1. Мировоззрение: сущность, структура и, функции
Мировоззрение — система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.
В мировоззрении выделяют 2 уровня:
1. рационально-теоретический
2. жизненно-практический
Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
Мировоззрение включает 3 компонента:
1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)
2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)
3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение — совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.
Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:
1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).
Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.
Исторические типы мировоззрения
1. Мифологическое мировоззрение
2. Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
Исторические типы мировоззрения
1. Мифологическое мировоззрение
2. Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
Характеристика мифологического сознания:
1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.
2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа — человеческая фантазия.
3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями
В мифологическом сознании присутствуют:
а) метаморфоза
б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)
в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)
г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)
д) коллективность (миф — это всегда продукт коллективного сознания)
е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).
В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:
1. вместо образа — рациональные понятия
2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)
3. в философии есть причинно-следственные связи.
Религиозное мировоззрение
В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии — акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.
Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).
Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.
Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:
1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,
2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность — это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),
3.
время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.
Философское мировоззрение- наука
Возникновение первых научных учений относят к 6 в. до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.
Философия — это рационально-теоретическое мировоззрение. Познание — деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание — результат познания.
Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:
2. рациональность — обоснованность, доказательность — в рамках любой науки что-то обосновывается
3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта
4. системность знаний — упорядоченность по определенным критериям
5. проверяемость — воспроизводимость знаний через практику
Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия — это наука, но особого рода.
78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
Структура мировоззрения определяет его функции. Информационно-отражательная функция мировоззрения связана с тем, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в своем сознании через призму своих взглядов, убеждений и идеалов. Например, религиозный человек все происходящие события и явления склонен объяснять волей божьей. Человек же с научными взглядами и убеждениями при восприятии этих явлений и событий будет искать их социальные или материальные причины.
Ориентационно-регулятивная функция мировоззрения выражается в его определяющем влиянии на сознание и поведение, на действия и поступки человека. Например, изменения, произошедшие в мировоззрении Л.Н.Толстого, привели его к отказу от владения недвижимым имуществом, от авторского права на последние свои произведения.
Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все события и явления окружающего мира человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений.
Поскольку люди по-разному отражают в своем сознании и жизнедеятельности явления и события, происходящие в мире, то можно говорить о различных видах мировоззрения: научном, религиозном и обыденном (или житейском). Научное мировоззрение основано на научном познании мира. Религиозное мировоззрение опирается на веру, на интуитивно-эмоциональный религиозный опыт личности. Обыденное же, или житейское, мировоззрение формируется под влиянием условий жизни человека и функционирует в виде духовного опыта, здравого смысла, а также эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире, о развитии природы и общества.
Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.
Широко распространено внерефлексивное мнение о том, что существует три исторических вида мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии как веры в единого Бога.
Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Философия может быть научной и не научной.
Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное — для некоторых легко, для других трудно.
Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональ и научное.
1. Обыденное мировоззрение — это совокупность взглядов, основывается на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально «работающим» мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.
2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профессиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть мировоззрение учёного, писателя, политического деятеля и т. д.
Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление профессионалов.
3. Высший уровень мировоззрения — теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения философия не только является творцом мировоззрения, но и профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению
Pi: функция мировоззрения — когнитивная типология
функция мировоззрения
функция мировоззрения (как Si или Ni) названа так потому, что она представляет собой когнитивный гобелен, из которого мы черпаем информацию в любой ситуации, чтобы сообщить нам о социальных, физических и похожа глобальная местность — и что можно ожидать в текущем контексте. Это другой вопрос, чем сама память, поскольку у человека может быть отличная или плохая память, но при этом не быть стремления связывать информацию в давние и надежные информационные цепочки. Функция мировоззрения культивирует широкое понимание контекста и интерпретирует каждый момент как подходящий где-то в этом контексте, никогда не оставляя человека потерянным или неуверенным в том, где он находится в более широком мире или в истории.
Pi: Global Narratives
Функция Pi пассивно архивирует информацию, поступающую в психику, и, насколько память верна, собирает эту информацию вместе с высокой точностью в карту, на которую впоследствии ссылаются, когда возникает параллельный сценарий. Пи дает огромное количество знаний и может сделать человека плодовитым и начитанным; культивирование опыта по нескольким предметам, поскольку Пи специализируется на широте и масштабе. Часто возникает интерес к эволюции идей на протяжении поколений и столетий. В процессе могут быть собраны исторические движения, периоды времени и даты. Однако функция Пи не заинтересована в механическом запоминании, а вместо этого извлекает смысл из этих наборов данных, сплетая воедино историю разворачивающегося ландшафта. Пи сильно стимулирует ведение хроники множества культурных достопримечательностей. Со временем это может привести к тому, что Пи накопит такой большой объем знаний, что он может часами болтать по нему, передавая цепочку событий, связанных с какой-либо одной ситуацией.
Пи: Философия и Совет
Естественно, такое накопление информации приведет к большой объяснительной силе, а вместе с ней и склонности к философии . Пи — это философская функция, поскольку она вызывает ощущение того, «как устроен мир» и «каково наше место в нем». Это философствование отличается от общепринятой концепции жизненного девиза и представляет собой более формальную попытку объяснить все в рамках одной зонтичной схемы или интерпретации существования в целом. В конечном итоге это приводит к уверенности в перспективах и способности давать советы, которые другие считают стабильными. Функция Pi предоставляет человеку способность советника, поскольку становится возможным эффективно консультировать человека, когда он укоренен в данной философии, которая широко охватывает все области, даже если она не слишком глубоко специализируется на какой-либо одной теме. Это может дать человеку энергию дедушки, заставляя его казаться мудрым не по годам. Но совет Пи чаще будет вращаться вокруг того, чтобы избегать ловушек / опасностей, и подчеркивать полезность того, что наиболее понятно или конкретизировано.
Пи: Постоянство и Умеренность
Будучи интровертной, функция Пи сопротивляется объекту и при этом смотрит на внешний мир с подозрением и отстраненностью. Вместо того, чтобы бросаться с головой в дела, как может быть склонен делать Пе, если увидит достаточно большие возможности, Пи будет пассивно оценивать жизнь из флегматичного места отдыха. Нет нужды торопиться с чем-либо, пока человек достаточно не разобрался в ситуации. Пи имеет умеренный взгляд на вещи и готов отказаться от сиюминутных выгод ради долгосрочных компромиссов. Это скорее черепаха, чем заяц. Пи — очень заземляющая функция; всегда рисуя картину, которая, хотя и постоянно развивается, никогда не меняется изо дня в день. Он неуклонно развивается и не отказывается от прогресса. Поэтому он консервативен в обычном смысле этого слова. Функция Пи надежна, и ее может быть трудно шокировать/погреметь, когда она достаточно хорошо понимает все основные факторы, влияющие на ситуацию. Другие часто воспринимают людей типа Пи как устойчивые столпы в своей жизни, которые обычно несут в себе родительскую энергию и утешительное знакомство.
Пи: Вероятности и предсказания
Хотя Пи проводит целую вечность, изучая прошлое, путь в будущее также становится более ясным, поскольку они никогда не рассматриваются как не связанные друг с другом. Ожидается, что все, что было правдой до сих пор о мире, будет правдой в следующий момент и в последующие моменты. Обе функции Pi по-разному предсказывают, каким будет будущее, но обе обычно ожидают преемственности и могут помочь использовать это ощущение преемственности в свою пользу. Иногда это может сделать Пи консервативным, но это не всегда так. В других случаях Pi может показаться радикальным, если он отслеживает тренд, который имеет S-образную кривую на горизонте. Можно предсказать неминуемый закат политической партии, при каждой возможности можно обсудить долгосрочные последствия пищевых привычек людей или можно предсказать экспоненциальный рост технологии. В этом смысле Pi может быть как параноидальной, так и обнадеживающей функцией; разница заключается в содержании самих данных. Пи сообщает психике о вероятностях, но позволяет остальной психике решать, что делать с этими прогнозами. Пи — это информатор, который приносит отчет на стол начальнику, но в качестве реактивной функции он сам по себе не будет призывать к каким-либо действиям.
Мифология
Ниже приводится описание мифологического характера типа Мировоззрения:
Юмор: Флегматик
Исторически сложилось так, что моральный характер типа Пи лучше всего выразился Юморизмом как Флегматик темперамент. Такой темперамент был классифицирован как осторожный, спокойный, надежный, но также без энтузиазма, немотивированный и пресыщенный. И хотя это не отражает сути метаболизма Пи, оно, безусловно, описывает эмоциональные состояния, вызываемые им, когда его ощущают в избытке. Считалось, что этот темперамент возникает из-за избытка слизи в теле, которая, если мы приложим некоторое воображение, чтобы объяснить невежество медицины в этом возрасте, представляла собой болезненную вялость, связанную со старостью. Флегматический темперамент соответствовал холодности и влажности, а также другим телесным жидкостям, таким как лимфа, плазма и слюна, которые, как считалось, увлажняли тело и помогали удалять отходы. Считалось, что флегматический темперамент возникает из-за обилия этих жидкостей и избытка отходов, которые не удаляются. Флегматичный темперамент был связан с зимой и сопутствующей ей спячкой. С точки зрения хронологического возраста, он был связан со старшинством, что соответствует архетипу этой функции Сенекса.
Архетип: Сенекс/Старуха
Архетипически тип мировоззрения представлен как мудрый старик или женщина, почитаемые как старейшины и, как говорят, обладающие особой мудростью. Аналогичные фигуры существовали в различных древних культурах и назывались по-разному — шаман, сенекс, гуру, раввин, мудрец и т. д. — но всегда обладали одним и тем же основным набором черт. Сенекс обладает ценным пониманием жизни, будь то то, как создать семью, как возделывать землю, как побеждать в войнах или как управлять королевством — и многие посещают его за их понимание. Однако сенекс часто живет отшельником в какой-нибудь отдаленной местности, а в некоторых мифологиях становится недоступным, кроме тех, кто совершает трудный путь. Примеры сенекса мы видим у Мерлина, волшебника и советника в мифе о короле Артуре. Мы видим еще одну фигуру сенекса в Одине из скандинавской мифологии, который обладал даром предвидения, но был поглощен потребностью во все большем количестве знаний. Сенекс существует в вечной оппозиции пуэру, божественному ребенку и источнику возрождения и обновления.
Культурное мировоззрение и познание | Справочник по культуре и потребительскому поведению
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Culture and Consumer BehaviorСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Culture and Consumer BehaviorСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Кван, Вирджиния С. Ю. и др.,
‘Культурное мировоззрение и познание’
,
в Шароне Нг и Анжела Ю. Ли (ред.) , Frontiers in Culture and Psychology
(
Нью-Йорк,
2015;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 23 апреля 2015 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199388516.003.0002,
, по состоянию на 10 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Culture and Consumer BehaviorСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Culture and Consumer BehaviorСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Мировоззрения являются продуктом процесса социализации и передаются из поколения в поколение. Хотя мы знаем, что культурные мировоззрения поощряют определенные образы мышления и поведения, было проведено относительно мало исследований, чтобы понять влияние культурных мировоззрений на поведение потребителей. В этой главе кратко обсуждается процесс формирования культурных мировоззрений. В главе описываются несколько основных категорий верований и приводятся примеры универсальных верований и конкретных мировоззрений из разных культур. В частности, в этой главе рассматриваются культурные мировоззрения, которые изучались социальными и культурными психологами (например, представления об изменениях, принятии риска, уважении к традициям, предпочтениях индивидуальности/уникальности и т. д.) и их влияние на социальное и потребительское поведение (например, , время, этноцентризм, поиск разнообразия и др.). Глава завершается предложением объединяющей основы для изучения культурных мировоззрений и потребительского поведения.
Ключевые слова: мировоззрения, культура, потребительское поведение, пол, социально-экономические факторы
Предмет
Социальная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Вход через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.