Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Примеры софистов: Софисты, софизм и софистика — это… Примеры софизмов

Что такое СОФИСТИКА (Софизм) — что это, определение, суть, пример

Софистика – это совокупность различных типов доказательств, не воспринимающих, вопреки логике, новые элементы знания ради защиты уже наличествующих положений и теорий, которые признаются истинами, не подлежащими критике и пересмотру.

 

Что такое СОФИСТИКА – определение, значение простыми словами.

 

Простыми словами, Софистика – это философское течение, зародившееся в Древней Греции, создатели которого выдвигали ряд тезисов, в числе об относительности истины и познания:

«Человек – вот мерило сущности всего (Протагор)»

Из этого следует, что знание – относительно. Соответственно, вывод: и объективной истины также не существует, и доказывать, таким образом, можно сегодня, что это, например, белое, а завтра уже – черное. При этом главное, – аппарат доказательств, умение и умно, и хитро, используя его, вести полемику. Собственно, суть Софистики и укладывается в эти несколько постулатов их философской школы.

 

Небрежность софистов по отношению к своему научному наследию привела к тому, что из написанного ими ничего не сохранилось и давать оценку их творчеству мы можем, лишь пользуясь трудами критиков – Платона и Аристотеля.

 

 

Что такое Софистика, определение – это умствования, в основе которых умышленные нарушения законов, а также правил формальной логики, подмена «чистой» аргументации, ложными доказательствами. В своих рассуждениях, софисты не чурались словесных уловок и иносказаний, многозначности понятий, прибегали к подмене значений, смешиванию понятий, сознательно допускали различные логические ошибки, заведомо неверные посылки. Такое вот насквозь неправильное, с точки зрения логики, умственное построение, преднамеренно выдаваемое за правильное и выглядящее как правильное, и есть софизм, а извращенная неправильность – это суть софизма. Многие, из софизмов – это искусно сработанные парадоксы логики.

 

Сказанное выше – сказано правильно. Но – это, скорее, современное, скажем так, видение и звучание софистики. То, к чему она пришла, чем стала. Так как и когда «мудрость» стала сестрой демагогии?

 

 

«Блеск и нищета» Софистики.

 

Афины. Пятьсот лет до новой эры. И две с половиной тысячи лет между нами. Достижения цивилизации за это время впечатляют. На самом деле жившие тогда ни в чем не уступают нам ни в разумности, ни в развитии. Античный Ренессанс в расцвете. Мысли, которым столько лет, – восхищают и сейчас.

В это благодатное время к числу прочих присоединилась еще одна философская школа. Называли они себя софистами. Школа и школа – у греков их хватало: киники, стоики, платоники. Софисты были субъективисты и релятивисты. То есть, если их оппоненты утверждали, что существует абсолютная истина, до которой можно достать познанием, то софистика стояла за относительность (релятивизм) всего, мол, знание – относительно, а объективной истины, оказывается, не существует вообще. И все, на тот момент никто и никак себя ложной логикой еще не скомпрометировал. Наоборот.

 

Софисты как-то стали очень модными в афинском обществе. Их стали  нанимать в богатые дома за большие деньги учить уму-разуму молодежь. Оговаривалось, что учитель софист должен обучить своего ученика искусству защищать свою точку зрения на любом поприще будущей жизни: общественно-политическом, военном, в торговых делах.

 

Системность в учебе и овладении общими знаниями в среде педагогов софистов отсутствовала напрочь. Очень важным считалось научить подопечного использовать знания в публичных диспутах, для чего изучались различные формы красноречия, особенно риторика.

 

 

Развивая риторику, из софистики выделили:

 

  • диалектика – методы честного ведения спора;
  • эристика – учение, как побеждать в полемике любой ценой.

 

Вот он здесь, этот поворотный момент, когда отношение к софистике начнет менять свой знак с плюса на минус! В довершение, старейшина софистов Протагор закладывает традицию словесных поединков и в них софисты часто используют логические парадоксы и иные ухищрения.

 

Сначала софисты учили честной аргументации, по ходу сделали ряд открытий в области языка, логики, систематизировали правила логического мышления, методику умозаключений. Однако заскучав, видно, в союзе со строгой логикой, нашли себе игрушку поновее и занялись созданием смысловых ловушек, вовсю используя такие приемы софистики, как подмену понятий, внешнее сходство разных явлений, синонимы, антонимы, омонимы и другие.

 

Вместо опровергнутых уловок, то бишь софизмов, приходилось изобретать новые. Их построение как бы подчинялось правилам риторики и логики, но сознательно нарушало все правила обычной «правильной» логики. Логику софизмов поименовали тоже логикой, логикой «кажущегося».

 

Бесславный закат софистики был закономерен и предопределен. С ними случилось самое страшное, что может быть: над софистами стали смеяться и высмеивать. Софистов представляли надутыми, циничными и жадными невеждами: здесь свою роль сыграли учителя самозванцы, ринувшиеся массово на запах наживы, «обещая всех всему быстро и недорого научить». Софистов, свалили в одну с ними навозную кучу.

 

И ведь все-таки недаром. Фальсификация на интеллектуальной почве отнюдь не невинная игра ума. Её оборотная сторона, по признаниям самих софистов: «представить наихудшее доказательство наилучшим» для своей выгоды и с помощью словесных эквилибристик выиграть, скажем, судебный процесс. Однозначно за пределами морали.

 

Методы и приемы софистики охотно взяла на вооружение позднейшая демагогия, ради достижения своих целей также пренебрегавшая моралью.

 

 

Софистика в философии.

 

Что такое софистика в философии? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно ни много ни мало – проследить роль софистики в истории развития человеческой мысли. Причем не в конкретных её проявлениях, а опосредованном влиянии. Образно говоря, её можно сравнить со взрывчаткой, закладываемой при проходке дороги в скалах. Поскольку замечено, что очередной радикальной подвижке в философии и новому мышлению предшествовало возвращение к софистике.

 

На софизмах, а затем на их критике рождался европейский способ мысли. И Томас Гоббс, и Рене Декарт, и Иммануил Кант, и Гегель, и Беркли, и Юм — черпнули из этого источника.

 

Таким образом, и в условиях современности, софистика – крайне ценный труженик, создающий предпосылки для критических разработок европейского способа мышления. В общем процессе познания, софистика по праву заняла свое заработанное место – элемента, образующего Проблему.

 

 

Софистика (софизмы) – примеры:

 

  • женская логика – цепочка мыслей, между которыми отсутствует логическая связь;
  • берем насекомое (можно таракана), отрываем ему лапу, говорим: «Ползи!» — он ползет. Отрываем вторую, говорим: «Ползи!» — ползет. Отрываем все лапы, даем команду, — не ползет. Вывод: с потерей ног теряется слух;
  • то, что тобой не терялось, то у тебя есть. Хобота ты не терял, из этого следует, что у тебя есть хобот;
  • стакан наполовину полон и стакан наполовину пуст.
    Что так, что так – совершенно одинаково. Если половины одинаковы, стало-быть и целые равны. Значит, полный стакан тождественен пустому.

 

Следует делать различия между парадоксами и софизмами, поскольку они не означают одного и того же. Парадокс – это словоформа или рассуждение, которое можно доказать, что в одно и то же время оно и истинное, и ложное. Он бывает двух видов:

 

  • апория – вывод, который противоречит опыту;
  • антиномия – наличие двух взаимоисключающих суждений, каждое из которых в отдельности истинное.

 

 

Софистика – синонимы.

 

Синонимы к слову софистика имеют преимущественно негативное значение из-за реноме, которое исторически «заслужила» последняя:

 

  • пустословие;
  • казуистика;
  • умствования;
  • метафизика;
  • ложность;
  • эристика;
  • субъективизм;
  • релятивизм.

 

В итоге Софистика (Софизм) – это уловка, ухищрение, выдумка, дискуссия ни о чем.

Про софистику, софистов и софизмы…



Про софистику, софистов и софизмы…

НАБОР В ТРЕНИНГ-ГРУППУ ОНЛАЙН ШКОЛЫ

  1. Про софистику, софизмы и софистов…


Софистика (греч. sophistike — «искусный, хитроумный», от sophia — «мудрость»).
В Древней Греции софистами называли учителей, мудрецов, а также риторов, декламаторов (лат. declamatio — «упражнение в красноречии»). Еще позднее, в эллинистическую эпоху, софистикой стали называть искусство вести спор, дискуссию.

Задача софиста, по признанию Протагора, представить наихудший аргумент как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде. Отсюда негативное значение термина: словесная эквилибристика, искусство добиваться победы любой ценой, словословие, за которым нет глубины мысли.

..

Софизм (от греческого «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость»), в свою очередь, ложное умозаключение, опровергнуть которые с ходу не очень просто, поскольку с первого взгляда все вроде как бы логично, правильно…

Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики (это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу).

В общем, если говорить простыми словами, софизм- это глубоко (или не глубоко) завуалированная под логичное всякого рода дребедень, ерунда, белиберда… (Сократ, кстати, с этим активно боролся..)

«Рогатый» софизм Эвбулида: «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял, значит, у тебя рога».

Или:
«— Знаешь ли ты то, о чём я хочу тебя спросить?— Нет.— Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?— Знаю. — Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь.

..»- ???

— «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное.»

— «5 есть 2 + 3 («два и три»). Два — число чётное, три — нечётное, выходит, что пять — число и чётное и нечётное. Пять не делится на два, также, как и 2 + 3, значит, оба числа нечётные.»

— «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.»

— «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.»

(примеры софизмов взяты на сайте Википедия)

ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ
«ИНТЕНСИВНОЕ ОБЩЕНИЕ»

ИНТЕНСИВНОЕ ОБЩЕНИЕ: динамичное убеждение и эффективное переубеждение

  • ОСНОВЫ интенсивного убеждения
  • КАК ОБОЙТИ СОПРОТИВЛЕНИЕ: упреждающие техники
  • Про СОКРАТА, диалектику и майевтику
  • НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ: эффективное убеждение и переубеждение
  • Техника динамичного убеждения «3 ДА»
  • МЕТАФОРЫ, ТРЮИЗМЫ: техники быстрого убеждения и переубеждения
  • Про софистику, софистов и софизмы…
  • ВОЗРАЖЕНИЯ: технология отработки
  • Гибкое переубеждение: психологическое АЙКИДО
  • «БУМЕРАНГ»: техника отработки возражения
  • «ХОЛОДНЫЙ ЗВОНОК»: как обойти сопротивление и договориться о встрече
  • Возражение «ПОЧЕМУ ТАК ДОРОГО?!» — варианты отработки
  • ОТРАБОТКА ВОЗРАЖЕНИЙ покупателей в салонах фирменной одежды


  • ТЕМЫ

    • ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ >100
    • УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
    • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
    • КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ
    • СЛОВЕСНЫЕ АТАКИ
    • ИНТЕНСИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
    • ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРОДАЖИ
    • МУЖЧИНА + ЖЕНЩИНА

    СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ

    Если эффективность — это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность — это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развивать в себе такую способность? — просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ…

    СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ — система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно — все оценивает, придумывает, продумывает…, а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
    Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? — ответы на семинаре

    «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер…»

    КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ

    Если обычная манипуляция — это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять. .., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ — это философия ловкости, гибкости, находчивости… — это искусство, это театр нашей жизни — продуманные комбинации, оригинальные схемы и красивые ходы.
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное — тренинг
    «КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми».

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) — во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо — четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? — устроим для вас Шоу —
    «ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ»



    2010-2022 © Игорь Герасимов | Все права защищены | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник

    Софист | философия | Британика

    Рафаэль: деталь из Афинской школы

    Посмотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Антифон Герод Аттик Алсидамас Горгий Леонтинский
    Похожие темы:
    досократики софизм

    Просмотреть весь связанный контент →

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    Софист , любой из определенных греческих лекторов, писателей и учителей в V и IV веках до н. э., большинство из которых путешествовали по грекоязычному миру, давая инструкции по широкому кругу предметов за плату.

    История названия

    Термин софист (греч. sophistes ) имел более раннее применение. Иногда говорят, что первоначально оно означало просто «умный» или «опытный человек», но список тех, к кому греческие авторы применяли этот термин в его более раннем значении, делает вероятным, что его значение было более ограниченным. Преобладают провидцы, прорицатели и поэты, а самые ранние софисты, вероятно, были «мудрецами» в ранних греческих обществах. Это могло бы объяснить последующее применение этого термина к семи мудрецам (7–6 века до н. э.), олицетворявшим высшую раннюю практическую мудрость, и к досократовским философам в целом. Когда Протагор в одном из диалогов Платона ( Protagoras ) делается для того, чтобы сказать, что, в отличие от других, он желает называть себя софистом, он использует этот термин в его новом значении «профессиональный учитель», но он также хочет претендовать на преемственность с более ранними мудрецами в качестве учителя. мудрости. Однако Платон и Аристотель снова изменили это значение, заявив, что профессиональные учителя, такие как Протагор, не ищут истины, а только победы в споре и готовы использовать нечестные средства для ее достижения. Это породило чувство «придирчивый или ошибочный рассуждатель или придира», которое остается доминирующим до наших дней. Наконец, во времена Римской империи этот термин применялся к профессорам риторики, к ораторам и вообще к прозаикам, которых иногда рассматривают как представителей того, что сейчас называют Вторым софистическим движением (9).0031 см. ниже Второе софистическое движение).

    Софисты V века

    Сохранились имена почти 30 собственно так называемых софистов, из которых наиболее важными были Протагор, Горгий, Антифон, Продик и Фрасимах. Платон решительно возражал, что Сократ ни в коем случае не был софистом — он не брал гонораров, и его преданность истине не вызывала сомнений. Но со многих точек зрения он по праву считается довольно особенным членом движения. Фактическое число софистов явно было намного больше 30, и в течение примерно 70 лет, до с. 380 г. до н. э. они были единственным источником высшего образования в более развитых греческих городах. После этого, по крайней мере в Афинах, они были в значительной степени заменены новыми философскими школами, такими как школы Платона и Исократа. Платоновский диалог «Протагор » описывает что-то вроде конференции софистов в доме Каллия в Афинах незадолго до Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н. э.). Антимоэр из Менде, описанный как один из самых выдающихся учеников Протагора, получает там профессиональное обучение, чтобы стать софистом, и ясно, что это уже был нормальный способ вхождения в профессию.

    Большинство крупных софистов не были афинянами, но они сделали Афины центром своей деятельности, хотя постоянно путешествовали. Важность Афин, несомненно, была обусловлена ​​отчасти большей свободой слова, преобладавшей там, отчасти покровительством таких богатых людей, как Каллий, и даже положительной поддержкой Перикла, который, как говорят, вел долгие беседы с софистами в своей дом. Но прежде всего софисты собирались в Афинах, потому что они нашли там наибольший спрос на то, что они могли предложить, а именно на обучение молодых людей, и степень этого спроса вытекала из характера политической жизни города. Афины были демократическим государством, и хотя его пределы были таковы, что Фукидид мог бы сказать, что им правил один человек, Перикл, тем не менее они давали возможность для успешной политической карьеры гражданам самого разного происхождения, при условии, что они могли произвести достаточное впечатление на свою аудиторию в совет и собрание. После смерти Перикла этот путь стал главной дорогой к политическому успеху.

    Софисты учили людей, как говорить и какие аргументы использовать в публичных дебатах. Софистическое образование становилось все более востребованным как членами старейших семей, так и начинающими новоприбывшими, не имеющими семейной поддержки. Изменившаяся модель афинского общества сделала просто традиционные взгляды во многих случаях уже неадекватными. Критика таких взглядов и замена их рациональными аргументами особенно привлекала молодежь, и это объясняет яростное отвращение, которое они вызывали у традиционалистов. Платон считал, что большая часть софистических нападок на традиционные ценности несправедлива и неоправданна. Но даже он научился у софистов, по крайней мере, одной вещи: если защищать старые ценности, то это нужно делать аргументированными аргументами, а не апелляциями к традиции и бездумной вере.

    С этой точки зрения софистское движение выполняло важную функцию в рамках афинской демократии в V веке до н. э. Он предлагал образование, призванное облегчить и способствовать успеху в общественной жизни. Все софисты, по-видимому, обучались риторике и искусству речи, а софистское движение, ответственное за большие успехи в теории риторики, внесло большой вклад в развитие стиля в ораторском искусстве. В новое время время от времени высказывалось мнение, что это было единственной заботой софистов. Но диапазон тем, которыми занимались крупнейшие софисты, делает это маловероятным, и даже если успех в этом направлении был их конечной целью, средства, которые они использовали, были, несомненно, не только прямыми, но и косвенными, ибо учеников обучали не только искусству говоря, но в грамматике; в природе добродетели ( aretē ) и основы нравственности; в истории общества и искусства; в поэзии, музыке и математике; а также в астрономии и физических науках. Естественно, баланс и акцент отличались от Sophist к Sophist, и некоторые предлагали более широкие учебные программы, чем другие. Но это был индивидуальный вопрос, и попытки более ранних историков философии разделить софистское движение на периоды, в которые менялась природа обучения, теперь считаются безуспешными из-за отсутствия доказательств. Софисты 5-го века открыли метод высшего образования, который по своему диапазону и методу предвосхитил современный гуманистический подход, открытый или возрожденный во время европейского Возрождения.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Sophist Определение и значение — Merriam-Webster

    соф ·​ист ˈsä-fist 

    1

    : философ

    2

    с большой буквы : любой из класса древнегреческих учителей риторики, философии и искусства успешной жизни, выдающихся примерно в середине пятого века до н. э. за их ловкие тонкие и якобы часто благовидные рассуждения

    3

    : придирчивый или ошибочный рассудитель

    Примеры предложений

    Недавние примеры в Интернете В самом известном диалоге Платона «Государство» Сократ вступает в разговор со смелым и устрашающим Фрасимахом, который является софистом , то есть тем, кто дает инструкции о том, как аргументировать дело, независимо от его достоинств. Ребекка Ньюбергер Гольдштейн, 9 лет0031 WSJ , 15 марта 2018 г. Даже самый бессовестный софист не станет спорить, что что-то подобное было. Хью Хьюитт, The Denver Post , 10 марта 2017 г.

    Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «софист». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

    История слов

    Этимология

    Латинское sophista , от греческого sophistēs , буквально, эксперт, мудрец, от sophizesthai становиться мудрым, обманывать, from sophos умный, мудрый

    Первое известное употребление

    14 век, в значении, определенном в смысле 1

    Путешественник во времени

    Первое известное использование софиста было в 14 веке

    Посмотреть другие слова того же века

    Словарные статьи Рядом с

    софист

    софизм

    софист

    софист

    Посмотреть другие записи поблизости

    Процитировать эту запись «Софист».

    Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/sophist. По состоянию на 17 ноября 2022 г.

    Copy Citation

    Детское определение

    софист

    соф ·​ист ˈsäf-əst 

    : один, который утверждает, используя софизм

    Подробнее от Merriam-Webster на

    Sophist

    Britannica English: перевод Sophist для арабских спикеров

    Britannica.com: Encyclopedia Article About Sphist

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *