет, что истинно, а что ложно. Субъективный вклад в истину связан с определением мысли, а не с тем, удовлетворяются ли контекстуальные мысли миром.
Уильям Джеймс объясняет теорию истины, согласно которой истинность наших мыслей отвечает как нашим интересам, так и тому, как эти интересы, идеи или убеждения формируют будущее. Джеймс утверждал, что истинность веры зависит не только от ее согласия с реальностью, но и от природы этого согласия. Представление Джеймса об истине позволяет субъективным факторам способствовать истинности наших убеждений. Он характеризует отношения между идеями и реальностью как «согласие». Он всегда утверждал, что «истина становится правдой, становится правдой благодаря событиям». Джеймс настаивал на том, чтобы сделать опыт критерием для определения ценности или истинности веры.
Прагматическая теория истины Уильяма Джеймса
Прагматическая теория истины Уильяма Джеймса- Содержание
- Интересные идеи из Прагматизм
- Выборка для чтения из Pragmatism
- Связанные идеи
- Темы, которые стоит изучить
Уильям Джеймс , NIH
Об авторе…
Уильям Джеймс (1842-1910) является, пожалуй, самым широко известным из основоположников прагматизма. Исторически его Принципы психологии было первым объединением психологии как философской науки. Как учитель философии, он был коллегой Джозайи Ройса и Джорджа Сантаяны. Однажды Ройса попросили заменить Джеймса учителем на уроке философии Джеймса в Гарварде, который в то время как раз изучал текст Ройса. Предположительно, когда Ройс взял копию своего текста Джеймса в лекционном зале, он немного поколебался, а затем заметил классу, что Джеймс написал на полях дневного чтения: «Чертов дурак!»
О работе…
В его Прагматизм ,[1] Уильям Джеймс характеризует истину с точки зрения полезности и приемлемости. В целом, по его мнению, истина обнаруживается, когда обращаешь внимание на практические следствия идей. Сказать, что истина есть простое согласие идей с фактами, согласно Джемсу, будет неполным, а сказать, что истина схвачена связностью, не значит отличить ее от последовательной лжи. В подлинном смысле Джеймс полагает, что мы создаем истину в процессе успешной жизни в мире: истина ни в коем случае не абсолютна. Убеждения считаются истинными тогда и только тогда, когда они полезны и применимы на практике. В одном месте в своих работах Джеймс заявляет: «… окончательный тест для нас того, что означает истина, — это поведение, которое она диктует или вдохновляет». Конечно, одна трудность в понимании Джеймса заключается в интерпретации его риторических затей.
Каковы, по мнению Джеймса, три стадии нормального развития теории? Можете ли вы привести примеры развития теории в соответствии с этой парадигмой?
Объясните критику Джеймсом корреспондентной теории истины. Является ли его характеристика корреспондентной теории чрезмерным упрощением?
Как Джеймс определяет истинную идею? Четко ли его характеристика отличает истинную идею от ложной?
Объясните тезис Джеймса о прагматической теории истины. Что прагматически означают сами слова «верификация» и «валидация»?
Джеймс пишет, что «наши идеи „согласуются“ с реальностью». Чем это описание отличается от предположения, что истинные идеи соответствуют фактам?
Обсудите, есть ли разница между истинным и полезным для Джеймса. Как процесс проверки связан с этой интерпретацией истины?
Каковы, по Джеймсу, главные возражения рационализма против прагматизма? Как Джеймс отвечает на эти возражения?
Сравните понятия истинного, правильного и хорошего, описанные Джеймсом в конце этой выборки для чтения.