Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

При этом оно руководствовалось не столько принципами гуманности: Page not found | International Committee of the Red Cross

За пять веков до толерантности. Тема «Великие географические открытия. Освоение Америки и Сибири». 10-й класс – Учительская газета

Цели и задачи: определить причины великих географических открытий; рассмотреть отношения европейских в Америке и русских в Сибири экспансионистов к местному населению; проанализировать последствия освоения Америки и Сибири для местного населения и государств-экспансионистов.

Оборудование

Карта «Великие географические открытия», «Освоение Сибири», иллюстрации портретов Х.Колумба, Ермака.

Дополнительные тексты «Последствия великих географических открытий», «Освоение сибирских земель», фрагмент фильма из серии «Исчезнувшие цивилизации».

План урока

1. Причины и предпосылки великих географических открытий.

2. Причины освоения Сибири.

3. Взаимоотношения местного населения и переселенцев.

4. Последствия великих географических открытий.

Перед уроком учащимся даются предварительные задания: по учебнику новой истории повторить причины и предпосылки великих географических открытий; подобрать материал о природе, населении и занятиях Северной Америки и Сибири в Х-ХII веке.

Ход урока

Перед учащимися ставится задача по рассказу учителя, ответам учеников заполнить сравнительную таблицу «Освоение Америки и Сибири».

Вопросы для сравнения. Америка и Сибирь.

1. Причины освоения

2. Природа, население и занятия

3. Отношение экспансионистов к местному населению

4. Последствия освоения для местного населения

5. Последствия освоения для государств-экспансионистов

Урок начинается с беседы ранее изученного материала.

1. Каковы предпосылки великих географических открытий?

Примерные ответы учеников:

Развитие ремесла и торговли, содержание наемников и чиновников в укрепляющихся централизованных государствах Западной Европы требовали много золотой монеты.

Торговый путь через Азию был захвачен арабами-мусульманами. Необходимо искать новый путь в Индию.

Строились легкие, быстроходные каравеллы.

Изобретенный треугольный парус судна позволяет идти судну против ветра.

Мореплаватели ХV века умели пользоваться астролябией и компасом, составляли карты морского побережья.

2. Расскажите о природе, населении и занятиях местных жителей Северной Америки.

Северная Америка покрыта густыми лесами.

Суровый климат.

Заселена многочисленными племенами, индейцами (так их назвал Христофор Колумб думая, что это народ искомой им Индии).

Находились на стадии родоплеменного строя.

Занимались охотой, собирательством, рыболовством, немногие из них научились обрабатывать землю, выращивать кукурузу, бобы, табак и тыкву.

Индейцы не знали денежной торговли.

Жили в общих бревенчатых домах или в вигвамах.

Часто воевали друг с другом, применяли луки, стрелы и боевые топоры – томагавки.

Индейцы не были так кровожадны, как стали их изображать потом белые поселенцы, но нет основания и преувеличивать их благородство, как это делал в своих романах Ф. Купер. Они были воинственны, но не агрессивны.

Вот с этими племенами и столкнулись европейцы, когда высадились на континенте Северной Америки в начале ХVII века.

В ХVI в. невиданная дотоле страсть к путешествиям охватила половину Европы. Испания, Португалия, Англия, Голландия занялись хлопотной и рискованной подготовкой многочисленных экспедиций в Новый Свет – недавно открытую Америку. А что же Россия? Неужели не находилось среди русских смелых и предприимчивых людей, готовых добыть счастье в далеких и трудных походах? Таких людей в Московском государстве было достаточно.

Куда могли отправиться русские путешественники? В Сибирь. Откуда произошло это название? Так называлась тогда небольшая территория в низовьях Тобола, где обитало племя сипыр, «сибирская земля».

Сообщение ученика о природе, населении и занятиях жителей Сибири.

Большая площадь лесов, тайги.

Родоплеменные отношения.

Занятия охотой и рыболовством.

Неравномерность расселения племен.

Проникновение русских в Сибирь началось с ее северо-западного угла – с северного Зауралья.

Уже в ХI-ХII вв. сюда ходили ватаги новгородцев, добывавшие пушного зверя и выменивавшие у местного населения меха на железные изделия. За ними шли снаряженные новгородскими боярами военные отряды, собиравшие дань мехами с обитавших здесь племен. В конце ХV в. сюда ходили и московские рати.

В ХVI в. движение русских охотников-промысловиков на северо-запад Сибири возросло. В то время существовало два основных пути из России в Сибирь – сухопутный и морской. Первый из них – «чрезкаменный», известный еще новгородцам – проходил по Печоре и ее восточным притокам и далее через Камень (как называли тогда Уральский хребет) к притокам Нижней Оби.

Другой путь в Сибирь шел «морем-окияном». Этим путем русские мореходы из Поморья ходили на промысел морского зверя в устья Оби и Енисея.

Обратите внимание, насколько обходной и трудный путь в Сибирь. Почему? Восточные границы России были отрезаны Казанским и Сибирским ханствами.

Ликвидация в середине ХVI в. Казанского ханства открыла более удобный и короткий путь в Сибирь – по Каме и ее притокам. Однако оставалось еще одно препятствие – Сибирское ханство, остаток некогда могущественной Золотой Орды. Это было паразитическое и довольно примитивное государственное образование, основанное на завоевании и жестокой эксплуатации местных племен пришедшей с юга военно-кочевой знатью, совершенно чуждой коренному населению. Устранить эту преграду и открыть в Сибирь широкий доступ для русских переселенцев выпало на долю отряда волжских казаков под предводительством Ермака. Результаты похода Ермака (1582 г.) были закреплены присылкой сюда отрядов стрельцов и основанием первых русских сибирских городов – Тюмени (основанной на месте татарского поселения в 1586 г.) и Тобольска (1587 г.). Этим было положено начало действительному освоению и присоединению Сибири к России. Русские получили возможность стать первооткрывателями страны, не уступавшей Новому Свету ни по территории, ни по природным богатствам.

Дальнейшее продвижение в Сибирь шло главным образом в восточном направлении, в слабозаселенные и наиболее богатые пушным зверем таежные и тундровые районы, поскольку пушнина была одним из основных стимулов освоения Сибири на раннем его этапе.

В ХVII веке Владимир Атласов совершил поход на Камчатку в 1697-1699 гг. Тем самым был достигнут «край и конец сибирской земли» и положено начало новому этапу географических открытий, связанных с изучением Тихого океана и Северо-Запада Америки.

Работа с высказыванием монаха францисканского ордена Бартоломео де Лас Касас, участника освоения Америки.

«Они шли с крестом в руках и ненасытной жаждой золота в сердце».

О ком идет речь?

Почему они шли с крестом в руках?

Почему с жаждой золота?

Примерные ответы:

В конце ХV – начале ХVI века тысячи испанских солдат переправлялись в Новый Свет, добывая золото и завоевывая все новые и новые земли для испанской короны. Они считали войну едва ли не единственным занятием, достойным дворянина. Их стали называть конкистадорами – завоевателями. Конкистадоры были одержимы мыслью найти сказочную страну Эльдорадо, в которой золото якобы лежит прямо под ногами.

(Фрагмент фильма из серии «Исчезнувшие цивилизации»).

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: европейцы утверждают, что они открыли доколумбовы цивилизации Америки. Потомки индейцев убеждены, что европейцы закрыли эти цивилизации для истории человечества. Кто из них прав? Как вы поняли это высказывание?

Работа с учебным текстом и вопросами к нему

Русское правительство старалось избегать насильственных методов, проводило покровительственную политику по отношению к коренному населению. Конечно, при этом оно руководствовалось не столько принципами гуманности, сколько соображениями собственной выгоды. Будучи заинтересовано в сохранении большого количества «ясачных людей» (т.е данников) и поддержании их платежеспособности, правительство пыталось, хотя и не всегда успешно, оградить коренное население от произвола и лихоимства местной администрации. В царских грамотах и «наказах» (инструкциях) местным властям постоянно предписывалось действовать по отношению к «ясачным людям» «не жесточью, а ласкою», чтобы их не «ожесточить» и не «отогнать от государевой милости». Запрещалось взимание ясака «правежом», т.е. с помощью прямого физического воздействия. Власти почти не вмешивались во внутренние дела ясачных волостей, управление которыми было оставлено в руках родоплеменной знати. Русским людям разрешалось селиться только «на пустых местах и у ясачных людей угодий не отнимать». Не разрешались насильственное крещение, обращение в холопы и продажа «ясачных людей». И хотя все эти меры были продиктованы интересами казны, тем не менее они сыграли большую роль в налаживании совместной жизни русского и других народов Сибири.

Крестьяне-земледельцы тем более не искали столкновений с коренными жителями, т.к. шли в Сибирь не грабить, а заниматься привычным мирным делом. Малочисленность населения и его разбросанность на огромном пространстве, наличие громадного количества неиспользуемых земель, разрешение крестьянам селиться только на свободных землях сводили к минимуму столкновения на хозяйственной почве. В целом между русским и нерусским населением складывались мирные и добрососедские отношения. Только в этих условиях даже самые малые – однодворные и двухдворные – русские поселения могли спокойно существовать в окружении ясачных юрт. Сами переселенцы-крестьяне с удовлетворением отмечали, что местные жители «не спорят, дают селиться спокоем», что «спору… с ними не бывало, жили в совете». Налаживанию хороших отношений с коренным населением способствовало также отсутствие у русских какого-либо высокомерия, чувства превосходства.

1. Как относились переселенцы к местному населению Сибири?

2. Что делало русское правительство для сохранения «ясачных» людей?

Проблемное задание

Подумайте, почему таким разным было отношение к местному населению переселенцев в Америке и в Сибири?

Разные цели освоения территорий.

Разное отношение к людям, отличающимся от европейцев.

Слово учителю: Десятки тысяч людей покидали родную землю и пускались в странствия, на поиски богатства и славы.

Крестьяне, лишившиеся своей земли, для обретения ее.

Купцы – за новыми товарами.

Священнослужители – для обращения в свою веру местных жителей.

Предприниматели – для расширения своего дела.

Беглые преступники – прятались от закона.

Пуритане – строить жизнь по заветам строгой пуританской веры и морали.

Слово учителю: Кого манила к себе сибирская земля? Какую цель преследовали эти люди, покидая родные края?

Крестьяне – от гнета феодалов.

Охотники-промысловики – для добычи пушнины.

Предприниматели, вольные промышленники – для открытия своего дела.

Отряды служилых людей, приводившие под «высокую государеву руку» местное население и облагавшие его «ясаком».

Беглые преступники – от закона.

Каково значение освоения Америки и Сибири для государств-экспансионистов и местного населения?

Текст для первой группы

В ХVII в. поток русских первопроходцев неудержимо устремляется в Сибирь. В то время как на западе каждый клочок земли, каждый город, каждая крепость приобретались Россией ценой тяжких усилий и огромных потерь, восточные границы отодвигались все дальше и дальше с невероятной быстротой.

В начальный период освоения Сибири русское население не имело возможности возделывать пашню в плодородной лесостепной и степной зоне Южной Сибири, подвергаясь в этих местах нападениям воинственных племен. Приходилось создавать земледельческое хозяйство в условиях сибирской тайги, отвоевывая у леса участки земли под пашню. Уже в ХVII в. возделанные пашни появились почти на всем протяжении Сибири с запада на восток. К концу ХVII в. Сибирь уже избавилась от необходимости ввозить хлеб из-за Урала. Создание основ сибирского пашенного земледелия – одна из самых замечательных страниц в истории освоения Сибири. Заселение и одновременно хозяйственное освоение русским народом этой огромной территории сыграли решающую роль в том, что уже в ходе присоединения Сибирь становилась органической частью Российского государства. Уже к концу первой четверти ХVIII в. русские составляли не менее 70% всего населения Сибири.

Вхождение народов Сибири в состав России, хотя и сопряженное с угнетением и эксплуатацией со стороны государства, способствовало преодолению их изолированности от цивилизованного мира.

Для народов Сибири одним из важных последствий их вхождения в состав России было прекращение межродовых и межплеменных усобиц. Благодаря этому выросла общая численность коренного населения, ускорились процессы формирования крупных народностей из разрозненных племен и национальных групп. На современной этнической карте Сибири мы не встретим названий многих племен ХVII в. Это отнюдь не означает, что они были истреблены или вымерли. Они вошли в состав более крупных народностей или слились с русским населением.

Таким образом, присоединение Сибири к России имело огромное значение не только для русского народа, но и для народов Сибири. Создавались условия для ускорения хозяйственного, социального и культурного развития этих народов.

Текст для второй группы

Для развития Европы открытия имели колоссальное значение. Были открыты новые полезные культуры. Европейцы научились выращивать кукурузу, томаты, картофель, тропические фрукты.

Радикально преобразилась европейская торговля. Ее главные пути переместились из Средиземного моря в Атлантику.

В Европу хлынул поток драгоценных металлов. Цены на товары резко выросли, что сделало выгодными разнообразные торговые операции, что обогатило предпринимателей.

В результате открытий начала складываться мировая колониальная система. Для народов субконтинента закончился тысячелетний период внутреннего развития.

В ХVI веке начинается бурное развитие географии, медицины, биологии. Фантастические представления о мире уходили в прошлое. На смену им шло научное осмысление природных явлений.

К середине ХVI века европейцы подчинили себе народы Нового Света и присвоили их территории. Они умело использовали слабость аборигенов, их разрозненность и вражду. Успех европейцев обеспечило и военно-техническое превосходство, особенно конница. Лошади вызывали у индейцев суеверный страх.

Индейцы оказались беззащитными перед завезенными из Европы болезнями: оспой, корью, гриппом.

Мышление первооткрывателей еще было в значительной степени средневековым. Поэтому многим европейцам индейцы казались низшими существами или даже порождением дьявола. В Европе началась полемика относительно прав завоевателей и покоренных народов. Завоеватели уничтожили складывавшийся столетиями социальный уклад древнеамериканских народов, все основы их жизни. Разрушению подвергались грандиозные оросительные системы, посевы, средства общения, целые города, селения. Пришельцы яростно обрушивались на языческие верования, храмы, жрецов.

Еще в ХIХ веке вовлечение индейцев в русло западноевропейской цивилизации рассматривалось как безусловно положительный факт: предполагалось, что аборигены получили возможность приобщиться к высоким достижениям европейской культуры. Ныне трудно с этим согласиться. Незваные цивилизаторы обрекли индейцев на истребление, а выживших – на изоляцию.

Галина ОРЕХОВА, главный методист по общественным дисциплинам Волгоградского методического центра

Принципы и методы семейного воспитания.

03. 09.2018

Понятие семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние семьи на ребенка.

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.

 
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлоблен-ным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Особенность семейного воспитания — органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.

Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:

-

  • неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

  • — бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

  • — авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

  • — безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

  • — отсутствие нормального психологического климата в семье;

  • — фанатизм в любых его проявлениях;

  • — безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.

Еще раз повторю, что среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному — воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят — педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно.

Семья — сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда обитания — это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребенка.

По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи. 

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей

Принципы семейного воспитания

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

  • — дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

  • — родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

  • — воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

  • — диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

  • — личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

  • — воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

  • — все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

  • — оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании. Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности. 

Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.

К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула… Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.[4]

Методы семейного воспитания

Методы  семейного  воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.

Выбор методов.

В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

  • от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;

  • отношения в семье и образа жизни;

  • числа детей в семье;

  • родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;

  • личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;

  • опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.

Реализация метода родительского требования

Непосредственное(прямое) родительское требование

Опосредованное(косвенное) родительское требование

 

в виде поручения

в виде показа образа

предупреждения

пожелания

распоряжения

совета

категорического приказа

напоминания

другие виды

переключения

 

Основные условия действенности родительского требования

  • Положительный пример родителей

  • Благожелательность

  • Последовательность

  • Учет возрастных особенностей детей

  • Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников

  • Уважение личности ребенка

  • Справедливость

  • Посильность

  • Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей

Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)[5]



[1] http://psylist. net/pedagogika/semvos.htm

[2] http://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika

[3] Куликова Т.А.

Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

[4] http://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika

[5] http://vashpsixolog.ru

 


Категорический императив

Категорический императив Этика долга

(ПРИМЕЧАНИЕ. Вы должны прочитать только те связанные материалы, перед которыми стоит заглавная буква ПРОЧТИТЕ .)

Категорический императив должен дать нам возможность оценить моральные поступки и выносить моральные суждения. Это не команда для выполнения определенных действия — в нем не говорится «следуй 10 заповедям» или «уважай своих старейшин». Он по существу «пустой» — это просто формальная процедура, с помощью которой оценивать любое действие, которое может иметь моральное значение.

Так как по своей природе (по Канту) моральный закон универсален, беспристрастен и рационален, категорический способ формулирования критериев, по которым любое действие может пройти испытание на универсальность, беспристрастность и рациональность. Это его единственное функция.

Имеет несколько формы или выражения, и вам нужно знать первые два. Кант считает, что эти две формы КИ, в конечном счете, эквивалентны, и то, что запрещается другой тоже запрещает. Я полагаю, вы могли бы сказать, что это два способа глядя на ту же «моральную реальность». Как связаны эти две формы? Как они эквивалентны? Ну, они эквивалентны, потому что то, что делает людей внутренне ценный (это основное внимание второго выражения КИ) является разум и свобода, и именно требования разумности (которая есть условием свободы), дающими критерии оценки нравственных поступков. в первом выражении КИ. Другими словами, это потому, что другие люди иметь (всеобщий) разум и свободу, чтобы вы никогда не относились к ним просто как к средства для достижения ваших собственных целей, и именно эта рациональность обеспечивает критерий для оценки, найденной в первом выражении КИ.

Обе формы КИ предназначены быть выражением обычного, обычного морального чувства, которое у нас (во всяком случае, у большинства из нас) есть некоторые действия, которые просто неправильны.

Что такое связь между двумя формами категорического императива?

Императив является командой. «Закрыть дверь!» «Почисти зубы!» «Усердно учиться!» «Не забывай застегнуть рубашку». Однако, по Канту, эти команды сокращения.

  • «Закрой дверь, чтобы твой отец мог слышать игру».
  • «Чисти зубы, чтобы кариеса не было».
  • «Учись усердно, чтобы получить хорошую работу и дать своим бедным родителям немного покоя. »
  • «Не забудь застегнуть рубашку, чтобы твоя девушка не подумала, ты идиот.»


Они «гипотетические императивы» — Кант имеет в виду, что повеления зависят от целей, которые должны быть выполнено. Это конкретные цели, которые зависят от личных ситуаций, конкретные человеческие цели, желания и склонности. Гипотетические императивы это команды, которые применяются только в определенных обстоятельствах, для определенных людей у кого есть эти желания, эти цели.

Категорический Императив универсален и беспристрастен. универсальный потому что все люди в силу будучи рациональным, действовал бы точно так же, и беспристрастный потому что их действия руководствуются не их собственными предубеждениями, а потому что они уважают достоинство и автономию каждого человека и не ставить свои личные амбиции выше уважения, которого заслуживают другие.

Обратите внимание, что выше НЕ является описанием того, как все ведут себя — как этическое Теория посвящена описанию того, как люди должны себя вести.

Кант не осуждение гипотетических императивов. На самом деле, он согласен, что это виды Императивы, которыми мы живем, носят гипотетический характер. Но они не мораль. (Они не аморальны — они аморальны.)

Какова функция разума?

Разум имеет множество функций. Оно имеет теоретическая функция (например, наука) и практическая функция. Мы интересует практическая функция — практическая в том смысле, что разум определяет (наряду с эмоциями и желаниями) поведение и выбор человека. Но практическую функцию можно понимать как состоящую из двух частей — как «средство-цель». функцию, так и моральную функцию. Кант, как вам уже должно быть ясно, не отождествляет моральный разум с расчетливым разумом утилитаристов или эгоисты. Но и эту сторону практического разума он не осуждает. Это занимает свое надлежащее место в жизни человека, и это чрезвычайно важное место. Но расчет средств и целей должен быть подкреплен другим типом рассуждения — моральные рассуждения.

И как эта сторона человеческого мышления Работа? Какова его природа?

Человеческий разум в основном состоит из поиск универсальности и необходимости. Эта концепция разума показывает Канту испытать глубокое и глубокое влияние Просвещения и Стремление Просвещения к естествознанию. Для Канта этот поиск «естественного законов» в науке является решающим моментом, конститутивным элементом рациональности. как таковой . И точно так же, как открытие универсальных законов является абсолютно центральным естествознанию, так и поиск универсальных законов занимает центральное место в человеческой мораль. Именно этот аспект разума лежит в основе требования беспристрастность и справедливость. Когда судья принимает решение о применении закона, мы надеемся и верим, что он/она не руководствуются своими чувствами или страсти, или предубеждения, или амбиции. Нет, мы хотим, чтобы Судья был рациональным — чтобы отложите в сторону те личные привязанности, которые могут повлиять на его или ее способность игнорируйте такие вещи, как цвет вашей кожи, или форма вашего тела, или написание вашего имени, или модели вашей одежды, или длина вашей волосы. Важен закон. Важна беспристрастная причина судьи.

Так и в этике, как и в законе. Категорический императив был разработан Кантом, чтобы дать формулировку, с помощью которой мы может применить наш человеческий разум, чтобы определить правильный, рациональный поступок… , что — наш долг.

ссылки Канца

http://comp.uark.edu/~rlee/semiau96/kantlink.html

Для Канта основа Теории Блага лежит в намерение или воля. Те Поступки, совершенные из чувства долга, заслуживают моральной похвалы. чем последствия, которые ожидаются, особенно последствия к себе. Единственное ХОРОШЕЕ о поступке есть ВОЛЯ, ДОБРАЯ ВОЛЯ. Это будет исполнять наш ДОЛГ. какая наша обязанность? это наш долг действовать таким образом, чтобы мы хотели, чтобы все остальные действовали в таким же образом в подобных обстоятельствах по отношению ко всем другим людям.

Кант выразил это как категорический императив.

Акт согласно максиме, которой вы хотели бы, чтобы все другие разумные люди следовали, как если бы это был универсальный закон.

За Кант БЛАГ включает в себя Принцип Универсальности!

Кант утверждает, что может быть четыре формулировки этого принципа:

Формула Закона Природы: «Поступай так, как если бы максима твоего действия должны были стать по вашей воле всеобщим законом природы».

Формула самого Конца: «Поступай так, чтобы всегда относиться человечество, будь то в своем лице или в лице любого другого, никогда просто как средство, но всегда в то же время и как цель».

Формула Автономии: «Действуй так, чтобы твоя воля могла считать себя самой одновременно с созданием всеобщего закона через его максимы» 9. 0016

Формула Царства Концов: «Поступай так, как если бы ты максимы законотворческого члена царства целей».

Никогда не относитесь к человеку как к средству для достижения цели.

Люди всегда являются самоцелью. Мы никогда не должны использовать или эксплуатировать кого-либо в любых целях.

Видео: для начинающих Путеводитель по моральной философии Канта

Кант в своей «Критике практического разума» хотел найти основу этики, которая основывалась бы на разуме, а не на вера в бога или в какой-то холодный расчет полезности, который мог бы позволить использовать людей на благо большинства. Кант тщательно размышлял о том, что все люди найдут разумным в качестве руководства для человеческого поведения. Люди считают неправильным убивать, лгать, воровать и нарушать обещания. Почему это так? Кант приходит к мысли, что люди считают эти действия неправильными. потому что они не могут желать, чтобы другие делали эти вещи, потому что это означало бы конец цивилизованной жизни, может быть, даже жизни актера размышление о правильном поведении. Нельзя хотеть, чтобы люди все время лгали, ибо это означало бы конец человеческому общению, если бы мы не могли доверять тому, что было сказано верно в большинстве, если не во всех случаях. Кант считал, что будут совершенные и несовершенные обязанности.

Perfect Duty это то, что мы все обязаны делать Все время.

например, не убивать, не причинять физического вреда другим, не ложь, не воровство, не нарушение обещаний

Несовершенные обязанности те, которые мы должны сделать как как можно чаще, но не всегда. например, быть милосердным, любящим,

ПОЛНЫЙ ОБЗОР КАНТА И ЭТИКА ДОЛГА

Категорический императив Католическая энциклопедия http://www. newadvent.org/cathen/03432a.htm

О вероятностях Определяющие максимы воли:
Моральная ответственность в Применение категорического императива
Дэвида Р. Дженкинса

http://home.earthlink.net/~dave_jenkins/kant/dj_ci.html

Глоссарий терминов Канта

http://www.hkbu.edu.hk/~ppp/ksp1/KSPglos.html

Категорический императив НЕ ЯВЛЯЕТСЯ Золотым правилом

Канц Деонтология представлена ​​в его Основы метафизики морали

Кант в своей Критике практического разума хотел найти основу этики, которая основывалась бы на разуме, а не на вера в бога или в какой-то холодный расчет полезности, который мог бы позволить использовать людей на благо большинства. Кант тщательно размышлял о том, что все люди найдут разумным в качестве руководства для человеческого поведения. Люди считают неправильным убивать, лгать, воровать и нарушать обещания. Почему это так? Кант приходит к мысли, что люди считают эти действия неправильными. потому что они не могут желать, чтобы другие делали эти вещи, потому что это означало бы конец цивилизованной жизни, может быть, даже жизни актера размышление о правильном поведении. Нельзя хотеть, чтобы люди все время лгали, ибо это означало бы конец человеческому общению, если бы мы не могли доверять тому, что было сказано верно в большинстве, если не во всех случаях.

Кант считал, что будут совершенные и несовершенные обязанности.

Perfect Duty это то, что мы все обязаны делать Все время.

например, не убивать, не причинять физического вреда другим, не ложь, не воровство, не нарушение обещаний

Несовершенные обязанности те, которые мы должны сделать как как можно чаще, но не всегда. например, быть милосердным, любящим,

ПОЛНЫЙ ОБЗОР КАНТА И ЭТИКА ДОЛГА

ЧИТАТЬ: http://en.wikipedia.org/wiki/Immanuel_Kant#Moral_philosophy

Интернет-энциклопедия философии

 http://www.utm.edu/research/iep/k/kantmeta.htm#Kant’s%20Ethics

http://www.iep.utm.edu/k/kantmeta.htm#H8

: http://www.philosophypages.com/hy/5i.htm

Категорический императив

Католическая энциклопедия

http://www.newadvent.org/cathen/03432a.htm

Категорический императив НЕ является золотым правилом

Золотое правило: Поступай так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Золотое правило вокруг света

одному и тому же основному золотому правилу учили все основные религии (и философии) мира, насчитывающие около 3500 лет.

————————————————— ————————————-

ИНДУИЗМ (Ведическая религия с 13 века до н.э.)

Делать не делай другому того, чего не желаешь себе…

—Этот это вся Дхарма, внимай ей хорошо.

Махабарата, цитируется в Das, 1955, с. 398.

ЗОРОАСТРИЗМ (ок. 12 в. до н.э.)

Человек природа хороша только тогда, когда она не делает другому ничего плохого для самого себя.

Дадистан-и-Диник, 94:5; у Меллера, глава 94, том 18, 1882, с. 269.

БУДДИЗМ (ок. 6 век до н.э.)

Повредить а не другими способами, которые вы сами сочли бы вредными.

Уданаваргу, 5:18, Тибетская Дхаммапада, 1983.

ИУДАИЗМ (ок. 10 в. до н.э.)

какая ненавистна тебе, не делай ближнему твоему; это вся Тора; остальное комментарии; иди учись.

вавилонский Талмуд, Шаббат 31а, цитируется по Glatzer, 1969, с. 197.

ДЖАЙНИЗМ (ок. 6 век до н.э.)

В счастье и страдание, в радости и горе,

внимание всех тварей, как вы относитесь к самому себе.

Йога-шастра, цитируется в Bull, 1969, с. 92.

ХРИСТИАНСТВО (ок. 1 века нашей эры)

Делать по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами.

Люк 6:13

Так во всем делай другим то, что хочешь, чтобы они делали тебе.

Мэтью 7:12

КОНФУЦИАНСТВО (ок. 6 век до н.э.)

Не делай другим того, чего не желаешь себе.

Конфуций, Аналитики, 15:23, 6:28; Махабхарара, 5:1517,

в Конфуций, Аналекты, 1992.

ИСЛАМ (ок. 7 в. н.э.)

Нет один из вас верующий до тех пор, пока вы не пожелаете для другого того, что вы желание для себя.

Сунна (из хадисов), опубл. 1975 год.

СИКХИЗМ (ок. 15 века нашей эры)

Быть не отчужден от другого, ибо в каждом сердце Проникает Господь.

Шри Гуру Грантх Сахиб, в Сингхе (перевод) 1963, стр. 250.

 

Грегори IX французским епископам об отношении христиан к Евреи:

«Стандартное восточное время autem Judis a Christianis exhibenda benignitas, quam Christianis in Paganismo exentibus cupimus exhiberi»

(христиане должны оказывать по отношению к евреям ту же добрую волю, которую мы желаем проявлять к христиане в языческих землях)

В Записка от 6 апреля 1233 г.

БАХ (ок. 19 века нашей эры)

приписывать ни одной душе того, что ты не приписал бы себе и не сказал бы не то, чего ты не делаешь. Это моя заповедь тебе, сделай наблюдать это.

Баулла, Скрытые слова, арабский 29

 

Почему готовность быть на принимающей стороне как действие сделать его допустимым? Если мазохисты готовы страдать чужой садизм, разве это делает садизм правильным? В более общем плане может признание того, что он является объектом подобных действий, законным что-либо?

Кантовское усовершенствование золотого правила, категорического императива:

Поступай так, как ты хотел бы, чтобы все другие люди поступали по отношению к тебе. все другие люди.

Действуйте в соответствии с максимой, которую вы хотели бы всем остальным разумным людям следовать, как если бы это был всеобщий закон.

Разница это. С золотым правилом мазохист или садист имеет право причинять или получать боль. Это не то, что поддержал бы принцип Канта.

От Дона Беркича:

«Некоторые ошибаются, полагая, что Первая Формулировка Категорический императив — это всего лишь плохо сформулированная версия библейского «Золотое правило» — Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой . Нет ничего более далекого от правды.

Золотое правило, как хорошо знал Кант, является глубоко ошибочным этическим принцип. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим следующий несколько непристойный пример.

Возбужденный Пример Мартина




Предположим, что Мартину 20 лет, он учится в колледже. ученик. Предположим далее, что Мартин никогда не был на свидании. женщина его мечты наконец соглашается пойти с ним на свидание. Итак, Мартин получает наряжается и приглашает ее на хороший ужин, после чего они подъехать к смотровой площадке. И…


Мартин поступает с другими так, как хотел бы сделал себе ,

с катастрофическими последствиями.

Поскольку тот же результат не может быть получен при применении Категорический императив, отсюда следует, что Золотое правило и категорический Императив вместо экстенсивно эквивалентны. »

Категорический императив НЕ является золотым правилом

Глоссарий терминов Канта

http://www. hkbu.edu.hk/~ppp/ksp1/KSPglos.html

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КАНТА

1. Теория применима только к рациональным агентам. Это не относится к не-людям или к людям, которые не разумны, например, люди с нарушениями работы мозга, болезнью или стойкими вегетативными кома.

2. Теория не может разрешать конфликты между обязанности:

а. между двумя совершенными обязанностями

б. между совершенным долгом и несовершенным долгом

Как бы человек разрешил конфликт между двумя совершенные обязанности, такие как никогда не лгать и избегать причинения вреда кому-либо? Что, если сказать правду — значит навредить кому-то?

Как бы вы разрешили конфликт между идеальный долг, скажем, сдержать обещание забрать вашего друга с вами на машине в определенное время и несовершенная обязанность, скажем, остановиться по пути, чтобы забрать своего друга, чтобы сделать искусственное дыхание кому-то, незнакомцу, и спасти этого чужая жизнь?

3. Умный человек мог бы сформулировать максиму так: универсализированы таким образом, что позволяют почти все. Помещая квалификаторы на максиму или специфические определения на термины умный актер мог бы удовлетворить категорический императив и все же действовать образом, несовместимом с ним.

Что, если кто-то пообещает быть верным своему дружить и не заниматься сексом с другой женщиной. Затем этот человек занимается оральными и анальными формами физического взаимодействие, ведущее к оргазму, и все же думает, что обещание не было сломано, потому что значение секса не включало в себя эти формы взаимодействие.

Ссылки Канта  http://comp.uark.edu/~rlee/semiau96/kantlink.html

Основы метафизики морали www.stolaf.edu/people/huff/classes/GoodnEvil/Readings/kantgw.pdf

http://web.archive.org/web/20000306100558/http://www.siu. edu/~philos/faculty/Manfredi/intro/kantianism.html

Кант на Faith.net  http://pirate.shu.edu/~mckenndo/ethics-Kant-A%20Christian%20View.htm

Этика долга http://web.archive.org/web/20010605011422/http://ethics.acusd.edu/e2/ChapterSix.html

Как лучше жить? Кант http://web.archive.org/web/19981207054759/http://web.mit.edu/wedgwood/www/bwl-kant-1.html

Как лучше жить? Кант http://web.archive.org/web/199074144/http://web.mit.edu/wedgwood/www/bwl-kant-2.html

Критика кантовской этики  http://home.sprynet.com/~owl1/kant1.htm

Критика Канта http://web.archive.org/web/199

011933/http://www.abdn.ac.uk/~src068/artikel.html/andreas.html

Кант, Иммануил: Критика практического разума  http://www2.hn.psu.edu/faculty/jmanis/kant/critique-practical-reason.pdf

Кант, Иммануил: Критика чистого разума http://www2. hn.psu.edu/faculty/jmanis/kant/critique-pure-reason6x9.pdf

Кант, Иммануил: основные принципы  http://www2.hn.psu.edu/faculty/jmanis/kant/Metaphysic-Morals.pdf

ИОП Обязанности и деонтология — http://www.utm.edu/research/iep/d/duties.htm
Категорический императив — http://www.utm.edu/research/iep/c/catimper.htm
Немецкий Идеализм — http://www.utm.edu/research/iep/g/germidea.htm
Кант, Иммануил — Метафизика — http://www.utm.edu/research/iep/k/kantmeta.htm
Априори http://www. utm.edu/research/iep/a/apriori.htm
Этика Долг: глава Иммануила Канта Хайнмана о Канте — http://ethics.acusd.edu/e2/ChapterSix.html
Кант В. П. Философия 433, История этики Даруолла, зима 1998 г.
-http://www-personal.umich.edu/~sdarwall/433k598.txt
Критика кантианской этики Майкла Хьюмера Спринг, 19 лет93 — http://www.rci.rutgers.edu/~owl/kant1.html
. Критика Канта в тезисах Шопенгауэра: на основе Мораль Copyright 1996 Андреас Вимиллер
-http://www.abdn.ac.uk/~src068/artikel.html/andreas.html#critique

Есть и другие теории. Мы перейдем к их рассмотрению.

Введение в принципы католической социальной мысли

Создание Центра социальных проблем было вдохновлено людьми, документами и принципами католической социальной традиции. Выросшие из Центра экспериментального обучения и Офиса волонтерской службы 1970-х годов, сотрудники Центра надеются бросить вызов себе и другим, говоря словами Иоанна Павла II, к «новой евангелизации»… которая должна включать в себя среди своих основных элементов провозглашение социальной доктрины церкви».

Наши текущие усилия направлены на более активное продвижение интеграции католической социальной мысли (CST) в наши программы и курсы. На протяжении многих лет мы наблюдали, что многие студенты, которые приходят на наши программы, не знакомы с католической социальной мыслью, но как только они читают и изучают CST, они обнаруживают, что их опыт служения и социальной осведомленности улучшается за счет интеграции этих принципов с их эмпирическим обучением. . Таким образом, мы подготовили этот документ, чтобы помочь студентам интегрировать католическую социальную мысль с их опытом служения и действиями во имя справедливости.

Принципы католической социальной мысли взяты из папских документов, соборных документов и заявлений епископских конференций за последние 100 с лишним лет. Документы, однако, лучше всего понять, изучая основы принципов в Священных Писаниях, а также в жизни и работе многих мужчин и женщин в христианской традиции. Развитие католической социальной мысли продолжается и сегодня как в теории, так и на практике.

Когда вы читаете следующие описания принципов, важно понимать, что они тесно связаны, но при этом стоят сами по себе. Основополагающим принципом является общее благо, основанное на понимании католической социальной мысли того, что люди созданы как социальные существа, всегда находящиеся во взаимоотношениях и взаимозависимости с другими (Принцип 1). Католическая социальная мысль также продвигает достоинство каждого человека, поскольку каждый создан по образу и подобию Божию, но это достоинство всегда нужно рассматривать в отношении к продвижению общего блага (принцип 2).

Человеческое достоинство основывается и защищается рядом прав человека и соответствующих обязанностей. Этот принцип соотношения прав и обязанностей способствует справедливым условиям жизни для всех, а также достоинству труда и правам работников (принцип 3). Однако многие люди в нашем обществе маргинализованы, и все они призваны сделать выбор в пользу бедных (Принцип 4), держа тех, кто экономически беден, в центре нашего внимания при принятии всех решений.

Как управители Божьего творения, как с точки зрения людей, так и с точки зрения земли (Принцип 5), мы должны решать экологические проблемы наших дней, которые несоразмерно затрагивают экономически бедных. В ответ на то, как принимаются решения для решения проблем в каждой из сфер общества, принцип субсидиарности (принцип 6) призывает к действию на самом низком возможном уровне.
Для дальнейшего объяснения каждого из этих принципов и примеров того, как учащиеся размышляли о значении каждого принципа в связи с их опытом социальных проблем, пожалуйста, прочитайте, а затем участвуйте в этом продолжающемся разговоре с другими.

  • (1) Общее благо
  • (2) Жизнь и достоинство человека
  • (3) Соотношение прав и обязанностей
  • (4) Преференциальный вариант для бедных и уязвимых
  • (5) Управление и забота о творении
  • (6) субсидиарность

(1) Общее благо

«Когда взаимозависимость признается…, коррелятивной реакцией как моральной и социальной установки, как «добродетели», является солидарность. Тогда это не чувство смутного сострадания или поверхностного огорчаться несчастьями столь многих людей, как близких, так и далеких, Наоборот, это твердая и настойчивая решимость посвятить себя общему благу, то есть благу всех и каждого в отдельности, потому что мы все действительно ответственны за всех». (Sollicitudo Rei Socialis, пункт 38)

Общее благо как основополагающий принцип тесно переплетается с человеческим достоинством и ведет к солидарности, как описано Иоанном Павлом II выше. Поскольку мы созданы как социальные существа, индивидуальные права необходимо воспринимать в контексте продвижения общего блага. «Вопреки культурным предубеждениям нашего времени, существует давнее христианское убеждение, коренящееся в библейской, святоотеческой и средневековой мысли, что то, что человек заслуживает, может быть должным образом определено только в рамках, учитывающих общее благо и нужды общества. бедных во внимание. Папа Иоанн Павел II обновил традиционное убеждение таким образом, чтобы оно соответствовало реалиям сегодняшней высокотехнологичной экономики, основанной на знаниях». Общее благо — это «благо, возникающее в сообществе солидарности между активными и равными агентами».

Добродетель солидарности, о которой Иоанн Павел II говорит в приведенной выше цитате, — это солидарность, которая «является не только добродетелью, проявляемой отдельными людьми по отдельности. Она также должна выражаться в экономической, культурной, политической, и религиозные институты, формирующие общество». Участие всех в жизни общества является основой общего блага. По мере роста взаимозависимости людей во всем мире общее благо «сегодня приобретает все более универсальный характер и, следовательно, включает в себя права и обязанности по отношению ко всему человеческому роду». Индивидуальные права необходимо рассматривать в контексте продвижения общего блага.

Долг всех — принести жертвы, необходимые для того, чтобы маргиналы также могли стать активными участниками. «Недостаточно использовать избыточные товары, которые на самом деле в изобилии производит наш мир; это требует, прежде всего, изменения образа жизни, способов производства и потребления, а также установленных структур власти, которые сегодня управляют обществами».

С точки зрения международных отношений «взаимозависимость должна быть преобразована в солидарность, основанную на принципе, что блага творения предназначены для всех. одинаково для блага всех». Соответственно, мы должны стремиться к созданию международного порядка, отражающего истинную библейскую справедливость, — общества, отмеченного полнотой любви, сострадания и мира.

Для общего блага необходимо участие всех во всех сферах жизни общества. Социальная природа человека требует, чтобы структуры как гражданского общества, так и государства допускали полноценный человеческий рост и развитие. Все общество несет ответственность за общее благо, но только государство несет ответственность за общественный порядок (та часть общего блага, которая включает в себя общественное спокойствие, минимальные стандарты справедливости и общественной морали).

Все люди имеют право и обязаны участвовать в жизни общества, стремясь вместе к общему благу и благополучию всех, особенно бедных и уязвимых. Без участия во всем спектре социальных сфер не могут быть реализованы блага, доступные индивиду через любой социальный институт, как, например, при диктатуре, когда государство вытесняет все добровольные объединения. Человек имеет право не быть исключенным из участия в тех институтах, которые необходимы для человеческого самореализации.

Семья является центральным социальным институтом, который необходимо поддерживать и укреплять, а не подрывать. В то время как наше общество часто превозносит индивидуализм, католическая традиция учит, что в союзе с другими — в семьях и других социальных институтах, которые способствуют росту, защите достоинства и содействию общему благу — люди растут и достигают своего самореализации. Наиболее «подходящими и фундаментальными решениями проблемы бедности будут те, которые позволят людям контролировать свою собственную жизнь».

Размышления студентов:

Студенты Нотр-Дама — случайные гости, которые четыре года проживают в городе Саут-Бенд. Это создает тенденцию к изоляции и дает студентам мало стимулов тратить время и энергию на построение отношений с теми, кто не является частью сообщества Нотр-Дам. Эта тенденция усугубляется самой природой Нотр-Дама: элитного и всемирно известного учебного заведения с престижем, властью, влиянием и богатством. Он расположен в экономически и расово разнообразном сообществе Саут-Бенд, а точнее в Северо-восточном районе. Этот факт делает искушение поверить в то, что человек «достоин особого внимания», особенно распространено среди преимущественно белых студентов Нотр-Дама из высшего и среднего класса.

Принцип общего блага призывает нас подняться над социально-экономическими барьерами между Нотр-Дамом и многими частями Северо-восточного соседства, чтобы укрепить нашу «человеческую семью» и работать вместе. Администрация и студенческие лидеры католического университета, такого как Нотр-Дам, обязаны помочь своим студентам справиться с этими проблемами… Студенты являются ближайшими соседями многих жителей Северо-восточного района; они ежедневно представляют непосредственное и заметное лицо университета жителям Северо-восточного соседства. Если университет стремится содействовать общему благу, он также должен быть привержен солидарности между студентами и окружающими районами (Джули Дэвис, Джесси Флорес и Брайан Москона; Христианское лидерство, THEO 273, апрель 2002 г.

(2) Жизнь и достоинство человека

«Мы верим, что Евангелие Иисуса Христа — это «Евангелие жизни». Он приглашает всех людей и общества к новой жизни, наполненной уважением к человеческому достоинству». (Жить по Евангелию жизни, параграф 20)

Центральное место в принципе человеческого достоинства занимает понимание того, что каждый человек создан по образу Божьему, искуплен Иисусом Христом, предназначен для союза с Богом и, следовательно, достойный уважения как член человеческой семьи.

Мы призваны уважать всех людей с чувством благоговения, которое возникает в присутствии всего священного и святого. Наша традиция учит, что каждый человек священен от зачатия до смерти. Мы считаем, что особого уважения заслуживают слабые, уязвимые или маргинализированные люди, особенно нерожденные, инвалиды, пожилые или умирающие. Ключевым критерием любого учреждения является то, угрожает ли оно жизни и достоинству человека или укрепляет его. Одним из факторов, отрицающих присущее каждому человеку достоинство, является дискриминация во многих ее формах, например, по признаку расы, пола или экономического положения.
Этот принцип является не просто запретом на убийство или причинение вреда жизни; скорее, он призывает нас провозгласить новую культуру жизни, благоговея перед жизнью, любя жизнь и поощряя жизнь на всех этапах. Черпая силу от Христа и следуя примеру Марии, мы говорим «да» жизни словом и делом. Мы говорим «да» в знак благодарности и радости несравненному достоинству каждого человека, что побуждает нас делиться этим посланием со всеми.

Рефлексия студента:

Во многих случаях о людях судят по их красоте, уму, экономическому положению или этнической принадлежности, забывая, что само состояние человеческой личности достойно величайшего достоинства и уважения. Человеческое состояние должно быть принято всеми людьми, потому что Бог решил явиться миру в образе человека. Из-за взаимозависимости всех людей в католической социальной традиции мы обязаны заботиться обо всех людях. Признание того, что люди со СПИДом остаются людьми и поэтому заслуживают уважительного отношения, имеет решающее значение; эта болезнь лишает человека здоровья, средств к существованию и других прав, необходимых для сохранения человеческого достоинства.
Католические социальные учения являются мощным аргументом в пользу оказания помощи камбоджийцам, больным СПИДом, в этом глобализированном капиталистическом обществе. Возможно, заявление о видении Ассоциации верующих миссии Мэрикнолл лучше всего отражает теологическое размышление, представленное здесь: «Мы боремся с (бедными, маргинализованными и угнетенными народами земли) за справедливость, мир и полноту жизни. Мы прославляем святость повседневной жизни и даже среди греха, страданий и смерти возвещаем надежду на воскресение». Наш статус людей и созданий Божьих наделяет каждого человека неотъемлемым достоинством, которое необходимо сохранять. СПИД — это не моральное наказание от Бога, а еще один пример земных страданий, в которых Бог и христиане могут найти солидарность в сокрушенности (Эми Браун, Эпидемия СПИДа в Камбодже и глобальное сообщество, THEO 274, 2001).

 

(3) Соотношение прав и обязанностей

«Осуществление прав рабочего не может… быть обречено быть просто результатом экономических систем, которые в большем или меньшем масштабе руководствуются главным образом критерием Наоборот, именно уважение объективных прав рабочего — всякого работника: физического или умственного, промышленного или земледельческого и т. д. — должно составлять адекватный и основной критерий формирования всего хозяйства. » (Laborem Exercens, пункт 17)

Человеческое достоинство основывается и защищается рядом прав человека и соответствующих обязанностей. Общество способствует участию во всех сферах общественного порядка посредством взаимосвязанных прав и обязанностей. Каждый человек имеет право на средства, необходимые для развития жизни: питание, одежду, кров, отдых, медицинское обслуживание и необходимые социальные услуги. Точно так же все граждане обязаны уважать права человека и выполнять свои обязанности друг перед другом и перед обществом в целом. Главная обязанность — жить в солидарности, то есть в «твердой и настойчивой решимости посвятить себя общему благу».

Важно видеть, что все права имеют соответствующую ответственность. «Поэтому те, кто заявляет о своих правах, но совершенно забывает о пренебрежении выполнением своих соответствующих обязанностей, — это люди, которые одной рукой строят, а другой разрушают».

Политические права всех лиц устанавливают ограничения для государства, такие как свобода ассоциации и свобода слова. Все люди также имеют экономические права, которые устанавливают ограничения для рыночной логики, такие как право на труд, справедливую заработную плату, гуманные условия труда и здравоохранение.

С правами и обязанностями связаны достоинство труда и права работников. В экономике, где слишком часто прибыль важнее прав рабочих, необходим моральный анализ. Экономика должна служить людям, а не наоборот. Работа не только помогает людям зарабатывать на жизнь, это постоянное участие в Божьем творении (Быт. 1:28, Мф. 6:25-34). «Основой для определения ценности человеческого труда является прежде всего не вид выполняемой работы, а тот факт, что ее выполняет человек».

Достоинство труда Различают три вопроса, связанные с трудом: достоинство труда; рабочие союзы и кооперативы; и рабочие, разделяющие собственность на средства производства. Достоинство труда обеспечивается при соблюдении прав трудящихся. Рабочие пользуются решительной поддержкой Церкви в создании союзов и ассоциаций рабочих и вступлении в них по своему выбору в целях осуществления своего достоинства и прав. «Многие предложения, выдвинутые специалистами по католическому социальному учению… приобретают особое значение: предложения о совместном владении средствами труда, участии рабочих в управлении и/или прибыли бизнеса… Ясно, что признание надлежащее положение труда и рабочего в процессе производства требует различных приспособлений в области права собственности на средства производства».

Студенческое мнение:

Жители Форт-Лодердейла могут покупать свою продукцию на 60% дешевле, чем где-либо еще в мире, благодаря рабочим-мигрантам. Такие компании, как 6L, максимизируют свою прибыль, потому что рабочим-мигрантам почти ничего не платят. … Я согласен с тем, что (Иоанн Павел II) говорит о правах рабочих:
«Осуществление прав рабочих не может, однако, быть обречено быть просто результатом экономических систем, которые в большем или меньшем масштабе руководствуются главным образом критерием максимизация прибыли. Наоборот, уважение объективных прав рабочего — всякого работника: физического или умственного, промышленного или сельскохозяйственного и т. д. — должно составлять адекватный и основной критерий для формирования всего хозяйства». ( Laborem Exercens , #17)

Когда я работал на помидорных полях вместе с рабочими-мигрантами, я пришел к ужасному осознанию того, что большинство людей в обществе понятия не имеют, как тяжело трудятся эти рабочие, чтобы заработать достаточно денег, чтобы прокормить себя и свои семьи. Они воспринимаются как должное и фактически эксплуатируются для того, чтобы цены в супермаркетах в Соединенных Штатах были самыми низкими в мире. Поднимите цену халупы в Taco Bell менее чем на цент, и заработная плата рабочих-мигрантов увеличится до прожиточного минимума.
Сара Веннекоттер, доклад для размышлений, семинар для рабочих-мигрантов, март 2002 г.

(4) Преференциальный выбор для бедных и уязвимых слоев населения

«Положительным признаком в современном мире является растущее осознание солидарности бедных между собой, их попытки поддержать друг друга и их публичные демонстрации на общественной сцене, которые, не прибегая к насилию, представляют их собственные потребности и права перед лицом неэффективности или коррупции государственных властей. Церковь чувствует себя призванной встать рядом с бедными, распознать справедливость их просьб и помочь удовлетворить их, не упуская из виду благо групп в контексте общего блага». (Sollicitudo Rei Socialis, параграф 39)

Перед нами, последователями Христа, стоит задача сделать льготный вариант для бедных, а именно создать условия для того, чтобы голоса маргиналов были услышаны, защитить беззащитных и оценить образ жизни, политику и социальные институты с точки зрения Их влияние на бедных. Вариант для бедных не означает противопоставление одной группы другой, а, скорее, призывает нас укреплять все сообщество, помогая тем, кто наиболее уязвим.

Из Священного Писания мы узнаем, что справедливость общества проверяется и оценивается его отношением к бедным. Божий завет с Израилем зависел от того, как община относилась к бедным и незащищенным — вдове, сироте и пришельцу (Втор. 16:11-12, Исх. 22:21-27, Ис. 1:16-17). На протяжении всей истории Израиля и в Новом Завете бедняки были проводниками преображающей силы Бога. В Евангелии от Луки Иисус провозглашает, что он был помазан, чтобы нести благую весть бедным (4:1-22). Точно так же в Страшном Суде нам сказано, что мы будем судимы в соответствии с тем, как мы реагируем на голодного, жаждущего, узника и пришельца (Матфея 25:31-46).

Таким образом, льготный вариант для бедных не является обязательным. Конференции латиноамериканских епископов в Медиллине (1968 г.) и Пуэбле (1979 г.) были направлены на то, чтобы подчеркнуть использование варианта как глагола, а не как существительного. Таким образом, каждый христианин должен сделать выбор, чтобы поднять бедных и обездоленных очень реальными и конкретными способами. Преференциальный вариант для бедных означает, что христиане призваны смотреть на мир с точки зрения маргиналов и солидарно работать во имя справедливости.

Отражение учащихся:

Вариант для бедных призывает всех осознать бедственное положение тех, кто борется за выживание, и поставить потребности этих наиболее уязвимых членов общества выше личных эгоистичных интересов… Мы никогда не перестанем задавать вопросы репрессивная система, которая вынуждает миллиарды наших братьев и сестер в нашей стране и во всем мире жить в нищете. Нам нужно спросить «почему?» Почему люди голодают по всему миру? Как Соединенные Штаты, самая богатая страна в мире, могут позволить своему народу жить в нищете, быть бездомными в «стране возможностей», не иметь хорошего образования и надлежащего медицинского обслуживания и умирать от голода?… Что происходит в в Соединенных Штатах и ​​во всем мире, что позволяет многим иметь так мало, когда так мало людей имеют так много? Как представитель элиты — сытый, одетый, обеспеченный, образованный — каковы мои обязанности, когда я вступаю в это несправедливое мировое общество и пытаюсь проложить свой путь? — Кристин Раславски, Семинар по бедности и развитию в Чили. , 1995.

 

(5) Управление и забота о творении

«Христианская любовь запрещает выбирать между людьми и планетой. земля и в которой сама земля защищена от хищнического использования.Общее благо побуждает регионы страны справедливо делить бремя… Оно также предлагает нам исследовать альтернативы, в которых наши бедные братья и сестры разделят с остальными на банкете жизни, в то же время мы сохраняем и восстанавливаем землю, которая нас поддерживает». (Обновите Землю, Раздел 4, параграф C)

Между всеми созданиями существует солидарность, возникающая из-за того, что все они имеют одного и того же Создателя и призваны славить и поклоняться Создателю. Господство человечества над неодушевленными и другими живыми существами не является абсолютным; оно ограничивается заботой о качестве жизни своего ближнего, в том числе будущих поколений. Таким образом, стюард является менеджером, а не владельцем. Соответственно, использование минеральных, растительных и животных ресурсов вселенной не может быть отделено от нашей моральной ответственности. Наше управление землей позволяет нам участвовать в Божьем акте создания и поддержания мира.

Исследования состояния экологической справедливости в этой стране указывают на расовую принадлежность как фактор, определяющий, кто несет непропорционально большое бремя ухудшения состояния окружающей среды в США. В этих исследованиях говорится, что «афроамериканцы, коренные американцы, латиноамериканцы, азиаты и жители островов Тихого океана входят в крайне уязвимое население, наиболее восприимчивое к несправедливости расизма, бедности и ухудшению состояния окружающей среды».

Аналогичным образом, условия жизни бедных часто тесно связаны с экологическими проблемами. В Sollicitudo Rei Socialis Папа Иоанн Павел II утверждает, что прямым или косвенным результатом индустриализации часто является загрязнение окружающей среды, которое часто имеет серьезные последствия для здоровья и благополучия самых бедных членов общества. Более того, чрезмерное использование природных ресурсов Западом ставит под угрозу их долгосрочную и краткосрочную доступность, особенно для бедных. Аутентичное развитие направлено на создание предпочтительного варианта для бедных точно так же, как оно направлено на заботу о творении.

Отражение учащегося:

[Природный газ] Разработчики … копают через центр горных вершин, удаляя землю и выравнивая саму гору. Это повторяется для всех пластов, в которых можно найти уголь, отслаивая пласты за раз… Местные жители испытывают большие трудности с просачиванием земли под их домами, нанося огромный ущерб, который часто не подлежит восстановлению… Как будто разрушение Окружающая среда и красивые пейзажи юго-западной Вирджинии не были достаточно плохими, уровень занятости местных шахтеров резко упал в последние годы с появлением новых технологий… Однако больше всего в экологической ситуации беспокоит то, что люди, живущие в этом Очевидно, что область не может позволить себе бороться с разработчиками в одиночку, и, похоже, это никого не волнует. Это регион, который игнорируется остальным населением, практически заметается под ковер, не задумываясь, за исключением соседних государств, которые вывозят кучу мусора и заключенных со своей территории. Однако еще более трагично то, что этот порочный круг кажется бесконечным. — Кристин Мартель, Семинар в Аппалачах, 2002 г.

(6) Субсидиарность

«Не следует отказываться от отдельных лиц и передавать обществу то, что они могут сделать своим собственным предприятием и трудом. Так что это тоже несправедливость и в то же время серьезное зло и нарушение правильного порядка передачи большему и высшему коллективу функций, которые могут выполняться и обеспечиваться меньшими и подчиненными органами, ибо всякая социальная деятельность должна по самой своей природе оказывать помощь членам общественного тела, он никогда не должен уничтожать или поглощать их». (Quadragesimo Anno, параграф 79)

Регулированием движения от маргинализации к участию ради общего блага является принцип субсидиарности. Этот принцип предупреждает о тенденции государства и других крупных институтов узурпировать власть над людьми, тем самым уничтожая индивидуальную свободу и инициативу. Понятие субсидиарности состоит в том, что действия или функции должны выполняться самой локальной или наименьшей из возможных групп, а не браться на себя более крупными группами или коллективами. В Quadragesimo Anno Пий XI прямо делает принцип субсидиарности руководящей нормой, на основе которой должен быть восстановлен социальный порядок. «Как в высшей степени несправедливо брать у отдельных лиц то, что они могут сделать своей собственной инициативой и трудолюбием, и отдавать их обществу, так же несправедливо и в то же время тяжкое зло и нарушение правильного порядка присваивать большей или высшей ассоциации то, что могут сделать меньшие и подчиненные организации».

Основной эффект этого принципа заключается в ограничении роли государства и других крупных институтов при одновременном расширении возможностей местных усилий. Но те потребности, которые не могут быть эффективно удовлетворены на местном уровне, должны быть переданы на следующий уровень организации. Этот принцип изначально использовался для защиты отдельных лиц и групп, но в последнее время он стал использоваться для определения отношений между отдельными национальными государствами и мировыми государственными органами.

Рефлексия учащихся:

Глядя на университетскую модель независимого мониторинга потогонных предприятий, которая объединяет региональные и местные неправительственные организации, служителей церкви, активистов-правозащитников и профсоюзных лидеров, Нотр-Дам приложил похвальные усилия для продвижения принципа субсидиарности. При найме местных представителей для наблюдения за условиями труда задача решается «на более низком уровне организации людьми, которые… ближе к проблеме и ближе к земле» (Байрон, Строительные блоки, стр. 24). Благодаря членству в Консорциуме по правам рабочих (WRC) Нотр-Дам теперь будет участвовать в еще большем количестве усилий по мониторингу на низовом уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *