Вербальная и невербальная самопрезентация
Самопрозентация ежедневно присутствует в нашей жизни. Не многие догадываются, что каждый человек работает над ней регулярно. Это происходит при выборе стиля одежды в зависимости от случая или манеры поведения – от ситуации. Такая стратегия получила название – «природная самопрезентация».
Что такое самопрезентация?
Самопрезентация – это процесс, при котором человек представляет свой собственный образ в социальном мире и намеревается создать у окружающих его людей определенное впечатление о своей персоне. Самоподача является важной частью навыков общения, применяемых человечеством для формирования образа в сознании людей. Главной целью самопрезентации является получение социальной и материальной выгоды. Она может применяться в различных ситуациях, начиная с общения с незнакомцами на улице и заканчивая высокопоставленными партнерами в офисах и госструктурах.
Имидж и самопрезентация
Социальной востребованности можно добиться созданием ореола привлекательности. Повышение самооценки происходит за счет индивидуальной незаурядности и привлекательности, которые подкрепляются умением поддержать беседу на любую тематику, став приятным собеседником. Умение создать и подобрать правильный имидж помогает привлечь внимание к своей персоне и завязать отношения.
Самопрезентация личности нужна каждому человеку. На это существует несколько причин, основными из которых являются:
- Получение от окружающих определенных ресурсов. Они могут быть материальными, информационными, эмоциональными. Умение подать себя помогает быстрее и проще занять вакантное место на работе, привлечь внимание противоположного пола, находить общий язык в любом обществе.
- Конструирование своего «Я». В зависимости от того, как презентовать себя, нас увидят окружающие. Доброжелательный смех и улыбки в ответ на ваши шутки позиционирует вас остроумным и веселым человеком, а если о вас говорят, что вы компетентный и знающий – очень быстро вы себя таким и будете чувствовать.
- Гладкое течение социальных контактов. Тактичные замечания по поводу чужих ошибок позволят уменьшить количество замечаний в ваш адрес. Такое поведение позволит значительно снизить уровень конфронтации и агрессии и сгладить критику при общении.
Виды самопрезентации
Вербальная и невербальная самопрезентация – это два основных вида самоподачи. Они наглядно демонстрируют личность в окружающем целом мире и конкретном обществе, (как вас видят коллеги по работе в профессиональной сфере или случайные прохожие во время прогулки по парку или улицам города, ваше умение общаться с родными людьми или с компанией друзей).
Вербальная самопрезентация позволяет использовать дискурсивные особенности и языковые средства для создания определенного образа конкретного человека. Кроме того, к этому виду самоподачи относится письменный язык. К невербальным средствам коммуникации причисляют обмен информацией и общение без использования слов. К ним относится мимика, жесты, знаковые и сигнальные системы. Такие способы общения получили названия первичные и вторичные или естественные и искусственные языки.
Как сделать самопрезентацию?
При выполнении самопрезентации можно воспользоваться одним из двух способов: подстроиться под определенный круг людей или стать их лидером. В первом варианте нужно запастись терпением и какое-то время внимательно понаблюдать за этой группой. Нужно обратить внимание на их манеру общения, обсуждаемые темы, жесты и повадки. Это позволит быстро найти общий язык с новыми знакомыми и не чувствовать себя чужаком. Однако такая самоподача не всегда уместна.
Второй способ включает в себя несколько важных пунктов:
- Нужно иметь элегантный вид;
- Подготовить четкую и понятную речь;
- Сделать акцент на своих сильных сторонах;
- Подчеркнуть свои личностные качества.
Самопрезентация — с чего начать?
Самопрезентация для собеседования включает пять основных этапов, каждый из которых должен быть тщательно проработан. Она состоит из:
- самопредставления;
- вступления в контакт;
- перехода к беседе;
- сам разговор;
- выход из беседы.
Во время первого этапа кандидат на вакантное место обязан представиться, назвав свое полное имя и озвучить цель визита. На этом этапе собеседники должны присмотреться и привыкнуть друг к другу, так как каждый из них имеет разный тембр голоса, внешность и темп речи. Самопрезентация о себе должна проводиться спокойным ровным тоном, не дрожащим от волнения. Если удалось раздобыть информацию о компании, стоит ее изложить, однако нужно убедиться, что она достоверная.
Как провести самопрезентацию?
Творческая самопрезентация чаще проводится не для одного человека, а определенной группой людей. Самоподача будет успешной, если вы сможете заинтересовать публику вступительной речью. Опытные специалисты считают, что после представления себя полезно задать тематическую загадку и подключить слушателей к интерактиву. Такой подход снимет возможное напряжение и вызовет некоторое чувство доверия. После – определите основные моменты выступления и составьте его структуру. Строго придерживайтесь намеченного плана, чтобы не упустить важный момент.
Как закончить самопрезентацию?
Искусство самопрезентации заключается в грамотной подаче каждого этапа. Концовка выступления не менее важна, чем начало и изложение основной сути выступления. Чтобы получилась эффективная самопрезентация, нужно оригинально ее закончить. Для этого:
- подведите итого своего выступления;
- сделайте логичный вывод, поставив акцент на ключевом моменте;
- побудите слушателей к действию.
Самопрезентация — книги
Каждый человек стремится улучшить качество жизни, а для этого нужно развиваться в нескольких направлениях и иметь прочную финансовую поддержку. Как утверждают ученые, она может «хромать» не только из-за недостатка специальных знаний, но и самопродвижения. В таком непростом деле поможет оригинальная самопрозентация. Ознакомиться с различными примерами их проведения и стимулом к действиям можно в таких книгах:
- «Обучение самопрезентации» Е. Михайлова. Название говорит само за себя. Автор описывает основные моменты делового взаимодействия и поведения.
- «Персональный брендинг» Ф. Котлер, И. Рейн, М. Столлер. Книга помогает узнать, как приобрести популярность. Авторы приводят истории успеха таких знаменитостей, как Дэвид Бекхэм, Дональд Трамп, Кристина Агилера.
- «Хорошие девочки не делают карьеру» Л. Франкел. Книга учит, как не допустить ошибки при попытках продвинуться по служебной лестнице.
Раздел 4.2. Технология самопрезентации
Самопрезентацию можно рассматривать с разных сторон, в зависимости от контекста, направленности и рефлексивности действий субъекта.
Самопрезентация – действия, направленные на формирование (создание) представления о субъекте (презентуемом), в соответствии с ожиданиями респондента.
«Самопрезентация» – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций
Владение навыком самопрезентации одна из важнейших профессиональных компетенций экономистов, управленцев, продавцов, научных работников, но так же, она еще и важная общекультурная компетенция, необходимая любому человеку в процессе межсубъектных коммуникаций. Навык самопрезентации дает возможность не только правильно преподнести имеющиеся достижения субъекта, но и сформировать зону ближайшего роста.
Виды самопрезентаций:
Природная самопрезентация – действия, и формируемый на их базе образ человека (субъекта), осуществляемые без анализа ожиданий респондентов и соотношения осуществляемых действий с эффективностью восприятия субъекта в данной аудитории (группе).
Природная самопрезентация осуществляется нами всегда (постоянно) и неосознанно. Главный недостаток природной самопрезентации – это то, что человек не может контролировать и корректировать процесс этой презентации. Можно описать этот процесс, как бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. Основной критерий природной самопрезентации – отсутствие рефлексии!
Искусственная самопрезентация – целенаправленные действия субъекта, по формированию своего образа, наиболее адаптивного ожиданиям респондентов (аудитории), для целей максимизации эффективности личного воздействия на респондентов (аудиторию).
Главная цель «искусственной самопрезентации» – завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для презентуемого группы людей (потенциальной аудитории, т.е. тех людей, на которых мы направляем самопрезентацию). Особенность искусственной самопрезентации – четкость целепологания, выбор инструментария, значительная рефлексия.
Самопрезентация направлена на:
Формирование наилучшего (или адекватного) мнения о презентуемом;
Выявление дополнительной (ближайшей) зоны роста;
Получение фидбэка (feedback) – обратной связи, позволяющей более объективно (адекватно) воспринимать ожидания контрагентов (респондетнов, аудитории и т.д.).
В процессе самопрезентации выявляется и уточняется соответствие компетенций субъекта, ожиданиям целевой группы:
Схема: Зоны компетенций субъекта и их востребованность
По веритикале мы откладываем (рассматриваем) наличие компетенций, а по горизонтали – востребованность компетенций. В результате чего получаем 4 квадранта, в каждом из которых, по итогам образной связи субъект на будущее корректирует свою позицию и самопрезентацию.
Данное распределение характерно как для профессиональной самопрезентации (и ориентации), так и для социальной самоперзентации (идентификации).
В «Зоне А» находятся те компетенции субъекта, которые одновременно и развиты и востребованы в данной целевой группе (аудитории, профессии, стажировке и т.д.). Это зона непосредственной реализации субъекта, т.е. зона его наибольшей эффективности.
В «Зоне В» находятся те компетенции субъекта, которые хотя и развиты у субъекта (человека), но не востребованы (неосознанны, неактуализированны) данной группой (контрагентом). В рамках профессиональной ориентации, это, как правило, зона внепрофессионального развития (хобби). В рамках социальных коммуникаций – это зоны (компетенции) другой социальной группы, нежели та, в которой в настоящее время находится субъект.
В «Зоне С» находятся те компетенции субъекта, которые и не развиты, и не востребованы. Это, как правило, компетенции, которые лежат вне профессиональной/социальной группы, в которой находится субъект, и в связи с этим и не развиты (утеряны) субъектом.
В «Зоне D» находятся те компетенции субъекта, которые хотя и востребованы целевой группой (контрагентами), но не развиты у субъекта. Это главная зона внимания, поскольку она является непосредственной зоной роста!!! Это то поле, работая с которым, субъект может повысить свою индивидуальную эффективность.
Ключевой фактор самопрезентации – самоидентификаця.
Специалисты в области общения – как делового, так и интимного (личного), считают, что налаживание коммуникативных навыков начинается с познания себя. Первый шаг — непредвзято взглянуть на себя. Научились разбираться в людях невозможно без познания и принятия себя, как личности.
При самопрезентации существуют два варианта поведения:
Первый – вы подстраиваетесь под аудиторию. Для этого вы должны перенять основные черты характера и поведения тех людей, которым хотите понравиться. Это могут быть характерные жесты, тембр речи и темп голоса, определённые темы и т.д. Стоит лишь немного понаблюдать за поведением окружающих, и вы без труда увидите, что им интересно и то, что их объединяет. От вас требуется только одно – стать похожим на них.
Второй вариант — стать лидером, доминирующим лицом, что особенно важно на деловых переговорах. Вы презентуете себя, как явного лидера, чей авторитет не обсуждаем. Уверенные движения, низкий и достаточно сильный голос, чёткие бескопромиссные фразы помогут вам в этом. Но стоит знать, что такой способ работает только в том случае, если вы находитесь среди людей, где больше нет претендентов на место лидера, иначе борьба за него вам обеспечена, а результат ее может быть не в вашу пользу.
Правильно подготовленная самопрезентация поможет вам настроить окружающих на то видение вас как личности, которое вам наиболее выгодно.
Самопрезентация в публичном выступлении — это умение направить восприятие аудитории по определенному пути, выгодному оратору. Самопрезентация — это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.
В этом случае немаловажную роль играет харизма оратора — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности, свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности.. Слово «харизма» (греч. χάρισμα, «милость», «божественный дар», «благодать») восходит к слову «хариты». В древнегреческой мифологии харитами назывались три богини красоты, грации и изящества. Быть харизматичным в ходе публичного выступления значит уметь производить успешную самопрезентацию, притягивать и удерживать внимание аудитории.
В самопрезентации важное значение имеет «имидж». Имидж дословно с английского означает «образ», но в российском понимании «имидж» и «образ» не одно и то же. Прежде всего потому, что в русском языке слово «образ» имеет пять разных значений:
вид,
облик,
характер,
порядок,
отражение.
Впечатление — образ, отражение, след, воздействие, влияние, эффект. Первое впечатление формируется всегда, хочет оратор того или нет!
Аксиома публичного выступления гласит: у оратора никогда не будет второго случая произвести первое впечатление.
Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты.
Первое впечатление это то, что либо долго еще буде работать на вас, либо то, что вам придется долго преодолевать.
Важно помнить, что у оратора при публичном выступлении есть не только слушатели, но и зритель. Поэтому главный визуальный объект в публичном выступлении — это сам оратор. Важно не только то, ЧТО вы говорите, но то как говорите, и то, что при этом делаете.
Представьте себя бомжом, который продает «эликсир счастья», разлитый в потертых бутылочках. Как правило, остановится только 1 из 100 прохожих.
Даже самый прекрасный и качественный продукт, поданный в несоответствующей форме, не найдет своей востребованности. К каждой группе нужнее свой канал вид и информации, которую Вы презентуете.
Самопрезентация личности – это процесс, который позволяет нам показать себя в самом лучшем свете.
Самопрезентация личности включает все:
При знакомстве или во время важной встречи результат, которого вы ждёте, во многом зависит от вас. Делаете ли вы деловое предложение или предложение руки и сердца, согласие человека будет складываться из многих факторов.
Хорошая подготовка и качественное проведение публичного выступления гарантирует оратору, что аудитория примет благоприятное для него решение — утвердит, купит, проголосует, примет участие, подпишет контракт, начнет сотрудничать и т.д.
Для результативного публичного выступления имеет значение не только содержание выступления, но и впечатление, которое оратор произведет на публику:
внешний вид,
стиль,
манеры,
позы,
мимика,
жесты
т.е. невербальный уровень общения – «общение без слов» — имидж оратора, который подчас более красноречивы, чем его слова.
Эффективность презентуемого материала (научного доклада, товара, рассказа о себе), с которым Вы собираетесь выступить зависит от:
Сфера применения самопрезентаций:
Работа (трудоустройство)
Практика и стажировки
Гранты (стипендии) и учебные поездки, в т. ч. зарубежные
Конкурсы, различные виды соревнований
Конференции, научные выступления, круглые столы
Формирование личных и бизнес контактов (поиск партнеров, друзей, секс-партнеров, партнеров по интересам, партнеров по бизнесу)
Формирование общего впечатления о себе в целевых аудиториях, включая публичность
От качества самопрезентации зависит:
Получение соискателем конкурсного места (работы, стажировки, номинации и т.д.)
Уровень финансирования работы (зарплаты, гранта, стипендии и т.д.)
Восприятие презентуемого публикой (целевой группой)
Восприятие информации, презентуемой выступающим
Формирование «общественного мнения» о выступающем
Эффективная самопрезентация требует гармонии формы и содержания.
6 секретов естественного поведения в презентации
Одним из наиболее важных факторов успешной презентации является способность выглядеть и вести себя естественно. Если вы скованны, неудобны и «не в себе», это определенно негативно повлияет на то, как ваша аудитория вас воспримет.
Не существует волшебной формулы, которая мгновенно заставит вас выглядеть и чувствовать себя круто, спокойно и комфортно. Но есть определенные шаги, которые вы можете предпринять, чтобы проявить спокойную уверенность опытного профессионала.
Представьте, как никто не смотрит
Во время обучения презентациям происходит забавная вещь. Обычно это для группы людей, которые работают вместе в одной компании или организации.
Обычно я записываю на видео каждого человека, произносящего отрывок из речи, которую он регулярно произносит. Прежде чем они начнут, я прошу их кратко рассказать нам о контексте: кто является целевой аудиторией и для чего предназначено выступление?
В этот момент они естественны, разговорчивы, человечны. Затем, когда они начинают речь, это похоже на стену. Внезапно они становятся формальными, неестественными и застенчивыми.
Когда я указываю на эту разницу, они часто объясняют: «Ну, мне намного легче говорить с людьми, которых я знаю», или «Это простое сообщение», или «Все по-другому, когда я говорю не- манжета.
Итак, если все это правда, проблема заключается в том, как нам воспроизвести это чувство в реальной ситуации презентации? Вот шесть способов выглядеть и вести себя естественно, когда все смотрят на вас.
1. Знай свою аудиторию
Да, часто легче разговаривать со знакомыми людьми. Но у нас не всегда есть такая роскошь. Таким образом, ваша работа как оратора состоит в том, чтобы как можно лучше узнать свою аудиторию перед выступлением.
Поговорите с организатором или с тем, кто пригласил вас выступить. Подумайте о том, чтобы заранее взять интервью у зрителей. Или прийти пораньше и пообщаться с ними.
Вот шесть вопросов о вашей аудитории.
Я всегда говорю, что если вы сделаете свою домашнюю работу, ваша аудитория будет чувствовать себя не столько чужими, сколько союзниками.
2. Практика, практика, практика
Далее, изучите свой материал. Практикуйте это снова и снова и снова. И не просто запоминать слова. Это верный билет к тому, чтобы показаться ненастоящим.
Вместо этого усвойте идеи , чтобы вы могли донести свою точку зрения, не придерживаясь дословного сценария. Это то, что делают великие актеры. Они знают свой материал достаточно хорошо, чтобы, по сути, «забыть его» и вложить свою энергию в жизнь в данный момент. Они живут, дышат и переживают то, что говорят, а не просто стоят и декламируют строки.
3. Превратите свою презентацию в беседу
Вот еще один трюк, который используют актеры, чтобы добиться естественного исполнения в одной из самых неестественных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться актерам: произносить монолог на прослушивании.
Это сложно, потому что нет партнера по сцене, с которым можно было бы взаимодействовать. Так что актеру приходится вызывать в голове еще одного персонажа. По мере продолжения монолога она воображает, что каждое изменение темы или тона является ответом на что-то сказанное или сделанное ее воображаемым партнером по сцене.
Вы можете сделать то же самое в своей презентации, предугадывая мысли и реакции вашей аудитории и отвечая на них по ходу дела:
- «Вы, наверное, задаетесь вопросом, почему вас это должно волновать…»
- «Может быть, вы думаете, что это не сработает…»
- «И как это реализовать?»
Они подумают, что вы занимаетесь каким-то джедайским трюком, но на самом деле вы только что сделали домашнее задание (см. пункт 1).
И, конечно же, вы можете буквально превратить это в беседу, поощряя и отвечая на вопросы по пути, опрашивая их, задавая вопросы, выполняя групповые и индивидуальные упражнения и другие вещи.
4. Смотрите своей аудитории в глаза
На протяжении всей презентации вам необходимо оставаться на связи со своей аудиторией, измеряя ее настроение, эмоции и понимание ими того, что вы говорите.
Это начинается с того, что вы смотрите им в глаза. Кажется, они «понимают» или выглядят сбитыми с толку? Они кивают и улыбаются или хмурятся и избегают зрительного контакта? Им скучно?
Не зацикливайтесь на том, что вы говорите, чтобы не замечать, что происходит вокруг вас. И если вы чувствуете, что теряете их, остановитесь и выполните сброс:
- «Некоторые из вас выглядят сбитыми с толку. Позвольте мне попытаться объяснить это лучше».
- «Вижу скептические взгляды. Давайте поговорим об этом. Каковы ваши сомнения или опасения?»
- «Я вижу много кивающих голов, поэтому больше не буду останавливаться на этом. Пропустим вперед».
5. Теплота презентации
Улыбка. Это поможет вашей аудитории связаться с вами и сделает их непринужденными, потому что вы выглядите непринужденно.
На самом деле, физический акт улыбки оказывает успокаивающее действие. Улыбка — это не просто выражение счастья — иногда она действительно может создать чувство счастья и удовлетворенности в нас самих.
6. Покажи себя — бородавки и все такое
Ладно, не показывай ВСЕ свои бородавки. Но немного смирения, признание ошибки, маленькое признание — все это помогает нарисовать портрет живого, дышащего человека. Что и хотят видеть зрители.
Только не заходите так далеко, что подрываете свой авторитет. Аудитория также хочет быть уверенной, что вы знаете, о чем говорите.
Все, что тебе нужно делать, это вести себя естественно
Говоря о бородавках и прочем, вся эта беседа заставляет меня вспомнить потрясающую кавер-версию песни Бака Оуэнса «Битлз» Act Naturally. Это идеальная песня Ринго, поскольку Ринго был самым «человечным» из ливерпульской четверки.
Хотя его образ неуклюжего, тупого Битла был результатом сценического мастерства (на самом деле он был самым опытным музыкантом, когда присоединился к Битлз, и одним из величайших барабанщиков всех времен), его человечность является частью того, полюбил его мировая аудитория.
youtube.com/embed/c-07qmTUi9A?rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»/>Фото: sylvar через Compfight cc
Публичное выступление и самопрезентация: как воспитать в себе оратор
Часть вторая
Цитируя знаковые слова Коко Шанель:
У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.
Успех общения с аудиторией во многом зависит от вашей самопрезентации. Аудитория решает, нравится ли она вам, в первые 30 секунд. Воспринимайте начало любого выступления как возможность выразить себя, изложить свою точку зрения и убедить аудиторию посредством хорошо подготовленного, уверенно поставленного и ценного разговора.
В первой части этой серии статей, состоящей из двух частей, я рассказал о семи распространенных грехах оратора. В этой части я покажу, как легко добиться превосходной самопрезентации, если использовать эти простые и эффективные рекомендации. Они включают семь шагов.
Начнем!
7 шагов самопрезентации
1. Приветствие
Начните с «привет», как бы очевидно это ни звучало 🙂 и приветствуйте аудиторию во время взаимодействия с ней. Это никому не повредит, даже если вы уже встречались со всеми в тот день заранее.
Приветствие должно быть отдельной полной фразой или даже одним словом: «Здравствуйте!» или «Добрый день!» Интонация должна быть дружелюбной, естественно восходящей и нисходящей. После этого добавьте паузу перед тем, как представить свое имя.
2. Введение
Имя и фамилию произносите как единое целое, не разделяя их. Хитрость заключается в том, чтобы делать паузы до и после произношения. Подчеркивая свое имя таким образом, ваша аудитория запомнит ваше имя гораздо легче! Очень важно начать с вашего имени, за которым следует ваша фамилия, а не наоборот. Также, представляясь, четко произносите свое имя как законченную мысль с необходимой интонационной точкой.
3. Род занятий
Укажите свою нынешнюю профессию, чтобы люди могли понять, кто вы и как с вами общаться.
4. Четыре факта
Двигаясь дальше, раскройте четыре важных факта о себе. Они должны быть максимально количественными, т.е. показателями ваших достижений в цифрах! Перечисление важно; это даст понять слушателям, насколько вы им доверяете как партнеру по общению.
Кроме того, эти факты не должны звучать как предложения из вашего резюме. Достижения сформируют положительный образ вас в их воображении. Тогда это станет выводом, к которому они придут, а не навязанным вами мнением. Например: «… Я консультант по качеству в глобальной технологической компании с 42 офисами в 15 странах в Thoughtworks. Мой опыт работы в ИТ насчитывает более шести лет. Получив диплом в области прикладной математики и информатики в Украине, я начал свою карьеру на родине. Позже, в 23 года, я получил Голубую карту и переехал в Германию».
5. Миссия, векторы, цель…
Затем расскажите (в нескольких предложениях) о своей текущей работе, планах и целях. Расскажите о своих текущих приоритетах, о чем вы мечтаете и каких целей пытаетесь достичь. Расскажи, какие векторы саморазвития ты видишь и каковы сферы твоих карьерных интересов прямо сейчас. О чем вы мечтаете или каких целей пытаетесь достичь. Это поможет зрителям визуализировать ваши слова, эмоционально восхитить их, вызвать понимание и сопереживание.
6. Сообщение плюс девиз
Завершите самопрезентацию кратким изложением основного сообщения. Он останется с аудиторией, если он оформлен как ваш личный/корпоративный девиз. Например: «Свободен, чтобы оставить свой след» или «Чувствовать сердцем, убеждать словом!»
7. Прощание
Важно поблагодарить и завершить речь интонационной точкой: «Спасибо за внимание! До новых встреч!» — используйте восходящую, а затем нисходящую интонацию.