Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Проективные методики это: ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ | Энциклопедия Кругосвет

Проективный метод в психологическом исследовании

Проективные методики — приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии установок, отношений и других личностных особенностей.

Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно проявиться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.

С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, существ, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности.

Проективные техники берут свои истоки в исследования Ф. Гальто-на, изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.

Позднее К. Юнг полагал, что эмоции влияют на способность личности к формированию и восприятию идей. Он подготовил список из 100 слов и внимательно следил за поведением людей, когда они пытались ответить другим словом на каждое из предложенных.

Многие ученые приветствовали метод свободных ассоциаций как перспективный диагностический инструмент для глубинного анализа личности. Некоторые психологи и сам Юнг настолько полагались на эффективность теста свободных ассоциаций, что пытались использовать его в ходе расследования преступлений.

В Америке Г. Кент и А. Розанов пытались диагностировать психическое расстройство на основе типичных свободных ассоциаций, воспроизведенных в ответ на список из 100 слов. Из этого почти ничего не вышло, поскольку пациенты (например, больные эпилепсией) практически не давали атипичных ассоциаций. Однако важным следствием этой работы было то, что ученые, обследовав около тысячи людей, составили обширный список ассоциаций здоровых людей (типичные ответы). А несколько позже Розанов с соавторами опубликовали результаты нового исследования: свободных ассоциаций у детей.

Протестировав 300 детей различного возраста, они обнаружили, что к 11 годам наблюдается значительный рост индивидуальных ответов.

Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Первой проективной методикой, т.е. той, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции — психологической концепции проекции, считается тест тематической апперцепции (ТАТ) американского психолога Генри Мюррея (1935). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.

Понятие «проекция» характерно тем, что в разных его трактовках отразилась свойственная психологии неоднозначность понимания даже важнейших категорий и понятий.

Проекция (от лат. — выбрасывание) как психологическое понятие появилось впервые в психоанализе и принадлежит Зигмунду Фрейду. Проекция рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта между бессознательными влечениями и установками общества, в соответствии с учением Фрейда, изживается благодаря особому психическому механизму — проекции. Фрейд, правда, упоминает и о том, что проекция не только возникает в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но и принимает самое большое участие в образовании внешнего мира. Однако это расширенное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией».

Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, но когда индивид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение. Такое понимание проекции — наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков — основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому многими психологами считается единственно обоснованным.

Атрибутивная проекция связана со способностью оценивать и усваивать отрицательную информацию о собственной личности и является нормальным процессом, не обязательно служащим защите «Я». Классическая проекция — это, если так можно сказать, более «патологический» процесс, ибо свидетельствует о неспособности согласиться с отрицательной информацией о себе (рисунок 11).


Помимо двух рассмотренных важнейших видов проекции в ряде работ выделяются и другие. «Аутической проекцией» было названо явление, которое объясняет восприятия объекта актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом».

Таким образом, теория проекции как теория психологическая имеет собственный путь развития. Поэтому при обозначении определенных методик, существующих как проективные, применяют к ним существующие концепции проекции, применительно к задачам диагностики личности.

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция впервые использовалось Лоуренсом Франком (полное исследование в 1948). Им были выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

  1. Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт).
  2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
  3. 3Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.

Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.

Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже существующим психометрическим. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

  1. неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
  2. отсутствие ограничений в выборе ответа;
  3. отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности

Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика

Проективные методы — группа психодиагностических методов целостного изучения личности, основанных на психологической интерпретации результатов проекции. Проективные методики направлены на диагностику таких психологических свойств и особенностей, которые не могут быть выявлены ни тестами, ни опросниками, — это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, личностные конфликты, доминирующие потребности, неопределенные психические состояния.
Теоретические основы разработки проективных методов. Проективные методы опираются на глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.

Проекция — (от лат. projectio — выбрасывание вперед) процесс и результат перенесения личностью свойств и состояний на внешние объекты.

З. Фрейд в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894 г.) описал основные защитные механизмы, в том числе и проекцию, которую определял как защитный механизм личности, устраняющий тревогу при осознании конфликта. По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и обеспечивают «снятие внутреннего конфликта», т. е. выступают средством разрешения конфликта между сознанием и бессознательным, З. Фрейд определял психологическую защиту как бессознательную стратегию «Я». Спорным остается вопрос о классификации психологических защит. Различные авторы по-разному определяют количество защит — от 4 до 23.

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция впервые использовалось американским психологом Лоуренсом К. Франком (Lawrence K. Frank) в 1939 г. Им были выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:
1. Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт).
2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
3. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой». Проективная гипотеза — проекция проявляется во всех сферах жизни личности.
Проективные методики следует рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Уникальный материал, получаемый при работе с проективными методиками, позволяет выбрать разные уровни анализа — от так называемого объективного, ограничивающегося, скажем, указанием на количество увиденных деталей изображения, до не всегда поддающихся объективации гипотез, связанных с неосознаваемыми и непризнаваемыми личностью побуждениями.
Основной особенностью проективных техник является представление субъекту задачи, которая является относительно неструктурированной. Это отсутствие структуры включает в себя двусмысленные или неопределенно определенные стимулы, с помощью которых субъект может придавать значение материалу стимула.
Признаки проективных методик:
— Неопределенность стимульного материала. Наиболее отличительной чертой проективных проективных методик является использование в них неструктурированной задачи, неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и др. Для того чтобы ситуация тестирования давала возможность человеку наделить ее собственным личностным смыслом, стимулы в ней должны быть многозначными, допускающими различную интерпретацию. Неопределенность стимульного материала обеспечивает неограниченный набор вариантов ответов в каждой методике.
— Краткая инструкция (неструктурированная задача). Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик.
— Отсутствие ограничений в форме и содержании ответа
При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т.п. Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции», «защитный механизм».
Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов, считаются особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности.
Для проективных методик характерен более общий (глобальный) подход к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.
Достоинства и преимущества проективных методик по сравнению с другими психодиагностическими методами:
• Менее подвержены фальсификации ответов
• Дают большую информацию о личностной сфере
• Способствуют установлению контакта с испытуемым
Считается также, что проективные методы облегчают демонстрацию содержания внутреннего мира субъекта, которое он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют ориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке [39].
Недостатки и ограничения проективных методик:
• Методики имеют высокую валидность, но невысокую надежность. В отличие от тестов интеллекта или способностей при проективной диагностике практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования.
• Психолог проявляет «вторичную проекцию» на результаты испытуемого
• Успешность интерпретации зависит от опыта работы психолога с методикой
Проблемы надежности и валидности проективных методик. Проективные методики
меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Это следует из предположения, что чем менее однозначны и определенны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Критические замечания в адрес этих методик большей частью сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное, на субъективизм в интерпретации результатов.
История возникновения проективных методов. Истоком проективных методов считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских теорий. А.И. Рабин [36] считает, что метод словесных ассоциаций, использовавшийся в клинических условиях К. Юнгом, является исторически первой проективной методикой. Ассоцианистская концепция в качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциацию. Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Ф. Гальтона. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина, К. Юнга и других. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как «Завершение предложений». Впервые для изучения личности «Завершение предложений» было использовано А. Пейном в 1928 г.
Кроме ассоцианизма, теоретические истоки проективных методов можно искать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного. Необходимо было в эксперименте направить человека на решение особых заданий, которые позволили бы непроизвольно проявиться бессознательному в личности. Такого типа задания и включались в проективные методики. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии [34].
История проективных методик — это и хронология, отмечающая особо важные вехи развития проективной техники, и история развития проективного метода как целостного подхода к пониманию природы личности и способов ее экспериментального изучения.
Одна из первых и самых популярных проективных методик — Метод чернильных пятен, была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом.
Следующей вехой в истории развития проективных методов является 1935 год, когда впервые в журнальном варианте, под двойным авторством, появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изучения фантазии (К. Морган, Г. Мюррей).
Проективные методики создавались в разное время, причем одни — чисто эмпирическим путем, другие — на основе общепсихологических или частных психологических концепций. К началу 40-х гг. XX века диагностика с помощью проективных методик стала очень популярной на Западе. Ныне она занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение к данным, получаемым с помощью проективных методик.

 

5.2. Классификация проективных методик

Наиболее известной классификацией проективных методов является классификация Л. Франка, предложенная им в 1939 г. и переработанная в 1948 г. Классификация Л. Франка обладает рядом недостатков. Так, в соответствии с принципами классификации, предложенным им, некоторые тесты могут быть отнесены сразу к нескольким группам. Это подтолкнуло исследователей к созданию других классификаций: появились варианты, основанные на разделении методов по характеру стимульного материала, цели тестирования, функциональному применению и др. Примером развернутой классификации служит вариант Линдсея (1954). 
Л.Ф. Бурлачук предлагает различать следующие группы проективных методик:
1. Конститутивные методики исследования личности
2. Конструктивные методики
3. Интерпретативные методики
4. Катартические методики
5. Экспрессивные методики
6. Импрессивные методики
7. Аддитивные методики
8. Рефрактивные методики

Рассмотрим перечисленные виды.
1. Конститутивные методики исследования личности — методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла; человеку предлагается неоформленный бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо субъективный смысл.
Примеры конститутивных методик:
— Тест Роршаха
— Тест Хольцмана
Тест чернильных пятен Роршаха
Герман Роршах (Hermann Rorschach, 1884-1922 г.) — швейцарский психиатр и психолог.
Тест Роршаха (Rorschach Inkblot Test) создан в 1921 г. Состоит из 10 таблиц с симметричными пятнами разных цветов неопределенной формы.
Основные выявляемые тенденции:
Тип переживания личности, реалистичность восприятия, тревожность.
Хотя стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Создавая эту методику, Г. Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате его наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей.
В тесте Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно.
Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных тонов. По мере того как испытуемому показывают каждое пятно, его просят рассказать, что он видит. Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?».
Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке, экспериментатор отмечает время ответа, положение или положения, в которых держатся карточки, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса тестирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время этого опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы. Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал.
Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей теста Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание.
В дальнейшем эта методика использовалась и модифицировалась многими исследователями.
2. Конструктивные методики — методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого, из оформленных деталей и истолкование этого (игрушки, кубики и т.д.) например, Тест Мира.
Примеры конструктивных методик:
• Тест Мира М. Ловенфельд
• Тест «Деревня» Р. Мукиелли

Рис. 5.2. Стимульный материал теста Мира М. Ловенфельд
Тест мира состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т. д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности
3. Интерпретативные методики — методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации.
Примеры интерпретативных методик:
• Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
• Тест фрустрации С. Розенцвейга
• Тест руки (Hand Test) Э. Вагнера
Более подробно эта группа проективных методик будут рассмотрена в следующем разделе.
4. Катартические методики основаны на вызывании катарсиса (психодрама, проективная игра) — выражение в деятельности, прежде всего в игровой, собственных переживаний, подавляемых мотивов, отношений; осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.
Примеры катартических методик:
• Психодрама Дж. Морено
Проективная игра

Рис. 5.3. Сцена театра Психодрамы Дж. Морено
И. Б. Гриншпун отмечает, что в области методов исследования личности Дж. Морено может рассматриваться как новатор [11]. Психодрама — в том ее аспекте, в котором она выступает как исследовательский и психодиагностический метод, — является оригинальной проективной техникой, отличающейся тем, что испытуемому предоставляется не только вербальная свобода, но и свобода творческого действия в сотрудничестве с другими людьми. Наряду с развитием психодрамы собственно продолжателями идей Дж. Морено, ее элементы вошли в другие психотерапевтические направления (психоаналитическая драма, бихевио- ральная драма, юнгианская драма).
5. Экспрессивные методики — направлены на выявление свойств и состояний личности с помощью анализа рисунка на заданную тему.
Примеры экспрессивных методик:
• «Дом — Дерево — Человек»
• «Нарисуй человека»
• « Несуществующее животное»
• «Рисунок семьи»
6. Импрессивные методики — методы субъективного выбора, методики предпочтения: предполагают расположение стимулов в порядке убывания их привлекательности.
Примеры импрессивных методик:
• Методика цветовых выборов М. Люшера
• Методика портретных выборов Л. Сонди
Методика цветовых выборов швейцарского психолога Макса Люшера. Стимульный материал состоит из 73 (полный набор) или 8 (неполный набор) цветных карточек. Цвета карточек имеют точные физические характеристики (светлота, насыщенность и др.), автор называет такие цвета «Люшеровский красный», «Люшеровский синий» и т.д. [22]. Именно по таким цветам проходила стандартизация методики, поэтому нельзя для ее проведения использовать самодельные карточки, даже если они имеют похожий цвет. Испытуемый должен выбирать среди них одну за другой по степени своего субъективного предпочтения.
Методика портретных выборов Л. Сонди была разработана в конце 1930-х годов венгерским психиатром Л. Сонди (1947) и стала популярной в США. Материалы теста состоят из 48 фотографий людей, взятых из восьми психиатрических диагностических категорий. Довольно сложная и длительная процедура выбора выявляет из предпочтений испытуемого различные фотографии-изображения. Тест основан на предположении, что человек может быть описан в терминах восьми «систем потребностей» (предположительно отраженных на фотографиях), при этом выбор и отклонения субъекта указывают на степень силы или напряженности каждой потребности.
7. Аддитивные методики — методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории. К ним относятся проективные методики «Незаконченные предложения» (Sentence Completion Techniques) и проективные методики завершения историй (Story Completion Techniques).
Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных — от мотивов тех или иных поступков до отношения к различным значимым для испытуемого людям, также они помогают выявлять значимые конфликты ы определенных сферах отношений с людьми (отношения с родителями, с друзьями и др.).
По сравнению с другими проективными методиками, методики дополнения накладывает гораздо больше ограничений на возможные ответы испытуемого, поскольку они уже имеют заданное начало, ограничивающее свободный ответ.
Примеры аддитивных методик:
• «Незаконченные предложения» — методики Дж. Роттера и Вилиермана, Д. Сакса (1950г.). Предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне…»,
«Думаю, что настоящий друг…» и т.п.
• Методики завершения историй — сказки Л. Дюсс-Дж. Десперт (Duss or Despert, 1940г.).
Среди аддитивных методик более широко распространены незаконченные предложения. Обычно они состоят из коротких фраз, которые испытуемый должен дополнить первыми словами, которые приходят на ум.
8. Рефрактивные методики (от лат. — refractus — преломленный, преломление) — изучение непроизвольных движений, которые вносятся человеком в средства общения (речь, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (например, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса). графические пробы. В рефрактивных методиках испытуемые должны оценить какие-либо свои атрибуты, не зная, что оценивает самого себя, например, фотографии своих рук, образцы почерка, записи голоса.
Примеры рефрактивых методик:
• Тест Е. Мира-и-Лопеса
• Анализ почерка
Можно в целом отметить, что классификации проективных методов носит эмпирический характер, она сложилась исторически, по мере разработки тех или иных проективных методик и методических процедур их использования. В связи с этим, можно предполагать, что данная классификация является открытой и, возможно, будет дополнена другими видами методик проективного характера. Продолжается работа по изучению дополнительных свойств существующих проективных методик, которые проявляются в ходе их длительного применения. Практические психологи уточняют тестовые нормы для различных групп испытуемых, модифицируют процедуру применения методик, создают варианты экспрессдиагностики с помощью известных проективных методик.

Вопросы для повторения теоретического материала:
1. Дайте определение проективных методов диагностики личности.
2. Кто впервые ввел в психодиагностику понятие «проективные методики»?
3. Назовите основные признаки проективных методик.
4. Какие особенности личности выявляются с помощью проективных методик?
5. В чем состоят преимущества проективных методик по сравнению с другими психодиагностическими методами?
6. Каковы недостатки и ограничения проективных методик?
7. Что является теоретической основой разработки проективных методик?
8. Какой метод считается первой проективной методикой?
9. На каких критериях основана классификация проективных методик?
10. Дайте характеристику основных видов проективных методик.

Словарный тренинг:
Дайте определение и приведите примеры содержания понятий:
1. Ассоцианизм
2. Ассоциация
3. Бессознательное
4. Импрессия
5. Катарсис
6. Конституция
7. Проективная гипотеза
8. Проекция
9. Психоанализ
10. Психологическая защита
11. Рефракция
12. Экспрессия

Тематика докладов и рефератов:
1. Проективный подход в исследовании личности
2. Психологическая защита и ее функции
3. Психометрические свойства проективных методов
4. Особенности интерпретации результатов проективных методов
5. Конститутивные методики исследования личности
6. Конструктивные методики исследования личности
7. Катартические методики исследования личности
8. Импрессивные методики исследования личности
9. Аддитивные методики исследования личности
10. Рефрактивные методики

Тематика сообщений по психодиагностическим методикам:
1. Тест Г. Роршаха и его модификации
2. Методика цветовых выборов М. Люшера
3. Проективные методики завершения историй

Решение тестовых заданий:
Задание 1
«Проективный» подход в диагностике личности представляет собой:
1. Глобальный подход к оценке личности
2. Детальный подход к оценке личности
3. Объективный подход к оценке личности
4. Теоретический подход к оценке личности
Задание 2
Характерными чертами проективных методик являются:
A) неопределенность стимулов
Б) широкий диапазон разнообразных решений испытуемого
B) разнообразие интерпретаций психодиагноста
Задание 3
Достоинства проективных методик заключаются в том, что они по сравнению с другими методами психодиагностики:
1. Более просты в интерпретации
2. Дают более объективные результаты
3. Занимают небольшое количество времени
4. Менее подвержены фальсификации ответов
Задание 4
Для проективных методов характерны:
1. Высокая надежность и высокая валидность
2. Невысокая надежность и высокая валидность
3. Высокая надежность и невысокая валидность
4. Невысокая надежность и невысокая валидность
Задание 5
Приведите в соответствие два ряда понятий:
1. Импрессивные методики исследования личности
2. Экспрессивные методики исследования личности
3. Аддитивные методики исследования личности
A. «Дом — Дерево — Человек»
B. Незаконченные предложения
C. Тест М. Люшера

Работа с текстом:
Анастази А., Урбина С. Вербальные методики. / В кн.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2007. — С. 465-467.

Задания к тексту:
1. Проанализировать текст, сформулировать его аннотацию (основное содержание)
2. Составить глоссарий (список основных понятий текста). Дать определения новым понятиям по материалам статьи.
3. Выявить взаимосвязи между основными смысловыми единицами текста, оценить логику построения материала.
4. Изложить часть текста в форме суждения для теоретической части магистерской диссертации.
5. Составить проблемные вопросы к тексту. Подготовить ответы по материалам статьи, обосновать собственную позицию по каждому вопросу.
6. Дать рецензию на статью с выражением собственного мнения, позиции.

Работа с Интернет-ресурсами:
Проанализируйте содержание психологических ресурсов сети Интернет и систематизируйте материалы по проективным методам психодиагностики личности, проанализируйте представленные методики по их видам, психометрическим свойствам.

Практические задания:
Практико-аналитические задания для проработки изученного материала:
1. Дайте сравнительный анализ проективной гипотезы и признаков проективных методик
2. Проанализируйте предпосылки возникновения проективных методов исследования личности
3. Дайте сравнительную характеристику достоинств и недостатков личностных опросников и проективных методов исследования личности
Работа с диагностической методикой:
Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и Д. Леви.
Цель методики: Методика предназначена для диагностики системы отношений личности.
Стимульный материал: бланк с текстом опросника.
Формы работы: решение проблемно-поисковой учебной задачи, учебная демонстрация, групповая дискуссия, работа с программами статистической обработки данных.
Формируемые навыки и компетенции: сбор фактического материала; обработка и интерпретация данных.
Порядок работы с методикой:

1. Анализ методики:
1. Определить, к какому типу и виду относится данная методика.
2. Проанализировать основные психометрические характеристики методики.
3. Проанализировать стимульный материал, оборудование методики и процедуру проведения методики.
4. Проанализировать инструкцию и протокол проведения методики. При необходимости разработать протокол.
5. Проанализировать цели и содержание методики. Какие психологические явления, свойства и качества выявляет каждый пункт методики?
6. Проанализировать отдельные шкалы, соответствие пунктов методики наименованию и назначению шкалы.
7. Установить, в каких направлениях работы психолога может применяться методика, в какой области психологической диагностики личности может применяться методика.
8. Предложить экспресс-процедуру применения методики.

2. Проведение методики:
1. Ознакомиться с методикой и провести ее с группой испытуемых.
2. Провести индивидуальную и групповую обработку результатов, полученных в ходе диагностики, согласно инструкции к методике.
3. Представить полученные результаты в графической форме (графики, гистограммы
и др.).
4. Провести статистическую обработку полученных результатов.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
6. Провести собственную оценку методики на основе полученного опыта ее применения. В чем состоят достоинства и недостатки методики в работе с людьми разных возрастных периодов и разных социальных групп?
Практическое задание для самостоятельной работы и формирования портфолио:
Подобрать проективную методику для магистерской диссертации и дать ее характеристику, определить ее вид и свойства.


Рекомендуемая литература по теме:
1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с. (Серия «Учебники психотерапии» )
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.
3. Гладкова О.В. Психодиагностика кризисных состояний графологическим методом. //APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 5. С. 1.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности — СПб., 2003. —
5. Зонди Л. Экспериментальная диагностика побуждений. С приложением «Психодиагностических таблиц». — М.: Когито-Центр, 2013. — 288 с.
6. Люшер, М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. / М. Люшер. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. — 160 с.
7. Омельчанко Е.В. История применения проективного метода в практике отечественной психологической диагностики. //Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы. /Под ред. И.М. Ильичевой, Р.В. Ершовой. — 2009. С.135-145.
8. Проективная психология. /Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. — 528 с.
9. Собчик Л.Н. Метод портретных выборов-адаптированный тест Сонди. / Л.Н. Соб- чик. — СПб.: Речь, 2002. — 123 с. — (Практикум по психодиагностике).
10. Харламенкова Н.Е. Решение исследовательских задач проективными методами. // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН. Отв. редакторы: А.Л. Журавлев, Т.И. Артемьева. М.: 2009. С. 221-231.
11. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие. / Под ред. Е.Л. Солдатовой. — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2005. — 69 с. Источник: Матяш Н.В., Павлова Т.А. Проблемы современной психодиагностики: личности теория и инструментарий

Проективные методы

Глубоко укоренившиеся установки и мотивы часто не озвучиваются респондентами при непосредственном опросе. Действительно, респонденты могут даже не осознавать, что придерживаются именно этих взглядов, или могут чувствовать, что их мотивы плохо на них сказываются. Проективные техники позволяют респондентам проецировать свои субъективные или истинные мнения и убеждения на других людей или даже предметы. Настоящие чувства респондента затем выводятся из того, что он/она говорит о других.

Проективные методы обычно используются во время индивидуальных или небольших групповых интервью. Они включают в себя ряд различных методов исследования. Среди наиболее часто используемых:

  • Проверка словесных ассоциаций
  • Тест завершения предложения
  • Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
  • Техники от третьего лица

Несмотря на обманчивую простоту, проективные методики часто требуют опыта квалифицированного психолога, чтобы разработать тесты и правильно их интерпретировать.

Related Readings (Kumar, V., Aaker, DA & Day, GS (1999). Essentials of Marketing Research. New York: John Wiley & Sons, Inc.; Rotenberg, R.H. (1995). Руководство для менеджера по маркетинговым исследованиям. , Торонто: Драйден, Зикмунд, В. Г. (1997. Исследование маркетинговых исследований, 6-е издание. Орландо: The Dryden Press)

Существует несколько способов использования словесных ассоциаций тестов:

  • Список слов или фраз может быть представлен в случайном порядке респондентам, которых просят указать или написать слово или фразу, которые приходят им на ум;
  • Респондентов спрашивают, какое слово или фраза сразу приходит им на ум, когда они слышат определенные торговые марки;
  • Точно так же респондентов можно спросить о лозунгах и о том, что они предлагают;
  • Респондентов просят описать неодушевленный предмет или продукт, придав ему «человеческие характеристики» или связав с ним описательные прилагательные.

Например, группу профессионалов в области туризма, работающих над созданием стратегического маркетингового плана для своего сообщества, попросили придумать личностные черты или «человеческие характеристики» для деревень, а также городов в их районе:

Деревни

  • Безмятежный
  • Консервативный
  • Причудливый
  • Дружелюбный
  • Доступный
  • Надежный

Города

  • Дерзкий
  • Бросился
  • Либерал
  • Модерн
  • Холодный

Большинство представителей индустрии туризма приехали из городов и решительно заявляли, что городские районы исторически игнорировались в рекламных кампаниях. В результате этого и других упражнений они пришли к выводу, что сельские районы являются сильной стороной общей привлекательности дестинации и должны быть представлены в качестве ключевых элементов любой маркетинговой кампании.

Связанные материалы (Кумар, В., Аакер, Д.А. и Дэй, Г.С. (1999). Основы маркетинговых исследований. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc.; Ротенберг, Р.Х. (1995). Руководство для менеджера по Marketing Research, Toronto: Dryden; Zikmund, W.G. (1997). Exploring Marketing Research, 6th edition. Orlando: The Dryden Press)

В методе завершения предложения респондентам даются неполные предложения и их просят завершить мысль. Эти предложения обычно в третьем лице и имеют тенденцию быть несколько двусмысленными. Например, следующие предложения будут давать поразительные различия в том, как они были завершены, в зависимости от личности респондента:

«Отдых на пляже это…»
«Отдых в горах это…»
«Гольф для…»
«Обычный человек считает катание на лыжах. ..»
«Люди, которые посещают музеи are…»

Вообще говоря, тесты на завершение предложений легче интерпретировать, поскольку предоставленные ответы будут более подробными, чем в тесте словесных ассоциаций . Однако их намерения также более очевидны для респондента и могут привести к менее честным ответам.

Разновидностью этого метода является проверка завершения истории. Рассказ в словах или картинках дается респонденту, которого затем просят закончить его своими словами.

Связанные материалы (Кумар, В., Аакер, Д.А. и Дэй, Г.С. (1999). Основы маркетинговых исследований. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc.; Ротенберг, Р.Х. (1995). Руководство для менеджера по Marketing Research, Toronto: Dryden; Zikmund, W.G. (1997). Exploring Marketing Research, 6th edition. Orlando: The Dryden Press)

В Тематическом апперцептивном тесте (TAT) респондентам показывают одну или несколько картинок и спрашивают: чтобы описать, что происходит, какой диалог может вестись между персонажами и / или как может продолжаться «история». По этой причине ТАТ также известен как метод интерпретации изображений. (нажмите, чтобы посмотреть пример)

Хотя изображение, иллюстрация, рисунок или карикатура должны быть достаточно интересными, чтобы стимулировать обсуждение, они должны быть достаточно расплывчатыми, чтобы сразу не выдать, о чем проект.

ТАТ можно использовать по-разному: от выявления качеств, связанных с различными продуктами, до восприятия людей, которые могут использовать определенные продукты или услуги.

Например, респондентам показывали схематический логотип (нажмите здесь) и спрашивали, у какого направления будет такой логотип и что посетитель может ожидать найти. Некоторые из комментариев:

  • Это заставляет меня думать о саду.
  • Это город в деревне, очень даже так.
  • Похоже на Нью-Йорк, с Эмпайр Стейт Билдинг прямо там.
  • Успокаивающий, расслабляющий. Там есть дерево, так что вы можете видеть сельскую местность, и у вас есть фон с городом и зданиями, так что это региональный фокус.

Связанные материалы (Кумар, В., Аакер, Д.А. и Дэй, Г.С. (1999). Основы маркетинговых исследований. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc.; Зикмунд, WG (1997). Изучение маркетинговых исследований, 6-е издание. Orlando: The Dryden Press)

Техника от третьего лица больше, чем любая другая проективная техника, используется для выявления глубоко укоренившихся чувств и мнений респондентов, которые могут быть восприняты как негативно отражающиеся на личности. Люди часто приписывают себе «добродетели» там, где видят «порока» в других. Например, когда их спрашивают, почему они могут отправиться в круиз по Аляске, ответ может быть связан с качеством пейзажа, возможностью встретить интересных людей и узнать о другой культуре. Но когда задают тот же вопрос о том, почему сосед может отправиться в такой круиз, ответ вполне может быть из-за «хвастовства» или хвастовства.

Предоставляя респондентам возможность рассказать о ком-то еще, например, о соседе, родственнике или друге, они могут свободно говорить об установках, в которых они не обязательно признались бы сами.

Технику от третьего лица можно сделать более динамичной, включив в нее ролевую игру или репетицию. В этом случае респондента просят отыграть поведение или выразить чувства третьего лица. Этот подход может оказаться очень полезным, особенно при проведении исследований с детьми, поскольку они «знают», как поступили бы другие, но не всегда могут выразить это словами.

Related Readings (Kumar, V., Aaker, D.A. & Day, G.S. (1999). Essentials of Marketing Research . New York: John Wiley & Sons, Inc.; Zikmund, W.G. (1997). Изучение Marketing Research , 6th edition. Orlando: The Dryden Press)

Projective Techniques in Quality Market Research

Качественное исследование рынка часто направлено на углубление понимания мыслей и чувств потребителей по отношению к брендам, продуктам, концепциям, рекламе, социальным вопросам и другие важные темы. Проективные методы — это косвенные методы, используемые в качественных исследованиях. Эти методы позволяют исследователям задействовать глубокие мотивы, убеждения, отношения и ценности потребителей. Это важно, потому что психология уже давно говорит нам, что многое из того, что движет поведением, может быть эмоциональным и иррациональным по своей природе. В какой-то степени эти эмоциональные движущие силы поведения находятся за пределами сознательного понимания.

Потребители, как правило, осознают свои сознательные мотивы и процессы принятия решений. Поэтому, когда исследователь прямо спрашивает потребителя, почему ему нравится продукт, нравится бренд или конкурент, ответы, как правило, бывают рациональными и целеустремленными. Однако мы знаем, что наша связь с брендами и наше предпочтение одних продуктов другим проистекают из мотивов и ценностей, о которых потребители не знают сознательно.

Проективные методы полезны, потому что люди склонны иметь ограниченное понимание собственного поведения; Точно так же люди часто испытывают трудности с формулированием своих мотивов и желаний. В то время как прямой опрос работает хорошо в большинстве случаев, иногда исследователи рынка хотят исследовать более глубокие ценности и убеждения потребителей. В таких случаях проективные методы обычно используются в сочетании с прямым опросом в качественном исследовании.

Использование проективных методов, разработанных клиническими психологами

Проективные методы и тесты уходят своими корнями в клиническую психологию. Тест чернильных пятен Роршаха, вероятно, самый известный проективный тест, пришел из психоаналитической ветви клинической психологии и был популярен в 1960-х годах. Тест Роршаха на чернильные пятна предполагает использование неоднозначных изображений (чернильных пятен). Людей просят назвать то, что они видят, и ответы интерпретируются психологом, специально обученным для проведения теста.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — это широко используемый проективный метод, используемый в господствующей клинической психологии, когда показывается образ неоднозначной социальной сцены, и человека просят придумать историю, чтобы объяснить этот образ. Предполагается, что подсознательные или бессознательные чувства и убеждения будут «проецироваться» на неоднозначные стимулы.

Многие другие традиционные проективные техники также берут свое начало в клинической психологии, например, словесные ассоциации, ролевые игры и завершение предложений. Проективные техники позволяют психологам раскрыть глубинные ассоциации, эмоции и мыслительные процессы.

Использование проективных методов в исследованиях рынка

Хотя исследователи рынка интересуются глубокими эмоциями и мыслительными процессами, характерными для брендов и продуктов, их цель по-прежнему состоит в том, чтобы получить доступ к тем чувствам, мотивациям, отношениям, предубеждениям и познаниям, которые ниже рационального, сознательного сознания.

Некоторые проективные методы, такие как тест чернильных пятен Роршаха, специфичны для клинической психологии, но многие другие методы весьма полезны в маркетинговых исследованиях. Не все проективные техники включают проекцию в классическом психоаналитическом смысле; скорее, идея использования подсознательных ассоциаций и эмоциональных связей является целью проективных методов в исследованиях рынка. Хорошие исследователи рынка всегда будут подтверждать свои выводы из различных источников. Вполне вероятно, что результаты проективных методов впоследствии будут подтверждены опросными исследованиями, как и большинство качественных результатов.

Некоторые распространенные проективные техники включают словесные ассоциации, ассоциации образов, методы группировки и упорядочивания выбора, ассоциации образов с личностями потребителей и действия по персонификации.

Проективные методы обычно используются в глубинных интервью или традиционных фокус-группах. Эти методы, как правило, дают богатую и точную информацию и не требуют сложной вербальной грамотности или предусмотрительности. Участникам исследования часто нравятся эти упражнения, хотя основная цель не всегда им ясна.

Проективные методы могут иметь фундаментальное значение для исследования потребителей, особенно когда целью является понимание глубоких эмоциональных связей и познаний в отношении брендов, продуктов и услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *