Проективный метод в психологическом исследовании
Проективные методики — приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии установок, отношений и других личностных особенностей.
Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно проявиться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.
Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.
С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, существ, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности.
Проективные техники берут свои истоки в исследования Ф. Гальто-на, изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.
Позднее К. Юнг полагал, что эмоции влияют на способность личности к формированию и восприятию идей. Он подготовил список из 100 слов и внимательно следил за поведением людей, когда они пытались ответить другим словом на каждое из предложенных.
Многие ученые приветствовали метод свободных ассоциаций как перспективный диагностический инструмент для глубинного анализа личности. Некоторые психологи и сам Юнг настолько полагались на эффективность теста свободных ассоциаций, что пытались использовать его в ходе расследования преступлений.
В Америке Г. Кент и А. Розанов пытались диагностировать психическое расстройство на основе типичных свободных ассоциаций, воспроизведенных в ответ на список из 100 слов. Из этого почти ничего не вышло, поскольку пациенты (например, больные эпилепсией) практически не давали атипичных ассоциаций. Однако важным следствием этой работы было то, что ученые, обследовав около тысячи людей, составили обширный список ассоциаций здоровых людей (типичные ответы). А несколько позже Розанов с соавторами опубликовали результаты нового исследования: свободных ассоциаций у детей.
Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники.
Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Первой проективной методикой, т.е. той, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции — психологической концепции проекции, считается тест тематической апперцепции (ТАТ) американского психолога Генри Мюррея (1935). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.
Понятие «проекция» характерно тем, что в разных его трактовках отразилась свойственная психологии неоднозначность понимания даже важнейших категорий и понятий.
Проекция (от лат. — выбрасывание) как психологическое понятие появилось впервые в психоанализе и принадлежит Зигмунду Фрейду. Проекция рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта между бессознательными влечениями и установками общества, в соответствии с учением Фрейда, изживается благодаря особому психическому механизму — проекции. Фрейд, правда, упоминает и о том, что проекция не только возникает в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но и принимает самое большое участие в образовании внешнего мира. Однако это расширенное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией».
Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, но когда индивид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение. Такое понимание проекции — наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков — основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому многими психологами считается единственно обоснованным.
Атрибутивная проекция связана со способностью оценивать и усваивать отрицательную информацию о собственной личности и является нормальным процессом, не обязательно служащим защите «Я». Классическая проекция — это, если так можно сказать, более «патологический» процесс, ибо свидетельствует о неспособности согласиться с отрицательной информацией о себе (рисунок 11).
Помимо двух рассмотренных важнейших видов проекции в ряде работ выделяются и другие. «Аутической проекцией» было названо явление, которое объясняет восприятия объекта актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом».
Таким образом, теория проекции как теория психологическая имеет собственный путь развития. Поэтому при обозначении определенных методик, существующих как проективные, применяют к ним существующие концепции проекции, применительно к задачам диагностики личности.
Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция впервые использовалось Лоуренсом Франком (полное исследование в 1948). Им были выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:
- Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт).
- Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
- 3Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».
Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.
Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже существующим психометрическим. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.
Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:
- неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
- отсутствие ограничений в выборе ответа;
- отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».
Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности | ||
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика | ||
Проективные методы — группа психодиагностических методов целостного изучения личности, основанных на психологической интерпретации результатов проекции. Проективные методики направлены на диагностику таких психологических свойств и особенностей, которые не могут быть выявлены ни тестами, ни опросниками, — это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, личностные конфликты, доминирующие потребности, неопределенные психические состояния. З. Фрейд в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894 г.) описал основные защитные механизмы, в том числе и проекцию, которую определял как защитный механизм личности, устраняющий тревогу при осознании конфликта. По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и обеспечивают «снятие внутреннего конфликта», т. е. выступают средством разрешения конфликта между сознанием и бессознательным, З. Фрейд определял психологическую защиту как бессознательную стратегию «Я». Спорным остается вопрос о классификации психологических защит. Различные авторы по-разному определяют количество защит — от 4 до 23. 1. Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт). 2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта. 3. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой». Проективная гипотеза — проекция проявляется во всех сферах жизни личности. Проективные методики следует рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Уникальный материал, получаемый при работе с проективными методиками, позволяет выбрать разные уровни анализа — от так называемого объективного, ограничивающегося, скажем, указанием на количество увиденных деталей изображения, до не всегда поддающихся объективации гипотез, связанных с неосознаваемыми и непризнаваемыми личностью побуждениями. Основной особенностью проективных техник является представление субъекту задачи, которая является относительно неструктурированной. Это отсутствие структуры включает в себя двусмысленные или неопределенно определенные стимулы, с помощью которых субъект может придавать значение материалу стимула. Признаки проективных методик: — Неопределенность стимульного материала. Наиболее отличительной чертой проективных проективных методик является использование в них неструктурированной задачи, неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и др. Для того чтобы ситуация тестирования давала возможность человеку наделить ее собственным личностным смыслом, стимулы в ней должны быть многозначными, допускающими различную интерпретацию. Неопределенность стимульного материала обеспечивает неограниченный набор вариантов ответов в каждой методике. — Краткая инструкция (неструктурированная задача). Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. — Отсутствие ограничений в форме и содержании ответа При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т.п. Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции», «защитный механизм». Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов, считаются особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности. Для проективных методик характерен более общий (глобальный) подход к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Достоинства и преимущества проективных методик по сравнению с другими психодиагностическими методами: • Менее подвержены фальсификации ответов • Дают большую информацию о личностной сфере • Способствуют установлению контакта с испытуемым Считается также, что проективные методы облегчают демонстрацию содержания внутреннего мира субъекта, которое он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют ориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке [39]. Недостатки и ограничения проективных методик: • Методики имеют высокую валидность, но невысокую надежность. В отличие от тестов интеллекта или способностей при проективной диагностике практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. • Психолог проявляет «вторичную проекцию» на результаты испытуемого • Успешность интерпретации зависит от опыта работы психолога с методикой Проблемы надежности и валидности проективных методик. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Это следует из предположения, что чем менее однозначны и определенны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Критические замечания в адрес этих методик большей частью сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное, на субъективизм в интерпретации результатов. История возникновения проективных методов. Истоком проективных методов считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских теорий. А.И. Рабин [36] считает, что метод словесных ассоциаций, использовавшийся в клинических условиях К. Юнгом, является исторически первой проективной методикой. Ассоцианистская концепция в качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциацию. Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Ф. Гальтона. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина, К. Юнга и других. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как «Завершение предложений». Впервые для изучения личности «Завершение предложений» было использовано А. Пейном в 1928 г. Кроме ассоцианизма, теоретические истоки проективных методов можно искать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного. Необходимо было в эксперименте направить человека на решение особых заданий, которые позволили бы непроизвольно проявиться бессознательному в личности. Такого типа задания и включались в проективные методики. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии [34]. История проективных методик — это и хронология, отмечающая особо важные вехи развития проективной техники, и история развития проективного метода как целостного подхода к пониманию природы личности и способов ее экспериментального изучения. Одна из первых и самых популярных проективных методик — Метод чернильных пятен, была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом. Следующей вехой в истории развития проективных методов является 1935 год, когда впервые в журнальном варианте, под двойным авторством, появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изучения фантазии (К. Морган, Г. Мюррей). Проективные методики создавались в разное время, причем одни — чисто эмпирическим путем, другие — на основе общепсихологических или частных психологических концепций. К началу 40-х гг. XX века диагностика с помощью проективных методик стала очень популярной на Западе. Ныне она занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение к данным, получаемым с помощью проективных методик.
5.2. Классификация проективных методикНаиболее известной классификацией проективных методов является классификация Л. Франка, предложенная им в 1939 г. и переработанная в 1948 г. Классификация Л. Франка обладает рядом недостатков. Так, в соответствии с принципами классификации, предложенным им, некоторые тесты могут быть отнесены сразу к нескольким группам. Это подтолкнуло исследователей к созданию других классификаций: появились варианты, основанные на разделении методов по характеру стимульного материала, цели тестирования, функциональному применению и др. Примером развернутой классификации служит вариант Линдсея (1954). Рассмотрим перечисленные виды. Рис. 5.2. Стимульный материал теста Мира М. Ловенфельд Рис. 5.3. Сцена театра Психодрамы Дж. Морено Вопросы для повторения теоретического материала: Словарный тренинг: Тематика докладов и рефератов: Тематика сообщений по психодиагностическим методикам: Решение тестовых заданий: Работа с текстом: Задания к тексту: Работа с Интернет-ресурсами: Практические задания: 1. Анализ методики: 2. Проведение методики:
|
Проективные методы
Глубоко укоренившиеся установки и мотивы часто не озвучиваются респондентами при непосредственном опросе. Действительно, респонденты могут даже не осознавать, что придерживаются именно этих взглядов, или могут чувствовать, что их мотивы плохо на них сказываются. Проективные техники позволяют респондентам проецировать свои субъективные или истинные мнения и убеждения на других людей или даже предметы. Настоящие чувства респондента затем выводятся из того, что он/она говорит о других.
Проективные методы обычно используются во время индивидуальных или небольших групповых интервью. Они включают в себя ряд различных методов исследования. Среди наиболее часто используемых:
- Проверка словесных ассоциаций
- Тест завершения предложения
- Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
- Техники от третьего лица
Несмотря на обманчивую простоту, проективные методики часто требуют опыта квалифицированного психолога, чтобы разработать тесты и правильно их интерпретировать.
Related Readings (Kumar, V., Aaker, DA & Day, GS (1999). Essentials of Marketing Research. New York: John Wiley & Sons, Inc.; Rotenberg, R.H. (1995). Руководство для менеджера по маркетинговым исследованиям. , Торонто: Драйден, Зикмунд, В. Г. (1997. Исследование маркетинговых исследований, 6-е издание. Орландо: The Dryden Press)
Существует несколько способов использования словесных ассоциаций тестов:
- Список слов или фраз может быть представлен в случайном порядке респондентам, которых просят указать или написать слово или фразу, которые приходят им на ум;
- Респондентов спрашивают, какое слово или фраза сразу приходит им на ум, когда они слышат определенные торговые марки;
- Точно так же респондентов можно спросить о лозунгах и о том, что они предлагают;
- Респондентов просят описать неодушевленный предмет или продукт, придав ему «человеческие характеристики» или связав с ним описательные прилагательные.
Например, группу профессионалов в области туризма, работающих над созданием стратегического маркетингового плана для своего сообщества, попросили придумать личностные черты или «человеческие характеристики» для деревень, а также городов в их районе:
Деревни
- Безмятежный
- Консервативный
- Причудливый
- Дружелюбный
- Доступный
- Надежный
Города
- Дерзкий
- Бросился
- Либерал
- Модерн
- Холодный
Большинство представителей индустрии туризма приехали из городов и решительно заявляли, что городские районы исторически игнорировались в рекламных кампаниях. В результате этого и других упражнений они пришли к выводу, что сельские районы являются сильной стороной общей привлекательности дестинации и должны быть представлены в качестве ключевых элементов любой маркетинговой кампании.
Связанные материалы (Кумар, В., Аакер, Д.А. и Дэй, Г.С. (1999). Основы маркетинговых исследований. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc.; Ротенберг, Р.Х. (1995). Руководство для менеджера по Marketing Research, Toronto: Dryden; Zikmund, W.G. (1997). Exploring Marketing Research, 6th edition. Orlando: The Dryden Press)
В методе завершения предложения респондентам даются неполные предложения и их просят завершить мысль. Эти предложения обычно в третьем лице и имеют тенденцию быть несколько двусмысленными. Например, следующие предложения будут давать поразительные различия в том, как они были завершены, в зависимости от личности респондента:
«Отдых на пляже это…»
«Отдых в горах это…»
«Гольф для…»
«Обычный человек считает катание на лыжах. ..»
«Люди, которые посещают музеи are…»
Вообще говоря, тесты на завершение предложений легче интерпретировать, поскольку предоставленные ответы будут более подробными, чем в тесте словесных ассоциаций . Однако их намерения также более очевидны для респондента и могут привести к менее честным ответам.
Разновидностью этого метода является проверка завершения истории. Рассказ в словах или картинках дается респонденту, которого затем просят закончить его своими словами.
Связанные материалы (Кумар, В., Аакер, Д.А. и Дэй, Г.С. (1999). Основы маркетинговых исследований. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc.; Ротенберг, Р.Х. (1995). Руководство для менеджера по Marketing Research, Toronto: Dryden; Zikmund, W.G. (1997). Exploring Marketing Research, 6th edition. Orlando: The Dryden Press)
В Тематическом апперцептивном тесте (TAT) респондентам показывают одну или несколько картинок и спрашивают: чтобы описать, что происходит, какой диалог может вестись между персонажами и / или как может продолжаться «история». По этой причине ТАТ также известен как метод интерпретации изображений. (нажмите, чтобы посмотреть пример)
Хотя изображение, иллюстрация, рисунок или карикатура должны быть достаточно интересными, чтобы стимулировать обсуждение, они должны быть достаточно расплывчатыми, чтобы сразу не выдать, о чем проект.
ТАТ можно использовать по-разному: от выявления качеств, связанных с различными продуктами, до восприятия людей, которые могут использовать определенные продукты или услуги.
Например, респондентам показывали схематический логотип (нажмите здесь) и спрашивали, у какого направления будет такой логотип и что посетитель может ожидать найти. Некоторые из комментариев:
- Это заставляет меня думать о саду.
- Это город в деревне, очень даже так.
- Похоже на Нью-Йорк, с Эмпайр Стейт Билдинг прямо там.
- Успокаивающий, расслабляющий. Там есть дерево, так что вы можете видеть сельскую местность, и у вас есть фон с городом и зданиями, так что это региональный фокус.
Связанные материалы (Кумар, В., Аакер, Д.А. и Дэй, Г.С. (1999). Основы маркетинговых исследований. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc.; Зикмунд, WG (1997). Изучение маркетинговых исследований, 6-е издание. Orlando: The Dryden Press)
Техника от третьего лица больше, чем любая другая проективная техника, используется для выявления глубоко укоренившихся чувств и мнений респондентов, которые могут быть восприняты как негативно отражающиеся на личности. Люди часто приписывают себе «добродетели» там, где видят «порока» в других. Например, когда их спрашивают, почему они могут отправиться в круиз по Аляске, ответ может быть связан с качеством пейзажа, возможностью встретить интересных людей и узнать о другой культуре. Но когда задают тот же вопрос о том, почему сосед может отправиться в такой круиз, ответ вполне может быть из-за «хвастовства» или хвастовства.
Предоставляя респондентам возможность рассказать о ком-то еще, например, о соседе, родственнике или друге, они могут свободно говорить об установках, в которых они не обязательно признались бы сами.
Технику от третьего лица можно сделать более динамичной, включив в нее ролевую игру или репетицию. В этом случае респондента просят отыграть поведение или выразить чувства третьего лица. Этот подход может оказаться очень полезным, особенно при проведении исследований с детьми, поскольку они «знают», как поступили бы другие, но не всегда могут выразить это словами.
Related Readings (Kumar, V., Aaker, D.A. & Day, G.S. (1999). Essentials of Marketing Research . New York: John Wiley & Sons, Inc.; Zikmund, W.G. (1997). Изучение Marketing Research , 6th edition. Orlando: The Dryden Press)
Projective Techniques in Quality Market Research
Качественное исследование рынка часто направлено на углубление понимания мыслей и чувств потребителей по отношению к брендам, продуктам, концепциям, рекламе, социальным вопросам и другие важные темы. Проективные методы — это косвенные методы, используемые в качественных исследованиях. Эти методы позволяют исследователям задействовать глубокие мотивы, убеждения, отношения и ценности потребителей. Это важно, потому что психология уже давно говорит нам, что многое из того, что движет поведением, может быть эмоциональным и иррациональным по своей природе. В какой-то степени эти эмоциональные движущие силы поведения находятся за пределами сознательного понимания.
Потребители, как правило, осознают свои сознательные мотивы и процессы принятия решений. Поэтому, когда исследователь прямо спрашивает потребителя, почему ему нравится продукт, нравится бренд или конкурент, ответы, как правило, бывают рациональными и целеустремленными. Однако мы знаем, что наша связь с брендами и наше предпочтение одних продуктов другим проистекают из мотивов и ценностей, о которых потребители не знают сознательно.
Проективные методы полезны, потому что люди склонны иметь ограниченное понимание собственного поведения; Точно так же люди часто испытывают трудности с формулированием своих мотивов и желаний. В то время как прямой опрос работает хорошо в большинстве случаев, иногда исследователи рынка хотят исследовать более глубокие ценности и убеждения потребителей. В таких случаях проективные методы обычно используются в сочетании с прямым опросом в качественном исследовании.
Использование проективных методов, разработанных клиническими психологамиПроективные методы и тесты уходят своими корнями в клиническую психологию. Тест чернильных пятен Роршаха, вероятно, самый известный проективный тест, пришел из психоаналитической ветви клинической психологии и был популярен в 1960-х годах. Тест Роршаха на чернильные пятна предполагает использование неоднозначных изображений (чернильных пятен). Людей просят назвать то, что они видят, и ответы интерпретируются психологом, специально обученным для проведения теста.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — это широко используемый проективный метод, используемый в господствующей клинической психологии, когда показывается образ неоднозначной социальной сцены, и человека просят придумать историю, чтобы объяснить этот образ. Предполагается, что подсознательные или бессознательные чувства и убеждения будут «проецироваться» на неоднозначные стимулы.
Многие другие традиционные проективные техники также берут свое начало в клинической психологии, например, словесные ассоциации, ролевые игры и завершение предложений. Проективные техники позволяют психологам раскрыть глубинные ассоциации, эмоции и мыслительные процессы.
Использование проективных методов в исследованиях рынкаХотя исследователи рынка интересуются глубокими эмоциями и мыслительными процессами, характерными для брендов и продуктов, их цель по-прежнему состоит в том, чтобы получить доступ к тем чувствам, мотивациям, отношениям, предубеждениям и познаниям, которые ниже рационального, сознательного сознания.
Некоторые проективные методы, такие как тест чернильных пятен Роршаха, специфичны для клинической психологии, но многие другие методы весьма полезны в маркетинговых исследованиях. Не все проективные техники включают проекцию в классическом психоаналитическом смысле; скорее, идея использования подсознательных ассоциаций и эмоциональных связей является целью проективных методов в исследованиях рынка. Хорошие исследователи рынка всегда будут подтверждать свои выводы из различных источников. Вполне вероятно, что результаты проективных методов впоследствии будут подтверждены опросными исследованиями, как и большинство качественных результатов.
Некоторые распространенные проективные техники включают словесные ассоциации, ассоциации образов, методы группировки и упорядочивания выбора, ассоциации образов с личностями потребителей и действия по персонификации.
Проективные методы обычно используются в глубинных интервью или традиционных фокус-группах. Эти методы, как правило, дают богатую и точную информацию и не требуют сложной вербальной грамотности или предусмотрительности. Участникам исследования часто нравятся эти упражнения, хотя основная цель не всегда им ясна.
Проективные методы могут иметь фундаментальное значение для исследования потребителей, особенно когда целью является понимание глубоких эмоциональных связей и познаний в отношении брендов, продуктов и услуг.