Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Процесс активного приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей среды: 1.1.8. Адаптация человека к окружающей среде

1.1.8. Адаптация человека к окружающей среде

Адаптация человека к окружающей среде, выработанная в процессе эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях.

Адаптация (от латинского — приспособляю) – это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, суть которого состоит в достижении стабильного равновесия между средой и организмом.

Механизмы адаптации человека весьма различны, поэтому выделяют:

Биологическая адаптация человека – это эволюционно возникшее приспособление организма человека, органа или функции к изменяющимся условиям среды обитания.

В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса:

  • фенотипическую адаптацию, или индивидуальную адаптацию, которую более правильно называть

    акклиматизацией;

  • генотипическую адаптацию, осуществляемую путем естественного отбора полезных признаков.

При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в фенотипических сдвигах, компенсаторных физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие со средой. При переходе к прежним условиям восстанавливается прежнее состояние фенотипа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. Фенотипическая адаптация у последующих поколений может перейти в генотипическую адаптацию.

При генотипической адаптации в организме происходят глубокие морфофизиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наследственных характеристик популяций, этнических групп и рас.

Любое уменьшение приспособительных возможностей представляет одновременно и снижение уровня здоровья, и в определенном смысле приближение к патологии.

Здоровьеэто состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют расстройства функций органов и систем организма, и обеспечивается максимальная адаптивность.

Поэтому болезнь можно рассматривать как нарушение нормальной физиологической адаптации к повседневным условиям жизни, а больным нужно считать того, кто неспособен выполнять определенную работу, либо, выполняя ее, он смещает некоторые жизненно важные параметры организма за пределы нормы. В зависимости от длительности действия негативного фактора и степени морфофункциональных перестроек в организме человека выделяют три этапа адаптации:

Если человек по каким-либо причинам не может адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, то это называется дезадаптация.

Дезадаптация – это невозможность обеспечить формирование адекватных приспособительных реакций, что приводит к частичной адаптации, либо к срыву адаптации.

Дезадаптация может возникнуть также и как следствие изначальной неполноценности какой-либо системы в организме.

Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида (коллектива) к социальной среде, для обеспечений условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей.

Социальная адаптация включает в себя приспособление, прежде всего к условиям и характеру труда (учебы), а также к характеру межличностных отношений, культурной среде, условиям проведения досуга, быту. Социальная адаптация предполагает как пассивное приспособление человека к условиям жизни (

пассивная адаптация), так и активное целенаправленное их изменение (активная адаптация). Эмпирически установлено, что доминирование у человека активной адаптации обусловливает более успешное протекание социальной адаптации. Выявлена также зависимость между характером ценностных ориентаций личности и типом адаптационного поведения. Так, у людей, ориентированных на проявление и совершенствование своих способностей, доминирует установка на активно-преобразовательное взаимодействие с социальной средой. У ориентированных на материальное благополучие — избирательность, целевая ограниченность социальной активности. У ориентированных на комфорт — приспособительное поведение. Ценностные ориентации определяют также требования человека к характеру и условиям труда, быта, досуга, характеру межличностного общения. Например, монотонный труд на конвейере, как правило, угнетающе воздействует на людей с высоким образовательным уровнем, но удовлетворяет работников с низким уровнем образования и квалификации.

Этническая адаптация — приспособление этнических групп (народов) к природной и социально-культурной среде районов их обитания.

Изучение этого процесса и связанных с ним проблем входит главным образом в задачу этнической экологии. В социально-культурной адаптации этносов много своеобразного, обусловленного языково-культурными, политическими, экономическими и другими параметрами среды обитания. Наиболее отчетливо это проявляется при этнической адаптации групп иммигрантов в странах их оседания. В настоящее время появились проблемы при реадаптации представителей единого этноса среди этнически однородного населения, но с иной культурой.

Таковы, например, немцы из бывшего СССР, переезжающие на жительство в Германию, или русские из Средней Азии и Казахстана, возвращающиеся в Россию. При этом принято выделять адаптацию, связанную с занятостью (устройством на работу), а также языково-культурную адаптацию, получившую название «аккультурация». Нормальный ход этнической адаптации может быть сильно осложнен и задержан проявлениями национализма и расизма в виде дискриминации (неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку), сегрегации (принудительно поддерживаемое разделение расовых групп населения страны) и т.п.

    1. Концепция безопасности жизни человека

Адаптация человека | это… Что такое Адаптация человека?

— одно из ключевых понятий в экологии человека, а также во многих других дисциплинах (физиологии, антропологии, медицинской географии, социологии, этнографии и пр.). Адаптация человека к новой для него среде — сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения.
Адаптация человека — процесс двусторонний; человек не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения, к которой относятся — жилища, одежда, транспорт, инфраструктура, питание и т.д. Механизмы адаптации человека  весьма различны, поэтому применительно к человеческим общностям выделяют: 1) биологическую, 2) социальную и 3) этническую (как особый вариант социальной) адаптацию.

1.Биологическая адаптация человека — эволюционно возникшее приспособление организма человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей органа, функции или всего организма к изменяющимся условиям среды. В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса — фенотипическую или индивидуальную адаптацию, которую более правильно называть

акклиматизаций (см.) и генотипическую адаптацию, осуществляемую путем естественного отбора полезных для выживания признаков. При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в фенотипических сдвигах, компенсаторных физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие со средой. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фенотипа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. При генотипической адаптации в организме происходят глубокие морфо-физиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наследственных характеристик популяций, этнических групп и рас.

Понятие адаптация оказалось исключительно плодотворным в разработке критериев норм здоровья и болезни. По определению В.В. Парина, здоровье представляет собой оптимальное состояние организма, при котором обеспечивается максимальная адаптивность. Любое уменьшение приспособительных возможностей представляет одновременно и снижение уровня здоровья и в определенном смысле приближение к патологии.

Поэтому болезнь можно рассматривать как нарушение нормальной физиологической адаптации к повседневным условиям, а больным нужно считать того,  кто неспособен выполнять определенную работу, либо, выполняя ее он смещает некоторые жизненно важные параметры организма за пределы нормы. В зависимости от длительности действия неадекватного фактора и степени морфо-функциональных перестроек выделяют три этапа адаптации: начальный, этап неустановившейся адаптации и долговременную, установившуюся адаптацию или состояния адаптивности. Невозможность обеспечить формирование адекватных приспособительных реакций приводит к частичной адаптации, либо к срыву адаптации — дезадаптации. Дезадаптация может возникнуть также и как следствие изначальной неполноценности какой-либо системы.

Изучение адаптации человека неразрывно связано с характеристикой среды его обитания. Механизмы адаптации можно понять только тогда, когда детально изучены условия, к которым человек должен адаптироваться. Чем необычнее и сложнее для человека новые экологические условия, тем тяжелее протекает у него адаптация. У пожилых и больных адаптационные возможности значительно ниже, чем у молодых и здоровых людей. Но в некоторых районах даже они не могут полностью адаптироваться. А.П. Авцын подчеркивал, что иногда в силу тех или иных причин резервы организма истощаются прежде, чем достигнута адаптация. Иногда адаптационные резервы истощаются после того, как организм в течении некоторого периода был в состоянии адаптированности. В обоих случаях наступает дезадаптация, которая может принять различные формы: 1) дезадаптация с недостаточной способностью к восстановлению, когда работоспособность практически сохранена, но она неустойчива и невысока; 2) дезадаптация с явным дефектом, что ведет к снижению или утрате трудоспособности и даже к инвалидности; 3) дезадаптация со скрытым дефектом, который выявляется только с течением времени или под влиянием сверхнагрузки; 4) дезадаптация с сохранением работоспособности, но с утратой фертильности или приобретением потенциальной тератогенности в последующих поколениях, что связано с повреждением генома клеток репродуктивной системы.

Исследования по адаптации человека приобрели особое значение в связи с интенсивным развитием НТР, выходом людей за пределы привычной для них среды обитания — освоение экстремальных районов (Арктика, Антарктика, пустыни, океанический шельф, высокогорья), космического пространства. Одновременно возникла необходимость изучать адаптацию к новым факторам среды — радиация, химическое загрязнение, шум, вибрация, электромагнитные поля. Решение теоретических и прикладных вопросов экологии человека выдвинуло проблему типизации территории на основе оценки возможности большинства населения адаптироваться в этих районах. Это позволяет решать принципиальный вопрос о пригодности или непригодности тех или иных районов для формирования постоянного населения из пришлых контингентов. В пределах Российской Федерации выделены следующие типы территорий: 1. Экстремальные, где эффективная адаптация большей части пришлого населения протекает с критическим напряжением адаптационных систем организма, с тенденцией к декомпенсации. 2. Дискомфортные, где эффективная адаптация большей части переселенцев сопровождается очень сильным напряжением адаптационных систем организма, с затрудненной компенсацией. 3. Гипокомфортные, где адаптация большей части переселенцев протекает с сильным напряжением адаптационных систем организма с постепенной компенсацией. 4. Прекомфортные, где адаптация пришлого населения сопровождается умеренным напряжением адаптационных систем организма и имеет тенденцию к быстрой компенсации. 5.Комфортные, где адаптация большей части переселенцев протекает быстро и безболезненно.

Важная составная часть теории адаптации — концепция о биосоциальной плате за адаптацию, сформулированная А.П. Авцыным. В экстремальных условиях, требующих максимального напряжения адаптационных систем организма, адаптированность человека достигается только ценой определенной биосоциальной платы. Высокая степень адаптированности к экстремальным условиям — это своеобразная биосоциальная специализация, сопровождающаяся крайним напряжением вполне определенных систем — от организменного до молекулярного. В результате такого напряжения индивидуум приобретает те или иные свойства. Однако, это, как правило, достигается за счет утраты или существенного изменения его свойств, которыми он ранее располагал.

2. Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. Социальная адаптация включает в себя приспособление прежде всего к условиям и характеру труда (учебы), а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту.  Процесс социальной адаптации тесно связан с процессом социализации индивида, интериоризации общественных и групповых норм. Социальная адаптация предполагает как приспособление индивида к условиям жизнедеятельности (пассивная  адаптация), так и активное целенаправленное их изменение (активная адаптация). Эмпирически установлено, что доминирование у индивида второго из названных типов адаптационного поведения обуславливает более успешное протекание социальной адаптации. Выявлена также зависимость между характером ценностных ориентаций личности и типом адаптационного поведения. Так, у людей, ориентированных на проявление и совершенствование своих способностей, доминирует установка на активно-преобразовательное взаимодействие с социальной средой, у ориентированных на материальное благополучие — избирательность, целевая ограниченность социальной активности, у ориентированных на комфорт — приспособительное поведение. Ценностные ориентации определяют также требования индивида к характеру и условиям труда, быта, досуга, характеру межличностного общения. Например, монотонный труд на конвейере, как правило, угнетающе воздействует на людей с высоким образовательным уровнем, но удовлетворяет работников с низким уровнем образования и квалификации.

3.Этническая адаптация —приспособление этнических групп (общностей) к природной и социально-культурной среде районов их обитания. Изучение этого процесса и связанных с ним проблем входит главным образом в задачу этнической экологии. В социально-культурной адаптации этносов много своеобразного, обусловленного языково-культурными, политическими, экономическими и другими параметрами окружающей среды. Наиболее отчетливо это проявляется при этнической адаптации групп иммигрантов в странах их оседания, напр., в США, Канаде, Аргентине и др. В настоящее время появились проблемы при реадаптации представителей единого этноса среди этнически однородного населения, но иной культурой. Таковы, например, немцы из бывшего СССР, переезжающие на жительство в Германию, или русские из Средней Азии и Казахстана, возвращающиеся в Россию. При этом принято выделять адаптацию, связанную с занятостью (устройством на работу), а также языково-культурную адаптацию, получившую название «аккультурация». Нормальный ход этнической адаптации может быть сильно осложнен и задержан проявлениями национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации и т. п. Резкое изменение среды обитания может привести к дезадаптации.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.

Адаптация к изменяющимся условиям — Бирмингемский университет

Описание

С момента своего зарождения жизнь на Земле должна была приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды — это представляет собой движущую силу эволюции.

В этом модуле изучается, как организмы обнаруживают изменения в окружающей среде и реагируют на них, а также рассматриваются различные поведенческие, физиологические и молекулярные механизмы, лежащие в основе адаптации к окружающей среде (стрессу).

Понимание этих взаимодействий организма и окружающей среды составляет основу экологии. Приводятся примеры из ряда организмов, но особое внимание уделяется наземным беспозвоночным (насекомым) и растениям.

Термин «окружающая среда» охватывает широкий спектр пространственных масштабов, от изменений, происходящих на клеточном уровне, до крупномасштабных географических различий между основными климатическими зонами (полярными, умеренными и тропическими).

Процесс «изменения» и адаптация к этим изменениям, в свою очередь, будут обсуждаться в широком спектре временных масштабов. К ним относятся:

  • Требование быстрой адаптации к потенциально резким изменениям условий окружающей среды, т.е. когда паразит впервые попадает в своего хозяина
  • Долгосрочные изменения и адаптации в сезонных временных масштабах, т.е. спячка/диапауза насекомых
  • Адаптация в эволюционной шкале времени, т.е. гипотеза «Красной Королевы» во всех сценариях прошлых изменений окружающей среды и в текущих моделях прогнозирования изменения климата

Основные цели этого модуля — предоставить учащимся информацию, руководство и доступ к ресурсам, которые позволят им:

  • Получите глубокое понимание того, как организмы реагируют и адаптируются к изменениям в окружающей среде.
  • Признать, что термин «окружающая среда» охватывает континуум пространственных масштабов от молекулярных сред внутри клеток до широких географических сред и климатических зон.
  • Учтите, что адаптация отдельного организма к изменению окружающей среды является временной и происходит во временном диапазоне от секунд до сезонов. Для видов адаптация является долгосрочной, но не фиксированной/постоянной и происходит во временной шкале поколений.
  • Интерпретация потенциального воздействия изменения климата на виды, сообщества и экосистемы. В частности, в отношении того, как скорость изменения окружающей среды может ограничить эффективную адаптацию и, таким образом, привести к изменениям в распределении видов и моделях численности
  • Станьте эффективными независимыми учениками, способными анализировать и интерпретировать научную литературу, чтобы помочь сформулировать и выразить свои собственные идеи

Оценка

Этот модуль оценивается экзаменом в основной летний экзаменационный период (60%) и двумя непрерывными оценочными упражнениями:

  • Понимание и обработка данных 
  • Упражнение по написанию гранта
  • Конфиденциальность
  • Юридический
  • Доступность
  • Интранет
  • Среда обучения Canvas
  • Схема публикации
  • Информация для заявителей
  • Свобода информации
  • Благотворительная информация
  • Файлы cookie и политика в отношении файлов cookie
  • Отзыв о сайте
  • Свяжитесь с нами

© Университет Бирмингема, 2023

Адаптация к изменению климата: вызов и возможность

Салимул Хук, старший научный сотрудник Группы по изменению климата Международный институт окружающей среды и развития


Вопрос первый: Требует ли изменение климата новых подходов к принятию решений? Достаточно ли того, как мы сейчас планируем будущее и реагируем на неожиданные изменения, чтобы приспособиться к неопределенности, масштабу, длительному времени выполнения и сложности, связанным с климатическими воздействиями?


Человечество адаптировалось ко всем видам условий, особенно климатическим, на протяжении тысячелетий и до сих пор делает это с относительным успехом. Человеческое общество будет продолжать делать это и в ответ на потенциальное неблагоприятное воздействие изменения климата. Однако уровень таких неблагоприятных воздействий может быть значительно снижен за счет упреждающей или плановой адаптации. Вопрос, рассматриваемый здесь, заключается в том, в какой степени мы можем извлечь уроки из прошлого и науки о будущем, чтобы планировать заранее, чтобы уменьшить эти неблагоприятные воздействия, когда они происходят.

Вопросы, на которые нужно ответить:

  1. Достаточно ли того, как мы сейчас планируем будущее и реагируем на неожиданные изменения, для учета неопределенности, масштаба, длительного времени выполнения и сложности, связанных с климатическими воздействиями?
  2. Например, способны ли текущие процессы принятия решений, используемые правительствами, учитывать долгосрочный характер, неожиданности, повышенные изменения и изменчивость, а также неопределенность изменения климата, или для принятия таких решений требуется совершенно новый подход?
  3. Если да, то что нужно изменить? И почему?
  4. Если нет, то как следует использовать существующие методы для планирования и реагирования на климатические риски сегодня и в будущем?

Преамбула

Я утверждаю, что борьба с неблагоприятными последствиями антропогенного изменения климата (или адаптация к ним) — это то, что наше поколение и следующее поколение должны будут научиться делать во всех странах, но начиная с самые бедные и самые уязвимые страны (и самые бедные и самые уязвимые сообщества во всех странах) на десятилетия вперед. Если усилия по сокращению глобальных выбросов парниковых газов не смогут удержать повышение средней глобальной температуры ниже 3 или 3,5 градусов по Цельсию (текущая траектория), то такие неблагоприятные последствия, вероятно, будут иметь глобальные катастрофические масштабы и могут оказаться вне адаптации во многих странах и сообществах. .

Однако, даже если глобальное повышение температуры удержится на уровне ниже 2 градусов по Цельсию (текущий уровень стремления), многие экосистемы и сообщества (возможно, включающие сотни миллионов преимущественно бедных и уязвимых людей) столкнутся с серьезными неблагоприятными воздействиями. Такие неблагоприятные последствия сначала произойдут (и, возможно, уже происходят) в наиболее уязвимых регионах мира, где бедные составляют большую часть населения, но со временем они затронут и многие более богатые части мира.

Таким образом, хотя со временем все страны должны будут научиться приспосабливаться к неблагоприятным последствиям изменения климата, беднейшие страны должны будут сделать это в первую очередь (и действительно уже делают это). Однако наши знания и опыт в отношении того, чего ожидать и как к этому подготовиться, все еще находятся в зачаточном состоянии, и нам всем вместе придется пройти очень крутую кривую обучения.

Отвечая на приведенный выше набор вопросов, я утверждаю, что:

  1. В настоящее время мы недостаточно подготовлены для решения таких долгосрочных проблем ни на глобальном, ни на национальном уровне (хотя страны действительно отличаются друг от друга по этом отношении).
  2. Нынешние процессы принятия решений, как на глобальном, так и на национальном уровне, являются неадекватными «», но реагирование на изменение климата дает возможность действовать по-другому.
  3. Что необходимо изменить, так это способ принятия и реализации решений.
  4. Нынешние процессы, структуры и институты, даже если они неадекватны, не могут быть устранены по желанию и должны быть вовлечены в изменение
  5. В разработке новой парадигмы обучения и принятия решений по адаптации к изменению климата богатые (страны и люди) могут учиться у бедных (стран и сообществ) 9. 0016

Адаптация к изменчивости климата или адаптация к изменению климата?

Можно утверждать, что человечество адаптировалось ко всем видам условий, особенно к климатическим, на протяжении тысячелетий и до сих пор делает это с относительным успехом. Это действительно так, и человеческое общество будет продолжать поступать так же и в ответ на потенциальные неблагоприятные последствия изменения климата. Однако уровень таких неблагоприятных воздействий может быть значительно снижен за счет упреждающей или плановой адаптации. Вопрос, рассматриваемый здесь, заключается в том, в какой степени мы можем извлечь уроки из прошлого и науки о будущем, чтобы планировать заранее, чтобы уменьшить эти неблагоприятные воздействия, когда они происходят (признавая, что адаптация не может свести неблагоприятные воздействия до нуля)?

Как правило, существует два типа потенциальных последствий изменения климата в будущем, которые, как считается, требуют действий (признавая, что в некоторых местах изменение климата также может принести определенные выгоды для некоторых сообществ, я собираюсь рассмотреть неблагоприятные только воздействие). Это климатические опасности , такие как наводнения, засухи и ураганы, которые могут стать более частыми или более сильными (или и то, и другое), и медленно наступающие опасности , такие как повышение солености на низменных побережьях и возможное затопление из-за повышения уровня моря. .

Борьба с первым типом климатических опасностей не нова ни на национальном, ни на глобальном уровне. Наводнения, засухи и ураганы — хорошо известные явления, от которых страдают многие части мира. Однако о подготовке к более частым и/или увеличившимся масштабам событий мы только начали думать (как на глобальном, так и на национальном уровне). Одним из примеров является то, как глобальное сообщество по управлению стихийными бедствиями приспособлено реагировать на события после того, как они произошли (например, цунами в Индийском океане или недавнее землетрясение на Гаити), но совершенно не подготовлено заранее к событиям. Необходимый сдвиг парадигмы заключается в переходе от текущего режима реагирования к более активному режиму или от управления бедствиями (после стихийных бедствий) к обеспечению готовности к бедствиям (или снижению риска бедствий). Такие проблемы также возникают на национальном уровне: ураган Катрина в Соединенных Штатах представляет собой яркий пример того, как самая богатая и наиболее технологически развитая страна в мире не может защитить жизни некоторых из своих самых бедных и наиболее уязвимых граждан в девятом округе Нового Орлеана. .

С другой стороны, некоторые из самых бедных и наиболее уязвимых стран показали, что принятие упреждающих мер действительно может значительно уменьшить неблагоприятные последствия. Я приведу один пример из Бангладеш, который пострадал от разрушительного циклона в 1991 году, унесшего жизни более 100 000 человек. Почти два десятилетия спустя, в 2007 году, на страну обрушился циклон Сидр аналогичной силы, в результате которого погибло около 3000 человек (в основном рыбаки на лодках, которые не смогли вернуться на сушу), а более 2 миллионов человек были успешно эвакуированы в убежища от циклона. Это можно объяснить в значительной степени обширной программой строительства укрытий от циклонов по всему побережью в сочетании с разработкой надежных систем раннего предупреждения (включая как технические аспекты отслеживания погоды, так и работу с общественностью с использованием добровольцев Красного Полумесяца и НПО, а также обучение в школах). д.), в последнее десятилетие. Напротив, другой циклон (циклон Наргис), обрушившийся на соседнюю страну Мьянму (бывшая Бирма) несколько месяцев спустя, унес жизни более 140 000 человек — в основном из-за отсутствия какой-либо подготовки со стороны правительства. Следует отметить, что, хотя человеческие жертвы в Бангладеш от циклона «Сидр» сократились, тем не менее, был нанесен большой ущерб инфраструктуре и экономике (поэтому потери не были сведены к нулю) и что принятые меры не были оправданы. сделано по причинам изменения климата.

Таким образом, адаптация к хорошо известным климатическим опасностям, таким как циклоны, засухи и наводнения, является хорошей отправной точкой для включения адаптации к изменению климата, но это не одно и то же. Адаптация к изменению климата (ACC) включает в себя долгосрочные, возможно, медленно наступающие опасности, которые не всегда учитываются при обычном управлении стихийными бедствиями, или то, что можно назвать адаптацией к изменчивости климата (ACV).

Адаптация на месте по сравнению с запланированным перемещением (или миграцией с помощью)  

В первые годы исследований по адаптации предполагалось, что адаптация к изменению климата заключается в том, чтобы помочь сообществам продолжать (насколько это возможно) жить своей жизнью и зарабатывать себе на жизнь, не переезжая. Это можно назвать адаптацией in situ . Таким образом, предполагалось, что адаптация к изменению климата (в отличие от смягчения последствий) является локальным (или национальным), а не глобальным (или трансграничным) явлением. Однако это явно уже не так, поскольку некоторые части мира (например, некоторые низменные побережья островов и дельт, засушливые районы срединных континентов и некоторые высокогорья) больше не в состоянии поддерживать сообщества, проживающие там в настоящее время. Этим сообществам нужно будет помочь переехать куда-нибудь еще (будь то в пределах их собственных национальных границ или через международные границы, если сама их страна исчезнет). Хотя можно утверждать, что миграция была извечной реакцией человека либо на невзгоды, либо на поиск новых возможностей, вызванная изменением климата потребность в переселении является чем-то новым, поскольку глобальная ответственность заключается в том, чтобы помочь пострадавшим сообществам переселиться. — размещать в плановом и вспомогательном порядке (иначе они все равно будут мигрировать незапланированным образом).

Для этого потребуются новые способы работы с мигрантами (или беженцами) как на международном уровне, так и внутри стран, к которым мы еще недостаточно подготовлены.

Адаптация к изменению климата по сравнению с развитием

 Некоторые утверждают, что адаптация к изменению климата — это то же самое, что и развитие (или даже устойчивое развитие, или, в последнее время, климатическое «устойчивое развитие»). действительно будет сделано, я утверждаю, что адаптация к изменению климата потребует некоторых новых атрибутов, которые (до сих пор) не были связаны с традиционным развитием. Во-первых, это необходимость быть ориентированным на науку. Последствия изменения климата все еще лишь смутно известны в пределах научное сообщество и наши знания о таких воздействиях (как на глобальном, так и на национальном уровне) должны будут быстро расти с течением времени. Лица, принимающие решения (будь то глобальные или национальные), должны быть связаны со своими соответствующими научными сообществами в для того, чтобы быть в курсе последних достижений науки о климате.

Еще одним атрибутом будет необходимость повышения осведомленности и потенциала в области изменения климата среди различных заинтересованных сторон как внутри, так и за пределами правительств. Действительно, все следующее поколение школьников и выпускников университетов должно будет иметь определенный уровень климатической грамотности.

Восходящее или нисходящее (глобальное и национальное)

До недавнего времени адаптация к изменению климата рассматривалась в основном как глобальная проблема, исходящая от научного сообщества (например, МГЭИК) и глобальной политики ( например, РКИК ООН). Однако совсем недавно некоторые правительства начали принимать меры на национальном уровне. В то же время многие участники, работающие на уровне сообщества, также принимают меры. Интересно отметить, что такие действия происходят в первую очередь в самых бедных странах и сообществах. Так, например, первыми странами, разработавшими свои национальные планы действий по адаптации (НПДА), были сорок восемь наименее развитых стран (НРС).

Они были проведены наспех, чтобы использовать существующую научную информацию о потенциальных последствиях изменения климата в этих странах, разработать действия по адаптации на основе участия и определить приоритеты этих действий. Некоторые страны перешли к осуществлению некоторых действий по адаптации, определенных в их соответствующих НПДА. Хотя НПДА далеки от совершенства в качестве научно-технических мероприятий, они позволили НРС развить свои знания и потенциал в области изменения климата и разработать межведомственные аспекты принятия решений, которые в основном одинаковы во всех странах, будь то богатые или бедные. .

Таким образом, теперь, когда более богатые страны начинают разрабатывать свои собственные планы адаптации и могут использовать гораздо большие объемы финансовых и интеллектуальных ресурсов, тем не менее они могли бы многому научиться на усилиях беднейших стран, как и многие институциональные проблемы те же.

В том же духе многие участники, работающие с некоторыми из самых бедных и наиболее уязвимых сообществ в развивающихся странах, также разрабатывают действия (теперь называемые адаптацией на уровне сообщества или CBA) и делятся своим опытом и знаниями на серии международных конференций. на ЦБ, проведенных за последние несколько лет.

Опять же, многие лица, принимающие решения на национальном и глобальном уровнях, могут многому научиться у этих действующих лиц, работающих на низовом уровне, о том, как информировать людей и расширять их возможности для принятия собственных решений относительно своего будущего.

Выводы

Последние несколько приведенных выше примеров позволяют нам задуматься о новой парадигме обучения и принятия решений по адаптации к изменению климата на глобальном и национальном уровнях, где богатые (страны и люди) могут учиться от бедных (как стран, так и общин).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *