Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Проблема возрастной периодизации в отечественной психологии: Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Л.С. Выготский различал три группы периодизации:по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Для первой группыхарактерно построение периодизации на основевнешнего,но связанного с самим процессом развитиякритерия.Примером могут служить периодизации, созданные побиогенетическомупринципу. Поскольку, согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов – периодизация

В. Штерна.

Во второй группепериодизаций используется не внешний, авнутренний критерий.Этим критерием становится какая-либоодна сторона развития,например, развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у 3. Фрейда.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития.

В третьей группепериодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основесущественных особенностей этогоразвития.Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. Вних используются три критерия –социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

– исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;

– подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;

– представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;

– выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;

– выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.

Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой «ребенок в обществе», внутри которой существуют системы «ребенок – вещь» и «ребенок – отдельный взрослый». Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание.

Подход к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что представляет процесс развития как идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития.

В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является периодизация психического развития представленная таблице 4.

Проблема возрастной периодизации в психологии

  • формат doc
  • размер 37.
    83 КБ
  • добавлен 21 апреля 2010 г.

Введение.
Проблемы периодизации развития.
Проблема периодизации детского развития в работах Л. С. Выготского.
Представления о возрастной периодизации развития Д. Б. Эльконина.
Заключение.
Литература.

Смотрите также

  • формат doc
  • размер 329.5 КБ
  • добавлен 24 марта 2011 г.

Мн.: БИП – С Плюс, 2006. – 47 с. Введение Тематический план курса «Возрастная психология» для студентов третьего курса специальности «психология» со специализацией «юридическая психология» Глава 1. Введение в возрастную психологию Предмет и структура возрастной психологии Задачи возрастной психологии Методологические принципы возрастной психологии Методы возрастной психологии и их классификация Глава 2.

Общие и возрастные закономерности психич…

  • формат doc
  • размер 872 КБ
  • добавлен 03 марта 2010 г.

Собрание сочинений, Т.4, ч.2. Проблема возраста. Проблема возрастной периодизации детского развития. Структура и динамика возраста. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни. Раннее детство. Кризис трёх лет. Кризис семи лет.

  • формат doc
  • размер 57 КБ
  • добавлен 18 января 2012 г.

4стр. ДНУ,факультет психологии 2011 год. 1. Проблема возрастной периодизации детского развития 2. Структура и динамика возраста Динамика возникновения новообразований Основные концепции, к кот-м могут быть сведены схемы Группы схем периодизации детского развития Позитивные значения кризисов Возрастная периодизация 3. Проблема возраста и динамика развития

  • формат pdf
  • размер 1.79 МБ
  • добавлен 26 июня 2011 г.

«Айрис-пресс», 2005, 238 с., серия «Высшее образование». Конспекты лекций, изложенные в данном пособии, представляют собой обзор общей структуры курса возрастной психологии Д. Б. Эльконина. Критический анализ теорий детского развития, проблемы его условий и причин, характеристика возрастных стадий даны сквозь призму предложенной им периодизации. В основе конспекта лекций — курс по возрастной психологии, который автор читает для студентов факульт…

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 148 КБ
  • добавлен 29 ноября 2010 г.

БелГУ, 2009г. 2 курс. Преподаватель: Резниченко М. А. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Место психологии развития и возрастной психологии в системе психологических дисциплин. Теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка в психологии развития и возрастной психологии. Классификация методов исследования психического развития. Историч…

Шпаргалка

  • формат docx
  • размер 155.75 КБ
  • добавлен 24 января 2012 г.

ОмГТУ, Россия, г. Омск, преподаватель: Ефремова О.А., 2012 год Предмет возрастной психологии ее проблемы и задачи. Методы возрастной психологии. Учение Выготского о высших психических функциях. Законы психического развития Выготского. Проблема периодизации психического развития. Периодизации ШБюлер, Блонского, Гезелла и др. Периодизация Д.Б. Эльконина. Понятие сензитивный период. Основные сензитивные периоды в развитии ребенка. Период новорожден…

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 84.25 КБ
  • добавлен 23 сентября 2011 г.

Ответы на ГОСы по возрастной психологии Специальность «Психология», специализация «Психологическое консультирование», ответы на ГОСы 2011 г. по предмету «Возрастная психология» Вопросы: Предмет и задачи возрастной и психологии развития. Связь с другими науками. Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности. Понятие периодизации развития. Обзор периодизаций развития (З.Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, др.). Фен…

pottee

  • формат doc
  • размер 35.71 КБ
  • добавлен 02 ноября 2009 г.

Академия Фсин россии, специальность- Психология, 3-ий курс. Предмет и задачи возрастной психологии. Становление возрастной психологии. как науки. Методы исследования. возрастной психологии. Исторический анализ понятия «детство». Теории психического развития. Биогенетические концепции развития. Социогенетические концепции развития. Концепция конвергенции. двух факторов детского развития. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая…

  • формат doc
  • размер 2 МБ
  • добавлен 03 апреля 2010 г.

В учебном пособии отражены наиболее важные проблемы детской психологии.

Среди них — проблемы методологического плана’ вопрос о движущих силах психического развития ребенка, проблемы соотношения обучения и развития, возрастной периодизации. Представлены основные направления зарубежной и отечественной психологии. Особого внимания заслуживают представленные в пособии формы проведения практических занятий. Они интересны и разнообразны. Пособие пред…

Шпаргалка

  • формат docx
  • размер 229.18 КБ
  • добавлен 25 ноября 2010 г.

Предмет, задачи психологии развития и возрастной психологии. Методы психологии развития и возрастной психологии. Общая характеристика биогенетического подхода к проблеме развития. Сущность и значение теории рекапитуляции (Ст. Холл). Общая характеристика социогенетического подхода к проблеме развития. Общая характеристика психогенетического подхода к проблеме развития. Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развити…

Изменения в развитии воздействия насилия со стороны интимного партнера в детстве

1. Блэк М.С., Базиль К.С., Брейдинг М.Дж., Смит С.Г., Уотерс М.Л., Меррик М.Т. и др. Национальное обследование интимных партнеров и сексуального насилия (NISVS): сводный отчет 2010 года. Атланта: Национальный центр профилактики и контроля травматизма, Центр контроля и профилактики заболеваний, 2011:1-8. [Google Scholar]

2. Garcia-Moreno C, Jansen HA, Ellsberg M, Heise L, Watts CH; Многострановое исследование ВОЗ о женском здоровье и домашнем насилии в отношении женщин Исследовательская группа. Распространенность насилия со стороны интимного партнера: результаты многостранового исследования ВОЗ, посвященного здоровью женщин и домашнему насилию. Ланцет. 2006 7 октября; 368 (9)543): 1260–9. [PubMed] [Google Scholar]

3. Fusco RA, Fantuzzo JW. Преступления, связанные с домашним насилием, и дети: популяционное исследование прямого сенсорного воздействия и характера вовлечения. Детская молодежная служба, ред. 2009; 31 (2): 249–56. [Google Scholar]

4. Грэм-Берманн С.А., Линч С., Баньярд В., ДеВоэ Э.Р., Халабу Х. Мероприятия на уровне сообщества для детей, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера: испытание эффективности. J Consult Clin Psychol. 2007 г., апрель; 75 (2): 199–209. [PubMed] [Академия Google]

5. Хэмби С., Финкельхор Д., Тернер Х., Ормрод Р. Подверженность детей насилию со стороны интимного партнера и другому насилию в семье. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография, 2011:1-12. [Google Scholar]

6. ЮНИСЕФ. Положение детей в мире в 2006 г.: исключенные и невидимые. Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 2005:1–8. [Google Scholar]

7. Эванс С.Е., Дэвис С., ДиЛилло Д. Подверженность домашнему насилию: мета-анализ последствий для детей и подростков. Агрессивное агрессивное поведение. 2008;13(2):131–40. [Академия Google]

8. Баярри Фернандес Э., Эспелета Л., Гранеро Р., де ла Оса Н., Доменек Х.М. Степень подверженности домашнему насилию, психопатологии и функциональным нарушениям у детей и подростков. J Interpers Насилие. 2011 апр; 26 (6): 1215–31. [PubMed] [Google Scholar]

9. Graham-Bermann SA, Castor LE, Miller LE, Howell KH. Влияние насилия со стороны интимного партнера и дополнительных травмирующих событий на симптомы травмы и ПТСР у детей дошкольного возраста. J Травматический стресс. 2012 авг; 25 (4): 393–400. [PubMed] [Академия Google]

10. Грэм-Берманн С.А., Хауэлл К., Хабарт Дж., Кришнан С., Лори А., Берманн Э.А. К оценке травмирующих событий и симптомов стресса у детей дошкольного возраста из малообеспеченных семей. Am J Ортопсихиатрия. 2008 г., апрель; 78 (2): 220–8. [PubMed] [Google Scholar]

11. Graham-Bermann SA, Seng J. Воздействие насилия и симптомы травматического стресса как дополнительные предикторы проблем со здоровьем у детей из групп высокого риска. J Педиатр. 2005 г., март; 146 (3): 349–54. [PubMed] [Google Scholar]

12. Kennedy AC, Bybee D, Sullivan CM, Greeson M. Влияние насилия в семье и обществе на траектории детской депрессии: изучение взаимодействия воздействия насилия, социальной поддержки семьи и пола. Джей Фам Психол. 2010 апр;24(2):197–207. [PubMed] [Google Scholar]

13. Марголин Г., Викерман К.А., Оливер П.Х., Гордис Э.Б. Воздействие насилия в нескольких межличностных областях: кумулятивные и дифференциальные эффекты. Дж Адолеск Здоровье. 2010 г., август; 47 (2): 198–205. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Сильверштейн М., Августин М., Кабрал Х., Цукерман Б. Материнская депрессия и воздействие насилия: двойная опасность для функционирования детской школы. Педиатрия. 2006 г., сен; 118 (3): e792–800. [PubMed] [Академия Google]

15. Suglia SF, Enlow MB, Kullowatz A, Wright RJ. Насилие со стороны интимного партнера со стороны матери и рост заболеваемости астмой у детей: буферные эффекты поддерживающего ухода. Arch Pediatr Adolesc Med. 2009 г., март; 163 (3): 244–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Wolfe DA, Crooks CV, Lee V, McIntyre-Smith A, Jaffe PG. Последствия воздействия домашнего насилия на детей: метаанализ и критика. Clin Child Fam Psychol Rev. 2003 Sep; 6 (3): 171–87. [PubMed] [Академия Google]

17. Zinzow HM, Ruggiero KJ, Resnick H, Hanson R, Smith D, Saunders B, et al. Корреляты распространенности и психического здоровья свидетелей насилия со стороны родителей и сообщества в национальной выборке подростков. J Детская психологическая психиатрия. 2009 г., апрель; 50 (4): 441–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

18. Graham-Bermann SA, Gruber G, Howell KH, Girz L. Факторы, различающие профили устойчивости и психопатологии у детей, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера (IPV). Жестокое обращение с детьми Негл. 2009 г.Сен; 33 (9): 648–60. [PubMed] [Google Scholar]

19. Grych JH, Jouriles EN, Swank PR, McDonald R, Norwood WD. Модели приспособления детей женщин, подвергшихся побоям. J Consult Clin Psychol. 2000 г., февраль; 68 (1): 84–94. [PubMed] [Google Scholar]

20. Cater AK, Miller LE, Howell KH, Graham-Bermann SA. Воздействие насилия со стороны интимного партнера в детстве и проблемы психического здоровья взрослых: отношения с полом и возрастом. J Fam Violence (в печати). [Google Scholar]

21. Эренсафт М.К., Коэн П., Браун Дж., Смейлс Э., Чен Х., Джонсон Дж.Г. Межпоколенческая передача насилия со стороны партнера: 20-летнее проспективное исследование. J Consult Clin Psychol. 2003 г., август; 71 (4): 741–53. [PubMed] [Академия Google]

22. Кинсфогель К.М., Грич Ю.Х. Межродительский конфликт и подростковые отношения на свиданиях: интеграция когнитивных, эмоциональных влияний и влияний сверстников. Джей Фам Психол. 2004 г., сен; 18 (3): 505–15. [PubMed] [Google Scholar]

23. Миллетич Р.Дж., Келли М.Л., Доан А.Н., Пирсон М.Р. Подверженность межродительскому насилию и физическому и эмоциональному насилию в детстве, связанному с физической агрессией в отношениях со студентами. Джей Фам Насилие. 2010;25(7):627–37. [Google Scholar]

24. Робертс А.Л., Гилман С.Е., Фицморис Г., Декер М.Р., Коенен К.С. Свидетель насилия со стороны интимного партнера в детстве и насилия со стороны интимного партнера во взрослом возрасте. Эпидемиология. 2010 ноябрь;21(6):809–18. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Jasinski JL. Беременность и насилие в семье: обзор литературы. Насилие, травма. 2004 г., январь; 5 (1): 47–64. [PubMed] [Google Scholar]

26. Taillieu TL, Brownridge DA. Насилие в отношении беременных женщин: распространенность, закономерности, факторы риска, теории и направления будущих исследований. Агрессивное агрессивное поведение. 2010;15(1):14–35. [Google Scholar]

27. Бономи А.Е., Томпсон Р.С., Андерсон М., Ривара Ф.П., Холт В.Л., Каррелл Д. и соавт. Установление насилия со стороны интимного партнера с использованием двух систем измерения жестокого обращения. Инж Пред. 2006 апр; 12 (2): 121–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Грэм-Берманн С.А., Перкинс С. Влияние раннего и пожизненного насилия со стороны интимного партнера (ИПВ) на адаптацию ребенка. Насилие Вик. 2010;25(4):427–39. [PubMed] [Google Scholar]

29. Левендоски А.А., Богат Г.А., Хут-Бокс А.С., Розенблюм К., фон Эйе А. Влияние домашнего насилия на стабильность привязанности от младенчества до дошкольного возраста. J Clin Child Adolesc Psychol. 2011;40(3):398–410. [PubMed] [Google Scholar]

30. Зеана Ч., Дэнис Б., Хиршберг Л., Бенуа Д., Миллер Д., Скотт Хеллер С. Дезорганизованная привязанность, связанная с насилием со стороны партнера: исследовательская заметка. Психическое здоровье младенцев J. 1999;20(1):77–86. [Google Scholar]

31. Ланди М., Гроссман С.Ф. Психическое здоровье и потребности в услугах маленьких детей, подвергшихся домашнему насилию: подтверждающие данные. Фам Соц. 2005;86(1):17–29. [Google Scholar]

32. Casanueva C, Goldman-Fraser J, Ringeisen H, Lederman C, Katz L, Osofsky JD. Материнское восприятие темперамента среди младенцев и детей ясельного возраста, исследованных на предмет жестокого обращения: последствия для потребности в услугах и направления. Джей Фам Насилие. 2010;25(6):557–74. [Академия Google]

33. McDonald R, Jouriles EN, Briggs-Gowan MJ, Rosenfield D, Carter AS. Насилие по отношению к члену семьи, гневный конфликт взрослых и трудности адаптации ребенка: отношения в семьях с детьми в возрасте от 1 до 3 лет. Джей Фам Психол. 2007 июнь; 21 (2): 176–84. [PubMed] [Google Scholar]

34. Левендоски А.А., Лихи К.Л., Богат Г.А., Дэвидсон В.С., фон Эйе А. Насилие в семье, материнское воспитание, психическое здоровье матери и экстернализирующее поведение младенцев. Джей Фам Психол. 2006 г., декабрь; 20 (4): 544–52. [PubMed] [Академия Google]

35. ДеЙонге Э.С., фон Эйе А., Богат Г.А., Левендский А.А. Влияет ли наблюдение насилия со стороны интимного партнера на интернализацию и экстернализацию поведения малышей? Appl Dev Sci. 2011;15(3):129–39. [Google Scholar]

36. Богат Г.А., ДеДжонге Э., Левендоски А.А., Дэвидсон В.С., фон Эйе А. Симптомы травмы у младенцев, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера. Жестокое обращение с детьми Негл. 2006 г., февраль; 30 (2): 109–25. [PubMed] [Google Scholar]

37. Левендоски А.А., Богат Г.А., Мартинес-Тортея С. Симптомы посттравматического стрессового расстройства у детей младшего возраста, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера. Насилие против женщин. 2013 Фев; 19(2): 187–201. [PubMed] [Google Scholar]

38. Эль Кади Д., Гилберт В.М., Син Г., Смит Л.Х. Материнские и неонатальные последствия посягательств во время беременности. Акушерство Гинекол. 2005 г., февраль; 105 (2): 357–63. [PubMed] [Google Scholar]

39. Сильверман Дж. Г., Декер М. Р., Рид Э., Радж А. Преследование насилия со стороны интимного партнера до и во время беременности среди женщин, проживающих в 26 штатах США: связь со здоровьем матери и новорожденного. Am J Obstet Gynecol. 2006 г., июль; 195 (1): 140–8. [PubMed] [Академия Google]

40. Мальчик А, Салиху Х.М. Насилие со стороны интимного партнера и исходы родов: систематический обзор. Int J Fertil Womens Med. 2004 г., июль-август; 49 (4): 159–64. [PubMed] [Google Scholar]

41. Hibel LC, Granger DA, Blair C, Cox MJ; Ключевые исследователи проекта «Семейная жизнь». Материнская чувствительность смягчает адренокортикальные последствия воздействия насилия со стороны интимного партнера в раннем детстве. Дев психопат. 2011 май; 23 (02): 689–701. [PubMed] [Google Scholar]

42. Sturge-Apple ML, Davies PT, Cicchetti D, Manning LG. Межродительское насилие, материнская эмоциональная недоступность и детское функционирование кортизола в семейных контекстах. Дев Психология. 2012 г., январь; 48 (1): 237–49.. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

43. Чугани Х.Т., Мюллер Р.А., Чугани Д.К. Функциональная реорганизация головного мозга у детей. Мозг Дев. 1996 г., сентябрь-октябрь; 18 (5): 347–56. [PubMed] [Google Scholar]

44. Schnurr MP, Lohman BJ. Продольное влияние воздействия домашнего насилия на малышей. J Агрессивное жестокое обращение с травмой. 2013;22(9):1015–31. [Google Scholar]

45. Киль Э.Дж., Басс К.А. Предполагаемые отношения между боязливым темпераментом, защитным воспитанием и социальной изоляцией: роль материнской точности в рамках умеренного посредничества. J Abnorm Child Psychol. 2011 Окт;39(7): 953–66. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

46. Luebbe AM, Kiel EJ, Buss KA. Контекстно-зависимые эмоции малышей, материнские реакции на эмоции и интернализованное поведение. Эмоция. 2011 г., июнь; 11 (3): 697–703. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

47. Миллер Л.Е. Воспринимаемая угроза в детстве: обзор исследований и последствия для детей, живущих в семьях с насилием. Насилие, травма. 2014 20 фев. [PubMed] [Google Scholar]

48. Финкельхор Д., Ормрод Р., Тернер Х., Хэмби С.Л. Виктимизация детей и молодежи: всесторонний национальный обзор. Жестокое обращение с детьми. 2005 г., февраль; 10 (1): 5–25. [PubMed] [Академия Google]

49. Миллер Л.Е., Хауэлл К.Х., Грэм-Берманн С.А. Изменения в развитии угрозы и самобичевания у дошкольников, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера (IPV). J Interpers Violenc. 2014 июнь; 29 (9): 1535–53. [PubMed] [Google Scholar]

50. Энтони Л.Г., Энтони Б.Дж., Гланвилл Д.Н., Найман Д.К., Ваандерс С., Шаффер С. Взаимосвязь между родительским стрессом, родительским поведением и социальной компетентностью дошкольников и проблемами поведения в классе. Младенец ребенка Dev. 2005;14(2):133–54. [Академия Google]

51. Вериссимо М., Сантос А.Дж., Фернандес С., Шин Н., Вон Б.Е. Связь между безопасностью привязанности и социальной компетентностью у детей дошкольного возраста. Меррелл Палмер Q — Журнал психологии развития. 2014;60(1):80–99. [Google Scholar]

52. Хангерфорд А., Уэйт С.К., Фриц А.М., Клементс С.М. Подверженность насилию со стороны интимного партнера и психологическая адаптация детей, когнитивное функционирование и социальная компетентность: обзор. Агрессивное агрессивное поведение. 2012;17(4):373–82. [Академия Google]

53. Frankel LA, Hughes SO, O’Connor TM, Power TG, Fisher JO, Hazen NL. Влияние родителей на саморегуляцию потребления энергии детьми: выводы из литературы по развитию о регуляции эмоций. Дж. Обес. 2012; 2012:327259. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Миллер Л.Е., Грабелл А., Томас А., Берманн Э., Грэм-Берманн С.А. Ассоциации между насилием в обществе, насилием по телевидению, насилием со стороны интимного партнера, агрессией между родителями и детьми и агрессией в отношениях между братьями и сестрами в выборке дошкольников. Психологическое насилие. 2012;2(2):165–78. [Академия Google]

55. Minze LC, McDonald R, Rosentraub EL, Jouriles EN. Осмысление семейного конфликта: Насилие со стороны интимного партнера и экстернализация проблем дошкольников. Джей Фам Психол. 2010 фев; 24 (1): 5–11. [PubMed] [Google Scholar]

56. Voisin DR, Hong JS. Медитативная модель, связывающая наблюдение за насилием со стороны интимного партнера, запугиванием и виктимизацией среди молодежи. Educ Psychol Rev. 2012; 24 (4): 479–98. [Google Scholar]

57. Бернетт М.Л. Пол и развитие оппозиционно-вызывающего расстройства: вклад физического насилия и раннего семейного окружения. Жестокое обращение с детьми. 2013 авг;18(3):195–204. [PubMed] [Google Scholar]

58. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 5-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация, 2013: 271–80. [Google Scholar]

59. Swartz JR, Graham-Bermann SA, Mogg K, Bradley BP, Monk CS. Смещение внимания к эмоциональным лицам у маленьких детей, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера. J Детская подростковая травма. 2011;4(2):109–22. [Google Scholar]

60. Cipriano EA, Skowron EA, Gatzke-Kopp LM. Сердечная реактивность детей дошкольного возраста смягчает связь между воздействием семейного насилия и эмоциональной адаптацией. Жестокое обращение с детьми. 2011 авг; 16 (3): 205–15. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

61. Зальцман К.М., Холден Г.В., Холахан С.Дж. Психобиология детей, подвергшихся насилию в семье. J Clin Child Adolesc Psychol. 2005 г., март; 34 (1): 129–39. [PubMed] [Google Scholar]

62. Boynton-Jarrett R, Fargnoli J, Suglia SF, Zuckerman B, Wright RJ. Связь между насилием со стороны интимного партнера со стороны матери и ожирением у детей дошкольного возраста: результаты исследования неблагополучных семей и детского благополучия. Arch Pediatr Adolesc Med. 2010 июнь; 164 (6): 540–6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Кульман К.Р., Хауэлл К.Х., Грэм-Берманн С.А. Физическое здоровье детей дошкольного возраста, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера. Джей Фам Насилие. 2012;27(6):499–510. [Google Scholar]

64. Грэм-Берманн С.А., Хауэлл К.Х., Миллер Л.Е., Квек Дж., Лилли М. Травматические события и материнское образование как предикторы вербальных способностей дошкольников, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера (ИПВ). Джей Фам Насилие. 2010;25(4):383–92. [Google Scholar]

65. Джурилес Э.Н., Браун А.С., Макдональд Р., Розенфилд Д., Лихи М.М., Сильвер С. Насилие со стороны интимного партнера и эксплицитная память дошкольников. Джей Фам Психол. 2008 июнь; 22 (3): 420–8. [PubMed] [Академия Google]

66. Huth-Bocks AC, Levendosky AA, Semel MA. Прямое и косвенное влияние домашнего насилия на интеллектуальное функционирование детей младшего возраста. Джей Фам Насилие. 2001;16(3):269–90. [Google Scholar]

67. Холт С., Бакли Х., Уилан С. Влияние домашнего насилия на детей и молодежь: обзор литературы. Жестокое обращение с детьми Негл. 2008 г., август; 32 (8): 797–810. [PubMed] [Google Scholar]

68. Паркер Дж.Г., Рубин К.Х., Эрат С.А., Войславович Ю.К., Бускирк А.А. Отношения со сверстниками, развитие ребенка и приспособление: перспектива психопатологии развития. В: Cicchetti D, Cohen DJ (ред.): Теория и метод психопатологии развития. Хобокен: John Wiley & Sons Inc, 2006: 419.-94. [Google Scholar]

69. Макклоски Л.А., Стювиг Дж. Качество отношений со сверстниками среди детей, подвергшихся насилию в семье. Дев психопат. 2001 Зима; 13 (1): 83–96. [PubMed] [Google Scholar]

70. Болдри AC. Издевательства в школах и подверженность домашнему насилию. Жестокое обращение с детьми Негл. 2003 г., июль; 27 (7): 713–32. [PubMed] [Google Scholar]

71. Бауэр Н.С., Херренколь Т.И., Лозано П., Ривара Ф.П., Хилл К.Г., Хокинс Д.Д. Участие в травле в детстве и подверженность насилию со стороны интимного партнера. Педиатрия. 2006 г., август; 118 (2): e235–42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

72. Грэм-Берманн С.А., Бресколл В. Гендер, власть и насилие: оценка семейных стереотипов о детях агрессоров. Джей Фам Психол. 2000 г., декабрь; 14 (4): 600–12. [PubMed] [Google Scholar]

73. Кац Л.Ф., Хесслер Д.М., Аннест А. Насилие в семье, эмоциональная компетентность и приспособление к ребенку. Соц Дев. 2007;16(3):513–38. [Google Scholar]

74. Грэм-Берманн С. А., Левендский А.А. Симптомы травматического стресса у детей женщин, подвергшихся побоям. J Interpers Насилие. 1998;13(1):111–28. [Академия Google]

75. Китцманн К.М., Гейлорд Н.К., Холт А.Р., Кенни Э.Д. Дети-свидетели домашнего насилия: метааналитический обзор. J Consult Clin Psychol. 2003 г., апрель; 71 (2): 339–52. [PubMed] [Google Scholar]

76. Meltzer H, Doos L, Vostanis P, Ford T, Goodman R. Психическое здоровье детей, ставших свидетелями домашнего насилия. Детская семейная социальная работа. 2009;14(4):491–501. [Google Scholar]

77. Чемтоб В.М., Карлсон Дж.Г. Психологическое воздействие домашнего насилия на детей и их матерей. Int J Управление стрессом. 2004;11(3):209–26. [Google Scholar]

78. Reynolds MW, Wallace J, Hill TF, Weist MD, Nabors LA. Взаимосвязь между полом, депрессией и самооценкой у детей, ставших свидетелями домашнего насилия. Жестокое обращение с детьми Негл. 2001 г., сен; 25 (9): 1201–1206. [PubMed] [Google Scholar]

79. Кеннеди А. С., Байби Д., Салливан С.М., Грисон М. Влияние насилия в обществе и семье на траектории тревоги в среднем детстве: роль социальной поддержки семьи как модератора. J Clin Child Adolesc Psychol. 2009 г.Май; 38 (3): 365–79. [PubMed] [Google Scholar]

80. Johnson RM, Kotch JB, Catellier DJ, Winsor JR, Dufort V, Hunter W, et al. Неблагоприятные поведенческие и эмоциональные последствия жестокого обращения с детьми и насилия в присутствии свидетелей. Жестокое обращение с детьми. 2002 г., август; 7 (3): 179–86. [PubMed] [Google Scholar]

81. Эль-Шейх М., Харгер Дж. Оценка семейного конфликта и адаптации детей, здоровья и физиологической реактивности. Дев Психология. 2001 ноябрь; 37 (6): 875–85. [PubMed] [Google Scholar]

82. Поргес SW. Тон блуждающего нерва: вегетативный медиатор аффекта. В: Гарбер Дж. А., Додж К. А. (ред.): Развитие регуляции аффекта и дисрегуляции. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 19.91:111–28. [Google Scholar]

83. Кац Л.Ф. Насилие в семье и вагусная реакция на провокацию сверстников. Биол Психол. 2007 г., февраль; 74 (2): 154–64. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

84. Кац ЛФ. Жизнь во враждебном мире: к интегрированной модели семьи, сверстников и физиологических процессов у агрессивных дошкольников. В: Кернс К.А., Контрерас Дж.М., Нил-Барнетт А.М. (ред.): Семья и сверстники, связывающие два социальных мира. Вестпорт: издательство Praeger Publishers, 2000:115–36. [Академия Google]

85. Achenbach TM, Rescorla L. ASEBA Формы и профили школьного возраста. Берлингтон: Университет Вермонта, Исследовательский центр для детей, молодежи и семей, 2001. [Google Scholar]

86. Lamers Winkelman F, De Schipper JC, Oosterman M. Жалобы на физическое здоровье детей после воздействия насилия со стороны интимного партнера. Br J Health Psychol. 2012 ноябрь; 17 (4): 771–84. [PubMed] [Google Scholar]

87. DePrince AP, Weinzierl KM, Combs MD. Показатели исполнительной функции и воздействие травм в выборке детей из сообщества. Жестокое обращение с детьми Негл. 2009 г.июнь; 33 (6): 353–61. [PubMed] [Google Scholar]

88. Пик-Аса С., Максвелл Л., Стромквист А., Уиттен П., Лимбос М.А., Мерчант Дж. Снижает ли физическое насилие родителей результаты стандартных тестов детей? Энн Эпидемиол. 2007 ноябрь; 17 (11): 847–53. [PubMed] [Google Scholar]

89. Эриксон ЭХ. Идентичность: Молодость и кризис (№ 7). Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1968: 128–34. [Google Академия]

90. Петерсон Г.В., Ли Г.К. Семья и социальная компетентность в подростковом возрасте. В: Гуллотта Т.П., Адамс Г.Р., Монтемайор Р. (ред.): Развитие социальной компетентности в подростковом возрасте: достижения в развитии подростков. Парк Ньюбери: Сейдж, 19 лет.90:97-138. [Google Scholar]

91. Лихтер Э.Л., Макклоски Л.А. Влияние воздействия насилия в семье в детстве на представления подростков о гендерных ролях и насилие на свиданиях. Psychol Women Q. 2004; 28 (4): 344–57. [Google Scholar]

92. Темпл Дж.Р., Шори Р.К. , Тортолеро С.Р., Вулф Д.А., Стюарт Г.Л. Важность пола и отношения к насилию в отношениях между подверженностью межродительскому насилию и совершением подросткового насилия на свиданиях. Жестокое обращение с детьми Негл. 2013 г., май; 37 (5): 343–52. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

93. Хадж-Яхия М.М., Абдо-Калоти Р. Последствия для психического здоровья палестинских подростков, подвергшихся насилию в семье. Джей Травма потери. 2008;13(1):1–41. [Google Scholar]

94. Гасеми М. Влияние домашнего насилия на психологическое благополучие детей в Иране. Джей Фам Стад. 2009;15(3):284–95. [Google Scholar]

95. Макклоски Л.А., Лихтер Э.Л. Вклад семейного насилия в подростковую агрессию в разных отношениях. J Interpers Насилие. 2003;18(4):390–412. [Google Scholar]

96. Knous-Westfall HM, Ehrensaft MK, MacDonell KW, Cohen P. Насилие со стороны интимного партнера со стороны родителей, методы воспитания и травля среди подростков: проспективное исследование. J Child Fam Stud. 2012 окт; 21 (5): 754–66. [Google Scholar]

97. Хельвег-Ларсен К., Фредериксен М.Л., Ларсен Х.Б. Насилие как фактор риска ухудшения психического здоровья в подростковом возрасте: Датское общенациональное репрезентативное обследование молодежи. Scand J Общественное здравоохранение. 2011 г., декабрь; 39 (8): 849–56. [PubMed] [Академия Google]

98. Хиндин М.Дж., Гултиано С. Связь между свидетелями домашнего насилия со стороны родителей и депрессивными симптомами у филиппинских подростков. Am J Общественное здравоохранение. 2006 г., апрель; 96 (4): 660–3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

99. Herrera VM, McCloskey LA. Гендерные различия в риске правонарушений среди молодежи, подвергающейся насилию в семье. Жестокое обращение с детьми Негл. 2001 г., август; 25 (8): 1037–51. [PubMed] [Google Scholar]

100. Ирландия TO, Smith CA. Жизнь в партнерских семьях: связи развития с антиобщественным поведением и насилием в отношениях. J Молодежь Подросток. 2009 г.Март; 38 (3): 323–39. [PubMed] [Google Scholar]

101. Moretti MM, Obsuth I, Odgers CL, Reebye P. Подверженность насилию со стороны матери по сравнению с отцом, посттравматическое стрессовое расстройство и агрессия у девочек и мальчиков-подростков. Агрессивное поведение. 2006;32(4):385–95. [Google Scholar]

102. Штернберг К.Дж., Барадаран Л.П., Эбботт С.Б., Лэмб М.Е., Гутерман Э. Тип насилия, возрастные и гендерные различия в влиянии семейного насилия на проблемы поведения детей: мегаанализ. Dev Rev. 2006; 26 (1): 89–112. [Академия Google]

103. Райт Э.М., Фаган А.А. Подверженность насилию со стороны интимного партнера. Имеет ли значение пол правонарушителя для психического здоровья подростков? Поведение уголовного правосудия. 2012;39(1):26–41. [Google Scholar]

104. Гарридо Э.Ф., Калхейн С.Е., Петренко С.Л., Тауссиг Х.Н. Психосоциальные последствия воздействия насилия со стороны интимного партнера (ИПВ) у подростков, подвергшихся жестокому обращению: оценка не только возникновения ИПВ. Джей Фам Насилие. 2011 12 июня; 26 (7): 511–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

105. Леписто С., Йоронен К., Остедт-Курки П., Лууккаала Т., Паавилайнен Э. Субъективное благополучие финских подростков, подвергающихся насилию в семье. Джей Фам Нурс. 2012 г., май; 18 (2): 200–33. [PubMed] [Google Scholar]

106. Jun HJ, Corliss HL, Boynton-Jarrett R, Spiegelman D, Austin SB, Wright RJ. Взросление в условиях домашнего насилия: взаимосвязь с траекториями развития индекса массы тела в период от подросткового до юношеского возраста. J Эпедимиол Общественное здравоохранение. 2012 июль; 66 (7): 629–35. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

107. Greenhoot AF, McCloskey L, Glisky E. Лонгитюдное исследование воспоминаний подростков о насилии в семье. Appl Cogn Psychol. 2005;19(6):719–43. [Google Scholar]

108. Джонсон Р.Дж., Гринхут А.Ф., Глиски Э., Макклоски Л.А. Взаимосвязь жестокого обращения, депрессии и автобиографической памяти подростков. J Clin Child Adolesc Psychol. 2005 г., июнь; 34 (2): 235–47. [PubMed] [Google Scholar]

109. Orbach Y, Lamb ME, Sternberg KJ, Williams JM, Dawud-Noursi S. Влияние жертвы или свидетеля семейного насилия на поиск автобиографических воспоминаний. Жестокое обращение с детьми Негл. 2001 ноябрь; 25 (11): 1427–37. [PubMed] [Академия Google]

110. Джаясингхе С., Джаявардена П., Перера Х. Влияние насилия со стороны интимного партнера на поведение, психологическое состояние и успеваемость детей в школе в Шри-Ланке. Джей Фам Стад. 2009;15(3):274–83. [Google Scholar]

111. Howell KH, Graham-Bermann SA, Czyz E, Lilly M. Оценка устойчивости детей дошкольного возраста, подвергающихся насилию со стороны интимного партнера. Насилие Вик. 2010;25(2):150–64. [PubMed] [Google Scholar]

112. Martinez-Torteya C, Anne Bogat G, Von Eye A, Levendosky AA. Устойчивость среди детей, подвергшихся домашнему насилию: роль факторов риска и защиты. Детский Дев. 2009 г.Март-апрель; 80 (2): 562–77. [PubMed] [Google Scholar]

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Абульханова-Славская К. А. (1981) Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Развитие личности. Психология формирования и развития личности. Москва : Наука. С. 19 – 44.

Ананьев Б.Г. (1996) Психология и проблемы человека // Избранные психологические труды. Гл. IV. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Москва — Воронеж. С. 196-280. [на русском].

Выгоцкий Л. С. (2004) Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург. 224 с. [на русском].

Выготский Л.С. (1999) Мышление и речь. Москва : Лабиринт. 351 с. [на русском].

Выготский, Л. С. (1983) Собрание сокини [Собрание сочинений] : В 6-ти т. 1, с. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика. 368 с. [на русском].

Гальперин П. Я. (2001) К вопросу о развитии мышления дошкольников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – [Хрестоматия. Познавательные психические процессы. Сост. я зах. красный. А. Х. Маклакова. Санкт-Петербург : Питер. 451 с. [на русском].

Кривошея, Т. М. (2015) Взаимосвязи образного и логического мышления как шлях до гармонизации мыслительной деятельности дошкольников // Образ пед. современный учитель] : Научно-практический учебно-популярный журнал. № 6. С. 25-27. [на украинском языке].

Кудыкина Н.В. (2012) Теория игровой деятельности детей : монография. Киев. у-т им. Б. Гринченко. Киев. 235 в. [на украинском языке].

Левшунова К.В. (2015) Психическое благополучие старших дошкольников под влиянием программы повышения их двигательной активности. Актуальные проблемы психологии : Сборник научных практик Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Харьков : КЦ ФОП Ивановойи М.А. Том И.В. Психология развития дошкольника. Выпуск 11. С. 126 — 134. [на укр.].

Максименко С.Д. (2000) Генетическая психология. Методологическая рефлексия проблем развития в психологии : Монография. Киев : Рефл-Бук Ваклер. 320с. [на украинском языке].

Павелкив, Р. В. (2004) Развитие нравственного сознания и самосознания в детстве: монография. Ровно: Волын. обереги. 248 с. [на украинском языке].

Пасичник И. Д. (2013) Мыслення как предмет психологии. Научные записки. Серия «Психология и педагогика» [Серия «Психология и педагогика»] Выпуск 25. С. 3-9. Особенности взаимосвязи образного и понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста] «Педагогическая и возрастная психология» // Киев, 24 с., 9.0003

Пиаже, ж. (1998) Речь и мышление ребенка. Москва. 347с. [на русском].

Поддьяков Н.Н. (1981) К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. II. Москва : Наука. 458 с. [на русском].

Проколиенко Л. М. (1979) Формирование доопытности в детях дошкольного возраста. Киев : Радянська школа. 88 с. [на украинском языке].

Товкач И.Э. (2016) Анализ индивидуальных особенностей структуры познавательной деятельности старших дошкольников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *