Анализ социального конфликта 📙 как явления
1. Социальный конфликт: сущность данного явления
2. Социальный конфликт: анализ явления, конфликтологические концепции
3. Основные признаки и причины социального конфликта
Сложно представить общественные отношения, в которых не присутствовала бы конфронтация интересов, убеждений, мнений, социальных систем. Конфликт может проявляться в различных формах.
Наивысшей «точкой кипения», нарастания противоречий, несогласий в отношениях между субъектами взаимодействия (людьми, социальными группами) является конфликт социальный.
О социальном конфликте можно говорить, как об явлении, когда сталкиваются несовпадающие интересы, диаметрально противоположные взгляды, позиции, мнения, ценности и цели в социуме. Он проявляется в идеологическом противоборстве коммуницирующих (взаимодействующих) сторон и может трансформироваться в насильственные действия, крушащие социальные связи, ломающие всю соцсистему.
Социальный конфликт — это апогей противоречий не только отдельно взятых лиц и социальных группирований, но и общества в целом.
Он бывает:
- крытым;
- явным.
Конфликты, разгорающиеся на социальной почве, можно классифицировать на:
- личностные, вытекающие из состояния недовольства человека теми или иными обстоятельствами собственного бытия;
- межличностные, представляющие собой разногласия между лицами, состоящими в одной группе либо представителями нескольких групп;
- те, что происходят между соцгруппами, преследующими несовместимые цели и препятствующими друг другу собственными действиями на практике.
Социальный конфликт не представляет собой что-то из ряда вон выходящее, однако несет определенную опасность для социума. В его основе всегда лежит отсутствие согласия между сторонами (двумя или более). В случае возникновения, социальный конфликт необходимо ликвидировать всевозможными способами, погасить любой ценой.
Сделать это реально путем достижения компромисса.Под термином «компромисс» подразумевают соглашение между разнородными, противоположными позициями, мнениями, направлениями, достигнутое путем взаимных уступок.
После того, как достигнут компромисс, следует переходить от конфликта к сотрудничеству, то есть взаимовыгодному развитию процесса.
Многие общественные деятели, социологи считают социальный конфликт абсолютно нормальным состоянием общества. По их мнению, опасность представляют только те разногласия между отдельными элементами социальной структуры, которые пребывают в острой стадии развития. Задача участников любого социального конфликта — понять оппонента, его позицию и сделать все возможное, чтобы достигнуть компромисса.
Согласно марксистской конфликтологической теории, конфликт трактуется как неотъемлемый, негативный компонент общественного развития, способствующий разрушению структуры социума определенного типа. Он лежит в основе классовых отношений, способствует сменяемости социально-экономических формаций.
50-60-ые года ХХ столетия ознаменовались появлением новых конфликтологических концепций немарксистской направленности. Они рассматривают конфликт как универсальный, положительный фактор общественного развития, который поддается рациональному регулированию.
Англо-немецкий социолог Ральф Дарендорф, занимаясь разработкой теории социального конфликта, считал последний неотъемлемой составляющей общественного развития Он полагал, что в социуме всегда существовали и будут существовать в дальнейшем, отношения, построенные по принципу «господства-подчинения». По убеждению общественного деятеля, любое общество характеризуется наличием противоположных принципов, взглядов, суждений, поведенческих норм участников социального взаимодействия.
Уроженец Америки, социолог Льюис Козер, в свое время озвучил, что главными функциями конфликта являются:
- установка четких разграничений конкретной группы и централизация принятия в ней решений;
- интеграция группы.
Он полагал, что «мягкие» конфликты способствуют предотвращению более «жестких», облегчают изменения социальной системы, замену устаревших, отживших свое, норм и способствуют созданию новых, необходимых человечеству, социальных установок.
К основным признакам социального конфликта относятся:
- наличие ситуации, которую противоположные стороны воспринимают как конфликтную;
- присутствие у участников конфликта противоположных интересов, потребностей, ценностей, а также выбор ими разных методов воплощения в жизнь самоцелей;
- достижение консенсуса между конфликтующими сторонами путем взаимодействия;
- использование, в конфликтной ситуации, давления (иногда применения силы).
Причины возникновения социальных конфликтов кроются в распределении ресурсов, взаимозависимости социума и государства. А также они вытекают из различий в свершении деяний и поставленных задачах, в представлениях и ценностях, в способах и методах коммуникации (взаимного общения).
Так, поводом вспышки социального конфликта может послужить социальное неравенство, эгоизм индивидов, несовпадение ценностей людей в социуме, духовные (религиозные) различия, специфичность и несовершенство человеческой психики, характера и т. п. Субъективные причины социальных конфликтов кроются в определенном мировоззрении социального субъекта, в его убеждениях, менталитете, уровне интеллекта и психоэмоциональном состоянии.
Конфликтная социология, ее признаки и причины возникновения
Понятие социального конфликта
Основные различия между людьми — это противоречия их позиций и интересов, жизненное первенство, которые в обязательном порядке превращаются в конфликты.
Определение 1Конфликт (происходит от латинского слова conflictus, которое в дословно означает столкновение) представляет из себя острый спор, разногласие, столкновение двух или большего количества индивидов либо групп за владением одним и тем же благом из социума, которое имеет одинаково высокую важность для всех сторон.
Конфликт обязательно вызывает сражение интересов, стремлений людей и взглядов.
Но тем не менее отношение к конфликтам в социологии очень и очень неоднозначно.
Рассмотрим основные мнения специалистов.
Авторитетные мнения социологов
По мнению английского социолога Э. Гидденс: «Под конфликтом понимаю ситуацию, которая вызывает реальную борьбу между действующими группами или людьми при том независимо от того, какие будут итоги этой борьбы, ее средства и способы, которые мобилизуют каждую из сторон».
Так же по мнению К. Маркса, в обществе, разделенном на классы, социальный конфликт появляется в виде антагонистического классового сражения, итогом которого будет социальная революция.
В свою очередь американский социолог происхождением из Франции Л. Козер считал, что конфликт это один из видов взаимодействия в социуме, в процессе которого осуществляется «борьба за ценности и власть и ресурсы, притязания на статус, также в процессе которой участники наносят ущерб, нейтрализуют или убирают своих соперников».
Трактовка немецкого социолога Р. Дарендорфа гласит о том, что социальный конфликт являет собой разнообразные по частоте виды первенств между группами, которые конфликтуют и в каких классовое сражение является одним из основных видов противоборства.
Так же по мнению американского экономиста и социолога К. Боулдинга, конфликт появляется, когда «созревшие» несогласия воспринимаются сторонами как неприемлемые и каждая из групп хочет завладеть позицией, которая исключает выполнение задач другой группы, в прямой зависимости с чем конфликтные несогласия, в большинстве случаев, носят субъективно — объективный характер.
В свою очередь немецкий социолог Г. Зиммель был уверен в неотвратимости социальных конфликтов и важной их причиной является не столько встреча противоположных интересов, сколько наличие инстинктов враждебности, становящихся источником конфликтного поступков индивидов.
Социальный конфликт, его причины возникновения и классификация
Признаки социальных конфликтов заключаются в:
- Наличие у сторон конфликта потребностей, противоположных целей, методов и интересов их достижения.
- Наличие обстоятельств, которые воспринимаются противоборствующими участниками как конфликтная, как бы такая, при которой исполнение значимых удовлетворение или целей потребностей субъекта срывают со стороны остальных участников социального взаимодействия.
- Наличие конечных результатов взаимодействия в конфликте.
- Взаимодействие сторон конфликта.
Подробное рассмотрение любого социального конфликта нужно начинать с систематизации причин такого конфликта, их существует несколько. Это такие причины как:
- Причины идеологии. Это конфликты, которые возникают на почве идеологических споров являются довольно частным случаем спора противоположности ориентаций. Основные различия между ними состоят в большей мере в том, что идеологический повод конфликта состоит из разного отношения индивидов к совокупности идей, оправдывающих и узаконивающих отношение доминирования и субординации в мировоззрении разных групп, которые сосуществуют в обществе. Так же нужно иметь в виду, что элементы веры, социально-политические и религиозные устремления становятся пусковым механизмом данных противоречий.
- Существование противоположной ориентации. Практически у каждой социальной группы и индивида имеется явственный набор очень важных ориентаций относительно более значимых объектов социальной жизни. Они все очень различаются. Таким образом, в момент движения к удовлетворению определенных потребностей и также, при наличии блокируемых итогов, достичь которых пробовали некоторые индивиды или группы в обществе, противоположные весьма ценностные ориентации индивидов приходят в соприкосновение, и также, могут при этом быть причиной образования социального конфликта.
- Причины конфликтов, которые присутствуют в отношениях между данными элементами социальной структуры общества. Эти причины появляются в результате различных мест, которые занимают структурные звенья в искомом обществе, в упорядоченной социальной группе или в организации. Конфликт также, может быть привязан к различным целям, которые преследуются отдельными составляющими в общества, либо конфликт по данной причине бывает привязан к желанию того или другого структурного элемента обосноваться на более высокое месте в иерархической структуре этого общества.
- Причины конфликтов, которые заключаются в разных формах социального и экономического неравенства в обществе в данный момент. Эта типология причин связана со значительным отличием в распределении ценностей (знаний, доходов, элементов культуры, информации) между группами и индивидами. Власть, богатство, а также высокие должности одних участников выступают очень резким контрастом подчиненности и бедности других участников. Эта причина дополняется тем, что в основном, в обществе практически всегда есть дефицит благ для жизни – духовных, материальных, рабочих мест, престижных постов и т.п. В результате приходит неизбежность борьбы за наилучшее место в обществе – за высокие доходы, собственность и за авторитет, богатство.
Авторитет (происходит от латинского слова auctoritas что означает власть, влияние) представляет из себя общепризнанное определение, влияние тех или иных лиц либо организаций целиком в разных сферах жизни в обществе.
Подводя итог, можно подчеркнуть, что в основе всех данных и иных причин социального конфликта находится несовместимость целей, интересов, претензий конфликтующих сторон, желаний, ибо нужды людей очень велики и все время растут, а возможности для их удовлетворения практически всегда ограничены.
Есть большое количество разнообразных конфликтов, изучающих разные науки, к примеру, конфликтология, психология и т.д. Социология в свою очередь, исследует социальные конфликты, которые возникают между разными общественными субъектами и представляют собой социальные системы.
В то же время, если говорить о типах конфликтов, то они очень разнообразны и классифицируются по очень разным свойствам. Выделяют классификацию по характеру, по участникам, по сферам.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
9 Ранние предупреждающие признаки конфликта на рабочем месте — resologics
Конфликт не возникает из ниоткуда. Всегда есть признаки, предупреждающие о развитии конфликта. Менеджеры, которые знают, что означают эти признаки, могут быть более эффективными лидерами, борясь с проблемой до того, как она выйдет из-под контроля. Если вы поймете конфликт на ранних стадиях, ваша организация будет работать более гладко, а общий уровень производительности значительно повысится. Каковы эти тонкие признаки конфликта, чтобы искать?
Вот девять признаков, указывающих на наличие проблемы. Это не единственные признаки, но самые распространенные. Имейте в виду, что все, что препятствует максимальной производительности и позитивному взаимодействию между сотрудниками и руководством, является признаком того, что что-то не так и его необходимо решить, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля.
Нажмите на калькулятор, чтобы увидеть реальное $ изображение предупреждающих знаков вашей команды
Дисфункциональные собрания. Заканчиваются ли собрания сотрудников обсуждением жалоб, а не мозговым штурмом? Есть ли люди, которые всегда доминируют в разговоре, в то время как другие кажутся раздраженными или рассеянными?
Гнев. С любым гневом, особенно с чрезмерной реакцией, нужно бороться немедленно. Гнев редко бывает реакцией на первое расстройство.
Снижение производительности. Когда люди недовольны рабочей обстановкой, они, как правило, меньше сосредотачиваются на своей работе. Спросите себя, было ли снижение производительности компании, и попытайтесь точно определить, когда оно началось.
Высокая оборачиваемость. Если сотрудники не задерживаются, на то есть веская причина. Никто не любит искать работу, поэтому тот факт, что люди уходят, говорит о внутренней проблеме.
Неуместные сообщения. Это может быть в форме писем, которые носят грубый характер или содержат ненормативную лексику. Грубость в речи или игнорирование чужого мнения — показатель того, что скоро что-то взорвется.
Беспокойство. Есть ли определенные люди, которые большую часть времени кажутся встревоженными или нервными? Возможно, они избегают социальных взаимодействий, всегда сомневаются в своей работе или задают больше, чем обычно, вопросов. Тревога часто является показателем того, что на межличностном уровне может возникнуть проблема.
Кликообразование . Сотрудники должны работать в команде. Если кажется, что существует разделение на клики или кажется, что одни и те же сотрудники всегда объединяются в проектах, то компания не функционирует как единое целое и не работает настолько продуктивно, насколько это возможно.
Повторяющиеся разногласия. Кажется, что одни и те же сотрудники всегда не согласны? Конфликты часто возникают из-за мелочей? Возникла проблема со связью, которую необходимо решить немедленно.
Потеря доверия. Доверие необходимо в любой рабочей среде, будь то между сотрудниками или между сотрудниками и руководством. Если кажется, что внутри компании есть недоверие, его необходимо устранить.
Что я могу сделать?
Если вы заметили те или иные признаки того, что среди ваших сотрудников назревает проблема, не рассчитывайте, что проблема решится сама собой – ситуацию нужно решать как можно раньше руководителю вашей группы, персоналу отдела кадров или вам самим . Во многих случаях профессиональный консультант по конфликтам может помочь каждому добраться до основной причины конфликта и решить любые проблемы. Если вам интересно, каким будет ваш следующий шаг, проконсультируйтесь с профессиональным консультантом по конфликтам. Заблаговременно реагируя на эти ранние предупреждающие сигналы, вы даете своей компании шанс продолжать расти и эффективно работать, а также управлять конфликтами, которые могут разразиться и в конечном итоге привести к потере сотрудников, производительности и денег.
В Resologics, в течение нашего многолетнего опыта работы с клиентами в ситуациях неуправляемого конфликта, мы обнаружили, что ключевым фактором, который возникает снова и снова, является № 9: потеря доверия. Другими словами, команды с высоким уровнем доверия, как показывают исследования, показывают самые высокие результаты. Это важнейшая часть любого начинания по созданию команды или организации, поэтому я рекомендую вам прочитать об этом подробнее здесь.
/ Марк Бэтсон Барил/ Комментарий
Конфликт на рабочем месте, Данные о конфликте, Инструменты для разрешения конфликтов
Признаки конфликта на рабочем месте, конфликт на рабочем месте
Марк Бэтсон Барил
Марк является советником по конфликтам и омбудсменом для организационных групп. Если вы хотите связаться с Марком, напишите ему по электронной почте [email protected]
Resologics предоставляет организациям услуги по консультированию по конфликтам, чтобы помочь им избежать споров, оптимизировать динамику команды для достижения лучших результатов и сократить расходы. С командой resologics можно связаться по телефону 800.465.4141 | [email protected] | www.resologics.com
9 Ранние признаки конфликта на рабочем месте
Марк Бэтсон Барил
Марк Бэтсон Барил
Boss Whisperer®, тренер команды, советник по конфликтам, посредник, исполнительный директор
Опубликовано 15 января 2020 г.
+ Подписаться
Конфликт не возникает из ниоткуда. Всегда есть признаки, предупреждающие о развитии конфликта. Менеджеры, которые знают, что означают эти признаки, могут быть более эффективными лидерами, борясь с проблемой до того, как она выйдет из-под контроля. Понимая конфликт на ранних стадиях, ваша организация будет работать более гладко, а общий уровень производительности значительно повысится. Каковы эти тонкие признаки конфликта, чтобы искать?
Признаки того, что назревает буряВот девять признаков, указывающих на то, что назревает проблема. Это не единственные признаки, но самые распространенные. Имейте в виду, что все, что препятствует максимальной производительности и позитивному взаимодействию между сотрудниками и руководством, является признаком того, что что-то не так и его необходимо решить, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля.
- Дисфункциональные собрания. Заканчиваются ли собрания сотрудников обсуждением жалоб, а не мозговым штурмом? Есть ли люди, которые всегда доминируют в разговоре, в то время как другие кажутся раздраженными или рассеянными?
- Гнев. С любым гневом, особенно с чрезмерной реакцией, нужно бороться немедленно. Гнев редко бывает реакцией на первое расстройство.
- Снижение производительности. Когда люди недовольны рабочей обстановкой, они, как правило, меньше сосредотачиваются на своей работе. Спросите себя, было ли снижение производительности компании, и попытайтесь точно определить, когда оно началось.
- Высокая текучесть кадров. Если сотрудники не задерживаются, на то есть веская причина. Никто не любит искать работу, поэтому тот факт, что люди уходят, говорит о внутренней проблеме.
- Неуместные сообщения. Это может быть в форме писем, которые носят грубый характер или содержат ненормативную лексику. Грубость в речи или игнорирование чужого мнения — показатель того, что скоро что-то взорвется.
- Беспокойство. Есть ли определенные люди, которые большую часть времени кажутся встревоженными или нервными? Возможно, они избегают социальных взаимодействий, всегда сомневаются в своей работе или задают больше, чем обычно, вопросов. Тревога часто является показателем того, что на межличностном уровне может возникнуть проблема.
- Кликообразование . Сотрудники должны работать в команде. Если кажется, что существует разделение на клики или кажется, что одни и те же сотрудники всегда объединяются в проектах, то компания не функционирует как единое целое и не работает настолько продуктивно, насколько это возможно.
- Повторяющиеся разногласия. Кажется, что одни и те же сотрудники всегда не согласны? Конфликты часто возникают из-за мелочей? Возникла проблема со связью, которую необходимо решить немедленно.
- Потеря доверия. В течение многих лет работы с клиентами в ситуациях неуправляемого конфликта этот фактор возникает снова и снова. Доверие необходимо в любой рабочей среде, будь то между сотрудниками или между сотрудниками и руководством. Другими словами, команды с высоким уровнем доверия, как показывают исследования, являются наиболее результативными. Если кажется, что внутри компании есть недоверие, его необходимо устранить.
Если вы заметили те или иные признаки того, что среди ваших сотрудников назревает проблема, не рассчитывайте, что проблема решится сама собой – ситуацию нужно решать как можно раньше руководителю вашей группы, персоналу отдела кадров или вам самим. . Во многих случаях профессиональный консультант по конфликтам может помочь каждому добраться до основной причины конфликта и решить любые проблемы. Консультация с консультантом по конфликтам может быть вашим лучшим следующим шагом.
Активно реагируя на эти ранние предупреждающие сигналы, вы даете своей компании шанс продолжать расти и эффективно работать, а также управлять конфликтами, которые могут разразиться и в конечном итоге привести к потерям сотрудников, производительности и денег. Цена неуправляемого конфликта реальна и поддается измерению. Вот бесплатный инструмент, чтобы получить реальную картину того, как это выглядит для вашей организации.
Начните 2023 год с прочных командных соглашений
15 декабря 2022 г.
Вызовите ненужную грубость на своем рабочем месте
22 ноября 2022 г.
Что стоит за «Хулиганским боссом»?
2 ноября 2022 г.
Эмоциональное насилие на работе: 8 признаков того, что есть проблема
27 октября 2022 г.
Пять шагов для улучшения отношений в команде
20 октября 2022 г.
Почему агрессивные лидеры становятся «победителями, которые становятся проигравшими»
6 октября 2022 г.
Решение дилеммы агрессивного лидера: оставить их или отпустить?
22 сент. 2022 г.
Больше никаких придурков на рабочем месте!
2 сентября 2022 г.