Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Примеры межличностного конфликта: Рассмотрим некоторые примеры межличностных конфликтов:

Содержание

как зарождаются и протекают, примеры :: BusinessMan.ru

Конфликт в межличностных отношениях – это конфронтация между соперниками или группами людей, когда происходящее событие воспринимается ими как проблема и требует решения в чью-либо пользу или становится выгодным для всех участников. Появление межличностного конфликта показывает, что существуют разногласия между людьми, которые выражаются в общении, коммуникациях, затрагиваются личные амбиции и интересы.

Как зарождается конфликт в межличностных отношениях? Причин для появления конфликтов между людьми предостаточно, и они вытекают из конкретной ситуации, связаны с чертами характера противников и теми отношениями, которые их связывают.

Конфликты в межличностных отношениях обладают своей спецификой, которая отличает их от других вариантов спорных моментов. А именно:

  • Каждая сторона упорно доказывает свою правоту, используя обвинения соперника, при этом упуская аргументацию своих взглядов фактами.
  • У конфликтующих сторон преобладают отрицательные эмоции, которые они не способны сдерживать.
  • Отсутствие адекватности и агрессия конфликтующих участников. Негатив остаётся и после завершения противостояния.

Причины межличностных конфликтов могут меняться в зависимости от особенностей их участников. Например, для конфликтов подросткового периода характерны:

  • Чувство завышенного собственного достоинства, в том случае, если его задеть, подросток начинает защищаться, враждуя с ровесниками и взрослыми.
  • Определённость и категоричность – критикуется всё, что идёт вразрез собственным понятиям и убеждениям.
  • Необъективность требований – завышенных или заниженных, а также слабая уверенность в собственных силах и возможностях.
  • Подростковый максимализм – отсутствие внутреннего баланса, что способствует возникновению напряжения в общении с окружающими.

Семейные конфликты также имеют свою специфику. Они могут возникнуть из-за противоположности характеров, различного понимания семейных устоев, делегирования обязанностей и методов воспитания детей, конфронтации между старшим поколением и внуками.

Но семейный конфликт принято рассматривать как появление конфликтных инсинуаций между супругами.

Как зарождается конфликт

Любые конфликты в межличностных отношениях формируются и минуют некие фазы и периоды с собственной шкалой накала, продолжительности и следствия.

  • Скрытая фаза. Именно она выступает основой для возникновения противостояния, и проявляется, когда индивид чувствует свою неудовлетворённость. Например, занимаемым служебным положением, уровнем зарплаты, собственной правильной оценкой у сослуживцев. Когда не преодолевается внутреннее недовольство, оно переходит на следующую стадию.
  • Фаза напряжённости. Это уже выход конфликта наружу и формирование всех участников противостояния. Но в этом периоде ещё есть возможность погасить или основательно раздуть противоборство.
  • Фаза противостояния участников. Происходит усиление противоречий. И совершаются провоцирующие столкновение действия.
  • Фаза окончания. Конфликт исчерпывает себя, если стороны сумели прийти к единому решению. Или за счёт снижения напряженности консервируется. Также возможен разрыв отношений участников и появление других предпосылок для конфронтации на другом уровне.

Способ улаживания конфликтов

Методы, которые применяются для решения конфликтных противостояний – это отражение намерений соперников и их поступки в непростой ситуации:

  • Наступление. Применение силового напора. Здесь выигрывает тот, кто, используя собственные интересы, пытается их навязать конкуренту. Для достижения цели используется моральное давление, попытка манипулировать и хитрить.
  • Уход. Столкновение остаётся нерешённым, однако происходит снижение точки кипения способом бойкотирования или изменением отношения к спорным вопросам. Или происходит уход от своих интересов ради сохранения отношений.
  • Компромисс. Поиск подходящего выхода из ситуации методом обсуждения и получения обоюдовыгодного результата.

Чтобы исключить конфликты в межличностных отношениях, необходима предварительная оценка каждой возникающей напряжённой ситуации и своевременная реакция на неё. Для управления конфликтными моментами стоит постараться выявлять поводы и мотивы конфликта, чтобы найти способы их устранения.

Важный момент – это приглашённый посредник. Группа людей или один человек, пользующий доверием у всех участников противоборства. Решение посредника обязательно для исполнения всеми соперниками.

Фундаментом любого конфликта становится ситуация, в которой обозначаются противоречивые позиции, цели и средства для достижения результата. Конфликт начинает разворачиваться, когда одна сторона проявляет активность, касаясь интересов другой. И если задетая сторона начинает реагировать, то вероятный конфликт становится злободневным.

Межличностные конфликты (примеры)

Появление противоречивых ситуаций – это различные установки соперников. Основными типами установок считаются конфликтогенные и синтонные, то есть поведение человека в соответствии с его характером и личными стандартами.

Конфлитогенная ситуация появляется постоянно. Рассмотрим межличностные конфликты, примеры которых наглядно показывают вероятность возникновения напряжённых моментов. Допустим, в разговор двух людей вклинивается ещё один участник. Собеседники замолкают – назревает конфликтогенная ситуация. Если третий принят в разговор – то это уже относится к синтонной ситуации. Или простой пример: руководитель даёт совет подчинённому – это считается синтонной ситуацией. Но совет, когда его не спрашивают, может спровоцировать конфликтогенную ситуацию. Доброжелательные фразы типа: «Каким образом это донести, чтоб ты понял?» или «До тебя сложно достучаться» — могут положить начало созреванию конфликта.

Причины межличностных конфликтов кроются в ином восприятии некоторых слов или болезненной реакции на неправильно выстроенные логически предложения и языковые промахи. По утверждению философа Б. Рассела, все конфликтные моменты, а также войны, возникают по причине ошибочного понимания чужого языка.

Конфликт в межличностных отношениях, пример которого мы сейчас рассмотрим, может вспыхнуть и при невербальной агрессии. Для появления напряжения не требуются обидные слова. Допустим, сказанное ехидным тоном приветствие может отбить охоту к общению. Конфликт начинает созревать не только из-за неправильно поставленной интонации во время беседы, но и в демонстративном нежелании замечать или выслушивать собеседника, когда он обращается. И даже такой бытовой фактор, как угрюмое или недовольное выражение лица может дать толчок для начала конфликта.

Сотрудничество в конфликтных ситуациях

  • Избегание конфликта – это ответ на возникшее напряжение, который проявляется в желании уйти или не замечать провокации. Здесь просматривается отсутствие желания настоять на своём, чтоб удовлетворить свои интересы.
  • Конкуренция. Это желание доминировать в итоговом результате.
  • Адаптация – признание своего поражения в ущерб собственным интересам.
  • Сотрудничество – удовлетворение интересов каждой конфликтной стороны.
  • Компромиссное решение – частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на удовлетворение интересов противника.

Когда лучше избегать конфликтных ситуаций?

Если складываются предпосылки для назревания спорной ситуации, стоит подумать, действительно ли так нужно идти на конфликт в межличностных отношениях? Кратко: если собственная выгода не затрагивается и сложно доказать свою правоту, то не имеет смысла начинать спорить. Не стоит вступать в пререкания с человеком, если понятно, что его умственный потенциал уступает вашему уму. «Не вступай в спор с глупцом». Бесполезно что-либо доказывать такому человеку.

Перед тем как вступать в конфликт, стоит подумать, а что вы получите в итоге? Как протекает конфликт в межличностных отношениях? К каким он последствиям может привести и во что выльется? И получится ли отстоять свою позицию и точку зрения. Поэтому стоит привести в норму эмоциональный всплеск и уже со спокойными мыслями и трезво подходить к оценке сложившейся обстановки.

В конфликте участвуют люди, которым просто необходимо правильное понимание друг друга.

Но им мешает отсутствие доверия друг к другу. Поэтому так необходимо создание атмосферы плодотворного общения. И полезно взять на вооружение такой закон общения: конкуренция ведёт к рождению конкуренции. Метод управления и завершения столкновений сводится к соблюдению некоторых правил.

  • Выявление проблемы.
  • Попытка найти решение, взаимоприемлемое для конфликтующих участников.
  • Выслушать стороны, уделяя внимание сказанному, а не акцентировать внимание на личных характеристиках.
  • Уточнять правильность понятого из сказанного собеседником.
  • Донести до другой стороны в перефразированном виде смысл услышанной информации.
  • Во время получения информации не перебивать говорящего, исключить критику и рекомендации.
  • Уточнить полученную информацию, её точность и не переходить к новым сообщениям.
  • Важно сохранять доверительную атмосферу и искренность.
  • Активно подключить невербальное общение: контакты глазами, кивки головой в знак одобрения.

Координирование конфликтной ситуации

Каждое столкновение, способное перейти в конфронтацию, возможно погасить. Если уже не получается остановить, то к нему следует отнестись максимально ровно и попытаться прийти к знаменателю, удовлетворяющему обоих оппонентов.

Приступая к разрешению возникшей напряжённости, необходимо проделать подготовительную работу и обозначить свои задачи. Когда планируется разрулить ситуацию методом переговоров, то стоит выбрать подходящее время для встречи.

Для здравого управления конфликтом необходимо не забывать о своих интересах и понимать выгоды своего противника. Во время встречи спокойно озвучьте свои интересы и уточните, готов ли оппонент приложить усилия для устранения конфликта. Предложите несколько вариантов. И если они отклоняются, тогда работать над разрешением конфронтации придётся самостоятельно.

Когда конфликтная сторона готова решить всё мирным путём, определитесь, на чьей вы стороне, своей или соперника. Главное — понять, а не победить любой ценой.

Причины, вызвавшие столкновение, стоит спокойно обсудить и выявить, что привело к конфликту:

  • Предлагая лучшее, не нужно обвинять и нападать.
  • Отстаивая своё суждение, не стоит давить на соперника. Давление не есть правильное поведение, оно только ведёт к ограничению возможностей конфликтующих.
  • Важно следить за своей речью. И не употреблять слова, которые унижают человека.
  • Не стоит использовать слова «никогда» и «ни за что». И помнить пословицу «слово — серебро, а молчание — золото». Иногда легче недосказать, чем разразиться тирадой, которая может усугубить конфликт.
  • Обсуждая ситуацию, не нужно нападать на человека. Говорить нужно о проблеме, а не о личностных чертах. Не цепляться к мелочи, а решать основные вопросы.
  • Свои мысли и чувства лучше высказывать открыто. Честность и искренность даст возможность оппоненту лучше вникнуть и, возможно, принять вашу точку зрения. Расскажите, что вас тревожит и беспокоит. Озвученное беспокойство — один из этапов отстаивания своих взглядов.

Управление эмоциями

Переполняясь эмоциями, их лучше сдерживать, а не идти у них на поводу. Если они всё-таки вышли наружу, отпустите свои страхи и обиды. Выскажите свои мысли. Если появилась неловкость после эмоционального всплеска, то лучше уйти. Но это не значит, что признать поражение, это лишь повод продолжать налаживать диалог. Творческий и гибкий взгляд на ситуацию – один из методов регулирования столкновения.

Когда конфликтная ситуация стихает, то, выходя из неё, попросите прощения. Оно поможет восстановить взаимоотношения и погасит негативные эмоции. Слова, правильно отображающие ситуацию, не унизят вас и партнёра. Когда совместные действия не разрешили конфликтную ситуацию, то остаётся перейти к самостоятельным действиям.

Для того чтоб эффективно управлять и лавировать в спорных ситуациях, надо развить в себе понятливость. Это позволит мыслить и обсуждать проблемы более конструктивно. Но только в том случае, если человек живёт в настоящем, спокоен и умеет чётко реагировать на изменяющиеся ситуации. Научиться управлять конфликтом можно, только имея личный опыт и постоянный внутренний рост.

Особенности межличностного конфликта

Часто одной из причин, приводящей к столкновению интересов, становится образ действия. Оно бывает осознанным и неосознанным. Когда человек своими намеренными действиями создаёт и поддерживает противостояние, это ведёт к осознанному конфликту.

Такое поведение можно объяснить следующими мотивами:

  • Стремление к самоутверждению.
  • Создание конфликтной ситуации для того, чтоб узнать истинные позиции оппонента.
  • Конфликт как способ узнать личные качества противника.
  • Столкновение интересов как метод для установки новой системы отношений.

Конфликтное поведение, которое считается неосознанным, наиболее часто возникает как появление противоречий в отношениях между людьми. Поступки в этом варианте определяются как:

  • Отсутствие компетентности.
  • Недостаток практического опыта бесконфликтного поведения.
  • Личные характерные черты.
  • Слабые социальные и моральные правила.
  • Низкая культура общения.
  • Несоответствие ожиданиям окружающих.

Причин для возникновения поведения, которое относят к конфликтному, предостаточно, но все они субъективны. Объективные конфронтации можно корректировать, обучить людей разумной критике и отстаиванию собственных позиций.

Изучение динамики межличностных конфликтов в школе

Проблему предпосылок возникновения конфликтов, их протекание и завершение изучают многие науки, такие как: психология, логика, социология. В результате сформировалось отдельное направление — конфликтология. В школах дети изучают конфликты в межличностных отношениях (6 класс). Обществознание разъясняет ученикам механизмы, закономерности и пути разрешения спорных ситуаций. Учитель предлагает задуматься над вопросами, чему учит спорная ситуация и какие уроки позволяют извлечь разногласия взглядов. Тема «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс) помогает понять ребятам, как вести себя во время возникновения конфронтаций, как личной, так и групповой. Облегчают усвоение понятий подсобные материалы и способы наглядной демонстрации (таблицы, графики, рисунки). Так, если учениками рассматривается преодоление такой проблемы, как конфликт в межличностных отношениях (6 класс), таблица с описанием этапов будет очень полезна. Используются таблицы не только в 6 классе.

Фазы конфликта
Начало конфронтацииПротивостояниеУсилениеУрегулирование
Конфликтные стороны оценивают свои возможности, перед тем как приступить к активным действиям или уступитьНевозможность прийти к единому мнению. Личная неприязнь участниковРасширение конфликта и привлечение новых участниковПрекращение конфликной ситуации, полное или частичное. Причины конфликта устранены

Движение конфликта происходит по нарастающей и проходит несколько фаз. Это уже тема для изучения в старшей школе. Школьникам, изучающим конфликт в межличностных отношениях (10 класс), таблица раскрывает виды конфликтов и методы их разрешения. К конфликтам не стоит относиться с боязнью, если понять, что это не более чем проявление противоречий. Конфликт в межличностных отношениях (10 класс) на уроках обществознания рассматривается очень подробно, ведь этот этап придется рано или поздно пройти каждому.

Как преодолеть последствия конфликтов

Существует масса способов для снятия стресса, методы по его преодолению отлажены и хорошо себя зарекомендовали. А это позволяет предлагать разные варианты, которые учитывают личные качества человека.

Для того чтобы укрепить уровень стрессоустойчивости, необходимо:

  • Вести правильный и спортивный образ жизни.
  • Восстанавливать организм после физических и моральных нагрузок.
  • Предупреждать появление стрессовых ситуаций.

Так происходит укрепление психики для полновесного проживания в социальной среде. Свежий воздух, занятия спортом, полноценный сон, правильное сбалансированное питание – важные факторы для поддержания здорового образа жизни.

Здоровый жизненный настрой помогает человеку не прогибаться под давлением стрессовых ситуаций, не реагировать болезненно на конфликтные ситуации и находить правильные пути по их устранению.

пример. Типы конфликтов. Способы разрешения межличностных конфликтов. Причины конфликтов между людьми В чем проявляется конфликт человека и общества

В чем проявляется конфликт между человеком обществом, Вы узнаете из этой статьи.

В чем проявляется конфликт человека и общества?

Ученые склоняются к тому, что конфликт человека и общества в древние времена был невозможен. Ведь человек жил в общине, все нажитое делилось напополам. И выпасть из этого маленького общества означало умереть. Ведь поодиночке выжить в сложном и опасном мире было сложно, человек сам себя не мог обезопасить и прокормить.

Развитие промышленности и появление капитализма привело к тому, что человек осмелился бросить вызов тому обществу, в котором еще недавно он жил. К нему пришло ощущение значимости, он перестал прислушиваться к другим, «бывшим» членам общества. Постепенно стало терять свою значимость мнение большинства, ведь толпа может совершать ошибочные действия.

Но не каждый человек может встать на противоположную сторону, пойти против общества. Только сильная духом личность может решиться на такого рода поступок. Ему тяжело быть в обществе изгоем. Но когда конфликта между обществом и человеком уже не избежать и напряжение все возрастает – происходит вспышка ожесточенной борьбы. Ее причина, на первый взгляд, проста: происходит разочарование личности в созданной же им социальной системе, и она желает отделиться, построив собственное общество.

Примечательно, что такие примеры конфликта можно отыскать в русской классической литературе. Авторы на примере своих героев пытались показать, что значить быть подчиненным обществу, и быть против него. Например, тургеневское произведение «Муму», комедия «Горе от ума», Базаров «Отцы и дети».

Но чтобы не происходило, нужно помнить – человек является неотъемлемой частью общества. И как бы ему не хотелось отделиться, то ничего не получиться, кроме нагнетания ситуации, назревания конфликта. Герои классических произведений показывает, что человек, бросающий вызов обществу умирает либо морально, либо физически. Конечно, обществу нужны качественные изменения, но их должна инициировать не одна отдельная личность. Иначе ничего хорошего в результате не произойдет.

Чтобы ответить на этот вопрос, используйте сравнение, может быть, не совсем корректное, но образное. Почему разгорается пламя костра? Во-первых, совершенно необходимо, чтобы было топливо, то есть горючий материал. Во-вторых, высокая температура, чтобы «запустить» первоначальную реакцию окисления, а потом она уже пойдет сама. Наконец, в-третьих, необходимо следить, чтобы на разгорающееся пламя не попала вода, иначе оно погаснет.

В вашей ситуации (предпосылки, возникновение и развитие конфликта) «горючим материалом» послужит столкновение или просто несовпадение интересов, взглядов, привычек конфликтующих сторон. Человеческая натура такова, что именно свои взгляды и привычки он считает правильными и самыми естественными. Поэтому сталкиваясь с другой точкой зрения на тот или иной вопрос, проблему, он часто инстинктивно рассматривает это как вызов, направленный лично против него. Само собой, что оппонент может вести себя точно так же. В таком случае «пожароопасность» резко возрастает.

Ну а роль той самой вспышки, дающей высокую температуру, играет так называемый «конфликтоген», то есть неосторожное или резкое слово, пренебрежительный жест, усмешка или демонстративное молчание. Разумеется, вовсе не обязательно, что один из перечисленных факторов (или даже целый ряд) непременно спровоцирует начало конфликта, уподобившись той вспышке или пальцу, нажимающему на спусковой крючок. В ряде случаев конфликта удастся избежать. Но рано или поздно он разгорится.

Теперь, что касается условий, способствующих усилению, разрастанию возникшего конфликта. Если та сторона, против которой было направлено грубое слово, презрительный взгляд или жест, усмешка и т.д., проявит терпение, великодушие, удержится от ответного выпада в том же духе или, тем более, постарается перевести начинающийся конфликт в шутку, то она с блеском сыграет роль воды, загасившей разгорающееся пламя. К великому сожалению, это происходит очень редко. Человеческая натура такова, что тот, кто посчитает себя обиженным (тем более оскорбленным), в 99% случаев захочет отплатить обидчику «той же монетой». И даже еще более «весомой». При этом он зачастую действует по правилу: «Лучшая защита – нападение». Слово за слово, и вот уже полыхает жаркий костер полномасштабного конфликта. С взаимными оскорблениями и переходом на личности. Хорошо, если дело не доходит до рукоприкладства! Но испорченное настроение в любом случае обеспечено.

Поэтому как бы трудно это ни было, надо все-таки останавливаться вовремя. Помните, что любой пожар легче предотвратить, чем тушить.

Человек – это часть общества. Он существует среди себе подобных, связан с ними тысячами незримых нитей: личных и социальных. Поэтому нельзя жить и не зависеть от тех, кто живёт с тобою рядом. С самого рождения мы становимся частью окружающего нас мира. Подрастая, задумываемся о своём месте в нём. В разных отношениях может быть человек с обществом: гармонично сочетаться с ним, противостоять ему или быть такой личностью, которая влияет на ход общественного развития. Вопросы взаимоотношений личности и общества всегда интересовали писателей и поэтов, поэтому нашли отражение в художественной литературе.

Обратимся к примерам.

Вспомним комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу, в которое попадает после трёхлетнего путешествия. У них разные жизненные принципы и идеалы. Чацкий готов служить на благо Родины, но не желает прислуживаться («Служить бы рад, прислуживаться тошно.»), искать тёплого местечка, заботиться только о карьере и доходах. А для таких, как Фамусов, Скалозуб и им подобных, служба – это возможность карьеры, повышения доходов, тесных связей с нужными людьми. В своём монологе «А судьи кто?» Чацкий резко отзывается о крепостничестве и крепостниках, которые не считают простой народ людьми, продают, покупают и обменивают своих рабов. Именно такими крепостниками являются члены фамусовского общества. Также герой пьесы непримиримо относится к поклонению всему иностранному, которое так распространено было в то время в России, к «французикам из Бордо», к увлечению французским языком в ущерб русскому. Чацкий – защитник просвещения, потому что он считает, что книги, учение приносят только пользу. А люди из общества Фамусова готовы «собрать все книги бы да сжечь». Герой Грибоедова покидает Москву, здесь он получил только «горе от ума». Чацкий одинок и пока не в силах противостоять миру Фамусовых и Скалозубов.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тоже говорится о личности и обществе. В повести «Княжна Мери» автор рассказывает о Печорине и «водяном обществе». За что же так не любят Печорина окружающие? Он умён, образован, очень хорошо разбирается в людях, видит их достоинства и недостатки и умеет играть на этом. Печорин – «белая ворона» среди других. Люди не любят тех, кто во многом лучше их, сложнее, непонятнее. Конфликт Печорина с «водяным обществом» заканчивается дуэлью нашего героя с Грушницким и смертью последнего. Чем же виноват бедный Грушницкий? Только тем, что он пошёл на поводу у своих приятелей, согласился на подлость. А что же Печорин? Ни любовь княжны, ни победа над членами «водяного общества» не сделали его счастливее. Он не может найти своего места в жизни, у него нет цели, ради которой стоит жить, поэтому он всегда будет чужим в окружающем его мире.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» также говорится о взаимоотношениях человека и того общества, в котором он находится. Главная героиня произведения Катерина попадает после замужества в «тёмное царство», где властвуют такие, как Кабаниха и Дикой. Именно они устанавливают здесь свои законы. Ханжество, лицемерие, власть силы и денег – вот чему они поклоняются. Ничего живого нет в их мире. И Катерине, которую Добролюбов называет «лучом света в тёмном царстве», тесно и тяжело здесь. Она как птица в клетке. Её свободная и чистая душа рвётся на волю. Героиня пытается бороться с тёмным миром: ищет поддержки у мужа, пытается найти спасение в любви к Борису, но всё напрасно. Рассказывая о гибели Катерины, писатель подчёркивает, что она не смогла противостоять окружающему обществу, но, как писал Добролюбов, на миг осветила мир «тёмного царства», пробудила протест против него даже в таких людях, как Тихон, расшатала его устои. И в этом заслуга такой личности, как Катерина.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о Ларре. Ларра – это сын женщины и орла. Гордый, сильный и смелый. Когда он пришёл в «могучее племя людей», откуда была родом его мать, то вёл себя как равный даже среди старейшин племени, сказал, что будет поступать так, как хочет. И люди увидели, что он считает себя первым на земле и придумали для него самую страшную казнь. «Наказание ему – в нём самом», — сказали они, дали ему свободу, то есть освободили (отгородили) от всех. Оказалось, что это самое страшное для человека – быть вне людей. «Вот так был поражён человек за гордость», — говорит старуха Изергиль. Автор хочет сказать, что нужно считаться с тем обществом, в котором живёшь, и уважать его законы.

В заключение хотелось бы отметить, что данная тема заставила меня задуматься о своём месте в нашем обществе, о людях, рядом с которыми я живу.

6. Конфликт между личностью и обществом.

В настоящее время все большую поддержку находит мнение о том, что по большому счету человек одинок в этом мире, а все, что его окружает, общество, в котором он живет, суть нечто внешнее, противостоящее отдельному человеку и навязывающее ему свои законы. По мнению Франка, эта проблема состоит в духовном кризисе, охватившем людей в 20 веке. В конце 18 века умами людей завладела идея исторического оптимизма, вера в прогресс и неминуемость скорого наступления эры абсолютного добра на земле. Самые просвещенные и благородные люди того времени верили в силу науки и, следовательно, человека. Этот оптимизм был основой мировоззрения людей на протяжении всего 19 века. Но исторический опыт 20 века обнажил утопичность этих идей. «Крушение веры — имевшей еще недавно значение аксиоматической достоверности — в прогресс, в безостановочное совершенствование человека, в непрерывную, самим устройством мира и человека предопределенную победу света над тьмой» приводит людей к убеждению существования власти темных сил над миром и человеком. Естественно, уже не приходится говорить о вере в самого человека, в его силу изменить мир. Потеряна духовная основа, без которой не может быть и речи не только о развитии общества, но вообще о его гармоничной жизни.

Элиас видит причину внутреннего конфликта человека в другом, а именно по его мнению причиной здесь является сама структура общества и его законы. С самого рождения ребенку начинают объяснять, что можно делать, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Так, взрослея, человек постигает правила жизни среди других людей, специфические нормы поведения, сложившиеся в данный момент в обществе. И чем сложнее эти общественные взаимодействия, тем больше ограничений они накладывают на отдельного человека. В результате, возникает ощущение, что общество препятствует отдельному человеку вести «естественную» и «свою собственную» жизнь. Следовательно, «то, что человек считал своим «внутренним миром», существующим самостоятельно и независимо от других людей, тесно связывается с комплексом ощущений, которые вызывает слово «природа»: «внутренний мир» ощущается как нечто, чем человек является «по природе». Контакты же человека с другими людьми, его поступки выглядят чем-то наложенным «извне», подобно маске или оболочке».

Здесь еще важную роль, по мнению Элиаса, играет тип и уровень развития общества. В первобытных обществах самосознание менее развито, чем в современных, человек живет там сегодняшним днем, а дальновидное поведение развито сравнительно слабо. Более того, ребенку, рожденному в племени, уже заранее заготовлена более или менее определенная роль, которую он будет в дальнейшем играть в обществе: мальчик должен стать хорошим охотником, воином, а девочка — хорошей хозяйкой. Тогда как в урбанизированных обществах на человека накладывается ответственность за выбор этой роли. При наличии разделения труда, узкой специализации каждого работника, человек просто не в состоянии овладеть многими профессиями. В результате, продвигаясь в своем обучении, повышая квалификацию, человек каждый раз делает выбор, предпочитая одно направление деятельности другому и, тем самым, сужая свою будущую сферу занятий. Не говоря о том, что сам выбор часто дается человеку нелегко, но и ситуация, в которой он в итоге оказывается, может привести его к внутреннему конфликту. В урбанизированном обществе человек не может кардинально изменить поле своей деятельности, сменив, например, работу дизайнера на исследовательскую работу ученого-биолога. Но однажды выбрав свой путь, человек часто жалеет о неиспользованных возможностях. «В более простых обществах существует меньше альтернатив, меньше возможностей выбора, меньше знаний о связи событий, а следовательно, и меньше шансов, которые задним числом могли бы казаться «упущенными».

Даже если человек доволен своим выбором, не всегда это приносит ему счастье и удовлетворение. «Возможность, опираясь исключительно или по преимуществу на собственные усилия и решения, стремиться к реализации своих личных потребностей таит в себе риск особого рода. Она требует от отдельного человека не только упорства и прозорливости, но и постоянно побуждает его к тому, чтобы отклонять краткосрочные импульсы и отказываться от шансов на сиюминутное счастье, которое препятствует реализации долгосрочных целей, обещающих стабильное удовлетворение». Да и это удовлетворение не всегда достигается, ведь из группы людей, стремящихся стать лучшими в конкретном деле, только единицы действительно этого достигают, а остальных ждет разочарование.

А почему вообще человек должен заниматься чем-то одним, иметь одну профессию? Так требует урбанизированное общество, нуждающееся только в высококлассных специалистах по узким специальностям, но настоящих высот человек может достигнуть только отдавая все свои силы и стремления одному делу, самой главной цели.

По мере все большего разделения труда умножается число промежуточных ступеней между первым и последним шагом последовательности действий, приводящих к получению желаемого результата. «Чем длиннее цепочки действий, тем необозримее представляются они отдельному человеку, который со своими навыками и потребностями вплетается в ткань общественных взаимодействий, и тем труднее решить, что является средством, а что конечной целью». Таким образом, в ходе этого процесса все большее количество людей, связанных невидимыми цепями, попадают в растущую зависимость друг от друга.

Но с другой стороны, человек в таком обществе должен быть не просто звеном в цепи, но быть еще яркой личностью, достойной занять единственное место лучшего специалиста в данной области. С раннего детства в ребенке воспитывают сознание его неповторимости, отличия от других, поощряется стремление выделиться на их фоне, используя свои способности и таланты. «Но вместе с тем во всех подобных обществах строго ограничены те способы, посредством которых человек отличает себя, и те сферы, в которых он может и имеет право выделяться. Вне этих сфер его ожидает прямо противоположное. Там требуется, чтобы ни один человек не отличался от других. Если же он это делает, то вызывает неодобрение и неуважение, а выделяя себя здесь на фоне других, он зачастую встречает и гораздо более негативные реакции». Таким образом, для успешной жизни в обществе человек должен найти золотую середину, обрести равновесие среди этих противоречивых требований, что также приводит к характерным внутренним конфликтам. Одним словом, согласно Элиасу, «все то, что находит свое выражение в представлении о вечном конфликте и пропасти между «внутренним миром» индивида и «внешним миром» общества, в действительности является внутриобщественными несогласованностями».

Жизненный путь своих родителей». Приведенные данные наглядно подтверждают основные положения концепции социализации молодежи А.И. Ковалевой, приведенных в предыдущих разделах. Глава II Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты исследования) 2.1 Цели, задачи, объект и предмет исследования Цель нашего исследования состоит в том, чтобы установить причины. ..




Влияют разные факторы, среди которых межличностные отношения являются наиболее важными, что и обусловило цель нашего исследования. Объект исследования: межличностные отношения Предмет исследования: Взаимосвязь межличностных отношений и удовлетворенности работой в коллективе Нами выдвинуто предположение о том, что на удовлетворенность работой оказывают влияние разные факторы, среди которых…

Конфликт личности и общества актуален во все времена, потому что он заложен даже на уровне понятий, они противопоставлены: один – несколько, человек – толпа и т.д. Значит, изначально так повелось, что коллектив выталкивает из себя тех, кто не похож на него, а затем обрушивает на них травлю. Может быть и так, что один сам захотел отделить от других, высокомерно выделяя себя на их фоне. Как бы там ни было, им незачем было бы отделяться, если бы их взаимоотношения не превратились в противостояние. Чем бы оно ни было вызвано изначально, сейчас этот конфликт все также злободневен. Рассмотрим характерные примеры из литературы.

В произведении А. Куприна «Олеся» обитатели деревни враждебно относились к знахарке и ее внучке, которые жили вдали от поселения. Невежественные крестьяне думали, что женщины колдуют и управляют силами природы. Однако это, конечно же, не соответствовало действительности. На самом деле они лишь приготовляли отвары и снадобья, изучая силы трав. Рассказчик лично убедился, что героини были добрыми и хорошими людьми, которых в селе не принимали потому, что они отличаются ото всех остальных своим независимым поведением и стилем жизни. Кульминацией этого неприятия стала сцена в церкви, где Олесю избили прихожане, чтобы не допустить ее на порог священного места. В порыве гнева «ведьма» пообещала наслать непогоду и погубить урожай. Так и вышло. Несчастные женщины спешно покинули Полесье, дабы избежать расправы. Этот конфликт описал А. Куприн больше 100 лет назад, а что же сегодня? Может, мы уже решили эту проблему?

В 1987 году, почти спустя сто лет, В. Астафьев пишет рассказ «Людочка», в котором противопоставляет равнодушие города горю маленького человека – деревенской девушки, приехавшей на заработки. Люда устроилась в парикмахерскую мыть полы, устроилась в квартире Гавриловны, вместе с которой работала. Однако возвращаясь вечером с работы, она была избита и изнасилована бывшим уголовником и его бандитской шайкой. Несчастной героине никто не посочувствовал, даже родная мать не нашла в сердце чуткости, чтобы поинтересоваться жизнью дочери. Гавриловна и вовсе сказала: «Ну сорвали пломбу, экая беда». Встретившись с безразличием самых близких людей, девушка не выдержала и повесилась. А ее смерть даже не включили в отчет по происшествиям, чтобы статистику не портить. Даже тут, в таком современном произведении, тема конфликта личности и общества не изжила себя.

Таким образом, противостояние одного и нескольких – это вечный конфликт, который не решается со временем. Он лишь приобретает новые грани, которые обновляет сама жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как справиться с межличностным конфликтом на работе (с примерами)

Обновлено 17 марта 2022 г.

Автор Кимберли Джонсон

Что такое межличностный конфликт?

Межличностный конфликт определяется как любой конфликт или разногласие, в котором участвуют два или более человека.

Межличностные конфликты иногда неприятны, но это нормально. Обычно это результат столкновения разных личностей с альтернативными точками зрения.

Нет двух одинаковых людей, и каждый увидит ситуацию немного по-разному. Следует только ожидать, что иногда случаются конфликты.

Конфликт — это не всегда плохо. Иногда это может быть полезной возможностью для роста и личного обучения. Иногда конфликт может помочь нам понять ситуацию по-другому, что поможет найти решение.

В любой конфликтной ситуации важно знать, как с ней справиться, уважая другого человека и позволяя чувствовать, что ваши мнения и чувства также имеют право на существование.

Как возникает межличностный конфликт?

Обычно межличностный конфликт возникает, когда два или более человека расходятся во мнениях. Есть много причин, почему это может произойти на рабочем месте.

Например, может возникнуть ситуация, когда у разных членов команды есть свои представления о том, как следует подходить к проекту. Они также могут иметь разную трудовую этику и по-разному подходить к задачам.

В этом случае может произойти столкновение личностей, что может привести к конфликтной ситуации.

Конфликт также может возникнуть, если сотрудник считает, что ему постоянно поручают самые сложные или самые неприятные задачи, в то время как у других меньше обязанностей. Это может привести к обиде и ощущению, что вас не ценят.

Конфликты также могут возникать из-за сбоя в общении, когда один человек чувствует, что его не ценят и не слушают. Эти проблемы могут привести к негативным эмоциям, которые, если их не остановить, перерастут в конфликтную ситуацию.

Какие формы могут принимать межличностные конфликты?

Псевдоконфликт

Псевдоконфликт — это ситуация, которая на самом деле не является конфликтом, даже если кажется таковой.

Обычно это происходит из-за недопонимания или недопонимания. Возможно, кто-то не до конца понял, о чем его спрашивают, или, возможно, пропустил электронное письмо, содержащее ценную информацию о проекте.

Чем бы ни была вызвана ситуация, псевдоконфликт является одной из наиболее легко разрешимых форм конфликтов. Часто это просто случай, когда люди разъясняют, что они имели в виду или чего они надеются достичь.

Обычно это помогает обеим сторонам увидеть, что их цели совпадают, и решить любые проблемы.

Конфликт эго

Как следует из названия, конфликты эго связаны с личностями.

У всех нас разные характеры, и иногда они противоречат друг другу.

Часто конфликт эго возникает между двумя людьми, которые считают, что их мнение правильное, и любой, у кого другая точка зрения, автоматически ошибается.

Это может произойти при различных обстоятельствах. Например, могут возникнуть разногласия по поводу подхода к проекту или лучшего способа управления клиентом.

Иногда может быть трудно разрешить конфликт, вызванный эгоизмом, так как ни одна из сторон не захочет отступать. На их мнение будет влиять их собственная вера в свою правоту, и им потребуются согласованные усилия, чтобы прислушаться к мнению другого человека.

Однако, если обе стороны могут попытаться выслушать и понять друг друга, обычно можно найти способ разрешения конфликта.

Конфликт политик

На рабочем месте довольно часто возникают конфликты политик. Это может произойти по разным причинам, например, когда сотрудники интерпретировали что-то по-другому.

Это также может произойти, когда группа людей собирается вместе для решения проблемы или достижения цели. Все они могут иметь разные области специализации и отдавать предпочтение разным подходам.

Эти различия могут вызвать конфликт, когда люди считают, что их идея — лучший путь вперед.

Конфликт ценностей или этики

Одной из наиболее распространенных причин, по которой люди вступают в конфликт друг с другом, являются различия в их ценностях или этике.

Это происходит потому, что то, что один человек считает важным или приоритетным, не обязательно считается таковым кем-то другим. Это также может произойти, когда два человека имеют очень разные личные ценности, которые противоречат друг другу и вызывают напряжение в отношениях.

Люди, вовлеченные в конфликты ценностей или этики, часто соглашаются не соглашаться. Они понимают, что другой человек имеет другую точку зрения или набор ценностей, но не готовы изменить свою собственную позицию. Это больше касается уважения чьего-то права иметь альтернативное мнение.

Физический конфликт

Межличностные конфликты невероятно редко перерастают в физические. Когда это происходит, это представляет собой полный провал навыков межличностного общения.

Это может быть ошибкой одного человека или кульминацией проблем. В любом случае, разрешение физического конфликта часто требует большего участия людей, не участвующих в конфликте.

Никогда не допускается, чтобы один человек проявлял физическую агрессию по отношению к другому. Если это происходит на вашем рабочем месте, немедленно сообщите о проблеме по соответствующим каналам.

Как справляться с межличностными конфликтами на работе

Как справляться с межличностными конфликтами

Существует множество различных стратегий, которые могут помочь разрешить межличностные конфликты. Конкретные стратегии, которые вы будете использовать, во многом будут зависеть от причины конфликта и конкретной ситуации.

Иногда вам нужно использовать только одну стратегию. В других ситуациях потребуется комплексный подход.

Сохраняйте спокойствие, несмотря ни на что

Будут времена, когда ситуация заставит вас выйти из себя и закричать или закричать. Очень важно, чтобы вы не поддавались этим чувствам.

Сохранение спокойствия позволяет вам сосредоточиться на ситуации, а не позволить своим эмоциям взять верх. Вас также с большей вероятностью будут слушать другие. В конце концов, как часто мы действительно слушаем человека, который кричит?

Убедившись, что вы спокойны, вы также можете помочь другому человеку сохранять спокойствие. Таким образом, это может привести к более быстрому нахождению решения, поскольку обе стороны способны ясно мыслить.

Поиск компромисса

Компромисс жизненно важен, когда дело доходит до разрешения конфликта.

Не всегда возможно полностью поддаться тому, чего хочет человек, но ему важно чувствовать, что его опасения и эмоции обоснованы и понятны. Вот почему компромисс может быть полезным инструментом.

Найдя способ найти компромисс в конфликтной ситуации, вы найдете путь решения проблемы, который сделает обе стороны довольными. Уступки делаются с обеих сторон, чтобы каждый чувствовал себя выслушанным.

Взгляд на ситуацию с точки зрения другого человека

Часто мы не до конца понимаем, почему кто-то расстроен какой-то ситуацией, если не пытаемся посмотреть на нее с его точки зрения. То, что может показаться незначительной проблемой для нас, может быть значительным неудобством для кого-то другого. Это может спровоцировать конфликтную ситуацию.

Возможно, кто-то считает, что его рабочая нагрузка больше, чем у его коллег. Возможно, они чувствуют, что их работа остается незамеченной и недооцененной.

Если вы потратите время на то, чтобы рассмотреть ситуацию с их точки зрения, это поможет вам понять, почему они реагируют определенным образом. Это также может помочь вам найти решение, оставив всех довольными.

Слушай

Не делай вид, что слушаешь, или делай вид, что слушаешь. Активно слушайте другого человека.

Возможно, конфликт частично связан с вашими действиями, и вы можете не осознавать, как это повлияло на других. Активно слушая, вы можете лучше понять эмоции других и начать понимать их точку зрения.

Простить

Большинство конфликтных ситуаций завершаются чувством прощения. Обиженные чувства и недоразумения прощаются, и люди идут дальше. Прощая тех, кто вас расстроил, вы избавитесь от негативных эмоций и перейдете к следующей задаче или вызову, начав с чистого листа.

Прощение также может быть стратегическим выбором, поскольку оно может заставить вас выглядеть «большим человеком». Это может привести к повышенному уважению со стороны окружающих, поскольку они увидят, что вы смогли оставить сложную ситуацию позади.

Они также увидят, что вы не позволяете конфликтам влиять на ваши рабочие отношения, поэтому вы можете оставаться сосредоточенным на том, что важно для вашей карьеры, даже когда возникают трудности.

Конечно, бывают ситуации, когда прощение невозможно. Когда кто-то неоднократно создавал конфликт с вами или имел место насилие или агрессивная ситуация, простить может быть невозможно.

Использование таких утверждений, как «Я думаю» и «Я чувствую»

Такие утверждения, как «Я думаю» или «Я чувствую», могут помочь избежать недопонимания во время конфликтной ситуации. Это также помогает другому человеку понять, что вы сильно к чему-то относитесь, и дает другому человеку четкое представление о вашем взгляде на ситуацию. Эти типы утверждений ясны и просты для понимания.

Легко недооценить, какие чувства у человека вызывает ситуация. Использование «я»-утверждений означает, что нет места недоразумениям. Вы максимально ясно говорите о своих чувствах.

Например, если вы находитесь в конфликте, когда вы чувствуете, что ваша рабочая нагрузка слишком велика, вы можете сказать что-то вроде: «Я чувствую, что это несправедливый объем работы, который я должен выполнить в срок». Это говорит человеку, с которым вы разговариваете, о том, что вы чувствуете и в чем проблема. Они не могут неправильно понять то, что вы говорите, и это ясно выражает ваши эмоции.

Заключительные мысли

Межличностные конфликты распространены во всех сферах жизни. Вы никогда не будете ладить со всеми постоянно.

Знание потенциальных причин конфликтов также может помочь уменьшить их частоту. Вы будете более внимательно относиться к тому, что говорите, и к тому, как они могут повлиять на других.

Самое главное помнить, что всегда будет способ разрешить конфликт. Независимо от того, можете ли вы обсудить проблему до решения, потребовать помощи от постороннего или просто согласиться не соглашаться, пути можно найти через конфликты без необходимости насилия или агрессии.


Примеры межличностных конфликтов: значение и управление

Главная » Руководства » Примеры межличностных конфликтов: значение и управление

Межличностные конфликты возникают, когда два или более человека конфликтуют или расходятся во мнениях по поводу предмета. Общие примеры включают псевдоконфликты, конфликты фактов и конфликты политик.

Хотя эти конфликты обычно не являются физическими, очень важно понять причину и способы их разрешения.

В этом руководстве собраны различные типы и примеры межличностных конфликтов, которые могут возникнуть в любом месте, и способы их успешного разрешения.

Типы межличностных конфликтов

Межличностные конфликты могут протекать по-разному; общие типы и примеры включают в себя:

Псевдоконфликт

Псевдоконфликт является результатом различий во взглядах или непонимания. Это происходит, когда вы интерпретируете высказывание (например, идиому) буквально или неправильно.

Конфликт такого типа можно легко разрешить, объяснив получателю истинное намерение, стоящее за заявлением.

Конфликт фактов

Это происходит, когда два или более человека расходятся во мнениях относительно фактов, связанных с утверждением. Г-н А может сказать, что «доллар в настоящее время находится в самой низкой форме на рынке обменных курсов», основываясь на своем опыте.

Г-н Б может не согласиться, если он был свидетелем падения валюты в какой-то момент. Чтобы разрешить этот тип конфликта, необходимо провести исследование, чтобы узнать, кто прав.

Конфликт ценностей

Конфликт ценностей возникает, когда два или более человека или группы имеют разные представления или ценности в отношении чего-либо. Люди часто видят вещи по-разному, когда обсуждаются вопросы, касающиеся абортов, контроля над оружием, откровенного содержания и религии.

Лучший способ разрешить конфликт ценностей — внимательно выслушать обе стороны и найти точки соприкосновения. Вы также можете прибегнуть к объяснению, что каждому позволено иметь свои собственные убеждения и ценности, если они не навязывают это другим.

Конфликт эго

Это один из наиболее распространенных примеров межличностных конфликтов. Это происходит, когда два или более человека не согласны с чем-то, и обе стороны чувствуют, что их гордость или эго задеты.

Конфликт эго может долго продолжаться без решения. Один из способов решить эту проблему — подождать, пока ситуация не станет менее накаленной, прежде чем вызывать обе стороны для обсуждения.

В этот момент уровень эмоций нормальный, и обе стороны легко могут объединиться.

Конфликт политик

Конфликт политик чаще всего возникает между группами людей. Это форма разногласий по поводу того, какая процедура, правило или политика идеально подходят для решения конкретной проблемы.

Чтобы разрешить конфликт политик, вы должны выслушать все аргументы и напомнить всем о цели проекта. Оттуда вы можете рассмотреть все мнения и найти решение, приемлемое для большинства (если не для всех).

Метаконфликт

Это ситуация, когда два или более человека спорят о споре. Например, заявление вроде «ты меня никогда не слушаешь и не поддерживаешь» может привести к дальнейшим аргументам в попытке защитить себя.

Следовательно, лучше мирно уйти от метаконфликтов и решить вопрос, когда все успокоится.

Последствия межличностных конфликтов

Если конфликты не разрешены, они могут нанести вред отношениям людей дома, в офисе и в обществе в целом. Продукты неразрешенных конфликтов включают:

  1. Взаимная враждебность: может привести к личным нападкам, крику, словесным оскорблениям и препирательствам.
  2. Высокий уровень стресса – возникает из-за психологического эффекта отсутствия свободы или мира с коллегой или группой коллег из-за нерешенных вопросов.
  3. Подрыв доверия: нерешенные разногласия также могут подорвать доверие человека или сотрудника к вам.
  4. Снижение морального духа или мотивации – трения между руководителем и сотрудниками организации могут привести к снижению морального духа.
  5. Меньшая производительность – низкая производительность часто является результатом низкого морального духа. Это тот случай, когда сотрудники не на одной волне со своими коллегами или руководителями.

5 эффективных способов разрешения межличностных конфликтов

Существуют различные способы разрешения межличностных конфликтов. В дополнение к некоторым советам, которые я дал при объяснении типов или примеров межличностных конфликтов, вот проверенные способы управления конфликтами:

1. Сотрудничество 

Сотрудничество означает взаимное согласие обсудить и решить проблему, которая привела к конфликту. Например, если вы как родитель боретесь с подростками; усадить их, чтобы понять их проблемы, может иметь большое значение.

Сотрудничество — это постепенный процесс, но это один из лучших способов разрешить любой межличностный конфликт.

2. Дайте место для компромиссов 

Компромисс требует, чтобы две или более сторон изменили свои вкусы для достижения общей цели. Вместо того, чтобы спорить о том, какой цвет выбрать между красным или синим, если обе стороны согласны с фиолетовым, можно найти компромисс, чтобы избежать ненужного конфликта.

3. Будьте уступчивы

Уступчивость — это когда вы позволяете противоположной стороне выиграть спор во имя мира. Этот прием может пригодиться, если обидчик будет с вами лишь временно.

4. Конкуренция или использование права вето 

Это силовой способ разрешения конфликта, используемый высокопоставленными чиновниками. Конкуренция возникает, когда лидер или руководитель навязывает свою волю другим, чтобы прекратить разногласия.

Конкуренция может показаться жесткой, но может быть необходимой в тех случаях, когда решения должны приниматься быстро, а места для обсуждения практически нет. Вы должны выбирать этот метод только в случае необходимости.

5. Избегайте его

Избегать конфликтов лучше всего, когда уровень эмоций серьезно повышен. Это предотвращает ненужную эскалацию, особенно если конфликт того не стоит.

Как бы хорошо ни звучало избегание конфликта, за ним следует найти решение, когда буря утихнет. Нездорово хоронить свои чувства и продолжать спорить.

Часто задаваемые вопросы

Каковы четыре источника межличностных конфликтов?

Источниками межличностных конфликтов являются личностные разногласия, несовместимость ролей, дефицит информации и стресс окружающей среды .

Чем плох межличностный конфликт?

Межличностный конфликт часто приводит к отвлечению внимания и в конечном итоге влияет на уровень производительности команды.

Это также влияет на правильное общение и может привести к тому, что люди уйдут из команды.

Как вы улучшаете навыки межличностного общения?

Вы можете улучшить свои навыки межличностного общения, контролируя свои эмоции, искренне признавая хорошие качества людей и будучи активным слушателем 

Последняя мысль

Межличностные конфликты совершенно естественны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *