28. Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации возрастного развития.
Развитие – качественные не обратимые изменения человека по мере того, как он взрослеет.
Основные свойства развития:
1)Необратимость
2)Направленность
3)Закономерность
Суть проблемы возрастной периодизации психического развития состоит в разработке и обосновании критериев, на основе которых можно разделить детство или даже весь жизненный путь человека на отдельные этапы.
Психологическая периодизация не совпадает с педагогической, т.к. в ее основе лежит понятие о психологическом возрасте, который следует отличать от так называемого паспортного возраста и биологического возраста.
Главными показателями психологического возраста являются психические новообразования, которые складываются на основе социальной ситуации развития к концу конкретного возрастного этапа. В систему критериев возрастной периодизации наряду с психическими новообразованиями входят социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека, стадия его развития. Принято различать паспортный, биологический и психологический возраст. Психологический возраст – это достигнутый уровень психического развития ребенка, который определяется социальной ситуацией развития и вытекающими из нее характерными видами деятельности, особенностями общения ребенка с окружающими, т.е. местом ребенка в системе общественных отношений
Критерии возрастной периодизации − правила, конкретные показатели, на основании которых строится разделение детства на отдельные периоды. В современной детской психологии принято выделять систему критериев возрастной периодизации, куда входят:1) социальная ситуация развития; 2) ведущая деятельность; 3) новообразования возраста. Основным критерием является социальная ситуация развития, из особенностей которой вытекает ведущая и другие деятельности, обусловливающие функциональные изменения и становление психических новообразований.
Новообразования возникают к концу каждого возрастного периода и создают основу для возникновения новой социальной ситуации развития. Поэтому переход от одного возрастного этапа к другому связан с разрушением старой и построением новой социальной ситуации развития, с формированием новой ведущей деятельности.Возрастная периодизация психического развития − разделение детства (или всего жизненного пути человека) на отдельные периоды психического развития, выделение психологических возрастов на основе некоторого правила. Сегодня наиболее обоснованным и разработанным является представление о системе критериев возрастной периодизации. Такой подход к решению проблемы возрастной периодизации наиболее полно отражает объективные закономерности, т.к. позволяет учитывать изменения роли социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований на протяжении каждого возрастного этапа. Данная возрастная периодизация включает периоды постепенных и скачкообразных изменений (кризисов).
Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития (тех, которые относятся к самому ребенку) и внешних условий (того, что характеризует окружающую ребенка действительность), которое является типичным для каждого возрастного этапа. Социальная ситуация развития, оформляясь в начале возрастного этапа, обусловливает образ жизни ребенка конкретного возраста, его «социальное бытие».
Новообразование– тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастном этапе и которые в самом главном и основном определяют знания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход eгo развития. Развитие новообразований обусловлено специфической для данного возраста социальной ситуацией развития, а также системой деятельностей. Новообразования складываются в основном внутри ведущей деятельности, а также внутри других видов деятельности, характерных для данного возраста. В своей законченной форме новообразования оформляются к концу возрастного периода и выражаются в наиболее важных, глобальных качественных перестройках всей структуры сознания ребенка и в появлении нового типа строения личности.
Кризис возрастной –этап скачкообразно протекающего развития, знаменующий собой переход ребенка от одного возрастного периода к другому. Кризис является границей между периодами и выражается в качественных изменениях, свидетельствующих о неравномерности психического развития. Кризис возникает как результат накопления и обострения противоречий, главное из которых – это противоречие между возросшим уровнем психического развития ребенка и его старым местом в системе социальных отношений. Противоречие разрешается в результате перестройки взрослым отношений с ребенком с учетом нового, более высокого уровня его психического развития.
Неравномерность психического развития выражается, во-первых, в существовании литических (стабильных, плавных) и критических (скачкообразных) периодов развития, т.е. в наличии «ритма» развития. Во-вторых, неравномерность обнаруживается в неодновременности развития различных сторон психики. На определенной стадии преимущественное развитие получает та или иная сторона психики ребенка, тогда как другая развивается более медленными темпами. Это находит свое отражение в существовании сензитивных периодов психического развития. Еще одним проявлением неравномерности является различная длительность возрастных периодов: постепенное замедление темпа развития в онтогенезе ведет к увеличению длительности возрастных периодов. И, наконец, нельзя забывать о существовании индивидуальных вариаций развития.
Проблемы возрастной периодизации в психологии
9. 02.2015
Общеизвестно, что в процессе индивидуального развития индивид проходит ряд стадий, ступеней, которые качественно отличаются друг от друга и характеризуются специфическим функционированием и соотношением психических процессов, а также особыми личностными образованиями.
Однако возникают трудности в определении возрастных границ этих стадий и критериев периодизации. Главная трудность заключается в том, что индивидуальное развитие личности происходит в трех системах отсчета, осями которых является время: биологическое, социальное и психологическое.
Проблема критериев периодизации развития в психологической науке поднималась неоднократно, при этом в основу классификации возрастных периодов закладывались биологические, социальные и психологические параметры, которые нередко смешивались между собой. Первая календарная периодизация была предложена Пифагором. В жизни человека им было выделено четыре периода.
- Весна, до 20 лет — период становления, характеризуемый как «время не работать».
- Лето, до 40 лет — молодость, возраст, рассматривающийся как «время работать».
- Осень, до 60 лет — расцвет сил, период, когда наступает «время работать с наибольшей отдачей».
- Зима, 60-80 лет — старость и угасание, время спада работоспособности.
Таким образом, в основу этой периодизации был положен социальный критерий — способность приносить пользу обществу.
В возрастной и детской психологии выделяется группа периодизаций, основанных на биологическом принципе, например периодизации Ст. Холла, А. Гезелла, 3. Фрейда, П. П. Блонского и др.
Анализ и систематизация имеющихся подходов в решении вопроса о периодизации психического развития были осуществлены Л. С. Выготским. В соответствии с теоретическими основами предложенных в науке схем периодизации детского развития он подразделял их на три основные группы.
В первую группу вошли периодизации, предусматривающие не расчленение самого хода развития ребенка, а выделение периодов на основе ступенчато образного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.
К. Бюлер никогда не причислял себя к биогенетикам, однако его взгляды свидетельствуют о приверженности теории рекапитуляции: этапы развития ребенка отождествлялись им со ступенями развития животных. В развитии ребенка, так же как и в развитии животного, К. Бюлер выделял три ступени развития: инстинкт, дрессура и интеллект.
Гетчинсон, ученик Ст. Холла, на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, наблюдавшиеся в развитии ребенка, объяснялись изменением способа добывания пищи, который является, по мнению Гетчинсона, ведущим не только для биологического, но и для психического развития.
Он выделил пять фаз, границы которых не были жесткими, поэтому конец одной стадии не совпадал с началом другой:- от рождения до 5 лет — стадия рытья и копания: на этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
- от 5 до 8 лет — стадия охоты и захвата: эта ступень развития характеризуется тем, что дети начинают бояться чужих, у ни появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
- от 8 до 12 лет — пастушеская стадия: в этот период дети стремятся иметь собственный уголок, строят его обычно во дворе, в лесу, но не в доме; любят животных и стремятся их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать; у детей, особенно у девочек, появляется стремление к ласке и нежности;
- от 11 до 15 лет — земледельческая стадия: связана с интересом к погоде, явлениям природы, с любовью к садоводству; в это время у детей появляются наблюдательность и осмотрительность;
- от 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека: в это время дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук, возникает стремление меняться различными предметами.
Гетчинсон считал, что эра цивилизованного человека начинается с пастушеской стадии, то есть с 8 лет, и именно с этого возраста человека можно систематически обучать, что было невозможно на предыдущих стадиях.
Как отмечал Л. С. Выготский, не все попытки периодизаций этой группы в одинаковой мере несостоятельны, так как в ней присутствуют классификации в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка, со структурой системы образования, принятой в данной стране. К этой группе можно отнести периодизацию французского психолога Р. Заззо, в которой детское развитие в соответствии с принятыми ступенями обучения подразделено на следующие периоды: отО до 3 лет, 3-6 лет, 6-9 лет, 9-12 лет, 12-15лет, 15-19 лет. И хотя подход к выделению периодов на основе ступеней образования рассматривался Л. С. Выготским как ошибочный, он в значительной мере приближается к истинному определению стадий детства, поскольку само разделение воспитания на ступени опирается на большой педагогический опыт.
Ко второй группе Л. С. Выготским были причислены многочисленные попытки, направленные на выделение какого-либо одного признака как условного критерия разделения детства на периоды. Типичным примером могут служить периодизации П. П. Блонского и 3. Фрейда.
П. П. Блонский видел в детском возрасте последовательную смену трех эпох, определяемую дентицией, то есть появлением зубов: беззубое детство (от 8 месяцев до 2—2,5 лет), детство молочных зубов (приблизительно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (заканчивается с появлением третьих задних коренных зубов — «зубов мудрости»). В прорезывании молочных зубов, в свою очередь, П. П. Блонский различал три стадии: абсолютно беззубое детство (первое полугодие), стадия прорезывания зубов (второе полугодие), стадия прорезывания промуляров и клыков (третий год жизни).
В других периодизациях, построенных по тому же принципу, выдвигаются психологические критерии. Такова периодизация В. Штерна. Он различал раннее детство, для которого характерна лишь игровая деятельность (до 6 лет), следующим идет период сознательного учения с разделением игры и труда; период юношеского созревания (14—18 лет) характеризуется развитием самостоятельности личности и определением планов дальнейшей жизни. В то же время следует отметить, что В. Штерн, как и другие его современники, был сторонником теории рекапитуляции, поэтому развитие ребенка связывалось им с этапами эволюции животного мира и человечества.
В соответствии со взглядами В. Штерна, ребенок в первые месяцы младенчества с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего’, во втором полугодии он осваивает схватывание предметов и отличается подражательностью, что свидетельствует о достижении стадии высшего млекопитающего — обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; поступление в школу, связанное с овладением более широкими социальными обязанностями, говорит о вступлении ребенка в культуру с ее государственными и экономическими организациями и т. п.
З. Фрейд, в соответствии со своей сексуальной теории психики, сводил стадии развития психики к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. Каждая стадия, по Фрейду, имеет свою сексуальную зону, возбуждение которой создает либидозное удовольствие.
- Оральная стадия (0—1 год). Источник удовольствия сосредоточен на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущей эрогенной зоной является рот — орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Эта стадия подразделяется на две фазы: раннюю (первое полугодие), когда ребенок еще не отделяет своих ощущений от объекта, которым они были вызваны, и позднюю (второе полугодие), когда начинает формироваться представление о другом объекте (матери), существе, независимом от него.
- Анальная стадия (1—3 года). На этой стадии энергия либидо концентрируется вокруг ануса, который становится предметом внимания ребенка, приучаемого к контролю за естественными отправлениями организма. Отмечается, что к этому моменту уже полностью образована инстанция «Я» и она способна контролировать импульсы «Оно».
- Фаллическая стадия (3—5 лет). Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Дети начинают осознавать половые различия, испытывают привязанность к взрослым людям, прежде всего к родителям. На этой стадии дифференцируется инстанция «Я». Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом.
- Латентная стадия (5 — 12лет) характеризуется снижением полового интереса. Инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта и установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
- Генитальная стадия (12 — 18лет). Этой стадии присуще возрастание детских сексуальных устремлений: все бывшие эрогенные зоны объединяются и подросток, сточки зрения 3. Фрейда, стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению. Однако такого рода общение может быть затруднено, и тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к той или иной из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями.
По мнению Л. С. Выготского, периодизации этой группы также отличает определенная несостоятельность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, авторами берется за основу субъективно выбранный критерий, в зависимости оттого, на какой стороне остановит свое внимание исследователь. Во-вторых, недостатком является выделение единого критерия для всех возрастов, в то время как в ходе развития изменяется ценность, значение выбранного признака. Например, признак полового созревания важен для подросткового возраста, но не имеет существенного значения в предшествующих возрастах. Третий недостаток указанных схем, подчеркивал Л. С. Выготский, состоит в том, что они ориентированы на исследование внешних признаков, а не внутренней сущности детского развития, внутренних закономерностей этого процесса.
Третья группа попыток разделить детское развитие на стадии характеризуется стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития»’. В то же время обращает на себя внимание и половинчатость в разрешении поставленной задачи выделения периодов развития. В качестве примера Л. С. Выготский предлагал рассматривать здесь периодизацию А. Гезелла, построенную в соответствии с внутренним темпом и ритмом детского развития.
Гезелл обратил внимание на снижение темпов развития с возрастом, на основе чего им был сделан вывод о том, что чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его психике. Л. С. Выготский, соглашаясь с положением о максимальном темпе развития элементарных функций в ранних возрастах, подчеркивал, однако, что нельзя в развитии ограничиваться схемой «больше—меньше»: если рассматривать формирование высших психических функций, то здесь результат будет обратным — темп и ритм их является минимальным в первые годы жизни и максимальным в ее финале.
Проблема периодизации детского развития и поиска ее критериев не стала менее актуальной в последующие годы. И хотя ученые опирались при этом на психологические критерии (например, в концепции Ж. Пиаже стадии психического развития отождествляются со ступенями развития интеллекта), значительная часть периодизаций не смогла решить правильно вопрос о выделении периодов развития ребенка.
Из зарубежных концепций психического развития заслуживает внимания концепция французского психолога А. Валлона, в которой намеченные стадии отражают становление личности ребенка.
А. Валлон считал, что психическое развитие представляет собой последовательную смену стадий. Переход от одной стадии к другой — это не просто результат накопления количественных изменений, а качественная реорганизация психики. Согласно его представлениям, детское развитие подразделяется на следующие стадии.
- Стадия внутриутробного развития.
- Стадия моторной импульсивности — до 6 месяцев. Это период начала формирования условных рефлексов, возникновения комплекса оживления.
- Эмоциональная стадия — до 1 года. В этот период ребенок полностью погружен в свои эмоции, благодаря этому он сливается с соответствующими ситуациями, которые вызывают эти эмоциональные реакции. Ребенок не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей, как отдельного человека.
- Сенсомоторная стадия — 1 -3 года. На этой стадии проявляется интерес к внешнему миру, формируются навыки хождения, речи. Поведение ребенка показывает, что в этот период он постоянно чем-то занят: исследует предметы, играет, общается со взрослыми и детьми, постоянно меняясь ролями с партнерами. Но при этом он еще не может отделить своих действий от действий партнера — они остаются для него частью целого. К трехлетнему возрасту слияние взрослого и ребенка неожиданно исчезает, и личность вступает в период утверждения и отстаивания собственной самостоятельности, что приводит ее ко многим конфликтам.
- Стадия персонализма — от 3 до 12—13 лет: включает в себя два периода, смена которых происходит в возрасте около 7 лет. Это стадия позитивного становления личности, ее самосознания и возрастания самостоятельности. В первый период воспитание ребенка, как указывает А. Валлон, должно быть насыщено симпатией, привязанностью к людям. Если лишить ребенка этой привязанности, это может привести к страхам и тревожным переживаниям.
- Стадия полового созревания и юношества — 12—18 лет.
Итак, в истории детской психологии неоднократно предпринимались попытки расчленения детского развития на периоды. Однако следует признать, что выделяемые большинством ученых критерии не отражают объективных внутренних законов детского развития.
Ключевые слова: Возраст, Развитие
Источник: Баранова Э.А., Введение в детскую психологию
Материалы по теме |
---|
Возрастная периодизация психического развития Урунтаева Г.А., Детская психология |
Возрастное развитие психики Коломинский Я.Л., Основы психологии |
Категория возраста в психологии развития Слободчиков В. И., Психология развития человека |
Развитие в среднем возрасте (40 — 65 лет) … |
Возраст и развитие личности Обозов Н.Н., Возрастная психология |
Возрастное развитие человека Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Основные закономерности возрастного развития Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ |
Возрастные особенности развития (основные параметры) … |
3 составить таблицу основных этапов развития детей. Задачи возрастной периодизации
3 составить таблицу основных этапов развития детей. Проблемы возрастной периодизацииПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТА
Возраст оказывает огромное влияние на личность человека. Пациента 30 и 50 лет нельзя сравнивать ни физически, ни психологически, ни социально. Нельзя одинаково относиться к 15-летним подросткам и 25-летним взрослым, хотя при небольшой разнице в возрасте может быть несоответствие между физиологическим и психологическим возрастом. Мальчик, который с 12 лет подрабатывает не «на пиво», а для того, чтобы прокормить семью с матерью-инвалидом и младшими сестрами, психологически более зрелый, чем 25-летний студент дневное отделение вуза, поддержку которого обеспечивают его родители. При построении своих взаимоотношений с больными врач должен опираться на знания о возрастных особенностях развития личности и учитывать их при установлении контакта, построении беседы, прогнозировании поведения больного и обучении проведению лечебно-профилактических мероприятий.
Возрастные особенности — комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей того же возраста.
Психология развития (психология развития) — отрасль психологической науки, объектом исследования которой является человек, развивающийся от рождения (а в последнее время от зачатия) до смерти. Предметом изучения являются закономерности психического развития в онтогенезе, динамика психических процессов и свойств личности на различных этапах жизненного цикла. Психологи ищут ответы на вопросы: каковы общие возрастные особенности и закономерности развития и где место личности? Как происходит развитие? Какие силы заставляют психику усложняться, предоставляя человеку новые возможности? Где границы этих возможностей? Как происходит процесс развития и как на него можно повлиять? Какие условия способствуют, а какие препятствуют процессам развития, созревания, старения?
Первая книга, положившая начало научному изучению души ребенка, была написана доктором Тидеманном в конце XVIII века (1787 г.). В 19 веке появились книги Пассевица, Сгизмунда, Лебиша, Альтмиллера, Сикорского, Прейера. Этюд Чарльза Дарвина «Биографическое развитие младенца» и его теория происхождения видов послужили основой биогенетического подхода в психологии развития.
Расцвет психологии развития как психологии детства приходится на ХХ век. Классикой стали бихевиоризм и эмпиризм, психоанализ, генетическая теория развития интеллекта Пиаже, культурно-историческая концепция Выготского. Интерес к другому полюсу изменений психики человека — старости — возник гораздо позже. А на развитие в зрелости долгое время вообще не обращали внимания. Лишь в последние годы объектом исследования психологов становится изменяющийся, взрослеющий человек на протяжении своего жизненного пути.
Психолого-педагогические и медицинские исследования позволили выделить ряд возрастных периодов развития человека (см. табл. 5).
Известно, что такого рода периодизация (разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы) основана на обобщениях, пределы которых могут быть очень широкими. В каждом конкретном случае колебания уровня реального человеческого развития имеют достаточно большую амплитуду. Древнейшей возрастной периодизацией, известной сейчас, является греческое деление жизни человека на 10 периодов по 7 лет каждый. Птолемей определял развитие в определенной фазе жизни влиянием отдельных планет. Известны древнеримская и китайская классификации и многие более поздние.
Таблица 5. Возрастная периодизация развития ребенка
В возрастной физиологии | В медицине | В возрастной психологии и педагогике |
Новорожденный (первые 10 дней) | Новорожденный (первые 3-4 недели) | Младенческий возраст (от рождения до 1 года) |
Грудной возраст (10 дней — 1 год) | Младенческий возраст (младший ясли) (4 недели — 1 год) | |
Раннее детство (1-3 года) | Дошкольный возраст (старший ясли) (1-3 года) | Дошкольное детство (1-3 года) |
Первое детство (4-7 лет) | Дошкольный возраст (3-7 лет) | Дошкольное детство (3-6 лет) |
Второе детство (8-12 лет) | Младший школьный возраст (7-12 лет) | Младший школьный возраст (6-10 лет) |
Подростковый возраст: мальчики — 13-16 лет, девочки — 12-15 лет | Подростковый возраст Старший школьный возраст (12-18 лет) | Подростковый возраст (средний школьный) (10-15 лет) |
Юношеский возраст: юноши — 17-21 год девушки — 16-20 лет | Юношеский: 1 период — 15-17 лет 2 период — 17-21 год | |
Таблица 6. Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону
Стадия | Психосоциальный кризис | Сильная сторона личности |
Младенчество (до 18 месяцев) | Доверие-недоверие | Надежда |
Ранний возраст (1-3 года) | Самостоятельность — стыд и сомнение | Сила воли |
Возраст игры (3-6 лет) | Инициатива — чувство вины | Цель |
Школьный возраст (6-12 лет) | Достижение — Чувство неполноценности | Компетентность |
Подростковый возраст (12-19 лет)лет) | Идентичность — смешение ролей | Лояльность |
Молодость (20-25 лет) | Близость — это изоляция | Любовь |
Зрелость (26-64 года) | Продуктивность застойная | Уход |
Старость (65 -… лет) | Интеграция — отчаяние | Мудрость |
Варианты периодизации развития ребенка, представленные в таблицах, несколько отличаются, так как основаны на специфических для каждого подхода критериях. Л.С. Выготский (1927) выделил три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному или нескольким признакам развития.
Первая группа периодизаций основана на внешнем критерии, связанном с процессом развития. Периодизация В. Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в краткой и сжатой форме повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества), Р. Заццо (этапы детства совпадают с этапами системы воспитания и обучения детей).
Вторая группа по внутреннему критерию — какая-либо одна сторона развития. Развитие костной ткани у П.П. Блонский и развитие детской сексуальности у З. Фрейда. Периодизации по одному признаку субъективны: авторы произвольно выбирают один из множества аспектов развития. Кроме того, они не учитывают изменение роли выделенного признака в общем развитии на протяжении всей жизни, а значение любого признака изменяется при переходе от возраста к возрасту.
Третья группа периодизаций основана на существенных чертах этого развития. Это периодизации Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. В них используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Основные положения: наличие устойчивой и кризисной стадий развития.
Стабильный период характеризуется постепенным формированием личности путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные проявляются в виде новообразований в организме и психике человека . Критические периоды (относительно короткие по времени О м в отношении) отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одного возрастного этапа к другому в результате качественных преобразований в сферах деятельности, сознания и социальных отношений. Помимо «запланированных» кризисов, характерных для большинства людей определенного возраста, у человека могут возникать «незапланированные» моменты пересмотра жизненных целей и ценностей. Обычно это связано с сильным стрессом, вызванным угрозой или
потеря здоровья, любимого человека, крыши над головой и т.п., либо крупный выигрыш — рождение ребенка, выигрыш крупной суммы денег. Но эти кризисы носят личный характер и обсуждаются в другом месте книги.
Д.Б. Эльконин формулирует закон периодичности следующим образом: «Ребенок подходит к каждому пункту своего развития с известным несоответствием между тем, что он узнал из системы отношений человек-человек, и тем, что он узнал из системы отношений человек-предмет». . Именно моменты, когда это несоответствие принимает наибольшую величину, называются кризисами, после которых происходит развитие отставшей в предшествующий период стороны. Но каждая сторона готовит развитие другой. Каждому возрасту свойственна своя социальная ситуация развития; ведущая деятельность, при которой преимущественно развита мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастные новообразования, формирующиеся в конце периода, среди них центральные выделяется один, наиболее значимый для последующего развития Кризисы — переломные моменты в развитии ребенка — служат границей возрастов Периодизация Д. Б. Эльконина имеет наибольшее распространение в отечественной психологии
Существует ряд других вариантов периодизации развития, и их число продолжает увеличиваться, так как единых и бесспорных критериев пока не найдено.
В каждом возрастном периоде у человека меняются представления о себе, жизненные приоритеты и иерархия целей и ценностей, иными становятся его ведущая деятельность и мотивация, взгляды на мир и других, а также восприятие собственного возраста ( кратко данные об основных чертах каждого периода представлены в табл. 7).
Посмотрите на младенцев: если разница в месяц, а тем более в полгода — это уже совсем другие дети, к ним трудно применить слово «ровесники». В дошкольном периоде разница в полгода-год становится существенной. Для младшего школьного возраста период обучения (класс) важнее физического возраста, для старшего — класс и пол (девочки-старшеклассницы встречаются со старшими мальчиками и считают их равными себе). Учащиеся 10-х классов относят одноклассников к сверстникам, а девятиклассников к младшим независимо от календарного возраста. А возраст 30-40 лет кажется им невероятно далеким.
Это та самая мифическая зрелость, для них равная старости и отсутствию желаний и планов. Такое же восприятие характерно и для противоположного направления — для 50-60-летнего учителя все школьники — «малыши», да и студенты, независимо от возраста. Сложно смотреть сквозь призму поколений (и это в любом направлении) и разглядеть в них коллег.
В 40 лет все их поколение считается ровесником, а это уже диапазон не менее 10 лет. Выпускники 60-х отличаются от выпускников
Таблица 7. Возрастная периодизация формирования личности
Психо- | Дошкольное детство | ||
логические характеристики | Младенчество (0-1 год) | Раннее детство (1-3 года) | Дошкольный возраст (3-7 лет) |
12 3 4 | |||
Основные потребности | Физиологические потребности, потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью — первая социальная потребность | Психофизиологические потребности и потребность в освоении предметного мира и ориентации в нем | Потребность в психическом развитии, ролевом общении, любви и одобрении |
Ведущая деятельность | Общение со взрослым и манипулирование предметами | Предметно-манипулятивная и изобразительная деятельность | Игра |
Кризисы формирования | Кризис новорожденных | Кризис первого года жизни | Кризис трех лет |
Комплекс оживления, начальная форма понимания речи, ориентировка в окружающем пространстве, эмоциональность | Подражание, речь, умение пользоваться предметным миром, открытие Я — возникновение чувства личности | Способность идентифицировать себя с другими людьми, персонажи сказок, гендерная идентичность, страхи, способность символически заменять предметы, психологическая готовность к школе |
При общении с пожилыми пациентами важно точно определять их возраст и избегать широких обобщений (например, пенсионеры) при подборе групп для ЛФК или обучения специальным лечебным навыкам. При этом следует учитывать индивидуальные особенности, физическое состояние, стадию и тяжесть заболевания.
Школьный возраст | ||
Младший школьный возраст (7-10 лет) | Подростковый возраст (11-14 лет) | Ранний подростковый возраст (15-18 лет) |
5 6 7 | ||
Познавательная потребность, потребность в одобрении | Потребность в общении со сверстниками и нравственном самоопределении, потребность стать взрослым | Потребность в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с людьми противоположный пол |
Преподавание | Различные организационные формы и виды обучения | Образовательная профессиональная деятельность |
Семилетний кризис | Подростковый кризис | Кризис личности |
Произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, способность отождествлять себя с другими, развитие системы координированных движений | Ощущение взрослости, нравственная регуляция своего поведения, сравнительная самооценка, рефлексивность мышление, дружба | Общая самооценка, самооценка, личностное и профессиональное самоопределение, социальная и профессиональная рефлексия, чувство одиночества, Я-концепция. |
Конец таблицы. 7
Психо- | Взрослость | ||
логические характеристики | Юность (18-23 года) | Ранняя жизнь (24-27 лет) | Зрелость (28-60 лет) |
12 3 4 | |||
Базовые потребности | Потребность в социальном и профессиональном самоопределении в построении отношений | Потребность в социальном профессиональном росте и карьерном росте | Потребность в самореализации и самореализации в профессии |
Руководящая деятельность | Образовательная и профессиональная деятельность, профессиональное обучение и нормативно утвержденные проф. деятельность | Нормативно утвержденная профессиональная деятельность | Нормативно утвержденная индивидуальная и творческая профессиональная деятельность |
Кризисы становления | Кризис профессиональных ожиданий | Кризис профессионального роста | Кризис нереализованных профессиональных возможностей |
Основные психологические новообразования | Социально-профессиональная деятельность, обобщенные способы познавательно-проф. деятельность. Система профессиональных знаний, умений, навыков | Социально-профессиональная самостоятельность, проф. опыт, профессионально важные качества, профессиональная квалификация, профессиональная идентификация, социально-профессиональная рефлексия | Профессиональная должность, сверхнормативная проф. деятельность, ключевые квалификации и компетенции, проф. обусловленные черты характера, социальная и профессиональная самореализация, проф. деформации личности |
Рассмотрим кратко особенности каждого возрастного периода.
Каждый ребенок в своей жизни преодолевает несколько стадий развития. В нашей статье мы разберемся, что это за этапы, как они проходят и как помочь ребенку легче справиться с возникающими трудностями.
Жизнь младенца начинается задолго до его рождения и появления на свет. Организм новорожденного имеет разные физиологические особенности, они зависят от того, как он развивается еще в утробе матери.
Ученые установили, что все возрастные периоды можно считать зрелыми и пройденными, если функции организма соответствуют возрасту малыша и условиям, в которых он развивался.
Воспитание основано на нескольких возрастных этапах развития ребенка. Мы рассмотрим каждый этап и поговорим о том, как гармонично воспитать детей для благополучных отношений в семье и в жизни.
Выделяют следующие основные этапы умственного и физического развития ребенка:
- Внутриматочная. Это период от зачатия до родов и занимает примерно 280 дней или 38-40 недель. Во время внутриутробного развития организм человека полностью формируется, закладываются все органы, а также может происходить формирование будущих предпочтений и характера.
- Новорожденный. Это период, когда малыш только родился и пока ему не исполнится месяц или 4 недели. В этот период ваш малыш крайне уязвим, ему необходима полноценная забота и внимание. Он учится правильно есть, какать, спать и делать первые непроизвольные движения. В этот период важно поддерживать максимально комфортные условия для ребенка.
- Грудное вскармливание. Это период от месяца до года жизни малыша. В это время он учится владеть своим телом, учится сидеть, вставать, ползать, ходить и многому другому, также он активно познает мир и изучает окружающую среду. Самый быстрорастущий ребенок – на первом году жизни. У него появляются первые зубки и ближе к году он становится более самостоятельным и частично отделяется от мамы. В этот период нужно внимательно следить за развитием и состоянием ребенка, вовремя проходить все обследования и посещать врачей.
- Детский сад. Это период от года до трех лет. В этот период ребенок совершенствует свои навыки, учится бегать, разговаривать, принимать решения и становится еще более самостоятельным. Улучшаются речь и мышление, ребенок продолжает активно расти и развиваться. В это время многие дети уже начинают ходить в детский сад и происходит более полное отлучение от мамы. Для большинства малышей это огромный стресс. И важно правильно подготовить ребенка к походу в детское учреждение. Основным занятием детей этого возраста является игра. Они учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, самостоятельно принимать решения.
Когда дети начинают активно общаться друг с другом, посещать детский сад, велик риск заражения различными детскими инфекционными заболеваниями.
- Дошкольное. Это период от 3 до 7 лет. В это время закладывается характер вашего ребенка и происходит его становление как личности. У него развивается манера поведения и речь, он многое копирует у родителей, поэтому очень важно подавать ребенку хороший пример. Речь развивается очень активно, ребенок продолжает учиться ладить и общаться со сверстниками. Он также развивает все психологические и физические процессы. Он быстро растет, происходит очередное возрастное развитие ребенка, смена зубов, меняются телосложение и строение тела, он становится самостоятельным. Умеет делать логические выводы и принимать решения, может постоять за себя.
- Младший школьный возраст. Это период с 7 до 12 лет, то есть Начальная школа. Ребенок становится более внимательным, ответственным и все больше начинает осознавать, что он личность и может смело принимать решения самостоятельно. Дети учатся планировать свою будущую деятельность, у них активно развиваются интеллектуальные способности. Происходит полная смена молочных зубов на коренные.
- Старший школьный возраст. Это период полового созревания с 13 до 17 лет. Это огромный скачок вперед в росте и развитии ребенка. Он часто становится неуправляемым, непослушным и считает, что он уже взрослый и может самостоятельно принимать решения и делать все, что захочет. На этом возрастном этапе раскрывается внутренний мир ребенка, формируются его собственные взгляды. Ребенок становится совершенно взрослым и начинает более самостоятельную жизнь.
Основным этапом развития ребенка можно назвать ясли, так как именно в этот год ребенок растет с огромной скоростью и учится ходить. Вам, как родителям, важно понимать, что каждый ребенок очень индивидуален и все этапы могут проходить со своими особенностями.
С момента зачатия человеческий организм постоянно развивается. Отдельные периоды жизни отличаются некоторыми чертами, сумма которых дает им общую характеристику. Рассмотрим римские основные периоды развития ребенка.
Период новорожденности
Период новорожденного начинается с его первого крика, первого вдоха и продолжается до конца первого месяца жизни. Ребенок еще очень слаб и нуждается в помощи взрослых. Ему нужна теплая материнская любовь и постоянная и бескорыстная материнская забота. С помощью взрослых ребенок постепенно адаптируется к внешним условиям с первого самостоятельного вдоха, начала самостоятельной терморегуляции перед едой. В этот период возможны очень частые и тяжелые нарушения в организме.
Младенческий период
Период младенческого возраста начинается в конце первого месяца и заканчивается к первому году жизни ребенка. Он уже ведет себя несколько более самостоятельно, хотя полностью зависит от матери. Главной особенностью этой связи является грудное вскармливание. Ребенок испытывает быстрое увеличение потребности в кормлении. Он уже менее восприимчив к инфекции, особенно если питается грудным молоком, что способствует формированию иммунных свойств в организме малыша.
Уход за взрослыми в этот период должен быть направлен на правильное питание и уход, защиту от инфекционных заболеваний и воспитание ребенка.
Маленький детский период
Период у маленького ребенка начинается со второго и заканчивается на третьем году его жизни. Независимость становится все заметнее. Ребенок уже не находится все время на коленях у матери, он все больше отдаляется от нее, так как уже может передвигаться самостоятельно. Речевые возможности способствуют его более тесному контакту с окружающими, а не только с матерью. Он усваивает первые понятия и уже способен к анализу и синтезу, самостоятельно принимать какие-то решения. Чаще всего ребенок болеет детскими инфекционными заболеваниями, такими как ветряная оспа, дифтерия, коклюш и др.
Дошкольный период
Период дошкольного возраста ребенка продолжительный от предшествующего этапа до полных шести лет. Характеризуется интенсивным созреванием центральной нервной системы. Ребенок становится все более самостоятельным, все больше раскрывает свое «Я». Игры являются важнейшим занятием в этот период его жизни.
Школьный возраст
Начало школьного возраста Начинается с шести до семи и продолжается до шестнадцати лет. В этот период происходит очень интенсивное физическое и умственное развитие. Ребенок вступает в социальные отношения и становится более или менее социальным существом. Среди детей этого возраста быстро растет количество несчастных случаев, так как общительность детей в этот период ярко выражена. Проявляются расстройства осанки и походки.
Половое созревание
Половое созревание у детей Первый школьный возраст у девочек начинается примерно в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-13 лет. У детей этого возраста появляются так называемые вторичные половые признаки: оволосение вокруг гениталий, борода, сы, грудь… Этот период характеризуется бурными физическими и психическими изменениями. Возможны проявления функциональных нарушений или заболеваний, характерных для этого периода.
Срок погашения
Период зрелости прямо связан с предыдущим и характеризуется зрелостью всех органов и их функций. Физическая и психическая независимость полная. Определены социальные позиции. Заканчивается рост костей и мышц.
Такое деление на периоды, как и любое другое, условно и искусственно. Границы между ними не могут быть строго и четко определены. Тем не менее такое деление помогает понять некоторые особенности отдельных этапов развития ребенка.
Буторин Г.Г., Бенко Л.А., Долгова В.И. Проблемы периодизации нормального и аномального психического развития в детском возрасте
Главная › Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 3 (145) – 2017
Проблемы периодизации нормального и аномального психического развития в детском возрасте
Буторин Геннадий Геннадьевич , доктор психологических наук, профессор,
Бенко Лариса Александровна , 9426 , к. м.н. Валентина Ивановна Долгова , доктор психологических наук, профессор, декан,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Методологическую основу изучения дизонтогенеза составляют известные теоретические положения о единстве закономерностей нормального и аномального развития. Следовательно, выделение наиболее диагностически значимых признаков психического дизонтогенеза возможно только после изучения общих особенностей нормального и аномального развития. Концептуальные положения об общем и психическом онтогенезе эволюционировали с течением времени по мере накопления научных и эмпирических данных. Общие закономерности количественных и качественных изменений в процессе развития привели к общему мнению о неравномерности, прерывистости развития, динамика которого наиболее интенсивна в раннем возрасте, о существовании определенных циклов, стадий развития ребенка, в разные уровни биологического и психологического потенциала. Констатация этого факта стала основой для создания теории периодизации индивидуального развития как перехода от одной стадии развития к другой, качественно более высокой.
Ключевые слова: периодизация развития, онтогенез, дизонтогенез.
Литература
- Басов М.Я. (1975), Избранные психологические труды , Педагогика, Москва.
- Бенко Л.А. (2011), Клиническая нейропсихология в детском возрасте , Пристань, Челябинск.
- Бенко Л.А., Буторин Г.Г. и Буторина Н.Е. (2007), «Соматические и психосоматические расстройства у детей с психической патологией», Актуальные проблемы психиатрии и неврологии: Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции с международным участием , Человек и здоровье, Санкт-Петербург, стр. 60.
- Блонский П.П. (1934), Почвоведение , Учпедгиз, Москва.
- Буторин Г.Г., Буторина Н.Е. и Мингазов А.Х. (2011), Возрастная периодизация онтогенетического развития: психологические и медицинские аспекты , Сити-Принт, Челябинск.
- Буторин Г.Г. и Буторина Н.Е. (2011), «Проблема онтогенеза и дионтогенеза в контексте периодизации возрастного развития», Академический журнал Западной Сибири , № 3, стр. 38.
- Валлон А. (1967), Психическое развитие ребенка , Просвещение, Москва.
- Выготский Л.С. (1972), «Проблема возрастной периодизации развития детей», Вопросы психологии , № 2, стр. 114-123.
- Геккель, Эрнст, (2011), Борьба за эволюционную идею , Книга по запросу, Москва.
- Гондобин Н.П. (1906), Особенности детского возраста , Прикладная медицина, СПб.
- Zazzo, R. (1967), «Умственное развитие ребенка и влияние среды», Вопросы психологии , № 2, стр. 8-10.
- Ковалев В.В. (1995), Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей , Медицина, Москва.
- Фрейд, С. (1923), Основные психологические теории в психоанализе , Госиздат, Москва.
Контактная информация: 23a12@list.