Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Предмет изучения социальной психологии: Предмет социальной психологии: определение, понятие / Философия

Предмет социальной психологии

Практически любой учебник по психологии начинается с расшифровки понятия «психология». При этом непременно указывается, что оно греческого происхождения и состоит из двух слов: «psyche» — душа и «logos» — учение. Понятие «душа» неоднозначно, оно имеет несколько толкований. Материалисты под понятием«душа» понимают психику человека. Что же касается идеалистического понимания души, то здесь оно трактуется в божественном, теологическом, смысле. Однако такое понимание психологии, основанное на четком разделении материализма и идеализма, осталось в прошлом. Вновь, как когда-то, встала во весь рост проблема души, духовности. Сегодня сложилось несколько подходов к пониманию духовности:

  1. традиционно материалистический;
  2. идеалистический, религиозный;
  3. основанный на использовании религиозного опыта в психологической практике.

Если использовать традиционный подход к пониманию социальной психологии, то получается, что это учение «о социальной душе», или о психике.

Возникает вопрос, что означает слово «социальный»? В данном случае нужно иметь в виду следующее. Любое социальное явление возникает в результате взаимодействия человека и человека, человека и общности, общности и общности. Именно в этом состоит природа социального.

В процессе уточнения предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:

  1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н.э. — середина ХГХв.).
  2. Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50-60-е годы XIX в. — 20-е годы XX в.).
  3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-е годы XX в.).


Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Чаугалла и Э. Росса, в названия которых был включен термин «

социальная психология».

Процесс формулирования предмета социальной психологии можно рассматривать не только в хронологическом, но и в концептуальном, а точнее, в хронолого-концептуальном плане. Такой подход целесообразнее, так как позволяет рассмотреть процесс шлифовки предмета науки и во времени, и в рамках различных научных ШКОЛ.

Первоначально социальная психология не могла точно обозначить свой предмет. Одни авторы, считая ее отраслью социологии, ограничивали социальную психологию задачами дополнительной психологической интерпретации изучаемых социологами явлений. Другие полагали, что социальная психология является частью общей психологии, а ее назначение сводится к привнесению социальных поправок в общепсихологическое знание. Третьи утверждали, что социальная психология — это промежуточное связующее звено между социологией и общей психологией. Такое толкование предмета социальной психологии нашло отражение в ее положении среди других наук. В частности, в США секция социальной психологии входит как в Американскую социологическую ассоциацию, и в Американскую психологическую ассоциацию.

Подобная ситуация сложилась и в отечественной социальной психологии.

Не случайно защита диссертаций по социологии и социальной психологии проходила в рамках одной и той же научной специальности. Все это говорит о том, что предмет социальной психологии однозначно до сих пор не определен.

Признание факта, что социальная психология основывается, с одной стороны, на социологии, с другой — на общей психологии, никак не проясняет понимание ее предмета.

В зарубежной социальной психологии каждая научная школа старалась по-своему определить ее предмет, исходя из собственного понимания вопроса. Своеобразный подход к выделению основной проблематики социальной психологии проявили представители таких научных направлений, как психология народов и масс, теория инстинктов социального поведения и групповой динамики, социал-дарвинизм и бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ, интеракционизм и когнитивизм, экзистенциальная психология и трансактный анализ и др.

В отечественной социальной психологии можно выделить несколько этапов, которые связаны с дискуссией о ее предмете. Наиболее остро эта дискуссия происходила в 20-е годы. В результате сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии. На судьбу отечественной социальной психологии повлияла точка зрения основателя и директора психологического института Г. И.Челпанова, предложившего разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология обязана оставаться эмпирической. Не отрицая значения марксизма для социальной психологии, тем не менее нельзя его фетишизировать. В эти годы свое понимание предмета социальной психологии высказали представители коллективной реактологии и рефлексологии. Так, предмет коллективной рефлексологии определялся следующим образом:

«Изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».

В 50-60-е годы вновь была развернута дискуссия о предмете социальной психологии. В то время имелись три подхода к решению этого вопроса. Представители первого понимали под социальной психологией науку о «

массовидных явлениях психики». Сторонники второго подхода видели в качестве основного ее предмета личность, а третьи пытались синтезировать два предыдущих, т. е. социальная психология рассматривалась ими как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Странно, но факт, что ни в одном учебнике по социальной психологии не было определения ее предмета. Авторы, как правило, добросовестно перечисляли точки зрения других ученых на этот счет, но сами уходили от ответа на вопрос, что изучает социальная психология. Во многом это объяснялось тем, что социальные психологи в силу объективных причин не могли откровенно высказываться по поводу предмета своей науки. Над ними довлел партийно-классовый подход, согласно которому исторический материализм и политическая экономия рассматривались в качестве ведущих наук в области изучения социальных явлений.

Что же касалось социальной психологии, то она при рассмотрении многих вопросов строго следовала историческому материализму. Она обязана была «знать» свое место и конкретно заниматься изучением общественной психологии как явления менее значимого, чем идеология. Не случайно была опубликована брошюра под названием «Что изучает общественная психология?» Отдельные области социальной психологии превратились в своеобразный катехизис, мифологию. Это прежде всего касалось больших социальных групп. Социальная психология снималась в основном изучением школьных коллективов.

Ясно, что идеологический подход ограничивал предмет отечественной психологии, уводил ее в сторону от исследования социальных явлений, входящих в сферу ее компетенции.

В значительной степени затрудняло определение предмета социальной психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась как описательная наука, в русле житейских представлений. Отсюда вместо четкого понятийного аппарата в социальной психологии сложился терминологический конгломерат на основе некритического заимствования из социологии, общей психологии и других наук.

Все это затуманивает вопрос о предмете социальной психологии. Однако главная трудность связана с неоднозначным пониманием парадигмы, единицы анализа.

В психологии под единицей анализа подразумевается универсальное понятие, общая составляющая различных психических процессов. В общей психологии за единицу анализа берутся ощущение, образ и т.д. В социальной психологии к единице анализа относят различные явления.

Одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие — общение, третьи — личность и т. п.

Однако, как отмечалось выше, универсальным понятием считается «взаимодействие», в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффектом взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

По существу, это интеракционистский подход к объяснению социально-психологических явлений. С точки зрения социального психоанализа или когнитивной психологии природа последних выглядит несколько иначе. Социально-психологические явления можно представить без учета «коллективного бессознательного» и г. д. Тем не менее роль взаимодействия в их происхождении трудно переоценить.

Социально-психологические явления -это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. Так, по содержанию они делятся на нормальные и деформированные. Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии.

В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально психологические явления.

По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, традиции, обычаи). Обычно в динамике и статике рассматривались только групповые явления. Эта традиция восходит к школе «групповой динамики» К.Левина. Между тем такие явления наблюдаются не только в рамках малых групп.

Д. Майерс выделяет американскую и европейскую социальную психологию, а также развивающихся стран.

Отечественная социальная психология называлась по-разному: просто социальной психологией, общественной психологией, марксистской социальной психологией.

Марксистская социальная психология имеет право на существование, но не в качестве истины в последней инстанции. Можно сказать, что марксистская социальная психология — одна из ее версий, но не более того. Есть гуманистическая, когнитивная социальная психология, социальный психоанализ и т.д. Свое место в этом ряду должна занять и марксистская социальная психология без претензий на монополию. Здесь содержится ряд правильных в методологическом отношении постановок вопросов о социальных конфликтах и пр.

Социальная психология имеет право называться наукой в том случае, если она обладает возможностью освещения закономерностей возникновения, развития и проявления социально-психологических явлений.

Впервые законы социальной психологии попытался сформулировать А.Г. Ковалев в «Курсе лекций по социальной психологии» (М., 1972). Однако его попытку нельзя в целом признать удачной, так как при этом были повторены законы исторического материализма, в частности закон детерминации социально-психологических явлений (общественное бытие определяет общественное сознание). В 1988 г. аналогичную попытку предприняли авторы теоретической и прикладной социальной психологии, но их постигла та же участь. Дело в том, что при отсутствии достаточно большого массива эмпирических исследований определить закономерности социально-психологических явлений практически невозможно. Для того чтобы вывести закон, нужны широкомасштабные исследования.

Тем не менее, анализ имеющихся данных позволяет сделать предварительный вывод о некоторых закономерностях социально-психологических явлений. Об общей социально-психологической теории говорить еще рано, так как ее каркас лишь возводится на основе разработки частных теорий (социальной перцепции, малых групп, функционирования общественного мнения, стратификации и пр.). Вместе с тем уже сейчас можно с большей долей вероятно утверждать, что законы в области социальной психологии имеют иерархический, субординационный, нелинейный и замкнутый характер, что социально-психологические явления относительно независимы (автономны) и к объяснению их природы подхода «S-R» (стимул-реакция) неприемлем. При этом следует подчеркнуть, что социально-психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).

Один из недостатков социальной психологии в том, что она пытается определить закономерности социально-психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения и проявления. Так, долго не учитывалось, что формирование общественного мнения в нормальных условиях подчиняется одним закономерностям, а в экстремальных — совершенно другим.

В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т. д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.). К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

  • подражание — следование какому-либо примеру, образу;
  • внушение — процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;
  • заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;
  • убеждение — метод воздействия на сознание личности;
  • идентификацию — процесс объединения или, точнее, отождествления.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений содержится в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле. Эта сказка — пример конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не «как все», получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.

Таким образом, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии — ее теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

📖 ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии. Социальная психология: конспект лекций. Мельникова Н. А. Страница 1. Читать онлайн

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце xix в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины xix в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы.

Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т.  д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода — К. Левин, создатель теории групповой динамики.

Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.

Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации.

Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания.

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части.

Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин.

Одна из них — объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания, родилась «на перекрестке» двух наук.

Все это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем.

Запросы на социально психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения.

Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т.  д.

Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется двумя обстоятельствами.

Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг.

Во-вторых, социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами.

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.

Необходимо выделение из психологической проблематики вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?»

Психология и социология — «материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология — это лишь часть социологии и психологии.

Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки.

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе.

В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий.

С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией.

Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т. д.

Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Это прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д.

Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др.

Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих.

Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.

Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики.

Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.

Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков.

Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте.

Социальный психолог Г. М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ, это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера.

Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации — приспособления к сложным условиям жизни.

Главная социально-психологическая проблема функционализма — проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.).

Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.

Центральная проблема бихевиоризма — проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.

Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.

Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.

Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера.

Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.

В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).

Проблема когнитивизма — принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.

Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества.

Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки.

Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Наблюдение – «старый» метод социальной психологии. Главная проблема — обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста.

Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ».

Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации.

Опросы – распространенный прием в социально-психологических исследованиях.

Обычно критические замечания по этому методу выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов.

Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика построения.

Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже — групповые тесты.

Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.

Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

Эксперимент – один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

Темы по социальной психологии — iResearchNet

Этот список тем по социальной психологии выполняет две функции. Во-первых, одни только заголовки описывают на широком уровне виды тем, рассматриваемых в области социальной психологии. Глядя на всеобъемлющие категории, можно увидеть, что социальная психология изучает познание (мысль) и действие, полезное и вредное поведение, эмоции и решения, культуру и эволюцию, личность и социальные отношения, а также здоровье и проблемное поведение. Это очень широкий спектр тем! Вторая цель списка тем исследований в области социальной психологии связана с первой тем, что она помогает читателям, которые уже интересуются какой-либо темой, найти новые темы, которые могут представлять интерес. Таким образом, список предоставляет ссылки между темами.

    Социальная психология — это научное исследование того, как люди думают, влияют и относятся друг к другу. Изучая социальное мышление, социальные психологи исследуют, как и насколько точно мы воспринимаем себя и других. Изучая социальное влияние, социальные психологи изучают тонкие силы, связанные с конформизмом, убеждением и групповым влиянием, которые дергают нас за ниточки. Изучая социальные отношения, социальные психологи исследуют, что заставляет людей ненавидеть и причинять друг другу боль или любить и помогать друг другу.

    Социальная психология как область находится между психологией личности и социологией. Образно говоря, психологи личности изучают лодки, социологи изучают океан, а социальные психологи изучают, как плавают эти лодки. Когда человек (лодка) попадает в окружающую среду (океан), социальные психологи хотят понять, как он движется под действием ветра и течения.

    Социальная психология рассматривает многие из тех же вопросов, что и социология, но предпочитает ответы, которые сосредоточены на отдельных действующих лицах (например, на том, как они воспринимают свои ситуации), а не на ответах, которые применимы к групповому уровню (например, бедность или семейная сплоченность). ). Она также отличается от психологии личности тем, что ее меньше интересуют индивидуальные различия (такие как агрессивность или несчастье), хотя она часто рассматривает индивидуальные различия, которые взаимодействуют с ситуациями (например, когда человек с высокой самооценкой реагирует на угрозу отношениям больше любит своего партнера).

    Социально-психологическая работа применялась во многих реальных условиях. Исследователи применили его к изучению поведения, связанного со здоровьем, такого как курение и использование презервативов, и при этом добились практических успехов. Они возглавили, например, графические изображения гнилых зубов и легких на пачках сигарет в Канаде. Политические психологи также интересовались моделями убеждения и формирования и изменения установок. Организационные психологи применили социально-психологические теории групповых процессов, удовлетворения и наслаждения к контексту рабочего места.

    Право — еще одна область, в которой широко применяются социально-психологические исследования. Психологическая работа показала, что опознание свидетеля, долгое время являвшееся стержнем юридических доказательств, часто ошибочно. Людям часто очень трудно точно идентифицировать даже тех, на кого они внимательно посмотрели. Исследования использовались для улучшения процедур опознания, чтобы получить более справедливые результаты с меньшим количеством ложных срабатываний, например, путем информирования свидетелей о том, что подозреваемый может быть или не быть в очереди. Социальные психологи также были вовлечены в большие споры по поводу точности «восстановленных воспоминаний» — воспоминаний о жестоком обращении в прошлом, которые люди верят, что они заново открыли в более позднем возрасте. Исследования показывают, что, хотя некоторые такие случаи могут быть подлинными, некоторые почти наверняка нет, поскольку создать у людей ложные воспоминания несложно.

    Изучение социальной психологии: что нужно знать

    В 1954 году двенадцать взволнованных мальчиков отправляются в летний лагерь в Оклахоме, США. Чего они не знали в то время, так это того, что навсегда останутся на страницах истории.

    Дети участвовали в исследовании социальной психологии, известном теперь как «Эксперимент в пещере разбойников». Под пристальным вниманием турецкого социального психолога Музафера Шерифа эксперимент должен был доказать, что пройдет всего несколько дней, прежде чем невинные молодые люди вцепятся друг другу в глотки. Ожидалось, что они станут порочными.

    Исследование имело все признаки леденящего кровь бестселлера Уильяма Голдинга Повелитель мух . Спойлер: эксперимент получился не таким, как в книге.

    С тех пор социальная психология продолжает изучать межличностные отношения и то, как присутствие других людей влияет на наши мысли, чувства и поведение.

    Что такое социальная психология?

    Наука социальная психология исследует наши групповые взаимодействия, отношения с отдельными людьми и принятие культуры. Социальные психологи задаются вопросом, почему и как на мнения, убеждения и действия людей влияют другие.

    Опираясь на научные методы, социальные психологи ищут ответы на такие вопросы, как соответствие и послушание, гендерная идентичность и групповые процессы.

    С момента нашего рождения наш мир состоит из других людей – родителей, братьев и сестер, родственников, а позже друзей, коллег и так далее. Постоянное присутствие других помогает формировать наше отношение и наше место в социальном порядке.

    Люди — существа социальные. Реальные или воображаемые взаимодействия с другими людьми могут повлиять на то, кем мы становимся, и на наши предубеждения.

    Краткая история социальной психологии

    Записи показывают, что раннее влияние на социальную психологию восходит к известным философам, таким как Аристотель и Платон. Однако дисциплина, какой мы ее знаем сегодня, действительно зародилась только в 1905 году, что совпало с основанием Американской социологической ассоциации (ASA).

    Только после Второй мировой войны социальная психология действительно укрепила свое место в науке и стала влиятельной. Начали появляться новые теории, такие как Теория поля Курта Левина, гештальт-психолог, которая предполагала, что индивидуальные черты и окружающая среда взаимодействуют, вызывая поведение.

    Одним из самых известных исследований в области социальной психологии 20-го века является шоковая машина Стэнли Милгрэма. В 1961 году исследование рекламировало 500 обычных мужчин для участия в тесте памяти. На самом деле они подписывались на эксперимент по послушанию, в ходе которого участникам было приказано наносить сильные удары электрическим током учащимся, которые не смогли правильно ответить на вопросы теста.

    Перед Милгрэмом стояла задача показать, что люди подчиняются авторитетам и слепо следуют правилам, то есть принимают зло, не задумываясь. С тех пор противоречивый эксперимент Милграма стал источником вдохновения для фильмов, книг, театральных постановок и игровых шоу.

    Социальная психология и личность

    По мнению авторов «Элементов человеческой психологии», личность «охватывает все аспекты человеческого характера: интеллект, темперамент, навыки, мораль и все отношения, которые сформировались в течение жизни. .»

    В то время как психология личности стремится понять основные психологические модели человека, социальные психологи рассматривают взаимодействие между личностными чертами и развитием социальной идентичности человека в контексте группового поведения.

    Индивидуальность делает людей такими, какие они есть. Почему одни из нас предпочитают слушать дэт-метал, а другие выбирают лучшие фортепианные произведения Баха? Почему некоторые из нас становятся воинами против пластика, а другие становятся гордыми скептиками по поводу изменения климата?

    Наши индивидуальные особенности влияют на выбор работы, романтические отношения, в которых мы оказываемся, и компанию, которую мы поддерживаем.

    Социальная психология и социальное влияние

    В 1968 году, после убийства Мартина Лютера Кинга-младшего, педагог Джейн Эллиотт провела знаменитый эксперимент «голубые/карие глаза». Нацарапав слово МЕЛАНИН на классной доске, она продолжила объяснять своему классу третьеклассников, что люди с карими глазами умнее, быстрее и лучше, чем голубоглазые.

    Вскоре голубоглазые начали ошибаться и сомневаться в своих силах. А кареглазые самоутвердились и начали снисходительно разговаривать с голубоглазыми. Это был суровый урок расизма и дискриминации. Но это также был яркий пример соответствия и того, как люди меняют отношение и поведение, чтобы соответствовать воспринимаемой социальной норме.

    Урок Эллиота показал, что другие люди влияют на наше поведение, что лежит в основе социальной психологии. Эксперимент показал, что никто из нас не застрахован от социального влияния. С тех пор минимальная групповая парадигма Эллиотта сформировала целую методологию социальной психологии.

    Ключевые теории и методы социальной психологии

    Социальные психологи полагаются на ряд ключевых теорий и методов исследования, чтобы понять поведение человека в социальных ситуациях.

    Вот краткий обзор трех основных теорий социальной психологии:

    • Социальное восприятие : когда человек оценивает человека или группу, чтобы определить их мышление и мышление.
    • Отношения и поведение : когда индивидуальные симпатии и антипатии человека влияют на его мысли и действия, например, на проявление агрессии.
    • Социальные отношения : когда набор норм, ожиданий и ролей диктует и определяет статус человека.

    Ключевые методы социальной психологии включают:

    • Описательное исследование : определение взглядов внутри группы с помощью опросов общественного мнения, обзоров, тематических исследований и наблюдений.
    • Корреляционное исследование : включает сбор и сравнение данных, чтобы установить, существует ли связь между двумя переменными, такими как успехи в учебе и самооценка.
    • Экспериментальное исследование : используется для поиска случайных взаимосвязей между переменными с использованием контролируемых методов или случайного назначения и проверки этой гипотезы.
    • Метаанализ : используется для обобщения результатов эмпирических исследований с использованием статистических методов.

    Социальная психология: прошлое, настоящее, будущее

    В 1954 году американский психолог Гордон Олпорт разработал способ измерения проявления предрассудков в обществе, известный как Шкала предрассудков и дискриминации Олпорта.

    После Холокоста неудивительно, что социальные психологи, такие как Олпорт, сосредоточились на человеческой природе и межгрупповых предубеждениях, уделяя особое внимание таким понятиям, как агрессия, послушание и конформизм.

    Забегая вперед, перед исследованиями в области социальной психологии стоят новые огромные задачи.

    Диплом по психологии JCU Online (Bridged) исследует, как результаты исследований в области социальной психологии могут предсказывать поведение человека и влиять на него перед лицом текущих и возникающих современных глобальных проблем.

    Текущие глобальные проблемы: здоровье и благополучие

    Пандемия COVID-19 — самая большая проблема для здоровья нашего поколения. Нам показали, что во времена неопределенности люди попадают в зону паники. Одной из вызванных им реакций было безумие покупки и накопления туалетной бумаги. Некоторые комментаторы объясняют принятие решений и групповое поведение прямым нарушением доверия к нашим системам.

    В Австралии мы также наблюдаем растущую нерешительность в отношении вакцин, тревожное распространение дезинформации и процветающих теорий заговора, несмотря на рекомендации экспертов в области общественного здравоохранения.

    Поскольку коронавирус продолжает изменять нашу жизнь, он дает сетям социальной психологии по всему миру возможность изучить, как общественность может принять меры безопасности и соблюдать их в своих культурных условиях, чтобы снизить ежедневные показатели инфицирования и смертности.

    Новые глобальные вызовы: устойчивое будущее

    Несмотря на всепоглощающую пандемию, Австралия столкнулась с еще одной серьезной проблемой. Будучи одной из самых засушливых стран мира, мы уязвимы к воздействию глобального потепления. Согласно отчету CSIRO о состоянии климата, большинство лет в настоящее время теплее, чем почти любые другие годы в 20-м веке.

    Для социальных психологов угроза изменения климата — это возможность изучить, как социальные группы могут покончить с неустойчивым образом жизни в пользу более здорового образа жизни. Глядя на рычаги социального взаимодействия, социального влияния и социального восприятия, исследования в области социальной психологии могут попытаться ответить на вопрос о том, что побуждает группы участвовать в согласованных действиях в защиту окружающей среды.

    Результаты карьеры в области социальной психологии

    Мелиса Фини работает в Совместном исследовательском центре здоровья аборигенов, руководя их программой социального и эмоционального благополучия. Финей уволили работать в области социальной психологии после того, как заметили, что ее клиенты подвергаются сильному расизму.

    Роль Фини — всего лишь один путь для выпускников, изучающих социальную психологию. Карьерные возможности в социальной психологии многочисленны и разнообразны, с ролями в правительстве, некоммерческом и корпоративном секторе.

    Вот три карьерных пути: 

    Должности, ориентированные на человека

    • — Специалист по кадрам
    • — Специалист по связям с общественностью
    • — Разработчик технологий
    • — Менеджеры по маркетингу
    • — Исследователи
    • — Политический стратег
    • — Специалист по связи
    • — Сотрудник службы пробации и условно-досрочного освобождения
    • — Специалисты по продажам
    • — Работники по уходу за детьми

    Руководящие должности

    • — Консультант
    • — Педагоги и преподаватели
    • — Политики

     Роли психолога

    • — Психолог производственных отношений
    • — Организационный психолог
    • — Кейс-менеджеры
    • — Советник
    • — Педагог-психолог
    • — Социальные работники
    • — Социальные работники

    Зачем изучать психологию в JCU Online

    Диплом психолога JCU Online (Bridged) разработан с учетом будущего.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *