Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Приписывание приятному человеку своих достоинств а неприятному своих недостатков называется: Приписывание приятному человеку своих достоинств, а неприятному

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы деловой культуры»

ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы

по профессии 100701 01 Продавец, контролер-кассир
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы деловой культуры» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте начального профессионального образования по 100701.01 Продавец, контролер-кассир, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «08» апреля 2010 г. № 304.

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) Основы деловой культуры входит в общеобразовательный цикл ОПОП и является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы деловой культуры адресован обучающимся очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии).

СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение

2. Образовательный маршрут

3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Практические занятия

3.3. Самостоятельная работа


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

4.1. Текущий контроль

4.2. Итоговый контроль по УД


5. Информационное обеспечение дисциплины

  1. ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый обучающийся !

Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы деловой культуры создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также примерные вопросы и задания по итоговой аттестации.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы. Из всех источников следует опираться на литературу, указанную как основную.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к зачету по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку устных сообщений, докладов; написание мини-сочинений, рефератов и др.

По итогам изучения дисциплины проводится зачет.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

— применять правила делового этикета;

— поддерживать деловую репутацию;

— соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;

— пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

— выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;

— налаживать контакты с партнерами;

— организовывать рабочее место.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

— этику деловых отношений;

— основы деловой культуры в устной и письменной форме;

— нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;

— основные правила этикета;

— основы психологии производственных отношений;

— основы управления и конфликтологии

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, если Вы пропустили занятие, то Вы можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия.


  1. Образовательный маршрут по дисциплине Основы деловой культуры

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи

Количество

практические работы

10

Точки рубежного контроля

2

Итоговая аттестация

зачет

Желаем Вам удачи!

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Краткое содержание теоретического материала программы.

Раздел 1. Введение. Предмет деловой культуры.

Тема 1.1. Общие сведения о дисциплине.

Предмет, цели и задачи курса.

История развития делового этикета в России

Раздел 2. Этика деловых отношений.

Основы деловой культуры

Основные принципы профессиональной этики.

Виды профессиональной этики.

Кодексы профессиональной этики.

Правила поведения продавца

Раздел 3. Основные правила этикета

Нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке.

Основные элементы делового этикета.

Составляющие внешнего вида.

Понятие корпоративного этикета.

Раздел 4. Основы психологии производственных отношений

Психологические основы общения.

Психологический контакт.

Деловое общение с психологической точки зрения.

Коммуникативные умения и навыки.

Уровни межличностного взаимодействия.

Особенности и формы межличностного взаимодействия в деловой среде.

Раздел 5. Основы управления и конфликтологии

Основы управления персоналом торговых предприятий.

Конфликт как социальный феномен общественной жизни, его природа и сущность.

Структура и истоки конфликта.

Типология конфликтов.

Культура преобразования и разрешения конфликтов.


    1. Практические занятия (темы, содержание).

№ занятия

Наименование темы

Кол-во часов

Формы и методы контроля

1

Решение профессиональных задач: «Организации рабочего пространства»

1

Проверка плана-схемы

Проверка перечня требований к внешнему виду продавца


2

Написание деловых писем.

1

Проверка образца делового письма. Проверка оформления визитной карточки

3

Демонстрационно-ролевая игра «Переговоры по телефону»

1

Оценка проведения образцового телефонного разговора

Оценка участия в деловой игре.


4

Решение профессиональных задач: «Применение правил делового этикета

1

Оценка проведения образцовой деловой беседы

5

Изучение корпоративного имиджа торговых предприятия

1

Защита докладов

6

Разработка элементов корпоративного имиджа

1

Защита докладов

7

Применение приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

2 Освоение различных техник и приемов общения


1

Оценка проведения образцовой деловой беседы

Защита докладов


8

3 Освоение приемов профессионального консультирования

Решение профессиональных задач «Обсуждение различных типов покупателей»


1

Оценка участия в деловой игре.

9-10

Решение профессиональных задач: «Анализ конфликтных ситуаций»

2

Оценка анализа «кодекса поведения в конфликте»

Оценка ситуаций –проб.


    1. Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)

Тема 1.

Этика деловых отношений

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

— Подготовка сообщений по темам:


  1. Этическая культура

  2. Психология общения

  3. Средства общения

Тема 2.

Основные правила этикета

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

— Тестирование.

— Подготовка сообщений:


  1. Этическая культура

  2. Средства общения.

Тема 3.

Основы психологии производственных отношений
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литератур (по вопросам и параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

— Подготовка сообщений.


  1. Особенности общения в торговле.

  2. Психологическая сторона процесса покупки

  3. Особенности межкультурных коммуникаций

— Решение профессиональных задач.

— Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.
Тема 4.

Основы управления и конфликтологии
Тестирование.

— Подготовка сообщений


  1. Коммуникативные качества речи

  2. Особенности общения в торговле

  3. Психологическая сторона процесса покупки

Особенности межкультурных коммуникаций
Методические рекомендации к организации самостоятельной работы (требования, правила выполнения и оформления, алгоритм выполнения, срок сдачи, критерии и показатели оценивания)

Общие требования к оформлению письменных работ

Для написания самостоятельной работы лучше использовать листы писчей бумаги стандартного формата А-4. Текст следует писать на одной стороне листа, который должен иметь поля: 3 см с левой стороны, 1 см с правой стороны, а верхнее и нижнее поля по 2 см ( это придает работе аккуратный вид и удобно при сшивании листов). Текст работы должен быть отпечатан. Все фотографии, рисунки, схемы, карты ( если они необходимы и дополняют текст) выполняет сам автор.

Не следует использовать при оформлении работы иллюстрации, вырезанные из книг, журналов, открытки, марки и др. Не должно быть украшательств. Это считается признаком «дурного тона» и не допускается в научных работах любого уровня. Работа должна быть сброшюрована или переплетена. Возможно выделение текста более жирным шрифтом. Нумерация идет с цифры 2.

В начале работы должно быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.

В конце работы обязательно следует привести список информационных ресурсов.

Требования к написанию реферата


  1. Требования к оформлению титульного листа.

В верхней части листа указывается название учебного заведения( в правом верхнем углу), в центре – тема реферата, ниже темы справа – Ф. И.О. обучающегося, номер группы, внизу – город

  1. Оглавление.

Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

  1. Основные требования к введению.

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его сложностью для изучения. А также в связи с многочисленными вопросами и спорами, которые вокруг него возникают. В этой части необходимо показать. Почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Введение должно содержать краткий обзор изученной литературы. Объем введения составляет не более 2-3 страниц.

  1. Требования к основной части реферата.

Основная часть реферата содержит материал, отобранный для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата 10-15 страниц. Материал должен быть распределен на главы или параграфы. Необходимо сформулировать их название и соблюдать логику изложения. Основная часть реферата кроме содержания, выбранного из разных источников, должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

  1. Требования к заключению.

Заключение – часть реферата, в котором формулируются выводы по параграфам или главам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения 2-3 страницы.

  1. Основные требования к списку литературы.

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названию сборников). Необходимо указывать место издания, название издательства, год издания.

Реферат должен быть предоставлен на рецензию не позднее, чем за неделю до защиты.

Как составлять конспект или план к тексту учебника.


  1. Прочитайте параграф медленно по абзацам или смысловым фрагментам текста.

  2. Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.

  3. Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.

  4. Запишите кратко содержание текста. Писать следует четко, аккуратно, применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки опытов, приборов с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы. Дополнительные примеры и выводы.

  5. Познакомьтесь с заданиями, помещенными в тексте или в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно еще раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.

Объем конспекта зависит от его вида: сжатый – 1/5 текста, подробный – 1/3 текста. Конспект лучше размещать на развернутом двойном листе тетради, тогда им будет легко пользоваться.

Требования к написанию конспекта.


  1. Определи цель составления конспекта.

  2. Внимательно ознакомься с произведением.

  3. Конспект следует писать от имени составителя.

  4. После цитат нужно указывать страницу произведения.

  5. Выделяй слова, фразы, абзацы.

  6. Не искажай мысль автора.

  7. Конспект пиши четко и разборчиво.

  8. В конспекте выделяй главное.

Правила конспектирования.

  • Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

  • Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

  • Прочитать весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

  • Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.

  • Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

  • Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

  • Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевое слово, используя цвета маркеров.

  • Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! – важно; etc – и т.д.; ех – например; ? – сомнение, вопрос; NB- важный теоретический материал; PS — выучит; и– при писка, написанная после; ∆ — ново; др.

  • Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.

  • Объем конспекта должен превышать одну треть исходного текста.

Правила написания доклада (сообщения)

  1. По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.

  2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.

  3. Составь план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и обобщения).

  4. При оформлении доклада используй рисунки, схемы и др.

Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение – 3 минуты.

Требования к написанию мини-сочинения:

План

I. Вступление (введение).

II. Основная часть.

III. Заключение.

Содержание мини-сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения;

самостоятельность суждений.

Эффекты межличностного восприятия

1.01.2012

Эффект «первичности» (или «порядка»)  состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола  – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первого впечатления  – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции

– когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума  – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

  1. коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;
  2. информация не соответствует действительности;
  3. отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации

в межличностном восприятии –  склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Ключевые слова: Восприятие, Коммуникация

Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Материалы по теме

Ощущение, восприятие и их нарушения

Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии

Общая модель воздействия в информационной кампании

Почепцов Г.Г., Коммуникативные технологии двадцатого века

Стереотипы восприятия

Горбунова М.Ю., Социальная психология

Цели невербальной коммуникации

Психология коммуникации. О.А. Гулевич — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007…

Иллюзии восприятия

Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с.

Функционирование коммуникаций в организациях

Фролов С.С., Социология организаций

Социологические модели коммуникации

Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С…

Коммуникативная компетентность

Панфилова А.П., Теория и практика общения

Аристотель: Этика

Аристотель: Этика
Страницы философии

  Словарь Учебное пособие Логика Часто задаваемые вопросы
История Хронология Философы Локк


Аристотель: Этика и добродетели

Цель этики

Аристотель применил такой же терпеливый, тщательный описательный подход к своему исследованию нравственная философия в Εθικη Νικομαχοι ( Никомахова этика ). Здесь он обсуждал условия, при которых моральная ответственность может быть возложена на отдельных агентов, природу добродетелей и пороков, связанных с моральной оценкой, и методы достижения счастья в жизни человека. Центральным вопросом для Аристотеля является вопрос о характере или личности: что нужно отдельному человеку, чтобы быть хорошим человеком?

Всякая деятельность имеет конечную причину, благо, к которому она направлена, и Аристотель утверждал, что, поскольку не может быть бесконечного регресса просто внешних благ, должно существовать высшее благо, к которому в конечном счете направлена ​​вся человеческая деятельность. ( Ник. Этика I 2) Этот конец человеческой жизни, конечно, можно было бы назвать счастьем (или хорошей жизнью), но что это такое на самом деле? Ни обычные представления об удовольствии, богатстве и почете, ни философская теория форм не дают адекватного описания этой конечной цели. поскольку даже люди, которые приобретают материальные блага или достигают интеллектуальных знаний, могут быть несчастны.

Согласно Аристотелю, вещи любой разновидности имеют характерную функцию, для выполнения которой они должным образом используются. Таким образом, благо для человека должно по существу включать в себя всю надлежащую функцию человеческой жизни в целом, и это должна быть деятельность души, которая выражает подлинную добродетель или превосходство. ( Ник. Этика I 7) Таким образом, люди должны стремиться к жизни в полном соответствии со своей разумной природой; для этого удовлетворение желаний и приобретение материальных благ менее важны, чем достижение добродетели. Счастливый человек будет демонстрировать личность, надлежащим образом сбалансированную между причинами и желаниями, с умеренность, характеризующая все. По крайней мере, в этом смысле «добродетель сама по себе является наградой». Следовательно, истинное счастье может быть достигнуто только через развитие добродетелей, которые делают человеческую жизнь полноценной.

Природа добродетели

Этика не просто теоретическое исследование для Аристотель . В отличие от любых интеллектуальных способностей добродетели характера — это предрасположенность действовать определенным образом в ответ на сходные ситуации, привычка вести себя определенным образом. Таким образом, хорошее поведение возникает из привычек, которые, в свою очередь, могут быть приобретены только повторными действиями и исправлениями, что делает этику чрезвычайно практической дисциплиной.

Каждая из добродетелей — это состояние бытия, которое естественным образом ищет свое средство {Gk. мюсли [ мезос ]} относительно нас. Согласно Аристотелю, добродетельная привычка к действию всегда является промежуточным состоянием между противоположными пороками избытка и недостатка: слишком много и слишком мало всегда неправильно; правильное действие всегда находится в середине. (

Ник. Этика II 6) Так, например:

в отношении действий перед лицом опасности
мужество {греч. ανδρεια [andreia]} является средним между
превышением опрометчивости недостаток и трусость ;

в отношении наслаждения удовольствиями,
умеренность {греч. σωφρσυνη [sophrosúnê]} есть среднее между
избытком невоздержанности и недостатком нечувствительности ;

по отношению к трате денег,
щедрость есть среднее между
избыток расточительность и недостаток скупость ;

в отношении отношений с незнакомыми людьми,
дружелюбный является средним между
избытком заискивающим и недостатком угрюмым

; и

уважение к себе,
великодушие {греч. μεγαλοψυχι&альфа [ мегалопсихия ]} является средним между
избытком тщеславия и недостатком малодушия .

Обратите внимание, что применение этой теории добродетели требует большой гибкости: дружелюбие ближе к его избытку, чем к его недостатку, в то время как немногие люди по своей природе склонны недооценивать удовольствие. так что нет ничего необычного в том, чтобы упускать из виду или игнорировать одну из крайностей в каждом из этих случаев и просто рассматривать добродетель как противоположность другого порока.

Хотя в некоторых случаях анализ может быть сложным или неудобным, общий план этической доктрины Аристотеля ясен: избегать любых крайностей и во всем стремиться к умеренности. Не плохой совет, конечно. Некоторая версия этого общего подхода доминировала в западной культуре на протяжении многих столетий.

Добровольное действие

Поскольку этика является практической, а не теоретической наукой, Аристотель также тщательно рассмотрел аспекты человеческой природы, связанные с действиями и принятием моральной ответственности. Моральная оценка поступка предполагает возложение ответственности на человека. Но при определенных обстоятельствах такая атрибуция была бы неуместна. По мнению Аристотеля, ответственные действия должны предприниматься добровольно, а человеческие действия непроизвольны при двух различных условиях: ( Ник. Этика III 1)

Во-первых, действия, произведенные какой-либо внешней силой (или, возможно, под чрезвычайным принуждением со стороны агента), совершаются непроизвольно, и агент не несет за них ответственности. Таким образом, если кто-то схватит меня за руку и ударит ею третьего человека, меня нельзя обоснованно порицать (или хвалить) с моральной точки зрения за то, что сделала моя рука.

Во-вторых, действия, совершаемые по неведению, тоже непроизвольны. Таким образом, если я размахиваю рукой для упражнения и ударяю третье лицо, которое (без моего ведома) стоит рядом, то я снова не могу нести ответственность за то, что ударил этого человека. Заметьте, что тот тип невежества, который Аристотель готов рассматривать как оправдательный, — это всегда неосведомленность о соответствующих частностях. Наносить удары другим людям, заявляя, что они не знают морального правила, согласно которому это неправильно, не будет оправданием его взглядов.

Как мы вскоре увидим, решение действовать добровольно основывается на обдумывании выбора среди альтернативных действий, которые может совершить индивидуум. В ходе совещательного процесса отдельные действия оцениваются с точки зрения хороших, а затем для реализации выбираются лучшие из них. В этих условиях, полагал Аристотель, моральные действия в нашей власти совершать или избегать; следовательно, мы можем обоснованно нести ответственность за них и их последствия. Как и в случае со здоровьем тела, добродетель души — это привычка, которую можно приобрести (по крайней мере частично) в результате нашего собственного выбора.

Сознательный выбор

Хотя добродетели — это привычки действовать или предрасположенность действовать определенным образом, Аристотель утверждал, что эти привычки приобретаются путем правильного поведения в определенных случаях, и для этого необходимо думать о том, что человек делает определенным образом. Ни демонстративное знание, применяемое в науке, ни эстетическое суждение, применяемое в ремеслах, не имеют отношения к морали. Понимание {греч. διανοια [diánoia]} может исследовать только природу происхождения вещей, по мнению Аристотеля, и мудрость {греч. σοφια [sophía]} может лишь проследить доказуемые связи между ними.

Но, согласно Аристотелю, существует особый способ мышления, который адекватно обеспечивает мораль: практический ум или благоразумие {греч. φρνησις [phrónêsis]}. Только эта способность постигает истинный характер индивидуального и общественного благосостояния и применяет ее результаты для руководства человеческими действиями. Таким образом, правильное действие предполагает согласование наших желаний с правильными мыслями о правильных целях или целях.

Это функция совещательного рассуждения: рассмотреть каждое из многих действий, которые в силах совершить, учитывая степень, в которой каждое из них способствуют достижению соответствующей цели или конца, делая осознанный выбор действовать таким образом, который лучше всего соответствует этой цели, а затем добровольно участвуя в самом действии. ( Ник. Этика III 3) Хотя добродетель отличается от интеллекта, приобретение добродетели во многом зависит от применения этого интеллекта.

Слабость воли

Но поступать правильно не всегда так просто, даже несмотря на то, что немногие сознательно выбирают порочные привычки. Аристотель резко не соглашался с мнением Сократа, что знание того, что правильно, всегда приводит к тому, чтобы делать это. Великий враг нравственного поведения, по мнению Аристотеля, — это как раз неспособность вести себя хорошо даже в тех случаях, когда в результате размышлений пришло ясное знание того, что правильно.

Агенты, страдающие недержанием мочи, страдают своего рода слабость воли {греч. ακρασια [акрасия]} что мешает им совершать действия в соответствии с тем, что они обосновали. ( Nic. Этика VII 1) Аристотель признавал, что это может показаться простым недостатком разума, поскольку акратический индивидуум, по-видимому, не проводит должной связи между общим моральным правилом и частным случаем, к которому оно применимо. Каким-то образом ошеломляющая перспектива какого-то великого удовольствия, кажется, затмевает восприятие того, что действительно хорошо. Но эта трудность, считал Аристотель, не обязательно должна быть фатальной для достижения добродетели.

Хотя недержание мочи не является героически нравственным, оно и не является по-настоящему порочным. Рассмотрим разницу между невоздержанным человеком, знающим, что правильно, и стремящимся к нему, но иногда одолеваемым наслаждением, и человеком невоздержанным, целенаправленно ищущим чрезмерных удовольствий. Аристотель утверждал, что порок невоздержанности неизлечим, потому что он разрушает принцип связанной с ним добродетели, а несдержанность излечима, потому что сохраняется уважение к добродетели. ( Ник. Этика VII 8) Неуклюжий лучник может стать лучше с практикой, в то время как опытный лучник, который предпочитает не целиться в цель, этого не сделает.

Дружба

В особенно влиятельном разделе Этики , Аристотель рассматривал роль человеческих отношений вообще и дружбы {греч. φιλια [филия]}, в частности, как жизненно важный элемент хорошей жизни.

Ибо без друзей никто не решился бы жить, хотя у него были все другие блага.

Различая цели или задачи каждого из них, он выделил три вида дружбы, которые мы обычно формируем. ( Ник. Этика VIII 3)

Дружба ради удовольствия возникает, когда два человека обнаруживают, что у них есть общий интерес к деятельности, которой они могут заниматься вместе. Их взаимное участие в этой деятельности приводит к большему удовольствию для каждого, чем каждый из них мог бы получить, действуя в одиночку. Так, например, два человека, которым нравится играть в теннис, могут получать удовольствие от игры друг с другом. Такие отношения длятся лишь до тех пор, пока продолжается удовольствие.

Дружба, основанная на полезности, с другой стороны, возникает, когда два человека могут получить какую-то выгоду, участвуя в скоординированной деятельности. В этом случае основное внимание уделяется тому, какую пользу они могут извлечь друг из друга, а не тому удовольствию, которое они могут получить. Так, например, один человек может научить другого играть в теннис за плату: один получает выгоду от обучения, а другой получает финансовую выгоду; их отношения основаны исключительно на взаимной полезности. Отношения такого рода длятся лишь до тех пор, пока они полезны.

Однако дружба во благо возникает, когда два человека занимаются общей деятельностью исключительно ради развития общей добродетели друг друга. Здесь не важны ни удовольствие, ни польза, а благо. ( Ник. Этика VIII 4) Так, например, два человека с болезнью сердца могут играть друг с другом в теннис ради упражнения, которое способствует общему здоровью обоих. Так как добро никогда полностью не реализуется, дружба такого рода должна, в принципе, длиться вечно.

Довольно консервативно представляя свою собственную культуру, Аристотель высказал довольно своеобразные представления о вероятности формирования дружеских отношений между этими различными разновидностями среди людей разного возраста и пола. Но общее описание, тем не менее, имеет некоторую ценность, особенно в том, что касается взаимности. Смешанные дружеские отношения — когда одна сторона ищет одну выгоду, а другая — другую, по своей природе нестабильны и склонны к неудовлетворенности.

Достижение счастья

Аристотель завершил свое обсуждение этического образа жизни более подробным описанием достижения истинного счастья. Удовольствие само по себе не является благом, утверждал он, поскольку оно по своей природе неполно. Но стоящая деятельность часто связана с особыми удовольствиями. Следовательно, мы правильно руководствуемся в жизни нашим естественным предпочтением заниматься приятными делами, а не неприятными.

Истинное счастье заключается в действии, ведущем к добродетели, поскольку только оно дает истинную ценность, а не просто развлечение. Так, Аристотель считал созерцание высшей формой нравственной деятельности, поскольку оно непрерывно, приятно, самодостаточно и полно. ( Ник. Этика X 8) В умственной деятельности человек ближе всего приближается к божественному блаженству, реализуя при этом и все истинные человеческие добродетели.

История философии Философская этика
Предыдущий Следующий Предыдущий Следующий


The Philosophy Pages Гарта Кемерлинга находятся под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 3. 0 Unported License.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, можно получить по адресу http://www.philosophypages.com/referral/contact.htm.

© 1997, 2011 Гарт Кемерлинг.
Последнее изменение: 12 ноября 2011 г.
Вопросы, комментарии и предложения можно направлять по адресу:
, страница контактов.

Почему порочный человек Аристотеля несчастен? | В поисках хорошей жизни: древние философы о счастье

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Quest for the Good Life: Ancient Philosophers on HappinessAncient PhilosophyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Quest for the Good Life: Ancient Philosophers on HappinessAncient PhilosophyBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Grönroos, Gösta,

‘Почему порочная личность Аристотеля несчастна?’

,

в Øyvind Rabbås and Ersion (Eds)

,

Поиск хорошей жизни: древние философы на счастье

(

Oxford,

2015;

онлайн Edn,

Oxford,

2015;

Online Edn,

677777

, 19 ноября 2015 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198746980.003.0008,

, по состоянию на 10 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Quest for the Good Life: Ancient Philosophers on HappinessAncient PhilosophyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Quest for the Good Life: Ancient Philosophers on HappinessAncient PhilosophyBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Вопрос, поднятый в этой главе, заключается в том, почему Аристотель изображает плохого человека в жалком состоянии. Утверждается, что плохой человек страдает от ментального конфликта, состоящего в столкновении двух разных видов желаний, и что выполнение одного из желаний нарушает ценности, которых он также желает. Но, в отличие от акратического человека, плохой человек не имеет правильного представления о хорошем. Тем не менее, хотя плохой человек может преуспеть в том, что он считает хорошим, он чувствует себя несчастным не только из-за того, что ему не удается осуществить свое желание истинно хорошей жизни, но и из-за того, что он делает то, что считает для себя унизительным.

Ключевые слова: Аристотель, счастье, порок, ментальный конфликт, столкновение ценностей, желание, видимое благо

Предмет

Древняя философия

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *