Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Проблема профессионального самоопределения проект: Проект по профориентации «Профессиональное самоопределение»

Формирование профессионального самоопределения старшеклассников

Актуальность темы.

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Очень важно отметить, что профессиональное самоопределение — это часть общего процесса жизненного самоопределения.

Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности. Это длительный процесс, в течение которого личность определяет собственные особенности, способности и возможности, соотносящиеся с выбираемой профессиональной сферой, требованиями данной профессии и общества. На основании результатов данного сравнительного анализа человек определяет для себя приоритетные цели и задачи, этапы их достижений, и таким образом, формирует свою жизненную профессиональную перспективу. При этом решение задачи профессионального самоопределения проходит через разрешение противоречий между желаниями и способностями личности и требованиями профессиональной сферы и ожиданиями общества.

Но на любом этапе самоопределения существуют типичные ошибки при выборе профессии: выбирают профессию, не имея о ней достоверной информации; ориентируются только на такие признаки, как престижность или доходность; выбирают профессию «за компанию»; игнорируют собственные способности и интересы; ставят знак равенства между профессией и учебным предметом; прислушиваются к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Данные ошибки доказывают, что самостоятельный выбор профессии — это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.

Постановка проблемы.

  • Проблема выбора профессии становится все более актуальной.
  • Происходит быстрое отмирание и появление профессий, поэтому в течение жизни человек неоднократно меняет род деятельности.
  • Растет число профессионально нереализованных людей.
  • Недостаточно квалифицированных кадров по рабочим специальностям.
  • Отсутствие возможности проверить свои склонности и способности, отношения к профессиональной деятельности и сделать выбор той или иной профессии или специальности.

Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.

Цели и задачи.

Основная цель: формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению посредством профессиональных проб.

Задачи проекта:

  • Дать базовые сведения о профессиональной деятельности.
  • Методом проб выявить интересы учащихся к видам практической деятельности.
  • Провести апробацию образовательных экспресс-программ: «профессиональные пробы» на базе образовательного учреждения начального профессионального образования для учащихся школ Емельяновского района.
  • Формировать потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании профессиональной деятельности.

Реализация проекта.

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

Подростковый возраст и раннее юношество — период подготовки к выбору будущей профессии и профессионального самоопределения. Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Рынок труда в нашей стране выявил серьезные недостатки в ее решении. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Что бы решить эту проблему, мы предлагаем использовать

метод профессиональной пробы.

Профессиональная проба — это профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:

  • диагностический характер пробы;
  • процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии;
  • развивающий характер профессиональной пробы, направленность на интересы, склонности, способности;
  • учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность по нескольким направлениям.

Профессиональная проба включает в себя несколько этапов.

Обучающий этап — подготовка учащихся к выполнению профессиональной пробы и получения информации о профессиональной деятельности в области «человек — природа», «человек — художественный образ», «человек — техника».

Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка в сочетании с практикой, которая заключается в повторении отдельных приемов.

Практический этап является основой пробы и состоит из следующих экспресс-программ профессиональной пробы:

  • «Цветущий сад» по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
  • «Вступая во взрослую жизнь» по профессиям «Машинист дорожных и строительных машин», «Мастер сельскохозяйственного производства», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
  • «Особенности эксплуатации техники в различных климатических условиях» по профессии «Машинист дорожных и строительных машин»
  • «Разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности» во всех сферах деятельности, так как основой является работа в команде.

Методы работы: обсуждение в группах, имитационные ситуации, метод решения проблем, демонстрация опыта, мозговой штурм, посещение предприятий, работа на тренажерах (симуляторах) транспортной техники.

Об эффективности профессиональных проб свидетельствуют:

  • осознанность выбора дальнейшего пути получения профессии,
  • профессиональное ориентирование в данных сферах деятельности,
  • профессиональное самоопределение учащихся.

Заключение.

Анализ результатов проведенной нами работы позволяет сделать следующие выводы:

Профессиональные пробы позволили учащимся соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми данной профессиональной деятельностью к человеку, а так же приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности.

Если в 2011 году из выпускников 9-х классов школ Емельяновского района, в КГАОУ НПО ПЛ №88 поступили 13%, то в 2012 году поступили 16% выпускников.

Учебно-исследовательский проект «Профессиональное самоопределение старших школьников» • Наука и образование ONLINE

Главная Работы на конкурс Предметное образование Общественно-научные дисциплины Учебно-исследовательский проект «Профессиональное самоопределение старших школьников»

Автор: Мелихова Софья Олеговна

Место работы/учебы (аффилиация): МАОУ СОШ № 29 «Университетская», г. Липецк, 11 класс

Научный руководитель: Кислова Олеся Александровна

Проблема выбора профессии, реализация своих способностей в профессиональной деятельности, достижение высокого уровня мастерства и поиск своего места в жизни через профессиональную плоскость затрагивают каждого человека. Поэтому очень важно осуществить правильный выбор профессии ведь это одно из главных решений, которое принимает старшеклассник. Правильный выбор позволяет человеку полностью реализоваться в жизни, быть
полезным обществу и государству, способствовать процветанию города, области, страны.

Для того чтобы выбор был правильным необходимо оценить всю совокупность факторов, что часто оказывается проблематичным. Выпускник не может адекватно оценить собственные возможности, потенциал, профессиональные качества. Исследовательский центр портала Superjob выяснил, что только 4 из 10 россиян выбирают профессию раз и навсегда, остальные же задумываются о выборе и часто совершают ошибки.

Какие же объективные и субъективные факторы учесть, чтобы избежать необдуманных решений, столь важных для всей будущей жизни? Как старшекласснику сделать правильный выбор?

Целью нашего учебно-исследовательского проекта будет выступать разработка комплекса мероприятий под общим названием «Профессиональный выбор — оптимальный выбор», главное назначение которого — содействовать процессу профессионального становления старшеклассников.

Задачами выступают:

  • изучение литературы по проблеме профессионального выбора старших школьников;
  • выявление уровня профессионального самоопределения обучающихся 11Б класса с помощью
    дифференциально-диагностического опросника Е.А.Климова, Д.Холланда;
  • составления опросника по тематике;
  • разработать эффективные шаги (в рамках комплекса мероприятий «Профессиональный выбор —
    оптимальный выбор») для профессионального самоопределения обучающихся;
  • определить соответствие выбранной профессии и личностных качеств обучающихся 11Б класса.

Гипотеза состоит в том, что для эффективного профессионального самоопределения необходимо учитывать совокупность условий: расширение знаний об актуальных профессиях, практика, самопознание и учет собственных способностей и особенностей психики. Таким образом разработанный нами комплекс мероприятий «Профессиональный выбор — оптимальный выбор» позволит старшеклассникам более ответственно и детально подойти к выбору будущей профессии и учесть все его обстоятельства.

Методы:

  • изучение литературы и других источников информации;
  • опрос и анкетирование;
  • анализ полученных данных;
  • обобщение.

Объектом исследования выступают старшие школьники (11Б класса). Предметом является их профессиональное самоопределение.

Загрузка…

Гуманитарные дисциплины, Искусство и культурология, Общественно-научные дисциплины

4″>Исследовательская работа «Казачье самоуправление»

Актуальность темы исследования. Сегодня возвращается интерес к истории казачества. Казачество играло особую роль в многообразной истории Российского государства. Нельзя быть достойным гражданином своей страны, если не знаешь своих корней. Роль казако…

Посмотреть работу

Общественно-научные дисциплины

Проектно-исследовательская работа «Отражение географического пространства в легендах и преданиях Симбирска-Ульяновска, как предмет изучения географии культуры»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Цель: исследовать легенды и предания, связанные с историей Симбирска, выявив их тематические направления, некоторые художественные особенности, определив возможную причину преимущества легенд того или иного тематического направления. Задачи: Познаком…

Посмотреть работу

Мероприятие завершено

Исследования — Самоопределение

Авторы Количество участников Возраст участников Исходы
Рэйли, Шогрен и Макдональд (2018) 34 от 14 до 16 лет
  • Постановка и достижение академических целей с SDLMI в течение 16 недель в инклюзивном общеобразовательном классе, включая учащихся с ограниченными возможностями и без них
  • Высокий уровень достижения цели
Шогрен, Палмер, Вемейер, Уильямс-Дим и Литтл (2012) 312 от 13 до 21 года
  • Учащиеся, обучавшиеся с помощью SDLMI, продемонстрировали значительно более высокие достижения в течение учебного года, чем их сверстники
  • Учащиеся, обучавшиеся с помощью SDLMI, значительно расширили доступ к общеобразовательной программе
Шогрен, Вемейер, Палмер, Рифенбарк и Литтл (2015) 779 от 14 до 21 года
  • Многочисленные мероприятия, направленные на поощрение самоопределения, включая SDLMI, были доступны учащимся средней школы
  • Статус самоопределения в течение последнего года обучения в старшей школе предсказывает более положительные результаты трудоустройства в течение одного года после окончания школы и участия в общественной жизни в течение одного и двух лет после окончания школы
Wehmeyer et al. (2012) 312 от 13 до 21 года
  • Студенты, имеющие доступ к SDLMI, продемонстрировали более значительный рост самоопределения после двух лет вмешательства

 

Дополнительные исследования

Агран М., Вемейер М., Кавин М. и Палмер С. (2010). Содействие активному участию в общеобразовательных классах и доступу к общеобразовательной программе для учащихся с когнитивными нарушениями. Образование и обучение при аутизме и нарушениях развития, 45, 163–174.

 

Кот, Д. Л., Джонс, В. Л., Барнетт, К., Павелек, К., Нгуен, Х., и Спаркс, С. Л. (2014). Обучение навыкам решения проблем учащихся начальной школы с аутизмом. Образование и обучение при аутизме и нарушениях развития, 49, 189–199.

 

Хагивара, М., Шогрен, К., Лейн, Л., Рэйли, С. (2020) Разработка самостоятельной модели обучения модели коучинга: последствия для исследований и практики. Образование и обучение при аутизме и нарушениях развития, 2020 г., 55 (1), 17–27.

 

Келли, Дж. Р., и Шогрен, К. А. (2014). Влияние обучения навыкам самоопределения на поведение учащихся с эмоциональными и поведенческими расстройствами во время выполнения задания и вне его. Журнал эмоциональных и поведенческих расстройств, 22, 27–40. doi:10.1177/1063426612470515

Маззотти В., Тест Д. и Вуд К. (2012). Влияние мультимедийных инструкций по постановке целей на знание учащимися самостоятельной модели обучения и разрушительного поведения. Journal of Positive Behavior Intervention, 15, 90–102. doi:10.1177/1098300712440452

Маззотти В.Л., Вуд С.Л., Тест Д.В. и Фаулер С.Х. (2012). Влияние обучения с помощью компьютера на знание учащимися самоопределяемой модели обучения и разрушительного поведения. Журнал специального образования, 45, 216–226. doi:10.1177/0022466910362261

 

Щелкните здесь, чтобы найти дополнительные исследования SDLMI.

Самоопределение и образование учащихся с ограниченными возможностями


Нажмите на Делайте покупки на странице Hoagies до 90 130, когда вы посещаете свои любимые интернет-магазины. включая Амазонку и многие другие ваши любимые магазины. Спасибо за сделать возможным сообщество одаренных Hoagies!

Пожертвования
Ваши пожертвования помогают поддерживать онлайн-страницу Hoagies для одаренных.

Поддержите страницу Хогиса!


Самоопределение и образование учащихся с ограниченными возможностями

Информационный центр ERIC по вопросам образования для детей с ограниченными возможностями и одаренных (ERIC EC)
Электронная почта: webmaster@hoagiesgifted. org
Интернет: http://eric.hoagiesgifted.org
ERIC Дайджест ЕС № E632
Автор: Майкл Вемейер
сентябрь 2002 г.
Поощрение самоопределения было признано передовой практикой в ​​образовании подростков с ограниченными возможностями с начала 1990-х годов, когда Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) предписал более активное участие учащихся в планировании переходного периода. Содействие самоопределению включает в себя обращение к знаниям, навыкам и отношениям, которые учащиеся должны будут взять на себя больше контроля и ответственности за свою жизнь.

Самоопределяющиеся учащиеся с инвалидностью с большей вероятностью добьются успеха во взрослом возрасте, и усилия по формированию навыков самоопределения интегрированы в практику школ, предоставляющих высококачественные переходные программы. Однако продвижение самоопределения не должно начинаться в старшей школе. Учащиеся начальной и средней школы также должны получать такие инструкции.

Что такое самоопределение?

Хотя конструкт самоопределения веками использовался в различных дисциплинах, его применение в специальном образовании началось сравнительно недавно. Филд, Мартин, Миллер, Уорд и Вемейер (1998) определил самоопределение как

сочетание навыков, знаний и убеждений, которые позволяют человеку вести целенаправленное, саморегулируемое, автономное поведение. Понимание своих сильных сторон и ограничений вместе с верой в себя как способных и эффективных необходимы для самоопределения. Действуя на основе этих навыков и установок, люди обладают большей способностью контролировать свою жизнь и брать на себя роль успешных взрослых в нашем обществе (стр. 2).

Мартин и Маршалл (1995) описали самоопределяющихся людей как людей, которые

умеют выбирать знают, чего хотят и как это получить. Осознавая личные потребности, целеустремленные люди выбирают цели, а затем упорно их преследуют. Это включает в себя утверждение присутствия человека, информирование о его или ее потребностях, оценку прогресса в достижении целей, корректировку производительности и создание уникальных подходов к решению проблем (стр. 147).

Самоопределяющиеся люди являются каузальными агентами; они заставляют вещи происходить в их жизни. Они ориентированы на цель и применяют навыки решения проблем и принятия решений, чтобы направлять свои действия. Они знают, что у них хорошо получается, а где им нужна помощь. Самоопределяющиеся люди являются действующими лицами своей собственной жизни, а не объектом воздействия других.

Почему самоопределение важно для учащихся с ограниченными возможностями?

Самоопределение важно для всех людей, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями. Навыки, ведущие к усилению самоопределения, такие как постановка целей, решение проблем и принятие решений, позволяют учащимся брать на себя большую ответственность и контроль. Более того, когда учащиеся с ограниченными возможностями показывают, что они могут добиться успеха и берут на себя ответственность за планирование и принятие решений, другие меняют свое отношение к ним и то, что они от них ожидают. Люди с инвалидностью подчеркивают, что контроль над своей жизнью вместо того, чтобы кто-то другой принимал решения за них и о них, важен для их самооценки и самоуважения (Уорд, 19 лет).96).

Исследования в области специального образования показали, что учащиеся с инвалидностью, которые бросили школу более самостоятельными, более чем в два раза чаще, чем их сверстники, которые не были столь решительными, были трудоустроены через год после выпуска, и они зарабатывали значительно больше. Через три года после выпуска они с большей вероятностью получили работу, которая обеспечивала такие преимущества, как медицинское страхование и отпуск, и с большей вероятностью жили не в семейном доме (Wehmeyer & Palmer, в печати; Wehmeyer & Schwartz, 19 лет).97).

Что могут сделать педагоги для содействия самоопределению учащихся?

Образовательное планирование и процесс принятия решений — идеальная ситуация для обучения всех учащихся постановке целей, решению проблем и принятию решений (Powers, et al. , 1996; Wehmeyer, Agran, & Hughes, 1998).

Обучайте учащихся навыкам и знаниям, которые им необходимы, чтобы стать самостоятельными. Образовательные программы всех учащихся должны развивать навыки, необходимые для

  • Ставьте личные цели
  • Решить проблемы, которые препятствуют достижению этих целей
  • Сделать правильный выбор, исходя из личных предпочтений и интересов
  • Участвовать в принятии решений, влияющих на качество их жизни
  • Защитить себя
  • Создание планов действий для достижения целей
  • Саморегулирование и самоуправление повседневными действиями

Это не только навыки самостоятельной жизни и самоуправления, они также вовлекают учащихся с ограниченными возможностями в общую учебную программу, как того требует IDEA. Большинство государственных и районных стандартов включают стандарты, касающиеся постановки целей, принятия решений и решения проблем. Например, стандарты социальных исследований Texas Essential Knowledge and Skills (TEKS) для 6-го класса требуют, чтобы учащиеся использовали навыки решения проблем и принятия решений, а также работали самостоятельно и с другими в различных условиях. Ожидается, что студенты

  • Используйте процесс решения проблем для выявления проблемы, сбора информации, составления списка и рассмотрения вариантов, рассмотрения преимуществ и недостатков, выбора и реализации решения и оценки эффективности решения.
  • Используйте процесс принятия решений, чтобы определить ситуацию, требующую решения, собрать информацию, определить варианты, предсказать последствия и принять меры для реализации решения (Техасское агентство по образованию, 1997).

Обучение, продвигающее компоненты самоопределения, должно быть включено в учебную программу. Долл, Сэндс, Вемейер и Палмер (19 лет).96) определили соответствующие возрасту занятия, затрагивающие многие из этих компонентов:

Начальная начальная школа

  • Предоставьте учащимся возможность сделать выбор, объяснив им, что они могут осуществлять контроль и что в большинстве вариантов выбор ограничен.
  • Способствуйте раннему развитию навыков решения проблем, побуждая учащихся думать вслух при решении простых задач. Учителя должны моделировать свои собственные процессы решения проблем.
  • Дайте обратную связь относительно результатов своего выбора, чтобы начать учить учащихся связывать выбор и последствия.
  • Научите учащихся оценивать свою работу по сравнению со стандартом («Ваша работа выглядит так?»), чтобы заложить основу для последующих навыков самоуправления.

Поздняя начальная и средняя школа

  • Научите учащихся систематически анализировать потенциальные варианты с соответствующими преимуществами и недостатками, чтобы участвовать в принятии простых решений, и изучать прошлые решения, чтобы определить, были ли последствия ожидаемыми или желательными.
  • Научите их ставить и достигать личных и академических целей, в том числе определять шаги для достижения целей и получать поддержку для отслеживания прогресса.
  • Поощряйте их оценивать выполнение задач и размышлять о способах улучшения и повышения производительности.

Неполная средняя и старшая школа

  • Поощряйте учащихся принимать решения, которые влияют на их повседневную деятельность, включая академические цели, результаты после окончания школы, расписание и другие.
  • Подчеркните связь между целями, которые ставят учащиеся, и повседневными решениями и выбором, которые они делают, и научите их разбивать долгосрочные цели на краткосрочные.

Способствовать активному участию в планировании образования и принятии решений. IDEA требует, чтобы начиная с 14 лет переходные потребности и услуги учитывались в IEP учащегося, а цели, связанные с этими услугами, основывались на потребностях, интересах и предпочтениях учащегося. Планирование перехода обеспечивает мощный контекст, в котором можно как обучать, так и практиковать такие навыки, как постановка целей, решение проблем, эффективное общение и умение слушать, напористость и самозащита, а также принятие решений. Младшие школьники (в начальной и средней школе) также должны быть вовлечены в деятельность по планированию.

Научите учащихся управлять своим обучением. Исследования убедительно показали, что учащиеся с ограниченными возможностями могут учиться и использовать такие стратегии, как самообучение, самоконтроль и самооценка, а также предварительное регулирование подсказок для изучения академического содержания, такого как навыки чтения или математики, или для улучшения успеваемости в таких областях, как профессиональное образование и навыки самостоятельной жизни. Обучение студентов самостоятельному обучению способствует самоопределению и автономии.

Сообщайте о высоких ожиданиях и подчеркивайте сильные стороны и уникальность учащихся. Одно простое, но действенное действие, которое может способствовать самоопределению учащихся, — возлагать на них большие надежды и часто сообщать об этих ожиданиях учащимся. Учащиеся с ограниченными возможностями часто слишком хорошо осведомлены о том, что они не могут делать, и зачастую они не так хорошо осведомлены о своих уникальных силах и способностях.

Создайте обучающее сообщество, которое поощряет активное решение проблем и возможности выбора. Учащиеся, которые учатся решать проблемы, делают это в классах, где ценится разнообразие мнений и выражений, и создается «безопасное» место для учащихся, где они могут давать ответы, которые могут быть неверными, зная, что им будет оказана поддержка, чтобы они могли учиться на ошибках и, , решать проблемы успешно. Такие учебные сообщества часто делают упор на совместные усилия, включая установление правил в классе, и позволяют учащимся выбирать, когда, где и как им учиться тому, чего они должны достичь (Sands, Kozleski, & French, 19).99).

Создать партнерские отношения с родителями и учащимися для обеспечения значимого участия . Сосредоточенность на самоопределении — это не лицензия на исключение родителей и семьи из процесса принятия решений и планирования образования. Хотя многое можно сделать в школе для поощрения самоопределения, если параллельные занятия не проводятся дома, этих усилий будет недостаточно. Родители являются первыми и самыми постоянными учителями учащегося, и важно, чтобы, начиная с начальной школы, учителя работали над обеспечением значимого участия родителей, семьи и учащихся в планировании образования и принятии решений.

Каталожные номера

Долл, Э., Сэндс, Д., Вемейер, М.Л., и Палмер, С. (1996). Содействие развитию и приобретению самостоятельного поведения. В DJ Sands & ML Wehmeyer (Eds.), Самоопределение на протяжении всей жизни: независимость и выбор для людей с ограниченными возможностями (стр. 65-90). Балтимор: Пол Х. Брукс.

Филд С., Мартин Дж., Миллер Р., Уорд М. и Вемейер М. (1998). Практическое руководство по обучению самоопределению . Рестон, Вирджиния: Совет по делам одаренных детей.

Мартин, Дж. Э., и Маршалл, Л. Х. (1995). ChoiceMaker: Комплексная программа перехода к самоопределению. Вмешательство в школу и клинику, 30 , 147-156.

Пауэрс, Л., Уилсон, Р., Матушевски, Дж. , Филлипс, А., Рейн, К., Шумахер, Д. и Генсерт, Дж. (1996). Содействие самоопределению подростков: что для этого нужно? В Д.Дж. Сэндс и М.Л. Wehmeyer (Eds.), Самоопределение на протяжении всей жизни: независимость и выбор для людей с ограниченными возможностями (стр. 257-284). Балтимор: Пол Х. Брукс.

Сэндс, Д.Дж., Козлески, Э., и Френч, Н. (1999). Инклюзивное образование в XXI веке . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Техасское агентство по образованию (1997). Базовые знания и навыки Техаса . Остин, Техас: Автор.

Уорд, MJ (1996). Достижение совершеннолетия в эпоху самоопределения: историческая и личная перспектива. В Д.Дж. Сэндс и М.Л. Вемейер (ред.), Самоопределение на протяжении всей жизни: независимость и выбор для людей с ограниченными возможностями (стр. 1-16). Балтимор: Пол Х. Брукс.

Вемейер, М.Л., Агран, М., и Хьюз, К. (1998). Обучение самоопределению учащихся с ограниченными возможностями: основные навыки для успешного перехода . Балтимор: Пол Х. Брукс.

Вемейер, М.Л., и Палмер, С. (в печати). Результаты взрослых для учащихся с когнитивными нарушениями через три года после окончания средней школы: влияние самоопределения. Обучение и подготовка по вопросам умственной отсталости и нарушений развития .

Вемейер М.Л. и Шварц М. (1997). Самоопределение и положительные результаты для взрослых: последующее исследование молодежи с умственной отсталостью или нарушениями обучаемости. Особые дети, 63 , 245-255.

Майкл Вемейер, доктор философии, адъюнкт-профессор Департамента специального образования и заместитель директора Центра по проблемам инвалидов
Бич в Канзасском университете.
ERIC Дайджесты являются общественным достоянием и могут свободно воспроизводиться и распространяться, но, пожалуйста, указывайте ваш источник. Эта публикация была подготовлена ​​при финансовой поддержке Управления образовательных исследований и усовершенствований (OERI) Министерства образования США по контракту №.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *