Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Приемы творческого воображения в психологии: Способы, признаки и функции воображения

CREATIVE IMAGINATION, ESSENCE OF CONTENT

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ

Научная статья

Рощин С.П.1, Барбашова Н.А.2, *

1, 2 ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт культуры и искусств,

Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (barbash_natash[at]mail.ru)

Аннотация

В последнее время все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии учащихся, об определении сущности механизмов воображения. Очень важным в учебно-воспитательных учреждениях является развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Поэтому мы подробно рассматриваем понятие «воображение», виды, функции и приемы развития творческого воображения. Как бы ни была совершенна методика обучения творчеству, очевидно, что творческая деятельность требует определенных личностных особенностей и большого труда от человека.

Ключевые слова: познание, развитие учащихся, функции и виды воображения, приемы творческого воображения. 

CREATIVE IMAGINATION, ESSENCE OF CONTENT

Research article

Roschin S.P.1, Barbashova N.A.2, *

1, 2 SAEI of HE, Moscow City Pedagogical University, Institute of Culture and Arts, Moscow, Russia

* Corresponding author (barbash_natash[at]mail.ru)

Abstract

Recently, the issue of the role of imagination in the mental development of students, the definition of the essence of the mechanisms of imagination has been increasingly raised. The development of the creative potential of the younger generation is very important in educational institutions. Therefore, we consider in detail the concept of «imagination,» types, functions, and methods of developing creative imagination. No matter how perfect is the method of teaching creativity, it is obvious that creative activity requires specific personal characteristics and great work from a person.

Keywords: cognition, development of students, functions, and types of imagination, creative imagination techniques. 

Введение

Сегодня в России происходят социально-экономические преобразования, которые влекут за собой изменения в обществе. Возникает необходимость в формировании личностей, обладающих творческим воображением, которое требуется для возможности решать новые жизненные проблемы креативно, а главное эффективно. Часто на страницах научной литературы по философии, психологии и педагогики ставится вопрос о роли творческого воображения в развитии учащихся. Изучая электронные ресурсы на тему «Проблема развития творческого воображения» [8], мы читаем следующее высказывание: «Перед учебными учреждениями возникает одна из главных задач. Она напрямую связана с развитием творческого потенциала у учащихся. Для этого следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс, который можно осуществить только благодаря учету психолого-педагогических особенностей познавательных процессов».

Но на сегодняшний день в свободном доступе есть много научной литературы на тему эффективного развития воображения у дошкольников, но отсутствуют разработки в данной области для подростков, которые можно было бы использовать в учебных учреждениях. Поэтому мы решили подробно изучить развитие творческого воображения у подростков. В данной статье мы рассматриваем понятие «воображение», виды и функции воображения, а также приемы развития творческого воображения.

Творческое воображение

В.А. Волобуев в своих лекциях на тему: Теория познания и проблема истины в философии [2, С. 1-7] пишет, что «философская дисциплина гносеология занимается исследованием, критикой и теорией познания. Чтобы структурировать познавательную деятельность, необходимо выделить две формы познания рациональную и чувственную. Процесс, осуществляющийся благодаря различным формам мыслительной деятельности, является рациональным познанием. Выход познания на высокий уровень осуществляются благодаря различным формам рационального познания.

К основным формам можно отнести разные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. А познавательный процесс, происходящий благодаря органам чувств, является чувственным познанием. Его формы воображение, восприятие, ощущение, представление».

Сейчас мы подробно остановимся на понятии «воображение», как одной из форм чувственного познания. Воображение – это творческое, фантастическое представление о предметах и ситуациях. Можно сказать, что воображение характеризуется конкретностью и, в тоже время, наглядностью.

Изучая научные труды психологов, следует отметить, что существует неразрывная связь между онтогенезом психического развития и воображением. Этой проблемой интересовались Н.Р. Ветрук, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Т.Н. Доронова, Д. Дьюи, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, Е.Е. Туник, З. Фрейд, В. Штерн, К.Юнг.

Д.Д. Мухортова и В.И. Мурадова в статье «Развитие воображения» в журнале «Вопросы дошкольной педагогики» №3, 2016 [6, С. 52] анализируют разные формулировки определений воображения, встречающиеся в научной литературе, например, «С. Л. Рубинштейн писал, что воображение – это процесс отражения реальной действительности в новых связях. Он считал, что воображение строит новые ряды из накопленных впечатлений, а не повторяет старые».

На наш взгляд более точное определение дала наша современница Н.Р. Ветрук в статье о развитии творческого воображения [1, С. 24]: «Воображение можно рассматривать, как психический процесс, участвующий в создании образа предмета или ситуации благодаря перестройке накопленных впечатлений».

Используя Электронный ресурс на тему «Воображение в психологии» [4], можно прочитать, что «воображение используют все люди, а его степень зависит от уровня развитости».

На другом сайте [3], посвященном данной проблеме: «Под воображением иногда подразумевают визуализацию фантазий, мечтательность. Благодаря воображению можно представить картины, которых еще нет в действительности. Используя воображение, некоторые люди ищут выход из сложившейся ситуации. Данный феномен еще до конца не изучен, так как мы не можем увидеть или ощутить процесс воображения».

Встречается несколько классификаций функций воображения. Мы остановимся на одной из используемых в психологии [4]:

  1. «Способность получать новые знания и возможность скомпоновать полученную ранее информацию называется познавательной функцией.
  2. Предвидение развития событий до их совершения и завершения называется прогнозированием.
  3. Представление чувств другого человека называется понимаем. В научной литературе можно встретить другое название – эмпатия.
  4. Предупреждение трудностей и неприятностей – это защитная функция.
  5. В процессе воображения человек становится другим, он совершенствуется. Эта функция называется саморазвитием.
  6. Воссоздание в своем представлении картин из прошлого, а также повторное их переживание – это воспоминания».

Чаще всего человек в той или иной ситуации использует одну функцию воображения, но иногда возможны комбинации.

Воображение можно использовать практически в любой сфере жизни, например, при создании лекарств, бытовой техники, пошива одежды.

Воображение всегда основывается на ранее приобретенном опыте. Вначале процесс происходит в голове и только потом реализуется на практике. Обычно люди представляют нечто новое, чего еще не было, а возможно и не будет.

Воображается чаще всего то, что интересно. Это отчасти способствует познанию себя. Воображение помогает спланировать свои действия и представить результат.

Таким образом, воображение помогает составить план, благодаря которому человек собирается жить в ближайшее время.

Н.Р. Ветрук считает [1, С. 25], что «среди видов воображения можно выделить два основных: пассивное и активное. С ней согласны многие авторы публикаций. Пассивное воображение, еще можно назвать непроизвольным, оно подчиняется желаниям, возникающим при фантазировании». На сайте «StudFiles» [7] есть классификация пассивного воображения: «бред, галлюцинации, гипнотические формы».

В Интернет ресурсах по проблеме «Воображение в психологии» [4] мы встречаем описание: «Активное или произвольное воображение почти всегда направлено на решение какой-либо задачи, например, личной или творческой. Оно всегда определяется волевыми усилиями и осуществляется благодаря личному контролю». К произвольному воображению [3] следует относить: «вдохновение, воссоздание, мечту и творчество».

В Интернете на тему «Творческое воображение» [11] мы встречаем следующее определение: «творческое воображение – это один из видов воображения, при котором человек создает новые идеи и образы, имеющие ценность для общества, реализующиеся в оригинальные продукты деятельности».

В творческом воображении могут создаваться определенные образы. Все это осуществляется благодаря следующим приемам, описанным в Электронных ресурсах:

  1. Прием изменения предмета в какое-либо новое явление называется склеиванием или агглютинацией [3]. Это самый простой прием. Используя этот метод, были созданы разные герои мифов (дракон, русалочка) [7]. О данном приеме рассуждал Великий художник Леонардо да Винчи: «Чтобы фантастическое животное сделать естественным, пусть это будет, например, змея, надо взять голову собаки, нарисовать глаза кошки, уши филина, шею черепахи и т. п.».
  2. Приемы преувеличения (гиперболизации) и преуменьшения (литоты) [7]. Рассматривая гиперболизацию можно отметить, что она достигается за счет увеличения количества частей предмета (трехголовый змей), а литота – за счет уменьшения количества частей предмета (один глаз у циклопа).
  3. Прием акцентирования внимания на части предмета, его выделение из общего [3]. Очень часто этот прием используют, при создании карикатуры (обжору изображают с большим животом, болтуна – с длинным языком) [5].
  4. Еще один прием творческого воображения – это схематизация. Используя этот прием, происходит выделение черт сходства и различия [7]. При этом одни черты выпадают из внимания или упрощаются, зато другие усиливаются. При схематизации происходит полная трансформация всего образа [5].
  5. Прием выделения схожих черт из нескольких образов, объединение их во что-то новое, содержащее хотя бы часть каждого объекта. Этот прием называется типизация [3]. Можно сказать, что это самый сложный прием. Его почти никогда не используют в технике, зато в художественном творчестве он является основным.
  6. Если предметы не имеют определенной формы (облака, тени от предметов), то в сознании человека они могут ассоциироваться с реальными предметами, схожими с исходными по форме. Этот прием в научной литературе назван аналогией [7].

С.П. Рощин в своих научных трудах [10, С. 13] пишет, что «каждый человек обладает от рождения громадным богатством, принадлежащим только ему, и только он может использовать свои потенциальные возможности». Мы полностью разделяем эту точку зрения и считаем, что данное «богатство» от природы необходимо развивать.

Как любым сложным процессом, воображением можно овладеть, научившись отдельным приемам.  Можно сказать, что существуют разные приемы, применяемые для развития воображения. Например, Леонардо да Винчи рекомендовал разглядывать трещины на стене, облака в небе. Причем важно находить в них сходство с предметами окружающего мира.

Изучая Интернет ресурсы на тему «Методы развития воображения» [5], следует отметить, что «даже при совершенной методике обучения творчеству, требуются некоторые личностные особенности и большое трудолюбие от самого учащегося. Так же он должен обладать любознательностью и упорством».

В Электронных ресурсах о развитии творческого воображения [9] есть еще информация об организованной среде. Она необходима для творческой деятельности, так как способствует креативности у учащихся. Сюда следует отнести новизну обстановки, использование различных материалов для творческой деятельности и интересные, неповторяющиеся задания с возможностью выбора. Все это, несомненно, будет обеспечивать развитие творческого воображения.

Заключение

Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что воображение – это психический процесс, способствующий созданию образа предмета или ситуации в результате происходящей перестройки полученных ранее впечатлений. Существует два вида воображения: пассивное и активное. Творческое воображение относится к активному виду. Для развития творческого воображения у учащихся надо совершенствовать учебно-воспитательный процесс, опираясь на психолого-педагогические особенности познавательных процессов в онтогенезе.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Ветрук Н. Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Ветрук Н. Р. // Дошкольное воспитание. – 2010. – С. 24-32.
  2. Волобуев В. А. Лекция на тему: Теория познания и проблема истины в философии // Волобуев В. А. / ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт культуры и искусств, 2018. – 24 с.
  3. Воображение в психологии. [Электронный ресурс]. URL: http://psymedcare. ru/voobrazhenie-psihologii. (дата обращения 12.03.2019).
  4. Воображение в психологии. [Электронный ресурс]. URL: http://PsyTheater.com›voobrazhenie-v-psihologii.html. (дата обращения 12.03.2019).
  5. Методы развития воображения. [Электронный ресурс]. URL: http://studwood.ru/585132/psihologiya. Дата обращения 15.03.2019.
  6. Мухортова Д. Д. Развитие воображения / Мухортова Д. Д., Мурадова В. И. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 52-54.
  7. Приемы творческого воображения. [Электронный ресурс]. URL: https://StudFiles.net›preview/6265277/page:12. (дата обращения 14.03.2019).
  8. Проблема развития творческого воображения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/problema. (дата обращения 14.03.2019).
  9. Развитие творческого воображения. [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1823531/pedagogika. (дата обращения 15.03.2019).
  10. Рощин С. П. Живопись. Основы теории и практики: учебное пособие / Рощин С. П. – М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. – 216 с.
  11. Творческое воображение. [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1766248/pedagogika. (дата обращения 12.03.2018).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Vetruk N. P. Osobennosti razvitiya tvorcheskogo voobrazheniya s ispol’zovanie netradicionnyh tekhnik risovaniya na zanyatiyah v detskom sadu [Features of the development of creative imagination with the use of non-traditional drawing techniques in the classroom in kindergarten] / Рощин С. П. // Doshkol’noe vospitanie [Preschool education]. — 2010. — p. 24-32. [in Russian]
  2. Volobuev V. A. Lekciya na temu: Teoriya poznaniya i problema istiny v filosofii [Lecture on the topic: Theory of Knowledge and the Problem of Truth in Philosophy] / Рощин С. П. // GAOU VO g. Moskvy «Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet» Institut kul’tury i iskusstv [GAOU IN Moscow “Moscow City Pedagogical University” Institute of Culture and Arts], 2018. — 24 p. [in Russian]
  3. Voobrazhenie v psihologii [Imagination in psychology]. [Electronic resource]. URL: http://psymedcare.ru/voobrazhenie-psihologii. (accessed: 12.03.2019). [in Russian]
  4. Voobrazhenie v psihologii [Imagination in psychology]. [Electronic resource]. URL: http://PsyTheater.com›voobrazhenie-v-psihologii.html. (accessed: 12.03.2019). [in Russian]
  5. Metody razvitiya voobrazheniya [Methods of development of the imagination]. [Electronic resource]. URL: http://studwood.ru/585132/psihologiya. (accessed: 03.15.2019). [in Russian]
  6. Mukhortova D. D. Razvitie voobrazheniya [The development of imagination] / Mukhortova D. D., Muradova V. I. // Voprosy doshkol’noj pedagogiki [Questions of preschool pedagogy]. — 2016. — №3. — pp. 52-54. [in Russian]
  7. Priemy tvorcheskogo voobrazheniya [Techniques of creative imagination]. [Electronic resource]. URL: https://StudFiles.net ›preview / 6265277 / page: 12. (accessed: 03. 14.2019). [in Russian]
  8. Problema razvitiya tvorcheskogo voobrazheniya [The problem of the development of creative imagination]. [Electronic resource]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/problema. (accessed: 03.14.2019). [in Russian]
  9. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya [The development of creative imagination]. [Electronic resource]. URL: https://studbooks.net/1823531/pedagogika. (accessed: 03.15.2019). [in Russian]
  10. Roshchin S. P. ZHivopis’. Osnovy teorii i praktiki: uchebnoe posobie [Painting. Fundamentals of theory and practice: a textbook] / Roshchin S. P. – M.: Center for Media Projects «ABF», 2008. — 216 p. [in Russian]
  11. Tvorcheskoe voobrazhenie [Creative imagination]. [Electronic resource]. URL: https://studwood.ru/1766248/pedagogika. (accessed: 12.03.2018). [in Russian]

виды, функции, что оно дает человеку

Воображение — это способность создавать образы. А у вас есть воображение? Наверняка, да. Вы легко воссоздаете в мыслях картины из прошлого или прогнозировать будущее. У вас получается мечтать или даже грезить. Вы легко представите того или иного человека, будь то друг или знакомый. И это не все полезные функции воображения. Оно пригодится во многих сферах жизни.

Содержание

  • Что такое воображение
  • Функции воображения
  • Виды воображения
    • Пассивное
    • Активное
  • Создание образов
  • Что дает воображение человеку
  • Как развить воображение
    • У взрослых
    • У детей
  • Пример из жизни
  • Заключение

Что такое воображение

По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.

По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.

Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.

Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.

Функции воображения

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

  1. Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
  2. Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
  3. Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
  4. Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
  5. Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
  6. Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

Виды воображения

Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.

Пассивное

Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.

Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.

В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.

К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:

  1. Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
  2. Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.

Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.

Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.

Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:

  1. Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
  2. Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.

Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.

Активное

Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.

Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.

Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.

Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.

В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.

Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:

  • дом по составленному проекту;
  • рисунок, связанный по схеме;
  • героя, описание которого дано в книге;
  • торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.

Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.

Создание образов

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Что дает воображение человеку

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

  1. Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
  2. Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
  3. Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
  4. Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
  5. Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
  6. «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  1. Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  2. Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  3. Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  4. Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Пример из жизни

Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.

То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.

Заключение

Итак, что такое воображение простыми словами? Это полезный навык. Это не только мечты и фантазии. Наравне с памятью и мышлением воображение помогает нестандартно мыслить, находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. А еще понимать другого человека, чувствовать его переживания и боль. Именно поэтому этот навык важно развивать и взрослым, и детям. Для этого не обязательно проходить курсы или изучать сложные книги. Можно просто играть.

Творческое воображение: внутри и снаружи головы

видение закономерностей. ..

Источник: Амир Пашаи через Wikimedia Commons

Когда нас спрашивают, что мы подразумеваем под «воображением», то, что сразу приходит на ум, может быть такими мыслями, как эта о маленьком ребенке, создающем яркие воображаемые миры, населенные одним или несколькими воображаемыми товарищами по играм, или о ком-то (младшем или старше), который любит притворяться или играть в ролевые игры. Или мы можем подумать о ком-то из наших знакомых, который может (почти волшебным образом) брать кажущиеся несвязанными идеи (персонажи, объекты) и творчески переплетать их вместе в захватывающую историю или картину.

Каждый из них действительно является ярким примером воображения. Но все они примеры только одного вида. Все они объединены под более конкретным заголовком, который недавнее исследование воображения, основанное на процессах, назвало бы «выразительное воображение».

Эта форма выразительного воображения, для которой типична такая творческая деятельность, как рассказывание историй, ролевые игры и мечтания, возникает в основном восходящим образом из личного предшествующего опыта человека и существующих ментальных репрезентаций. Это воображение, которое возникает «изнутри головы».

Но есть и другая форма воображения, столь же ценная и ценная.

Вместо того, чтобы возникать в первую очередь из внутреннего мира памяти и ментальных концепций человека, творческое воображение может быть также направлено вовне, на внешний мир. Интенсивным взглядом вовне он спокойно ищет закономерности, отношения или связи во внешнем мире. Если смотреть вовне, то эта форма воображения — иногда называемая «инструментальным воображением» — часто целенаправленно направлена ​​на конкретные проблемы.

Давайте посмотрим на недавнее исследование, которое иллюстрирует, как мы можем использовать обе эти формы воображения.

Сеттинг

История начинается с интерактивной выставки в музее, которую посещают отдельные лица, семьи или группы. В отдельной комнате находится большая сенсорная столешница со светящимися огнями и деревянными блоками разных видов.

Когда мы входим, нам говорят представить, что мы инженеры-электрики, пытающиеся помочь «вымышленным ученым в неизведанной водной пещере, кишащей никогда ранее не зарегистрированными видами биолюминесцентных рыб».

Мы можем разработать и изготовить светящиеся рыболовные приманки с использованием светодиодов разного цвета. При правильной сборке виртуальная схема (схема с правильным соотношением резисторов, батарей и светодиодов) будет светиться, привлекая рыбу из пещеры, позволяя ученым идентифицировать и каталогизировать их.

Каждый посетитель музея может выбрать, какую из множества рыб попытаться выманить на свет, и, хотя каждый посетитель может видеть других и разговаривать с ними, действия каждого посетителя по сборке блоков не влияют на действия других посетителей в Таблица.

Некоторые посетители музеев начинают взаимодействовать с блоками и путем экспериментов и проб и ошибок или экспериментов в сочетании с предварительным обучением находят способ успешно настроить блоки. Внезапно появляется яркое свечение, и из темноты пещеры к свету выходит рыба, чтобы все ее видели.

Но другие посетители музеев не могут найти подходящую конфигурацию блоков. Они пробуют и то, и другое, и то, и это, но безуспешно. Что происходит тогда? Что происходит, когда кажется, что нас ждет неудача?

Именно на этот вопрос и хотели ответить исследователи экспоната. Когда казалось, что неудача надвигается, а путь вперед не ясен, какие модели взаимодействия — с кубиками или посетителей музея друг с другом — могли бы помочь преодолеть препятствие, которое им мешало? Какие действия побудили бы их двигаться вперед, позволив им перейти от непродуктивных, разочаровывающих и бесплодных попыток к продуктивному и успешному подходу?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи записали на видео взаимодействие посетителей за столом с помощью трех ненавязчивых камер и аудиозаписи. (Вывеска за пределами комнаты указывала на время видеосъемки, чтобы участники могли выбрать: войти во время записи или войти в другое время.)

Действия 3 546 участников были записаны, что привело к более чем 47 000 отдельных действий. Но это создало собственную проблему: что делать с таким огромным объемом данных? Как он может нам что-то сказать о том, какие действия привели от разочаровывающе непродуктивных к полезным продуктивным поискам и экспериментам?

Поиск закономерностей

И здесь исследовательская группа разработала несколько мощных методов обнаружения закономерностей.

Во-первых, они разработали систематический способ отслеживать все схемы, которые сделал каждый посетитель. Например, если посетитель подошел к столу и сделал сложную схему со многими компонентами, которая не работала, но это была его первая попытка построить схему такого типа, и никто за столом еще не пробовал ничего подобного, это будет быть закодированы как «CNUO» (сложные, нерабочие, уникальные для них и оригинальные для таблицы). Если бы пришел другой посетитель и сделал простую трехкомпонентную схему, которая сработала, и это был первый раз, когда они сделали ее, но она следовала той же конфигурации, что и у другого посетителя, который находился за столом в то же время, это было бы закодированы как «SWUE» (простая, рабочая, уникальная для них и эхо чужой схемы).

Эта схема кодирования позволила исследователям разработать так называемую «скрытую марковскую модель» (HMM), чтобы предсказать, когда посетитель, скорее всего, перейдет из непродуктивного состояния создания схемы (когда он создавал схему, которая не работала). к продуктивному. Используя эту модель, они могли сказать, что как только посетитель достиг продуктивного состояния (с одной работающей схемой), он чаще всего продолжал генерировать другие схемы, которые также работали. Но если посетитель вместо этого переходил из продуктивного состояния в непродуктивное, он очень редко возвращался в продуктивное состояние. То есть, если посетитель впадал в непродуктивное состояние, он, как правило, оставался в нем, пока не покинет экспозицию.

Тем не менее, некоторые посетители вернулись к созданию продуктивных цепей. Чем отличались посетители, преодолевшие препятствие, от многих других, которым так и не удалось оторваться?

Преодолеть препятствие неудачи

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи сначала использовали марковскую модель для создания списка всех участников, которые вышли из последовательности из трех или более непродуктивных схем, что предполагает постоянное и постоянное исследование задача — к продуктивной. Из всех 3546 участников только 204 участника (менее 6% всех участников) продемонстрировали этот образец преодоления препятствия от серии неудачных попыток к успешной.

Затем исследователи увеличили 22 таких случая, все из которых относятся к одному дню взаимодействия посетителей. Теперь они применили другую, более подробную и контекстно-обогащенную схему кодирования, чтобы точно зафиксировать, что участники делали в каждый момент времени.

Они обнаружили, что в подавляющем большинстве случаев скачки вперед происходили после того, как «застрявший в пути» посетитель останавливался, чтобы посмотреть, как другие посетители за столом конфигурируют свои блоки (75% случаев) или в которых «застрявший» посетитель фактически взаимодействовал с другими за столом (53% случаев).

То есть движение к успеху произошло, когда посетители, которые застряли, переключились, по крайней мере временно, с простой работы над задачей параллельно или вместе с другими посетителями на более взаимный или совместный подход. Эти два типа действий («восприятие за пределы границ» и «действие за пределы границ») также часто сочетались с другими формами взаимодействия, такими как просьбы о разъяснении или внесение предложений.

Таким образом, ключевым и существенным фактором перехода от непродуктивных исследований и возни к продуктивным исследованиям было спонтанное совместное взаимодействие между посетителями, которые часто были незнакомы друг с другом.

Творческий поиск паттернов

Чтобы увидеть и задокументировать этот паттерн у разных посетителей, потребовалось творческое сочетание двух внешне ориентированных форм обнаружения паттернов. Во-первых, создание и развитие «скрытой марковской модели» позволило исследователям выборочно определить и пометить для дальнейшего изучения те немногие многообещающие примеры — из миллионов событий, происходивших с тысячами посетителей, — в которых посетители музея переходили из устойчивого непродуктивного состояния в продуктивное.

Во-вторых, исследователям нужно было создать и применить систематическую систему кодирования типов взаимодействий, в которые могут вступать посетители. Кроме того, сами посетители также сообщают нам кое-что важное о различных типах воображения.

Чтобы творчески осмыслить наш мир, нам явно нужно все, что может дать нам внутренне порожденное выразительное воображение. Но в равной степени нам нужно инструментальное или ориентированное на шаблоны воображение в сочетании с совместным взаимодействием и обратной связью, чтобы дать нам возможность лучше наметить и понять как наш мир, так и друг друга. Нам нужно творческое воображение внутри и вне нашей головы.

Творческое воображение | Справочник по воображению и культуре

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Imagination and CultureSocial PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Imagination and CultureSocial PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

Укажите

Главяну, Влад Петре и другие, «Творческое воображение», Таня Зиттоун и Влад Главяну (редакторы), Handbook of Imagination and Culture , Frontiers in Culture and Psychology (

New York

, 2017; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 октября 2017 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780190468712.003.0004, по состоянию на 8 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Imagination and CultureSocial PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Imagination and CultureSocial PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе основное внимание уделяется взаимосвязи между воображением и творчеством, отраженной в изучении творческого воображения. Утверждается, что для того, чтобы оценить сегодняшнюю тесную связь между воображением и творчеством, нам нужно сначала рассмотреть интеллектуальную траекторию этих концепций до и после появления «научной» психологии. Используя социокультурные перспективы в психологии, авторы оспаривают простое предположение, что творческое воображение связано с созданием новых, оригинальных или ярких образов, и, следуя наследию Выготского, они понимают творческое воображение как основанное на опыте и конструктивное. Они используют три простых иллюстрации детей, рисующих Победу, чтобы представить и обсудить в сравнительном плане три социокультурных подхода к (творческому) воображению: модели заполнения пробелов, петли и перспективные модели. В заключение авторы поднимают новые вопросы о воображении как культурном, развивающем и творческом процессе.

Ключевые слова: креативность, воображение, творческое воображение, опыт, восполняющая модель воображения, петлевая модель воображения, перспективная модель воображения, детские рисунки, социокультурная психология

Предмет

Социальная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *