2. Прагматизм. Введение в философию
2. Прагматизм
Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией, существенно отличающейся от традиционных европейских философских направлений. Безусловна и сравнительная популярность прагматизма, потому что произведения его сторонников чаще всего написаны четким и ясным языком и во многом носят своего рода «рецептурный» характер. Апологеты этого направления называют прагматизм философией делового человека.
Слово «pragma» греческого происхождения и означает «дело, действие». Анализ действий, деятельности человека, его личностного восприятия мира составляет принципиальную основу прагматизма, причем главным в действиях представляется их результативность или успешность, а философия призвана помочь человеку успешно реализовывать свои действия, добиваться успеха в любом начинании.
Истоки прагматизма восходят к 70-м годам XIX века, когда были написаны работы американского философа, логика, естествоиспытателя Чарлза Пирса (1839–1914), в которых он пришел к выводу, что наши представления о том или ином объекте сводятся к тому, какие практические последствия он имеет для нас.
Человек, полагал Джеймс, считает истиной то, что наилучшим образом руководит им, что лучше приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше слиться со всей совокупностью его опыта. В этой связи прагматизм можно охарактеризовать и как своеобразный конвенциализм (соглашение о целесообразности) в теории познания, поскольку, с его точки зрения, истина не самоцель, это то, что лучше работает на нас, истина нужна для практической деятельности, должна быть полезной.
Крылатая фраза Джеймса «Истина — это кредитный билет, который имеет силу только в определенных условиях» основана на пересмотре традиционных представлений об истине как постижении сущности вещей.Особое внимание в философии прагматизма уделяется понятию опыта, который, по мнению другого авторитетного представителя этого направления Джона Дьюи (1859–1952), включает в себя все формы жизнедеятельности людей, все проявления их жизни. В этом смысле он, как и Джеймс, считал себя сторонником радикального эмпиризма. Дьюи утверждал, что прагматизм не интересуют традиционные философские проблемы онтологии, потому что эта философия предполагает разрешение реальных потребностей людей, их интересов и ситуаций, которые и заставляют их философствовать. В центре философии стоит теория познания, а начало познания — всегда затруднение в деятельности, и философия призвана обеспечить успешность действий человека. Именно поэтому каждому человеку необходимо иметь не один, а множество методов или способов познания мира, тех инструментов, которые помогают эффективным и успешным действиям.
Дьюи подчеркивал, что познание начинается тогда, когда ситуация становится для познающего субъекта проблематичной, он находится в затруднении и не знает, как поступить. С точки зрения прагматизма возникающая проблемная ситуация проходит пять этапов в процессе своего разрешения: ощущение затруднения заставляет человека искать его источник и сформулировать проблему; неопределенность в последующих действиях заставляет уточнить формулировку поставленной проблемы; происходит формирование гипотезы решения проблемы, этот этап во многом зависит от знаний и опыта, которыми располагает субъект; затем следует критическое рассмотрение гипотезы с предвидением возможных успехов и неудач, связанных с ее реализацией; опытная экспериментальная проверка гипотезы — важнейшая часть прагматистской теории познания, которая и позволяет определить эту философию как своеобразную разновидность эмпиризма и позитивизма.
Утилитарный настрой прагматизма заставляет его сторонников отказываться от многих традиционных проблем философии, объявляя их спекулятивными и метафизическими, избыточными по отношению к деятельности человека.
С точки зрения Дьюи, субъект и объект представляют собой лишь различия, устанавливаемые для определенной цели внутри данного опыта, они не характеризуют разные сферы или виды существования. В этом смысле вещь становится результатом нашего произвола, когда мы вычленяем вещи из потока чувственного опыта, подчиняя в конечном счете опыт интересам практической целесообразности.
Утилитарный подход проявляется и в трактовке прагматизмом морального сознания. Мораль рассматривается как специфическое инструментальное средство, обеспечивающее жизнь социума. Поскольку любая моральная ситуация неповторима и каждая из них требует своего уникального решения, общих представлений о добре и зле не может быть, более того, человек сам постоянно меняет свое представление о добре и зле. Отсюда нравственным признается все, что приносит пользу действующему субъекту. С точки зрения прагматизма вообще невозможно оценить деятельность с позиций морали, потому что оценивающий имеет свое, отличающееся от других представление о добре и зле, о должном и сущем.
В историю духовной культуры XX столетия Дьюи вошел не только как философ, но и как создатель новой педагогической теории, подчеркивающей необходимость «прогрессирующего образования» и обучения «посредством деланья». Задача школы, по мнению Дьюи, не в том, чтобы заполнить голову ребенка самыми разными сведениями, а в том, чтобы пробудить и развить в нем те способности и задатки, которыми располагает всякий человек.
Прагматистская педагогика рассматривает школу как естественную и составную часть образа жизни каждого ребенка, а учение — как важный вид деятельности, не прекращающийся даже после окончания школы. Отсюда возникает теория непрерывного образования, оказавшая существенное воздействие на педагогику. Под влиянием программной работы Дьюи «Школа и общество» формируется отношение к школе как к важнейшей заботе всего общества, заинтересованного в сохранении и приращении своей культуры, как к приоритетной сфере.
С конца 60-х годов прагматизм переживает своеобразный ренессанс, прежде всего на американской почве, потому что в эти годы складывается общий подход к духовной культуре и, в частности, к философии как к интерпретируемому знанию, обладающему не одним, а множеством возможных истолкований. Мысль о том, что любая идея представляет собой инструмент для успешного действия, открыла новый подход к духовному производству; утверждение активного деятельного начала человека способствовало разработке эвристических возможностей продуктивной теории деятельности; рассмотрение человека с позиций прагматизма стимулировало разработку вопросов относительно роли и значения социальных технологий и теорий социального управления («социоцентристский прагматизм» Р. Рорти), а создание «школы действий» Дьюи до настоящего времени стимулирует реформирование высшей и средней школы как фактора динамического изменения общества.
2.
Где польза – там и истина (прагматизм)2. Где польза – там и истина (прагматизм) Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX века Чарльз Пирс. Его основной мыслью было утверждение о том, что значение идей и понятий
Прагматизм
Прагматизм «Прагматизм» — это не очень ясное, двусмысленное и затертое слово. Однако именно им склонны определять главное достижение интеллектуальной традиции нашей страны.(«Следствия прагматизма», 160)Рорти сыграл одну из ключевых ролей в недавнем возрождении
2. Прагматизм
Глава 1. Прагматизм Д. Дьюи
Глава 1. Прагматизм Д. Дьюи Джон Дьюи (1859–1952) — наиболее влиятельный из всех американских прагматистов.Для американских философов, да, пожалуй, и интеллектуалов вообще, он был и остался высшим философским авторитетом.В отличие от Джемса, известность и влияние Дьюи никак
§ 2. Прагматизм
§ 2. Прагматизм Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. В 70-х годах XIX в. основные принципы этой философии были высказаны как бы мимоходом крупным американским логиком Чарлзом Пирсом (1839–1914). Они были развиты в более популярной форме Уильямом Джемсом
С. Франк Прагматизм как гносеологическое учение
С. Франк Прагматизм как гносеологическое учение IТак называемый, «прагматизм» по своему внутреннему существу есть не только новая философская теория, но вместе с тем и новое практическое учение, новая проповедь, направленная на пересмотр целей и ценностей человеческой
7. Прагматизм
7. Прагматизм Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым
§ 38. Истинно то, что полезно (прагматизм)
§ 38. Истинно то, что полезно (прагматизм) Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого являлся американский философ Чарльз Пирс. Основной его идейной установкой являлось положение о том, что значение идей и
11.
7. Истинно то, что полезно (прагматизм)11.7. Истинно то, что полезно (прагматизм) Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в
Прагматизм. Истинно то, что полезно
Прагматизм. Истинно то, что полезно Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их
Глава 24. Ницше и прагматизм
Глава 24. Ницше и прагматизм Жизнь. Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche, 1844–1900) родился в семье немецкого пастора. Он рос в пуританской среде и рано обнаружил интерес к философии, музыке и литературе. Молодым студентом Ницше изучал классическую филологию и в возрасте двадцати
Американский прагматизм (Пирс)
Американский прагматизм (Пирс) Прагматизм — философская школа, которая была особенно влиятельна в США в начале XX столетия (Уильям Джеймс, William James, 1842–1910, Чарлз Сандерс Пирс, Charles Sanders Peirce, 1839–1914, Джон Дьюи, John Dewey, 1859–1952). Как утонченные, так и примитивные формы прагматизма
Истинно то, что полезно. Прагматизм
Истинно то, что полезно. Прагматизм Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их
Прагматизм (Pragmatisme)
Прагматизм (Pragmatisme) Подход или учение, отдающее предпочтение действию, особенно успешному действию, и доходящее до того, что только его считает законным критерием оценки. Что считать хорошим? То, что приносит успех. Что считать истинным? То, что оказывается полезным или
Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии
Страница 18 из 27
Прагматизм.
Прагматизм является влиятельным философским течением ХХ в. Он возник в США в 70-ые годы XIX в., получил там широкое распространение и оказывал большое воздействие на ее интеллек-туальную жизнь. Обычно с прагматизмом ассоциируется житейская философия, ориентированная на достижение успеха в практических делах и стимулирование активности человека и его предприимчивости. Прагматизм нередко называют философией дела, подчеркивая его практическую устремленность. В США он считается национальной философией, самым оригинальным вкладом Америки в развитие философской мысли.
Термин «прагматизм» эпистемологически происходит от греческого слова «прагма» — дело, действие. Но исторически он восходит к выражению И. Канта «прагматическая вера», под которой он понимал веру, необходимую для действия, которое нельзя обосновать знанием.
К концу XIX в. философия рассматривает деятельность общест-венного человека и ее влияние на политические, идеологические, социальные, экономические отношения в обществе. Эти расставленные в прагматизме акценты создают в нем версию «человека деятель-
ного» — Homo faber.
Родоначальником прагматизма является американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914), основные идеи которого были сформулированы в двух статьях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными».
В конце 90-ых годов XIX в. американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910) систематизировал прагматические идеи Пирса. Своей популярностью прагматизм обязан именно ему. Свои философ-ские взгляды, которые У.Джеймс изложил в книге «Прагматизм», он назвал «радикальным эмпиризмом». Позже к нему примкнули Джон Дьюи (1859-1952) и Герберт Мид. В Англии главным защитником прагматизма был Фердинанд Шиллер, который называл это учение «гуманизмом».
Прагматизм рассматривает познавательную роль понятий. Он стремится произвести реконструкцию традиционной философии, перейти от спекулятивных философских проблем к человеческим проблемам. В прагматизме ценна его эмпирическая направленность, стремление покончить со схоластическим философствованием, желание найти жизненный стержень и практическую сущность философских дискуссий.
Действие должно опираться на принцип максимальной эффектив-ности, задачей же познания является обеспечение этой эффективности. Чтобы успешно действовать, надо знать истину, обладать истинным знанием. Человек заинтересован не столько в чистом познании, сколько в достижении устойчивого верования, позволяющего ему обрести душевный покой. Поэтому результаты познания следует рассматривать не с точки зрения их ложности или истинности, а с позиций целесообразности для достижения благополучия человека. Прагматизм заменяет истину верованием.
«Человек – мера всех вещей» — этот тезис Протагора признается прагматистами величайшим завоеванием человеческой мысли. Чело-
век – носитель истины, а также мера своей особой истины. В учении
об истине доминирует теория делания истины.
Центральным понятием прагматизма является опыт, который понимается в духе субъективного идеализма. Под опытом подразу-мевается все, что окружает субъект, а также его переживания, ощущения, настроения, импульсы и т.д. Поскольку опыт – это все, что нас окружает, то истиной является идея, которая позволяет нам успешно преодо-левать эти дебри опыта. Истина – это то, во что человеку следует верить, истина – это то, что полезно.
У.Джеймс – автор концепции воли к вере. Вера – это не просто спокойное душевное состояние, но и готовность действовать. Поэтому вопрос об обосновании такой веры становится жизненно необходимым. В пользу веры нельзя привести какие-либо логические доказательства, она является выражением эмоциональной потребности субъекта. Религиозная вера способна изменить жизнь человека, повлиять на его поступки, поэтому она реальна, придает человеку уверенность в себе, ощущение гармонии, помогает утвердиться в жизни.
На смену У.Джеймсу в начале ХХ в. пришел Джон Дьюи, влияние которого на общественную мысль США было очень велико.
Свое философское учение он назвал инструментализмом. В инструментализме Дж.Дьюи центральным понятием является опыт, под которым он понимал повседневный, житейский опыт людей, мир их чувств и переживаний. Опыт складывается из переходящих друг в друга проблематических ситуаций. Проблематическая ситуация переходит в решенную ситуацию путем реконструкции человеческого опыта. Описать этот процесс и должен инструментализм, или инструментальная логика. Познавательная деятельность сводится к конструированию мира, чтобы от сомнения перейти к вере. Знание в инструментализме всегда носит частный характер, поэтому Дьюи против создания общих теорий, в которых главное место занимает выведение общих законов.
<< Предыдущая — Следующая >>
Прагматизм Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Подробнее о прагматизме
- Примеры
- Британский
- Уровень сложности слов
- 7 90 18 показывает культурные уровни сложности.
[ prag-muh-tiz-uhm ]
/ ˈpræg məˌtɪz əm /
Сохранить это слово!
См. синонимы слова «прагматизм» на сайте Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
существительное
характер или поведение, подчеркивающее практичность.
Философское движение или система, имеющая различные формы, но обычно подчеркивающая практические последствия как составляющие существенный критерий при определении значения, истины или ценности.
ВИКТОРИНА
Сыграем ли мы «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?
Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!
Вопрос 1 из 6
Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?
Сравните прагматизм, инструментализм.
Происхождение прагматизма
Впервые записано в 1860–1865 гг.; pragmat(ic) + -ism
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ pragmatism
праг·ма·тис·тик, прилагательное·ти·праг·матизм, существительноеСлова рядом с прагматизм
прагматичный, прагматизм, прагматика, прагматическая санкция, прагматическая теория, прагматизм, прагматик, Прага, Пражская школа, Пражская весна, Прага
Dictionary. com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
БОЛЬШЕ О ПРАГМАТИЗМЕ
Что означает
прагматизм ?Прагматизм — это способ решения проблем или ситуаций, основанный на практических подходах и решениях, которые будут работать на практике, а не идеальны в теории.
Слово прагматизм часто противопоставляется слову идеализм, что означает основанный на высоких принципах или идеалах или имеющий их. Прагматизм , с другой стороны, основан на условиях или обстоятельствах реального мира — принимая во внимание то, что реально можно сделать, а не лучший теоретический образ действий.
Более конкретно, прагматизм может относиться к философскому движению или подходу, который делает упор на практические последствия в определении значения, истины или ценности.
Форма прилагательного прагматичный означает практичный, особенно при принятии решений. Слово прагматик может относиться к человеку, который предпочитает действовать прагматично, или к философу, который придерживается движения прагматизма.
Пример: Нам нужен кандидат, который ценит прагматизм и может добиться цели в реальном мире, а не идеалист, который никогда не пойдет на компромисс.
Откуда
прагматизм ?Первые записи слова прагматизм родом из 1800-х годов. В конечном итоге оно происходит от греческого pragmatikós , что означает «практический», от pragma, означает «действовать», от prāssein , «делать». Слова практический и praxis происходят от одного и того же корня.
Люди, считающиеся идеалистами, обычно пытаются реализовать наилучший сценарий — сценарий, основанный на их идеалах. Таким идеалистам иногда говорят, что они должны попробовать прагматизм , что означает, что они должны сосредоточиться на реалистичных вариантах или курсах действий. Конечно, многие люди ориентируются в жизни с балансом 9.0071 прагматизм и идеализм: иногда они идут на компромисс, а иногда придерживаются своих принципов, несмотря ни на что.
Прагматизм не всегда противопоставляется идеализму. Иногда это просто используется для обозначения практичного, логического или разумного способа ведения дел.
Знаете ли вы…?
Как
прагматизм используется в реальной жизни?Прагматизм обычно используется в положительном ключе в контексте выбора или действий, которые считаются практичными и разумными. Он часто используется в контексте политических позиций или действий.
Я бы хотел, чтобы мы не путали «полное отсутствие воображения» с «критическим мышлением и прагматизмом»
— Джози Даффи Райс (@jduffyrice) 13 июня 2020 г.
Является ли прагматизм действительно прагматизмом, если вы постоянно пытаетесь решать проблемы с помощью решений, которые уже показали свою неэффективность?
Просто мысль.
— Джонатан Брейлок (@jonbraylock) 10 июня 2020 г.
Искусство никогда не должно быть связано прагматизмом.
— Джонатан Р. Джонсон (@walks_among_us) 10 июня 2020 г.
Какое из следующих слов НАИМЕНЕЕ подходит для описания действия, которое считается примером прагматизма ?
A. реалистический
B. разумный
C. утилитарный
D. идеалистическийСлова, относящиеся к прагматизму
пренебрежение, критерий, инакомыслие, утилитаризм, заносчивость, предположение, дерзость, самомнение, самомнение, снисхождение, высокомерие, эгоизм, презрение эгоизм, высокомерие, высокомерие, высокомерие, раздражительность, нескромность, наглость, высокомерие
Как использовать прагматизм в предложении
Мы должны найти способ сбалансировать стремление к чистой, неутилитарной природе литературы с признанием того, что прагматизм — это неплохо.
Литературу следует преподавать как науку — Выпуск 97: Чудо|Кевин Бергер|24 февраля 2021|Наутилус
Пекин игнорирует тот факт, что ценность Гонконга заключается в его судебной независимости, общем праве и уникальном сочетании прогрессивных идеалов и деловой прагматизм.
Единственный путь для Гонконга — это реформы|Брайан Вонг|13 января 2021|Время
Во время Второй мировой войны утопические мечты угасли, уступив место прагматизму.
От энциклопедий к телефонным книгам, как алфавитизация захватила современный мир|Джудит Фландерс|28 октября 2020|Time
Меня привлекал ее прагматизм, Михлали знала это, но я также мог сказать, что она была полна энтузиазма об этом, как я был.
Художественная литература: Философия тихой земли|Кэти Маклин|21 октября 2020 г.|MIT Technology Review
Вместо этого эти инициативы руководствуются прагматизмом и стратегическими интересами.
Эффект бабочки: Путин и Си превосходят Америку в вакцинной дипломатии|Чару Кастури|8 октября 2020 г. |Ози
Де Робертис, опора Ист-Виллидж, завтра закрывается — момент для ностальгии, но также и для прагматизма.
Де Робертис, представительница Нью-Йорка, прощается|Лиззи Крокер|4 декабря 2014|DAILY BEAST
Но чем больше они говорят, тем больше их объединяет прагматизм.
Евангелие от Томаса Джефферсона (и Толстого, и Диккенса)|Сэмюэл Фрагозо|26 октября 2014|DAILY BEAST
Он защищает прагматизм, потому что Качество можно найти повсюду.
Дзен, мотоциклы и культ технологий: как классика Роберта Пирсига предвосхитила будущее|Натаниэль Рич|31 августа 2014 г.|DAILY BEAST
Магия в лунном свете действительно исследует битву между прагматизмом и «волшебством». ”
Вуди Аллен о «Магии лунного света», кризисе в Газе и этих утверждениях|Марлоу Стерн|18 июля 2014 г.|DAILY BEAST
То, что на экране изображает бездонное насилие и жестокий цирк, затмевает коммерческий прагматизм.
Путин против. Обама — в спандексе: новая холодная война рестлинга|Тим Тиман|14 мая 2014 г.|DAILY BEAST
В течение последних нескольких лет Ойкен уделял много внимания системе Жизни, представленной в «Прагматизме».
Интерпретация философии Рудольфа Ойкена|W. Тюдор Джонс
Достоинство прагматизма в том, что он настаивает на том, чтобы задача выполнялась по частям, чтобы человек не падал духом с самого начала.
Интерпретация философии Рудольфа Ойкена|W. Тюдор Джонс
Особое внимание уделяется прагматизму как методу, я понимаю его в подзаголовке как «новое название для некоторых старых способов мышления».
Очерки экспериментальной логики|Джон Дьюи
Альтернатива между рационализмом и прагматизмом «касается структуры самой вселенной» (стр. 258).
Очерки экспериментальной логики|Джон Дьюи
Казалось бы, строгий прагматизм требует первой интерпретации.
Essays in Experimental Logic|John Dewey
British Dictionary definitions for pragmatism
pragmatism
/ (ˈpræɡməˌtɪzəm) /
noun
action or policy dictated by consideration of the immediate practical consequences rather than by theory or догма
философия
- учение о том, что содержание понятия состоит только в его практической применимости0004
Производные формы прагматизма
pragmatist, существительное, прилагательноеpragmatistic, прилагательноеCollins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Культурные определения прагматизма
прагматизм
Подход к философии, в основном придерживаемый американскими философами, согласно которому истинность или смысл утверждения измеряться его практическими (то есть прагматическими) последствиями. Уильям Джеймс и Джон Дьюи были прагматиками.
Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Прагматизм — Wikiquote
Взято из Wikiquote
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Интеллект… опустился так низко, что его одели в ливрею и отправили жить в комнату для прислуги. ~ Ральф Бартон Перри
Иерархическое подчинение материального духовному перевернуто. ~ Николай Бердяев
Не потому ли, что жители Запада потеряли свой интеллект из-за чрезмерного развития своей способности к действию, они утешают себя, изобретая теории, которые ставят действие превыше всего? ~ Рене Генон
То, что желательно само по себе и ради познания, более свойственно природе Мудрости, чем то, что желательно из-за своих результатов. ~ Аристотель
Прагматизм — это философская традиция, основанная на соединении практики и теории. Он описывает процесс, в котором теория извлекается из практики и применяется обратно к практике, чтобы сформировать то, что называется разумной практикой. Чарльз Сандерс Пирс инициировал и развил современные формы прагматизма вместе с авторами более позднего двадцатого века, Уильямом Джеймсом и Джоном Дьюи.
В алфавитном порядке по авторам или источникам:
A · B · C · D · E · F · G · H · I · J · K · L · M · N · O · P · Q · R · S · T · U · V · W · X · Y · Z · Аноним · См. также · Внешние ссылки- Практическая жизнь не обязательно направлена на других людей, как думают некоторые; и это не тот случай, когда практические мысли — это только мысли, возникающие в результате действия ради того, что следует. Наоборот, гораздо практичнее те умственные действия и размышления, которые имеют свою цель в себе и совершаются ради самих себя.
- Аристотель, Политика , VII, 3, 8, 1325b16-20
- То, что желательно само по себе и ради познания, более соответствует природе Мудрости, чем то, что желательно в связи с его результатами.
- Аристотель, Метафизика 982a16, Полное собрание сочинений , том. 2, с. 1554
- То, что [философия] не является наукой о производстве, ясно даже из истории первых философов. Ибо именно благодаря своему удивлению люди и теперь начинают, и сначала начали философствовать. … Они занимались наукой, чтобы знать, а не ради какой-либо утилитарной цели. И это подтверждается фактами; ибо именно тогда, когда были обеспечены почти все необходимое для жизни и все, что необходимо для комфорта и отдыха, такие знания начали искать.
- Аристотель, Метафизика , 982b10, Основные сочинения Аристотеля (1941), с. 692
- Как свободен, говорим мы, тот, кто существует для себя, а не для другого, так и преследуем [философию] как единственную свободную науку, ибо она одна существует ради себя.
- Аристотель, Метафизика , 982b25, Основные сочинения Аристотеля (1941), с. 692
- И потому это не удовольствие любопытства, не покой решимости, не возвышение духа, не победа ума, не дар речи, не корысть профессии, не честолюбие или слава или неспособность к бизнесу, которые являются истинными целями знания; некоторые из них более достойные, чем другие, хотя все они низшие и выродившиеся: но это в значительной степени восстановление и повторное вложение человека в суверенитет и власть, ибо всякий раз, когда он сможет называть творения их истинными именами, он снова будет командовать ими, как это было в его первом состоянии творения.
- Фрэнсис Бэкон, Валерий Терминус: Об толковании природы , Работы , том. 1 (1842), с. 83
- Знание, которое направлено только к удовлетворению, лишь как куртизанка, которая предназначена для удовольствия, а не для плода или порождения.
- Фрэнсис Бэкон, Валерий Терминус: Об толковании природы , Работы , том. 1 (1842), с. 83
- Ибо я нахожу, что даже те, которые искали знание для себя, а не для пользы, или хвастовства, или какой-либо практической возможности в течение своей жизни, тем не менее навлекли на себя неправильный знак, а именно: удовлетворение, которое люди называют истиной, а не действием. Ибо, как и при дворах и службах государей и государств, гораздо легче давать удовлетворение, чем заниматься делом; так и при исследовании причин и оснований гораздо легче найти такие причины, которые удовлетворят ум человека и успокоят возражения, чем такие причины, которые направят его и дадут свет для новых опытов и изобретений.
- Фрэнсис Бэкон, Валерий Терминус: Об толковании природы , Работы , том. 1 (1842), с. 87
- Учение, которое сейчас есть, имеет проклятие бесплодия и подобно куртизанке, для удовольствия, а не для плода.
- Фрэнсис Бэкон, Валерий Терминус: Об толковании природы , Работы , том. 1 (1842), с. 87
- Истинная цель, объем или предназначение познания, которое я установил не в каких-либо правдоподобных, восхитительных, почтенных или вызывающих восхищение рассуждениях или каких-либо удовлетворительных аргументах, а в осуществлении и действии, и в открытии ранее неизвестных подробностей для лучшего одаривания и помощи в жизни человека.
- Фрэнсис Бэкон, Валерий Терминус: Об толковании природы , Работы , том. 1 (1842), с. 88
- Человеческие знания и человеческая сила сливаются воедино; ибо там, где причина неизвестна, не может быть произведено следствие. Природе, которой повелевают, нужно подчиняться; и то, что в созерцании является причиной, действует как правило.
- Фрэнсис Бэкон (1561–1626), цитируется в: Reinhard Bendix (1989) Приведенный в боевую готовность разум: очерки социальных знаний . Том 1, с. 27
- Со времен греков преобладающее отношение мыслителей к интеллектуальной деятельности состояло в том, чтобы прославлять ее в той мере, в какой (подобно деятельности эстетической) она находит свое удовлетворение в самой себе, независимо от всякого внимания к преимуществам, которые она может обеспечить. Большинство мыслителей согласились бы с… вердиктом Ренана о том, что человек, любящий науку за ее плоды, совершает худшее из богохульств против этого божества. …Современные дьяки насильно разорвали этот устав. Они провозглашают, что интеллектуальные функции достойны уважения только в той мере, в какой они связаны со стремлением к конкретной выгоде.
- Жюльен Бенда, Измена интеллектуалов , стр. 151-152
- Иерархическое подчинение материального духовному перевернуто.
- Николай Бердяев, Конец нашего времени (1919), в переводе Дональда Этуотера (1933), с. 92
- Типичная реакция либеральных интеллектуалов состоит в том, чтобы ухватиться за противоречие: как что-то может быть и неправильным, и правильным, или, по крайней мере, и неправильным, и правильным одновременно? Чего не видят либеральные интеллектуалы, так это того, что это так называемое противоречие выражает квинтэссенцию макиавеллиевского и, следовательно, модернизма, квинтэссенцию, полностью поглощенную обывателем. Миром правит необходимость, говорит обыватель, а не какой-то абстрактный моральный кодекс. Мы должны делать то, что должны.
- Если вы хотите возразить обывателю, то это не может быть апелляция к моральным принципам, тем более требование, чтобы люди управляли своей жизнью таким образом, чтобы не было противоречий между тем, что они говорят, и тем, что они делают. делать. Обычная жизнь полна противоречий; обычные люди привыкли к ним приспосабливаться. Скорее, вы должны атаковать метафизический, надэмпирический статус necessità и показать, что это обман.
- Дж. М. Кутзи, Дневник плохого года (2008), с. 17
- Конечно, по крайней мере некоторые из наших логических принципов… гораздо более очевидны и очевидны для нас, чем любые эмпирические обобщения, которые мы находим в психологии или в любой другой эмпирической науке. Таким образом, пытаться объяснить логику в терминах психологии — значит объяснять более достоверное посредством менее достоверного. Короче говоря, это значит совершить ошибку obscurum per obscurius .
- Давид Детмер, Вызов постмодернизму (Нью-Йорк: 2003), с. 24
- Также существует проблема obscurum per obscurius . Чтобы узнать, выше ли жирафы муравьев, мы должны сначала узнать (а) существует ли консенсус относительно того, что жирафы выше муравьев, и (б) если да, то является ли сообщение, которое приводит к этому консенсусу, или нет. был свободным, открытым и неискаженным. Но разве не очевидно, что легче определить, выше ли жирафы муравьев, чем определить (а) или (б)? Или, другими словами, не будут ли скептические сомнения в нашей способности определить даже такую очевидную вещь, как то, что жирафы выше муравьев, более чем достаточными, чтобы уничтожить всякую надежду на то, что мы сможем узнать результат, и степень открытости любого процесса публичной коммуникации?
- Дэвид Детмер, Вызов постмодернизму (Нью-Йорк: 2003), стр. 128-129 жирафы выше муравьев, чем знать, что жирафы выше муравьев? Должны ли наши знания об идентичности этих норм истолковываться в соответствии с реалистической моделью, или мы должны скорее обращаться к эпистемологическим нормам нашей культуры, чтобы использовать их для выяснения идентичности этих норм? Если первое, то почему мы можем иметь объективное знание об идентичности эпистемологических норм нашей культуры, когда мы не можем иметь его в отношении относительного роста жирафов и муравьев? А если второе, то как избежать бесконечного регресса?
- Дэвид Детмер, Вызов постмодернизму (Нью-Йорк: 2003), с. 130
- Не потому ли, что жители Запада утратили свой интеллект из-за чрезмерного развития своей способности к действию, они утешают себя, изобретая теории, которые ставят действие превыше всего, и даже заходят так далеко, как в случае с прагматизмом , как отрицание того, что существует что-либо ценное помимо действия; или наоборот, что именно принятие этой точки зрения привело к интеллектуальной атрофии, которую мы наблюдаем сегодня?
- Рене Генон, Кризис современного мира (1927), с. 47
- Мысль — это роскошь. Думаете, крестьянин сидит и думает о Боге и о демократии, когда ночью забирается в свою землянку?
- Грэм Грин (1955) Тихий американец . п. 119–20, цитируется в: «Цитаты о прагматизме» на сайте goodreads.com, по состоянию на 25 января 2013 г.
Задача универсальной прагматики состоит в том, чтобы определить и реконструировать универсальные условия возможного взаимопонимания. ~ Юрген Хабермас
- Задача универсальной прагматики — выявить и реконструировать универсальные условия возможного взаимопонимания.
- Юрген Хабермас (2000) О прагматике коммуникации . п. 21
- Если бы не основатель школы Чарльз С. Пирс, который сказал нам, что он «изучил философию у Канта», можно было бы соблазниться отрицанием какой-либо философской родословной доктрины, которая утверждает, что наши ожидания не оправдываются и наши действия успешны, потому что наши идеи верны, а скорее наши идеи верны, потому что наши ожидания оправдываются и наши действия успешны.
- Макс Хоркхаймер, описывая прагматический взгляд, Затмение разума (1947), с. 42
- Значение Бога, причины, числа, субстанции или души состоит, как утверждает Джемс, ни в чем ином, как в стремлении данного понятия заставить нас действовать или думать. Если бы мир достиг точки, в которой он перестает заботиться не только о таких метафизических сущностях, но и об убийствах, совершаемых за закрытыми границами или просто в темноте, нужно было бы заключить, что понятия таких убийств не имеют смысла, что они не представляют собой «отдельных идей» или истин, поскольку они не имеют никакого «чувственного значения ни для кого».
- Макс Хоркхаймер, Затмение разума (1947), стр. 46-47 их аппарат, в свою очередь, выражает проблемы и интересы общества как такового. Этот взгляд можно сравнить со взглядом криминалиста, утверждающего, что достоверное знание о человеке можно получить только при помощи проверенных и отлаженных методов досмотра подозреваемого в руках столичной полиции.
- Макс Хоркхаймер, описывая прагматический взгляд, Затмение разума (1947), с. 49
- Прагматизм, стремящийся превратить экспериментальную физику в прототип всей науки и моделировать все сферы интеллектуальной жизни по методу лаборатории, является аналогом современного индустриализма, для которого фабрика является прототипом человеческого существования, и который моделирует все отрасли культуры после производства на конвейерной ленте.
- Макс Хоркхаймер, Затмение разума (1947), с. 50
- О мысли следует судить по чему-то, что не мыслится, по ее влиянию на производство или на общественное поведение, поскольку искусство сегодня в конечном счете измеряется во всех деталях чем-то, что не является искусством, будь то коробка -офисное или пропагандистское значение.
- Макс Хоркхаймер, описывая прагматический взгляд, Затмение разума (1947), с. 51
- Перед лицом идеи, что истина может доставить противоположное удовлетворению и оказаться совершенно шокирующим для человечества в любой данный исторический момент… отцы прагматизма сделали удовлетворение субъекта критерием истины. Для такой доктрины нет возможности отвергать или даже критиковать какие-либо виды верований, которыми пользуются ее приверженцы.
- Макс Хоркхаймер, Затмение разума (1947), с. 52
- Прагматизм… с почти обезоруживающей откровенностью отражает дух господствующей деловой культуры, то самое отношение «быть практичным», вопреки которому была задумана философская медитация как таковая.
- Макс Хоркхаймер, Затмение разума (1947), с. 52
- Платон и его объективистские преемники… сохранили осознание различий, для отрицания которых был изобретен прагматизм, — различия между мышлением в лаборатории и в философии и, следовательно, различия между предназначением человечества и его нынешним курсом. .
- Макс Хоркхаймер, Затмение разума (1947), с. 53
- Содержит ли он какие-либо абстрактные рассуждения о количестве или числе? Нет. Содержит ли он какие-либо экспериментальные рассуждения относительно материи факта и существования? Нет. Тогда предайте его огню: ибо в нем не может быть ничего, кроме софистики и иллюзии.
- Дэвид Хьюм, Исследование о человеческом понимании , Раздел 12, Часть 3
- Все современное обожествление выживания как такового, выживание, возвращающееся к самому себе, выживание обнаженное и абстрактное, с отрицанием любого существенного совершенства в том, что выживает, за исключением способности к еще большему выживанию, несомненно, является самой странной интеллектуальной остановкой, когда-либо предложенной одного человека к другому.
- Уильям Джеймс, обзор лекций и эссе Клиффорда , Сборник эссе и обзоров (1920), с. 143 (1879)
- Самые жестокие перевороты в убеждениях человека оставляют большую часть его старого порядка. Время и пространство, причина и следствие, природа и история, собственная биография остаются нетронутыми. Новая истина всегда есть посредник, сглаживатель переходов. Он сочетает старое мнение с новым фактом, чтобы, как всегда, показать минимум потрясений, максимум преемственности.
- Уильям Джеймс (1906) «Что означает прагматизм», Прагматизм, стр. 60–61 (1931). Лекции, прочитанные в Институте Лоуэлла, Бостон, Массачусетс, декабрь 1906 года, и в Колумбийском университете, Нью-Йорк, январь 1907 года. «Предположим, что идея или убеждение истинны, — говорится в нем, — какое конкретное значение будет иметь его истинность в чьей-либо реальной жизни? Как будет реализована истина? Чем, короче говоря, является денежная стоимость истины в эмпирическом выражении?»
- Уильям Джеймс (1906-07) Прагматизм: серия лекций Уильяма Джеймса, 1906-1907 (2008). п. 86
- Тогда никаких конкретных результатов, а только установка ориентации, вот что означает прагматический метод. Позиция отвода взгляда от первых вещей, принципов, «категорий», предполагаемых потребностей; и смотреть на последние вещи, плоды, последствия, факты.
- Уильям Джеймс (1907) Прагматизм: новое название для некоторых старых способов мышления Лекция II, «Что означает прагматизм»
- Слишком большая вера — худший союзник… Когда вы верите во что-то буквально, своей верой вы превратите это в нечто абсурдное. Тот, кто является искренним приверженцем, если хотите, какого-либо политического мировоззрения, никогда не принимает всерьез его софизмы, а только его практические цели, которые скрываются за этими софизмами. Политическая риторика и софизмы существуют ведь не для того, чтобы им верили; скорее, они должны служить общим и согласованным алиби. Глупые люди, принимающие их всерьез, рано или поздно обнаруживают в них нестыковки, начинают протестовать и кончают окончательно и бесславно еретиками и отступниками. Нет, слишком большая вера никогда не приносит ничего хорошего.
- Милан Кундера (1987) Смешная любовь . п. 57 цитируется в: «Цитаты о прагматизме» на сайте goodreads.com, по состоянию на 25 января 2013 г.
- Наука, которая учит искусствам и ремеслам
. Это просто наука для заработка;
Но наука, которая учит избавлению от мирского существования,
Разве это не истинная наука?- Нагарджуна, Праджняданда
- Психология, говоря об эмоциях и инстинктах, низвела интеллект до бессилия в жизни. Метафизика подчинила его воле. Бергсон и его последователи обвинили его во лжи и выступили с общим предостережением против его искажения; а у прагматиков и инструменталистов оно опустилось так низко, что его наряжают в ливрею и отправляют жить в комнату для прислуги. Именно против этого последнего унижения, в частности, я хочу сказать слово протеста, чтобы интеллект мог быть наделен полными правами в общности человеческих действий и интересов.
- Ральф Бартон Перри, «Честность интеллекта», Harvard Theological Review , vol. 13, нет. 3, July 1920, pp.220-221
- Определенный принцип Логики, который я назвал Прагматизм , зарекомендовал себя мне по разным причинам и по разным соображениям. Приняв его за руководство для большей части своих мыслей, я обнаружил, что по мере того, как годы моего знания о нем удлиняются, мое ощущение его важности давит на меня все больше и больше. Если это только правда, то это, безусловно, удивительно эффективный инструмент. Оно применимо не только к философии. Я обнаружил, что она полезна во всех областях науки, которые я изучала. Моя нехватка навыков в практических делах не мешает мне видеть преимущества того, чтобы быть хорошо проникнутым прагматизмом в жизненном поведении.
- Чарльз Сандерс Пирс (1903) Прагматизм и прагматизм . Лекция I : Прагматизм : нормативные науки, CP 5.14
- Определение определения в основе как раз то, что выражает максима прагматизма.
- Чарльз Сандерс Пирс в письме Уильяму Джеймсу (8 января 1909 г. )
- Мы объявляем прагматизм плохим, но не в его моральных последствиях (которые, по сути, не должны учитываться в философии) , а потому, что она вносит в наш образ мышления унизительную софистику. Прагматизм в его современной систематизированной форме вряд ли был бы возможен в прежние времена. Однако это стало таковым с тех пор, как эрудированные ученые и оригинальные мыслители сочли целесообразным угождать публике, неспособной проявлять подлинный интерес к их исследованиям и их размышлениям, публике, которая в крайнем случае желает просто развлекаться ими как она развлекается всем остальным — публикой наших современных демократий. Нам льстит аплодисменты толпы, и, чтобы получить их, мы довольствуемся тем, что опускаемся до уровня тех, кто, как мыслителей мы должны презирать. Популярная наука, популярное искусство, популярная теология — не хватало только одного — популярной философии.
- Альберт Шинц, Антипрагматизм; Исследование соответствующих прав интеллектуальной аристократии и социал-демократии (1909 г. ), с. xv
- Жалко, конечно, прагматическая философия французов и англичан. … Считается, что они так хорошо разбираются в том, что такое человек, несмотря на их неспособность размышлять о том, каким он должен быть.
- Фридрих Шлейермахер, в «Люсинда и фрагменты» Фридриха Шлегеля , П. Фирхов, пер. (1991), «Фрагменты Атенеума», § 355
- Разумный человек приспосабливается к миру: неразумный упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит от неразумного человека.
- Джордж Бернард Шоу (1856–1950) цитируется в: Стэнли Маркус (1979) В поисках лучшего . п. 97
- Современные эксперименты часто напоминают вождение автомобиля. Детали и теория приборов, используемых в эксперименте, известны экспериментатору только в очень общих чертах. (…) Экспериментаторов часто подробно учат тому, как составлять отчеты о своих экспериментах. Но традиции здесь как спортивные репортажи. В серьезных подробностях сообщается только о результатах эксперимента. Процедуры — нет.
- Патрик Суппес (1998) «Прагматизм в физике», в П. Вайнгартнер, Г. Шурц и Г. Дорн (ред.), Роль прагматики в современной философии . Вена: Гёльдер-Пихлер-Темпски, с. 245, ISSN=1026-9347.
Притчи[править]
- В Риме поступай как римляне
- Распространенная пословица, см. источник на wiktionary.org
- Le plus grand ennemi du bon, c’est le mieux.
- Лучшее — злейший враг хорошего.
- Французская пословица, процитированная у Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Элементы философии права (1820), §216.
- Вариант: Dit que le mieux est l’ennemi du bien.
- Лучшее — враг хорошего.
- Вольтер, La Bégueule (The Prude) (1772), приписывается «мудрому итальянцу»
- Уильям Джеймс (1906) «Что означает прагматизм», Прагматизм, стр. 60–61 (1931). Лекции, прочитанные в Институте Лоуэлла, Бостон, Массачусетс, декабрь 1906 года, и в Колумбийском университете, Нью-Йорк, январь 1907 года. «Предположим, что идея или убеждение истинны, — говорится в нем, — какое конкретное значение будет иметь его истинность в чьей-либо реальной жизни? Как будет реализована истина? Чем, короче говоря, является денежная стоимость истины в эмпирическом выражении?»
- Утилитаризм
Философия науки Концепции Анализ • Априори и апостериори • Причинность • Проблема демаркации • Факт • Индуктивное рассуждение • Исследование • Природа • Объективность • Наблюдение • Парадигма • Проблема индукции • Научный метод • Научная революция • Научная теория • Похожие темы Алхимия • Эпистемология • История науки • Логика • Метафизика • Псевдонаука • Взаимосвязь религии и науки • Социология научного знания Философы науки Платон • Аристотель • Стоицизм Аверроэс • Авиценна • Роджер Бэкон • Уильям Оккам Фрэнсис Бэкон • Томас Гоббс • Рене Декарт • Галилео Галилей • Пьер Гассенди • Исаак Ньютон • Дэвид Юм Иммануил Кант • Фридрих Шеллинг • Уильям Уэвелл • Огюст Конт • Джон Стюарт Милль • Герберт Спенсер • Вильгельм Вундт • Чарльз Сандерс Пирс • Анри Пуанкаре • Пьер Дюэм • Рудольф Штайнер • Карл Пирсон Альфред Норт Уайтхед • Бертран Рассел • Альберт Эйнштейн • Отто Нейрат • К. - Макс Хоркхаймер, Затмение разума (1947), стр. 46-47 их аппарат, в свою очередь, выражает проблемы и интересы общества как такового. Этот взгляд можно сравнить со взглядом криминалиста, утверждающего, что достоверное знание о человеке можно получить только при помощи проверенных и отлаженных методов досмотра подозреваемого в руках столичной полиции.
- Дэвид Детмер, Вызов постмодернизму (Нью-Йорк: 2003), стр. 128-129 жирафы выше муравьев, чем знать, что жирафы выше муравьев? Должны ли наши знания об идентичности этих норм истолковываться в соответствии с реалистической моделью, или мы должны скорее обращаться к эпистемологическим нормам нашей культуры, чтобы использовать их для выяснения идентичности этих норм? Если первое, то почему мы можем иметь объективное знание об идентичности эпистемологических норм нашей культуры, когда мы не можем иметь его в отношении относительного роста жирафов и муравьев? А если второе, то как избежать бесконечного регресса?