Кафедра психологии и педагогики | AMIA.by
Кафедра осуществляет образовательную и научно-исследовательскую деятельность в области педагогики и психологии, оказывает практическую помощь подразделениям органов внутренних дел в воспитательной работе с личным составом. Особое внимание уделено подготовке кадров высшей квалификации по специальности «Юридическая психология».Информационный блок
Телефон: +375-17 289-23-95
Адрес: 220005, г. Минск, пр-т Машерова, 6А
Список основных публикаций кафедры
Руководство кафедры
Начальник кафедры психологии и педагогики
Мисун Елена Николаевна
полковник милиции
кандидат социологических наук, доцент
Краткая биография
В 1999 году окончила философско-экономический факультет Белорусского государственного университета, в 2010 году – аспирантуру Белорусского государственного университета.
В органах внутренних дел с 2000 года. Начинала службу в должности техника-лаборанта кафедры правовой информатики, в 2001–2013 годах работала преподавателем, старшим преподавателем, в 2013–2015 годах – доцентом кафедры философии и идеологической работы Академии МВД. Заместитель начальника кафедры философии и идеологической работы с июня 2015 года. Начальник кафедры психологии и педагогики с июня 2021 года.
Награждена медалью «За безупречную службу» всех степеней, юбилейными медалями. Удостоена других наград и поощрений.
Заместитель начальника кафедры психологии и педагогики
Гайкович Сергей Леонтьевич
подполковник милиции
Краткая биография
В 2011 году окончил уголовно-исполнительный факультет Академии МВД, в 2017 году – магистратуру Академии МВД.
В органах внутренних дел с 2006 года. В 2011–2015 годах проходил службу в должностях начальника отряда арестного дома исправительной колонии № 13, оперуполномоченного оперативного отдела исправительной колонии № 10, заместителя начальника режимного отдела лечебно-трудового профилактория № 8 УДИН МВД Республики Беларусь по Витебской области, в 2015–2019 годах – преподавателя, в 2019–2022 годах – старшего преподавателя кафедры уголовно-исполнительного права уголовно-исполнительного факультета Академии МВД. Заместитель начальника кафедры психологии и педагогики с октября 2022 года.
Автор многочисленных научных работ по вопросам изменения условий отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок, проблемам организации воспитательной работы с гражданами, находящимися в лечебно-трудовых профилакториях.
Награжден юбилейными и памятными медалями. Удостоен других наград и поощрений.
Кафедра: история и современность
Кафедра психологии и педагогики образована в 1992 году вследствие преобразования Минской высшей школы МВД СССР в Академию милиции. Начальником кафедры был назначен А. Н. Пастушеня. Кафедра обеспечивала преподавание ряда специальных психолого-педагогических дисциплин, в том числе в рамках подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сегодня за кафедрой закреплено более 50 учебных дисциплин, большей частью отражающих специфику организуемых Академией МВД курсов повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров.
Совместно с учебно-методическим управлением Академии МВД отработана четкая преемственная система психолого-педагогических дисциплин, позволяющая последовательно с учетом профессиональной специализации осуществлять профессионально-психологическое обучение будущих офицеров органов внутренних дел, а также переподготовку и повышение квалификации руководящего состава органов внутренних дел. Такая система обучения включает последовательное прохождение психологических дисциплин, начиная от основ психологии и педагогики на первых курсах, переходя далее к изучению профессионально значимых вопросов юридической психологии и завершая изучением специальных психологических дисциплин в зависимости от специализации будущих офицеров («Оперативно-розыскная психология», «Психология в деятельности милиции общественной безопасности», «Психология следственной деятельности», «Исправительная психология»). Комплекс учебных дисциплин предлагается также обучающимся на II ступени высшего образования (в магистратуре).
По учебным дисциплинам, преподаваемым кафедрой, подготовлены электронные учебно-методические комплексы. Освоено обучение сотрудников органов внутренних дел в рамках переподготовки по таким специальностям, как «Практическая психология в сфере правоохранительной деятельности», «Воспитательная работа с осужденными» (подготовка сотрудников воспитательных аппаратов исправительных учреждений) и «Психолого-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности» (подготовка полиграфологов для органов внутренних дел). По этим специальностям кафедра является выпускающей.
Профессорско-преподавательский состав кафедры регулярно привлекается к проведению занятий с личным составом органов и подразделений внутренних дел, министерств и ведомств Республики Беларусь по профилю юридической психологии, психологии управления, психологии служебной деятельности (труда), конфликтологии, психологии общения, психологии влияния, а также по тематике морально-психологической готовности личного состава (персонала организации) к решению оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки; проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфных устройств; стрессоустойчивости и эмоционально-волевого выгорания сотрудников.
Активная работа проводится в рамках культурного и творческого развития обучаемых. Так, профессор кафедры В. Л. Голубев многие годы выступает организатором ежегодного международного конкурса ораторского мастерства среди студентов «Цицероний».
Регулярно разрабатываются и внедряются в образовательный процесс разнообразные инновации – от бинарной лекции до групповых упражнений с элементами психотактического тренинга. Кафедра располагает необходимым учебно-методическим и научным потенциалом для дальнейшего повышения эффективности работы по всем направлениям деятельности.
Научно-исследовательская деятельность
Сотрудники кафедры планомерно участвуют в научно-исследовательской деятельности в рамках перспективных и внеплановых научно-исследовательских тем.
Кафедра является организатором серии республиканских и международных научно-практических конференций, среди них: «Индивидуальная управленческая концепция руководителя: психологические аспекты», «Актуальные проблемы кризисной психологии в деятельности сотрудников силовых структур», «Психолого-педагогические и этические аспекты формирования личности сотрудников органов внутренних дел», «Актуальные психологические проблемы в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Психологические аспекты совершенствования правоохранительной деятельности», «Актуальные психологические проблемы совершенствования правоохранительной деятельности».
Клиническая психология — Санкт-Петербургский государственный университет
Этот сайт использует cookies для сбора статистики и анализа работы сайта. Мы стараемся улучшить нашу работу, для этого мы подключили аналитические инструменты. Просим согласиться на сбор и обработку ваших метаданных или отключить cookies в настройках браузера.
Уровень обучения Cпециалитет
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 6 лет
Описание программы
- Основная образовательная программа специалитета «Клиническая психология» направлена на подготовку специалиста к будущей профессиональной деятельности клинического психолога, способного успешно решать психологические задачи в различных областях здравоохранения, социальной, пенитенциарной и профилактической практики, медицины и психологической науки
- Целью освоения специальности является формирование знаний в области теории, методологии и практике клинической психологии, о прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения. В программу входит формирование умений и навыков профессиональной деятельности в основных областях клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации и социально значимых заболеваний, профилактика, психогигиена и формирование здорового образа жизни, психологическое консультирование, психотерапия и реабилитация больных), овладение методами клинико-психологического исследования, а также теорией и практикой психологического вмешательства при работе с различными контингентами больных (детей и взрослых), лицами с пограничными психическими расстройствами, а также со здоровым населением
- Образовательная программа разработана с учётом профессиональных стандартов и мнения работодателей (профессиональных сообществ) о соотносимости компетенций выпускников и трудовых функций в области профессиональной деятельности
Основные учебные курсы
- Клиническая психология: введение в профессию
- Клиническая психодиагностика
- Клиническая психология в экспертной практике
- Невротические и личностные расстройства
- Нейропсихология
- Общая психология
- Общий психологический практикум
- Патопсихология
- Психологическая помощь в кризисных ситуациях
- Психологическое консультирование
- Психология зависимого поведения
- Психология нарушенного развития
- Психология развития
- Психология семьи и семейная психотерапия
- Психосоматика
- Психофизиология
- Социальная психология
- Теория и методы психотерапии
- Экспериментальная психология
- Профессиональная этика клинического психолога
- Программа включает широкий спектр дисциплин по выбору, которые способствуют самоопределению студента в психологии по направлениям:
- Психологическая диагностика и психологическое вмешательство в клинике
- Психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей
- Психология кризисов и экстремальных состояний
- Психология здоровья
- Судебная и криминальная психология
Преимущества обучения
- Непрерывное шестилетнее образование, включающее годовую практическую подготовку с индивидуальной и групповой супервизией, соответствующее международным требованиям для вхождения в индивидуальную психологическую практику
- Уникальная программа, в которой сочетаются традиции подготовки клинических психологов, заложенные классиком российской и советской медицинской психологии В. Н. Мясищевым, и разработки современных ученых и практиков
- Программа сочетает глубокую теоретическую подготовку и отработку практических навыков (в том числе, и на различных клинических базах СПбГУ, медицинских и социальных учреждений города Санкт-Петербурга) в основных областях и направлениях современной клинической психологии — патопсихологии, нейропсихологии, психологии здоровья, психологии соматически больного, психотерапии, психологического консультирования, социальной реабилитации, превенции поведенческих расстройств и социально-значимых заболеваний, а также в области психологической экспертизы, раннего вмешательства и психологического сопровождения детей и родителей
- Существенное внимание в программе обучения уделено вопросам методологии и освоению конкретных методов психологической диагностики и психологического вмешательства, как в клинике, так и в консультативной практике, обучение которым проводится под супервизией опытных преподавателей и квалифицированных психологов-практиков
- Возможность пройти обучение в течение семестра в ряде университетов Европы
- Выпускники имеют право на получение сертификатов EuroPsy — европейского стандарта профессиональной квалификации для ведения независимой практики
- Возможность участия в уникальных международных мероприятиях для студентов и молодых ученых — Зимней психологической школе, конференциях «Ананьевские чтения», «Психология XXI века»
Известные преподаватели
- О. Ю. Щелкова — руководитель программы «Клиническая психология», доктор психологических наук, профессор, эксперт Российского научного фонда (РНФ), координатор рабочей группы по Клинической психологии Федерального учебно-методического объединения по Психологическим наукам при Министерстве науки и высшего образования РФ, эксперт Российской Академии Наук (РАН), автор более 250 работ в области клинической психодиагностики
- В. А. Абабков — доктор медицинских наук, профессор, автор более 150 в области невротических расстройств и психотерапии, награжден знаком Министерства здравоохранения РФ «Отличнику здравоохранения»
- В.Д. Балин – доктор психологических наук, профессор, один из создателей электрофизиологического комплекса и лаборатории психофизиологии на факультете психологии СПбГУ, автор более 200 работ в области психофизиологии и теоретической психологии, награжден памятной медалью «Санкт-Петербургский университет»
- Н. Л. Васильева — доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), тренинг-аналитик PIEE (Психоаналитический институт для Восточной Европы), почетный президент Санкт-Петербургского общества детского психоанализа, член редакционного совета международного журнала Journal of Child Psychotherapy
- Г. Л. Исурина — кандидат психологических наук, доцент, одна из создателей личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, автор более 180 работ в области теории, методологии и практики психотерапии, член координационного совета Российской психотерапевтической ассоциации, имеет звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»
- Э. Б. Карпова — кандидат психологических наук, доцент, автор более 120 работ в области теории (психология отношений) и практики клинической психологии, среди которых статьи в «Психотерапевтическую энциклопедию», учебники и учебные пособия по психодиагностике, психосоматике, психологии экстремальных состояний и психической травме
- И. И. Мамайчук — доктор психологических наук, профессор, автор более 200 работ, среди которых учебники и руководства по детской клинической психологии, психологической помощи детям и подросткам с проблемами развития, а также психологической экспертизы, имеет звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»
- Р. Ж. Мухамедрахимов — доктор психологических наук, профессор, член Межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей при Министерстве труда и социальной защиты РФ, член Совета по Профилактике и Вмешательству Европейской Федерации Психологических Ассоциаций (European Federation of Psychologists Associations Board of Prevention and Intervention), член Всемирной ассоциации психического здоровья младенцев и детей раннего возраста (World Association for Infant Mental Health), автор около 200 работ в области психологии развития и клинической психологии, имеет звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»
- Е.В. Пестерева— кандидат психологических наук, доцент, ведущий специалист в области онкопсихологии, член Ассоциации онкопсихологов Северо-Запада, победитель XXI Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Психологический инструментарий года»: проект «Дети в ситуации онкологического заболевания: жизнь продолжается» (2020), автор более 70 научных публикаций
- Н. С. Хрусталева — доктор психологических наук, профессор, ведущий специалист в области психологии миграции, руководитель Центра международных проектов и программ Министерства науки и высшего образования РФ, имеет звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» и «Почетный профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова»
- А. В. Шаболтас — доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, ведущий специалист в области психологии здоровья, в том числе, разработки и лонгитюдной оценки превентивных вмешательств в области профилактики ВИЧ/СПИД и рискованного поведения, эксперт Всемирной организации здравоохранения (WHO) по вопросам этики проведения исследований в уязвимых группах населения, член президиума и председатель Этического комитета Российского психологического общества, член Этического совета Европейской федерации психологических ассоциаций от России, член Европейской ассоциации психологии здоровья, член координационного совета Российской психотерапевтической ассоциации и Санкт-Петербургского психологического общества, эксперт Российской Академии Наук
Международные связи
- Вильнюсский университет, Литва
- Йельский университет, США
- Норвежский университет науки и технологий, Норвегия
- Орхусский университет, Дания
- Пловдивский университет имени Паисия Хилендарского, Болгария
- Сарагосский университет, Испания
- Софийский университет имени святого Климента Охридского, Болгария
- Университет Бейра Интериор, Португалия
- Университет Витаутаса Великого, Литва
- Университет Делавэр, США
- Университет Минью, Португалия
- Университет Портсмута, Великобритания
- Университет Сантьяго де Компостела, Испания
- Университет Тохоку, Япония
- Университет Хьюстона, США
- Эдинбургский университет, Великобритания
- Ягеллонский университет, Польша
Практика и будущая карьера
Места прохождения практики
- ГБУ Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи имени И. И. Джанелидзе
- городские психиатрические больницы
- Детская городская больница № 2 святой Марии Магдалины
- дома ребенка
- кризисные и реабилитационные центры
- общественные организации и фонды, помогающие лицам с различными трудностями в области здоровья и социальной адаптации
- НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Горбачевой ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»
- психоневрологические диспансеры
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская Наркологическая Больница»
- Северо-Западный филиал федерального казенного учреждения «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
- Психологическая клиника СПбГУ
- специальные учреждения МВД РФ, ГУВД РФ
- телефоны доверия и службы онлайн консультирования
- учреждения УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
- ФГБУ «НИМЦ имени В. А. Алмазова» Минздрава России
- ФГБУ НИМЦ психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева
- Федеральный Центр по профилактике и борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями
- специализированные учреждения и коррекционные центры УФСИН РФ
- физкультурно-оздоровительные клубы, центр восстановительного лечения
- центры психологической диагностики и медико-психологической реабилитации МВД РФ
- центры социальной и психологической помощи населению
Перечень ключевых профессий
Подготовка профессионально компетентных специалистов обеспечивает конкурентоспособность выпускников в сфере психологической диагностики, экспертизы и психологической помощи гражданам в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты, общественных и хозяйственных организациях, административных и правоохранительных органах
- Клинический психолог
- Медицинский психолог
- Психолог
- Педагог-психолог
- Психолог-консультант
- Психолог служб экстренной психологической помощи
- Психолог в сфере социальной помощи
Организации, в которых работают выпускники
- Медицинские учреждения различного профиля
- Психологические службы правоохранительных органов (МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти, Северо-Западный филиал МЧС России)
- Реабилитационные центры
- Службы психологической и кризисной помощи
- Социальные службы
- Специализированные дома ребенка
- ФГБУ «НИМЦ имени В. А. Алмазова» Минздрава России
- ФГБУ НИМЦ психиатрии и наркологии имени В. М. Бехтерева
- ФГБУ «НИМЦ онкологии им. Н.Н. Петрова»
- ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»
Аккредитация
Программа прошла международную аккредитацию Direction for Evaluation and Accreditation Andalusian Knowledge Agency (DEVA-AAC) в рамках институцинальной аккредитации Факультета психологии, сертификат от 03.05.2019
Психологическая служба Министерства внутренних дел
Психологическая служба занимается вопросами психологии катастроф; психология антикризисного управления; координация отделов психологии в силовых структурах и кадровой психологии
Основное описание и деятельность отдела психологии Департамента кадров Министерства внутренних дел (МВД)
Психологическая служба МВД занимается 4 основными направлениями:
- Психология бедствий
- Психология антикризисного управления
- Координация отделов психологии в силах безопасности
- Психология персонала
Психология бедствий и психология управления кризисными ситуациями – это относительно новое направление, на которое мы успешно ориентируемся в последние годы в отношении связи Министерства внутренних дел с Интегрированной спасательной системой (IRS). Мы участвуем в анализе и планировании антикризисного управления, подготовке тренингов и симуляций IRS, разработке методических указаний и рекомендаций для чрезвычайных ситуаций. Кроме того, Отдел психологии МВД координирует работу психологов полиции и пожарно-спасательной службы или оказывает непосредственную психосоциальную поддержку чешским гражданам в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в Чешской Республике или за рубежом (таких как цунами в Юго-Восточной Азии, 2004 г., теракт в Египте, 2005 г., авария поезда EuroCity108 в Студенке – Северная Моравия, 2008 г., наводнения в 2009 г.в Чехии).
Работа в области антикризисного управления включает в себя образовательную деятельность, когда мы передаем информацию и знания в отдельные отделы и региональные рабочие места IRS, а также законодательное сотрудничество в этой области. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с международными партнерами и участвуем в различных мировых проектах – обмен опытом, сотрудничество и координация исследований в области безопасности и чрезвычайных ситуаций, активное участие в международных конференциях (в рамках ЕС или других государств, таких как Израиль или США). Кроме того, мы тесно сотрудничаем с чешскими учреждениями и организациями, такими как Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Карлов университет в Праге или Чешские авиалинии, а также с неправительственными организациями.
В соответствии с Законом № 361/2003 Сборник (Закон о службе сил безопасности Чехии) — Отдел психологии МВД стал психологическим и методологическим координационным центром для ведущих психологов сил безопасности Чехии (Полиция, пожарно-спасательная служба Служба, Таможенное управление, Служба тюрем, Информационная служба безопасности, Управление внешних сношений и информации), что способствует сотрудничеству между силами безопасности в области психологической деятельности.
В рамках направления психология персонала мы занимаемся процедурами отбора, оценки кандидатов и обучения новых сотрудников. Психологический отдел предлагает консультации, поддержку и психотерапию для сотрудников МВД и членов их семей, а также у них есть возможность связаться с анонимным телефоном доверия (7/24).
Отдел психологии отдела кадров, 17 февраля 2010 г.
Распечатать Эл. почта Твиттер Фейсбук
Христианское душепопечительство: Моя жизнь, призвание и служение душепопечительства
Д-р Джон Споуд, LPC-S, LCDC, NCC, CSC
Эта статья во многом станет историей моего собственного пути веры и понимание. Оглядываясь назад, даже на некоторые моменты моей ранней жизни, я вижу, как мое призвание и опыт привели меня к этому моменту. Я научился полагаться на свою веру и цель, которую Бог развил во мне за предыдущие годы моего служения, и на все другие возможности, которые Он предоставил мне.
Хотя я стал христианином, когда был совсем молодым, моя вера и посвящение познанию Бога и служению Ему не ослабли. Это было движущей силой решений, которые я принял относительно своего призвания в жизни и, как следствие, моего образования. Я вижу эту веру как основу всего. Это не уникальная точка зрения. Некоторые из наиболее одаренных христианских консультантов, с которыми я работал, также посвятили свою жизнь призванию служения. По моему опыту, христианское консультирование — это не просто профессия, а призвание. Господь хочет использовать подготовленных профессионалов, чтобы говорить истину в жизни Своих детей или потенциально вести заблудших к истинному исцелителю, Иисусу Христу.
Я помню свой призыв в министерство, как будто это было вчера. Я был молодежным стажером, учился в университете и был на пути к окончанию медицинского факультета. Я посетил молодежное возрождение, спонсируемое моей детской церковью в моем родном городе. Во время призыва к алтарю я почувствовал присутствие Господа на себе, призывающего меня отказаться от планов учебы в медицинской школе в обмен на Божье призвание в моей жизни. Я подошел к алтарю, поклонился и помолился, и боролся с Богом. Я боролся со своим призванием и просил Его о благосклонности и благословении и о том, что я не хочу сдаваться, если только Он не пойдет со мной и впереди меня и не защитит мой путь. Я также сказал Богу, что мне нужно ясное знамение Его помазания в моей жизни и служении для Его Царства. В этот самый момент я почувствовал каплю помазания на затылок. Сначала я подумал, что это была чья-то слеза у алтаря (и, честно говоря, это, вероятно, средство, которое Бог использовал для общения со мной в тот момент), но когда я сидел в присутствии Господа, Я понял, что это было Его святое помазание на мою жизнь и служение. Я могу свидетельствовать о Божьей верности более 20 лет спустя.
Я также помню развитие своего призвания. Моя первая полноценная работа в служении была в Первой баптистской церкви среднего размера. Я только что получил степень бакалавра и молился о том, какую степень магистра получить. Когда я встречался со студентами в моем молодежном служении и с их семьями, я начал понимать, что я не был должным образом подготовлен, чтобы по-настоящему помочь в стольких их нуждах. По указанию моего старшего пастора я неоднократно направлял членов церкви к профессиональному консультанту. В ситуациях, когда люди имели дело с разводом, зависимостью, самоубийством или насилием в семье, им нужно было больше, чем просто кто-то, кто читал бы с ними Библию и молился, хотя это также было необходимо. Им нужен был профессиональный консультант. Но я был разочарован, зная, что квалифицированных христианских советников трудно найти, и ненавидя посылать мою церковную семью в светский мир, который не удовлетворял бы их глубочайшие духовные потребности. Я начал чувствовать призвание получить степень магистра образования в области консультирования. Я столкнулся с препятствиями, пытаясь примирить этот путь с моим призванием к служению, не в последнюю очередь потому, что многие служители и уважаемые наставники не могли понять, почему я выбираю этот путь, а не типичный путь Учителя Богословия к служению. Тем не менее, эти 18 лет спустя я был благословлен в своей жизни и служении за то, что был послушен Божьему призванию и плану для моей жизни, хотя это и не было типичным.
Я имел честь служить в служении более 20 лет на должностях помощника семейного служения, старшего пастора и служителя по делам семьи и молодежи. Я также был удостоен звания почетного пастора в церкви, в которой я служил 15 лет. Я проработал более 10 лет в христианском консультационном центре, и 11 лет работал школьным консультантом и учителем. Я также являюсь директором Центра исследований и докторантуры и доцентом Хьюстонского баптистского университета с 2015 года. Излишне говорить, что я могу приписать эти и многие другие события только руке Бога в моей жизни и Его многочисленным благословения в моей жизни.
Мой опыт христианского консультирования
Сфера христианского консультирования одновременно старая и новая. Многие сочли бы пророков Ветхого Завета советниками, освещавшими путь тем, кому они передавали Слово Господне. С другой стороны, я помню время в не столь отдаленном прошлом, когда сфера консультирования и церковь были двумя совершенно разными направлениями. Некоторые считали, что Церковь предназначена для провозглашения Слова Господа, для евангелизации и спасения, крещения и ученичества. Взгляды, которых придерживалась одна из первых церквей, в которых я работал, — идея о том, что служители должны направлять прихожан на частную консультацию, если их проблемы связаны с разводом, наркотиками, мыслями о членовредительстве или мыслями о самоубийстве, потому что пасторы не занимались такими вопросами. как часть их служения — не было чем-то необычным.
Были также церкви и служители, которые считали душепопечение чисто светским и гуманистическим занятием, которому нет места ни в церкви, ни даже в жизни любого истинно верующего. Но у меня была философская проблема с обоими этими подходами. Я считал, что христиане должны быть подготовлены и готовы помогать людям во всех трудностях, которые может повлечь за собой жизнь, а не только в тех, которые удобно вписываются в предпочитаемую нами церковную парадигму. Ведь «Услышав это, Иисус сказал им: не здоровые нуждаются во враче, а больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Марка 2:17; все места Писания в статье от Новая международная версия ). Как христианин, я чувствовал, что это призвание означает, что я должен быть готов удовлетворить нужды и помогать всем.
Итак, несмотря на эти дебаты в церкви, я начал стремиться к получению степени магистра в области консультирования. Спустя почти 20 лет я получил сертификаты в нескольких областях. Я лицензированный профессиональный консультант-супервайзер, лицензированный консультант по химической зависимости, сертифицированный школьный консультант и сертифицированный национальный консультант. За свой более чем десятилетний опыт я обнаружил, что качественных ресурсов для практикующих христианских психологов немного.
Обзор христианского душепопечения в Священном Писании
Хотя христианское душепопечение как дисциплина в церкви и даже в области психического здоровья все еще развивается, идеи, лежащие в основе христианского душепопечения друг друга, и дары, которые помогают нам в этом давно описано в писаниях. Фактически, Библия определяет несколько духовных даров, которые вдохновляют практику христианского душепопечения.
Когда я думаю о духовных дарах, я всегда сначала думаю об одном из моих любимых отрывков из Библии: «Как у каждого из нас одно тело со многими членами, но не у всех членов одно и то же дело, так во Христе мы, многие образуют одно тело, и каждый член принадлежит всем остальным. У нас разные дары по данной нам благодати». (Римлянам 12:4-6а)
Среди даров, часто встречающихся у советников, есть проницательность, милосердие, увещевание, слова мудрости, слова знания, пастырство, служение и помощь. Проницательность, как видно из 1 Коринфянам 12:10, позволяет консультантам отличать истину от путаницы и ошибок, а также позволяет им определять источники определенного поведения и работать над тем, чтобы привести поведение своего клиента в соответствие с тем, что истинно, благородно, правильно, чистым, прекрасным или достойным восхищения (Филиппийцам 4:8; Min Tools, 2017).
Увещевание — еще один духовный дар, который часто могут использовать консультанты. Этот дар, как видно из Римлянам 12:8, позволяет консультантам идти рядом со своими клиентами и помогать им, предлагая ободрение, мудрость и утешение. Милосердие, как видно из Римлянам 12:8, позволяет консультантам не только по-настоящему видеть, с чего начинают их клиенты, но и смотреть на них с состраданием и любовью, с надеждой и верой в то, что они могут стать лучше. Дар милосердия определяется как чувствительность к тем, кто страдает, искреннее сочувствие к их страданиям, высказывание слов сострадания и забота о страдающих делами любви, чтобы облегчить их страдания (Min Tools, 2017).
Размышляя о даре Святого Духа, меня особенно поразила наша обязанность использовать эти дары, как объясняется в этом отрывке из 1 Коринфянам 12:
«Каждому дается проявление Духа на общее хороший. Одному дается Духом весть мудрости, другому весть знания, тем же Духом, иному вера, тем же Духом, иному дар исцеления, тем же Духом, иному чудесные силы, иному пророчество, иному различение духов, иному говорение на разных языках, и иному истолкование языков. Все это работа одного и того же Духа, и Он распределяет их между каждым, как Он определяет». (1 Коринфянам 12:7-11)
Консультанты часто обладают духовными дарами, подобными перечисленным выше и другими, такими как мудрость и проницательность. Христианские консультанты призваны использовать свои дары на общее благо, на благо наших клиентов, и прославлять Бога. Или, как сказано в 1 Петра 4:10: «Каждый должен употребить полученный им дар на служение другим, верно преподнося Божью благодать в ее различных формах». Использование даров проницательности или увещевания, чтобы наставлять Божий народ и удовлетворять потребности чьего-то разума, тела и духа, — это способ исполнить Его призвание служить другим и верно распоряжаться Своей благодатью.
Важно также отметить, что даже данные духом дары можно и нужно развивать. Бывают времена, когда Бог через Святого Духа увеличивает наши дары на определенное время. Я также верю, что по мере того, как мы используем наши духовные дары, наша собственная вера возрастает, а по мере того, как наша вера возрастает, увеличивается и выражение наших духовных даров. Эти идеи лежат в основе моего понимания христианского консультирования как нечто большего, чем просто профессия, но как служение и призвание, в котором духовные дары могут быть использованы и выражены во славу Божию.
Священные Писания не только указывают на дары и дела Святого Духа, побуждающие нас наставлять наших братьев и сестер, но также указывают, какой должна быть цель верного наставления. Я всегда надеюсь помочь своим клиентам расти и демонстрировать плод Духа: «Плодом же Духа являются любовь, радость, мир, терпение, доброта, милосердие, верность, мягкость и самообладание. Против таких вещей нет закона.» (Гал. 5:22-23). Этот мир и даже наши собственные тела и умы могут подорвать нашу способность в полной мере испытать их в своей жизни. Консультирование может помочь, когда человеку нужно какое-то вмешательство, чтобы снова наладить свою жизнь, и кто может лучше помочь в этом процессе, чем другой христианин, который также идет тем же путем.
Растущая потребность в обществе
Но иногда быть христианином, быть тем, кто любит Господа, кто изучал Его слово и стремился практиковать Его веру, все еще недостаточно, чтобы помочь людям в разгар кризиса. Когда-нибудь христиане должны пойти еще дальше, чтобы получить образование в рамках своего поклонения Богу и узнать больше о человеческом мышлении и поведении. Однако ресурсов для христианских советников не хватает.
В душе Американского университета: от протестантского истеблишмента к установившемуся неверию, Марсден (1996) описывает удаление христианства из лучших исследовательских университетов по всей стране. В определенные периоды истории считалось, что христианская наука лидирует почти во всех областях, но христиане и исследования, на которые повлияли христиане, все чаще отодвигались на обочину современной науки. Я убежден, что христианские профессионалы и ученые нуждаются в поддержке сейчас больше, чем когда-либо, чтобы быть солью и светом, быть в мире, но не от него. Удовлетворение реальных потребностей нашего современного общества в области психического здоровья через призму цели и призвания Христа в нашей жизни жизненно важно.
Более чем когда-либо наша культура отделена от Бога. Это разделение проявляется в усилении опасений по поводу рискованного поведения, такого как злоупотребление наркотиками, насилие, расстройства пищевого поведения, подростковые самоубийства и издевательства. Это не говоря уже о возросшей распространенности фактического диагноза психических расстройств, таких как генерализованные тревожные расстройства, клиническая депрессия, биполярное расстройство, СДВГ, расстройства аутистического спектра и многие другие (Американская психологическая ассоциация, 2013).
Обзор христианского консультирования Spectrum
В ответ на эту растущую потребность в нашем обществе христиане воспользовались своими духовными дарами и призванием последователей Христа, чтобы интегрировать свою веру в консультирование. Однако примечательно, что не только христиане признавали роль духовности в психическом здоровье. Американская ассоциация консультирования создала Ассоциацию духовных, этических и религиозных ценностей в консультировании (АСЕРВИК), которая будет более подробно обсуждаться позже.
Как христианин я также признаю, что существуют библейские учения, в которых ясно говорится, что мы больше, чем физические существа. Зачастую традиционные консультанты игнорируют духовное здоровье человека, которое напрямую связано с общим психическим здоровьем. Может быть трудно эффективно лечить чьи-то проблемы с психическим здоровьем, не затрагивая при этом духовный компонент. Несмотря на то, что христианские консультанты почти всегда согласны с тем, что решение духовных проблем важно, все же не все они следуют одной и той же модели консультирования.
Различные виды христианского консультирования
По мере того, как новые области развиваются и совершенствуются, в них обычно возникают споры и разные мнения о надлежащем выполнении профессии. Сфера христианского консультирования ничем не отличается. Коллинз (1991a) утверждает, что «область христианского консультирования разнообразна и сложна» (стр. 3). Поскольку область христианского консультирования сложна и разнообразна, ее может быть трудно понять. В статье «Четыре модели консультирования в пастырском служении» д-р Тимоти Келлер, пастор, а не советник, описывает четыре модели душепопечения. Он также объясняет различные модели христианского консультирования таким образом, чтобы пасторы и церковные лидеры, которые не являются советниками, могли начать понимать эту область. Кроме того, он определяет, какие организации поддерживают модель.
Первая модель, обсуждаемая Келлером (2010), — это «Модель уровня объяснения». Эта модель в основном утверждает, что Библия и психология касаются разных аспектов человеческой жизни. Эту модель поддерживают Христианская ассоциация психологических исследований (CAPS, 2017) и Школа психологии Фуллера. Вторая модель, обсуждаемая Келлером (2010), — это «модель интеграции». Эта модель утверждает, что и Библия, и психология обращаются к «человеческой природе, к тому, что в ней не так и как ее можно исправить» (Keller, 2010). Когда Библия и психология противоречат друг другу, христианский консультант, использующий эту модель, допускает, чтобы Священное Писание превалировало над утверждениями психологии. Эта модель поддерживается Школой психологии Роузмид в Университете Биола в Ла-Мираде, Калифорния; Американская ассоциация христианских советников и реформатская богословская семинария в Джексоне, штат Массачусетс, согласно Келлеру (2010).
Третья модель — «Модель христианской психологии» (Keller, 2010). Келлер (2010) утверждает, что суть этой модели заключается в том, что она содержит «очень сильную критику современной психологии в сочетании с определенной готовностью использовать психологические термины и методы». Эта модель поддерживается Теологической семинарией Завета в Сент-Луисе, штат Миссури.
Четвертая и последняя модель, представленная Келлером (2010), — это модель библейского консультирования. Модель библейского душепопечения также называется внушающим душепопечением. Короче говоря, эта модель поддерживает достаточность Священных Писаний для лечения психических заболеваний и процесса исцеления. Эта модель обычно подходит к психологии и использованию психологического лечения с особой осторожностью. По словам Келлера (2010 г.), эта модель связана с Национальной ассоциацией консультантов по внушению (NANC, 2017 г.) и Фондом христианского консультирования и образования (CCEF, 2017 г.). В 2013 году Национальная ассоциация консультантов по внушению изменила свое название на Ассоциацию сертифицированных консультантов по библейскому учению (ACBC, 2017).
В то время как Келлер (2010) обобщает сферу деятельности христианских консультантов в ясной и краткой форме для пасторов, он также упускает из виду различия, существующие в этой области. Многие практикующие могут называть себя «христианскими советниками»; однако не все имеют в виду одно и то же, когда используют этот термин. Из-за большого разнообразия и расхождений между различными практиками многим трудно понять различия, существующие в этой области.
Здесь также важно отметить, что консультанты в целом все больше осознают важность веры, религии и духовности по отношению к терапии и терапевтическому процессу. В 1964, Дрейкфорд, опубликовал книгу под названием «Психология в поисках души: обзорное исследование психологии религии ». Эта книга является фундаментальной книгой для понимания истоков и раннего применения психологии религии.
В более современные времена Американская ассоциация консультирования (ACA, 2017 г.) одобрила компетенции ASERVIC (Ассоциация духовных, этических и религиозных ценностей в консультировании) (2009 г. ). Эти компетенции предназначены для работы в сочетании с этическим кодексом ВДА и не являются христианскими по своей природе. ASERVIC был разработан, чтобы позволить клиенту представить и установить границы использования религии и духовности на сеансе консультирования. Эта ассоциация, хотя и светская по своему характеру, также поддерживает интеграцию некоторых принципов, обсуждавшихся до сих пор, для клиентов, заинтересованных во включении этих типов компонентов в свое терапевтическое лечение.
Все эти различные мнения о том, как правильно и этично интегрировать веру, религию и духовность, указывают на несколько вещей. Во-первых, область христианского консультирования молода и развивается. Во-вторых, необходимо иметь больше каналов для большего количества голосов, связанных с христианским консультированием.
Повышение квалификации христианского консультанта имеет решающее значение для успеха христианского консультирования в целом. На самом деле, H Norman Wright (1986) писал:
«Самый важный элемент в процессе консультирования — это вы! Да, вы, человек, проводящий консультации. Это не отрицает важность служения Святого Духа, или молитвы, или Слова Божьего. На самом деле это означает, что вы, консультант, либо блокируете эффективность этих других элементов, либо являетесь проводником, помогающим человеку использовать их в своей жизни. Личные качества, убеждения и поведение служителя-консультанта являются наиболее важными факторами, определяющими успех консультирования. Это не означает, что служитель является образцом совершенства. Скорее, это означает, что он или она находится в процессе роста, изменения и обретения с помощью Святого Духа тех качеств, которые производят зрелость». (стр. 19).
Хотя я не уверен, что полностью согласен с приведенным выше утверждением, я верю, что Господь выбирает действовать через людей, чтобы вызывать изменения и побуждать обиженных людей становиться ближе к Богу. Поскольку советники являются сосудом, который использует Господь, я считаю важным обучать и снаряжать их для служения, которое им было дано.
Джон Споуд, доктор философии, LPC-S, LCDC, NCC и CSC, является доцентом педагогики Хьюстонского баптистского университета. Доктор Спеде является директором Центра исследований и докторантуры HBU. Доктор Спеде — опытный ученый, посвятивший себя служению своему сообществу. Недавно доктор Спеде был награжден премией за выдающиеся заслуги Техасской консультационной ассоциацией.
Ссылки
Американская ассоциация христианских советников (2017). Получено с http://www.aacc.net/ в июне 2019 г.
Американская ассоциация консультирования (2017 г.). Получено с http://www.counseling.org/ в июне 2019 г.
Американская психологическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Ассоциация духовных, этических и религиозных ценностей в консультировании (2009 г.). Компетенции для решения духовных и религиозных вопросов в консультировании. Получено с https://www.counseling.org/docs/default-source/competencies/competencies-for-addressing-spiritual-and-religious-issues-in-counseling. pdf?sfvrsn=8, июнь 2019 г.
Ассоциация сертифицированных библейских советников (2017 г.). Получено с https://biblicalcounseling.com/2013/09/nanc-proposed-name-change/ в июне 2019 г.
Христианская ассоциация психологических исследований (2017 г.). Получено с https://caps.net/ в июне 2019 г..
Христианский консультационный и образовательный фонд (2017). Получено с https://www.ccef.org/ в июне 2019 г.
Христианские советники Техаса, CCTx (2017 г.). Получено с http://www.cctx.org в июне 2019 г.
Коллинз, Г.Р. (1991а). Практические примеры христианского консультирования . Даллас, Техас: Издательство Word.
Коллинз, Г.Р. (1991b), Совершенство и этика в консультировании . Даллас, Техас: Издательство Word.
Совет христианских колледжей и университетов (2017 г.). Получено с https://www.cccu.org/ в июне 2019 г.
Дрейкфорд, Дж.В. (1964). Психология в поисках души: обзорное исследование по психологии религии. Нэшвилл, Теннесси: Broadman Press.
Библия , Новая международная версия. (1984). Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Зондерван.
Келлер, Т. (2010). Четыре модели консультирования в пастырском служении. Искупитель города в город. Получено с https://c4265878.ssl.cf2.rackcdn.com/redeemer.1709191425.Four_Models_of_Counseling_in_Pastoral_Ministry.pdf, июнь 2019 г..
Марсден, Г.М. (1996 ). Душа американского университета: от протестантского истеблишмента к установившемуся неверию . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Пайпер, Дж. (1996). Желая Бога: размышления христианина-гедониста . Multnomah Books Publishers, Inc.: Сестры, Орегон.
Общество христианской психологии (2017). Получено с http://www.christianpsych.org/wp_scp/publications/christian-psychology/ в июне 2019 г.
Минимальные инструменты (2017). Список духовных даров и определения. Получено с https://mintools.com/gifts-list.htm в июне 2019 г.
Spoede, J. (2016).