Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Проблемно ориентированный копинг: проблемно-ориентированный копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused).

проблемно-ориентированный копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused).

Проблемно-ориентированный копинг направлен на попытку человека решить ситуации, справиться с проблемой различным способом (поиск информации о том что делать и как поступить, планирование решения проблемы и др.), он более долгосрочен по временной перспективе и считается более конструктивным способом преодоления трудностей.

Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации (просто дают человеку почувствовать себя лучше), поэтому он считается скорее неконструктивным способом преодоления. Примеры таких не конструктивных стратегий: бегство-избегание, дистанцирование.

Поэтому, если обобщить и упростить, то копинг-стратегии могут быть:

КОНСТРУКТИВНЫЕ:

планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки, положительная переоценка.

СРЕДНИЕ

конфронтационный копинг, самоконтроль. (примечание от меня: стратегия «принятие ответственности» в данной методике носит самообвинительный характер, как признание себя виноватым в своих проблемах, неудачах, поэтому не могу ее назвать конструктивной, результаты в исследовании показывают обратное).

НЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ

бегство-избегание, дистанцирование.

НО однозначно продуктивных и непродуктивных стратегий нет, многое зависит от ситуации, самого человека (его индивидуальных особенностей, склонностей). Таким образом, об эффективности можно судить исходя из результатов (удалось ли справиться с проблемой) и состояния человека. Есть и «полоролевой стереотип». Считается, что женщины (и феминные мужчины) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности

эмоционально, а мужчины (и мускулинные женщины) – инструментально, путем преобразования внешней ситуации. (девушки, а надо ли нам идти против своей «природы», тем более что выражение чувств считается достаточно эффективным способом преодоления стресса)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ БАЛЛЛОВ:

Описание шкал (стратегий):

  1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

  2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

  3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:

  4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

  5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

  6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

  7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

  8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Копинг стратегии — Психолог Григорьева Елена

, Елена , Комментарии к записи Копинг стратегии отключены

Копинг-стратегии — это способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией. В трудной ситуации человек испытывает стресс и напряжение. Это неприятно, и поэтому человек хочет выйти из этой ситуации как можно скорее. Копинг-стратегии являются привычными схемами, с помощью которых конкретный человек привык выходить из сложных для себя ситуаций.

Копинг бывает проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный. Проблемно-ориентированный копинг направлен на изменение ситуации, эмоционально-ориентированный копинг – на регуляцию эмоционального состояния, вызванного стрессовой ситуацией.

Помимо понятия «копинг-стратегия» существует еще понятие копинг-стиля. Копинг-стиль относит поведение к одному из трех видов реагирования на угрожающую ситуацию. Как и животное, человек обычно использует три стиля реагирования на угрозу: замирание, бегство и нападение. Применительно к человеческому поведению это будет капитуляция, избегание и сверхкомпенсация.

При капитуляции человек принимает неприятное переживание за нечто необоримое, с чем можно только смириться, и ведет себя в соответствии с этой идеей. При избегании человек пытается не попадать в определенные сложные для него ситуации. При сверхкомпенсации человек ведет себя так, как будто вовсе не находится или не может попасть в трудную ситуацию, которой боится.

Примеры реагирования согласно каждому из копинг-стилей в ситуации, когда человек боится критики окружающих.

1) Копинг-стиль «Капитуляция»: человек идет не вечеринку, где чувствует себя очень некомфортно и скованно, и думает, что он вот такой вот скованный и неинтересный человек, и ничего с этим не поделаешь.

2) Копинг-стиль «Избегание»: человек избегает вечеринок и любых ситуаций общения, где может почувствовать себя неловко.

3) Копинг-стиль «Сверхкомпенсация»: человек идет на вечеринку и старается там стать душой компании, громко разговаривает и смеется, пьет алкоголь, пытаясь скрыть от себя и других людей свой дискомфорт.

У каждого копинг-стиля есть несколько копинг-стратегий, с помощью которых реализовывается стремление избежать ситуации, смириться с ней или компенсировать ее.

Опросник «Стратегии совладающего поведения» («Ways of Coping Questionnaire») является наиболее успешной методикой для выявления предпочитаемого копинг поведения. Опросник был стандартизирован и адаптирован в лаборатории клинической психологии института им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 50 вопросов. Опросник основан на копинг тесте Лазаруса и является его русскоязычной адаптацией.

В тесте определяется предпочтение одной или нескольких из восьми стратегий совладания со стрессом.

Копинг стратегия конфронтация предполагает активную деятельность, направленную на изменение ситуации или на отреагирование негативных эмоций, с ней связанных. Предпочтение этой стратегии часто подразумевает импульсивное поведение, враждебность, конфликтность, трудности прогнозирования результатов действий, направленность преимущественно на разрядку эмоционального напряжения.

Копинг-стратегия дистанцирования предполагает эмоциональное выключение из ситуации, снижение ее субъективной значимости путем рационализации, юмора, переключения внимания и т.п.

Стратегия самоконтроля предполагает сдерживание и подавление эмоций, контроль поведения. Обычно эта стратегия совладания со стрессом связана со стремлением скрывать от окружающих свои чувства.

Поиск социальной поддержки – стратегия совладания со стрессом, направленная на поиск информационной (обращение к экспертам и знакомым) и эмоциональной (эмпатия, стремление поделиться, выговориться) поддержки.

Стратегия принятия ответственности предполагает признание своей роли в сложившейся ситуации путем самокритики и самообвинения.

Стратегия бегство-избегание – уклонение от проблемы в виде ее отрицания, фантазирования и т.д.

Копинг стратегия планирования решения проблемы предполагает анализ ситуации, планирование собственных действий с учетом прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Положительная переоценка – стратегия совладания со стрессом, направленная на переоценку негативных переживаний, рассмотрение их в качестве ресурса для личностного роста.

Каждая из стратегий может быть как адаптивной, так и не адаптивной, в зависимости от ситуации и ресурсов личности.

Posted in Статьи по психологии.

Стратегии преодоления стресса, ориентированные на эмоции, и проблемы, ориентированные на проблемы

Что лучше для снижения стресса? Пытаетесь решить свои проблемы или пытаетесь управлять своими реакциями? Узнаем в этом посте.

Копинг — это «усилия человека по управлению требованиями, которые оцениваются как обременительные или превышающие его ресурсы». (1) Другими словами, копинг — это то, как мы пытаемся справиться со стрессом. Это широко изучаемая тема в психологии, и существует более 400 классифицированных стилей совладания. (2) Этих стилей обычно подразделяются на два различных типа: ориентированные на проблемы и ориентированные на эмоции. В этом посте мы рассмотрим, какая стратегия лучше и почему.

Содержание этого поста адаптировано из нашего Руководства для студентов по стрессу для IB Health Psychology.

Стратегии совладания, ориентированные на проблему, направлены на изменение или устранение стрессора. Если вы адаптируете стратегию, чтобы попытаться справиться со стрессором напрямую, вы используете совладание, сфокусированное на проблеме. Например, планирование, решение проблем или полное устранение стрессора являются примерами совладания, ориентированного на проблему. (3)

Копинг, ориентированный на эмоции, — это когда вы пытаетесь справиться со своей эмоциональной реакцией на стрессор. Если вы пытаетесь уменьшить, устранить или просто вытерпеть свою эмоциональную реакцию на стрессор, то вы используете совладание, сфокусированное на эмоциях. Примеры включают уход в себя, выплескивание гнева и разочарования, поиск эмоциональной поддержки, отвлекающие факторы, размышления и принятие смирения (принятие проблемы всегда будет существовать).

По общему мнению психологов, совладание с проблемами, сфокусированное на проблеме, является более эффективной стратегией преодоления, поскольку оно неизменно связано с более низким уровнем стресса и лучшим психическим здоровьем (4). Точно так же люди, которые используют совладание, ориентированное на эмоции, более подвержены риску заболеваний, связанных со стрессом (например, болезней сердца), по сравнению с теми, кто использует совладание, сфокусированное на проблеме (5).

Стратегии выживания могут объяснить гендерные различия в уровне воспринимаемого стресса. Многочисленные исследования показали, что женщины склонны использовать более сфокусированное на эмоциях совладание, в то время как мужчины в большей степени используют совладание, ориентированное на проблему (6). Однако когда дело доходит до изучения подростков и стресса, существует «… восприятие стрессоров в школе, как они справляются с такими стрессорами и чем это отличается с гендерной точки зрения» (7). Большинство исследований проводилось на взрослых. Тем не менее, некоторые исследователи изучали связи между преодолением трудностей и проблемами психического здоровья, тесно связанными со стрессом (например, депрессией) среди подростков (8) 9.0003

Основное исследование: Стратегии совладания у итальянских подростков (Cicognani, 2011)

Цель: Понять стратегии совладания и то, как они связаны с психическим здоровьем подростков.

Можете ли вы рассказать о результатах этого исследования? Какой совет вы можете извлечь из него?

Методы:

  • Выборка = 342 старшеклассника (14–19 лет) в Северной Италии.
  • Способность справляться измерялась с помощью опросника (опросник преодоления трудностей в различных ситуациях – CASQ)
  • Психическое здоровье измеряли с помощью опросника субъективного благополучия (включая депрессивное настроение).
  • Она также собрала данные об уровне самоэффективности и социальной поддержки.

Результаты:

  • Результаты показали значительную корреляцию между стратегиями выживания и психологическим благополучием.
  • Например, следующие стратегии выживания, ориентированные на эмоции, коррелировали с депрессивным настроением:
    • в ожидании худшего (r = 0,31),
    • изъятие (r = 0,37),
    • и признавая, что проблемы будут всегда (r = 0,32).
  • Результаты также показали, что девочки чаще, чем мальчики, чаще использовали эти стратегии совладания, ориентированные на эмоции.
  • Самоэффективность и поддержка семьи повлияли на то, какие стратегии выживания использовались (например, сокращение использования стратегий, ориентированных на эмоции, таких как уход в себя), и это улучшило самочувствие.

Выводы

  • Это показывает, как совладание с эмоциями может иметь негативное влияние на психическое здоровье.
  • Однако это также показывает, что такие факторы, как самоэффективность и социальная поддержка, могут влиять на выбор стратегий выживания и, таким образом, также влиять на психическое здоровье.
  • Результаты могут объяснить общий вывод о том, что девочки сообщают о более высоких уровнях субъективного стресса в исследованиях стресса.

Эти результаты согласуются с другими исследованиями, которые показывают, что женщины, как правило, используют больше сфокусированных на эмоциях копингов, что может объяснить гендерные различия в восприятии стресса и распространенности связанных со стрессом проблем психического здоровья, таких как тревога и депрессия. Однако такие факторы, как социальная поддержка и самоэффективность, могут влиять на то, какую стратегию выживания мы используем. Исследования показали, что девочки сообщают о более высоком уровне эмоциональной самоэффективности, тогда как мальчики сообщают о более высоком уровне самоэффективности при решении проблем (9). ). Наша самоэффективность влияет на нашу оценку наших ресурсов, поэтому мы, естественно, будем использовать стратегию выживания, которую считаем своей сильной стороной. Возможно, поэтому мальчики и девочки используют разные стратегии выживания.

Психология никогда не бывает такой простой, как A=B: хотя совладание, сфокусированное на проблеме, вероятно, лучше, но это не всегда правильный ответ.

Однако важно отметить, что люди склонны использовать обе стратегии одновременно. В годичном исследовании 100 участников Фолкман и Лазарус (1980) обнаружили, что в 98% стрессовых ситуаций их участники использовали комбинацию обеих стратегий. Фактор стресса, его оценка, пол и возраст также влияли на используемые стратегии. Например, люди использовали более сфокусированное на проблеме преодоление трудностей на работе и совладание с эмоциями, когда дело касалось их здоровья (10).

Точно так же нет четкого черно-белого ответа на вопрос, какая стратегия выживания лучше. Например, позитивная переоценка может считаться стратегией выживания, ориентированной на эмоции, и это связано с положительными результатами для здоровья (11). измененный может быть менее эффективным, чем ориентированный на эмоции.

Способность эффективно справляться со стрессом требует понимания того, как использовать различные стратегии и применять соответствующие стратегии к факторам стресса в вашей жизни. Это напоминает мне молитву о безмятежности: «Боже, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

«Боже, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого». Существует множество психологических исследований, подтверждающих мудрость этой простой молитвы.

Скопируйте отсюда для критических соображений по мышлению

  • Хотя исследование Чиконьяни можно использовать для объяснения связи между совладанием и стрессом у подростков, для этого есть фундаментальное ограничение. Вы видите, что это такое?
  • Предположения : Вышеупомянутый наводящий вопрос основан на предположении, что совладание, сфокусированное на проблеме, лучше, чем совладание, сфокусированное на эмоциях. Тем не менее, это не всегда так. Когда совладание, сфокусированное на эмоциях, может быть лучшей стратегией? Можете ли вы применить это к конкретным примерам из вашей жизни?
  • Область неопределенности — как классифицировать когнитивную переоценку. Как это может быть сфокусированной на проблеме и/или сфокусированной на эмоциях стратегией выживания? Austenfeld и Stanton (2004) использовали термин «эмоциональный подход к копингу» для описания стратегий активной регуляции эмоций, таких как когнитивная переоценка.

Для получения дополнительных материалов для IB Health Psychology посетите наш магазин: https://store.themantic-education.com/

Ссылки

  • 1Лазарь и Фолькман, 19 лет84; Питер Олусога, Джоан Батт, Ян Мейнард и Кейт Хейс (2010) Стресс и преодоление: исследование тренеров мирового класса, Журнал прикладной спортивной психологии, 22: 3, 274-293, DOI: 10.1080/10413201003760968

  • 2 Скиннер, Э. А., Эдж, К. , Альтман, Дж., и Шервуд, Х. (2003). Поиск структуры совладания: обзор и критика систем категорий для классификации способов совладания. Психологический вестник, 129(2), 216.

  • 3 Кэрролл, Л. (2013). Сосредоточенность на проблеме. Энциклопедия поведенческой медицины, 1540-1541 гг.; Херрес, Дж. (2015). Профили совладания подростков различают сообщения о симптомах депрессии и тревоги. Журнал аффективных расстройств, 186, 312-319..

  • 4 Пенли, Дж. А., Томака, Дж., и Вибе, Дж. С. (2002). Связь преодоления последствий физического и психологического здоровья: метааналитический обзор. Журнал поведенческой медицины, 25(6), 551-603.

  • 5 Кьяварино, К., Рабеллино, Д., Ардито, Р. Б., Кавальеро, Э., Палумбо, Л., Бержерон, С., … и Бара, Б. Г. (2012). Эмоциональное преодоление является лучшим предиктором сердечного прогноза, чем депрессия и тревога. Журнал психосоматических исследований, 73(6), 473-475; Бафги, С.М.С., Ахмади, Н., Ардекани, С. М.Ю., Джафари, Л., Ардекани, Б.Б., Хейдари, Р., … и Фараджи, Р. (2018). Обзор стратегий совладания со стрессом у больных с острым инфарктом миокарда и у лиц, не имеющих в анамнезе фиксированного инфаркта миокарда. Кардиологическое исследование, 9(1), д. 35.

  • 6 Шенмакерс, Э. К., ван Тилбург, Т. Г., и Фоккема, Т. (2015). Варианты преодоления проблем и эмоций, а также одиночество: как они связаны? Европейский журнал старения, 12(2), 153-161.

  • 7 Wilhsson, M., Svedberg, P., H  gdin, S., & Nygren, J.M. (2017). Стратегии для девочек и мальчиков подросткового возраста по преодолению школьного стресса. !e Journal of School Nursing, 33(5), 374-382.

  • 8 Чиконьяни, Э. (2011). Стратегии преодоления незначительных стрессоров в подростковом возрасте: отношения с социальной поддержкой, самоэффективность и психологическое благополучие. Журнал прикладной социальной психологии, 41 (3), 559-578.

  • 9 Флорес, Ф. Дж., Майорга-Вега, Д., Бланко, Дж. Р., и Бланко, Х. (2014). Воспринимаемая самоэффективность в решении проблем и научном общении у студентов университетов. Гендерное исследование. Психология, 2014.; Маккей, М.Т., Демпстер, М., и Бирн, Д.Г. (2014). Изучение взаимосвязи между самоэффективностью и стрессом у подростков: роль пола и самооценки. Журнал молодежных исследований, 17(9)), 1131-1151.

  • 10 Фолкман С. и Лазарус Р. С. (1980). Анализ преодоления в выборке сообщества среднего возраста. Журнал здоровья и социального поведения, 219-239.

  • 11 Келли М.М., Тырка А.Р., Прайс Л.Х. и Карпентер Л.Л. (2008). Половые различия в использовании копинг-стратегий: предикторы тревожных и депрессивных симптомов. Депрессия и тревога, 25(10), 839-846

  • «Преодоление» Скиннер Э.А. и Циммер-Гембек М. в Энциклопедии психического здоровья (второе издание), 2016 г.

  • Херрес, Дж. (2015). Профили совладания подростков различают сообщения о симптомах депрессии и тревоги. Журнал аффективных расстройств, 186, 312-319.

  • Компас, Б.Е., Коннор-Смит, Дж.К., Зальцман, Х., Фомсен, А.Х., и Уодсворт, М.Э. (2001). Преодоление стресса в детстве и подростковом возрасте: проблемы, прогресс и потенциал в теории и исследованиях. Психологический вестник, 127(1), 87.

  • Гриффит, Массачусетс, Дубоу, Э.Ф., и Ипполито, М.Ф. (2000). Развитие и кросс-ситуативные различия в копинг-стратегиях подростков. Журнал юности и отрочества, 29(2), 183-204

Трэвис Диксон

Трэвис Диксон — преподаватель психологии IB, автор, руководитель семинара, экзаменатор и модератор IA.

Регулирование стресса | Введение в психологию

Цели обучения

  • Дать определение совладания и провести различие между совладанием, ориентированным на проблему, и совладанием, ориентированным на эмоции
  • Опишите важность воспринимаемого контроля в наших реакциях на стресс

Колпачки

Лазарь и Фолькман (1984) выделил два основных вида копинга: копинг, ориентированный на проблему, и копинг, ориентированный на эмоции. При копинге, сфокусированном на проблеме, человек пытается управлять или изменить проблему, которая вызывает у него стресс (т. е. источник стресса). Стратегии , ориентированные на преодоление проблем , аналогичны стратегиям, используемым в повседневном решении проблем: они обычно включают выявление проблемы, рассмотрение возможных решений, взвешивание затрат и выгод этих решений, а затем выбор альтернативы (Lazarus & Folkman, 19).84). В качестве примера предположим, что Брэдфорд получил промежуточное уведомление о том, что он не справляется с классом статистики. Если Брэдфорд примет подход к управлению своим стрессом, ориентированный на проблему, он будет активно пытаться уменьшить источник стресса. Он может связаться со своим профессором, чтобы обсудить, что нужно сделать, чтобы повысить его оценку, он также может решить выделить два часа в день на изучение статистических заданий и может обратиться за помощью к репетиторству. Ориентированный на проблему подход к управлению стрессом означает, что мы активно пытаемся сделать что-то для решения проблемы.

Совладание, сфокусированное на эмоциях , напротив, состоит из усилий по изменению или уменьшению негативных эмоций, связанных со стрессом. Эти усилия могут включать в себя избегание, сведение к минимуму или дистанцирование от проблемы, позитивное сравнение с другими («Мне не так плохо, как ей») или поиск чего-то положительного в негативном событии («Теперь, когда я меня уволили, я могу поспать несколько дней»). В некоторых случаях стратегии совладания, ориентированные на эмоции, включают переоценку, при которой стрессор истолковывается по-другому (и несколько самообманчиво) без изменения его объективного уровня угрозы (Lazarus & Folkman, 19).84). Например, человек, приговоренный к федеральной тюрьме, который думает: «Это даст мне отличный шанс пообщаться с другими», использует переоценку. Если бы Брэдфорд применил эмоциональный подход к преодолению своего среднесрочного дефицита стресса, он мог бы посмотреть комедию, поиграть в видеоигры или часами сидеть в Твиттере, чтобы отвлечься от ситуации. В определенном смысле совладание, сфокусированное на эмоциях, можно рассматривать как лечение симптомов, а не фактической причины.

Хотя многие стрессоры вызывают оба типа копинг-стратегий, совладание, сфокусированное на проблеме, чаще возникает при столкновении со стрессорами, которые мы считаем контролируемыми, в то время как совладание, сфокусированное на эмоциях, с большей вероятностью преобладает при столкновении со стрессорами, которые, по нашему мнению, мы бессильны изменить. (Фолкман и Лазарь, 19 лет)80). Очевидно, что копинг, ориентированный на эмоции, более эффективен в борьбе с неконтролируемыми стрессорами. Например, стресс, который вы испытываете, когда умирает любимый человек, может быть непреодолимым. Вы просто бессильны изменить ситуацию, так как вы ничего не можете сделать, чтобы вернуть этого человека. Самая полезная копинг-реакция — это совладание, сфокусированное на эмоциях, направленное на минимизацию боли периода скорби.

К счастью, большинство стрессоров, с которыми мы сталкиваемся, можно модифицировать и в той или иной степени контролировать. Человек, который терпеть не может свою работу, может уволиться и искать работу в другом месте; разведенный мужчина средних лет может найти другого потенциального партнера; первокурсник, который провалил экзамен, может в следующий раз учиться усерднее, а опухоль в груди не обязательно означает, что человеку суждено умереть от рака груди.

Попробуйте

Контроль и стресс

Желание и способность предсказывать события, принимать решения и влиять на результаты — то есть осуществлять контроль над своей жизнью — является основным принципом человеческого поведения (Everly & Lating, 2002). Альберт Бандура (1997) заявил, что «интенсивность и хроничность человеческого стресса в значительной степени определяются осознанным контролем над жизненными требованиями» (стр. 262). Как убедительно описано в его заявлении, наша реакция на потенциальные стрессоры в значительной степени зависит от того, насколько мы чувствуем, что контролируем такие вещи. Воспринимаемый контроль — это наши убеждения о нашей личной способности влиять на результаты и формировать их, и это имеет серьезные последствия для нашего здоровья и счастья (Infurna & Gerstorf, 2014). Обширные исследования показали, что восприятие личного контроля связано с рядом благоприятных результатов, таких как улучшение физического и психического здоровья и улучшение психологического благополучия (Diehl & Hay, 2010). Больший личный контроль также связан с более низкой реактивностью к стрессорам в повседневной жизни. Например, исследователи в ходе одного исследования обнаружили, что более высокий уровень воспринимаемого контроля в какой-то момент позже был связан с более низкой эмоциональной и физической реакцией на межличностные стрессоры (Neupert, Almeida, & Charles, 2007). Кроме того, исследование ежедневных дневников с участием 34 пожилых вдов показало, что их уровень стресса и беспокойства значительно снижался в те дни, когда вдовы ощущали больший контроль (Ong, Bergeman, & Bisconti, 2005).

Копать глубже: выученная беспомощность

Когда нам не хватает чувства контроля над событиями в нашей жизни, особенно когда эти события угрожают, вредны или пагубны, психологические последствия могут быть серьезными. Одной из лучших иллюстраций этой концепции является то, что психолог Мартин Селигман провел в 1960-х годах серию классических экспериментов (Seligman & Maier, 1967), в которых собак помещали в камеру, где их били электрическим током, из которого они не могли выбраться. Позже, когда этим собакам дали возможность избежать ударов, перепрыгнув через перегородку, большинство из них даже не попытались; казалось, что они просто сдавались и пассивно принимали любые удары током, которые экспериментаторы выбирали для них. Для сравнения, собаки, которым раньше позволяли избежать ударов током, как правило, перепрыгивали через перегородку и избегали боли.

Рисунок 1 . В экспериментах Селигмана с выученной беспомощностью с собаками использовался прибор, который измерял, когда животные переходили с пола, наносящего удары током, на пол без него.

Селигман полагал, что собаки, которым не удалось избежать более поздних ударов током, демонстрировали выученную беспомощность: они уверовали в то, что бессильны что-либо сделать с полученной вредной стимуляцией. Селигман также считал, что пассивность и отсутствие инициативы, продемонстрированные этими собаками, аналогичны тем, которые наблюдаются при депрессии у людей. Поэтому Селигман предположил, что приобретение чувства выученной беспомощности может быть важной причиной депрессии у людей: люди, которые переживают негативные жизненные события, которые, по их мнению, они не могут контролировать, могут стать беспомощными. В результате они отказываются от попыток контролировать или изменить ситуацию, а некоторые могут впадать в депрессию и проявлять отсутствие инициативы в будущих ситуациях, в которых они могут контролировать исход (Seligman, Maier, & Geer, 19).68).

Позднее Селигман и его коллеги переформулировали первоначальную модель выученной беспомощности при депрессии (Abramson, Seligman, & Teasdale, 1978). В своей переформулировке они подчеркивали, что атрибуции (то есть мысленное объяснение того, почему что-то произошло), которые приводят к восприятию того, что человеку не хватает контроля над негативными последствиями, важны для воспитания чувства выученной беспомощности. Например, предположим, что коллега опаздывает на работу; ваше убеждение в том, что вызвало опоздание коллеги, будет атрибуцией (например, слишком много трафика, слишком поздно лег спать или просто не заботится о том, чтобы прийти вовремя).

В переформулированной версии исследования Селигмана утверждается, что приписывание отрицательных жизненных событий способствует депрессии. Рассмотрим пример студента, плохо сдавшего промежуточный экзамен. Эта модель предполагает, что учащийся сделает три типа атрибуций для этого результата: внутренние против внешних (полагая, что результат был вызван его собственными личными недостатками или факторами окружающей среды), стабильные против нестабильных (полагая, что причина может быть изменены или являются постоянными), и глобальный против конкретного (вера в результат является признаком неадекватности практически во всем, а не только в этой области). Предположим, что учащийся делает внутренний («я просто не умный»), устойчивый («Ничего нельзя сделать, чтобы изменить тот факт, что я не умный») и глобальный («Это еще один пример того, какой я паршивый во всем») атрибуция за плохую работу. Переформулированная теория предсказывает, что учащийся почувствует отсутствие контроля над этим стрессовым событием и, таким образом, будет особенно склонен к развитию депрессии. Действительно, исследования показали, что у людей, склонных приписывать плохие результаты внутренним, глобальным и устойчивым атрибуциям, как правило, развиваются симптомы депрессии при столкновении с негативным жизненным опытом (Peterson & Seligman, 19).84).

Модель выученной беспомощности Селигмана с годами стала ведущим теоретическим объяснением возникновения большого депрессивного расстройства. Последняя переформулировка этой модели теперь известна как теория безнадежности.

Люди, которые сообщают о более высоком уровне воспринимаемого контроля, рассматривают свое здоровье как контролируемое, что повышает вероятность того, что они будут лучше управлять своим здоровьем и будут вести себя, способствующие хорошему здоровью (Bandura, 2004). Неудивительно, что больший воспринимаемый контроль был связан с более низким риском проблем с физическим здоровьем, включая ухудшение физического функционирования (Infurna, Gerstorf, Ram, Schupp, & Wagner, 2011), сердечных приступов (Rosengren et al. , 2004) и обоих. заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями (Stürmer, Hasselbach, & Amelang, 2006) и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (Surtees et al., 2010). Кроме того, лонгитюдные исследования британских государственных служащих показали, что у тех, кто занимает должности с низким статусом (например, канцелярские и офисные вспомогательные работники), где степень контроля над работой минимальна, вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний значительно выше, чем у тех, у кого высокий статус. — статусные должности или значительный контроль над их работой (Marmot, Bosma, Hemingway, & Stansfeld, 19 лет).97).

Связь между воспринимаемым контролем и здоровьем может объяснить часто наблюдаемую взаимосвязь между социально-экономическим статусом (СЭС) и последствиями для здоровья (Kraus, Piff, Mendoza-Denton, Rheinschmidt, & Keltner, 2012). В целом исследования показали, что более состоятельные люди имеют лучшее здоровье отчасти потому, что они склонны верить, что могут лично контролировать и управлять своими реакциями на жизненные стрессоры (Johnson & Krueger, 2006). Возможно, воодушевленные предполагаемым уровнем контроля, люди с более высоким уровнем СЭС могут быть склонны переоценивать степень своего влияния на конкретные результаты. Например, люди с более высоким уровнем СЭС склонны полагать, что их голоса имеют большее влияние на исход выборов, чем люди, живущие в условиях с более низким СЭС, что может объяснить более высокий уровень голосования в более богатых сообществах (Кросник, 19).90). Другое исследование показало, что чувство воспринимаемого контроля может защитить менее состоятельных людей от ухудшения здоровья, депрессии и снижения удовлетворенности жизнью — все это, как правило, сопровождает более низкие состояния СЭС (Lachman & Weaver, 1998).

Взятые вместе, результаты этих и многих других исследований ясно показывают, что восприятие контроля и способности совладания важны для управления и преодоления стрессоров, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни.

Попробуйте

Подумай об этом

  • Попробуйте придумать пример, в котором вы справились с определенным стрессором, используя совладание, сфокусированное на проблеме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *