Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Процесс воображения свойствен только: 2.7.1. Общая характеристика воображения

2.7.1. Общая характеристика воображения

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.

д. Таким образом, подразделяют активное и пассивное воображение (рис. 2.20). Создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется
пассивным
воображением.

Рис. 2.20. Виды (типы) воображения

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются неудовлетворенные, большей частью неосознаннее потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же, как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее… Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Т.о., воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах. Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности – фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

15.Понятие о воображении

15. Понятие о воображении. Виды, психологические механизмы воображения и личность.

15. ВООБРАЖЕНИЕ

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характеризуется неопределенностью проблемной ситуации.Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека резко отличает его деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Основные виды воображения — пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, вбссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Оно направлено больше вовне, человек занят в основном средой, деятельностью и меньше внутренними проблемами. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — происходит конструирование новых образов у людей в соответствии с воспринятыми извне словесными сообщениями, схемами, условными изображениями. Продуктами этого воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, однако этот вид воображения основан на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним и другими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение — вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций: а) операции, посредством которых формируются идеальные образы, б) операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения — это этап подготовки материапа. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности прежде всего относится одухотворенность Под одухотворенностью как чертой личности следует понимать ее (личности) общую позицию, которая позволяет человеку подняться выше будничных забот и жить полнокровной, целеустремленной и внутренне содержательной жизнью в обычных повседневных условиях. Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Одухотворенность как черта личности может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре. С мечтой как особым видом воображения связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности.Чертой характера человека, возникающей из особенностей его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов, он выдает желаемое за действительное, строит воздушные замки, сам веря в их существование..

Процесс воображения | как спасти мир

Некоторое время назад я написал статью под названием «Как представить», в которой были следующие десять «правил», чтобы подстегнуть ваше воображение:
  • Обратите внимание: остановитесь и смотрите, пока не увидите. Чем больше вы видите, тем богаче палитра для вашего воображения. Если вы хотите представить монстра, посмотрите на насекомое очень близко. Если вы хотите представить идеальный мир, понаблюдайте за жизнью, возникающей после грозы, за каплями дождя на листьях на солнце.
  • Проводите время с детьми: если они достаточно малы, их воображение еще не выбито из них телевидением, играми с глупыми правилами и учителями, говорящими им перестать мечтать. Слушайте и играйте с ними, и ваше воображение вернется к вам, скрипя сквозь ржавчину.
  • Помните свои сны: держите рядом с кроватью карандаш и бумагу и записывайте то, что приходит к вам, когда вы засыпаете и просыпаетесь, или те редкие яркие сны, которые будят вас посреди ночи. Эти воображаемые мысли более реальны, чем реальная жизнь. Они меняют тебя. Не теряйте их.
  • Измените свою точку зрения: лягте и посмотрите вверх. Представьте, если бы обувь была на другой ноге.
  • Сотрудничество: работайте с другими людьми, в идеале с теми, у кого есть воображение и кто думает совсем иначе, чем вы. Получайте удовольствие от этого. Откройте свой разум другим возможностям. Стремитесь создать что-то большее, чем любой из вас мог бы создать в одиночку.
  • Транспортируйте себя: отправляйтесь в другое место, физически или интеллектуально. Читайте много художественной литературы и поэзии. Посетите места, о которых вы никогда бы не подумали. Оставайтесь с местными жителями. Волонтер. Посмотрите, как живет вторая половина.
  • Импровизируйте: Исследуйте свои мысленные образы. Иди с ними. Сделать что-то из ничего. Представьте, что бы вы сделали, если бы вам нужно было что-то сделать, а инструментов не было. Загляните в окна своего разума. Короче говоря, сбросьте с себя покровительственное высокомерие и будьте открытыми, покорными и уязвимыми.
  • Нарушить правила. Или хотя бы изменить их. Какой бы ни была игра, или бизнес-процесс, или рутина, измените ее. Не всегда играйте в техасский холдем. Вместо этого играйте в Обратный отсчет. Комбинируйте вещи. Придумай вещи.
  • Верь и делай вид: Пессимизм убивает воображение. Видеть прошлое того, что возможно. Создайте новый мир, фантастически отличающийся от реального.
  • Держитесь подальше от средств массовой информации: шаблонное телевидение, радио, газеты и журналы заставляют вас думать, что это единственный способ делать такие вещи. Видеоигры деспотичны, не оставляя места воображению. Избегайте всего линейного. Например, топ-10 списков.

Все хорошо, написал мне один читатель, но что такое процесс воображения — как объединить эти правила в пошаговый метод, который позволит вам воображать по-настоящему, быстро, последовательно и мощно?

Как я уже говорил, воображение — это не то же самое, что творчество: вы можете «творить» только из вещей, которые реальны, в то время как вы можете воображать то, чего никогда не было и никогда не могло быть реальным. Воображение, в отличие от творчества, не ограничено тем, что возможно.

Но в то же время наш мозг может воспринимать только по аналогии и метафоре из того, что может воспринимать наше тело, поэтому наше воображение очень сильно ограничено ограничениями наших чувств. Вот почему так сложно представить себе десятимерную вселенную и почему большинство существ в научной фантастике так абсурдно гуманоидны. Что еще хуже, мы с раннего возраста запрограммированы верить, что воображение — это бесполезная, эскапистская деятельность (вспомните, что делали мечтатели в ваших школьных классах). В детских играх терпимо относится к воображению, но мы заставляем детей укоренять свои фантазии в реальности (благодаря почти жестокому и ограничивающему «реализму» кукол, игр и других игрушек, которые мы им даем). Детей поощряют и вознаграждают за то, что они направляют и ограничивают свое воображение подражанием — ролевыми играми поведения «настоящих», идеализированных людей (врачи, пожарные и т. д. ). Вскоре их воображение начинает атрофироваться из-за недостатка упражнений и практики. И превращаются в нас.

Так как же тренировать и развивать воображение, чтобы эта способность вернулась? Как мы можем возродить способность, которая позволяет некоторым вообразить, а затем создать геодезический купол, изобрести действительно новый язык или представить себе применение принципов поляризации света крыльев бабочки к методам борьбы с подделкой банкнот, окраски самолетов или изобретение экологических теней для век?

Трудно объяснить, что для меня является простым и интуитивно понятным процессом, тому, кому это может показаться трудным и вовсе не очевидным (теперь я ценю разочарование инструкторов, которые на протяжении всей моей жизни пытались и не смогли научить мне, как плавать, танцевать или медитировать!) Но вот:

Подготовительные и практические шаги (это то, что, если вы будете делать их регулярно, позволит вам легче и сильнее воображать, когда вы этого хотите или нуждаетесь в этом):

  1. Постоянно думайте о возможном применении новых знаний и открытий: всякий раз, когда вы учитесь, читаете или воспринимаете, выделяйте время и пространство, чтобы подумать о том, как то, что вы «усваиваете», может быть применено интересным или важным образом. Если персонаж романа, который вы читаете, использует интригующую технику рисования или садоводства, подумайте о том, как эта техника может быть применена в криминалистике (не могли бы вы написать сценарий CSI на основе этого?), энергосбережении (например, защитные покрытия) или обучении ( подумайте: сила демонстрации и визуализации), или как это можно применить в любой другой интересующей вас области.
  2. Играйте в игры, которые поощряют и учат вас придумывать вещи: вместо предписывающих игр, которые ограничивают ваше воображение, играйте в такие игры, как вздор, которые тренируют и вознаграждают воображение.
  3. Откройте свои чувства: обращая внимание на то, что вы действительно видите, слышите, обоняете, пробуете на вкус, чувствуете или даже мечтаете, и «принимая» во внимание все детали, вы создаете перцептивные воспоминания, которые впоследствии можно использовать для воображения. . Посмотрите внимательно на эту травинку, и вы увидите, что на самом деле это маленькое зеленое палочковидное насекомое, прекрасно замаскированное для защиты от хищников. И еще раз опишите, как прошлой ночью во сне вам удалось взлететь, вдыхая водород в легкие и используя те же движения рук и ног, которые позволяют вам плавать в воде.
  4. Изучайте природу: Мир природы вокруг нас эволюционировал в удивительно сложных и эффективных приспособлениях к проблемам, потребностям и препятствиям на протяжении миллионов лет. Поскольку наш цивилизованный мир так нов, так сфокусирован на узких, преходящих, просто-напросто сложных потребностях и в значительной степени одноразовый, не заботящийся о долговечности своих продуктов и решений и их адаптируемости, этот цивилизованный мир является одним из (по сравнению) великих воображаемая нищета. Проводя больше времени в мире природы и извлекая из нее уроки, вы автоматически открываете для себя больше творческих возможностей. Вы научитесь искусству метафоры, которая является трамплином для воображения.

Претворение этой подготовки и практики в действие (вот шаг за шагом, когда придет время активно и целенаправленно воображать):

  1. Мотивируйте и заряжайте себя энергией, поставив перед собой смелую, положительную цель или цель своего воображения: Направьте свое воображение на какую-нибудь цель, положительную цель, которая вам небезразлична. Хотя это и весело, но настоящее воображение — это еще и работа, и вы добьетесь большего успеха, если у вас будет личный стимул упорствовать в нем и уделять ему время. Хотя антиутопии могут продаваться лучше, мы больше склонны тратить время на размышления об утопиях. И если наши образные мысли делают нас более счастливыми, позитивными, заряжают энергией в отношении возможностей, мы уделяем им больше времени и энергии и в результате лучше справимся с работой по воображению. И будьте смелее в постановке этой цели: вы не будете напрягать свое воображение, если между текущим состоянием и вашей целью будет короткая и четкая линия. Искоренение голода в мире — не слишком смелая цель.
  2. Начните с чистого листа: отключите свое мышление от «реального» мира вас и здесь и сейчас. Наш аналитический ум начинает с того, кто, что, где, когда, почему и как, и укоренен в текущем состоянии этих вещей. Образный ум должен быть свободен от этих ментальных ограничений, особенно сдерживающих, обосновывающих «почему» и «как». В вашем воображении «кто» может быть говорящими воронами, чей язык мы внезапно научились расшифровывать, или светлыми существами, которые общаются и двигаются телепатически, или коллективным разумом и осознанием, которое испытывает радость и испытывает горе, которое не является личным, но ощущается лично. и основательно. «Когда» и «где» могут быть в любом месте и времени, или вне времени в Вечном Сейчас, или в месте, где время бежит вспять или совершает случайные блуждания, или в месте, где вы (кем бы «вы» ни были в своем воображении) ) крошечные, или огромные, или способные воспринимать чувствами, которые вы можете только вообразить, или место, где ночное небо полно удивительных объектов, меняющихся в непрерывной панораме. Чем бы ни были эти вещи на поверхности, когда вы выделили для них пустое пространство и время, позвольте им прийти. Направляйте их к своей цели, но не заставляйте их идти туда, если они этого не хотят. Притворяться.
  3. Пусть ваш разум блуждает: некоторые из 39 шагов Фредерика Бартельма для написания отличного рассказа можно применить к любому творческому процессу. Этот совет включает: 

Придумать историю, дурачиться с ней, наклеивать хлам, подкалывать персонажей, заставлять их говорить странные вещи, ходить в плохие места, вставлять новых людей в неподходящие моменты, делать какие-то поездки. Придумай это, пожалуйста… Не придавай этому слишком много смысла… Делать странные вещи – это хорошо, особенно когда ты заставляешь персонажей делать это в истории, например, когда с ними что-то происходит, и они просто делают это неожиданно, даже неуместно. вещи, а затем каким-то образом это обретает смысл… Не позволяйте слишком большому количеству абзацев проходить без сенсорной информации, чего-то, что можно почувствовать, понюхать, потрогать, попробовать на вкус… Если вам повезет, идея будет меняться по мере того, как вы будете писать текст. история.. Не отвергайте интересные вещи (что говорят и делают персонажи, что нужно увидеть, места, где можно побывать и т. д.), потому что они не соответствуют вашей идее. Измените свою идею, чтобы обернуть ее вокруг вещей… Кроме того, при выполнении вышеперечисленного обратите внимание на вещи, которые вы замечаете в своей собственной «реальной» жизни, например, что на горизонте, как солнце находится в небе, какой свет происходит. , то, как выглядит улица, земля, трава, грязь, ваш интерес к кустам, что происходит по краям вещей — зданий, знаков и машин, звуки вещей, происходящих вокруг сцены — кто это хрипит? что это за треск? эти листья готовятся зашуршать?

Думаю, вы понимаете, как все это применимо к любому процессу воображения. Все дело в том, чтобы не принуждать его, не заставлять его идти по прямой линии или вести откуда угодно или куда-нибудь конкретно. Великие персонажи обретают собственную жизнь и логику, и они напишут вашу историю за вас. Точно так же многие ингредиенты вашего воображения уведут вас в важных, интересных и полезных направлениях, если вы просто позволите им. Вы становитесь для них проводником или каналом, средством их выражения. Вы соучастники их появления. Это подсознательный процесс, и это означает, что вам нужно научиться доверять своему подсознанию — в нем много накопленной мудрости, к которой ваш сознательный разум не может получить доступ. Это также означает, что вам нужно доверять своим инстинктам. Ни ваше подсознание, ни ваша интуиция не являются линейными процессорами, подобными вашему сознанию. Если вы не можете освободить свой разум от линейности, подумайте об употреблении наркотиков (ответственно), или погрузитесь в теплую воду, или зажгите благовония, или лягте, и пусть это произойдет прямо перед сном или сразу после пробуждения, или выключите Включите свет и визуализируйте, или изнуряйте себя, или отправляйтесь в долгую прогулку без какой-либо цели, или лягте на землю и посмотрите вверх, или сделайте что-нибудь еще, чтобы отвлечь свое сознание.

  1. Создавайте счастливые и счастливые связи и комбинации: на перекрестках происходят удивительные вещи. Создавайте пересечения, соединяя вещи в уме. Если они не прилипают, если там нет пересечения, пусть идут, а взамен привозят что-то другое. Получайте от этого удовольствие — выбирайте вещи, которые вас интересуют или которые вы считаете важными, и по счастливой случайности соединяйте их вместе. Это импровизационный процесс — вы придумываете его по мере продвижения и не беспокоитесь о том, куда он пойдет и можно ли было бы «лучше». Непоследовательность, оксюморон, сопоставление несоответствий забавно (именно это делает «Поминки по Финнегану» таким блестящим произведением искусства и воображения).
  2. Дайте себе время и пространство: временные рамки и крайние сроки не дадут вам расслабиться и по-настоящему вообразить. Великие фантазии могут прийти быстро или подкрасться к вам гораздо позже и разбудить вас посреди ночи. Они придут, когда придут.

Ну, во всяком случае, я так себе это представляю. Это должно быть легко, но для большинства людей это не так. Дайте мне знать, работает ли это для вас, или если у вас есть другие процессы или шаги, которые помогают и направляют ваше воображение.

Как воображение создает реальность | Блог Дими

Воображение обычно понимается как противоположность реальности. Обычно мы определяем «реальное» как то, что может быть воспринято нашими органами чувств, а «воображаемое» — как то, что не может быть воспринято нашими органами чувств. Сны как в дремлющем, так и в бодрствующем состоянии, идеалы, сказки, вымысел любого рода… все это рассматривается нами как нереальное плод нашего воображения . Таким образом, общепринятым определением «воображаемого» вполне может быть: то, что не реально .

В этой статье я стремлюсь дать «воображению» совершенно иное понятие: на самом деле совершенно противоположное понятие… В этой статье я стремлюсь определить «воображение» как ту самую силу, которая формирует реальность !

Когда воображение вторгается в реальность

Люди склонны считать воображение строго особым свойством нашего вида. Действительно, пока мы цепляемся за традиционные определения, воображение, возможно, является основным отличительным признаком между нами и другими животными.

Многие животные разработали чрезвычайно сложные и изощренные коды общения. Однако их словарный запас (набор понятий, которые они способны передавать) кажется строго ограниченным их чувствами. Вполне правдоподобно предположить, что у львов есть слов (или внутривидовых значимых единиц) для обозначения неба, земли, дня, ночи, пищи, пола, всех видов животных и растений саванны, той и другой формы скалы, и абсолютно любой другой паттерн, уже имевший место в чувственной реальности.

Но — хотя я полагаю, что это пока не может быть доказано — весьма сомнительно, чтобы собака, лошадь, дельфин, слон или любое другое животное обладали способностью мысленно визуализировать лук, колесницу, звездолет, матрешка-мозг, или любая другая вещь, не являющаяся вещью .

В этом нет ничего удивительного. Неспособность животных воображать несуществующие узоры является результатом их неспособности создавать узоры — или, скорее, наоборот, способность животного воображать следует за его приобретенной способностью создавать в первую очередь. И есть только одно животное, которое приобрело такую ​​способность… Принципиально большое отличие человека от остальных животных не в способности к воображению, а в возможность создавать .

Чудесная авария произошла в африканской саванне около 2 миллионов лет назад. По каким-то причинам обезьяна встала и стала ходить на двух ногах! Эти замечательные шаги были окончательным отклонением этой обезьяны от традиционной биологии. Во-первых, это экономило драгоценную энергию обезьяны, которая раньше тратилась на передвижение и теперь могла быть использована для других задач. Самое главное, что у обезьяны остались две запасные конечности, которые теперь можно было использовать и для других задач. В конце концов, эти бесполезные выступы, свисавшие с плеч обезьяны, превратились в то, что мы теперь знаем как 9.0079 человеческая рука : один из двух самых совершенных инструментов , изобретенных эволюцией вместе с человеческим мозгом .

Человеческая рука была первым инструментом в нашем реальном мире, который мог последовательно манипулировать окружающей средой определенными, не случайными способами. Человеческая рука была создана для распределения материи и энергии по функциональным, самовоспроизводящимся схемам. Начал с того, что сложил камни — вероятно, пирамиды из камней следует отмечать как первое изобретение человечества — и перешел к… оглянись вокруг!

То, что рука может держать ручку и писать уравнение, само по себе не означает, что она будет . Прежде чем люди смогли перейти от складывания камней и разведения костров к сборке небоскребов и ядерных реакторов, не хватало одного: все более мощных блоков обработки данных и растущей взаимосвязи между ними. Человеческий мозг был разработан как средство, позволяющее людям правильно использовать возможности своих рук.

Помимо грубой вычислительной мощности и возможности передавать полученную информацию (язык) на аутсорсинг, существовала еще одна абсолютная предпосылка, прежде чем люди смогли преобразовать окружающую среду такими сложными способами, как они в конечном итоге это сделали. Когда руки смогли выбирать, что запечатлевать в реальности из бесконечного набора возможных паттернов, мозгу потребовались соответствующие механизмы фильтрации и проектирования, чтобы направлять процесс принятия решения о том, что создавать. В игру вступило воображение, каким мы его знаем. Воображение вполне можно считать самым древним программным обеспечением для проектирования и фильтрации.

Независимо от того, являетесь ли вы художником, архитектором или ребенком, играющим с песком, ваш процесс создания практически одинаков: вы представляете что-то, что не существует, существует, но может потенциально существовать , и, используя ваши руки, направляете своим мозгом вы стремитесь заставить его существовать . Оглянись! Скорее всего, если вам не довелось читать это посреди джунглей, лишь малая часть того, что вы видите, не является продуктом человеческого воображения. Ваш компьютер, города, грузовые корабли, космические корабли — все возможности исчезли реальное посредством нашего коллективного воображения. Воображение — это та самая сила, которая сформировала большую часть того, что вы наблюдаете в повседневном реальном мире.

Почему же мы все еще склонны ассоциировать воображение с нереальным, а не с выдуманной реальностью? Вероятно, потому, что наше воображение способно конструировать кажущиеся бесконечными концепции, которые наши руки и мозг не могут воплотить в реальность. Но разве воображение экстравагантно или руки и мозги хромают?

Когда воображение берет верх над реальностью

Около 200 лет назад человечество столкнулось с ужасной проблемой. Руки и потенциал человеческого тела по добыче энергии достигли предела своей способности манипулировать окружающей средой, но воображение так же безжалостно, как и прежде, стремилось к дальнейшему редактированию реальности. Поэтому было найдено гениальное решение. Почему бы не воспользоваться внешними источниками энергии и не создать внешние, механические руки?

Промышленная революция была, по сути, не чем иным, как изобретением внешних, искусственных рук, которые давали воображению возможность редактировать реальность гораздо более фундаментальными способами. Но точно так же, как наши первобытные предки нуждались в дополнительной вычислительной мощности, чтобы должным образом использовать свои новоприобретенные руки, так и мы нуждались в ней, чтобы максимально эффективно управлять нашими новоприобретенными фабриками. Человеческий череп уже давно достиг предела своих пространственных возможностей. На какое-то время аутсорсинг помогал, но по мере того, как объемы данных, которые необходимо было обрабатывать, росли в геометрической прогрессии, коллектив человеческих черепов также зашел в тупик. Выход был только один: мы должны были изобрести внешние, искусственные мозги!

19 лет в 21 веке, мало что кажется невозможным. Граница между воображением и реальностью стирается с каждым днем. Усовершенствованный искусственный интеллект и нанотехнологии вскоре сделают наше воображение неоспоримым хозяином реальности. Почти все, что мы можем вообразить, но не можем создать, уже не дает волю тщеславию, а лишь создает чисто техническую проблему. Управление всей энергией звезд или черных дыр, создание лего из всех атомов вселенной, преднамеренное искажение и манипулирование самой тканью пространства и времени, а также других измерений, даже выбор любых возможностей, которые мы предпочитаем, из бесконечно доступных квантовых полей. диапазон… все это больше не мечта больного человека; они всего лишь технические проблемы, которые нужно решить воображению. Добро пожаловать в век волшебства! Воображение побеждает реальность!

Будущее реальности явно принадлежит воображению. Поскольку реальность может быть сформирована любым возможным способом, выбор того, во что ее превратить, зависит только от воображения. Но где мы входим в картину? Будущее принадлежит воображению… но принадлежит ли воображение нам?

Это, я полагаю, зависит от определения «мы». Являемся ли мы прямоходящей обезьяной с четырьмя конечностями и двумя глазами, обладающей способностью к воображению… тогда для нас нет места в будущем. Являемся ли мы самим воображением, временно обладающим телом и набитым черепом… тогда мы будущее.

Нам лучше отождествлять себя с воображением, а не с человеческим телом или мозгом. Традиционно мы рассматривали воображение как феномен, возникающий исключительно в человеческом мозгу. Но так как к настоящему времени он вырвался из наших черепов, ничто не говорит нам о том, что он когда-либо действительно был заключен в них. Возможно, это была та самая сила, которая в первую очередь создала человеческий мозг, как и все остальное. Мы можем немного ослабить наше определение воображения, чтобы включить в него совокупность сил, порождающих классическую реальность из возможностей. В этом смысле мы в основном приравниваем воображение к сознанию.

Когда воображение порождает реальность

Почему что-то существует? Лучшим из наших ответов, вероятно, будет , потому что возможно существование . По той же логике вполне возможно, что ничего не существует. Но это было бы, в конце концов, только еще одной возможностью. На каждую из бесконечных объективных вселенных, которые могут существовать, должно приходиться соответствующее количество вселенных, которых не существует. Но независимо от того, существуют они или нет, все потенциальные вселенные остаются по существу одними и теми же: возможностями.

Насколько нам известно, мы можем предположить, что наша Вселенная существовала задолго до того, как мы (как люди) появились. Квантовая физика предполагает, что для того, чтобы частица стабилизировалась и заняла фиксированное положение в пространственно-временной реальности нашего мира, за ней необходимо наблюдать. Можно утверждать, что единственная сила, которая может делать наблюдения, — это сознание. Поскольку мы не люди, что наблюдали за миром, который мы нашли?

Привлекательным ответом было бы то, что мы сознание наблюдали это до того, как стали людьми. Легкая вспышка сознания могла вызвать Большой взрыв и последующую оркестровку этой вселенной. Какое-то сознание могло вообразить, что такой-то и такой-то мир может быть получен из волн возможности и настроен на его создание.

Несмотря на то, что наше воображение кажется безгранично богатым, нам все еще трудно представить, как появились галактики или птицы, если кто-то не вообразил их заранее. Мы можем ясно понять, как было создано любое из наших творений , но мы чувствуем себя совершенно бессильными понять, как было создано все, что предшествовало нам .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *