Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Профессиональное самоопределение начинается с: Что такое профессиональное самоопределение личности (сущность понятия)

Содержание

Что такое профессиональное самоопределение личности (сущность понятия)

Содержание

  • Как соотносятся понятия профессионального и личностного самоопределения
  • Сущность профессионального самоопределения
  • Профессиональное самоопределение в педагогике — что это такое
  • Роль самооценки в профессиональном самоопределении личности
  • Человек как субъект профессионального самоопределения

Понятие профессионального самоопределения сегодня широко изучено разными авторами со всех сторон. Этот вопрос актуален не только среди ученых и психологов. Он касается каждого из нас. Что же такое профессиональное самоопределение?

Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения. Оно отражает процесс выбора и приобретения профессии человеком, оценка себя на основании внутренних и принятых в обществе критериев профессионализма.

Время информационных технологий и интернета, породило огромное количество феноменов в сфере человеческого труда.

Все больше специальностей полностью вытесняется с рынка за ненадобностью, все больше появляется новых и ранее неизведанных.

В такой нестабильной ситуации вынуждены работать все без исключения люди. Профессии, которые по сей день остаются актуальными, сильно модифицируются, начиная с изменений в технологиях производства, заканчивая новыми требованиями к специалистам.

Работа перестает быть для человека исключительно источником средств для существования. Значение профессионального самоопределения личности как одной из форм личностного самоопределения сильно возрастает.

Как соотносятся понятия профессионального и личностного самоопределения

Самоопределение – выбор и установка личностью индивидуальных жизненных ценностей и стереотипов поведения, потребностей и перспектив, установление критериев собственной оценки.

В процессе жизни личность познает и структурирует ее смысл, устанавливает цели своего существования: зачем живет, кем хочет быть и какое занимать место в обществе.

Условно, самоопределение является этапом социализации, объединением и сопоставлением знаний о себе и окружающей действительности.

По мнению исследователей, самоопределение является трехсторонним процессом, и может быть:

  • Личностным. Процесс формирования представления о нормах морали и собственных ценностях. Индивид осознает, каким он хочет стать в условиях нынешнего общества.

  • Профессиональным. Определение человеком сферы труда и будущей профессии. Принимается решение, где и кем он хочет трудиться.

  • Социальным, или жизненным. К этой категории относится поиск смысла жизни и жизненной стратегии, ответа на вопрос «Чего я хочу достичь?».

Личностное и жизненное самоопределение наделяет жизнь человека смыслом, нормами и целями. Профессиональное же самоопределение — это способ практической реализации поставленных целей.

Сущность профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение личности — это установление отношения к трудовой деятельности путем согласования человеком личных способностей и интересов относительно мира профессий.

Основные термины психологии профессионального самоопределения это:

Профессиональный выбор –становление личности относительно будущей сферы деятельности, осуществляющееся с учетом жизненного плана и целей.

Профориентация – комплекс мер и действий по оказанию личности специальной помощи в отношении выбора профессии.

Профконсультация – процесс оказания консультантом индивидуальной помощи по выбору специальности.

Профессионально важные качества — особенности человека, непосредственно включённые в процесс реализации трудовой деятельности и обеспечивающие ее качественное выполнение.


Сущность процесса профессионального самоопределения личности — это становление выбора, учитывая собственные возможности и задатки, а также сопоставление их с наиболее важными требованиями рынка труда и отдельных профессий.

Выбор специальности является показательной характеристикой зрелости личности, ее потребности в социально-психологической самореализации.

Человек в течение всей жизни постоянно анализирует, производит переосмысление своих достижений, самоутверждается в труде.

Этапы профессионального самоопределения личности — это возрастные периоды, через которые проходит большая часть людей.

Ученые считают, что профессиональное самоопределение — это формирование у человека собственных трудовых интересов и начинается оно в абсолютно неосознанном возрасте.

Так, Е.А. Климов выделяет:

  • Стадия допрофессионального развития личности (длится от 0 до 11 лет). У ребенка устанавливается игровая и учебная деятельность, в которой он приобретает элементарные жизненные навыки, интересы, отождествляет себя в некоторой мере с теми или иными видами труда.

  • Стадия выбора профессии или стадия оптации (длится от 12 до 18 лет). Происходит осознание общих интересов, наклонностей, собственных возможностей и как следствие выбор будущей профессии.

  • Стадия формирования профессионала (длится от 18 до 25 лет). Научение профессиональной деятельности, подготовка соответствующих знаний умений и навыков. Адаптационные процессы труда и начало работы.

На всех осознанных стадиях личностью устанавливаются и вырабатываются цели и задачи, которые впоследствии соотносятся с нормами и требованиями общества относительно определенного типа труда. Они сознательно реализуются через ресурсы, социальные интересы, ценности будущего специалиста.

Этап формулировки намерений и выбора профессии чаще всего связывают с периодом обучения юношей и девушек в старших классах общеобразовательной школы.

Профессиональное самоопределение в педагогике — что это такое

В широком смысле слова, педагогика – это наука о воспитании и обучении личности.

Современная система обучения детей в общеобразовательных школах предполагает помощь ученику в осознании значимости и осуществлении правильного и рационального выбора в отношении будущей профессии.

Школьники всерьез начинают задумываться о том, чем они будут зарабатывать на жизнь, примерно в возрасте 12-14 лет. Интерес к определенным профессиям на этом этапе часто связан с учебными предметами школы или внеурочной деятельностью в секциях и кружках. Ученики на этом этапе соотносят профессии с собственным мышлением не только по типу нравится — не нравится, а начинают оценивать определённые стороны и аспекты профессий.

Профессиональное самоопределение учащихся — это процесс становления у ученика интереса и личного отношения к трудовой деятельности.

Он осуществляется через согласование внутренних потребностей и социально-профессиональной направленности.

Грамотное оказание помощи подросткам в рамках педагогики необходимо, и включает в себя организацию психолого-педагогической поддержки, реализацию специальной деятельности, направленной на получение ответов на вопросы «Кем я хочу?» и «Кем я могу стать?».

Профориентационная работа в школе включает в себя:

  • Информирование. Возможность получения знаний о специальном образовании, современном рынке труда, видах востребованной трудовой деятельности, учебных заведениях, требуемых личностных качествах в определённых сферах труда.

  • Диагностика. Применение психологических тестов для выявления личностных качеств, черт характера, профессиональных намерений и предпочтений подростка.

  • Консультация. Обсуждение результатов диагностики, с целью адекватного соотнесения их с требованиями желаемой трудовой среды.

Роль школы в профессиональном самоопределении личности — это организация системы обучения, построенной на основе дифференциации (разделения) классов в соответствии с направленностью на изучение отдельных предметов. Со стороны профессиональных учебных заведений – их профильный уклон и предметность.

Реализация школьниками выбора в ситуации самоопределения происходит с помощью работы социально-педагогической службы, которая производит диагностику динамики профессий, разрабатывает модели самоопределения с учетом педагогического опыта, а также создания партнерства с современным производством.

Важно понимать, что итог профессионального самоопределения школьников — это окончательный выбор профессии. Задача школы в этом случае — сосредоточить внимание юношей и девушек на:

  • развитии профессионально важных качеств, относящихся к конкретной деятельности,

  • построении и коррекции профпланов,

  • самоподготовке и саморазвитии в выбранной профессии.

Роль самооценки в профессиональном самоопределении личности

Известно, что изучению самооценки в психолого-педагогических исследованиях отводится большая роль.

Самооценка – оценка человеком себя, своих индивидуальных качеств и собственного места в обществе.

В свете профессионального самоопределения этот термин означает оценку человеком соответствия уровня своих возможностей специфике определенной профессии.

Самопознание и самооценка являются необходимым условием выбора, который предполагает понимание человеком, что он хочет (предпочтения, жизненные планы), что может (способности и личностные качества), и что ждет от него будущая профессия. Это соответствие «Я-реального» и «Я-идеального».

Среди учеников старших классов адекватная и правильная самооценка (совпадающая с оценкой взрослых) редкость. Чаще всего подростки переоценивают собственные возможности, что влечет за собой неизбежное разочарование в будущей трудовой деятельности. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на любой профессии.

Возникающая потребность в знании собственных сил и перспектив, интерес и размышления о себе — это особенность взросления и один из главных критериев самоопределения как подростков, так и зрелых людей.

Человек как субъект профессионального самоопределения

Субъект профессионального самоопределения — это конкретная самоопределяющаяся личность. Выражаясь простым языком, субъект – это тот, кто выбирает, а объект – это то, что выбирают.

Субъект профессионального самоопределения — это человек, имеющий свои перспективы, способный к анализу и оценке собственных способностей, намерений и предпочтений.

Е.А. Климов описал основную типологию профессий, которая широко применяется в психологии труда по сей день. Согласно ей, субъектом труда всегда является человек, а объектом, на который направлена трудовая деятельность, может быть:

  •  Человек. К этому типу относятся все профессии, требующие плотного взаимодействия с людьми: обучение, воспитание, оказание услуг и пр. (педагог, актер, продавец).

  • Знак. Используются активно знаковые системы: буквенные, числовые, нотные (копирайтер, аналитик, брокер).

  • Художественный образ. Творческие профессии, предполагающие создание или сотворение нового, изучение искусства и пр. (художник, модельер).

  • Техника. Обслуживание, создание, а также эксплуатация техники (автомеханик, машинист, пилот).

  •  Природа. Изучение, охрана и использование природных объектов, их преобразование (эколог, аранжировщик цветов, ветеринар).

Профессиональное самоопределение — это важнейший этап на пути жизни любого человека. Оно заглядывает в далекое будущее, влияет на все последующие события и образ жизни человека.

Самые изученные и определяющие факторы профессионального самоопределения — это способности и комплекс личностных характеристик.

Профессиональное самоопределение — это показатель развитости личных притязаний, обоснованный оценкой собственных возможностей и задатков.

Условия формирования выбора четко описаны Е.А. Климовым. Согласно его подходу, факторы профессионального самоопределения это:

  1. Склонности личности

  2. Способности человека

  3. Престижность выбранной специальности

  4. Информированность о профессии

  5. Мнение родителей

  6. Мнение одноклассников и друзей

  7. Учет запросов рынка труда

  8. Личная перспектива (наличие предполагаемой программы действий для достижения успеха в избранной трудовой среде)

Профессиональное самоопределение — это начало всех трудовых намерений, некая психологическая готовность к совершению выбора человеком будущей профессии. Осознанная активизация этого процесса начинается в школьные годы, и продолжается при поступлении в профильное учебное заведение, приобретении специального образования. Далее оно превращается в адаптацию человека к профессии (овладение конкретной деятельностью) и заканчивается самореализацией личности в трудовом процессе.

 Развитие практики помощи в профессиональном самоопределении на сегодняшний день — это актуальное направление в педагогике и психологии. В свете появления новых специальностей и сфер деятельности необходимо помочь людям (в первую очередь старшеклассникам) разобраться в мире профессий и актуально соотнести собственные желания и возможности с имеющимся рынком труда.


Возврат к списку


Пока нет комментариев

«Профессиональное самоопределение педагога» | Статья:

 «Счастлив тот человек,
который с радостью идет утром на работу,
а вечером с радостью возвращается домой»
(народная мудрость)


«Профессиональное самоопределение педагога»

      Профессиональное самоопределение — осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. В психологическом плане означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации.
Профессиональное самоопределение – часть жизненного самоопределения, поиск и нахождение смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности.
Чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным “рабочим инструментом”. И, чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.
Что же такое профессионализм?
Профессионализм — степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.
Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессионально-значимыми качествами, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.
Саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не прироста знаний, умений и навыков. Призванием становится интерес, помноженный на труд.
Этапы профессионального становления.
В профессиональном становлении можно выделить две составляющее: становление личностное и становление статусное (внешнее). Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе.
Теперь давайте рассмотрим все этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении.
Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А.Климовым.
ОПТАНТ (или фаза оптанта, оптации). Этап выбора профессии.
АДЕПТ (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (обучение в специализированном учебном заведении: вузе, училище и т.д.)
АДАПТАНТ (или фаза адаптации, “привыкания” молодого специалиста к работе). Адаптации требует вхождение во многие тонкости работы. Кроме того, деятельность педагога связана со множеством непредвиденных ситуаций (хотя их типы, в общем-то, ограничены), для разрешения которых требуется определенный навык. Считается, что для педагога эта фаза длится 3-5 лет.
ИНТЕРНАЛ (или фаза интернала). Это уже опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутри профессии, стал “своим” как в сознании других, так и в самосознании.
МАСТЕР (или фаза мастерства). Работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.
АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, известный широко в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
НАСТАВНИК (или фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передает опыт молодым. Следит за их ростом, его жизнь наполнена осмысленной перспективой.

2. Диагностическая работа.
Время проведения: 20  минут.
Методика Резапкиной «Психологический портрет  педагога».
Учитывая, что именно в учебном учреждении происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к  педагогу, призванному обеспечить это становление. В каждом образовательном  учреждении есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов.
Человеку, способному к саморефлексии, методика «Психологический портрет  педагога» поможет увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны окружающим, и принять решение – меняться самому или оставить все, как есть.
Инструкция
Уважаемые коллеги! Эта методика поможет вам уточнить свой стиль преподавания и узнать некоторые личностные особенности. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте в соответствующей клетке крестиком или другим значком. ( всем педагогам раздаются напечатанный материал и карандаши, ручки)

1. В воспитании важнее всего
1) окружить ребенка теплотой и заботой;
2) уважительное отношение к старшим;
3) выработать у него определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в группе отвлекается, я не могу вести занятие
1) да; 2) нет; 3) в зависимости от настроения.
3. Когда  обучающийся на занятии излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
1) интерес; 2) смущение; 3) раздражение.
4. Если кабинет не приведен в порядок,
1) моя реакция зависит от ситуации;
2) я не обращаю на это внимания;
3) я не могу начать  занятие.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
1) часто; 2) в зависимости от ситуации; 3) редко.
6.Меня считают успешным профессионалом
1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет.
7. Для меня важнее
1) отношения с обучающимися; 2) с коллегами; 3) отношения с самим собой.
8. Меня утомляет интенсивное общение с людьми
1) да; 2) иногда; 3) нет.
9. Присутствие на занятии посторонних
1) воодушевляет меня;
2) никак не отражается на моей работе;
3) выбивает меня из колеи.
10. Я делаю замечание ребенку, нарушающему порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации; 2) нет; 3) обычно.
11.У меня сложились хорошие отношения с коллегами
1) да; 2) не со всеми; 3) нет.
12. Во время перемены я предпочитаю общаться
1) с обучающимися; 2) с коллегами; 3) лучше побыть в одиночестве.
13. Я почти всегда иду на занятие в приподнятом настроении
1) нет; 2) не всегда; 3) да.
14. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
1) да; 2) нет; 3) не уверен.
15. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) поддерживает мою инициативу;
2) не проявляет интереса к моей работе;
3) четко регламентирует мою работу.
16. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
1) обычно; 2) иногда; 3) сомневаюсь.
17. Дома я рассказываю о своей работе
1) часто; 2) иногда; 3) нет.
18. Случайные встречи с обучающимися за пределами  учреждения
1) доставляют мне удовольствие;
2) вызывают у меня чувство неловкости;
3) не вызывают у меня особых эмоций.
19. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливой или несчастной
1) часто; 2) редко; 3) никогда.
20. Замечания со стороны коллег и администрации
1) меня мало волнуют; 2) иногда задевают меня; 3) травмируют меня.
21. Во время  занятия я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации; 2) предпочитаю импровизацию; 3) всегда.
22. Для меня очень важно признание моих успехов другими людьми.
1) нет; 2) затрудняюсь с ответом; 3) да.
23. Я занимаюсь делом, которое соответствует моим способностям
1) да; 2) затрудняюсь с ответом; 3) нет.
24. Суждение, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
1) принимаю; 2) не принимаю; 3) принимаю частично.
25. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких
1) да; 2) иногда; 3) хватает.
26. Мысль о предстоящей встрече с обучающимися или коллегами
1) доставляет мне удовольствие; 2) особых эмоций не вызывает; 3) меня тяготит.
27. Когда я вижу, что обучающийся ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения;
2) игнорирую этот факт;
3) я плачу ему той же монетой.
28. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
1) почти все; 2) кое-что; 3) ничего не зависит.
29. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе
1) обычно; 2) иногда; 3) никогда.
30. В работе для меня важнее всего
1) привязанность учеников; 2) признание коллег; 3) душевный комфорт.
31. Успех занятия зависит от моего физического и душевного состояния
1) часто; 2) иногда; 3) не зависит.
32. В дружелюбном отношении со стороны коллег я не сомневаюсь
1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет.
33. Если обучающийся высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) пытаюсь понять его точку зрения;
2) перевожу разговор на другую тему;
3) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
34. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
1) да; 2) в зависимости от ситуации; 3) вряд ли.
35. Меня устраивает организация труда в нашем коллективе
1) да; 2) не совсем; 3) нет.
36. Если при мне незаслуженно наказывают обучающегося
1) я тут же заступлюсь за него;
2) один на один сделаю замечание коллеге;
3) сочту некорректным вмешиваться.
37. Работа дается мне ценой большого напряжения
1) да; 2) иногда; 3) нет.
38. У меня нет сомнений в своем профессионализме
1) да, сомнений нет; 2) затрудняюсь ответить; 3) есть сомнения.
39. По-моему, в детском коллективе важнее всего
1) возможность работать творчески; 2) отсутствие конфликтов; 3) трудовая дисциплина.
40. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
1) нет; 2) не знаю; 3) да.
41. Хорошая зарплата для меня – не главный мотив труда
1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет, главный.
42. Высказывание «Я ничему не могу научить этого  ребенка, потому что он меня не любит»
1) принимаю полностью; 2) не принимаю; 3) заставляет задуматься.
43. Мысли о работе мешают мне уснуть
1) часто; 2) редко; 3) никогда не мешают.
44. На собраниях и педсоветах я
1) часто выступаю по волнующим меня вопросам;
2) иногда выступаю по волнующим меня вопросам;
3) предпочитаю слушать других.
45. Я считаю, что педагог может повысить голос на ученика
1) нет; 2) затрудняюсь ответить; 3) да.
46. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом
1) да; 2) в некоторых случаях; 3) нет.
47. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают
1) крайне редко; 2) время от времени; 3) часто.
48. Во время каникул я испытываю потребность в общении с детьми
1) да; 2) нет; 3) иногда.
49. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
1) редко; 2) обычно; 3) всегда.
50. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
1) да; 2) не помню; 3) нет.
51. Непредвиденные ситуации на  занятиях
1) можно эффектно использовать;
2) лучше игнорировать;
3) только мешают учебному процессу.
52. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине
1) да; 2) не всегда; 3) нет.
53. Я получаю удовольствие от работы
1) да; 2) временами; 3) нет.
54. В конфликте между педагогом и  детьми я в душе встаю на сторону
1) ребенка; 2) учителя; 3) сохраняю нейтралитет.
55. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем
1) как правило; 2) не обязательно; 3) проблем со здоровьем нет.
56. Мои обучающиеся относятся ко мне с симпатией
1) да; 2) не все; 3) не знаю.
57. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их не-обоснованными
1) вызывают; 2) не знаю; 3) не вызывают.
58. Успех зависит от способностей и трудолюбия, а не от удачного стечения обстоятельств
1) да; 2) затрудняюсь ответить; 3) нет.
59. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи
1) да; 2) иногда; 3) нет.

Обработка методики заключается в подсчете отмеченных вариантов в каждом столбце и записи суммы баллов в нижних клетках.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из шести шкал дает основание отнести поведение  педагога, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в «Комментариях и интерпретации». Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки  педагога окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.

КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ.
1.1. Преобладание первого варианта говорит об особой значимости для педагога интересов и проблем детей. В основе отношений лежит безусловное принятие  обучающихся, которые безошибочно чувствуют человека, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На занятиях такого  педагога  дети чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как педагога, так и детей;
1. 2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для  педагога его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой.  Педагога мало интересует внутренний мир ребенка. В отношениях с таким педагогом  обучающиеся ведут себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения;
1.3. Преобладание третьего варианта говорит о «самодостаточности»  педагога, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и  детьми преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением). Возможно, круг интересов  педагога не исчерпывается  детскими проблемами, есть и другие возможности самореализации. Нередко в этом случае человек ищет опору в себе и вне учреждения.

2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Особенности поведения и восприятия  педагога во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы  с детьми, возможны нарушения двигательного и речевого поведения педагога, проблемы со здоровьем.
2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии педагога. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики; сниженные результаты при исследовании интеллекта. В отдельных случаях преобладание первого варианта может быть вызвано стремлением преувеличить свои проблемы;
2.2. Преобладание второго варианта или присутствие в равной степени всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния  педагога, которое, как правило, определяется тремя факторами в их различных сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них;
2. 3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы  педагога, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность  педагога благотворно влияют на психологический климат в учреждении, если только человек не стремится преуменьшить свои проблемы.

3. САМООЦЕНКА
Самооценка, или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления  педагога о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Педагогам, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с обучающимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности;  ребенка воспринимают как личность, заслуживающую уважения;
3.2. Преобладание второго варианта, а также наличие всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем;
3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности.

4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ
На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы  педагога или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.
4.1. Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле педагога.  Педагог привлекает  детей к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества  обучающихся. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость, естественность и доброжелательность в общении, способствующие эффективности обучения;
4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального (попустительского) стиля. Такой  педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу обучающимся, коллегам, родителям. Организацию и контроль работы  обучающихся ведет без системы, проявляет нерешительность, испытывает чувство зависимости от детей. Для такого  педагога  характерна низкая самооценка, тревога и неуверенность в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой;
4. 3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях.  Педагог использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия – приказ, поучение. На  занятиях дети такого педагога чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.

5. УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия педагога требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
5.1. Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе;
5.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни;
5.3. Преобладание третьего варианта говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Есть прямая зависимость между уровнем субъективного контроля педагога и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Педагоги, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».

6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ
Удовлетворенность трудом – общее понятие, отражающее степень душевного благополучия профессионала. Удовлетворенность трудом зависит от интереса к своей работе, личностных качеств человека, психологического климата в коллективе, условий работы, профессиональной успешности.
6.1. Преобладание первого варианта говорит о высокой степени удовлетворенности своим трудом, проявляющейся в интересе к процессу и результатам своей деятельности; конструктивных взаимоотношениях с коллегами и руководством, основанных на взаимоуважении. Уровень притязаний человека, удовлетворенного своим трудом, соответствует уровню его профессиональных достижений;
6.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной удовлетворенности человека своим трудом, низкой профессиональной мотивации, слабом интересе к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, трудностях трудовой адаптации;
6.3. Преобладание третьего варианта говорит о неудовлетворенности человека своим трудом, проявляющейся в отсутствии интереса к своей работе, демотивации, невозможности полноценной профессиональной самореализации на данном рабочем месте, проблемах трудовой адаптации.
То, что я делаю, я не назвал бы работой.

Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость,
ни с чем не сравнимая.  
Л. Ландау

Навигация по вашей карьере с помощью теории самоопределения | Тино Самбора | Potensia

Фото Марка Хербрехтера на Unsplash

Наш мир — это мир мотивации и ее отсутствия. Все, что мы делаем или не делаем, вызвано мотивацией или ее отсутствием. Все, с чем мы взаимодействуем, является следствием чьей-то мотивации или ее отсутствия. Мотивация вездесуща. Следовательно — в этом мире мотивации — знание того, что наука говорит об этом, даст вам некоторое представление почти обо всем.

Ведущей теорией человеческой мотивации является теория самоопределения (ТДС). Он основан на мотивационной психологии от экспертов со всего мира. Он разработан Ричардом М. Райаном и Эдвардом Л. Деси. Некоторые исследования человеческого поведения основаны на SDT, в том числе: страсть, самооценка и соответствие человека окружающей среде.

Эта статья расскажет о сути SDT и ее применении в карьере мореплавателя. Карьера — неотъемлемая часть жизни большинства людей в современном мире, и я думаю, что у SDT есть некоторые полезные идеи по этому поводу.

До появления SDT мотивация считалась одномерной. Кого-то можно было рассматривать только как высоко или низко мотивированного. Из-за этого наши знания о том, как мотивировать кого-то, в основном ограничивались кнутом и пряником и обращением к некоторым интересам. Затем появилась SDT, которая утверждает, что мотивация не является одномерной, существуют разные типы мотивации, и каждый тип по-разному влияет на рост и поведение человека.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внутренняя мотивация может быть определена как выполнение чего-либо, потому что это по своей сути интересно, приносит удовлетворение или доставляет удовольствие. Когда вы внутренне мотивированы, мотивация внутри вас готова выйти наружу и подтолкнуть вас к действию. Внутренняя мотивация часто проявляется как исследование и игра. Любые другие источники мотивации, которые не квалифицируются как внутренняя мотивация, такие как вознаграждение или наказание, считаются внешней мотивацией.

3 Основные психологические потребности

За последние 50 лет исследователи SDT со всего мира наблюдали, какие факторы окружающей среды влияют на внутреннюю мотивацию. Они однозначно установили, что:

  1. Вознаграждение и наказание подрывают внутреннюю мотивацию; и
  2. Отрицательная обратная связь подрывает внутреннюю мотивацию, тогда как положительная обратная связь усиливает внутреннюю мотивацию.

Это потому, что все люди имеют базовые психологические потребности из автономии и компетенции . Нам всем нужно чувствовать себя волевыми, самостоятельными и чувствовать, что мы одобряем наше поведение. Нам также необходимо чувствовать себя способными, аффективными и мастерскими в том, что мы делаем.

Исследователи ТДТ также обнаружили, что внешняя мотивация может быть интернализована таким образом, что мы можем выполнять внешне мотивированное поведение с чувством воли. Они обнаружили, что люди склонны усваивать внешне мотивированное поведение, если результатом такого поведения является 9.0025 оценили сами по себе И их важных других. Это связано с тем, что помимо автономии и компетентности у всех людей есть базовая психологическая потребность родства . Нам всем необходимо чувствовать заботу других. Чувствовать заботу о других и о других.

Интернализация внешней мотивации

SDT моделирует различные типы интернализации. Каждый тип отличается тем, что регулирует интернализация или ее отсутствие. Каждый регулятор отличается тем, насколько сильно он может интернализировать или насколько сильно он может сделать внешне мотивированное поведение волевым. Таким образом, модель утверждает, что мотивацию можно рассматривать как континуум от несамоопределяемого к самоопределяемому.

При внешнем регулировании мы действуем, чтобы получить награду или избежать наказания.

При интроецированном регулировании мы ведем себя так, чтобы соответствовать личным стандартам. Несмотря на то, что это личное, стандарт может быть получен из внешнего фактора, такого как желание быть равным или лучше в чем-то, чем кто-то другой. Этот регламент — палка о двух концах. Когда мы живем в соответствии со стандартами, мы чувствуем себя прекрасно, но когда мы этого не делаем, мы чувствуем вину и стыд.

С установленным регулированием мы действуем, потому что ценим последствия. Как упоминалось в предыдущем разделе, эта оценка обычно исходит из отношений с другими. Вполне вероятно, что мы усваиваем ценность наших родителей, друзей, любовников в той мере, в какой мы чувствуем близость к ним.

При интегрированном регулировании мы ведем себя, потому что ценим последствия — это означает, что поведение было идентифицировано — И что идентификация стала конгруэнтной с другими идентификациями, потребностями и опытом. Некоторые люди называют эту интернализацию «синтезом с собой».

Вот несколько примеров континуума. Каждый пример идет от внешнего к комплексному регулированию. Обратите внимание, что «<» означает «чувствует себя менее волевым, чем».

  1. Ходить в спортзал, чтобы не стыдиться лишнего веса < потому что все твои друзья толстые < потому что ты хочешь быть сильнее < потому что тебе есть кого защищать.
  2. Кодируешь, потому что тебе нужны деньги < чтобы стать лучшим программистом среди конкурентов < потому что ты хочешь быть умнее < чтобы сделать мир лучше для людей, которые тебе небезразличны.
  3. Создание музыки для продажи альбома < быть Джоном Майером < для самовыражения < для нахождения отклика у других.

Внешние и интроецированные правила группируются как управляемая мотивация . Это называется контролируемым, потому что с этими правилами мы чувствуем, что контролируем себя. Идентифицированные, интроецированные и внутренние регуляции сгруппированы в автономная мотивация . Это называется автономным, потому что с этими правилами мы чувствуем себя волевыми или самостоятельными.

Автономная и контролируемая мотивация влияет на нас по-разному. Исследователи однозначно установили, что автономная мотивация:

  1. Повышает креативность;
  2. Повышает способность решать проблемы;
  3. Повышает производительность;
  4. Создает положительные эмоции; и
  5. Результаты психологического и физического здоровья

тогда как контролируемая мотивация:

  1. Увеличивает вероятность обмана;
  2. Повышает вероятность беспокойства;
  3. Снижает производительность; и
  4. Приводит к психологическому и физическому недомоганию.

Таким образом, мораль исследования заключается в том, что мы должны стремиться к удовлетворению наших основных психологических потребностей и к тому, чтобы быть автономно мотивированными — или, другими словами, иметь самоопределение.

Вот несколько способов достижения вышеуказанных целей в контексте карьеры.

Поймите себя

С линзой SDT это означает понимание того, что вас интересует, что вы цените, в чем вы хороши и какие основные психологические потребности у вас есть или не удовлетворены.

Один из способов точно понять их — пройти психометрические тесты. С помощью теста The Big 5 Personality Traits вы можете увидеть, что вас может заинтересовать и в чем вы хороши. С помощью Индекса стремлений вы можете увидеть свои стремления и определить, являются ли они внутренними или внешними. С помощью Шкалы удовлетворения потребностей вы можете увидеть, какие основные психологические потребности у вас есть или не удовлетворены. Есть и другие тесты, которые вы можете пройти, чтобы понять другие аспекты себя.

Другой способ — оценить свою мотивацию. Попробуйте поместить все свои действия в континуум самоопределения. Это поможет вам понять, почему одни вещи сделать труднее, чем другие.

Следите за своими интересами

Если вам посчастливилось иметь интересующую вас работу на полный рабочий день, то я рад за вас. Это означает, что вы, вероятно, будете внутренне мотивированы при выполнении своей работы.

Работа, которая нам не интересна, — одна из самых частых тем, с которыми сталкиваются практикующие психологи. Что они предлагают? Попробуйте заниматься тем, что вам интересно, неполный рабочий день. Начните с малого. Это будет поддерживать вашу мотивацию и в конечном итоге может превратиться в то, чем вы сможете заниматься полный рабочий день. В большинстве случаев психологи советуют НЕ оставлять это позади.

Установление значимых связей

Наличие хороших друзей, любящей семьи или подходящей второй половинки удовлетворит вашу психологическую потребность в родственности и может очень помочь в усвоении внешне мотивированного поведения. Поэтому желательно поддерживать с ними хорошие отношения.

Общение с людьми с такими же интересами, ценностями, отношением или демографическими данными также удовлетворяет потребность в родстве. Вот почему рекомендуется выбирать работу, где вы связаны с людьми с такими критериями. В промышленной и организационной психологии это называется «соответствие человека группе». В качестве альтернативы, присоединяйтесь к сообществу или помогайте ему, это также хороший способ связаться с такими же людьми, как вы.

Выберите или создайте культуру поддержки автономии

Вот характеристики культуры поддержки автономии:

  1. Она ценит вашу точку зрения;
  2. Позволяет вам делать собственный выбор;
  3. Побуждает к исследованиям;
  4. Поощряет инициативу; и
  5. Это дает вам обоснование для каждого решения.

Спросите себя, поддерживает ли ваша рабочая культура автономию. Какая характеристика отсутствует и можно ли с этим что-то сделать. Хорошим началом перемен может быть выбор лидера. Желательно выбрать лидера, который поддерживает автономию, и, если возможно, поощрять его, если это не так.

Всегда старайтесь быть лучше в том, что вы делаете

Это удовлетворит потребность в компетентности. Вот почему вы должны выбрать рабочую среду, которая может постоянно ставить перед вами соответствующие задачи. Вы можете сделать это, оценив лидера, состояние компании, продукт, который она создает, и товарищей по команде, с которыми вы будете работать.

Вам также следует настроить некоторые показатели для измерения своих способностей. Как только вы узнаете, какие показатели измеряются регулярно, убедитесь, что вы становитесь лучше день ото дня.

Большинство исследовательских материалов SDT собраны из Оксфордского справочника по теории вовлеченности в работу, мотивации и самоопределения (Оксфордская библиотека психологии) и Оксфордского справочника по мотивации человека (Оксфордская библиотека психологии). Я бы порекомендовал первое, если вы хотите глубже погрузиться в ТДТ, и второе, если вы хотите изучить другие теории человеческой мотивации. Оба разработчика SDT Ричард М. Райан и Эдвард Л. Деси участвуют в создании этих книг.

Спасибо за прочтение, я бы закончил эту статью цитатой одного из разработчиков SDT:

Не спрашивайте, как вы можете мотивировать других людей. Вместо этого спросите, как вы можете создать условия, в которых люди будут мотивировать себя.

— Эдвард Л. Деси

— Тино Самбора

Что такое теория самоопределения (ТДТ) и почему это важно?

Самоопределение — это теория мотивации человека, разработанная психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном. Мотивация в данном контексте — это то, что побуждает нас действовать. [1] Теория рассматривает присущую человеку позитивную тенденцию к росту и выделяет три основные потребности, которые способствуют этому росту. Этими потребностями являются Автономия, Компетентность и Связь.

Компетентность – Необходимость ощущать, что наше поведение эффективно реализуется (чувствовать, что мы хорошо поработали). [2]

Автономия – Необходимость воспринимать поведение как добровольное и «… рефлективно самоодобряемое» [2] (чтобы чувствовать, что мы контролируем то, что делаем).

Родственность – Потребность «…взаимодействовать, быть на связи и испытывать заботу о других» [3] (иметь значимые отношения и взаимодействие с другими людьми).

Вот почему эти потребности так важны: SDT выделяет два типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Три потребности способствуют внутренней мотивации. Этот тип мотивации инициирует «поведение ради самого себя», потому что оно по своей сути приносит удовлетворение или привлекает. [1][4] Та врожденная человеческая склонность двигаться к росту, о которой упоминалось ранее, по существу является внутренней мотивацией.

С другой стороны, внешняя мотивация инициирует поведение ради получения вознаграждения (подробнее об этом позже) или достижения внешней цели. Хотя внешняя мотивация не приводит к автоматическому удовлетворению трех основных потребностей, SDT определяет различные типы внешней мотивации, которые могут (через процесс, называемый интернализацией) в конечном итоге обеспечить их поддержку. [5]

Вернемся к идее вознаграждения. В рамках этой концепции внешней мотивации есть как внешнее, так и внутреннее вознаграждение.

Внешнее вознаграждение может быть материальным, например, повышение зарплаты. Внутреннее вознаграждение неосязаемо и является внутренним, как получение признания через похвалу от вашего босса. Полезно понимать это различие, потому что внутреннюю мотивацию легко спутать с внутренней наградой. Простой способ запомнить это состоит в том, что мотивация всегда связана с поведением или деятельностью, а вознаграждение всегда является результатом. Таким образом, вознаграждения (будь то внутренние или внешние) относятся к внешней мотивации.

Как все это можно применить к мотивации труда?

Твердое понимание теории самоопределения бесценно в контексте оптимизации производительности труда, а также удовлетворения от работы. SDT часто применяется на рабочем месте, и была обнаружена очень реальная связь между рабочей средой, которая поддерживает три основные потребности, и положительными результатами, связанными с работой. [6] Теория может помочь работодателям понять, как лучше всего развивать и вовлекать своих людей, а также может помочь людям понять, как они могут добиться профессионального успеха.

Чтобы связать все это воедино, обширные исследования, посвященные СДТ, показали, что изучение различных типов мотивации и того, как они поддерживают три основные потребности (автономность, связанность и компетентность), имеет решающее значение для способности человека расти и процветать. Это полезная информация во многих контекстах, включая профессиональный мир.

Узнайте, как использовать Теорию самоопределения для оптимизации вашего рабочего места с помощью People Intelligence:

 

 

Ссылки

1. Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (н.д.). Дом. Получено 13 февраля 2018 г. с http://selfdeterminationtheory.org/

2. Niemiec, C.P., & Ryan, R.M. (2009). Автономия, компетентность и родство в классе: применение теории самоопределения к образовательной практике. Теория и исследования в области образования , 7 , 133-144.

3. Баумайстер Р.; Лири, М. Р. (1995). Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень . 117: 497–529. дои: 10.1037/0033-2909.117.3.497. PMID 7777651.

4. Райан Р. (1995). Психологические потребности и содействие интегративным процессам. Журнал Личности. 63 : 397–427. doi :1111/j.1467-6494.1995.tb00501.x.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *