Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Проблема возрастной периодизации в отечественной психологии: Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Содержание

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Л.С. Выготский различал три группы периодизации:по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Для первой группыхарактерно построение периодизации на основевнешнего,но связанного с самим процессом развитиякритерия.Примером могут служить периодизации, созданные побиогенетическомупринципу. Поскольку, согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов – периодизация

В. Штерна.

Во второй группепериодизаций используется не внешний, авнутренний критерий.Этим критерием становится какая-либоодна сторона развития,например, развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у 3. Фрейда.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития.

В третьей группепериодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основесущественных особенностей этогоразвития.Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. Вних используются три критерия –социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

– исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;

– подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;

– представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;

– выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;

– выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.

Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой «ребенок в обществе», внутри которой существуют системы «ребенок – вещь» и «ребенок – отдельный взрослый». Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание.

Подход к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что представляет процесс развития как идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития.

В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является периодизация психического развития представленная таблице 4.

Проблема возрастной периодизации в психологии

  • формат doc
  • размер 37.
    83 КБ
  • добавлен 21 апреля 2010 г.

Введение.
Проблемы периодизации развития.
Проблема периодизации детского развития в работах Л. С. Выготского.
Представления о возрастной периодизации развития Д. Б. Эльконина.
Заключение.
Литература.

Смотрите также

  • формат doc
  • размер 329.5 КБ
  • добавлен 24 марта 2011 г.

Мн.: БИП – С Плюс, 2006. – 47 с. Введение Тематический план курса «Возрастная психология» для студентов третьего курса специальности «психология» со специализацией «юридическая психология» Глава 1. Введение в возрастную психологию Предмет и структура возрастной психологии Задачи возрастной психологии Методологические принципы возрастной психологии Методы возрастной психологии и их классификация Глава 2.

Общие и возрастные закономерности психич…

  • формат doc
  • размер 872 КБ
  • добавлен 03 марта 2010 г.

Собрание сочинений, Т.4, ч.2. Проблема возраста. Проблема возрастной периодизации детского развития. Структура и динамика возраста. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни. Раннее детство. Кризис трёх лет. Кризис семи лет.

  • формат doc
  • размер 57 КБ
  • добавлен 18 января 2012 г.

4стр. ДНУ,факультет психологии 2011 год. 1. Проблема возрастной периодизации детского развития 2. Структура и динамика возраста Динамика возникновения новообразований Основные концепции, к кот-м могут быть сведены схемы Группы схем периодизации детского развития Позитивные значения кризисов Возрастная периодизация 3. Проблема возраста и динамика развития

  • формат pdf
  • размер 1.79 МБ
  • добавлен 26 июня 2011 г.

«Айрис-пресс», 2005, 238 с., серия «Высшее образование». Конспекты лекций, изложенные в данном пособии, представляют собой обзор общей структуры курса возрастной психологии Д. Б. Эльконина. Критический анализ теорий детского развития, проблемы его условий и причин, характеристика возрастных стадий даны сквозь призму предложенной им периодизации. В основе конспекта лекций — курс по возрастной психологии, который автор читает для студентов факульт…

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 148 КБ
  • добавлен 29 ноября 2010 г.

БелГУ, 2009г. 2 курс. Преподаватель: Резниченко М. А. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Место психологии развития и возрастной психологии в системе психологических дисциплин. Теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка в психологии развития и возрастной психологии. Классификация методов исследования психического развития. Историч…

Шпаргалка

  • формат docx
  • размер 155.75 КБ
  • добавлен 24 января 2012 г.

ОмГТУ, Россия, г. Омск, преподаватель: Ефремова О.А., 2012 год Предмет возрастной психологии ее проблемы и задачи. Методы возрастной психологии. Учение Выготского о высших психических функциях. Законы психического развития Выготского. Проблема периодизации психического развития. Периодизации ШБюлер, Блонского, Гезелла и др. Периодизация Д.Б. Эльконина. Понятие сензитивный период. Основные сензитивные периоды в развитии ребенка. Период новорожден…

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 84.25 КБ
  • добавлен 23 сентября 2011 г.

Ответы на ГОСы по возрастной психологии Специальность «Психология», специализация «Психологическое консультирование», ответы на ГОСы 2011 г. по предмету «Возрастная психология» Вопросы: Предмет и задачи возрастной и психологии развития. Связь с другими науками. Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности. Понятие периодизации развития. Обзор периодизаций развития (З.Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, др.). Фен…

pottee

  • формат doc
  • размер 35.71 КБ
  • добавлен 02 ноября 2009 г.

Академия Фсин россии, специальность- Психология, 3-ий курс. Предмет и задачи возрастной психологии. Становление возрастной психологии. как науки. Методы исследования. возрастной психологии. Исторический анализ понятия «детство». Теории психического развития. Биогенетические концепции развития. Социогенетические концепции развития. Концепция конвергенции. двух факторов детского развития. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая…

  • формат doc
  • размер 2 МБ
  • добавлен 03 апреля 2010 г.

В учебном пособии отражены наиболее важные проблемы детской психологии.

Среди них — проблемы методологического плана’ вопрос о движущих силах психического развития ребенка, проблемы соотношения обучения и развития, возрастной периодизации. Представлены основные направления зарубежной и отечественной психологии. Особого внимания заслуживают представленные в пособии формы проведения практических занятий. Они интересны и разнообразны. Пособие пред…

Шпаргалка

  • формат docx
  • размер 229.18 КБ
  • добавлен 25 ноября 2010 г.

Предмет, задачи психологии развития и возрастной психологии. Методы психологии развития и возрастной психологии. Общая характеристика биогенетического подхода к проблеме развития. Сущность и значение теории рекапитуляции (Ст. Холл). Общая характеристика социогенетического подхода к проблеме развития. Общая характеристика психогенетического подхода к проблеме развития. Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развити…

И048 Педагогика и психология, 2015 – Наука и образование в новом измерении

Вып. 48. 2015.

Гончаренко Я.В., Сушко О.С. Формирование целей и результатов обучения финансовой математике у студентов программы «Бакалавр математики и экономики»

Аннотация. Разработана система целей и ожидаемых результатов обучения финансовой математике студентов программы «Бакалавр математики и экономики», рассмотрены программные результаты и компетенции, сформулирована классификация целей, в частности на основе таксономии Б. Блума.

Ключевые слова: компетентность, финансовая математика, цели и результаты обучения, цели таксономии, методика обучения

Гончаренко Я.В., Сушко О.С. Формирование целей и результатов обучения финансовой математике у студентов программы «Бакалавр математики и экономики»

Иванова В.

А. Академическое мошенничество

Аннотация. Статья направлена ​​на определение академического мошенничества в высшем образовании, описание наиболее распространенных способов его совершения и поиск причин, вызывающих данную проблему. В этой работе представлен опрос, посвященный личному опыту студентов высших учебных заведений в практике академического мошенничества, и включает анализ результатов. Конечной целью автора является поиск путей минимизации академического мошенничества с целью повышения эффективности и качества высшего образования.

Ключевые слова: академическое мошенничество, списывание, плагиат, эффективность, этический кодекс

Иванова В.А. Академическое мошенничество

Немченко С.Г. Периодизация процесса становления и развития системы подготовки руководителей общеобразовательных учреждений

Аннотация. В статье Немченко С.Г. рассматриваются проблемы периодизации процесса становления и развития системы подготовки руководителей образовательных учреждений. Особое внимание уделено определению процесса периодизации, его структуре, типологии, особенностям построения схем периодизации. Рассмотрена периодизация системы подготовки менеджеров на основе бинарного типа и структуры дисциплинарной матрицы.

Ключевые слова: периодизация, дисциплинарная матрица, линейный тип периодизации, бинарные типы, организационно-исполнительская культура, рефлексивная культура

Немченко С.Г. Периодизация процесса формирования и развития системы подготовки руководителей общеобразовательных учреждений

Никоненко Т. В. Теоретические аспекты проблемы технологии контекстного обучения в процессе подготовки магистра начального образования

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации технологии контекстного обучения в процессе подготовки магистрантов начальных классов, раскрытые в психолого-педагогической литературе. Доказаны преимущества образовательной среды контекстного типа. Определена роль квазипрофессиональной деятельности на уровне магистра начальных классов (в рамках педагогического учебного заведения).

Ключевые слова: технология контекстного обучения, проблемная ситуация, квазипрофессиональная деятельность, образовательная контекстная среда, учебник контекстного типа

Никоненко Т.В. Теоретические аспекты проблемы технологии контекстного обучения в процессе подготовки магистра начального образования

Благова Т.О. Динамика формирования теоретических основ танцевального образования: историко-культурный контекст

Аннотация. В статье исследуется процесс формирования теоретических основ танцевального образования в широком культурологическом контексте. Освещены исторические предпосылки развития теории танцевального искусства, раскрывается взаимосвязанность и взаимообусловленность культурно-образовательных процессов в области хореографии на разных исторических этапах. На основе теоретического анализа произведений видных представителей хореографической педагогики определен их вклад в развитие теории танца, изучены структура, содержание учебников.

Ключевые слова: хореография, танец, мастер танцев, терминология, система записи танца, танцевальное образование, хореографическая подготовка

Благова Т.О. Динамика формирования теоретических основ танцевального образования: историко-культурный контекст

Бурко О.В. Преподавание романтической поэзии на уроке украинской литературы в контексте европейского романтизма в общеобразовательной школе

Аннотация. В статье обозначена триада украинских, польских, немецких поэтов-романтиков: П. ​​Гулак-Артемовский – А. Мицкевич – Ю.В. Гёте; диада украинских и русских поэтов-романтиков: Л. Боровковский – В. Жуковский; триада украинских, английских, польских поэтов-романтиков: Т. Шевченко – Г.Г. Байрон – А. Мицкевич. Акцентируем внимание на причине интереса украинских художников к произведениям европейского романтизма. Ценна схема преподавания украинской романтической поэзии школьникам средней школы и ее комментарий. Согласно ему, педагог предполагает использование инновационных методов обучения: сообщение поисковой мини-группы, радиореклама, «Интеллектуальный кружок знатоков романтической поэзии», литературная игра «Символы романтической поэзии», «Умственная гимнастика». Их освоение поможет педагогам и подросткам войти в европейское образовательное пространство.

Ключевые слова: подростки, романтизм, поэзия, поэт-романтик

Бурко О.В. Преподавание романтической поэзии на уроке украинской литературы в контексте европейского романтизма в общеобразовательной школе

Веневцева Е.В. Особенности билингвального общения студентов, получающих высшее образование в педагогических вузах

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются основные особенности билингвального общения студентов, получающих высшее образование в педагогических вузах. Анализируются различные классификации двуязычия, описываются особенности билингвального общения будущих педагогов. Рассмотрено влияние билингвального общения на личностное и профессиональное развитие студентов

Ключевые слова: двуязычие, двуязычное общение, особенности двуязычного общения у студентов, получающих высшее образование в педагогических вузах

Веневцева Е. В. Особенности билингвального общения студентов, получающих высшее образование в педагогических вузах

Грабовой А.К. Теоретико-методические основы совершенствования экспериментально-методической подготовки будущих учителей химии

Аннотация. В статье освещаются теоретико-методические основы совершенствования экспериментально-методической подготовки будущих учителей химии. Методы подготовки будущих учителей химии основаны на усилении профессиональной направленности учебного процесса в методах обучения химии, целенаправленном формировании у учащихся экспериментальных педагогических умений. Обозначены дидактические подходы к формированию экспериментальных педагогических умений у будущих учителей химии. Определены факторы, способствующие совершенствованию экспериментально-методической и методической подготовки будущих учителей химии.

Ключевые слова: теоретико-методологические основы; экспериментально-методическая подготовка; будущие учителя химии; подходы к обучению; факторы опытно-методическая подготовка

Грабовой А. К. Теоретико-методические основы совершенствования экспериментально-методической подготовки будущих учителей химии

Жук И.В. Соотношение между радианною и градусной мерой угла в условиях приближенных расчетов.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о переводе радианной меры угла в градусную и обратно методами приближенных вычислений. Для этого используются метод вычисления правильных цифр и метод пределов. Автором разработаны методические правила записи угла, выраженного десятичными дробями, градусами, минутами и секундами.

Ключевые слова: Градусная мера угла, радианная мера угла, градусы, минуты, метод вычисления правильных цифр, метод пределов, абсолютный предел погрешности, правильные цифры, сомнительные цифры, точность результатов

Жук И.В. Соотношение между радианною и градусной мерой угла в условиях приближенных расчетов.

Иванчук С.А. К проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблеме экономического воспитания дошкольников

Резюме. Статья посвящена проблеме дошкольного образования на современном этапе – экономическому воспитанию дошкольников. Констатируется, что семья оказывает большое влияние на развитие экономической культуры ребенка. На основе работ, посвященных проблемам эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей и проблемам экономического воспитания дошкольников, предпринята попытка исследовать возникновение и развитие форм взаимодействия воспитателя и семьи для экономического воспитания. сделал.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, формы взаимодействия, родители дошкольников, дошкольники, экономическое образование

Иванчук С.А. К проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблеме экономической образование

Коновальчук И. И. Методические подходы к исследованию инновационных процессов в общеобразовательной школе

Аннотация. В статье обоснована актуальность и возможность использования эвристических ресурсов и инструментов междисциплинарного, системного и синергетического подходов к изучению проблем внедрения инноваций в общеобразовательную школу. Применение междисциплинарного подхода обусловлено необходимостью анализа и синтеза разработанных в различных научных областях теоретических концепций и инновационных технологий образовательного процесса. Междисциплинарность в постановке комплексных задач и подходов к их решению проявляется в анализе инновационных теорий из разных научных областей, а также в выявлении содержания, логических и функциональных связей между ними, в синтезе взглядов на инновационные процессы и обосновании новых теории и концепции инноваций в образовании. Экстраполяция принципов системного подхода на проблемы инновационного развития образовательных учреждений позволяет установить целостный, взаимосвязанный характер инноваций, а также структурно-функциональных изменений в педагогической системе школы. Таким образом, предметом любых системных исследований являются инновации, педагогическая система, в которой они реализуются, и характер взаимоотношений между ними, а также процессы их совместного развития. Выделены проблемные локусы исследований инновационных образовательных процессов, которые могут быть решены в координатах синергетики. Концептуальная и методологическая новизна идей самоорганизации позволяет выявить и изучить общие закономерности саморазвития инновационных педагогических систем, эволюции их структур за счет внутренних возможностей и ресурсов. Синергетический подход позволяет выявить внутренние, имманентные инновационным педагогическим системам механизмы самоорганизации и саморазвития. В соответствии с принципами системной синергии инновации характеризуются самоопределением, органической самоорганизацией, нелинейностью, вероятностью, бифуркацией, множественностью изменений и креативностью их субъектов.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, междисциплинарный подход, системный подход, синергетический подход

Коновальчук И. И. Методические подходы к исследованию инновационных процессов в общеобразовательных школах

Коркишко О.Г., Коркишко А.В. Менеджмент как основа организации эффективной самостоятельной работы студентов вуза

Аннотация. В статье проанализированы теоретические основы организации самостоятельной работы, а также предложена вся совокупность стимулирующих условий, которые создает преподаватель для организации эффективной работы со студентами. Определено, что реализация этих условий будет зависеть от позиции преподавателя, его помощи в организации самостоятельной работы студента. Акцентируется внимание на работе тьютора по реализации и оказанию помощи в организации самостоятельной работы, которую может выполнить любой преподаватель вуза. Раскрываются ролевые позиции учителя, обеспечивающие соответствующий уровень самостоятельности ученика.

Ключевые слова: учитель, самостоятельная работа студентов, управление самостоятельной работой, стимулирующие условия, ролевые позиции

Коркишко О.Г., Коркишко А.В. Менеджмент как основа организации эффективной самостоятельной работы студентов вуза

Кривошея Н.Б. Формирование образного мышления у старших дошкольников средствами украинского фольклора

Аннотация. Автор статьи определил научно-теоретические подходы к проблеме формирования образного мышления у дошкольников. Представлена ​​экспериментальная работа построения характера, в основе которой определяется объективно существующий закон соотношения и взаимообогащения образов искусства и образа жизни. Выделены приемы и методы развития творчества, воображения, которые учат импровизировать и чувствовать ситуацию, развивают мышление детей. В статье также рассматриваются педагогические условия и пути развития художественно-творческого мышления у старших дошкольников средствами фольклора.

Ключевые слова: средства музыкальной выразительности, музыкальный фольклор, поэтико-образная беседа, художественный образ, художественно-творческое мышление, целостное восприятие

Кривошея Н.Б. Формирование образного мышления у старших дошкольников средствами украинского фольклора

Мардоян Р. А. Вопросы и функции педагогической аксиологии в Армении в период глобализации

Аннотация: В статье рассматриваются наиболее важные вопросы педагогической аксиологии в Армении в период глобализации. Представлены функции педагогической аксиологии, которые могут способствовать решению обозначенных вопросов.

Ключевые слова: глобализация, аксиология, общечеловеческие ценности, национальные ценности, функции педагогической аксиологии

Мардоян Р. А. Вопросы и функции педагогической аксиологии в Армении в период глобализации

Роман С.В. Исследовательская деятельность в арсенале технологий формирования эколого-гуманистических ценностей школьников в процессе химического образования

Аннотация. Технология исследования является одним из ведущих способов формирования эколого-гуманистических ценностей во внеурочной – факультативной – работе по химии, так как возможность наглядно увидеть положительные результаты собственной исследовательской и природоохранной деятельности развивает у школьников чувство ответственности за свои действия. в окружающей среде, помогает утверждению экологических императивов, а личностное осмысление полученных результатов способствует формированию соответствующих ценностных ориентаций школьников, практического опыта правильного поведения в окружающей среде и дальнейшей активной природоохранной деятельности. Планирование и организация исследовательской деятельности школьников в контексте формирования эколого-гуманистических ценностей с учетом требований к содержанию химико-экологического материала, раскрытие которого через изложение опытов будет иметь наивысший ценный результат, а также охарактеризован уровень знаний и экспериментальных способностей школьников; показаны возможные направления взаимосвязи учебной и внеаудиторной научно-исследовательской деятельности, целесообразность активного внедрения в научно-исследовательскую деятельность элементов экологического мониторинга. Предложен примерный объем внеурочных опытно-химических исследований экологического характера и соответствующая им общая схема изучения влияния химических загрязнителей на объекты окружающей среды: выбор химического загрязнителя → моделирование источника загрязнения (имитация ) → исследование реального влияния этого загрязнителя на растительные, животные объекты и экосистемы → выбор оптимальных природоохранных мероприятий → моделирование этих действий и анализ последствий их реализации для живых объектов → выводы → практическая ценность проведенного исследования и перспектива новых исследований

Ключевые слова: исследовательская технология, эколого-гуманитарные ценности, школьное химическое образование

Роман С.В. Исследовательская деятельность в арсенале технологий формирования эколого-гуманистических ценностей школьников в процессе химического образования

Саяпина С.А. Фундаментальные идеи, разновидности экспериментальных исканий в научно-исследовательской программе Александра Запорожца (30-70-е годы ХХ века)

Аннотация. В статье представлена ​​научно-исследовательская программа известного отечественного ученого-исследователя Александра Запорожца. Доказано, что с его именем связана центральная идея теории психологического развития ребенка – утверждение качественного своеобразия и непреходящей ценности отдельных периодов детства, создаваемых ими уникальных возможностей для формирования соответствующих психических процессов. и качества. Подчеркнуто, что А. Запорожец был признанным лидером всей отечественной научно-практической работы в области дошкольного возраста в 30-70-е годы ХХ века.

Ключевые слова: психика, дошкольное детство, наука, эксперимент, научная деятельность, результаты исследования

Саяпина С.А. Фундаментальные идеи, разнообразие экспериментальных исканий в научно-исследовательской программе Александра Запорожца (30-70-е гг. Века) 

Таможская И.В. Современные методологические и методические аспекты педагогического менеджмента в ВУЗе.

Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия педагогического менеджмента, их сущность и характеристика; вопросы планирования учебно-методической и воспитательной работы на структурном учебно-методическом подразделении (кафедра «Язык и литература») Харьковского автотранспортного техникума им. С. Орджоникидзе с взаимосвязью форм и содержания предметной деятельности на этом отделении . Предложен учебно-методический и воспитательный план кафедры «Язык и литература» на 2014-2015 учебный год.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическое управление, планирование, структурное учебно-методическое подразделение

Таможская И.В. Современные методологические и методические аспекты педагогического менеджмента в ВУЗе.

Тымчук Л.И. Обучение взрослых в учебных заведениях системы ликвидации неграмотности в Украине (20-30-е гг. ХХ в.)

Аннотация. Исходя из актуальности проблемы неграмотности на современном этапе, обращено внимание на целесообразность изучения исторического опыта, достижений и уроков кампании по ликвидации неграмотности в Украине 20-30-х годов ХХ века. Раскрыта сущность сложившейся к тому времени системы образования взрослых, реализация и соблюдение которой во многом обеспечили успех борьбы с неграмотностью и повышение образовательного уровня населения. Описаны различные виды учебных заведений системы борьбы с неграмотностью: пункты ликвидации неграмотности (школы дела), школы малообразования, группы индивидуально-группового обучения, воскресные школы, группы самообразования.

Ключевые слова: история образования взрослых, ликвидация неграмотности, система всеобщего образования взрослых, виды учебных заведений системы ликвидации неграмотности

Тымчук Л.И. Обучение взрослых в учебных заведениях системы ликвидации неграмотности в Украине (20-30-е гг. ХХ в.)

Уйсимбаева М.В. Воспитание социальной активности старшеклассников в проектной деятельности

Аннотация. В статье выявляются преимущества социальных проектов, как воспитательной технологии, по сравнению с традиционными формами воспитания во внеурочной воспитательной работе школы. Отмечается, что целью применения метода проектов в образовательном процессе общеобразовательных учреждений является стимулирование интереса старшеклассников к конкретным социальным проблемам и решение этих проблем в преобразовательной общественно значимой деятельности.

Ключевые слова: социальная активность, социальный опыт, проектная деятельность, социальные проекты, социальная деятельность, проектный метод

Уйсимбаева М.В. Воспитание социальной активности старшеклассников в проектной деятельности

Алексеева Ю.А. Психологические особенности формирования веры в раннем онтогенезе

Аннотация. В статье анализируется вопрос об особенностях развития веры как целостного образования у детей дошкольного возраста. Отмечается связь динамики веры со специфическими для каждого возрастного периода показателями психического развития (опухоли, ведущая деятельность). Определены предпосылки развития веры в раннем возрасте (чувство доверия к взрослым, позитивная самооценка, самостоятельность и самообладание). В статье рассматривается развитие структурных компонентов веры личности дошкольника (познавательной, эмоциональной, ценностно-мотивационной, поведенческой) и видов веры (веры в себя, в других, в социальные ценности, духовно-религиозные, мистические).

Ключевые слова: вера, вера в себя, вера в другого, вера в социальные ценности, духовно-религиозная вера, мистическая вера

Алексеева Ю.А. Психологические особенности формирования веры в раннем онтогенезе

Арабаджи-Сапункова Светлана Георгиевна Психологические факторы отношения стресса с особенностями адаптивной личности

Аннотация. В статье представлены результаты исследований личности психологов с разными уровнями и типами профессиональной адаптации, характеристика личностного профиля каждого типа. Установлено, что наиболее важными с точки зрения профессиональной адаптации служат индивидуально-психологические особенности адаптивности личности. Факторный анализ выявил четыре структуры и психологические факторы, которые определяют взаимосвязь адаптивности и стресса человека. Структура включает в себя четырехфакторную структуру следующих факторов: уровень развития личности, психологическая лабильность, мотивация на преодоление неудач, достижение целей, полисамостоятельность личности.

Ключевые слова: профессиональная адаптация (ПА), адаптивность, уровни и виды ПА, стрессоустойчивость

Арабаджи-Сапункова Светлана Георгиевна Психологические факторы отношения стресса с особенностями адаптивной личности

Кузнецова О.В. Психобиографические корреляты адаптивности личности

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования взаимосвязи между адаптивностью и психобиографическими характеристиками, представляющими как формальные, так и содержательные аспекты субъективной картины жизненного пути личности. В частности, установлено, что адаптивность в определенной степени регулирует: продуктивность образов собственного жизненного пути; уникальное отношение к прошлому, принятие личной истории, ее оценка и чувство удовлетворения; реалистический взгляд на саму жизнь; ориентироваться на смысл событий по их типу и сортировке; разнообразие и дифференциация субъективной картины жизненного пути. Исследование психобиографических характеристик показало устойчивую тенденцию преобладания общей удовлетворенности, положительных аспектов отношения к собственной жизни у людей с высоким уровнем адаптивности.

Ключевые слова: адаптивность, психобиографические характеристики, субъективная картина жизненного пути, субъектность, удовлетворенность жизнью

Кузнецова О.В. Психобиографические личностные корреляты адаптивности

Мельниченко О.И. Результаты корреляционного анализа для исследования «Психологические факторы внедрения инноваций научно-педагогическими работниками вуза»

Аннотация. В статье представлены цифры, полученные в результате исследования психологических факторов внедрения инноваций научными и педагогическими работниками вуза, которое проводилось на основе десяти методик и анкет. Личности имеют четкую методику, позволяющую изучить степень выраженности социальных установок педагогического коллектива; их ценностная ориентация в реальных условиях жизни; стратегия психологической защиты в общении с партнерами; степень профессионального выгорания; свойства темперамента; жесткость; скорость реакции; активность; открытость; степень общей удовлетворенности индивидуальной жизнью; мотивация труда и так далее. Проанализированы корреляции между параметрами конкретного метода.

Ключевые слова: коэффициент корреляции, корреляционный анализ, общий показатель внедрения инноваций, методология индекса, коэффициент корреляции Пирсона

Мельниченко О.И. Результаты корреляционного анализа для исследования «Психологические факторы внедрения инноваций научно-педагогическими работниками вуза»

Неурова А.Б. Синергетико-системная модель обеспечения эмоциональной устойчивости специалистов МЧС при выполнении ликвидируемых задач

Аннотация. Обоснована синергетико-системная модель психолого-педагогического обеспечения эмоциональной устойчивости специалистов государственных пожарно-спасательных формирований Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям при ликвидации последствий природных, экологических, технических или техногенных аварий и катастроф. Синергетико-системная модель психолого-педагогического обеспечения эмоциональной устойчивости включает в себя цепочку структурных элементов и систему отношений между ними. Структурными элементами являются оперативная экстремально-психологическая подготовка, оперативное психодиагностическое обеспечение, оперативное восстановительно-реабилитационное обеспечение.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость специалистов МЧС, экстремальные условия труда, методическая система, синергетико-системная модель, психодиагностическое оперативное обеспечение

Неурова А.Б. Синергетико-системная модель обеспечения эмоциональной устойчивости специалистов МЧС при выполнении устраняемые задачи

Пахомова В.Г. Влияние виртуальной реальности на формирование образа «Я» младших школьников — активных пользователей компьютерных игр

Аннотация. Статья посвящена эмпирическому изучению влияния виртуальной реальности на формирование образа «Я» младших школьников – активных пользователей компьютерных игр. Раскрываются взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему влияния игр на формирование виртуального образа «Я» детей младшего школьного возраста. Выделены психологические составляющие образа «Я» младших школьников – активных пользователей компьютерных игр. Эмпирически определены факторы, определяющие влияние образа виртуальной реальности на образ «Я» младших школьников – активных пользователей компьютерных игр, такие как: «Индивидуально-психологические особенности», «Нарушение идентификации», «Социально-психологическая дезадаптация» и « детско-родительские отношения».

Ключевые слова: образ «Я», виртуальная реальность, младший школьник

Пахомова В.Г. Влияние виртуальной реальности на формирование образа «Я» младших школьников – активных пользователей компьютерных игр

Попчук М.А. Метакогнитивный подход к изучению лексического материала

Аннотация. В статье рассматриваются исследования метапознания школьника. Охарактеризованы научные подходы, отражающие проблему исследования. Особое внимание уделяется психологическим особенностям овладения лексикой.

Ключевые слова: признаки, лексика, лексический материал, метакогнитивный подход

Попчук М. А. Метакогнитивный подход к изучению лексического материала

Влияние возрастных особенностей и специфики заболевания на уровень негативных переживаний у детей, находящихся на стационарном лечении туберкулеза | Шелоумова

  • Реферат
  • Полный текст
  • Об авторах
  • Каталожные номера
  • Дополнительные файлы
  • Статистика
Abstract

В статье представлены результаты изучения влияния возрастных особенностей и специфики заболевания на уровень негативных переживаний, связанных с различными аспектами внутренней картины болезни у детей, находящихся на стационарном лечении туберкулеза. Данные исследования представлены на выборке пациентов от 5 до 13 лет (N=42, 9мальчиков, 33 девочки), разделенных на подгруппы 5-7 лет, 8-11 лет и 12-13 лет. Исследование различных компонентов ВКБ проводилось при поступлении в стационар с использованием варианта методики «Неоконченные фразы», ​​разработанной В. Е. Каганом и И. К. Шацем и предназначенной для изучения основных представлений о здоровье, болезни, а также связанных с ней переживаниях. у детей и подростков. Мы также сравнили уровень негативных переживаний об отдельных компонентах ГКБ между группой детей, больных туберкулезом, больных лейкемией и здоровых детей, для изучения влияния особенностей течения заболевания. Для этого использовались данные исследования И. К. Шаца в группе из 109 человек.детей с лейкемией и 203 здоровых ребенка. Выявлено, что уровень негативных переживаний у детей, больных туберкулезом, достоверно выше, чем у здоровых детей и детей, больных лейкозом. Это связано с отсутствием у них выраженной симптоматики, что приводит к затруднениям в понимании необходимости пребывания в стационаре, а также с тем, что стационарному лечению туберкулеза у детей часто предшествует длительное пребывание в противотуберкулезном учреждении. санатории, что делает последующую госпитализацию более травматичной для ребенка. Также выявлено, что такие компоненты ВКБ, как «представление о болезни», «отношение к болезни» и «отношение к госпитализации», являются наиболее травмирующими для детей 12-13 лет в связи с тем, что помимо потребность в лечении, их беспокоит невозможность заниматься любимым делом и видеться с друзьями. Показано, что причиной заболевания дети 5-7 лет нередко считают обращение в больницу, что связано с особенностями мышления в этом возрасте, характерной особенностью которого является его наглядность, проявляющаяся в конкретность мышления. Полученные данные позволяют определить направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с учетом не только фактического психоэмоционального состояния ребенка, но и возрастных особенностей и специфики заболевания, что позволит предотвратить развитие нервно-психических расстройств как в период болезни и на последующих возрастных стадиях.


Ключевые слова

внутренняя картина болезни, социальная ситуация развития, возрастные особенности, психологическое сопровождение, психологическая помощь детям, дети, туберкулез легких..


Болезнь и госпитализация относятся к тем неприятным ситуациям, в которых оказывается каждый человек на протяжении всей своей жизни. Стационарное лечение вкупе с разлучением с семьей, само заболевание и больничная среда являются факторами, влияющими на личность и формирующими своеобразную реакцию на болезнь, выражающуюся в ряде случаев в появлении различных психопатологических симптомов и синдромов, усложняющих обследование и лечение. основного заболевания. Это послужило причиной возникновения интереса к изучению психологических особенностей больного с целью повышения эффективности оказания медицинской помощи. [21; 22].
Для детей в силу возрастных особенностей госпитализация нередко является травматическим событием, вызывающим чувство беспомощности, незащищенности, покинутости, что может привести к развитию нервно-психических расстройств не только во время болезни, но и на последующих возрастных этапах [8; 12; 18].
Результаты исследований, проведенных в последние годы, свидетельствуют о том, что хронические соматические заболевания являются серьезным фактором риска развития тревожного расстройства, поведенческих расстройств, депрессии и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которые могут развиваться в результате предрасполагающих биологических механизмов связанные с конкретным заболеванием, так и в виде реакции на болезнь, пребывание в стационаре, устрашающую обстановку [24; 25; 26; 27; 28; 29]. Отмечены многочисленные угрозы психическому благополучию подростков, больных туберкулезом, среди которых выделяются тревожность, беспокойство за свое будущее и трудности в постановке диагноза [30].
Немаловажное значение для понимания особенностей реакции детей на стационарное лечение имеет изучение реакции на заболевание, отношения к госпитализации и других компонентов, составляющих внутреннюю картину болезни (ВКБ). В качестве основных компонентов ВКБ у детей выступают представление о болезни, особенности эмоционального реагирования на нее, отношение к лечению, а также отношение родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию и ряд других факторов. компоненты выделяются. В зависимости от содержания ВКБ может выступать как положительным, так и отрицательным фактором, влияющим на проявления заболевания, его течение, общее психическое и психологическое состояние ребенка [13; 21].
Для разработки эффективной стратегии психологической помощи наряду с выявлением связанных с болезнью представлений и переживаний больных необходимо изучить влияние возраста на их формирование. Л.С. Выготский определял проблему возраста не только как центральную для всей детской психологии, но и как ключевую ко всем вопросам практики [5; 6]. Главной характеристикой каждого возрастного периода является социальная ситуация развития — исключительная, неповторимая и своеобразная связь ребенка с окружающей действительностью, прежде всего социальная, специфичная для данного возраста [6]. Социальная ситуация развития, являясь исходным пунктом всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в данный возрастной период, всецело определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. . Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущая деятельность, реализация которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований у ребенка на данном этапе развития [20]. Исходя из этого, можно предположить, что выраженность негативных переживаний по поводу отдельных компонентов ГКБ в разных возрастных группах детей будет различной в связи с тем, что влияние госпитализации на социальную ситуацию развития в каждом возрасте неодинаково. такой же.
Наряду с этим данные предыдущих исследований, описывающих влияние различных соматических заболеваний на формирование ГХБ [13; 21] позволяют предположить, что выраженность негативных переживаний по поводу отдельных компонентов ГКБ будет различаться между группами детей с разными заболеваниями в связи со спецификой течения заболевания и лечения. Исходя из этого, представляется целесообразным учитывать влияние этого фактора на формирование ВКБ.
В настоящее время имеется ряд работ, посвященных особенностям ГКБ у детей и подростков с некоторыми соматическими заболеваниями [1; 4; 7; 9; 14; 15; 16]. В частности, имеются данные о различных аспектах ГКБ у детей и подростков, больных туберкулезом [10; 11]. Также отмечается важность изучения представлений больных о туберкулезе для разработки комплексных, ориентированных на пациента программ лечения [23]. Однако данных о влиянии возраста и особенностей заболевания на формирование ГКБ у детей старшего дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возраста, находящихся на стационарном лечении туберкулеза, найти не удалось. Поэтому целью настоящей работы явилось изучение влияния возрастных особенностей и специфики заболевания на уровень негативных переживаний, связанных с различными аспектами ГКБ, у детей от 5 до 13 лет на стационарном этапе лечения туберкулеза. Гипотеза заключалась в предположении о влиянии особенностей течения туберкулеза и специфики его лечения на уровень негативных переживаний, связанных с различными аспектами ГКБ, а также о наличии различий в выраженности негативных переживаний по поводу отдельных компонентов ГКБ. между группами детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и младших подростков, находящихся на стационарном лечении туберкулеза.
Актуальность темы исследования обусловлена ​​тем, что туберкулез, являясь социально значимым заболеванием, продолжает оставаться в числе актуальных проблем здравоохранения и представлять серьезную угрозу для здоровья населения [2]. Специфика данного заболевания и особенности лечения, среди которых можно отметить его длительность, являются факторами риска возникновения психологической и социальной дезадаптации больных. У детей и подростков заболевание накладывается на формирование различных психических процессов и функций, поэтому его негативное влияние на последующие возрастные этапы явно выше. Для снижения уровня этого влияния при построении стратегии психологической помощи ребенку в стационаре необходимо исходить не только из его текущего психоэмоционального состояния, но и из особенностей каждого возрастного периода: социальной ситуации, развитие, ведущая деятельность, психологические новообразования в сфере сознания и личности, а также особенности течения заболевания и особенности лечения.
Метод
Отбор
В исследование включены 42 пациента в возрасте от 5 до 13 лет. Из них 33 (79%) девочки и 9 (21%) мальчиков, находившихся на лечении по поводу туберкулеза в младшем детском отделении ФГБУ «ЦНИИТ», составили основную группу (группа А, n=42). Пациенты этой группы были разделены на 3 подгруппы в соответствии с возрастной периодизацией: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), составившие 1-ю подгруппу (n=11), дети младшего школьного возраста (8-11 лет), которым 2-ю подгруппу (n=18), дети младшего подросткового возраста (12-13 лет), составившие 3-ю подгруппу (n=13). Критериями включения в исследование являлись возраст от 5 до 13 лет и уровень речевого развития, достаточный для проведения обследования по выбранной методике. Критериями исключения из исследования были возраст младше 5 и старше 13 лет, умственная отсталость, психические расстройства, наличие острых стрессовых реакций.
Изучение влияния особенностей течения заболевания на уровень негативных переживаний, связанных с различными аспектами ГКБ у детей, больных туберкулезом, проведено путем сравнения выраженности негативных переживаний по состоянию здоровья, болезни и лечения у детей данной группы, практически здоровые дети и дети, больные лейкемией. С этой целью были использованы данные исследования И.К. Шаца в группе из 109 детей с острым лейкозом, составивших группу Б (n=109), и 203 здоровых детей разного возраста, составивших контрольную группу (группа Б, n =203) [22].
Методика
Изучение различных компонентов ВКБ проводилось с помощью проективной методики «Неоконченные предложения», разработанной В. Е.Каганом и И.К.Шатцем на основе классической методики Сиднея и Сакса [19]. Выбранная методика, предназначенная для изучения основных понятий здоровья, болезни и связанных с ними переживаний у детей и подростков, позволяет выделить следующие аспекты ВКБ:
1. Представление о здоровье;
2. Представление о болезни;
3. Отношение к болезни;
4. Отношение к лечению;
5. Видение будущего;
6. Отношение семьи к заболеванию;
7. Отношение к госпитализации.
Испытуемого просят закончить 28 предложенных ему незаконченных предложений. Полученные фразы рассматриваются как отражение значимых, релевантных для личности переживаний [21]. Для ответа на вопросы методики здоровым подросткам предлагается вспомнить прошлый опыт переживания болезненного состояния (головная боль, боль в животе и др.) и обратиться к нему.
Ранее методика была успешно апробирована в ряде отечественных исследований [4; 10; 14; 22].
Обследование детей проводилось через неделю после поступления в стационар. Ребенку предложили закончить незаконченные предложения и объяснили, что нет правильных и неправильных ответов, поэтому нужно написать первое, что придет в голову. Для детей до 8 лет и тех, для кого письменные задания были трудными, зачитывались инструкции и вопросы, а ответы записывались экзаменатором.
Проведена количественная оценка и качественный анализ полученных данных. При количественной оценке выраженности негативных переживаний, связанных с отдельными компонентами ВКБ, ответ оценивался в 0 баллов, если в конце предложения не было выражено отрицательных эмоций, и в 1 балл, если в предложении звучали отрицательные переживания или эмоции. Подсчитывалась сумма баллов по каждой из семи подгрупп и общий балл. Диапазон оценок: чем выше цифровой показатель, тем более психотравмирующим является для испытуемых данный компонент СВК.

Оксана Сергеевна Шелоумова

Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза

Автор для переписки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *