Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Предмет наблюдения: 12. Объект и предмет наблюдения в психконсультировании. Виды наблюдения и их характеристика. Типы протоколов наблюдения

Метод наблюдения

Наблюдение как активная форма чувственного познания, дает возможность накапливать эмпирические данные, формировать первоначальные представления об объектах, проверять исходные предположения с ними связанные. Общая информация о данном методе была представлена в одной из статей, но сейчас рассмотрим этот метод подробнее. Наблюдение является первым научным методом психологических исследований в историческом плане и используется в трех разных значениях:

Наблюдение от пассивного созерцания окружающей действительности отличается следующим:

Как деятельность наблюдение может относиться к областям общественной практики, например, врач, осматривающий больного, учитель, наблюдающий за работающим учеником и др. Наблюдение как деятельность направлено на обслуживание практической деятельности, а как метод науки оно включает в себя систему принципов познавательной деятельности.

Как метод психологии наблюдение отличается универсальностью, это значит, что его можно применять к изучению широкого круга явлений, возможностью менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять дополнительные гипотезы.

Исследования этим методом не требуют большого обеспечения аппаратурой.

Наблюдение как метод имеет свои характеристики – целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.

В методике содержится полное описание процедуры наблюдения, которое включает:

  • Выбор ситуации и объекта для наблюдения;
  • Программу наблюдения с перечнем признаков наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием;
  • Способ и форму фиксации результатов наблюдения;
  • Описание требований к работе наблюдателя;
  • Описание способа обработки и представления полученных результатов.

Объект и предмет наблюдения

Предметом наблюдения выступают только внешние, экстериоризированные компоненты психической деятельности:

  • Моторные компоненты практических и гностических действий;
  • Движения, перемещения, неподвижные состояния людей;
  • Совместные действия;
  • Мимика и пантомима, экспрессия звуков;
  • Проявление вегетативных реакций – изменение ритма дыхания, покраснение кожи и др.

По отношению к объекту наблюдения позиция наблюдателя может быть открытой и скрытой. Есть феномен проекции собственного «Я» на наблюдаемое поведение, когда наблюдатель переносит собственную точку зрения, интерпретируя поведение другого человека. Необходимой для наблюдателя является специальная тренировка наблюдательности, т.к. она дает возможность несколько уменьшить влияние индивидуальных характеристик.

Та или иная ситуация дают возможность выделить:

  • Полевое наблюдение. Оно проводится в естественных для наблюдаемого человека условиях;
  • Лабораторное наблюдение наиболее удобно для исследователя, но искусственные условия могут исказить поведение человека;
  • Спровоцированное наблюдение, когда ситуация задается исследователем, но наблюдение осуществляется в естественных условиях – в ходе игры, занятия и др.

Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

В изучении психического развития детей метод наблюдения имеет широкое применение, что обусловлено особенностями объекта исследования. Маленький ребенок не может быть его участником, т.к. не может дать отчет о своих действиях, мыслях, эмоциях, поступках.

Данные о психическом развитии детей, накопленные с раннего возраста свели их в определенные системы.

Таблицы развития А. Гезелла

Эти таблицы охватывают четыре основные сферы поведения ребенка:

  • Моторику;
  • Язык;
  • Адаптивное и личностно-социальное поведение.

Прямое наблюдение за реагированием детей на обычные игрушки дополняется данными, которые сообщает мать ребенка. А. Анастази, американский психолог, указывает на полезность этих таблиц развития как дополнение к медицинским обследованиям, но отмечает недостаточную их стандартизованность.

Методика Э.Фрухт

Методика фиксирует развитие ребенка в возрасте от 10 дней до 12 месяцев по следующим категориям:

  • Зрительные ориентировочные реакции;
  • Эмоции и социальное поведение;
  • Движение рук и действия с предметами;
  • Общие движения;
  • Понимание речи;
  • Активная речь;
  • Навыки и умения.

Дается перечень категорий для каждого возраста и характерное для него описание реакций, например, для месячного возраста движения общие – лежа на животе, пытается поднимать и удерживать головку в течение 5 секунд и др. Схема позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на тревожные симптомы.

Карточки развития Д. Лешли

Автор предлагает использовать в карточке такие структурные рубрики:

  • Физическое развитие, охватывающее и общие движения – ходьба и тонкие – координация движений глаза;
  • Общение и развитие речи;
  • Социальное развитие и игра;
  • Самостоятельность и независимость – наличие умений, позволяющих обходиться без помощи взрослых – одеваться, умываться, пользоваться туалетом и др.
  • Поведение.

Если умение или навык у ребенка сформированы, то в карточке ставят значок. Итоги в конце не подводятся.

Логопеды и психологи, данные развития ребенка используют с целью сравнения со средними показателями детей данного возраста.

Совершенный образец при выборе карточки не найти, т.к. он просто не существует. В методике наблюдения за «трудным» поведением Д. Лешли считает, что нужно определить три основных аспекта наблюдения:

  1. Как часто проявляется проблема;
  2. Продолжительность такого поведения в каждом случае;
  3. Интенсивность при помощи, которой определяется насколько проблема серьезная.

На основе наблюдения, таким образом, возможно проведение не только фундаментальных исследований, но и прикладных изысканий, помогающих вскрыть и объяснить феномены детского развития. Навык психологического наблюдения важен для педагога, потому что дает возможность глубже понять своих воспитанников.

Департамент психологии – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

11 ноября в департаменте психологии прошла открытая лекция по провокативной психотерапии. Спикером​ был практикующий психолог Сергей Насибян – сценарист и идейный вдохновитель психологического сериала «Триггер», на примере которого шел разбор значимых ситуаций в жизни психотерапевта, а также возможностей и границ провокативной и иной психтерапии.

Факультет социальных наук приглашает на новую онлайн-программу повышения квалификации «Управление изменениями. Лидер как коуч». Елена Наумцева, старший преподаватель Департамента психологии НИУ ВШЭ, организационный консультант и практикующий бизнес-коуч, представляет программу и рассказывает об актуальных компетенциях руководителя в условиях социальной турбулентности.

Научная группа под руководством проф. Нартовой-Бочавер С.К. подготовила российскую адаптацию Опросника аутентичности М. Керниса и Б. Голдмана, который был разработан в рамках экзистенциального понимания аутентичности.

Сотрудники университета могут подать заявку до 30 ноября

Во главу угла развития общества сегодня ставится психологическое благополучие человека, то есть его удовлетворенность жизнью, способность видеть ее смысл и цель. Как понимают психологическое благополучие гедонисты и кто такие эвдемонисты, как работает персонология — эти темы обсудили на объединенном научном семинаре «Психологические интервенции, психологическое благополучие и развитие субъектности». HSE daily публикует тезисы доклада руководителя департамента психологии Марии Чумаковой.

Завершилась осенняя школа по Психологии бизнеса «Эффективные коммуникации в бизнесе».

«Ананьевские чтения» — традиционная ежегодная научная конференция, проводимая факультетом психологии СПбГУ. На юбилейной конференции в 2022 году были рассмотрены ключевые направления теоретического анализа и прикладного применения результатов фундаментальных психологических исследований.

Исследователи из департамента психологии НИУ ВШЭ разработали рекомендации по преодолению языковой тревожности для изучающих второй иностранный язык. Они рекомендуют уделять больше внимания звуковому, грамматическому и словарному сходству изучаемых языков. Результаты исследования опубликованы в «Вестнике РУДН».

23 октября в Еврейском центре и музее толерантности состоялась открытая лекция проф. департамента психологии С.К. Нартовой-Бочавер. Что такое чувство дома? Обсудили этот предмет с точки зрения антропологии и психологии. Дом — это просто ночлег или символ? Если символ, то символ чего? Как дом определяет нашу личность, какими обладает функциями и значением? Откуда возникает привязанность к месту и что дает тяга к путешествиям? Быть домоседом — это хорошо или плохо? Почему какие-то народы предпочитают оседлый образ жизни, а другие — кочевой? Что теряют люди, когда расстаются с домом? Как обрести чувство дома на новом месте? Все эти вопросы обсудили на открытой лекции.

За четыре года в Вышке Анна Иванова прошла путь от ведения семинаров у первокурсников до авторского курса об автобиографической памяти. Преподаванию она отдает очень много времени, а параллельно дописывает диссертацию и ведет психологическую практику. В интервью «Ровесникам Вышки» Анна рассказала о гендерных исследованиях, первых впечатлениях от своего департамента и пользе дисциплин общего цикла.

Наблюдение в статистике: простое определение и примеры


Определения статистики >


Что такое наблюдение в статистике?

«Собаки» могут быть наблюдениями, так же как и «животные в клинике».

Термин «наблюдение» может иметь несколько разные значения в зависимости от того, где вы его используете.

Общее значение наблюдения в статистике. или количество животных. «Единица наблюдения» в данном контексте означает то же самое. Например, допустим, вы измеряете, насколько хорошо ваши сбережения работают в течение одного года. Вы записываете одно измерение (баланс вашего банковского счета) каждые три месяца, всего четыре

наблюдений :


  • Март = 564$
  • июнь = 576 долларов
  • Сентябрь = 587$
  • декабря = 599 долларов

Обратите внимание, что «наблюдение» не означает, что вы его наблюдали. Может кто-нибудь еще измерил. Или это могут быть данные, которые вы нашли в пыльном файле и понятия не имеете, откуда они взялись. Допустим, вы нашли тысячу файлов. Каждый файл может быть наблюдением или каждой страницей в файле; многое зависит от вас и от того, как вы решите разделить свои данные. В принципе, многое зависит от того, что вы ищете. Допустим, ваши файлы содержат данные из приюта 1800-х годов, и вас интересует здоровье женщин в приюте. Обложки файлов вам бы не пригодились, так что они, очевидно, не были бы «наблюдениями», но как насчет остального содержимого? Вы можете взять файл каждого человека и классифицировать его как экспериментальную единицу. Однако, если вас интересует только уровень заболеваемости, скажем, сифилисом, вы можете взять только каждый случай сифилиса.

Обозначение экспериментальных единиц

Наблюдение в статистике, обычно обозначаемое буквой X. Каждая из этих единиц наблюдения (X) представляет данные одного наблюдения.

В исследованиях

Эмпирические исследования — это проведение практических экспериментов. Другими словами, вы получаете свои результаты из реального опыта, а не из теории или убеждений. В этом контексте «наблюдение» — это то, что вы делаете — вы наблюдаете за происходящим. Например, наблюдательное исследование — это когда исследователь наблюдает за участниками без какого-либо вмешательства.

Наблюдение также может в очень узком смысле относиться к фактическому наблюдателю . Например, систематическая ошибка наблюдения возникает, когда ключевая информация собирается, интерпретируется или измеряется неточно. По словам Джона Хопкинса, это когда:

«… информация собирается по-разному между двумя группами, что приводит к ошибке при заключении ассоциации».

Эта широкая категория включает предвзятость наблюдателя, которая возникает, когда исследователь знает о заболевании или статусе воздействия.


Ссылки

Канчанаракса, С. (2008). Предвзятость и путаница. Школа общественного здравоохранения Блумберга Джона Хопкинса. Получено 7 июня 2018 г. с: http://ocw.jhsph.edu/courses/fundepiii/pdfs/lecture18.pdf

УКАЗЫВАЙТЕ ЭТО КАК:
Стефани Глен . «Наблюдение в статистике: простое определение и примеры» от StatisticsHowTo.com : Элементарная статистика для всех нас! https://www.statisticshowto.com/observation-in-statistics/

————————————————— ————————-

Нужна помощь с домашним заданием или контрольным вопросом? С Chegg Study вы можете получить пошаговые ответы на свои вопросы от эксперта в данной области. Ваши первые 30 минут с репетитором Chegg бесплатны!

Комментарии? Нужно опубликовать исправление? Пожалуйста, Свяжитесь с нами .



Взгляд гелуг на выбор объекта наблюдения

Toggle NAV

Поиск

Поиск

Меню

Учетная запись

My Cart

Поиск

Поиск

Advanced Search

к выбору объекта. например, изображение Будды, чтобы увидеть, что работает хорошо» — то есть медитирующий может попробовать их — или «читать тексты, чтобы узнать, какие объекты наблюдения рекомендуются», или «обратиться за советом к добродетельному духовному другу или наставнику ( dge ba’i bshes gnyen, kalyanamitra ) — лама ( bla ma, гуру ), способный определить подходящий объект наблюдения»; хотя медитирующие с острыми способностями способны выбирать объект наблюдения, изучая тексты и пробуя изложенные в них объекты наблюдения, большинству людей необходимо полагаться на учителя.

Гелугпы, однако, опровергают положение о том, что подойдет любой объект наблюдения, который кажется легким или удобным. Скорее, объект наблюдения должен успокаивать ум. Поэтому объект, вызывающий желание или ненависть, не подходит. Согласно Гедуну Лодро, ошибочное мнение о том, что подходящим является любой легкий или удобный объект наблюдения, проистекает из неверного толкования строки из 9 Атиши.0017 Светильник на Пути к Просветлению , который Гедюн Лодро интерпретирует в контексте смены объекта наблюдения так: «Нужно направить свой добродетельный ум на любой один объект». Это также может быть понято как преувеличение действительного положения, что для неопытного медитатора трудно культивировать пребывание в покое и что, следовательно, объект наблюдения также не должен быть трудным.


Медитаторы, у которых есть одна из пяти преобладающих омрачающих эмоций — желание, ненависть, омрачение, гордость и дискурсивность — должны усмирить преобладающую омрачающую эмоцию, используя особый объект наблюдения, который является противоядием от нее; они не могут успешно использовать какой-либо другой объект наблюдения, пока не сделают этого. Объекты наблюдения, усмиряющие пять преобладающих омрачающих эмоций, называются объектами наблюдения за очищающим поведением. Однако тот, у кого омрачающие эмоции одинаково сильны, или у кого мало омрачающих эмоций, может использовать любой из объектов наблюдения, указанных в системе Гелуг. Поскольку тело Будды считается лучшим объектом наблюдения в этой системе, оно будет рассматриваться как наиболее подходящий объект наблюдения для такого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *