Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Пример императивного общения: Карта сайта

ИМПЕРАТИВНОЕ, МАНИПУЛЯТИВНОЕ И ДИАЛОГИЧЕСКОЕ — Мегаобучалка

В социальной психологии и теории коммуникации выделяют три типа межличностного общения: императивное, или директивное, авторитарное; манипулятивное; диалогическое(Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании. Ч. 1. М., 1995. С. 96, 97).

Диалогическое (гуманистическое)общение – это равноправное субъект-субъектное персонифицированное общение, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Главное правило диалога – это восприятие партнера как равного, имеющего собственную позицию, установка на доверие к нему. Диалог – это не воздействие на сознание и поведение партнера, а именно равноправное взаимодействие с ним. Диалог – это подлинная экзистенциальная коммуникация, переживание опыта равноценного субъекта в процессе общения. Подлинный диалог не допускает общения как «обмена информацией» или «обмена материальными и нематериальными ценностями, «знаками одобрения и престижа» ради выгоды, как это трактуется в теории обмена американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1989) и как это принято в условиях прагматизма рыночных отношений. В современном массовом обществе главный дефицит – это дефицит подлинного общения – общения ради общения, что подтверждается кросс-культурным и социологическими исследованиями, проводимыми в развитых странах.

Диалогическое общение – это процесс не созерцательного, а «конкретного деятельностного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического (Докучаев И. И.Введение в историю общения. Историография и методология решения проблемы. СПб., 2001. С. 5).Культуролог и семиотик Ю.М. Лотман, рассматривая такие культурно-исторические формы духовного общения, как искусство беседы, культуру письма и семейного чтения, называлистинным общением (диалогом) познание человеком человека и познание человеком окружающего мира. Он считал общение средством передачи форм культуры и общественного опыта.

В качестве критерия эффективности диалоговой коммуникации российские социологи Т. М. Дридзе и Т.З. Адамьянц рассматривают степень достижения взаимопонимания между участниками диалога. При этом взаимопонимание является не только целью, но и предпосылкой коммуникации, которая заключается в исходной установке на понимание – коммуникативной интенции как «равнодействующей» мотива и цели общения и взаимодействия людей с окружающим их миром. Предрасположенность актора к диалоговой коммуникации проявляется в открытости по отношению к принимающей стороне, т.е. в демонстрации явных мотивов и целей коммуникации. Если эти условия отсутствуют, то возникают нежелательные коммуникативные сбои («ножницы восприятия»), т.е. взаимопонимание не достигается по вине либо одной, либо другой стороны, участвующей в общении, либо одновременно обеих. Дридзе выделяет следующие коммуникативные сбои: псевдокоммуникацию, при которой сообщения не увенчиваются адекватными интерпретациями коммуникационных интенций», коммуникатор и коммуникант не просто остаются каждый на своей позиции, но и не понимают адекватно намерений друг друга при вступлении в коммуникацию; квазикоммуникацию, когда происходит «ритуальное действие», подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию (Адамьянц Т. З.Социальная коммуникация. М., 2005. С. 10–13; Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии//Общественные науки и современность, 1996. № 3).

Императивное(императив – приказ: «ты должен») общение– это субъект-объектное общение сверху вниз. Его целью является достижение контроля над поведением, установками, мыслями партнера по общению, принуждение его к определенным действиям; при этом партнер рассматривается как объект воздействия, но приказы и распоряжения ему выдаются открыто. Допустимо и даже эффективно императивное общение в таких сферах, как военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в экстремальных условиях, когда нужна сильная воля лидера, а вот родительские, супружеские, дружеские и педагогические отношения не могут базироваться на императивной коммуникации.

Манипулятивное общение– это субъект-объектное общение (горизонтальное – мягкая манипуляция и вертикальное – агрессивная манипуляция), при котором воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно. Манипуляция – это воздействие на человека (группу людей) с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам. Как и императив, манипулирование предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, но манипулятивное воздействие, в отличие от открытого приказа, осуществляется незаметно, скрытно. При этом реальные цели и мотивы манипуляторов практически всегда расходятся с декларируемыми. В манипулятивной коммуникации партнер воспринимается не как уникальная, свободная, равноправная личность, а как носитель определенных качеств и свойств, нужных манипулятору. Разница между манипуляцией и внешне схожим с ней приемом так называемого скрытого воздействия состоит в стремлении активной стороны к достижению одностороннего выигрыша. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации, декларировании возвышенных целей, но одновременно существует нечто скрытое, некий механизм, который позволяет воздействовать на людей, не будучиобнаруженным (Николайшвили Г. Г.Социальная реклама: теория и практика. М., 2008. С. 99, 100).

Особенности манипулирования изучали многие психологи, теоретики коммуникологии и коммуникативистики. Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) считал манипулирование внушением, при котором в сознание незаметно вносится «прививка идей». В отличие от убеждения, внушение – это воздействие на сознание без внешнего принуждения, без рационального размышления. Манипулирование – это управление сознанием и поведением человека, его установками и впечатлениями, его мотивами и реакциями. Американский психолог Э. Шостром полагал, что известная менеджерам концепция бесконфликтного общения Дейла Карнеги – это приемы «мягкой» манипуляции, которые тем не менее помогают в преуспевании в сфере бизнеса. Шостром предложил классификацию манипуляторов, объяснил причины манипулятивного поведения и предложил технологии, помогающие распознать манипуляторов (Шостром Э.Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М, 1992). Московский психолог Е. В. Доценко, книга которого о социально-психологическом феномене манипуляции неоднократно переиздавалась и стала хрестоматийной, изучил этимологию понятия «манипуляция», толкования этого термина, технологии и проявления манипуляции в межличностных и политических коммуникациях. По его мнению, метафорой манипуляции можно назвать «подчинение» управлению сознанием и поведением (как если бы человек сделал то, что ему велят, сам), «скрытое» воздействие и «искусное» воздействие. «Манипуляция– это узел, в котором сплелись воедино важнейшие проблемы психологии воздействия: наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменение баланса интересов» (Доценко Е.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. С. 8). Манипулятивная коммуникация– это перехват инициативы, отвлечение внимания адресата, «игра» на различных «струнах души», т.е. на значимых мотивах манипулируемого. Это стремление поставить его в подчиненное, зависимое положение. Это убеждение вас в необходимости борьбы «за место под солнцем» либо наигранное заискивание и стремление угодить. Это ощущение того, что манипулятор «темнит» (Казаринова И.В., Погольша В.М.Межличностная коммуникация. СПб., 2004. С. 84. 85). Эти характеристики манипулятивной коммуникации помогут распознать манипулятора и избежать неприятного общения с ним.

О современных технологиях и приемах манипулирования индивидуальным и массовым сознанием, используемых в СМИ, об основных «конструктах» социально-политического манипулирования (мифы, стереотипы, имиджи) существует ряд интересных публикаций (Богомолова Н.Н.Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008; Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М., 2004; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000; Грин Р. 48 законов власти. М., 2007; Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002; Мельник Г. С.Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Гнатюк О.Л. Актуальные проблемы изучения телевидения в системе массовой коммуникации//Россия в Глобальном мире. Социально-теоретический альманах. № 1. СПб., 2001; Гнатюк О.Л. Алармизм как негативная асимметрия, или новая функция российских СМИ//Экстремизм и средства массовой информации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23–24 ноября 2006 г. СПб., 2006; Березкина О.П. Социально-психологические технологии создания политического имиджа. СПб., 1997; Тощенко Ж.Т. Время мифов и пути их преодоления//Социс. 2006. № 1; Кармин А.С. Психология рекламы. СПб., 2004).

 

Стили общения

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, в каждой ситуации человек по-разному «подает» себя. А если самоподача не адекватна, это затрудняет общение.

Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль

Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Императивный стиль

Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.

Манипулятивный стиль

Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

Гуманистический стиль

К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.

Источники

  • Jiménez-Barreto J., Loureiro S., Braun E., Sthapit E., Zenker S. Use numbers not words! Communicating hotels’ cleaning programs for COVID-19 from the brand perspective. // Int J Hosp Manag — 2021 — Vol94 — NNULL — p.102872; PMID:33897084
  • Davis RA., Wolfe J., Heiman N. Increasing utilization of student mental health services on a college campus: Eight actionable tips. // J Am Coll Health — 2021 — Vol — NNULL — p.1-5; PMID:33891531
  • Bertsch TG., Denton TT., Perea NM., Ahmed A., McKeirnan KC. Drug development and the process of transitioning to team-based learning in a qualitative way. // Curr Pharm Teach Learn — 2021 — Vol13 — N6 — p.723-728; PMID:33867071
  • Dykhne M., Hsu SY., McBane S., Rosenberg E., Taheri R. Differences in learning styles, critical thinking skills, and peer evaluations between students with and without leadership engagement. // Curr Pharm Teach Learn — 2021 — Vol13 — N6 — p.659-664; PMID:33867061
  • Berens S.
    , Schaefert R., Ehrenthal JC., Baumeister D., Eich W., Tesarz J. Different Dimensions of Affective Processing in Patients With Irritable Bowel Syndrome: A Multi-Center Cross-Sectional Study. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.625381; PMID:33854462
  • Moon K., Riege A., Gourdon-Kanhukamwe A., Vallée-Tourangeau G. The moderating effect of autonomy on promotional health messages encouraging healthcare professionals’ to get the influenza vaccine. // J Exp Psychol Appl — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33829825
  • Williams SA., Alzaher W., Mackey A., Hogan A., Battin M., Sorhage A., Stott NS. "It Should Have Been Given Sooner, and We Should Not Have to Fight for It": A Mixed-Methods Study of the Experience of Diagnosis and Early Management of Cerebral Palsy. // J Clin Med — 2021 — Vol10 — N7 — p.; PMID:33807393
  • Fowler KR., Robbins LK., Lucero A. Nurse manager communication and outcomes for nursing: An integrative review. // J Nurs Manag — 2021 — Vol — NNULL — p.
    ; PMID:33793022
  • Taye BT., Mihret MS., Muche HA. Risk factors of precancerous cervical lesions: The role of women’s socio-demographic, sexual behavior and body mass index in Amhara region referral hospitals; case-control study. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N3 — p.e0249218; PMID:33770125
  • Booker JA., Ispa JM., Im J., Maiya S., Roos J., Carlo G. African American mothers talk to their preadolescents about honesty and lying. // Cultur Divers Ethnic Minor Psychol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33719469

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. императив, требующий внимания или действия

  2. взаимосвязь взаимная связь; общение друг с другом

  3. 44″>

    сообщение деятельности по передаче информации

  4. улучшение акт улучшения чего-либо

  5. устное общение (язык) общение из уст в уста

  6. интеркоммуникация передача мыслей или чувств

  7. слуховая коммуникация связь, основанная на слухе

  8. коммуникация Деятельность по передаче информации

  9. запечатление процесса обучения в раннем периоде жизни, в результате которого устанавливаются специфические для вида модели поведения

  10. 69″>

    устное общение (язык) общение устно

  11. речевое общение (язык) общение из уст в уста

  12. импликация чего-то, что предполагается

  13. arteria communicans любая из трех артерий головного мозга, образующих круг Уиллиса

  14. коммунизм теория, благоприятствующая коллективизму в бесклассовом обществе

  15. средство радиосвязи для связи

  16. аномальная связь связь паранормальными средствами

  17. импрессионизм, относящийся к нему или основанный на впечатлении, а не на фактах или рассуждениях

  18. 69″>

    электронная связь связь с помощью компьютера

  19. некоммуникабельный, не склонный говорить или давать информацию или выражать мнение

  20. общение животных общение между животными (одного и того же вида)

Использование императивных предложений (с примерами)

Определение императивного приговора

Повелительные предложения — это такие предложения, которые дают прямую команду, просят о просьбе, дают совет, дают инструкции или предупреждают. Например:

  • Приберись в своей комнате.
  • Тише!
  • Почисти мою обувь.
  • Закрой рот на время!
  • Приходи ко мне в офис в 9 часов.

Содержание

  • Определение императивного приговора
  • Функции императивных предложений
    • Примеры командных предложений
    • Примеры предложений запроса
    • Примеры советов
    • Примеры инструкций
    • Примеры предупреждений
  • Четыре вида приговора
    • Две распространенные ошибки с императивными предложениями
  • Резюме императивных предложений

Приведем несколько реальных примеров:

Примеры повелительного наклонения

Обратите внимание, что верхний один заканчивается точкой , а нижний один заканчивается восклицательным знаком . Посмотрите на верхний: «Не считайте дни… это прямая команда , говорящая вам ничего не делать. Таким образом, повелительное предложение дает прямую команду, но команда может принимать множество форм, например, это может быть:

Функции императивных предложений Функции императивного предложения
Функции Примеры
1. Приказ или команда82
82
2. Запрос Пожалуйста, попросите его выйти из-за стола.
3. Совет Не ешьте желтый снег.
4. Инструкция Поверните налево на перекрестке или в качестве предупреждения.
5. Предупреждение ⚠ Помните об опасности!
4 Функции императивных предложений

Примеры команд Предложения
  • Принесите ведро молока.
  • Срочно пишите письмо своему менеджеру!
  • Позавтракайте вовремя.
  • Не бейте в электрический звонок!
  • Не трогайте провод.
  • Не пропускать занятия сегодня.
  • Не жалей об ушедших днях.

Обратите внимание, что некоторые

предложения заканчиваются точкой или точкой, а другие заканчиваются восклицательным знаком . Это два способа, которыми вы можете закончить повелительное предложение.

Примеры запросов
  • Пожалуйста! Попросите выйти из-за стола.
  • Дайте мне ручку, пожалуйста!
  • Пожалуйста, удалите эти точки.
  • Пожалуйста! Простите детей.
  • Присоединяйтесь к нам своевременно, пожалуйста!

Примеры советов Предложения
  • Не ешьте желтые листья.
  • Лучше остаться сегодня с нами.
  • Принимайте дозу лекарства два раза в день.
  • Берегите свое здоровье и богатство.
  • Не оставайся в компании плохих парней.

Примеры инструкций Предложения
  • Поверните налево на перекрестке или в качестве предупреждения.
  • Пишите между строк.
  • Следуйте правилам, чтобы быть хорошим гражданином.
  • Идите прямо домой.
  • Старайтесь публично контролировать свои эмоции.

Примеры предупреждений Предложения
  • Осторожно!
  • Сначала спасите себя.
  • Знай своего врага.
  • Обратите особое внимание на домашних животных.
  • Заберитесь на дерево, увидев льва.
4 типа приговора
  • Повелительное предложение (дает команду)
  • Declarative Sentence (Makes a Statement)
  • Interrogative Sentence (Asks a Question)
  • Exclamatory Sentence (Expresses Emotion)

Now, look at the four sentences как они заканчиваются.

  1. Точка или восклицательный знак для императивного предложения.
  2. Точка для повествовательного предложения.
  3. Знак вопроса для вопросительного предложения.
  4. Восклицательный знак для восклицательного предложения.

Предложение, заканчивающееся восклицательным знаком, дает строгую команду, а точка дает мягкую команду.

Две распространенные ошибки в императивных предложениях Ошибки в императивном предложении

Будьте осторожны с восклицательными знаками

Для мягкой команды , вы можете использовать точку . Но для более сильной команды вы можете использовать восклицательный знак . Но будьте осторожнее с восклицательными знаками, чем с точками, потому что сумма задуманная сила не всегда понятна читателю. Например:

Возможно, вы имели в виду, что вы должны быть там в семь, но это могло быть воспринято как присутствие в семь, потому что вы всегда опаздываете, и это может кого-то обидеть. Так что будьте осторожны с восклицательными знаками, не всегда очевидно, какая сила предназначена.

Не использовать более одного восклицательного знака

Ошибки в императивном предложении

вы никогда не должны использовать более одного восклицательного знака, если только это не текстовое сообщение для вашего друга или очень неформальное электронное письмо. Просто придерживайтесь одного восклицательного знака. Если вы обнаружите, что вам приходится использовать более одного, вам, вероятно, следует изменить свой стиль письма.

Резюме императивных предложений

Повелительное предложение — это такое предложение, которое дает прямая команда, указание, совет или просьба. И он может заканчиваться точкой или точкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *