Теория поведения личности в конфликте
Максим Normal Максим 2 24 2015-11-25T10:44:00Z 2015-11-25T10:44:00Z 6 1599 11711 Hewlett-Packard 225 47 13263 14.00 80 Clean Clean false false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4
ЛЕКЦИЯ «ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В
КОНФЛИКТЕ » (Тема 5).
Возникновение конфликта сопровождается не только восприятием и осознанием конфликтного противостояния, но и развитием активности, направленной на преодоление возникшего противоречия. Активность реализуется в поведении участников конфликтного взаимодействия, которое иногда называют «конфликтным поведением». В ходе исследования конфликтного поведения учеными были выявлены типичные модели поведения субъектов конфликтного взаимодействия.
1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.
Исследования позволили установить три основных модели поведения личности в конфликтной ситуации:
1. Конструктивная модель выражается в стремлении уладить конфликт, найти приемлемое для обеих сторон решение. При этом проявляются доброжелательное отношение к сопернику, открытость, искренность, выдержка и самообладание.
2. Деструктивная модель проявляется в стремлении к расширению и обострению конфликта, основанном на принижении соперника. Проявляются подозрительность, недоверие, негативные оценки соперника, иногда переходящие в нарушение этики общения;
3. Конформистская модель предполагает пассивность и склонность к уступкам. Здесь проявляются непоследовательность в оценках и суждениях, уход от обсуждения, соглашательство.
Видно, что каждая модель обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Кроме того, модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Кратко характеризуя описанные модели поведения, можно отметить, что наиболее желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная модель несет в себе опасность неконтролируемого развития конфликта. Конформистская модель занимает промежуточное положение, но при определенных условиях она может способствовать и даже провоцировать агрессивность соперника. Если противоречия, разрешаемые в ходе конфликта, имеют незначительный характер, то конформистская модель может обеспечить быстрое разрешение такого конфликта.
Переходим к рассмотрению стратегии поведения в конфликте.
2. Стратегии поведения в конфликте.
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии
1. Содержание предмета конфликта;
2. Ценности межличностных отношений;
3. Индивидуально-психологических особенностей личности;
Уровень
направленности
на интересы
соперника Уступка Сотрудничество
Высокий
Компромисс
Средний
Уход Соперничество
Низкий
Низкий Средний Высокий Уровень направлен-
ности на собственные
интересы
Рис. 1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте
(по Томасу-Киллмену).
Приведем описание основных стратегий.
· Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.
· Уход или избегание, уклонение предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.
· Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.
· Соперничество или противоборство, конкуренция выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны.
· Компромисс представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления неудовлетворенности «половинчатыми» решениями.
Было установлено, что особое место в оценке стратегий занимает ценность межличностных отношений (МЛО), с соперником. На практике мы встречаемся с ситуациями, когда относительно низкая ценность МЛО способствует или связана с различными деструктивными проявлениями в ходе конфликта и соответственно, выбором в качестве стратегии соперничества, проявляющегося в формах борьбы или принуждения.
На основе выделения параметра ценности МЛО двухмерная модель Томаса-Киллмена была преобразована в трехмерную. (рис. 2).
Некоторые исследователи в качестве основной характеристики поведения личности в конфликте выбирают стиль.
Уровень Ценность МЛО
направленности
на интересы
соперника Уступка Сотрудничество
Высокий
Компромисс
Средний
Уход Соперничество
Низкий
Низкий Средний Высокий Уровень направлен-
ности на собственные
интересы
Рис. 1. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте
(по Томасу-Киллмену).
3. Стиль поведения в конфликте
Понятие стиля связано с инструментальной оснащенностью человека.
Рассмотрим сущность понятий «стиль взаимодействия», «стиль общения», «стиль жизни», «стиль деятельности» и «индивидуальный стиль деятельности», «стиль активности», которые позволяют определить индивидуальный стиль поведения в конфликте.· Стиль взаимодействия (межличностного) – важнейший компонент, указывающий на то, как человек взаимодействует с окружающими его людьми. Различают продуктивный и непродуктивный стиль взаимодействия.
· Стиль общения – конкретная характеристика выражения индивидуальной, устойчивой формы коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими.
· Стиль жизни – стратегия для достижения индивидуальных ценностей и чувств в мире, в котором каждый индивид должен жить так, чтобы добиваться поставленных личных целей. Выделяют три стиля жизни –
· Стиль деятельности – взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.
· Индивидуальный стиль деятельности – это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности. Таким образом, понятие «индивидуальный стиль деятельности» показывает двойную обусловленность стиля индивидуальностью и средой.
Стиль общения обычно рассматривается как частный случай стиля деятельности.
· Стиль активности – многоуровневое и многокомпонентное образование, обусловленное системой разноуровневых индивидуальных свойств, направленных на достижение успеха в деятельности.
· Индивидуальный стиль поведения в конфликте – это относительно устойчивая совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью действий, операций и реакций, направляемых на разрешение конфликта или на выход из него.
В результате исследований были выделены следующие ИСП в конфликте:
1. Партнерский, направленный на распределение ответственности наравне с партнером. Ориентирован на убеждение;
2. Прагматический ориентирован на манипуляцию;
3. Психозащитный имеет своей целью сохранение собственной ценности и внутренней интегрированности;
4. Доминантный направлен на регламентирование поведения партнера с целью завладеть инициативой и доминировать в процессе общения для достижения собственной цели;
5. Контактный основан на влиянии на соперника и направлении хода его действий в нужном направлении;
6. Самоутверждающийся выражается в обесценивании поведения партнера с целью вывести его из состояния равновесия и навязать свою волю, решение.
К рациональным или конструктивным стилям разрешения конфликта можно отнести партнерский, прагматический и психозащитный. К деструктивным стилям относятся доминантный, контактный и самоутверждающийся.
Конструктивные стили в большей степени объясняются природной обусловленностью, а деструктивные стили зависят от личностных качеств.
При выборе стратегии поведения необходимо учитывать типы конфликтных личностей.
4. Типы конфликтных личностей.
Исследования отечественных психологов Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряка, В.П. Захарова, Ю.А. Симоненко позволили описать пять основных типов конфликтных личностей.
1. Демонстративный тип – любит быть в центре внимания, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, ценит хорошее отношение к себе. В тоже время избегает кропотливой систематической работы, планированием не занимается, рационально вести себя не умеет (хорошо удается эмоциональное поведение). Часто становится источником конфликта, но сам себя не считает таковым.
2. Ригидный (негибкий) тип отличается подозрительностью, завышенной самооценкой, прямолинейностью. Плохо воспринимает точку зрения окружающих, не считается с их мнением, малокритичен, болезненно обидчив.
3. Неуправляемый тип характеризуется импульсивностью, плохой предсказуемостью поведения, агрессивностью, несамокритичностью, высоким уровнем притязаний. В неудачах склонен обвинять других, не умеет грамотно планировать свою деятельность. Прошлым опытом обычно нн руководствуется, слабо соотносит свои поступки с целями и обстоятельствами.
4. Сверхточный тип отличается скрупулезностью в работе, предъявлении повышенных требований к себе и к окружающим, повышенной тревожностью, чувствительностью, обидчивостью. Часто проявляет несдержанность. Плохо разбирается в реальных взаимоотношениях в группе.
5. Бесконфликтный тип обладает внушаемостью, внутренней противоречивостью, неустойчивостью в оценках и мнениях, непоследовательностью поведения. Ориентируется на быстрый успех, поэтому склонен к излишним компромиссам. Не обладает силой воли и не задумывается над последствиями своих поступков.
В результате изучения данной темы сформулируем вывод:
· Универсальной реакцией человека на возникающие противоречия является стремление к преодолению дисгармонии, которое осуществляется путем выбора модели или стратегии поведения в конфликте. Реализация стратегии осуществляется индивидуально, в рамках стиля поведения в конфликте. Она опирается на учет типа конфликтной личности.
Задание 5
Используя данные собственных наблюдений, охарактеризуйте психологические условия, при которых субъект конфликта выбирает ту или иную стратегию поведения.
Модели поведения в конфликте – чем они характеризуются и как проявляются
В ситуации конфликта каждый человек проявляет реакцию, и она может сильно отличаться от других людей. Именно поэтому нередко в моменты ссор и других не разъясненных ситуаций, людям сложно найти общий язык. Причиной непонимания является неадекватное реагирование одного из оппонентов конфликта.
В наиболее приемлемом варианте конфликта, обе стороны должны иметь желание найти общее решение выхода из него, они слышат друг друга и не имеют агрессии в своем поведении. Но так как все люди очень разные и имеют свои темпераменты и личностные особенности, то не всегда удается выйти из конфликта без ссор. Индивидуальные психологические особенности людей, участвующих в конфликте, являются решающими и определяют, какой тип поведения будет использовать человек.
В этой статье:
Типы поведения в конфликтеКакие типы личности вступают в конфликтыСпособы коррекции конфликтного поведения
Типы поведения в конфликте
Фото Aiony Haust on Unsplash
Конфликты бывают разные, и стоит учитывать этот факт, так как при одной ситуации целесообразно выбрать один вид поведения, но, все же, бывают исключения, когда стоит быть более жесткой и решительной.
Ученые выделяют три главных типа поведения в конфликте. Но, стоит сразу сказать, что они не единственные, скорее всего, эти типы конфликтного поведения служат основной, а так как индивидуально-психологические особенности конфликтующих влияют на выбор поведения, то они вносят дополнения в стиль реагирования.
В основе любого конфликтного поведения могут лежать следующие три модели реагирования на конфликт:
- Конструктивный тип поведения.
Данная модель реагирования считается наиболее благополучной и позволяет разрешать спокойно конфликтные ситуации. Человек, используя данную модель поведения, нацелен на положительное разрешение спора, он не имеет агрессивных намерений по отношению к своим оппонентам.
Настрой личности в конфликте нацелен на поиски обоюдного выхода из ссоры, человек готов к диалогу, сохраняет выдержку и уважение к собеседнику. Он говорит спокойным и сдержанным тоном, немногословен.
- Деструктивный тип поведения.
В противовес конструктивному типу, эта модель поведения часто приводит к проблемам и только усложняет течение конфликта. Человек выбирает агрессивную позицию, в общении использует оскорбления, проявляет неуважение к собеседнику и стремится, наоборот, расширить ссору и довести её до предела.
Нередко люди с этим типом поведения не в состоянии контролировать себя и собственные эмоции, поэтому прибегают к физическому насилию. Здесь нет места для обоюдного уважения и настроя на поиски оптимального решения выхода из конфликта.
- Конформистский тип поведения.
Эта модель реагирования на конфликт построена на уклонении от ссоры и уступчивом поведении. Человек выбирает пассивную позицию в сложившейся ситуации. Он не проявляет своей воли, подстраивается под оппонента и уходит от прямых конфронтаций.
Конечно, наиболее благополучной и желаемой является конструктивная модель поведения. Она позволяет людям оставаться в позиции взрослых, и решать проблемы открыто исходя из интересов друг друга.
Сложно выйти из конфликта без потерь с деструктивной моделью поведения, она нарушает все границы и приводит зачастую конфликт в тупик, только усложняя и усугубляя ситуацию.
Относительно конформистской модели реагирования есть споры, ученые считают, что данный вид поведения в той или иной ситуации может способствовать быстрому прекращению конфликта.
Стратегии поведения в конфликте
Какие типы личности вступают в конфликты
Исходя из того, что каждый человек имеет свои психологические особенности, то основные модели поведения могут иметь индивидуальные дополнения. Важно, при рассмотрении той или иной модели реагирования учитывать и вид самого конфликта, его предмет и другие способствующие его расширению факторы.
В той или иной ситуации человек может выбирать наиболее подходящий вариант реагирования. Нельзя сказать, что в любой сложной ситуации личность будет реагировать одинаково. Но, можно сказать, что у неё имеется собственный комфортный тип поведения, который откликается с его темпераментом, характером и психологическими особенностями.
Получается, что именно личностные особенности оказывают влияние на выбор модели поведения в ситуации конфликта. Ученые выделяют следующие типы личностей, которые выбирают конфликтное поведение:
- Первый тип конфликтной личности – демонстрационный.
Само название говорит за себя, эта личность стремится доминировать и быть в центре внимания. Естественно, что и в конфликте она выбирает главную роль привлекая все внимание к себе. Поведением такого человека управляют его эмоции, он не способен рационально действовать в моменты сильного психологического напряжения. Выбирает данный тип личности чаще всего деструктивный тип реагирования.
- Второй тип конфликтной личности – неуправляемый.
Реакция такого человека всегда сопряжена с негативизмом и агрессией. Главными эмоциями в конфликте выступают злость, гнев и подавление. Такая личность не стремится решить проблему мирным путем, поэтому всегда будет выбирать деструктивную модель поведения.
- Третий тип конфликтной личности – негибкий.
Основные черты этой личности заключаются в неспособности адекватно оценить ситуацию и слышать оппонента. Мнение такого человека всегда остается правильным и единственным, он не считается с окружающими, но в то же время обидчив и считает все претензии безосновательными. Этот тип личности так же выбирает деструктивный тип поведения, за редким исключением он прибегает к конформистскому стилю реагирования.
- Четвертый тип личности – сверхточный.
Здесь преобладает мнительность, обидчивость, неуверенность и повышенная тревожность. Такая личность слишком подозрительна и придирчива к окружающим, она завышает ко всем требования, в то время, когда собственное поведение не способна рассматривать критически.
- Пятый тип конфликтной личности – бесконфликтный.
Такая личность старается быть незаметной, уходит от ссор и конфликтов. Сглаживает все острые углы уходом или игнорированием вопросов. Конформистская модель тип поведения принадлежит именно такому типу личности.
Все люди без исключения попадают вольно и невольно в разные конфликтные ситуации, но каждый из нас по-своему выходит из неё. Решающим при выборе модели поведения становятся цели и мотивы, которые движут поведением личности. Это простые вопросы, каждый подсознательно задает себе:
- Что я выиграю в этом конфликте?
- Какие потери мне грозят?
- В чем заинтересованность оппонента?
- Как я выгляжу в глазах окружающих?
В данной ситуации уже четко просматривается ориентация человека на себя или на окружающий мир. Так же всегда стоит учитывать персональный стиль поведения человека, который опирается на собственный эмоциональный фон и психологическое напряжение, которое растет от него.
Способы коррекции конфликтного поведения
Для коррекции конфликтного поведения используют психотерапевтические методики и техники, которые направлены на построение рационального поведения и на контроль собственных эмоций. Конфликтные личности страдают именно на неуправляемый гнев и агрессию, которая находит выход спонтанно.
Что можно предпринять самостоятельно в ситуации конфликта:
- Техника «заземление» идеально подходит для переключения внимания и на отсрочку времени, для того чтобы вовремя остановиться. Для этого нужно почувствовать свои ноги, руки и оценить, насколько уверенно ты стоишь. Иногда рекомендуют помассировать пальцы рук, для концентрации ощущений.
- В момент наплыва эмоций, помогает дыхательная гимнастика. Необходимо сделать глубокий вдох на медленный счет от 1 до 4, задержать на секунду воздух и медленно сделать выдох.
Психологические консультации помогут разобраться, почему человек выбирает деструктивную модель поведения. После инсайдов и осознания первопричины появится возможность рационально и осознанно изменять стиль конфликтного поведения.
Соответствие | Psychology Today
Конформность — это склонность человека согласовывать свои взгляды, убеждения и поведение с окружающими его людьми. Конформизм может принимать форму открытого социального давления или более тонкого бессознательного влияния. Независимо от формы, она может быть мощной силой, способной изменить поведение больших групп, начать или прекратить конфликты и многое другое.
Содержимое
- Почему мы соответствуем
- Как соответствие влияет на поведение
- Типы соответствия
Почему мы соответствуем
Как бы большинству людей ни нравилось думать о себе как об уникальных личностях, в действительности люди являются социальными существами, и ради групповой сплоченности люди эволюционно вынуждены приспосабливаться к ним. Обычно это означает копирование действий других, поиск группе при принятии решения о том, как думать или вести себя, или делать то, что «ожидается» на основе широко принятых (хотя часто негласных) социальных норм.
Хотя это часто высмеивают, конформизм не обязательно является злонамеренной силой. В лучшем случае конформизм дает чувство принадлежности и групповой идентичности и может побуждать людей придерживаться моральных норм. Однако в худшем случае оно может выявить самые темные порывы человека и даже использоваться для оправдания — и совершения — крупномасштабных злодеяний.
Почему я так забочусь о том, чтобы приспособиться?
Потребность принадлежать глубоко заложена в биологии человека. С точки зрения эволюции, идти против своей группы могло дорого обойтись, а социальная сплоченность имела решающее значение для общего успеха группы. Сегодня желание быть принятым — или стремление «вписаться» — остается основным человеческим инстинктом для подавляющего большинства людей.
Соответствие хорошо или плохо?
Соответствие по своей сути не является положительным или отрицательным. Когда конформизм возникает из-за страха, заботы о своем социальном положении или имеет опасные последствия, это может рассматриваться как негативное явление. Однако конформизм, который защищает общее благополучие группы — например, взаимное решение уважать частную собственность — может помочь обществу добиться успеха.
По каким причинам люди следуют за толпой?
Является ли конформизм частью человеческой природы?
Похоже. Конформизм — универсальная черта всех обществ, что заставляет исследователей подозревать, что оно дало нам эволюционное преимущество. Но, несмотря на свои эволюционные корни, конформизм не приносит универсальной пользы и может оказаться опасным — как для отдельных людей, так и для самой группы, — если вытекающие из него нормы и практика никогда не подвергаются сомнению.
Все соответствуют?
Обычно да; хотя люди отдают приоритет приспособлению в той или иной степени, практически каждый, кто взаимодействует с обществом, в той или иной степени ему приспосабливается. Это может проявляться в их внешности, поведении или социальных нормах, которым они хотят следовать. В то время как некоторые люди стремятся быть «нонконформистами», конформизм является фактом жизни для подавляющего большинства человечества.
Как соответствие влияет на поведение
Конформизм обычно мотивируется идентификацией человека с определенной группой. Теоретически, чтобы быть по-настоящему принятым в качестве члена, человек должен принять нормы и правила, регулирующие поведение группы. Эти действия могут поначалу отличаться от их собственных личных ценностей. Однако со временем лежащие в основе убеждения и установки человека могут начать меняться, поскольку мнения и поведение группы становятся укоренившимися и автоматическими.
Люди учатся социальным навыкам в раннем возрасте, наблюдая и копируя поведение других. По мере того, как человек становится старше, социальное давление, направленное на соответствие групповым нормам, становится сильнее. Устоявшиеся члены группы могут использовать различные тактики, чтобы убедить посторонних подчиниться, включая похвалу, критику, запугивание или моделирование «правильного» поведения.
Когда конформизм может быть полезен для общества?
Здоровое соответствие может привести к усилению социальной гармонии как на межличностном, так и на общественном уровне. Например, в обществе, в котором все члены коллективно соглашаются придерживаться определенных правил поведения, связанных с вождением, — например, вождения по правой стороне дороги или уступки пешеходам, — будет случаться меньше дорожно-транспортных происшествий, чем в обществе без таких соглашений.
Связан ли эффект свидетеля с соответствием?
Эффект наблюдателя, при котором присутствие других людей отбивает желание вмешиваться в ситуацию, вероятно, частично зависит от конформизма: если мы видим, что другие предпочитают ничего не делать, мы, скорее всего, ничего не будем делать сами. Распределение ответственности, при котором ни один человек не чувствует себя вправе вмешиваться, также может частично мотивировать эффект.
Как мне узнать, следует ли мне следовать за толпой или идти своим путем?
Если вам не хватает информации о чем-то и вам нужно быстро принять решение, лучшим решением может быть копирование поведения окружающих — хотя, конечно, из этого правила есть исключения. Если соблюдение нормы поможет вашей группе решить коллективную проблему, вам, вероятно, будет полезно последовать ее примеру.
Может ли желание приспособиться заставить кого-то делать плохие вещи?
К сожалению, да. Желание быть принятым, не поднимать шумиху или наказывать «нонконформистов» мотивировало травлю, изоляцию и даже крупномасштабные злодеяния. Холокост часто приводится в качестве примера опасностей неконтролируемого подчинения и слепого подчинения властям.
Каковы признаки вредоносного соответствия?
Конформизм, мотивированный уважением к авторитету или страхом перед наказанием, может быть вредным. Когда члены группы скрывают критическую информацию друг от друга, чтобы не раскачивать лодку, или готовы отрицать свидетельство собственных чувств, группа подвергается риску группового мышления или крайней поляризации.
Как можно остановить опасные акты соответствия?
Даже один голос несогласия может ослабить коллективное стремление подчиняться вредному поведению. Свободный обмен любой актуальной информацией, регулярная оценка групповых норм, чтобы определить, полезны они или вредны, а также смелость высказываться, когда что-то не так, может остановить группы от деструктивного поведения.
Каковы различные типы соответствия?
Не все виды соответствия одинаковы. Хотя в психологических исследованиях изучались многие аспекты конформизма и связанных с ним концепций, исследователи обычно сосредотачивались на двух основных типах конформизма: информационная и нормативная . Информационное соответствие — это склонность обращаться к группе для сбора информации, принятия решений или формирования мнений. Нормативное соответствие — это тенденция вести себя определенным образом, чтобы быть принятым группой. Из этих двух факторов наиболее опасным может быть нормативное соответствие, поскольку оно может побудить кого-то присоединиться к группе, даже если они знают, что группа неправа.
В чем разница между конформизмом и групповым мышлением?
Конформность — широкомасштабное явление, при котором люди (преднамеренно или непреднамеренно) меняют свое поведение или убеждения, чтобы соответствовать большей группе. Групповое мышление относится к особому виду дисфункционального принятия решений, при котором группа людей с благими намерениями принимает иррациональные решения. Групповое мышление часто, но не всегда, стимулируется желанием соответствовать.
Является ли послушание тем же, что и конформизм?
Нет, хотя они оба могут влиять на поведение отдельных лиц или групп. Послушание требует социальной иерархии , в которой люди более низкого ранга подчиняются требованиям вышестоящих авторитетов. Конформизм, с другой стороны, может иметь место среди людей с равным или неравным социальным положением посредством устного или негласного влияния со стороны других членов группы.
Чем отличаются информационное соответствие и нормативное соответствие?
Информационное соответствие возникает, когда люди обращаются к группе за информацией, например, решая, какие продукты покупать или кому из нечленов группы можно доверять. Нормативное соответствие относится к изменению поведения и убеждений в результате сбора этой информации. Таким образом, два типа соответствия работают вместе, чтобы изменить поведение и способствовать социальной сплоченности.
Что означает «соблюдение» в исследованиях соответствия?
Согласно гарвардскому социальному психологу Герберту Келману, соответствие — это внешнее проявление соответствия, независимо от того, изменились ли внутренние убеждения человека.
Что такое идентификация?
В концептуализации конформизма Келмана термин идентификация относится к конформизму, мотивированному желанием быть принятым конкретным человеком или группой.
Что такое интернализация?
Интернализация происходит, когда идеи и поведение, которым человек подчиняется, отражают его самоощущение и становятся совместимыми с его ценностями. Другими словами, они не просто ведут себя в соответствии с убеждениями группы; они на самом деле им тоже верят.
Essential Reads
Соответствие, уступчивость и послушание — психология
Введение
Социальное влияние относится к тому, как люди влияют на убеждения, чувства и поведение других. Каждый день мы сталкиваемся с бесчисленными попытками других повлиять на нас, и поэтому изучение социального влияния долгое время было центральной темой для социальных психологов и исследователей во многих других социальных науках (например, маркетинге, организационном поведении, политической науке). наука). Теоретики обычно различают четыре типа социального влияния. Комплаенс — это когда человек меняет свое поведение в ответ на явный или неявный запрос другого человека. Уступчивость часто называют активной формой социального влияния, поскольку она обычно намеренно инициируется человеком. Он также концептуализируется как внешняя форма социального влияния, поскольку его внимание сосредоточено на изменении явного поведения. Хотя согласие может иногда происходить в результате изменений во внутренних убеждениях и/или чувствах людей, такие внутренние изменения не являются основной целью соблюдения, и они не обязательно необходимы для того, чтобы запрос был успешным. Напротив, конформизм относится к тому, когда люди корректируют свое поведение, отношения, чувства и / или убеждения, чтобы соответствовать групповой норме. Конформизм обычно рассматривается как пассивная форма влияния, поскольку члены группы не обязательно активно пытаются влиять на других. Люди просто наблюдают за действиями членов группы и соответствующим образом корректируют свое поведение и/или взгляды. Фокус конформизма может быть как внешним (явное поведение), так и внутренним (убеждения и чувства) по своей природе. Послушание — это изменение поведения в результате прямого приказа авторитетной фигуры. Послушание является активной формой влияния в том смысле, что оно обычно инициируется непосредственно авторитетной фигурой и обычно является внешним, поскольку открытое поведение обычно находится в центре внимания команд. Последней формой социального влияния является убеждение, которое относится к активным попыткам изменить отношение, убеждения или чувства другого человека, обычно посредством какой-либо формы общения. Убеждение является активной формой воздействия и является внутренней по своей направленности в том смысле, что изменение убеждений и/или чувств людей является целью такого воздействия. Как правило, убеждение рассматривается как отдельная литература от других трех форм социального влияния и обычно включается в качестве основной области исследования в более широкую литературу об установках. Таким образом, эта статья будет сосредоточена в первую очередь на литературе, посвященной уступчивости, конформизму и послушанию.
Общие обзоры и учебники
Существует ряд источников, подходящих для разных аудиторий, которые содержат обзоры литературы. Эти ресурсы обеспечивают широкое понимание процессов социального влияния, которые будут информативны как для ученых, так и для неакадемиков. Как Milgram 1992, так и Harkins et al. 2017 содержат полезные общие обзоры, которые подходят для разных аудиторий. Точно так же Cialdini 2001 будет полезен не только для студентов, но и для тех, кто не имеет академического образования и заинтересован в социальном влиянии. Напротив, Чалдини и Грискявичюс 2010 и Чалдини и Трост 1998 больше ориентированы на аспирантов и исследователей. Hogg 2010 представляет собой научный обзор литературы по социальному влиянию.
Cialdini, R. B. 2001. Влияние: наука и практика . 4-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Эта книга является одной из самых популярных в любой области социальной психологии. Он остается популярным текстом для занятий по социальному влиянию, но в нем достаточно эффективно используются примеры из реального мира, что привлекает читателей вне академического контекста. Этот ресурс охватывает контент, включающий шесть принципов влияния: взаимность, приверженность и последовательность, социальное доказательство, симпатию, авторитет и дефицит.
Чалдини, Р. Б., и В. Грискявичюс. 2010. Социальное влияние. В Высшая социальная психология: состояние науки . Под редакцией Р. Баумайстера и Э. Финкеля, 385–418. Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Нажимать.
Академический обзор исследований социального влияния. В отличие от Cialdini 2001, эта книга лучше всего подходит для научной аудитории и может быть полезным ресурсом для студентов старших курсов и аспирантов.
Чалдини Р. Б. и М. Р. Трост. 1998. Социальное влияние: социальные нормы, соответствие и соответствие. В Справочник по социальной психологии . 4-е изд. Том. 2. Под редакцией Д. Т. Гилберта, С. Т. Фиске и Г. Линдзи, 151–192. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Эта глава представляет собой всеобъемлющий научный обзор психологических исследований социального влияния. В нем содержится подробное резюме исследований по нормам, соответствию и соответствию.
Harkins, S. G., K. D. Williams, and J. M. Burger, eds. 2017. Оксфордский справочник по социальному влиянию . Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Нажимать.
В этом справочнике представлен общедоступный обзор тем и текущих исследований социального влияния, включая внутри- и межличностные процессы, внутригрупповые процессы и прикладное социальное влияние. Это широко применимо, но также подходит для неакадемиков или студентов.
Хогг, Массачусетс, 2010 г. «Влияние и лидерство». В Справочник по социальной психологии . 5-е изд. Том. 2. Под редакцией С. Т. Фиске, Д. Т. Гилберта и Г. Линдзи, 1166–1206 гг. Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
В этой главе представлен научный обзор литературы о социальном влиянии, с несколько иным акцентом в освещении, чем у Чалдини и его коллег. Эта глава лучше всего подходит для аспирантов, ученых и исследователей. В нем проводится различие между литературой по уступчивости, конформизму и послушанию.
Милграм, С. 1992. Индивид в социальном мире: Очерки и эксперименты . 2 изд. Под редакцией Дж. Сабини и М. Сильвера. Серия McGraw-Hill по социальной психологии. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Эта серия работ Стэнли Милгрэма охватывает, помимо прочего, различные аспекты социального влияния. Это сочинение подходит для студентов или профессионалов, но может представлять интерес и в более широком смысле.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница.